Танатологические представления древних греков о душе. Кратко о древней греции. Представление об устройстве мира в Греции

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Тема судьбы не была изначальной в истории развития человечества, она появилась на исходе первобытности. Одними из первых, кто осознал наличие этой неведомой до этого времени силы, были древние греки. Это осознание приходит к грекам на закате первобытности, когда люди начинают выделяться из «мы-бытия» и понимать, что каждый индивид обладает своей собственной только ему принадлежащей долей-участью.

Судьба в античности - сверхразумная и сверхинтеллектуальная сила, которая определяет течение жизни. Но эта судьба не могла определять все человеческие намерения. Эта судьба ни в коей мере не превращала человека в бездушный механизм, безвольный и безынициативный. Из-за того, что античная судьба управляла всем, человек не мог отвергать свободы воли. Иногда человек не мог знать и как ему следует поступать в соответствии с судьбой. Поэтому человек поступал так, как того требовало свободно-волевое намерение человека. Поэтому в античности удивительным образом совмещались вера в сверхразумную судьбу и свободное использование своей воли для реального устроения жизни.

Цель данного реферата - изучить концепцию судьбы в представлении древних греков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

Рассмотреть истоки древнегреческих представлений о судьбе;

Исследовать концепцию судьбы и развитие личностного самосознания греков.

Структура работы включает в себя введение, два основных параграфа, заключение и список литературы. Во введении ставится цель и задачи работы, в основной части работы раскрывается основное содержание, в заключении делаются выводы по всей работе и подводится ее итог.

1. Истоки древнегреческих представлений о судьбе

Представления о судьбе имеют глубокие корни, уходящие в историческое прошлое какого-либо народа. Гносеогенные истоки не являются первым этапом возникновения категории судьбы. Правильнее было бы предположить, что значительно более ранний этап был связан, по-видимому, с магией. Именно эту связь подчеркнул в свое время Дж. Фрезер в своей «теории» магия - религия - наука. Но, отличаясь от религии и науки, магия, по Фрезеру, выступает, как «близкая родственница науки», Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - С. 25. ибо и в магических верованиях, и в науке «последовательность явлений считается вполне правильной и неизбежной, так как определяется неизменными закономи» Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - С. 25. .

Таким образом, зародыш будущего научного понятия закономерности уже существовал в рамках магического мировоззрения.

Вера в магию не только предполагает необходимую связь между логическими действиями и их результатами, но и от самого человека, как субъекта магического действия, тоже зависит производить ли это действие, задействовать ли эту необходимую связь именно в данный момент и задействовать ли ее вообще. В представлениях же о судьбе необходимость мыслится как реализующая совершенно независимо от человека. Человек не может ни отменить, ни отсрочить ее осуществление, ни вообще хоть как-то повлиять на нее.

Отсюда можно сделать вывод, что в представлениях о судьбе, в той мере, в какой осуществление судьбы считается фатально-неизбежным, идея объективной необходимости выражена более отчетливо, чем в рамках веры в магию. Размышляя о причинах, по которым люди разочаровались в магии, Дж.Дж. Фрезер пишет: «Наиболее проницательные умы, вероятно, с течением времени заметили, что магические обряды не производили тех конкретных результатов, которых ожидало более наивное большинство их собратьев. Это великое открытие привело к коренному перевороту в умах тех, кто сделал это открытие. Такой человек уже не находил более в смерти врагов своих или же друзей доказательства непреодолимого могущества заклинаний - теперь он знал, что друзья или враги одинаково подпадали под власть силы более могущественной, чем любая из доступных ему самому, что они повиновались судьбе, которую он бессилен был направить». Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - С. 28.

Гносеогенный подход Фрезера для объяснения формирования представлений о судьбе достаточно очевиден. Нельзя не признать, что в его позиции есть доля правды. В мифологеме судьбы встречаются более развитые представления о необходимости и закономерности явлений окружающего мира, по-видимому, они действительно были подготовлены познавательными успехами человека.

В древнегреческой мифологии сохранились следы перехода от веры в магию к образу судьбы. Одним из ярких примеров этого является легенда о смерти Мелеагра, в которой жизнь героя фатально зависит от головни. Вариант мифа приводится по Аполлодору. «От Ойнея Алфея родила сына Мелеагра… Когда ему исполнилось 7 дней, к его родителям пришли Мойры и сказали: «Мелеагр умрет тогда, когда сжигаемая на жертвеннике головня сгорит дотла». Услышав это, Алфея схватила головню и спрятала ее в ларец». Когда же после знаменитой калидонской охоты на вепря Мелеагр перебил братьев своей матери, она сожгла головню, то Мелеагр умер. Здесь связь между смертью Мелеагра и сжиганием головни имеет явно магический характер, но сжигать или не сжигать головню - целиком в воле человека, то есть матери Мелеагра. Так же здесь уже фигурируют Мойры, как божества судьбы, что говорит о переходе от простых магических представлений к персонификации категории судьбы.

