Когда ребёнок начинает ползать? Упражнения на фитболе. Упражнения для укрепления мышц рук

Детский психолог

Вопрос, как отучить ребенка от рук, возникает у мамы не сразу, поскольку в течение нескольких первых недель она готова держать его в своих объятиях практически круглосуточно, слушая стук маленького сердечка и вдыхая детский аромат.

Однако постепенно новоиспечённая родительница начинает понимать, что ребёнок постоянно находится на руках, а это не позволяет заниматься домашними делами и отдыхать. Желание «делегировать» малышу большую самостоятельность вполне разумно, но стоит выбрать для этого правильное время.

Давайте разберёмся, когда малыш сможет сам отказаться от крепких маминых объятий, стоит ли вообще носить новорождённого на руках и как избавить грудничка от этой привычки таким образом, чтобы не навредить его психике.

За девять месяцев нахождения в материнской утробе кроха привыкает к тесноте матки, биению женского сердца, равномерному покачиванию, определённой температуре тела, запаху. Подобные условия обеспечивают комфорт и безопасность.

Но в один прекрасный момент всё меняется. Новорождённый оказывается в совершенно незнакомом и непонятном мире, к которому нужно приспособиться. А делать это необходимо с помощью материнской любви и нежности.

Специалисты называют первые 3 месяца «четвёртым триместром». Подобное сравнение вполне уместно, поскольку ребёнок, хоть уже и не связан с матерью пуповиной, полностью зависит в физическом и эмоциональном плане от неё.

Близость материнского тела успокаивает малыша, даёт ему ощущение надёжности. Именно мамины объятия и её забота приводят к возникновению так называемого базового доверия к окружающему миру, которое потом трансформируется в открытость ко всему новому и желание познавать пространство.

Кроме того, нахождение на материнских руках благотворно влияет и на физическое развитие ребёнка.

Чаще всего в шестимесячном возрасте, когда ребёнок приступает к ползанию, начинает активно познавать окружающий мир, понемногу становится более самостоятельным, время нахождения в материнских объятиях значительно сокращается.

Итак, частое нахождение в материнских объятиях способствует лучшему развитию младенца, формированию чувства защищённости и уверенности в себе. Однако одновременно может возникнуть и привычка к маминым рукам, если не соблюдать некоторые условия.

  1. Некоторые родители стремятся удовлетворить любую потребность новорождённого, откликаясь буквально на каждый писк. Если постоянно держать малыша на руках, когда он бодрствует, можно ненароком сформировать болезненную зависимость.
  2. До четырёхмесячного возраста дети нередко страдают от кишечных колик, сопровождающихся болевым синдромом. Один из способов облегчения состояния – ношение на руках и прикладывание к материнскому животику. Такая помощь часто перерастает в привычку находиться на маминых ручках.
  3. Привычка может выработать и во время болезненного состояния у малыша. Если он температурит, кашляет, плохо себя чувствует по причине режущихся зубиков, то выходом становится укачивание на материнских руках.

Ручной ребенок понемногу подрастает, трудности первых месяцев жизни уходят, однако зависимость от укачивания и маминых объятий остаётся и только крепнет. Малыш привык к подобному положению вещей и совершенно не желает отказываться от нахождения на материнских руках. Что делать в этом случае?

Весомые поводы для отучения

Прежде чем задумываться над вопросом, как отучить грудного ребенка от рук, следует понять, а стоит ли вообще это делать именно в этом возрасте. Как мы уже говорили, следует дождаться определённого срока, когда малыш будет готов к отучению.

Однако бывают ситуации, когда отказ от телесного контакта обусловлен рядом вполне объективных факторов.

