Викторина по литературным произведениям. Игра-путешествие "В мире детских писателей…". Вопросы по истории русской литературы

Литературная викторина в 3-4 классах.

I . Конкурсное задание «Разминка» (ответы дети пишут в столбик на листочках)

Угадайте, из каких сказок пришли к нам гости и как их зовут.

Иллюстрации героев сказок. (На экране)

«Приключения Чиполлино», Д. Родари.

«Малыш и Карлсон», А. Линдгрен.

«Кот в сапогах», Ш. Перро.

«Белоснежка и 7 гномов», братья Гримм

«Принцесса на горошине», Г. Андерсен.

«Русалочка», Г. Андерсен.

«Три поросенка», русская народная сказка.

«Бременские музыканты», братья Гримм

«Аленький цветочек», С. Аксаков.

«Незнайка в Солнечном городе» Н. Носов.

II. Устное народное творчество

Вспомните, что относится к устному народному творчеству? Почему оно получило такое название?

Ответы детей.

Отгадаем загадки! (на листочках пишут в столбик отгадки)

Меня бьют, колотят, Ворочают, режут, Я все терплю И всем добром плачу.

У тебя есть, У меня есть, У дуба - в поле, .У рыбы - в море.

Поле не мерено, Овцы не считаны, Пастух рогат.

(Небо, звезды, месяц.)

Глаза - на рогах,

А домик - на спине.

Что в руках не удержать?

Какую траву и слепой знает?

(Крапиву.)

III . "Сказочный конкурс"

Задание для каждой команды.(Устный ответ)

1. Герой сказки, к которому обращаются со словами: "Не гонялся бы ты за дешевизной!"

2. Герой сказки, который обращался с вопросами к объектам неживой природы.

3. Герой сказки, что жил у славного царя Додона и "стерег границы его царства".

4. Герой сказки, который произносит слова:

"Ты волна моя, волна! Ты гульлива и вольна!.. Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!"

Ответы: 1. Поп. 2. Королевич Елисей. 3. Петушок. 4. Гвидон.

IV . Расшифруй фамилии поэтов, писателей. (у каждой команды листочки с заданиями, ответы пишут на них)

сеинен вючтет ошела шпирнив

(Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин)

V . Конкурс «Перевёртыши» (Устные ответы команд)

Назовите верное название произведения, зная его авторов.

1) Синяя бейсболка. (Ш.Перро "Красная шапочка")

2) Квадратик. (Русская народная сказка "Колобок")

3) Ручные утята. (Г.Х.Андерсен "Дикие лебеди")

4) Подаренная луна. (Чуковский "Украденное солнце")

VI . Конкурс "Литературный детектив". (Устные ответы команд)

Я буду зачитывать вопросы, а вы - отвечать на них. Тематика вопросов - сказки.

1. В какой популярной сказке на главного героя три раза совершают покушение, и только на четвёртый раз он погибает? ("Колобок")

2.Как называется сказка о пользе коллективного труда? ("Репка")

3. В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ноги. Кого они искали? (Золушку)

4. Фермер вырастил на участке рекордный урожай, но не может справиться с уборкой и приглашает ещё пятерых работников. Каких? (Бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.)

VII . "Угадай-ка". Конкурс капитанов.

Какие три желания исполнила Царевна-лягушка?

(Испекла торт, сшила рубашку, явилась на пир.)

За какие деньги Буратино продал азбуку?

(За четыре сольдо.)

Из какой это сказки, кто

(Из сказки "Свинопас" Андерсена.)

Назовите предмет, с помощью которого можно про-верить подлинность принцессы.

(Горошина.)

VIII . "Загадки-шутки" (ответы дети на листочках пишут в столбик)

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, за-знаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

(Нос.)

Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрез-мерно доверчивые.

(Уши.)

Он в голове у легкомысленного человека; его сове-туют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчеза-ет; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

(Ветер.)

Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет.

(Язык.)

I Х. По началу произведения определи его жанр(на листочках)

1) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке...

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки...

4) В некием царстве, в некием государстве жил-был богатый купец, именитый человек...

5) Остался Садко на синем море.

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке дубовой...

В игре принимают участие 2 команды по 5 человек. Команды имеют свое название. Игра проводится в 4 тура. До начала игры разыгрывается, какая из команд начнет отвечать первой. В конце каждого тура жюри объявляет результат каждой команде. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом в том случае, если команда дала ответ на свой вопрос, и 0,5 балла, если команда ответила на вопрос команды-противницы.

I Тур. Назовите героя по его описанию:

  1. Очень толстый, неповоротливый, неуклюжий человек, но при всем проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.
    (Земляника, «Ревизор»)
  2. Она имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша и ни дурна собою. Однако она так умела причаровывать к себе многих, что…
    (Солоха, «Ночь перед Рождеством»)
  3. Он был исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами.
    (Санька левонтьевский, «Конь с розовой гривой»)
  4. Не ест, не пьет,
    На друга милого не глядит,
    Вздыхает, сердится, горит и,
    Щипля ус от нетерпенья
    Считает каждое мгновенье.
    (Руслан («Руслан и Людмила»)
  5. Поцелуй ее был холоднее льда, он пронизал его насквозь и дошел до самого сердца.
    (Снежная королева «снежная королева»)

II тур. Литературно – музыкальный.