В.П. Горан, исследуя этот миф, делает такой вывод: «Не смотря на то, что в рамках этого варианта интерпретации связи жизни Мелеагра с головней эта связь выступает как результат специального решения богинь судьбы, тем не менее, и магический характер этой связи полностью сохраняется. Это позволяет предположить, что мотив магической связи есть рудимент более древних представлений, восходящих к временам доминирования веры в магию, когда образ Мойр, как богинь судьбы, возможно, еще не сформировался. Вероятно, что и мотив фатальной связи между жизнью Мелеагра и головней в дошедшем до нас варианте легенды, в котором фигурирует эта связь, и богини судьбы, был результатом переинтерпретации более древнего варианта легенды, в котором фигурировало только использование магии». Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы / В.П. Горан. - Новосибирск: Наука, 1990. - С. 153.

Но все же, не смотря на изменения, произошедшие с категорией судьбы, вера в магию не исчезает совсем из жизни древних греков. Она проявляется в предсказаниях, вере в оракулы, в гаданиях и жертвоприношениях. В качестве прямого следствия жертвоприношения ожидался какой-то ответ богов, отсутствие же ответа, знака божества, воспринималось крайне негативно. Вера древних греков в оракулы сохранялась на всем протяжении их истории. Связь представлений о судьбе с верой в пророчества и оракулы - один из древнейших истоков формирования греческого понятия судьбы. Способность к знанию будущего воспринималась как божественный дар. Но этот дар придавал особую значимость и знанию, которое дано прорицателю. Вера в знание о будущем была равна вере в судьбу.

Оракул, как и пророчество, претендует на знание предопределенного будущего. Оракулы исходят только от богов. Вера в знание, данное оракулом, сродни вере в богов вообще и их способности вступать в общение с людьми. Предсказания прорицателей и оракулов выражаются в словесной форме. Это указывает на веру в магию слова. Произнесенное вслух слово открывает тайну будущего. Того, что сказано, никак нельзя изменить. Здесь слово равнозначно предопределению судьбы.

В.П. Горан считает, что следы связи древнегреческих представлений о судьбе с магией слова настолько слабы, что их реконструкция возможна лишь на уровне гипотез. В качестве одной из таких гипотез можно назвать предположение В.П. Горана о том, что существует определенная связь между верой в прорицания и верой в силу заклинаний и заклятий.

Еще один след связи представлений о судьбе с магией встречается даже у Гомера. Это образ богинь-прях. Богини судьбы прядут нить жизни человека в момент его рождения. Дж. Томсон Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества / Дж. Томсон. - М.: Иностр. лит., 1958. - 659 с. связывает возникновение образа прях с обычаем прясти ребенку одежду к его рождению. Функции этой одежды первоначально были тесно связаны с магией. Одежде приписывали таинственную связь с человеческой жизнью.

Действительно имеется соответствие между представлением о магической связи одежды с жизнью новорожденного, с представлениями о связи жизни с нитью, которую выпряли ему при рождении богини судьбы Мойры. Вероятно, что предполагаемый Томсоном обычай изготовления одежды для новорожденного стал постепенно терять свою магическую роль. А сам образ «прях» - старейших представительниц рода, трансформировался в образ Прях, как мифологических персонажей.

В новом образе судьбы акцент смещается с темы рождения на тему смерти. Конечно, образ судьбы сохранил свою связь с темой рождения, но одновременно судьба тесно ассоциировалась со смертью. Функция богинь судьбы - заведовать рождением - трансформируется в повелевание смертью. Пряхи определяют момент смерти человека. Таким образом, судьба выступала как весь сугубо индивидуальный жизненный путь человека. В этом понимании судьбы общественное сознание пришло к определенному осмыслению целостности и неповторимости всего жизненного пути каждого человека от его рождения до смертного конца. Т.е. судьба определяет рождение, деяния во время жизни и смерть. Человек начинает осознавать, что его судьба индивидуальна, она принадлежит ему одному и никому больше. Гомеровский Ахилл знает свою судьбу, более того, он волен сам выбрать ее. И он выбирает, выбирает не тихую и спокойную жизнь, а славу и геройскую смерть. Это говорит об усилении внимания общественного сознания к индивиду. Индивид выделяется из своей группы, кроме всего прочего, и своей смертью. Она отличает его от других людей и выступает одним из средств самоутверждения индивида. Однако, «необходимо учитывать и общие особенности эпоса: гиперболизацию, определенные стереотипы в рассказах о героях и их быте, нарочитую архаизацию» Древние цивилизации / Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989. - С. 293-294. .

У Гомера встречаются и другие примеры связи концепции судьбы с магией. Одиссей не открывает киклопу своего имени, так как имя имеет магическое значение. Когда же Полифем узнает имя Одиссея, то он получает возможность влиять на него с помощью своего отца Посейдона.

Таким образом, скорее всего Фрезер прав, утверждая, что магические верования являются одним из источников дальнейшего развития религии и науки. Но нельзя согласиться с ним в том, что магия совершенно исчезает из жизни людей и уступает место науке. Магия продолжает существовать, но, наряду с ней, появляются и другие формы познания мира. Ослабление роли магии в жизни древнегреческого общества связано с начавшимся процессом развития личностного самосознания. Если раньше человек совсем не выделял себя из коллективного, первобытного, «мы - бытия», то потом он начинает осознавать себя самостоятельной личностью, которая сама несет ответственность за свои поступки. Человек понимает, что судьба всемогуща, но и он сам кое-что может, кроме того, как слепо повиноваться ее воле.