  1. Новоиспечённая мама слишком устаёт от домашних хлопот. В такой ситуации следует поговорить с супругом или бабушками, которые могут перенять часть обязанностей. Если же это нельзя реализовать на практике, то нахождение крохи на руках стоит ограничить. Ему нужна отдохнувшая мать.
  2. Ещё одна весомая причина – вынужденный выход матери на работу раньше окончания декрета. В этом случае маму должны заменить бабушки, нянечки. А свою любовь родители будут компенсировать крохе в свободное время.
  3. Некоторые мамочки слишком беспокоятся о своих детях, предпочитая держать их на руках, а не пускать на пол или в песочницу. В такой ситуации начинать работу стоит не с ребёнка, а с мамы, поскольку её тревожность передаётся малышу.
  4. Ребёнок, который уже способен ползать или, тем более, ходить, должен самостоятельно изучать мир, разумеется, под родительским присмотром. Поэтому следует спускать подросшего малыша с рук и отправлять на «покорение» окружающего пространства.

Отдельные матери уверены, что даже новорождённый ребёнок не должен находиться на руках. Это не совсем верная позиция, поскольку появившийся на свет малыш нуждается в телесном контакте с мамой. Всего должно быть в меру, поэтому не забывайте целовать, гладить и поднимать кроху на ручки.

Чтобы отучить грудничка и ребёнка постарше от родительских рук, необходимо учитывать детский возраст. Соблюдение рекомендаций и советов специалистов позволит матери отдохнуть или выполнить домашнюю работу.

Вопрос, как отучить новорожденного от рук, некорректен, поскольку, как уже было отмечено, в этот период он связан с мамой в физическом и эмоциональном плане. Важно лишь не превратить естественную потребность в привычку.

Специалисты советуют соблюдать умеренность в вопросе ношения на руках. Поднимать малыша нужно, когда он сам об этом «просит». Однако не следует дожидаться того момента, когда детский призыв перерастёт в истеричный приступ. Своевременная родительская реакция обеспечит правильное развитие ребёнка и формирование доверия к миру.

Ребёнку в 4 месяца, конечно же, важно находиться рядом с матерью, однако постоянное стремление быть на руках у него постепенно исчезает. К тому же теперь он может следить за мамой глазками, что порой достаточно для ощущения безопасности.

4-месячный младенец любит играть, поэтому можно отвлекать его внимание с помощью простых развлечений.

  • Если лежащий в постельке ребёнок плачет, требует, чтобы его подняли на руки, мама может успокоить кроху с помощью игры «Ку-ку». Родитель прячется за кроваткой, потом появляется и весело произносит «Ку-ку». Обычно малыш мгновенно включается в забаву и начинает улыбаться.
  • В 4 месяца любимыми игрушками младенца остаются погремушки и мобили. Шумящие приспособления великолепно развивают моторику и координацию движений, а мобиль способствует совершенствованию зрительного восприятия. К тому же они прекрасно отвлекают малыша от желания побывать на маминых ручках.

Ребёнку и в 4 месяца важно понимать, что мать рядом, а он в полной безопасности. Поэтому не обязательно брать кроху на ручки, но вот гладить его, целовать и разговаривать с ним нужно постоянно.

В полугодовалом возрасте ребёнка уже не мучают колики, так досаждавшие в 3 и 4 месяца. Однако теперь малыша беспокоят режущиеся зубы. Из-за болевых ощущений кроха может плакать, однако обычно матери уже разбираются, когда слёзы вызваны объективной причиной, а когда детский рёв – всего лишь манипуляция. В последнем случае помогут дельные советы от специалистов.

Ни в коем случае не оставляйте ребёнка одного на постели, диване или на развивающем коврике. Малыш, изучающий мир, способен заползти куда угодно. Обеспечить безопасность младенцу можно, поместив его в манеж.

В 7-8 месяцев

Многие специалисты советуют именно в этот период отучать младенца от рук, если он до сих пор постоянно использует маму в качестве качалки и переноски. Однако действовать необходимо последовательно и крайне осторожно, чтобы не нанести малышу травму.

Берите его с собой, когда готовите обед. Естественно, ребёнка нужно обезопасить от многочисленных опасностей, которые его ожидают на кухне. Например, можно посадить кроху на стульчик для кормления или в манеж, который наполнен игрушками. В процессе готовки с маленьким «компаньоном» разговаривают, рассказывая о приготовлении еды.