  1. Н.А. Некрасов («Коробейники»)
  2. С.А. Есенин («Отговорила роща золотая»)
  3. А.С. Пушкин («Я помню чудное мгновенье»)
  1. Чародейкою зимою
    Околдован лес стоит.
    (Ф.И. Тютчев)
  2. Колокольчики мои, цветики степные….
    (А.К. Толстой)
  3. Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама
    Идет волшебница – зима.
    (А.С. Пушкин)
  4. Четыре года Светику,
    Он любит арифметику.
    (А.Л. Барто)
  5. Долго, долго целовала
    И ласкала их она.
    Полоскала, поливала,
    Умывала их она
    (К.И. Чуковский)
  6. Жил – был добрый царь Матвей,
    Жил с царицею своей.
    (В.А. Жуковский)
  7. Тучки небесные,
    вечные странники!
    (М.Ю. Лермонтов)
  8. Светить – и никаких гвоздей!
    Вот лозунг мой – и солнца!
    (В.В. Маяковский )

IV тур. Назовите произведение и его автора:

  1. Жил человек в лесу возле синих гор. Он много работал. Когда настала зима, он послал своей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости.
    («Чук и Гек» А.П. Гайдар)
  2. Ни одному мальчику, ни одной девочке продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шарика. Теперь судьба наказала его за черствость. Он летел над городом, повиснув на веревочке, к которой были привязаны шары.
    («Три толстяка» Ю. Олеша)
  3. Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев- косач не обратил на них никакого внимания.
    («Кладовая солнца» М.М. Пришвин)
  4. Дело явилось в ином свете. Том мягко водил кистью взад и вперед, отступая на несколько шагов, чтобы полюбоваться на сделанное.
    («Приключение Тома Сойера» М. Твен)
  5. Кто не знает дядю Степу?
    Дядя Степа всем знаком.
    («Дядя Степа» С. Михалков)
  6. За горами, за долами,
    За широкими морями.
    Не на небе, на земле
    Жил старик в одном селе.
    («Конек- горбунок» Ершов)
  7. Вернулась она домой вся в смоле, а петушок и кричит: «Грязнуля идет!» А смола на ней так и осталась.
    («Госпожа Метелица» Я.и В. Гримм)
  8. Нет, ребята, я не гордый,
    Не заглядывая вдаль,
    Так скажу: зачем мне орден?
    Я согласен на медаль.
    («Василий Теркин «А.Т. Твардовский)
  9. Лошади стояли у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына.
    («Станционный смотритель» А.С.Пушкин)

Подведение итогов викторины.

«Знаете ли вы сказки?»

Цель:

  • Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;

Задачи:

  • учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
  • обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
  • помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ с УИОП № 14»

Литературная игра – викторина

«Знаете ли вы сказки?»

Подготовила: Рябинина Л.Ю.

г.Магадан.

2013-2014 уч.г.

План проведения литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»

  1. Сообщение темы и цели внеклассного мероприятия.
  2. Представление жюри.
  3. Первый конкурс – разминка – «Сказочное лото» (на магнитных досках).
  4. Загадки с подвохом из «волшебного», музыкального ларца.
  5. Второй конкурс – «Музыкальный» - угадай сказочную мелодию.
  6. Третий конкурс – пантомима – «Без слов».
  7. Сказочная физкультминутка (с мячом – ежом для пальчиковой гимнастики).
  8. Пятый конкурс – игра «Ромашки» (блиц-опрос).
  9. Подведение итогов игры. Пожелания ребятам. Награждение команд.

Литературная игра – викторина

«Знаете ли вы сказки?»

Цель:

  • Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;

Задачи:

  • учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
  • обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
  • помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Ожидаемый результат .

  1. Дети будут верить в чудеса, отличать добро и зло.
  2. Подружатся, станут более внимательными, вежливыми по отношению друг к другу.
  3. Через сказку научатся понимать мир, ценить дружбу, будут больше читать сказки.

Оборудование, оформление:

  • Лист критериев оценки;
  • карточки - задания с названиями персонажей сказок для сказочного лото на магнитных досках;
  • «волшебный», музыкальный ларец с загадками;
  • аудиозаписи с песенками из сказок;
  • мяч – ёж – для пальчиковой гимнастики во время проведения «Музыкального» конкурса;
  • сказочные предметы: перчатки, телефон, мыло, лимон, луковица, чемоданчик с красным крестом, горошина, туфелька Золушки, бабочка кота Леопольда, лопнувший шарик ослика ИА, аленький цветочек, скорлупа грецкого ореха;
  • «строгие», невидимые судьи (кричит петух, мяукает котенок) – для привлечения внимания детей; поддержания дисциплины;
  • лепестки для игры «Ромашка»;
  • иллюстрации сказок; сказочные герои;
  • красочные эпиграфы; высказывания знаменитых людей.
  • таблицы с названием команд «Чебурашки», «Вини – Пухи», мягкие игрушки этих героев;
  • кубики, пазлы, с иллюстрациями из сказок – для индивидуальной работы с отдельными учащимися;
  • сказочный замок.