2. Концепция судьбы и развитие личностного самосознания греков

Судьба - одна из важнейших категорий древнегреческой философии. Вообще судьба не является в античности чем-то случайным и необязательным. Так как вся античная космология основана на непосредственном чувственном восприятии, она по самому своему существу не склонна к исследованию каких-либо точных законов. Само восприятие мира древними греками было скульптурно, что обесценивало те законы природы, которые являются главным предметом изучения современной науки. Управляет этим скульптурным миром нечто не подлежащее ни исследованию, ни изучению, не имеющее имени и превышающее человеческие способности и потребности. Это судьба. Таким образом, судьба связана с очень развитой интуицией, со скульптурной картиной мира и является их неотъемлемой частью. Космос, по представлению греков, телесен, а все, что телесно, управляется судьбой, Следовательно, космос также находится под властью судьбы.

Во взаимоотношениях человека с космосом можно провести ту же параллель, что и между судьбой и богами. Космос есть первообраз, а человек - подражание, микромир по отношению к макромиру. То, что есть в космосе, есть и в человеке; а то, что имеется в человеке, имеется и в космосе. Макрокосм и микрокосм различаются лишь количественно. Между человеком и космосом нет раскола, нет границы. Просто одно - универсально, а другое индивидуально. Но все же, исходя из характера ранней греческой классики, при высоком развитии чувства личности, сама личность все же оставалась придатком космоса, не всегда обязательным и необходимым.

Термин «душа» можно встретить уже у Гомера, но слово «личность» совершенно отсутствует в классический период. А.Ф. Лосев считает, что это говорит о том, что греки плохо понимали смысл и своеобразие человеческой личности, душа же мыслилась, как нечто вполне материальное. Концепция личности гораздо ярче выступает в противопоставлении судьбы и личности, так как основу древнегреческой трагедии составляла именно судьба личности, а не души. Но, не смотря на это, самого термина «личность» не появилось ни у одного из величайших греческих трагиков: Эсхила, Софокла и Эврипида. А.Ф. Лосев считает, что «это свидетельствует о том, что судьба личности в окружающей ее среде или в космосе, как бы эта судьба ни была ужасна, представлялась здесь чем-то естественным и закономерным» Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 538. . Поэтому у древних греков не возникало необходимости в специальном обозначении этого понятия. Вероятно, конкретная судьба, «выпрягаемая» Мойрами, и означала личность в чувственной метафорической форме. Такое определение личности очень логично вписывается в общую чувственную картину мира, созданную древними греками.

А.Ф. Лосев очень осторожен с понятием личности в античности. В своем обширном труде по истории античной эстетики он выдвинул теорию «о связи рабовладельческой формации с идеей судьбы». Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 55. По А.Ф. Лосеву, такие стороны античной культуры как пластика и рабовладение «совпадают в одном: в отсутствии опыта человеческой личности… в понимании человека не как личности, а как вещи» Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 52. . А.Ф. Лосев обосновывает это тем, что в период рабовладения в самом человеке отсутствует восприятие себя как человека, а не как вещь. Рабы считают себя вещами рабовладельца, а «свободные сознают себя рабами общего миропорядка, рабами прежде всего судьбы, рока» Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 55. .

Другой же исследователь концепта судьбы и ее связи с развитием личностного самосознания В.П. Горан Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В.П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 76. полемизирует с А.Ф. Лосевым. Он считает, что вывод А.Ф. Лосева об отсутствии у античного грека опыта человеческой личности неверен, так как античная идея судьбы развивалась на протяжении большого периода времени, в том числе и тогда, когда рабство еще не было доминирующей характеристикой древнегреческого общества. В.П. Горан пишет, что «для гомеровского времени сведение представлений о судьбе к непосредственному выражению рабского сознания вряд ли можно было бы признать оправданным даже независимо от того, оправдано оно или нет для более развитых этапов рабовладения». Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С.76. Так В.П. Горан опровергает теорию А.Ф. Лосева о зависимости идеи судьбы от рабства.

В.П. Горан считает, что А.Ф. Лосев, говоря о связи судьбы с рабовладельческим строем, не убедителен. Но сама по себе эта идея реально предполагает представление о несамостоятельности и означает радикальное отрицание именно личностного «измерения» человека. «Но как раз это обстоятельство и позволяет утверждать, что возникновение идеи судьбы исторически знаменовало собой зарождение личностного самосознания». Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 77.

В.П. Горан думает, что отрицание чего-либо, пусть даже оно и осуществляется весьма решительно и безусловно, уже тем, что оно существует, показывает наличие определенного представления о том, что отрицается. То есть, если идея судьбы так явно отрицает наличие самостоятельности человека как субъекта своей жизненной доли, а в качестве этого субъекта мыслится некая высшая сила, то уже одно это наводит на мысль о том, что представление о таком субъекте и о жизненной доле человека уже существовали. То, что появляется такое представление, позволяет говорить о зарождении личностного самосознания, даже если человек и мыслит себя еще только в качестве объекта судьбы.

Таким образом, В.П. Горан делает вывод, что не могло быть никакого вопроса об идее несвободы и внешней судьбы, если уже не было идеи свободы и представления о свободной человеческой личности». Горан В. П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 77.

