Статуэтки из акамбаро. Артефакты древности. Фигурки Акамбаро Неудобные фигурки Акамбаро или потрясающая правда

Коллекция Вальдемара Джульсруда

Люди и ящеры жили в одно и то же время. Именно на такой парадоксальный вывод наталкивают артефакты, найденные близ мексиканского городка Акамбаро.

Эта история началась в июле 1944 года. Вольдемар Джульсруд (Waldemar Julsrud) занимался торговлей скобяными изделиями в Акамбаро - небольшом городишке примерно в 300 км к северу от Мехико. Однажды ранним утром, совершая конную прогулку по склонам холма Эль Торо, он увидел несколько обтесанных камней и фрагментов керамики, выступающих из почвы. Джульсруд был выходцем из Германии, перебравшимся в Мексику в конце XIX века. Он серьезно увлекался мексиканской археологией и еще в 1923 г. вместе с падре Мартинесем копал памятник культуры Чупикауро в восьми милях от холма Эль Торо. Позже культура Чупикауро была датирована периодом 500 г. до н.э. - 500 г. н.э.

Вольдемар Джульсруд прекрасно разбирался в мексиканских древностях и поэтому сразу понял, что находки на холме Эль Торо не могут быть отнесены ни к одной известной на то время культуре. Джульсруд начал собственные изыскания. Правда, не будучи профессиональным ученым, он поступил поначалу очень просто - нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав ему платить по одному песо (тогда это равнялось примерно 12 центам) за каждый целый артефакт. Поэтому Тинахеро был очень аккуратен при раскопках, а случайно разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их Джульсруду. Так начала формироваться коллекция Джульсруда, пополнение которой продолжили сын Вольдемара Карлос Джульсруд, а потом и его внук Карлос II.
Размеры фигурок варьировались от десятка сантиметров до 1 м в высоту и 1.5 м в длину. Кроме них в составе коллекции присутствовали музыкальные инструменты, маски, инструменты из обсидиана и нефрита. Вместе с артефактами при раскопках были обнаружены несколько человеческих черепов, скелет мамонта и зубы лошади ледникового периода. При жизни Вольдемара Джульсруда вся его коллекция в упакованном виде занимала 12 комнат его дома.

В коллекции Джульсруда было множество антропоморфных статуэток, представляющих почти полный набор расовых типов человечества - монголоидов, африканоидов, кавказоидов (в том числе с бородами), полинезийский тип и проч. Но не это сделало его коллекцию сенсацией века. Примерно 2 600 статуэток представляли собой изображения динозавров! Причем разнообразие типов динозавров вызывает истинное изумление. Среди них есть легко узнаваемые и хорошо известные палеонтологической науке виды: брахиозавр, игуанодон, тиранозавр рекс, птеранодон, анкилозавр, плезиозавр и многие другие. Есть огромное число статуэток, которые современные ученые идентифицировать не могут, в том числе и крылатые "динозавры-драконы". Но самое поразительное то, что коллекция содержит значительное число изображений человека вместе с динозаврами разных видов. Иконография изображений наводит на единственную мысль, что люди и динозавры сосуществовали в теснейшем контакте. Причем это сосуществование включало весь спектр взаимоотношений - от борьбы двух столь несовместимых видов живых существ до, возможно, доместикации динозавров человеком.

Профессор факультета истории Высшей Школы в Акамбаро Рамон Ривера потратил месяц на полевые исследования в Акамбаро на выяснение вопроса о возможности местного производства коллекции Джульсруда. После многочисленных опросов населения Акамбаро и прилегающих к нему районов (Ривера особенно тщательно опрашивал стариков) профессор констатировал, что на протяжении последних ста лет в этой местности не было ничего похожего на масштабное керамическое производство.
Более того, критики коллекции Джульсруда чаще всего забывали, что она состояла не только из керамических артефактов. Коллекция содержит значительное количество каменных скульптур и все они имеют следы сильной эрозии. Подделать такой элемент поверхности предмета как эрозия практически невозможно.
Ну и наконец, следует помнить, что Одилон Тинахеро, на протяжении нескольких лет пополнявший коллекцию Джульсруда имел неполные четыре класса образования и с трудом мог читать и писать. Поэтому нет смысла говорить о возможности его глубоких познаний в области палеозоологии как и бессмысленно говорить о том, что в 40-е годы прошлого века в небольшой мексиканской библиотеке можно было бы найти достаточно книг по данной тематике да еще и на испанском языке.