С 1 года

Первый юбилей обычно знаменует относительную самостоятельность ребёнка. И чаще всего отучить от рук удаётся гораздо раньше, однако иногда случается так, что малыш продолжает проситься на ручки, а мама вынуждена постоянно укачивать упитанного бутуза.

Для отучения от привычки ребёнка нужно отвлекать с помощью различных игровых приспособлений: детского пианино, машинки, толокара, кубиков и прочих игрушек. Самое главное – нужно помнить, что малыш и в два годика не способен долго играть в одиночестве, поэтому нужно быть рядом с ним в процессе игры.

Помогут справиться с привычкой полезные психологические приёмы.

Второй год жизни – время, когда малыши пробуют манипулировать взрослыми, добиваясь своего. Поэтому важно различать, когда ребёнку действительно нужна ваша помощь и поддержка, а когда можно решить проблему «малой кровью».

Чаще всего сокращают тактильное взаимодействие с ребёнком, когда тому исполняется 7-8 месяцев. В этом возрасте он уже отличается самостоятельностью: ползает, сидит, кушает прикорм.

Однако не всегда малыш добровольно соглашается с подобным решением. В этом случае не нужно особо настаивать, чтобы избежать стресса или психологической травмы. Некоторые ребятишки отказываются от маминых ручек только после годовалого возраста.

Если не получается отучить от ручек или вы временно решили отказаться от этой идеи, воспользуйтесь переноской-кенгуру, которым можно пользоваться с рождения и до годовалого возраста. Однако для новорождённого придётся подбирать специальный вкладыш, поскольку держать его вертикально категорически не рекомендовано.

Для перемещения новорождённого лучше использовать специальный слинг: май-слинг, переноску с кольцами или переноску-шарф. Все они представляют своеобразный карман, который формируется путём обматывания тканевого отреза вокруг маминого тела.

Такие виды слингов позволяют совсем маленьким ребятишкам располагаться в горизонтальной позиции у мамы на животе. А вот полугодовалых младенцев уже можно размещать вертикально и за спиной у родительницы.

Кроме того, следует подумать, почему ребёнок устраивает истерики при отлучении от маминых рук. Вполне вероятно, что малыш видит постоянные семейные скандалы или ощущает некоторую отстранённость матери. Помните, что до 7-месячного возраста стоит воздерживаться от отучения детей от родительских объятий.

Если мать в течение всей ночи бродит по комнате с ребёнком на руках, которые не желает спать в кроватке, необходимо что-то делать и как можно быстрее. Обычно уже полугодовалый ребёнок способен спать практически всю ночь без пробуждений.

Популярный теледоктор Комаровский убеждён, что если ребёнок засыпает исключительно на руках, виноваты родители, которые неверно организовали дневной режим. При налаживании распорядка обычно проблема исчезает самостоятельно.

Как отучить малыша ночью от рук? Следует придерживаться некоторых рекомендаций от специалистов.

Если у вас никак не получается укладывать ребёнка без укачивания, отмечаются прочие симптомы чрезмерного возбуждения, обратитесь к педиатру. Возможно, придётся пройти обследование и последующее лечение.

Краткое резюме

Итак, подведём краткие итоги нашего разговора, сформулировав основные моменты.

  • Новорождённый ребёнок жизненно нуждается в материнских объятиях.
  • Привычка находиться на руках формируется в первые месяцы жизни, если малыш болеет или мама ощущает повышенную тревожность.
  • Зависимость не означает, что матери нужно забросить все дела, чтобы носить малыша на руках в течение всего дня.
  • Оптимальный возраст для начала отучения – 7-8 месяцев, однако ориентироваться стоит всё же на самого ребёнка, его индивидуальные особенности.
  • Продолжительность отучения и сам результат будет зависеть от характера малыша, силы его привычки и маминой настойчивости.

Если вы стремитесь отучить ребёнка от ручек, то стоит подбирать способы, которые позволят максимально безболезненно и без особых проблем избавить кроху от привычки. Самое главное – помните, что малыши растут очень быстро, поэтому, возможно, вы совсем скоро будете с ностальгией вспоминать детские объятия и желание ребёнка побыть рядом с вами.