Что же касается не идей и представлений, а соответствующих реалий, то надо не забывать, что несвобода древнего человека, его зависимость от природы и от социальных сил была первичной по отношению к его свободе и самостоятельности. Но в осознании этой зависимости, в формировании идей такой зависимости в общественном сознании определяющая роль должна быть признана за процессом приобретения индивидом самостоятельной значимости и становления личностного самосознания. Несвобода, зависимость могла осознаваться в том числе и в форме идеи судьбы, лишь в той мере, в какой выкристаллизовывалась и идея свободы, пробуждалось личностное самосознание. В свою очередь, и идея свободы тоже осознавалась тем отчетливее, тем яснее и утверждалась тем решительнее и прочнее, чем более отчетливо осознавалась идея зависимости, и чем более резкий контраст составляли эти два ряда идей в сознании и соответствующие им реалии в жизни, например, контраст рабской доли и доли свободного человека.

Таким образом, вопреки А.Ф. Лосеву, античная идея судьбы указывает не на отсутствие «опыта человеческой личности» в рабовладельческом обществе, но, напротив, на пробуждение личностного самосознания. Отсюда понятен тот уже отмеченный А.Ф. Лосевым факт, что для античного человека судьба менее всего заметна на людях мелких, но более всего ощущается в героических фигурах, таких, как Ахилл или Прометей. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А. Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С.57.

В.П. Горан делает вывод, что «сам факт возникновения идеи судьбы и конкретные особенности ее содержания свидетельствуют о пробуждении внимания общественного сознания к индивиду и зарождении личностного самосознания…» Горан В. П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 83. . Но В.П. Горан делает оговорку, что речь идет лишь о начале этого трудного процесса.

И все же В.П. Горан слишком жестко критикует концепцию А.Ф. Лосева. Да А.Ф. Лосев связывал понимание человека с рабством и восприятием человека как вещи. Но его же исследования поэм Гомера говорят о том, что тот же А.Ф. Лосев уловил некую закономерность соотношения концепции судьбы с понятием человеческой личности.

Таким образом, вероятно, оба исследователя правы в том, что процесс осознания человеком себя как личности, безусловно, имел место в развитии культуры Древней Греции. Но этот процесс шел довольно медленно, его тормозили многие реалии античного мира, в том числе и институт рабства. Становление личностного самосознания нашло свое отражение в представлениях о судьбе. Все изменения, происходящие с восприятием человеком самого себя, находили свое отражение в трансформирующейся концепции судьбы.

судьба вера магия самосознание

Заключение

Судьба - одна из основных мировоззренческих категорий традиционных обществ. Античная цивилизация не была исключением в отношении к этой категории. Хотя судьба не была изначально присуща античной культуре, но все же она появилась достаточно давно. Некоторые зачатки будущих представлений о судьбе мы можем обнаружить в древнейших магических верованиях, и наоборот, в развитых представлениях о судьбе мы находим множество параллелей с магией. По мере развития античной культуры роль магии несколько ослабевает, но она не исчезает совсем, как на этом настаивал Дж. Фрезер. В более поздние периоды магия существует наряду с другими феноменами культуры, просто она уже не является одним из главенствующих элементов в развитии общественного сознания. Ослабление роли магии в жизни древнегреческого общества было связано с началом процесса развития личностного самосознания. Человек мало-помалу осознает себя свободной личностью и хотя судьба и всемогуща, но и он сам кое-что может.

Богатейший материал для изучения античной культуры дают поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея», где автор создает великолепную картину жизни древнегреческого общества эпохи разложения общинно-родового строя. Гомеровский эпос дает много примеров отношений между волей судьбы и волей самостоятельной личности. В разные периоды развития общества постепенно трансформируется образ человека, его мировоззрение, понимание собственной значимости и осознание свободы в выборе каких-либо действий и даже возможности выбора своей судьбы.

Процесс осознания человеком себя как личности шел довольно медленно, его тормозили многие реалии античного мира, в том числе и институт рабства. Становление личностного самосознания нашло свое отражение в представлениях о судьбе. Все изменения, происходящие с восприятием человеком самого себя, находили свое отражение в трансформирующейся концепции судьбы.

Список литературы

1. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы В.П. Горан. - Новосибирск: Наука, 1990. - 335 с.

2. Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В.П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С 76-83.

3. Древние цивилизации / Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989 - 479 с.

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - 584с.

5. Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества / Дж. Томсон. - М.: Иностр. лит., 1958. - 659 с.

6. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - 831 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Религиозные представления древних греков. Пантеон греческих богов, покровительствовавших природным стихиям, ремёслам, земледелию, войне и иным занятиям людей. Влияние повседневной жизни древних греков на их религию и мифологию. Миф о Деметре и Персефоне.

    презентация , добавлен 04.02.2011

    Учение о жизни после смерти: формы загробной субстанции человека, ее связь с местом погребения в представлении древних египтян. Похоронный ритуал, Пять Душ, значение имени, цель бальзамирования: воскресение души, путешествие по Преисподней, суд Осириса.

    реферат , добавлен 30.11.2011

    Зарождение мифологии древних греков от одной из форм первобытной религии - фетишизма. Эволюция мифологических и религиозных представлений эллинов. Древнегреческие мифы и легенды о жизни богов, людей и героев. Религиозные обряды и обязанности жрецов.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2013

    Идеализация и ограниченность в понимании религии древних греков. Источники изучения древнегреческой религии. Религия эгейской эпохи. Следы тотемизма, промысловых культов и тайных союзов. Вредоносная и лечебная магия. Аристократический культ героев.