К 1954 г. критика коллекции Джульсруда, с подачи Дипесо, достигла максимума и это привело к тому, что к коллекции были вынуждены проявит интерес официальные круги Мексики. В Акамбаро отправилась делегация ученых во главе с директором Департамента до-испанских памятников Национального Института Антропологии и Истории доктором Эдуардо Нокверой. Помимо него в состав группы входило еще три антрополога и историка. Эта официальная делегация сама выбрала конкретное место на склонах холма Эль Торо для проведения контрольных раскопок. Они состоялись в присутствии множества свидетелей из местных авторитетных граждан. После нескольких часов раскопок было найдено большое количество статуэток, аналогичных образцам из коллекции Джульсруда. По заявлению столичных археологов, осмотр найденных артефактов однозначно продемонстрировал их древность. Все члены группы поздравили Джульсруда с выдающимся открытием и двое из них пообещали опубликовать результаты своей поездки в научных журналах.
Однако через три недели после возвращения в Мехико, доктор Норквера представил отчет о поездке, в котором утверждалось, что коллекция Джульсруда является фальсификацией, поскольку содержит статуэтки, изображающие динозавров. Т.е. был использован все тот же универсальный довод: "Этого не может быть, потому что не может быть никогда".

В конце 90-х годов ситуация изменилась. В 1997 г. на телeканале NBC был показан цикл программ под названием "Таинственное происхождение человечества", в котором часть материалов была посвящена коллекции Джульсруда. Авторы программы также придерживались версии о недавнем происхождении коллекции и даже отправили пару образцов на независимую экспертизу по методу С14. Антропоморфная статуэтка была датирована 4000 г. до н.э., а статуэтка динозавра - 1500 г. до н.э. Однако авторы программы попросту заявили, что вторая дата является ошибочной.
В том же 1997 г. японская корпорация Нисси спонсировала поездку съемочной группы в Акамбаро. Входивший в состав группы ученый - доктор Херрехон заявил, что статуэтки, изображающие бронтозавров не соответствуют облику реально известных представителей этого класса, поскольку имеют ряд спинных пластин. Однако в 1992 г. палеонтолог Стефен Жеркас опубликовал статью в журнале "Geology" (N12 за 1992), в которой впервые указывал на эту черту анатомического строения бронтозавров. Излишне говорить о том, что в 40-50 гг. этот факт палеонтологам еще не был известен.
Решающий перелом в признании находок Джульсруда наступил в результате деятельности двух американских исследователей - антрополога Дениса Свифта и геолога Дона Паттона. В течении 1999 г. они пять раз посетили Акамбаро. К этому времени коллекция Джульсруда находилась под замком в мэрии и была недоступна для публики. Под замок коллекция попала после смерти Джульсруда, когда его дом был продан.

В конце того же 1999 года часть коллекции Джульсруда была выставлена в качестве постоянной экспозиции в специально отведенном под музей доме.

Итак, факты и гипотезы:

Все эти статуэтки, которых насчитывается около 35 тысяч, все они были совершенно индивидуальны, нет ни одной повторяющейся, а техника изготовления керамики в местных древних культурах совершенно другая.

Во второй половине 20-го века ряд независимых лабораторий США, провели анализ фигурок из Эль-Торо и определили их возраст. Он колеблется от 2 тысяч до 5 тысяч лет. При этом удивляет необыкновенная реалистичность исполнения. Все фигурки выполнены очень тщательно: прорисованы даже складки шкуры динозавров. Как будто их лепили с натуры. При этом некоторые из них, например, тираннозавр, игуанодон, брахиозавр хорошо известны современной науке. В коллекции были также фигурки и других реликтовых животных, вымерших 10-12 тысяч лет назад: саблезубый тигр, древняя лошадь, были и неизвестные науки твари - всевозможные ползающее, летающие и бегающие монстры. И типы людей тоже были представлены самые разные. Вот, например, человек востока с тщательно завитой по древней моде бородкой. Наконец, есть еще одна странность. Некоторые фигурки людей и животных имеют 6 пальцев. И это явно не ошибка художника. Но как можно объяснить в этой коллекции соседство человека и динозавра? У сторонников альтернативной истории единого мнения нет. Некоторые видят в этом вмешательство внеземной цивилизации, которая познакомила абориген землян с историей планеты.