Здравствуйте, я — Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

На запор у ребенка в 4 месяца указывает вполне определенные нарушения в организме и изменения в самочувствии. Малыш в таком возрасте в среднем должен какать до трех раз за сутки, это касается крох, питающихся материнским молоком. Детки-искусственники какают реже, так как смесь переваривается дольше.

Нормой считается и если грудной ребенок опорожняется всего раз в 3-4 дня, но при этом не беспокоится и нормально прибавляет в весе. Такая ситуация свидетельствует о том, что компоненты женского молока усваиваются пищеварительной системой полностью.

Запор у новорожденных детей и малышей постарше это не только отсутствие стула на протяжении суток и больше. О развитии констипации говорят в том случае, если младенец начинает:

  • Во время дефекации сильно тужиться и кишечник при этом опорожняется не сразу.
  • Беспокоиться, плохо спать.
  • Притягивать ножки к животику и выгибать спинку. Данный признак указывает на колики в животе.

Обратить внимание нужно и на консистенцию каловых масс. Четырехмесячный младенец должен испражняться мягкими каловыми массами, которые выходят из организма в виде кучки. Появление отдельных фрагментов, сухих шариков и фекалий в виде плотной колбаски указывает на нарушение в работе кишечника.

Если затруднения при дефекации возникают у ребенка постоянно и сопровождаются как перечисленными признаками, так и повышением температуры тела, снижением веса и иными симптомами, то нужно установить причину патологии. И сделать это можно только совместно с врачом.

Наиболее вероятные причины затрудненной дефекации в 4 месяца

Запор у 4 месячного ребенка, питающегося исключительно молоком мамы, может быть вызван неправильным рационом женщины. Наваристые бульоны, большое количество животных жиров, отсутствие растительных продуктов делает женское молоко менее полезным для пищеварительной системы младенца. На работе кишечника негативно отразится и постоянные проблемы с опорожнением у самой женщины. Если причина костипации крохи кроется именно в этом, то мамочке достаточно изменить свое питание и все нормализуется.

У детей искусственников на возникновение затрудненной дефекации влияет смесь. Чаще всего к закреплению кишечника приводит питание, которое неправильно разводили, делали более густым. Реже ребенку не подходит именно марка питания и стоит ее заменить и работа пищеварительной системы сразу нормализуется.

Груднички отреагировать задержкой стула могут на нехватку питьевой воды. Малыши обязательно должны пить не менее 70 мл бутилированной воды за день, пить им дают между кормлениями. И это касается не только детей-искусственников, но и малышей, находящихся на натуральном вскармливании.

Рассмотренные выше причины развития констипации у четырехмесячных детей нельзя считать патологией. Если пересмотреть питание мамы и ребенка, наладить питьевой режим и правильно подобрать смесь, то обычно это облегчает дефекацию и запор больше не возникает.

Но есть также ряд патологий, которые могут проявляться затрудненной дефекацией и требуют специального лечения. Постоянно возникающий запор у грудничка в 4 месяца может быть признаком:

  • Дисбактериоза. При данном нарушении меняется соотношение полезных и вредных микроорганизмов в пищеварительной системе, что в свою очередь негативно сказывается на усвоении пищи.
  • Патологий нервной системы. Чаще от запоров страдают те дети, которые получили родовую травму, при ДЦП.
  • Рахита. При быстром развитии ребенка на первом году жизни его организму может не хватать кальция и витамина Д. Недостаток этих микроэлементов влияет не только на состояние костной ткани, но и снижает тонус мышц, что и ослабляет работу кишечника. Согласно статистическим данным в первый год жизни у большой половины деток есть незначительные признаки рахита и если давать в это время витамин Д в рекомендованной врачом дозировке, то заболевание никак не проявится и пройдет само по себе.

При повторяющихся запорах у малышей нужно исключить такие заболевания, как болезнь Гиршпрунга, долихосигма, лактазная недосточность. В последнем случае затрудненная дефекация чередуется с появлением жидкого стула.