    реферат , добавлен 26.02.2010

    Религиозное мировоззрение древних греков - вера во всесилие Рока. Древнегреческий культ предсказания судьбы - прорицательство. Элевсинские мистерии, как форма религиозно-культовых действий. Антропоморфизм- человекоподобие богов. Политеизм (многобожие).

    презентация , добавлен 04.02.2017

    Анализ образа героя в ирландской мифологии, его основных характеристик и стиля жизни. Характеристика роли семьи на протяжении всей жизни героя, занятий его повседневной жизни, взаимоотношений с богами. Изучение личностных качеств мифического персонажа.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2010

    Влияние культа Исиды на мировосприятие древних египтян, формирование погребальной обрядности и представлений о загробной жизни. Связь между культом Исиды и магией, его роль в идеологических изменениях и верованиях египтян в период Среднего царства.

    статья , добавлен 10.08.2017

    Мифологические мировоззрения древних греков. Гора Олимп как жилище бессмертных богов. Перун и молния как символы верховного древнегреческого бога Зевса. Посейдон, Аид, Гера, Гермес, Гефест, Аполлон, Афина и Афродита как главные боги Древней Греции.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Представления о душе у древних славян. Связь души со звездой, с дыханием, паром, дымом. Отождествление образа человека и души. Сравнение души и огня. Загробная жизнь по представлению славян. Материальная основа души. Обряды древних славян на поминках.

    реферат , добавлен 29.01.2011

    Изучение славянского язычества, системы дохристианских представлений о мире и человеке, основанной на мифологии и магии. Одухотворение природы, культа предков и сверхъестественных сил, убеждение в их постоянном присутствии и участии в жизни людей.

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек Эгейской культуры, записанных Линейным письмом Б.(позднейшая форма критского письма (XV-XII вв. до н. э.). Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги. Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

· «Илиада» и «Одиссея» Гомера

· «Теогония» Гесиода

· Паросский мрамор

· «Толкование снов» Артемидора Далдианского

· «Библиотека» Псевдо-Аполлодора

· «Метаморфозы» Овидия

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах - так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

· присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов

· обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

Религиозные представления древних греков

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.


Ри́мская мифоло́гия представляет собой совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян. Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство.

Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией.

Изучение римской религии и мифов осложняется ранним влияние греческой религии на Апеннинском полуострове в протоисторический период истории Рима, а позже художественным подражанием римских авторов греческим литературным образцам. Римляне с любопытством стремятся отождествить своих собственных богов с греческими (см. ) и дают новое толкование повествований о греческих божествах под именами своих римских аналогов. Ранние римские мифы и легенды имеют также динамичные переплетения с этрусской религией, менее документированной чем греческая.

Основными источниками римских мифов являются Энеида Вергилия и первые несколько книг истории Ливия. Другими важными источниками являются Фасты Овидия, шеститомная книга стихотворений, структурированных под римский религиозный календарь, и четвёртая книга элегий Проперция. Сцены из римских мифов появляются также в римской настенной живописи, на монетах и в скульптуре, в частности, на рельефах.

Соответствие римских и греческих богов - список, показывающий взаимосвязь богов и мифологических героев двух культур. Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. По мнению историков, корни римской мифологии берут начало в примитивных мифах, связанных с обожествлением сил природы, семьи, происхождения общины и города. Влияние греческой мифологии на римскую сказалось позднее и берёт начало примерно в V-VI веке до н. э. Сложившийся пантеон богов, обширная литература и культура мифотворчества неизбежно воздействовала на представителей римской цивилизации, активно контактировавших с близлежащими государствами.

Римский автор III века до н.э Ливий Андроник, который первым перевёл на латынь Одиссею, активно использует в своих текстах греческих «романизированных» богов. Со временем в римский пантеон попали греческие боги аналогов которых не было у римлян: Эскулап, Аполлон. Это было проявлением определённой открытости, терпимости и даже критическому подходу к религии. В древнем Риме легко принимали в пантеон других богов, стараясь таким образом привлечь их на свою сторону.