Речь идет о том, что не люди жили вместе с динозаврами, а этим людям просто дали знания о динозаврах. Дали знания извне. Какая-то другая цивилизация.

Однако есть и другие гипотезы. Ряд историков считает, что люди и динозавры жили в одно время.

В действительности многие полагают, что человечество гораздо древнее, чем это принято считать. И ранее существовала другая цивилизация, гораздо более древняя, чем наша. Я думаю так. Полагаю, чтобы сделать все эти статуэтки, человек должен был быть знаком с динозаврами, должен был их видеть.

А пока идут дискуссии, что священный Холм Эль-Торо надежно хранит свои тайны. Местные жители утверждают, что существует 4 туннеля, которые ведут в глубь холма. А там будто бы скрывается подземный город некой древней цивилизации. Однако, проводить исследования пока никто не торопиться. И дело не только в отсутствии средств и желания. Быть может, человечество еще просто не готово узнать всю правду о себе.

Действительно, не исключено, что холм Эль-Торо хранит в себе и другие загадки. По нашим сведениям, его пронизывают несколько еще не открытых туннелей, которые уходят в самую глубь холма. Однако, местные жители старательно скрывают их расположение, так как боятся, что их родные места станут предметом ненужного им повышенного интереса.

Эти фотографии сделаны нашими российскими учеными в 2007 году. .

К.БУРАКОВСКАЯ

Эта история началась в первой половине ХХ в. и ее главный герой – Вальдемар Джульсруд. Этот человек был выходцем из Германии, перебравшимся в далекую Мексику в конце XIX в.

Вот как об этом пишет в своей книге Г.А.Сидоров:

“Он поселился в небольшом городишке Акамбаро, что в 300 км к северу от Мехико. Там он завел свой бизнес – торговлю скобяными изделиями, приносящий ему вполне приличный доход. А на досуге Джульсруд увлекался археологией. В начале 20-х гг. XX в. (1923 г.) вместе с падре Мартинесом он обнаружил под землей памятники культуры Чупикауро в восьми милях от холма Эль-Торо. (Позже культура Чупикауро была датирована периодом 500 г. до н.э. – 500 г. н.э.)

Вальдемар Джульсруд прекрасно разбирался в мексиканских древностях, и поэтому сразу понял, что находки на холме Эль-Торо не могут быть отнесены ни к одной известной на то время культуре. Джульсруд начал собственные изыскания. Но самое интересное началось в июле 1944 г. Не будучи профессиональным ученым, он поступил поначалу очень просто – нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав ему платить по одному песо (тогда это равнялось примерно 12 центам) за каждый целый артефакт. Поэтому Тинахеро был очень аккуратен при раскопках, а случайно разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их Джульсруду.

Так начала формироваться коллекция Джульсруда, пополнение которой продолжили сын Вальдемара Карлос Джульсруд, а потом и его внук Карлос II. В конце концов коллекция Джульсруда составила несколько десятков тысяч артефактов – по одним данным, их было 33,5 тыс., по другим – 37 тыс.!”

Коллекцию составили три основные категории артефактов: наиболее многочисленными были статуэтки из различных видов глины, выполненных в технике ручной лепки и обожженных методом открытого обжига. Ко второй категории относились каменные скульптуры. Самым примечательным было то, что во всей коллекции не было ни одной похожей фигурки. Размеры их варьируются от десяти сантиметров до одного метра в высоту и полутора в длину.

Кроме них, в коллекции присутствовали маски, музыкальные инструменты, инструменты из обсидиана и нефрита. Вместе с артефактами при раскопках были обнаружены несколько человеческих черепов, скелет мамонта и зубы лошади ледникового периода. При жизни Вольдемара Джульсруда вся его коллекция в упакованном (!) виде занимала двенадцать комнат его дома.

Кроме этого в коллекции Джульсруда было множество антропоморфных статуэток, представляющих почти полный набор расовых типов человечества: европеоидов, монголоидов, африканоидов, кавказоидов (в том числе с бородами), полинезийский тип и пр. Но сенсацией века его коллекцию сделало не количество и не разнообразие экспонатов, все было гораздо любопытнее.

Примерно 2600 статуэток представляли собой изображения динозавров. Причем разнообразие видов динозавров вызывает подлинное изумление. Среди них есть легко узнаваемые и хорошо известные палеонтологической науке виды: плезиозавр, игуанодон, тираннозавр, бронтозавр, анкилозавр, птеранодон, птеродактиль и т.д. Есть внушительное число зверей, которых современные ученые идентифицировать вообще не могут, в том числе и крылатые динозавры-“драконы”. Но даже и динозавры – не самое поразительное.