Критерии оценки.

1 конкурс – «Сказочное лото»

5 баллов – все задания выполнены правильно;

4 балла – 1 задание выполнено неправильно;

3 балла – 2 и более задания выполнены неправильно.

Каждая отгаданная загадка (по числу карточек) – 1 балл.

2 конкурс – «Музыкальный» - «Угадай мелодию».

5 баллов – каждая правильно угаданная песенка.

3 конкурс – пантомима «Без слов».

1 балл – за артистичность;

1 балл – команде – сопернице, если правильно показала изображаемую отгадку.

4 конкурс – «Бюро находок».

5 баллов – каждый правильно угаданный предмет.

5 конкурс – игра «Ромашка».

1 балл – каждый правильный ответ.

6 конкурс «Сказочные пазлы»

5 баллов – правильно собранный сюжет.

Подведение итогов.

Команда «Чебурашки»_______________________баллов.

Команда «Винни-Пухи»_______________________баллов.

Высказывания знаменитых людей.

Многие русские сказки – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.

К.Д. Ушинский

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, душой; выражает свое отношение к добру и злу. В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости.

Все, что создано умом,

Все к чему душа стремиться,

Как янтарь на дне морском

В сказках бережно хранится.

Сказка – это окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства.

Горят причудливо краски,

И, как ни мудра голова,

Вы все-таки верьте сказке,

Сказка всегда права!

Э. Асадов.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Сказку вы не забывайте и в реальность превращайте,

И пусть детская мечта воплотится в жизнь сполна.

Сказки – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Френсис Бэкон.

Ход внеклассного мероприятия:

  1. Организация класса. Вступительное слово учителя.

Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке. Ведь сказка - окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства. Когда вы были маленькими, сказки вам рассказывали ваши мамы и бабушки, в детском саду – воспитатели. А теперь вы уже умеете читать сказки сами.

  1. Сообщение темы и цели литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»

Здравствуйте, ребятушки!

Здравствуйте, гости дорогие.

Я – бабушка – Загадушка.

Да вот беда, стара я стала, загадки помню, а сказки все позабыла, все в голове у меня перепуталось, перемешалось.

3. Конкурс-разминка: »Исправьте меня»:

Василиса Преглупая

Елена Некрасивая

Крошечка- Горошечка

Сестрица Гулёнушка

Баба Бяка

Кощей Бесстрашный

Царевна- жаба

Жар- муха

Царевна- индюшка

По собачьему велению

Сивка- будка

Иван-царевич и зеленый волк

Сестрица Алёнушка и братец Никитушка

Мальчик с кулачок

У страха уши велики

Лапша из топора

А вы, детоньки, знаете сказки?

Поможете мне, Бабушке – Загадушке, сказки вспомнить?

А чтобы узнать кто же из вас лучше знает сказки, игра наша будет командной. Согласно жеребьевке у нас будет 2 команды: первая команда – «Чебурашки», вторая команда «Винни-Пухи».

Каждый конкурс будет оцениваться нашим уважаемым жюри.

Чья команда даст наибольшее количество правильных ответов, та и окажется победительницей.

4. Представление жюри.

А это, внучки мои, наше уважаемое жюри.

Но где-то здесь спрятались – притаились 2 строгих судьи. Вы их не увидите, но если услышите их голосок, знайте, вы получили штрафной балл.

Что-то притомилась я немножко, позову-ка я на помощь свою внучку Аленушку.

Аленушка, где же ты, помоги-ка своей бабушке-Загадушке.

Ну, детоньки мои, давайте сядем тихонько рядком, да поговорим ладком, авось я и вспомню сказки.

5. Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Сейчас начнется наша игра,

К нам выйдут целым строем

Те, с кем всегда вы встрече рады –

Ваши любимые сказочные герои.

В сказочный мир вместе с ними войдем

И за собою других позовем.

6. Первый наш конкурс – разминка – «Сказочное разрезное лото ».

Задание – дополни имя сказочного героя.

Сивка – (Бурка)

Кощей (Бессмертный)

Мальчик – (с – пальчик)

Красная (Шапочка)

Снежная (Королева)

Карабас (Барабас)

Винни – (Пух)

Муха – (Цокотуха)

Сестрица (Аленушка)

Василиса (Премудрая)

Доктор (Айболит)

Лиса (Алиса)

Конек (Горбунок)

Змей (Горыныч)

Крошечка (Хаврошечка)

Кот (в сапогах)

Спящая (Красавица)

Карлик (Нос)

Крокодил (Гена)

Курочка (Ряба)

Братец (Иванушка)

Елена (Прекрасная)

Баба (Яга)

Кот (Базилио)

7. Молодцы, внучки мои, молодцы милые. Ах, какие вы пригожие, хорошие.

Пока жюри подводит итоги 1 конкурса, достану-ка я свой «волшебный», музыкальный ларец, да загадаю вам загадки из сказок, может и вспомню какие сказки (загадывание загадок).

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше лепестка.

В ореховой скорлупке девочка жила.