Греция Описание Рим
Аид, Гадес бог царства мёртвых Плутон, Орк, Диспатер
Амфитрита жена Посейдона (Нептуна) Салация
Аполлон бог солнца и покровитель искусств Феб
Арес бог войны Марс
Артемида богиня охоты Диана
Асканий персонаж мифов (сын Энея) Юл
Асклепий бог врачевания Эскулап
Атлант титан, эпоним океана и гор Атлас
Афина богиня мудрости и справедливой войны Минерва
Афродита богиня любви и красоты Венера
Борей бог северного ветра Аквилон
Геба богиня юности Ювента
Геката богиня мрака и чародейства Тривия
Гелиос солнечный бог Сол
Гемера божество дня Диес
Гера царица богов Юнона
Геракл герой мифов, сын Зевса Геркулес
Гермес вестник богов, покровитель путников и торговцев, проводник душ умерших Меркурий
Геспер сын Атланта или Астрея Веспер
Гестия богиня домашнего очага Веста
Гефест бог огня и кузнечного ремесла Вулкан
Гея богиня земли Теллус
Гигиея богиня здоровья Салюс
Гименей божество брака Талассий
Гипнос, Морфей Бог сна Сомн
Деметра богиня полей и плодородия Церера
Дидона персонаж мифов основательница Карфагена Элисса
Дионис, Вакх бог виноградарства и виноделия Бахус, Либер
Зевс верховный бог Юпитер
Зефир бог западного ветра Фавоний
Илифия богиня родов Люцина
Ипполит герой, сын Тесея Вирбий
Кибела богиня-владычица гор, лесов, зверей Опс
Кора божество матери Земли Теллус
Кронос титан, бог времени Сатурн
Лето титанида (дочь Кея и Фебы) Латона
Ливия нимфа, эпоним Ливии, а также сама эта страна Ливия
Лисса божество безумия Мания
Мегера богиня мести Фурина
Мойры богини человеческой судьбы Парки
Музы покровительницы наук, поэзии и искусств Камены
Ника, Нике богиня победы Виктория
Никта божество ночи Нокс
Нот бог южного ветра Австр
Одиссей герой, главное действующее лицо «Одиссеи» Улисс
Осса олицетворение молвы, вестница Зевса Фама
Пан бог лесов, охотников и пастухов, всей природы Фавн
Персефона богиня плодородия и царства мёртвых Прозерпина, Карне, Фуррин
Пистис богиня верности клятве Фидес
Плутос бог богатства Плутон
Полидевк герой, один из Диоскуров, брат-близнец Кастора Поллукс
Посейдон бог морей и землетрясений Нептун
Селена богиня луны Диана
Семела мать Диониса Стимула либо Либера
Силен божества лесов Сильван
Танатос бог смерти Морс
Тихе, Тюхе, Тиха богиня случая и судьбы Фортуна
Фемида богиня правосудия Юстиция, Эквитас
Фосфор солнечное божество Люцифер
Хариты богини красоты и изящества Грации
Хлорис богиня цветов Флора
Энио богиня войны Беллона
Эос богиня утренней зари Аврора
Эрида богиня раздора Дискордия
Эринии богини мщения Фурии
Эрот, Эрос бог любви Амур, Купидон
Эхо нимфа Мута, Тацита

1. Периодизация античной культуры

История античного искусства включает несколько этапов:

1. Крито-микенский. III-II тыс. до н.э. На этом этапе совершенства достигает искусство мастеров о. Крит. Именно здесь находится один из дворцов, известный как дворец царя Миноса, где размещался лабиринт Минотавра (16 000 тыс. кв. м.)

2. Гомеровский. XI-VIII в. до н.э. Характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики мелкой пластики геометрического стиля.

3. Архаический. VII-VI в. до н.э. Время возникновения городов-государств (полисов) и бурного развития искусства. В этот период оформилась греческая религия, для которой характерен политеизм, следствием чего стало создание богатой мифологии, зарождаются олимпийские игры, греческий театр, возникает первая философская система (натурфилософия), ее представляет Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, они пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову материального мира.

4. Классический. Нач. V-IV в. до н.э. В этот период большое развитие получает греческая демократия, следствием чего стал подъем экономической и политической жизни, центром становятся Афины, получает развитие монументальность, архитектура (храм Афины победительницы, Акрополь, Парфенон), это расцвет греческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).

5. Эллинизм. III-I в. до н.э. Широкое распространение культуры эллинизма среди городов Средиземноморского побережья, следовательно, сенкритизм.

2. Мифология древних греков

Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.

Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.

По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны - грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом) - Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной.

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, в котором заключался источник жизни мира: всё возникло из Хаоса - и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля - Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней; и могучая сила, оживляющая всё, Любовь - Эрос.

Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и тёмную Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера (Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо - Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море.

После того, как от Матери-Земли произошли Небо, Горы и Море, Уран взял себе в жёны благодатную Гею, от которой у него родилось шестеро сыновей - могучих, грозных титанов - и шестеро дочерей. Сын Урана и Геи - титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катили свои волны к морю, а также морских богинь - океанид. Титан Гипперион и Тейя дали миру Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос. От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на ночном небе, и все ветра: северный ветер - Борей (Βορριάς), восточный - Эвр (Εύρος), южный Нот (Νοτιάς) и западный, ласковый ветер Зефир (Ζέφυρος), несущий обильные дождём тучи.

Кроме титанов, могучая Земля родила трёх великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трёх пятидесятиголовых сторуких великанов - Гекатонхейров, против которых ничто не могло устоять, потому что их стихийная сила не знала предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра Земли, не позволяя им выходить на свет. Мать-Земля страдала от того, что её давило страшное бремя, заключённое в глубине её недр. Тогда она вызвала своих детей, титанов, чтобы уговорить их восстать против Урана. Однако титаны боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Кронос, хитростью низверг Урана, отняв у него власть.

В наказание Кроносу богиня Ночь родила Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипноса - сон с кошмарными видениями, Немезиду - отмщение за преступления - и многих других богов, внёсших в мир Кроноса, воцарившегося на троне своего отца, ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье.

У самого же Кроноса не было уверенности в прочности и долговечности своей власти: он боялся, что его дети восстанут против него и его постигнет участь его собственного отца Урана. В связи с этим, Кронос повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он безжалостно проглотил: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона.

КроносЗевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей.Арес (Арис) – бог войны

Рея, чтобы не потерять и последнего своего ребёнка, по совету родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась на остров Крит, где в глубокой пещере родила своего младшего сына Зевса. Скрыв в пещере новорождённого, Рея дала жестокому Кроносу проглотить вместо сына длинный камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос и не подозревал, что был обманут своей женой, в то время как Зевс рос на Крите под присмотром нимф Адрастеи и Идеи, вскормивших его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты, а у входа в пещеру юные куреты ударяли мечами в щиты всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы его плач ненароком не услышал всевластный Кронос.

На смену титанам пришло царство Зевса, победившего своего отца Кроноса и ставшего верховным божеством Олимпийского пантеона; властелином небесных сил, повелевающим громами, молниями, тучами и ливнями. Господствуя во вселенной, Зевс давал людям законы и охранял порядок.

В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:

Зевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей.

Гера (Ира) – супруга Зевса, покровительница семьи.

Посейдон – владыка морей.

Гестия (Эстия) – защитница семейного очага.

Деметра (Димитра) – богиня земледелия.

Аполлон – бог света и музыки.

Афина – богиня мудрости.

Гермес (Эрмис) – бог торговли и вестник богов.

Гефест (Ифестос) – бог огня.

Афродита – богиня красоты.

Арес (Арис) – бог войны.

Артемида – богиня охоты.

Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары в качестве жертвоприношений.

Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы.

Посейдон – владыка морей ГераклНимфы

Так, в реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море - Нереиды, в лесах - Дриады и Сатиры, в горах - нимфа Эхо.

Жизнью человека распоряжались три богини-Судьбы - Мойры (Лахесис, Клото, Атропос). Это они пряли нить человеческой жизни от рождения до самой смерти и могли её оборвать, когда хотели...

По словам Карла Маркса, в мифах Древней Греции запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью».

Тысячелетиями люди наблюдали за движением небесных тел и природными явлениями. И всегда задавались вопросом: как же устроена Вселенная. В древние времена картина устройства мироздания была сильно упрощена . Люди просто делили мир на две части – Небо и Землю. О том, как устроена твердь, каждый народ строил свои представления.

Земля в представлении народов античности была большим плоским диском, поверхность которого населяют люди и все что их окружает. Солнце, Луна и 5 планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн), по мнению древних людей, - это небольшие светящиеся небесные тела, прикреплённые к сфере, которые непрерывно вращаются вокруг диска, делая полный оборот в течение суток.

Считалось, что земная твердь неподвижна и находится в центре Вселенной, то есть каждый древний народ так или иначе, приходил к мысли: наша планета – это средоточие мира.

Такой геоцентрический (от греческого слова Гео - земля) взгляд присутствовал практически у всех народов древнего мира - греков, египтян, славян, индусов

Почти все теории о мироустройстве, происхождении неба и земли, которые появлялись в то время, были идеалистическими, поскольку имели божественное начало.

Но отличия в представлении устройства вселенной были, так как основывались они на мифах, преданиях и легендах, присущих разным цивилизациям.

Главными теориями были четыре: различные, но в чем-то сходные представления о строении вселенной древними народами.

Легенды Индии

Древние народы Индии представляли землю как полусферу, опирающуюся на спины четырёх громадных слонов, стоящих, в свою очередь, на черепахе, а все околоземное пространство замыкала чёрная змея Шешу.

Представление об устройстве мира в Греции

Древние греки утверждали , что Земля имеет форму выпуклого диска, напоминающего по форме щит воина. Вокруг сушу окружало бескрайнее море, из которого каждую ночь выходили звёзды. Они каждое утро тонули в его глубине. Солнце в лице бога Гелиоса на золотой колеснице поднималось ранним утром из восточного моря, совершало круг по небу и опять возвращалось на своё место поздним вечером. А небесный свод держал на своих плечах могучий Атлант.

Древнегреческий философ Фалес Милетский представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой находится большая полусфера. Изогнутая поверхность полусферы - небесный свод, а нижняя, плоская поверхность, свободно плавающая в море, - Земля.

Однако эта устаревшая гипотеза была опровергнута древнегреческими учёными материалистами, которые привели убедительные доказательства об округлости суши. В этом убедился Аристотель, наблюдая за природой, за тем, как звёзды меняют высоту за горизонтом, а корабли исчезают за выпуклостью земли.

Земля глазами древних египтян

Совсем по-иному представлял себе нашу планету народ Египта. Планета казалась египтянам плоской, а небо в виде огромного купола опиралось на четыре высокие горы, расположенные по четырём краям света. Египет был расположен в центре Земли.

Древние египтяне использовали образы своих богов для олицетворения пространств, поверхностей и стихий. Земля - богиня Геба – лежала внизу, над ней, изгибаясь, стояла богиня Нут (звёздное небо), а находящийся между ними бог воздуха Шу не давал ей упасть на Землю. Считалось, что богиня Нут каждый день проглатывала звёзды и рождала их вновь. Солнце ежедневно проходило свой путь по небосводу на золотой лодке, которой правил бог Ра.

Древние славяне тоже имели своё представление об устройстве мира. Свет, по их мнению, был разделен на три части:

Между собой все три мира соединяются, как осью, Мировым древом. В ветвях священного древа живут звёзды, Солнце и Месяц, а у корней - Змей. Священное дерево считалось опорой, без которой рухнет мир, если его уничтожить.

Ответ на вопрос о том, как в древности люди представляли нашу планету, помогают найти древние артефакты, которые сохранились до наших дней.