Самое поразительное – что коллекция содержит большое число статуэток динозавров разных видов, рядом с которыми… человек. Отсюда можно сделать вывод, что древний художник не просто изображал вымерших миллионы лет динозавров (взяв за основу сохранившиеся скелеты, легенды и т.п.), он отражал свой мир, в котором люди и динозавры сосуществовали в теснейшем контакте. Причем – судя по изображениям – это сосуществование включало весь спектр взаимоотношений: от борьбы двух столь несовместимых видов живых существ до одомашнивания и приручения динозавров человеком.

Довершают сенсационный раздел коллекции скульптурки других ныне вымерших млекопитающих – американский верблюд и лошадь ледникового периода, гигантские обезьяны плейстоценового периода и др.

А дальше все было так, как, в принципе, и должно быть, когда официальная история закрывает глаза на очевидное: “динозавровая” часть коллекции послужила поводом для длительного замалчивания и дискредитации находок Вальдемара Джульсруда. Это и понятно, поскольку факт сосуществования и тесного взаимодействия человека и динозавра не просто опровергает линейный эволюционизм теории происхождения видов на Земле, но вступает в непримиримое противоречие со всей современной мировоззренческой парадигмой, со всем современным комплексом представлений об эволюции планеты и жизни на ней.

А, значит, ставит под сомнение огромное количество научных трудов, написанных многоуважаемыми историками, зоологами и прочая, и прочая.

С самого начала своих исследований Джульсруд попытался привлечь внимание научной общественности к своим находкам, но тут же столкнулся с тем, что его попытки начисто игнорировались. Даже опубликованная им в 1947 г. на свои средства книга о коллекции не заставила академических ученых проявить к ней какой-либо интерес. И в дальнейшем признание к коллекции приходило с большим трудом.

Так продолжалось, пока в 1950 г. в Акамбаро не приехал американский журналист Лоуэл Хармер. Он присутствовал на раскопках на холме Эль-Торо и даже сфотографировал Джульсруда с только что выкопанными статуэтками динозавров – Джульсруд к этому времени уже лично занимался раскопками. Вторым журналистом стал Уильям Рассел из Лос-Анджелеса. Он опубликовал материал о раскопках Джульсруда с фотографиями процесса работ в журнале Fate в марте 1952 г. и в июне 1953 г.

В своих статьях Рассел обращает внимание общественности, что артефакты изымались с глубины в полтора метра при нем лично, многие предметы были оплетены корнями растений, поэтому у Рассела не возникло никаких сомнений в подлинности находок. Эти публикации сыграли определенную роль в популяризации коллекции Джульсруда и пробили брешь в заговоре молчания академических ученых.

Вслед за журналистами Джульсрудом и его коллекцией заинтересовался и профессиональный ученый Чарльз Дипесо. Это произошло после того, как ему были высланы образцы статуэток и, хотя лабораторные анализы не дали какой-либо вразумительной картины, Дипесо был твердо уверен в том, что это фальсификация. В июле 1952 г. он лично приехал в Акамбаро, чтобы увидеть все своими глазами.

А вот то, что сей ученый сделал потом, было неоднократно повторено и другими. Дипесо после знакомства с коллекцией лично высказал Джульсруду свое восхищение его открытием и высказал пожелание купить образцы для музея Фонда Америдов, в котором он работал. Однако, вернувшись в Америку, он в 1953 г. опубликовал несколько статей (журналы American Antiquity, Archaeology), в которых однозначно заявлял, что коллекция Джульсруда является фальсификацией.

Аргументом для такого вывода было тщательное знакомство с 32 тысячами предметами из коллекции. Дипесо заявил, что изображения глаз и губ у статуэток имеют современный характер. “Тщательное знакомство” продолжалось… Сколько бы вы думали? Год, месяц? Не угадали! Четыре часа! И это при условии, что экспонаты хранились в упакованном виде, не на стеллажах.

Другой аргумент Дипесо основывался на якобы полученной от некоего нелегального торговца мексиканскими древностями информацией. Торговец утверждал, что вся коллекция была выполнена одной акамбарской крестьянской семьей, которая занималась производством этих поделок зимой, когда делать было нечего – на поле ведь не потрудишься. Внешний вид динозавров был подсмотрен в фильмах, комиксах и книгах из местной библиотеки.