Вот какая девочка, как она мила.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку малышку. (Дюймовочка)

Летела стрела и попала в болото.

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

(Царевна-Лягушка)

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка.

Помогла хорошая голубая речка.

Все нам помогали, все нас укрывали.

К батюшке и матушке мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назовите книжку. (Гуси-лебеди)

Носик круглый, пятачком.

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи (Три поросенка)

С грядки старуха цветок сорвала, Девочке Жене его отдала.

А в лепестках есть волшебная сила.

Их девочка Женя о чем-то просила. Что надо сказать, лепестки обрывая.

Как называется сказка такая? (Цветик-семицветик)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок все ж попался.. (Колобок)

А это, что за сказка?

Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас? (Красная Шапочка)

Задание с подвохом

Он пиявок добывал,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали…(Дуремар)

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко

Звали песика… (Шарик)

Много дней он был в пути,

Чтоб жену свою найти,

А помог ему клубок,

Его звали… (Иван-Царевич)

Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его…(Карлсон)

Все идут к нему лечиться,

И собака и волчица,

Зайцы, лисы и ужи,

Крокодилы и ежи.

Он любого исцелит,

Бармалея победит.

Добрый доктор (Айболит)

На лестной опушке

Сидит она в избушке

Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.

Ступа с метелкой ей дорога,

Это зловредная.. (Баба Яга)

Человек немолодой

И с недлинной бородой.

Он – отъявленный злодей –

Одноглазый (Бармалей)

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный,

Кто же это?.. (Буратино)

Он и весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним приятель Пятачок.

Для него прогулка- праздник

И на мед особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок (Вини – Пух)

В гости ходит он чуть свет:

Для хозяина беда!

И «пыхтелки» как поэт,

Сочиняет иногда.

И на мед имеет нюх,

Он зовется (Вини-Пух).

Пусть Королева снега

Неприступна и горда,

Но дружба все равно сильнее

И Кая освободила от холода и льда

Его подружка (Герда)

Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок

Удивительный конек

По прозванью (Горбунок)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

Он играет понемножку

Для прохожих на гармошке.

Музыканта знает всяк!

Его имя…(Крокодил Гена)

Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это…(Карабас)

8. Вы на славу потрудились

И немного утомились.

Песня даст нам отдохнуть

Отдохнем и снова в путь.

9. Сейчас второй конкурс – «Музыкальный».

Задание – кто быстрее угадает сказочную мелодию.

Ответ дает ученик, получивший мячик – еж (пальчиковая гимнастика).

10. Физминутка.

Вы на славу потрудились

И немного утомились.

Дружно встать нам всем пора:

Начинается игра.

Сказка даст нам отдохнуть?

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

«Станет талия осиной,

Если будем наклоняться,

Влево, вправо 10 раз».

Вот Дюймовочки слова:

«Чтоб была спина прямая,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

1,2,3,4,5

Повторите-ка опять!

Дала нам сказка отдохнуть?

Отдохнули?

Снова в путь!

11. А сейчас самый трудный третий конкурс – пантомима – «Без слов».

Почему самый трудный?

Да потому, что ответ надо не сказать, а показать.

Задание – командам предлагается без слов изобразить ответ на загадку.

Комар.

В этой книжке - именины,

Много было там гостей,

И на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть ее не погубил, но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

Кот.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Молоком питается.

Буратино.

Пусть идет вперед, не зная страха,

Следом за прекрасною мечтой.

Тот, кому старуха-черепаха

Подарила ключик золотой.

Покажите нам этого мальчишку.

Спящая красавица.

Эта сказка не нова,

В ней принцесса все спала,

Феи злобной в том вина

И укол веретена.

12. Вот шелестят сказок страницы…

И кто-то в двери к нам стучится…

Четвертый конкурс – «Бюро находок».

Задание – назвать произведение и автора, героя, которому принадлежат потерянные вещи, а также прочитать строчки произведения, где речь идет об этих сказочных предметах.

Зеркальце

«Свет мой, зеркальце, скажи..»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

Перчатки

С.Маршак «Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки, вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вот какой рассеянный с улицы Бассейной».

Мыло

К. Чуковский «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое».

Лимон

Луковица

Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Горошина

Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

Туфелька Золушки

Шарль Перро «Золушка».

Бабочка кота Леопольда

Лопнувший шарик ослика ИА

Англ.писатель – Алан Александр «Милн» «Вини-Пух и все все все».

Аленький цветочек

С.Г. Аксаков «Аленький цветочек».

Зонтик

Г.-Х. Андерсен «Оле-Лукойе».

Телефон

К. Чуковский «У меня зазвонил телефон».

Чемоданчик с красным крестом

К. Чуковский «Доктор Айболит».

13 . Пятый конкурс – блиц-опрос. Игра «Ромашка»

Вот это ромашка – не просто цветок.

А ну-ка, скорей оторви лепесток!

На нем прочитаешь заданье

А ну-ка, проверь свои знанья.

(Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на вопросы сказочных загадок):

  • Кто пошёл рыбу ловить, и хвост в проруби оставил?
  • Ем кормила лиса журавля?
  • Спой песенку кота Леопольда.
  • Из чего фея сделала карету Золушке?
  • Как звали корову кота Матроскина?
  • Спой песенку крокодила Гены.
  • Кто говорил:»Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-
  • ный мёд»?
  • В каком городе жил Незнайка? Назови главных героев м/ф
  • « Каникулы в Простоквашино».
  • Где находится смерть Кощея Бессмертного?
  • Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?
  • Почему Буратино не утонул в пруду?
  • Кого спасла Дюймовочка?
  • Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румянней и белее?»
  • Какими словами начинаются русские сказки?
  • Назовите любимое выражение Карлсона?
  • Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»
  • Как позвать Сивку-Бурку?»
  • Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?
  • Какого цвета были волосы у Мальвины?
  • Что потеряла Золушка после бала?
  • В чем летает Баба Яга?
  • Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»
  • Спой песенку Винни-Пуха.

14. Заключение. Пожелания ребятам. Дети читают стихи.

Спасибо, милые мои, пригожие, хорошие. Вспомнила я сказки. А теперь мы с внучкой хотели бы вам пожелать.

Ах, как дружно мы играли,

И нисколько не устали.

Добрая сказка, спасибо!

Ты научила нас любить,

Ты научила нас всех дружить,

Ты научила нас игре,

Ты научила нас всех доброте!

А может и детки нам что-нибудь скажут?

15. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.

Анализ работы.

  1. Первоклассники вспомнили сказки, сочувствовали и сопереживали их героям в ситуации игры – соревнования.
  2. Дети научились слушать сказку, в нее играть (пантомима)
  3. Научились узнавать сказки и их героев по карточкам – заданиям («Сказочное лото»), по сказочным загадкам (конкурс «Без слов»), по предметам («Бюро находок»), песенкам из сказок (конкурс «Музыкальный»), блиц-опросам (игра «Ромашка»).
  4. Учащиеся обогатили свой опыт общения в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий («Сказочное лото», «Ромашка», «Сказочные пазлы»).
  5. Расширили свой словарный запас.
  6. Дети с азартом и увлечением принимали участие в сказке, научились переключать внимание с одной сказки на другую.
  7. Первоклассники справились со всеми предлагаемыми конкурсами.

При проведении внеклассного мероприятия были использованы приемы скорочтения:

  • «Сказочное лото» (на магнитных досках: быстро прочти 1-ую часть имени сказочного героя; быстро подставь, прочитав, 2-ую часть имени)
  • «Загадки с подвохом» (отгадка не в рифму)
  • «Бюро находок» - увидел предмет, быстро назови автора, героя, прочти строчки из сказки.
  • Игра «Ромашка» - блиц-опрос; оторвал лепесток, прочитал сказочную загадку, дал ответ.
  • Индивидуальная работа с отдельными учащимися – кубики; мелкая моторика – пазлы

Мураметова Луиза Рахманкуловна

Данный материал полезен для учителей русского языка и литературы. Мероприятие предназначено для проведения в рамках недели русского языка и литературы,недели Книги в 9-10 классах. Игра поможет учащимся вспомнить изученные художественные произведения и узнать много интересного и познавательного, отвечая на предложенные вопросы.

Цель : привлечь учащихся старших классов к изучению русского языка и литературы и к чтению книг при помощи познавательных вопросов.

Оборудование : проектор, компьютер, волчок, допускается расчерченная доска

Ход игры

1. Знакомство с правилами игры

Мероприятие, посвященное Неделе Книги, проведем в форме игры «Что? Где? Когда?» и «Своя игра». Класс разделится на команды, каждая команда выберет капитана, придумает название. Сначала играет одна команда, затем другая. Вы будете играть против команды учителей и учеников нашей школы. Первая команда знатоков садится за стол, раскручивают волчок, выбирая номер вопроса, на раздумье дается 30 секунд, затем отвечают на вопрос. Отвечает тот знаток, которого называет капитан. Если ответ верен, команда получает очко, если ответ неверен – очко получает команда учителей и учеников. Каждая команда отвечает на 10 вопросов.

1 Раунд «Разминка». Вопросы задаются каждому участнику отдельно

1. Объясните, каким образом связаны между собой слова ШАБА’Ш и СУББОТА

Шабаш – довольно, хватит;

суббота (из еврейского языка)-

отдых – день отдыха.

2. Как заканчивается название одной из пьес А.Н. Островского «Свои люди - ...»?

сочтемся»

3. О героине какого произведения идет речь :

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим.

И что ж? Оно приятно, звучно;

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины.

Татьяна Ларина из «Евгения Онегина»

4. Кому Державин посвятил свою оду «Фелица»?

Екатерине Великой

5. Перед вами «обновленное» название известного произведения русского писателя. Восстановите истинный заголовок и укажите автора. «Предки и бэби»

«Отцы и дети» Тургенева

6. Перед вами «обновленное» название известного произведения русского писателя. Восстановите истинный заголовок и укажите автора.«Шнобель»

«Нос» Гоголя

7.Перед вами начальные строки стихотворения известного русского поэта. Продолжите его.

«Мороз и солнце. День чудесный...»