Часто возникающая констипация у малышей на четвертом месяце жизни может быть связана с незрелостью пищеварительной системы. У некоторых малышей органы пищеварения адаптируются к перевариванию новой пищи еще в первые недели после рождения. У других становление работы системы ЖКТ продолжается вплоть до полутора-двух лет и поэтому у них часто бывают запоры, поносы, срыгивания, спазмы в животике.

При отсутствии стула на протяжении нескольких дней нужно выяснить получает ли ребенок достаточное количество пищи. В этом могут помочь контрольные измерения массы тела, также ребенок должен мочиться не менее 10 раз за сутки, быть активным, играть и хорошо спать.

Для выяснения причины постоянных запоров нужно обратиться вначале к педиатру, который может направить к гастроэнтерологу и другим узким специалистам. Проведенное обследование покажет, есть ли грубые нарушения в организме, которые нужно устранять лекарственными препаратами или иными методами терапии.

Как помочь ребенку при запорах

При повторяющихся запорах у ребенка в 4 месяца мама должна в первую очередь его обследовать в медицинском учреждении. Что делать для нормализации работы кишечника врач скажет после диагностики. Если никаких сопутствующих патологий не обнаружится и соответственно не будет лекарственного лечения, то нужно будет полностью пересмотреть питание ребенка и его режим дня.


Проблемы с дефекацией возникают реже, если:

  • Четырехмесячный ребенок пьет воду. По две-три ложечки детской воды из бутылки малышу можно давать между кормлениями или непосредственно перед ними. Хорошо помогает справиться с запором отвар чернослива, кураги с добавлением изюма.
  • Малыш много двигается. С четырехмесячным ребенком полезно заниматься на фитболе, его нужно чаще выкладывать на животик. Хорошо мышцы брюшного пресса стимулируются, когда малыша из положения лежа за ручки приподнимают вверх.
  • Ребенку делать массаж животика и ежедневно легкую гимнастику.

При частых запорах с четырех месяцев уже можно ребенку давать овощное пюре, яблочный сок. Вначале сок разводят напополам с водой и его количество не должно быть больше половины чайной ложки. В первый раз лучше дать пюре из кабачков – овощ отваривают, хорошо разминают и начинают малыша понемногу им кормить. Докорм вводят перед основным кормлением. При упорной констипации к овощному пюре можно добавлять несколько капель растительного масла.

Предотвратить можно правильным подбором смесей. Если имеется склонность к затрудненной дефекации, то помимо обычной адаптированной смеси ребенка два-три раза в день желательно поить кисломолочным питанием или смесями с пробиотиками.

При остро развивающемся запоре, то есть когда ребенок не может покакать и при этом плачет, тужится, краснеет, помощь должна быть оказана немедленно. Облегчить выход каловых масс помогут:

  • Свечки с глицерином. Один суппозиторий делят на 4 части и одну из них вставляют в прямую кишку. Чтобы облегчить введение свечки малыша нужно положить на бочок и верхнюю ножку согнуть в коленке. Свечка легче вводится, если ее кончик немного размять. При отсутствии глицериновых суппозиториев можно использовать те, где содержится экстракт облепихи.
  • Препарат Микролакс. Это микроклизмочка, после ее введения малыш какает через 20-30 минут. Микролакс разрешен к использованию с самого рождения.
  • Стимулирование анального отверстия ватной палочкой или газоотводной трубкой. Палочку смачивают в вазелиновом масле, вводят ее в заднепроходное отверстие не более чем на полсантиметра и производят вращательные движения.
  • Клизма с водой. Для четырехмесячного ребенка достаточно ввести 70-100 мл кипяченой воды с температурой в 20-25 градусов.

В тот момент, когда малыш тужится, но не может покакать рекомендуется прижать его ножки к животику и слегка надавить на них. Некоторые детки хорошо реагируют на теплую ванну, в тепле кишечник расслабляется и сразу после ванночки кроха может покакать.