Учёные находят первые прообразы географических карт в разных странах, они известны нам в виде изображений на стенах храмов, фресках, рисунках в первых астрономических книгах. В древности человек стремился передать информацию об устройстве мира последующим поколениям. Представление человека о Земле во многом зависело от рельефа, природы и климата тех мест, где он проживал.

Трудно переоценить роль Древней Греции в развитии человеческой цивилизации. Сколько великих поэтов и мыслителей она явила миру! Однако реальная, будничная жизнь древних греков была далеко не такой яркой и одухотворенной, как принято считать, а зачастую трудной, грязной и отвратительной.

1. Врач мог попробовать на вкус ушную серу пациента

Основным методом постановки диагноза врачами в Древней Греции было исследование биологических жидкостей. Свое начало этот метод берет от Гиппократа, который полагал, что органы человека выделяют определенные биологические жидкости, и каждая из них имеет специфический вкус.

Греческие врачи должны были знать нормальный запах и вкус этих жидкостей, чтобы по их изменению суметь поставить диагноз. Даже рвотные массы, мокроты, моча и прочее – все это могло являться предметом органолептического исследования. И посетив врача в Древней Греции, можно было стать свидетелем того, как он пробует на вкус ушную серу или мочу пациента.

2. Люди подтирались камнями


В Европе не знали, что такое туалетная бумага до 16 века. Поэтому придумывали другие способы для того, чтобы подтереться. Некоторые греки использовали для этого губку, прикрепленную к палке, но такое приспособление было не у всех. Чаще для этих целей применяли гальку или черепки от разбитой керамической посуды. Очень распространенной болезнью в Греции был геморрой, вероятно, как следствие использования камней и черепков.

3. Атлеты продавали свой пот

Перед соревнованиями греческие атлеты снимали с себя всю свою одежду, намазывали свои тела маслом и в таком виде выступали, независимо от вида соревнования – будь то борьба, или бег. После соревнований они счищали со своей кожи остатки грязи и пота, помогали им в этом группы рабов. Счищенную грязь не выбрасывали, а использовали для медицинских целей.

Люди протирали ею свою кожу, считалось, что это помогает снять боль. Но даже если никакого эффекта не было, они гордились тем, что теперь пахли, как олимпийцы.

4. Нечистоты в лечении женских болезней

Греки полагали, что женщины обладали уникальной восприимчивостью к нечистотам. Эти идеи даже были использованы в медицине. И когда заболевала женщина, считалось, что лучшим лекарством для нее будут самые отвратительные нечистоты. После выкидыша женщине давали выпить смесь жареных экскрементов мула с вином. Если же у нее случались преждевременные роды, на нее накладывали экскременты коровы. Греки полагали, что матка женщины в этом случае сместилась со своего места, но почувствовав жуткий запах коровьих экскрементов, она вернется на место.

5. Чихание как метод предупреждения беременности

Греческий врач Соран считал, что за предохранение от беременности должны отвечать женщины. И если женщина забеременела, то в этом виновата она сама. Соран учил женщин, что им достаточно просто чихнуть вместо того, чтобы использовать противозачаточные средства. После занятия любовью, женщина должна посидеть на корточках, почихать и подмыться, и тогда она не забеременеет. Нелепость этой идеи очевидна. Но у Сорана было в запасе еще несколько подобных советов.

6. Пояса целомудрия для рабов

Греки не разрешали своим рабам попусту тратить время, занимаясь любовью. И для надежности они заставляли их носить нечто подобное поясу верности. На гениталии рабов одевали металлическое кольцо, настолько плотно, что рабы испытывали боль даже при половом возбуждении. И если владелец заставлял своих рабов носить пояс верности, они не сопротивлялись, поскольку знали, что существует еще более жестокая альтернатива – стать евнухом.

7. Древнегреческие представления о лесбиянках


В Древней Греции у многих мужчин были довольно странные представления о лесбиянках, и они не знали, чем конкретно те занимаются. Греки пришли к заключению, что лесбиянками становятся женщины, у которых имеется очень большой клитор, так называемый “женский член”. И эти представления о причине женского гомосексуализма продержались довольно долго.

8. Экскременты крокодила в качестве крема

Греки нередко становились жертвами нападения крокодилов. Однако, крокодилы не только представляли угрозу для жизни, но и использовались в медицинских целях, правда, несколько странным образом. Греки рекомендовали лечить шрамы вокруг глаз с помощью экскрементов крокодила, используя их, как тени для век. Подобный метод описан в одном из медицинских документов Древней Греции.

9. Фаллические шествия

Один раз в год в Афинах проходил праздник в честь Диониса, а символом этого божества служил фаллос. Мужчины и женщины шли по улицам, гордо держа гигантские фаллосы над своими головами, как дань богу. Эти шумные и многочисленные шествия сопровождались особыми фаллическими песнями и грубыми шутками. По словам Аристотеля, от зачинателей фаллических шествий впоследствии и родилась комедия.

10. Первые тосты появились в Древней Греции


На сегодняшний день, когда мы произносим тосты на вечеринках, большинство из нас не задумывается о том, где началась эта традиция, или по какой причине. Как оказалось, она зародилась в Древней Греции. Хозяин празднования всегда делал первый глоток вина, чтобы заверить гостей, что оно не было отравлено – отсюда и появилась фраза «выпить за чьё-то здоровье».