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись…

8.Перед вами начальные строки стихотворения известного русского поэта. Продолжите его.

«Я пришел к тебе с приветом…»

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало

9. Кому из литературных героев принадлежит следующее изречение? Кто автор? Как называется произведение?

«Не хочу учиться, а хочу жениться!»

Митрофан из комедии «Недоросль» Фонвизина

10.Кому из литературных героев принадлежит следующее изречение? Кто автор? Как называется произведение?

Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Фамусов из «Горя от ума» Грибоедова

11.Персонаж какого произведения получил от отца следующее наставление:

«Смотри же, учись, не дури, не паясничай, а больше всего угождай учителям и начальникам».

Гоголь «Мертвые души», Чичиков

12.Значение русского слова АБЕВЕГЕ мы привыкли узнавать в другом звучании. Назовите его .

«Азбука»

13. Перед вами несколько репродукций с картин русских художников (Суриков «Боярыня Морозова», Репин «Царевна Софья», Флавицкий «Княжна Тараканова»). Героине какой из картин посвящены строки, созданные В. Шаламовым ?

Перед ней склоняются иконы,

Люди – перед силой прямоты

Яростно земные бьют поклоны

И рисуют в воздухе кресты.

И над толпой порабощенной,

Далеко и сказочно видна,

Непрощающей и непрощенной

Покидает торжище она.

«Боярыня Морозова», Суриков

14. Какой композитор положил музыку на стихотворение Пушкина

«Я помню чудное мгновенье…»?Кому Пушкин посвятил эти строки?

Глинки, Анне Керн

15.Замените выделенное словосочетание одним иностранным словом, равным по значению.Мама связала теплую фуфайку с высоким воротом.

Свитер

16. Дайте три лексических значения слову БОКС.

1. Мужская стрижка;

2. Вид спорта;

3. Отгороженная часть помещения в лечебных учреждениях для изолированного содержания больного

17. Кем по роду занятий был Кирибеевич из «Песни про царя Ивана Васильевича…»?

Опричник

18. Пушкин в «Капитанской дочке» описывает такой случай: перед нападением Пугачёва на крепость комендант, прощаясь с семьёй, велел Маше надеть сарафан.

Почему он так поступил?

Сарафан – это одежда русских крестьянок, а людей из народа пугачёвцы не трогали.Значит, капитан не был уверен, что крепость выстоит

19. Запишите одним словом 3724-летие.

трёхтысячесемисотчетырёхлетие

20. Как одной крошкой накормить досыта всю семью?

Добавить к ней букву О и разлить получившуюся окрошку всем по тарелкам

Раунд 2. «Кто во что горазд» (По таблице)

«В мире животных»

10. Именно оттуда звонил слон Корнею Ивановичу Чуковскому.

(от верблюда)

20. Именно они явились во сне гоголевскому Городничему: «…пришли, понюхали и пошли прочь…».

(две необыкновенные крысы)

30. К этому дикому животному один советский писатель приравнивает первую любовь.

Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Р.И.Фраерман)

40. Главный герой этой повести Джека Лондона Бэк был сыном сенбернара и шотландской овчарки.

(«Зов предков»)

50. Древние римляне говорили: «Там лежит заяц». А что говорим мы?

(вот где собака зарыта)

«Цифра 3»

10. В живописи – триптих, а в литературе?..

(трилогия)

20. Эти три движителя так и не сдвинули с места немеханическое транспортное средство.

(Лебедь, Рак и Щука)

30. Эта сказка А.С.Пушкина начинается так: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

(«Сказка о царе Салтане»)

40. В этих японских стихотворениях всего три строки и 17 слогов.

(хокку)

50. Название трёх его романов начинается с буквы «О».

(И.А.Гончаров: «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история»)

«Поэзия»

10. Это не только изящное животное, но и форма восточной поэзии.

(газель)

20. Именно этот поэт впервые назвал Санкт-Петербург Петроградом.

(А.С.Пушкин: «Над омрачённым Петроградом/ Дышал ноябрь осенним хладом».)

30.Он был мужем знаменитой Айседоры Дункан.

(С.А.Есенин)

40. К этому слову так и не смогли найти рифмы ни известный поэт Цветик, ни его ученик Незнайка.

(пакля)

50. В одном из его стихотворений в 1821 году впервые появилась строка: «Гений чистой красоты».

(В.А.Жуковский)

«Вам, гурманы»

10. Он не мог сделать выбор между мёдом и сгущёнкой и попросил и того, и другого.

(Винни-Пух)

20. Именно это блюдо заказал Буратино в «Харчевне трёх пескарей».

(три корочки хлеба)

30. Этот мастеровой решительно отказался от английского «горячего студинга в огне»: «Это я не знаю, чтобы такое можно есть!»

(Левша)

40. Огромное количество этого лакомства съел самый старый посетитель цирка.

(эскимо съел старик Хоттабыч)

50. Именно этому была посвящена последняя книга Александра Дюма-отца.

(кулинария)

«Все цвета радуги»

10. Именно эта книга что ни год переиздаётся Международным союзом охраны природы и природных ресурсов.