Если все эти меры не помогают, нужно срочно проконсультироваться с педиатром. Самостоятельно давать малышу слабительные препараты для системного воздействия не следует, тем более что многие из них начинают действовать только спустя один-два дня от начала лечения. Если врач увидит необходимость в лечении, то распишет схему терапии и ее обязательно нужно довести до конца, иначе проблема затрудненной дефекации вернется.

Незначительные по проявлениям и продолжительности запоры у детей первых месяцев жизни встречаются очень часто. Основная причина их возникновения становление функций органов пищеварения, соблюдение правил питания, докорма и питьевого режима уменьшают влияние на организм провоцирующих констипацию факторов. И об этом родителям желательно никогда не забывать.

В момент, когда ребёнку исполняется 4 месяца, родители с облегчением понимают: самый трудный период уже позади. К этому времени малыш становится более активным, потешным и менее беспомощным, а родители начинают получать настоящее удовольствие от общения с крохой. Малыша меньше беспокоит животик. Увеличивается время его активного бодрствования днём, налаживается режим сна ночью. Ребёночек по-прежнему быстро и активно развивается, каждый день удивляя родителей своими новыми достижениями и навыками.

Физическое развитие

В первый год жизни младенца основным показателем его нормального развития является определённая прибавка массы тела. Так, в возрасте четырёх месяцев нормальной принято считать прибавку в весе от 20 до 25 г в день, соответственно, от 600 до 750 г в месяц, так что к четырём месяцам младенец весит от 5,9 до 6,8 кг. При этом рост малыша за четвёртый месяц его жизни увеличивается в норме на 2-2,5 см, и составляет к этому возрасту 59-64 см. Объём головки за четвёртый месяц жизни у малышей увеличивается приблизительно на 1 см и составляет в среднем 40-42 см. Хорошо, если объём грудной клетки четырёхмесячного малыша совпадает с объёмом его головки или даже слегка превышает его и составляет 40-43 см.

Важным фактором физического развития ребёнка в 4 месяца, который не останется незамеченным, является исчезновение младенческого пушка на его головке и постепенная замена его настоящими волосиками. Постепенно в этом возрасте меняется и цвет глаз ребёночка. Если до четырёх месяцев практически все младенцы голубоглазые, то после достижения ними четырёхмесячного возраста цвет глаз меняется у каждого малыша индивидуально, в зависимости от цвета глаз его родителей.

Не менее важными показателями нормального развития четырёхмесячного младенца являются его двигательные навыки.

Так, в норме ребёнок в 4 месяца должен:

  • ​лёжа на животике приподнимать головку на 90° и уверенно удерживать её в таком положении, опираясь на плечики и ручки;
  • ​поворачивать головку в стороны в положении лёжа на спине и на животике;
  • ​лёжа на животике, пытаться дотянуться ручкой до игрушки, опираясь на предплечья и приподнимая грудную клетку;
  • ​в вертикальном положении переносить часть своего веса на ножки;
  • ​лёжа на спинке, поднимать головку и слегка подтягивать к груди подбородок;
  • ​пытаться перевернуться с животика на бочок;
  • ​переносить игрушку или погремушку, захватывая её ручкой и следить глазками за её движением;
  • ​тянуть к себе небольшие предметы двумя ручками;
  • ​сгибать и разгибать ножки, как бы приплясывая, касаясь стопами жёсткой поверхности;
  • ​периодически распрямлять и сгибать колени в состоянии покоя;
  • ​фокусироваться на предмете, который перемещается перед его лицом в диапазоне 180° в разных направлениях (вверх, вниз, влево, вправо) и провожать взглядом;
  • ​переводить взгляд от одного предмета к другому;
  • ​изучать свои ручки, сжимать и разжимать пальчики;
  • ​охотно купаться;
  • ​пытаться «плавать» на животике во время купания.

Несомненно, для четырёхмесячного малыша важны физические упражнения и занятия, однако родители должны оставаться очень внимательными к особенностям развития младенца и не перегружать его лишними движениями. Так, несмотря на то, что ребёнок в этом возрасте делает попытки сидеть, долго оставлять его в таком положении не рекомендуется. Можно лишь ненадолго присаживать ребёночка в положении полусидя, т.к. мышцы его спинки ещё недостаточно развиты.