Этот момент в материалах ученого возмутил, как ни странно, власти Акамбаро. Суперинтендант Национального ирригационного института Франсиско Санчес заявил, что после четырех лет изучения археологической активности в районе города и характера занятий местного населения он может однозначно констатировать отсутствие какого- либо керамического производства в Акамбаро. Это подтвердил и мэр Акамбаро Хуан Карранса, когда 23 июля 1952 г. опубликовал официальное заявление за № 1109, в котором говорилось о результатах специального исследования, проведенного в районе, после которого выяснилось, что в Акамбаро нет и не было ни одного человека, который бы занимался производством такого рода изделий.

Более того, на протяжении ста предшествующих лет в районе Акамбаро ни разу не возникало ничего похожего на масштабное керамическое производство. Эти данные были получены профессором исторического факультета Высшей школы в Акамбаро Рамоном Риверой, после того как он опросил местных стариков и старожилов.

На самом деле во всех этих официальных заявлениях не было особой нужды, достаточно было просто включить логику и здравый смысл. Некие люди… сидят где-то в подполье, лепят фигурки, потом где-то бог знает где – чтоб никто не увидал – методом открытого обжига их обжигают, потом закапывают на довольно обширной местности на довольно большую глубину… Да так закапывают, чтобы корни деревьев оплели весь результат их поточного производства. При этом надо учесть, что эти кустари-мексиканцы откуда-то прекрасно знают анатомию вымерших динозавров. Видимо, в подполье сидели профессора-палеозоологии.

А информацию о динозаврах они почерпнули из маленькой библиотеки в захудалом городишке. Там, видимо, тоже было подполье – с подпольной литературой, да еще на испанском языке. Потому что шутки шутками, а коллекцию очень сильно пополнял Одилон Тинахеро, имевший неполные четыре класса образования и с трудом могущий читать и писать.

Но и это еще не все: все фигурки выполняются из разных сортов глины, в различных стилях и с разной степенью мастерства. И ни одна не повторяется даже в мелочах! Еще не будем забывать об открытом обжиге, который требует огромнейшего количества древесины. А происходит все это в засушливом и безлесном районе Акамбаро, где древесина всегда была чрезвычайно дорогой.

Кроме этого критики Джульсруда и его коллекции очень удачно напрочь забыли, что она состояла не только из керамических скульптурок: в коллекции имеется и значительное количество каменных скульптур, и все они имеют следы сильной эрозии. Подделать такой элемент поверхности предмета, как эрозия, практически невозможно.

К 1954 г. критика коллекции Джульсруда достигла максимума, и это привело к тому, что к коллекции были вынуждены проявить интерес официальные круги Мексики. В Акамбаро отправилась делегация ученых, куда входили три антрополога и историка. Влзглавлял делегацию директор Департамента до-испанских памятников Национального института антропологии и истории доктор Эдуардо Ноквера.

Ученые сами выбрали место на склонах холма Эль-Торо для проведения контрольных раскопок, которые состоялись в присутствии множества свидетелей из местных авторитетных граждан. Буквально через несколько часов работы было найдено большое количество статуэток, аналогичных образцам из коллекции Джульсруда. Их направили в столицу, где их исследовали тамошние археологи. Эти специалисты однозначно подтвердили древность находок.

Все члены группы поздравили Джульсруда с выдающимся открытием и двое из них пообещали опубликовать результаты своей поездки в научных журналах. Однако через три недели после возвращения в Мехико доктор Норквера представил отчет о поездке, в котором утверждалось, что коллекция Джульсруда является фальсификацией, потому что… содержит статуэтки, изображающие динозавров. Т.е. был использован все тот же универсальный довод: “Этого не может быть, потому что не может быть никогда”.

В 1955 г. коллекцией заинтересовался тогда еще достаточно молодой ученый Чарлз Хэпгуд, бывший в то время профессором истории и антропологии Нью-Хэмпширского университета, провел раскопки и обнаружил на глубине около 2 м. фрагменты 43 фигурок, аналогичных по стилистике коллекции Джульсруда.

В 1968 г. Хэпгуд приехал в Акамбаро в компании с известным писателем Эрлом Стенли Гарднером, который обладал не только глубокими познаниями в криминалистике, но также серьезно занимался и археологическими проблемами. Гарднер констатировал, что, с точки зрения криминалистики коллекция Джульсруда не может являться фальсификатом ни в результате деятельности одного лица, ни даже в результате деятельности группы лиц. По результатам этих исследований в Акамбаро Хэпгуд в 1972 г. издал книгу “Тайна Акамбаро”.