(«Красная книга»)

20. Какого цвета были цветы, которые М.А.Булгаков вложил в руки Маргарите во время первого свидания с Мастером?

(жёлтого)

30. Именно это прозвище носил всем известный герой Шарля Перро. Его прототипом был маршал Франции Жиль де Рэ.

(Синяя борода)

40. Эту замечательную сказку о подземных жителях написал Антоний Погорельский.

(«Чёрная курица, или подземные жители»)

50. Эта известнейшая сказка заканчивается словами: Но волк, увы, чем кажется скромней,/ тем он всегда лукавей и страшней»

(Ш.Перро «Красная шапочка»)

«Книжный мир»

10. Семь городов древности спорили за честь называться его родиной.

(Гомер)

20. «Мороз Красный нос», «Приключения капитана Врунгеля», «В окопах Сталинграда»… Что общего у таких разных произведений?

30. Так называется стихотворение, в котором первые буквы строк образуют слово или даже целую фразу.

(акростих)

40. Ей было всего 20 лет, когда она пророчески написала: «Моим стихам, как драгоценным винам,/ Настанет свой черёд».

(М.И.Цветаева)

50. Он издавал по 2 романа в год, а писал ещё быстрее, так что издателю после его смерти хватило работы ещё на 9 лет.

(Жюль Верн)

Раунд 3 «Игра со зрителями»

«Сказка – ложь…»

10. Эту полезнейшую штуковину можно получить за три хороших поступка.

(волшебная палочка)

20. Именно его Балда называл меньшим братом.

(заяц)

30.за ним охотились братья-близнецы в известной сказке Уайльда.

(кентервильский призрак)

50. Принц поднял туфельку с ноги Золушки. А вот была она правой или левой?

(башмак на правую ногу ничем не отличался от башмака на левую)

«Фразы»

10. «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Эта древняя христианская заповедь называется…

(золотое правило)

30. В его уста Гёте вложил слова: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»

(Фауст)

40. «Мохнатый шмель на душистый хмель…» Музыка Андрея петрова. А слова…

(Р.Киплинг)

50. На его кольце с наружной стороны было написано: «Всё проходит», а с внутренней – «И это тоже пройдёт».

(царь Соломон)

«Цветы»

10. Как звали человека, который очень хотел создать каменный цветок?

(Данила-мастер)

20. Какой цветок особенно пропагандировал в своём творчестве С.Т.Аксаков?

(«Аленький цветочек»)

(Р.Брэдбери)

40. Из чего был сделан яд, который Джульетта попросила у аптекаря Лоренцо?

(цветы лютика)

3. Подведение итогов. Награждение победителей

Литературная викторина «По страницам детских произведений».

Нечаева Елена Николаевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 село Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан.
Литературная викторина по детским произведениям предназначена для детей 9-10 лет. Данный материал можно использовать для внеклассной работы по предметам, в проведении классных часов. Ребята очень любят сказки, всегда знают их много, с удовольствием их читают. И поэтому данная викторина будет им интересна.
Цель: Расширение знаний по произведениям для детей.
Задачи: обобщить знания по детским произведениям; развивать смекалку, находчивость, эрудицию, память; воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: сказочные герои, кроссворд, можно презентацию.