Умственное развитие

Четырёхмесячный ребёнок активно изучает окружающий мир, его умственное развитие происходит в быстром темпе.

Так, в 4 месяца ребёнок должен:

  • ​проявлять интерес к незнакомым предметам, сосредоточивая своё внимание на связанных с ними действиях;
  • ​протягивать ручку и самостоятельно брать заинтересовавшую его игрушку, не дожидаясь, пока её дадут;
  • ​узнавать знакомые игрушки;
  • ​заниматься одной игрушкой в течение нескольких (3-4) минут;
  • ​ориентироваться в знакомой комнате, знать местонахождение в ней основных предметов;
  • ​имитировать речь и звуки, которые он слышит;
  • ​пытаться «лепетать», издавая звуки «га», «гу», «е», «и», «а».
  • ​реагировать гулением с элементами лепета, улыбкой или смехом на обращение к нему;
  • ​стремиться к общению и провоцировать на диалог взрослого;
  • ​внимательно слушать обращённую к нему речь;
  • ​по-разному реагировать на различные звуки и шумы;
  • ​доступными ему способами проситься на руки;
  • ​узнавать маму и глазками искать её в ответ на вопрос «Где твоя мама?»;
  • ​постукивать одной игрушкой о другую;
  • ​проявлять заинтересованность к определённому объекту и сосредотачивать на нём своё внимание.

В этот период ребёночек начинает с удовольствием лепетать и получать удовольствие от собственного голоса. Он любит слушать музыку и звуки речи. С интересом рассматривает окружающий мир во время прогулок. Интересно, что по определённым звукам четырёхмесячный ребёночек может понять, что его ждёт, например, по всплеску водички он догадывается о предстоящем купании.

Эмоциональное и социальное развитие

В возрасте четырёх месяцев ребёнок становится всё более эмоциональным и социально адаптированным. Его реакция на действительность становится всё более осмысленной. Он чутко реагирует на настроение и эмоциональное состояние мамы и может даже заплакать в ответ на повышенный тон или негативную эмоцию. В тоже время весёлая и спокойная музыка вызывает у ребёночка положительные эмоции, которые он выражает гулением и улыбкой. Такое же эмоциональное состояние вызывает у младенца спокойное и доброжелательное общение с взрослыми, особенно с мамочкой. Активно реагирует ребёнок и на другие приятные ему действия: купание, кормление, прогулки, путешествия у мамы на ручках и даже переодевание в чистую и сухую одежду. В особо приятные для него моменты малыш способен разразиться весёлым заразительным смехом.

В то же время он способен выразить звуками или плачем несогласие с какими-то действиями, которые с ним производят.

4 месяца. Четвертый скачок развития ребенка: осознание событий

К трем месяцам дети учатся концентрировать взгляд на игрушке и брать ее. Физическое и эмоциональное развитие малыша усложняется.

Он осознает, что вокруг него есть множество предметов, более того, они существуют независимо от того, трогает он их или нет. Для нас, взрослых, это очевидно, но для крохи это настоящее открытие!

Четвертый месяц. Малышу нужны развлечения

К 4 месяцам жизни малыша происходит четвертый скачок развития. Теперь беспокойные периоды происходят с более продолжительными интервалами, но и сами становятся заметно длиннее. Они длятся в среднем 5–6 недель.

Ребенок переживает неврологическое развитие, которое намного сложнее физического. Теперь малыш понимает, что некоторые события могут происходить по его желанию: он может дотронуться до игрушки, взять ее, повернуть, рассмотреть, снова положить. Это удивляет и немного пугает его.

Признаки скачка

Малыш взволнован тем, что с ним происходит. Поэтому он может расплакаться, казалось бы, без какой-либо причины. Но причина у плача всегда есть.