В 1968 г. метод радиокарбонного датирования был уже широко признан в мире, и Хэпгуд послал несколько образцов на анализ в Нью-Джерси в лабораторию изотопных исследований. Было установлено, что статуэтки могли быть изготовлены не ранее II и не позднее V тысячелетия до н.э. В 1972 г. восемнадцать образцов, точнее, соскобов с них – для чистоты эксперимента – обследовали в лаборатории Пенсильванского музея с помощью термолюминесцентного метода. Результаты анализов: фигурки изготовлены в 2700 г. до н.э.

Несмотря на разброс данных, полученных при помощи разных методов анализа, лабораторными исследованиями все же было подтверждено главное – древность артефактов. Однако и это не изменило отношения официальной науки к данному феномену.

Почему же после такой уважаемой экспертизы все равно никто не поверил? А потому что пенсильванским ученым сказали, соскобы с чего именно они исследовали, и они тут же заявили, что ошибочка, мол, вышла, вследствие искажения световых сигналов при анализе, и возраст соскобов не превышает тридцати лет.

В 70-80-е гг. общественный интерес к коллекции Джульсруда постепенно утих, а научная общественность продолжало игнорировать факт подлинности, да и самого существования коллекции. Ситуация изменилась в конце 90-х. В 1997 г. на телеканале NBC был показан цикл программ под названием “Таинственное происхождение человечества”, в котором часть материалов была посвящена коллекции Джульсруда.

Авторы программы придерживались версии о недавнем происхождении фигурок и отправили пару образцов на независимую экспертизу по методу С14. Антропоморфная фигурка была датирована 4000 г. до н.э., а фигурка динозавра – 1500 г. до н.э. Однако авторы программы ничтоже сумняшеся заявили, что вторая дата является ошибочной.

Решающий перелом в истории коллекции наступил в результате деятельности двух американских исследователей – антрополога Дениса Свифта и геолога Дона Паттона. К этому времени коллекция Джульсруда находилась под замком в мэрии (после смерти Джульсруда в 1964 г., когда его дом был продан) и была недоступна для публики.

Свифт и Паттон получили разрешение на осмотр и фотографирование коллекции, и ими было сделано около 20 тыс. фото. Их деятельность вызвала общественный интерес, и они были проинтервьюированы местной прессой и телевидением. Более того, доктор Свифт стал причиной скандала, также вылившегося в прессу. Он задал хранителю коллекции вопрос, сколько коробок с находками хранится в мэрии. Ответ был: 64.

На основе тех коробок, которые они лично распаковывали с Паттоном, Свифт подсчитал, что в 64 коробках может поместиться не более 5-6 тыс. предметов. Тогда где же остальные 25 тыс. фигурок из коллекции? И это притом, что фигурки, подобные джульсрудовским, были обнаружены не только на холме Эль-Торо.

В 1978 г. мексиканская полиция конфисковала партию археологических находок, выкопанных двумя охотниками за древностями на холме Эль-Чиво, также расположенном в окрестностях города Акамбаро. Среди них были 3300 статуэток, аналогичных по стилю коллекции Джульсруда. (Кстати, и Эль-Торо, и Эль-Чиво – не единственные места, где найдены загадочные фигурки. Еще в 1945 г. Карлос Переа, директор по археологии зоны Акамбаро при национальном музее антропологии в Мехико заявил, что ему лично приходилось изучать статуэтки динозавров, найденных на других памятниках Мексики, и что предметы коллекции Джульсруда не вызывают сомнений в их подлинности.)

В результате активной деятельности Свифта и Паттона местные власти пошли на открытие специального музея. В конце того же 1999 г. часть коллекции Джульсруда была выставлена в качестве постоянной экспозиции в специально отведенном под музей доме.

За то, что коллекция Джульсруда – не подделка, говорит и такой факт. В коллекции много фигурок, изображающих динозавров подсемейства зауроподовых: диплодоков, брахиозавров, апатозавров. На юго-западе США и в Мексике во множестве находили останки этих гигантских ящеров, вес которых мог достигать 50 тонн, а рост превышал 10 метров. Так что как они выглядели, ученым было известно. Поэтому долгое время ученых удивляло, что многие фигурки этих динозавров имеют на спине треугольные пластины. Они, как считалось, были характерны для другого вида – стегозавров. Зауроподы же, согласно бытовавшим до недавнего времени представлениям палеонтологов, таких пластин не имели.