Ход мероприятия.
В викторине участвуют три команды.
Ребята, вы любите сказки? А много ли вы их знаете? А вот сейчас мы это и проверим. Сегодня мы проведём викторину «По страницам детских произведений», по страницам ваших любимых сказок. В конце нашей викторины мы сможем узнать, кто же лучший знаток сказок. Для игры нам надо разделиться на три команды. У меня в мешочке картинки с изображением предметов, которые принадлежали сказочным героям (ключик, тыква, цветок). Дети достают картинки и группируются в команды. Ребята, кому принадлежит ключик? Те, у кого ключик вы команда «Буратино». Кому принадлежит тыква? Вы команда – «Золушка», ну а кому принадлежит цветок? Вы команда - «Дюймовочка». И так мы начинаем нашу викторину.
Конкурс «Волшебные слова».
Итак, наш первый конкурс «Волшебные слова». Вам надо вспомнить какие герои говорили те или иные волшебные слова и в каком произведении.
1. «По щучьему велению, по моему хотению». (Емеля в русской народной сказке «По щучьему велению»)
2. Сивка-Бурка, вещий каурка! Встань передо мной, как лист перед травой. (Иван-дурак в русской народной сказке «Сивка - Бурка»)
3. «Сим – сим откройся!» (Али-баба, в восточной сказке «Али-баба и 40 разбойников»)
4. Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг! Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели! (Женя, в сказке «Цветик- семицветик» В.Катаева)
5. «Раз, два, три. Горшочек вари!» (Девочка, в сказке Братьев Гримм «Горшочек каши»)
6. «Крекс, фекс, пекс» (Лиса Алиса, Кот Базилио, Буратино, в сказке А.Н.Толстого « ключик или Приключения Буратино».
7. «Мутабор» (Калиф, в сказке В.Гауфа «Калиф - аист»)
8. «Кара – барас». (Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)
9. «Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять.» (Федора из произведения К.Чуковского «Федорино горе»)
Конкурс «Удивительные превращения».
Второй конкурс называется «Удивительные превращения». Вам надо вспомнить в кого превращались или в кого были заколдованы герои различных произведений для детей.
1. В кого превращался князь Гвидон в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? (комара, шмеля, муху)
2. В кого превращался великан-людоед в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»? (льва, мышь)
3. В кого превратила старуха-колдунья красивого мальчика Якоба в сказке В.Гауфа? (в карлика)
4. В кого превращались каждое утро 11 братьев-принцев в сказке Х.К.Андерсена? (в сказке «Дикие лебеди» в прекрасных 11 лебедей)
5. В кого превратился гадкий утёнок в сказке Х.К.Андерсена? (в прекрасного лебедя)
6. В нанайской сказке в кого превратилась красивая девочка Айога? (в гусыню)
7. Во что превратилась девочка Снегурочка в русской народной сказке? (в облачко)
8. В кого превращался Иванушка-дурачок в русской народной сказке «Сивка-бурка» влезая в правое ухо, а вылезая в левое? (в доброго молодца, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать)
9. Во что превратилась Русалочка в сказке Х.К.Андерсена? (в пену морскую)
Конкурс «Кто автор».
Наш третий конкурс называется «Кто автор». Каждой команде будет прочитан отрывок из произведения, вам надо угадать автора этого произведения, ну и само произведение.
1. Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду доложи.
Яль на свете всех милее,
Всех румяней и белее… (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
2. Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой. (Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)
3. У меня зазвонил телефон.
Кто говорит? – слон!
Откуда? – от верблюда.
Что вам надо? – шоколада.
Для кого?
Для сына моего?... (К.Чуковский «Телефон»)
4. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели. (В.Катаев «Цветик-семицветик»)
6. – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе красная?
- Тепло, Морозушка, тепло, батюшка. (Русская народная сказка «Морозко»)
Конкурс «Отгадай загадку».
1. Эта девочка очень мала,
И в цветочке она спала.
Жук танцевал с ней,
Мышка полёвка в норке держала,
Она в страну цветов попала. (Дюймовочка)
2. Этот мальчик очень странный.
Из полена сделан Карло.
И с лисой связался зря
Стать счастливым, так нельзя! (Буратино)
3. Этот малый очень хитр.
Он с хвостом, но знаменит.
В сапогах всегда ходил,
Великана победил. (Кот в сапогах)
4. Девочка эта очень прекрасна,
Но Буратино учила напрасно. (Мальвина)
5. Эта собака Мальвине служила,
А Буратино в чулане закрыла. (Артемон)
Конкурс «В необычной стране»
Следующий конкурс называется «В необычной стране». Вам надо угадать, кто из героев побывал в той или иной необычной, ну или волшебной стране.
1. Кто побывал в королевстве Кривых зеркал? (Оля и Яло в сказке «Королевство кривых зеркал» В.Г.Губарева)
2. Кто из героев отправился в страну Лимпопо? (Доктор Айболит в произведении К.Чуковского)
3. Кто из героев попал в страну дураков? (Буратино в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик»)
4. Кто побывал в стране Лилипутии? (Гулливер в сказке Г.Свифта «Гулливер в стране Лилипутов»)
5. Кто из героев полетел на Луну? (Незнайка из произведения Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей»)
6. Кто из героев отправился с друзьями в Изумрудный город к Великому Гудвину? (Элли в произведении А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
Конкурс «Друзья».
В конкурсе «Друзья», вы уже наверное догадались, что надо назвать друзей сказочных героев.
1. Крокодил Гена (Чебурашка)
2. Девочка Герда (мальчик Кай)
3. Карлсон (Малыш)
4. Буратино (Артемон, Мальвина, Пьеро)
5. Дядя Фёдор (кот Матроскин, пёс Шарик)
6. Девочка Элли (Тотошка, Железный Дровосек, Лев, соломенное чучело)
Конкурс «Сказочный кроссворд».


В этом конкурсе вам надо отгадать кроссворд и ответить на вопрос: Кто пишет сказки?(сказочники)
1. Как в русской народной сказке звали девочку, которая превратилась в облачко? (Снегурочка)
2. Кем работал Гена в произведении Э.Успенского в произведении «Крокодил Гена и его друзья»? (крокодилом)
3. Что являлось лучшим лекарством для Карлсона? (варение)
4. Кто из героев сказки отправился на бал в карете из тыквы? (Золушка)
5. Кто в русской народной сказке снёс золотое яичко для деда и бабы? (курочка)
6. При встрече с каким сказочным героем приходиться лить слёзы? (Чиполлино)
7. Назовите главного героя сказок «Лягушка-царевна», «Сивка-бурка»? (Иванушка)
8. Что положили под двадцать тюфеков и двадцать перин для принцессы в сказке Х.К.Андерсена? (горошина)
9. Какой овощ вырастил дед в русской народной сказке? (репка)
10. Какие цветы собирала падчерица в лесу в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)


Молодцы, ребята! Сказки сочиняют сказочники. Всем нам очень нравятся сказки, пусть их будет больше. На этом наша викторина закончилась. Послушаем наше жюри. Награждение победителей.