Как может проявляться кризисный период:

  • Потеря аппетита;
  • Апатичность: малыш может лежать без движения, не издавать звуков, смотреть в потолок. Перепады настроения: может меняться от смеха к слезам буквально за минуту;
  • Стесняется незнакомцев;
  • Может расстроиться от встречи с незнакомцем и тем более не захочет сидеть на руках у кого-то, кроме мамы. Может пугаться даже папы, если редко его видит;
  • Требует больше внимания.

Малышу уже недостаточно только ваших нежных объятий. Ему нужны развлечения. Кроха может расстроиться, если будет просто сидеть у вас на коленях, ничем не увлеченный.

Что делать?

Во время скачка развития малыши часто теряют аппетит, могут играть с бутылочкой или соском, отворачиваться. Не беспокойтесь, что ребенку не нравится еда. Не волнуйтесь, просто продолжайте предлагать кормления.

Развлекайте малыша, меняйте обстановку, предлагайте ему разные погремушки, игрушки, слинго-бусы. Не переусердствуйте. Как только малышу надоест игра, он начнет капризничать, меняйте игру или просто отвлеките его объятиями, мелодичной песней, поцелуями. Гуляйте на улице во время бодрствования, вынимайте малыша из коляски и показывайте ему мир вокруг, используйте вертикальные позиции в слинге.

Ребенок захочет все время быть с вами, не просто рядом, а чувствовать ваши прикосновения. Потерпите. Это предвестник новых эмоций и навыков.

Дополнительная поддержка

Ваш кроха может сползать вниз, находясь у вас на руках, особенно во время плача. Он может стремиться принять позу новорожденного. Сейчас младенцу особенно нужна поддержка тела и головы.

Как скачок развития влияет на сон

У многих детей сон становится беспокойным. Кроха может часто просыпаться и долго не может заснуть снова. Или с трудом укладывается на ночной сон . Большинство детей требуют более частых ночных кормлений. От возбуждения многие малыши начинают очень рано просыпаться по утрам.

Как помочь малышу высыпаться?

Прежде всего – родителям очень важно сохранять спокойствие. Это удается гораздо легче, если вы понимаете причины происходящего и видите в этом не проблему, а естественный период нормального развития своего ребенка.

В кризисные периоды всегда важно уделять особенное внимание контролю психоэмоциональной нагрузки и времени бодрствования , заранее планировать отход ко сну, закладывать больше времени на успокоение перед укладыванием.

Не пропустите новую статью про сон малыша

Во время ночных пробуждений спокойно и последовательно показывать, что сейчас ночь и время спать: не включать свет, не развлекать, не разговаривать громко. Стараться снова уложить и продолжить сон. Избегайте ситуации, когда после плохого ночного сна ребенок хорошо отсыпается днем – например, с постоянным подкачиванием в коляске. Это приведет к тому, что следующей ночью хорошо выспавшийся малыш просто не будет хотеть спать, очень легко возникает дисбаланс в распределении суточного сна на ночной и дневной.

Помните, что именно в это время меняется паттерн сна у малышей , и важно помогать правильному формированию этого процесса. Старайтесь не вводить нежелательных ассоциаций на засыпание, используйте все средства для успокоения малыша, но не до окончательного засыпания.

Завершение скачка. Как изменился малыш?

Возможно, ваш малыш порадует вас первым переворотом или даже попробует ползти. Он совершенствует свои умения в обращении с игрушками. Лучше осознает пространство вокруг себя, понимает, как его движения влияют на окружающие его предметы.

Ребенок начинает издавать сложные звуки, которые еще кажутся гулением, но на самом деле они стали гораздо разнообразнее. Ваш кроха будет радовать вас все новыми успехами. А затем произойдет новый скачок роста, который откроет перед ним еще больше возможностей.

Центр Детского сна и развития «BabySleep»

Уважаемые родители! В связи с большой загруженностью сотрудников Центра BabySleep, задать вопрос в комментариях к статьям вы можете в рабочие дни (необходима регистрация на сайте). В выходные и праздничные дни возможность комментирования ограничена. Надеемся на ваше понимание.