Лишь в начале 90-х было сделано открытие, заставившее по-новому взглянуть на этот вопрос. Швейцарская палеонтологическая экспедиция обнаружила в американском штате Вайоминг останки детеныша диплодока вместе с окаменевшими и хорошо сохранившимися фрагментами шкуры. В скальной породе отпечатались следы острых шипов конической формы, идущих от конца хвоста вверх по спине. Самые крупные из них достигали высоты 20 см и напоминали спинной плавник акулы. Именно такой треугольной формы пластины имеются у зауроподов в коллекции Джульсруда. И этот факт лишний раз свидетельствует в пользу подлинности данного собрания.

Ведь ранее 40-х годов (а именно этим временем поклонники версии фальсификации датируют фигурки) никто еще не знал, что у зауроподов могут быть платины “а-ля стегозавры”. Значит, те, кто их делали, как минимум их видели. Вживую. Об этом палеонтолог Стефен Жеркас опубликовал в 1992 г. статью в журнале Geology в № 12. Но для скептиков даже такие доказательства – не факт.

Джульсруда до сих пор обвиняют, что он фальсифицировал коллекцию. Объясняют это, в том числе, и тем, что фигурки найдены в одном месте и не на такой уж большой глубине – полтора-два метра. И в самом деле: почти все находки сделаны на северном склоне холма Эль-Торо на участке шириной около ста метров и протяженностью более километра. Предметы находили в ямах – по 20- 40 штук в каждой. Речь явно не шла ни о древнем могильнике, ни об остатках поселения. Джульсруд утверждал, что на склоне холма было сделано самое настоящее хранилище, в которое, по-видимому, специально упрятали древнюю “коллекцию”. Когда же ее упрятали, кто и зачем?

Сам Джульсруд предполагал, что это сделали индейцы в период конкисты, чтобы уберечь грандиозное собрание от уничтожения испанцами.

Что же это было за собрание? Специалисты с не зашоренными воззрениями предполагают, что это не что иное, как древняя библиотека, этакие комиксы в скульптурках, созданные около пяти тысяч лет назад индейцами, проживавшими на территории современной Мексики. Динозавры были их привычными спутниками, иными словами, не вымерли миллионы лет назад. Видимо, с динозаврами начало что-то происходить – заболевали, умирали, стали жертвами пандемии, и люди решили запечатлеть для потомков их, а также других, ныне вымерших, животных.

Долгое время фигурки хранились, возможно, в храмах, а, может, и в специальных музеях (а что? В древности не могло быть музеев? Человек всегда интересовался своим прошлым), а потом пришли просвещенные европейцы… Пришлось прятать все, что только можно, особенно такое древнее и ценное наследие.

Это мнение подтверждает и тот факт, что во время своих изысканий в 1968 г. Чарльз Хэпгуд исследовал и заново вскрыл один из старых раскопов, где обнаружил ряд плит, напоминающих уходящую внутрь склона лестницу. Один их местных жителей сказал ему, что на этом раскопе был ранее обнаружен тоннель, заполненный землей и ведущий в недра холма. Известно и то, что другой местный житель обнаружил в склоне Эль-Торо пещеру, заполненную статуэтками и другими древними предметами. Эти данные послужили основанием для предположения о существовании в недрах холма Эль-Торо целого “подземного города”.

Американец Джон Тьерни, почти сорок лет изучавший материалы Акамбаро, тоже уверен, что найденная Джульсрудом коллекция – лишь часть огромной “библиотеки”, сопровождавшей гробницу. Т.е. он полагал, что главной составляющей памятника Эль- Торо должна быть именно гробница.

Тьерни выяснил, что холм Эль-Торо индейцы издревле считали священным. Для Тьерни не является вопросом – почему индейцы считали холм священным? Это – остатки иной, доиндейской цивилизации. А все, что осталось от этой цивилизации, подлежит тщательному хранению.

Впрочем, есть еще одна версия, объясняющая, откуда взялись фигурки динозавров и других существ, в том числе и людей с шестью пальцами – да, в коллекции Джульсруда встречаются и такие, и их немало. Версия заключается в том, что фигурки, изображающие одновременно людей и динозавров, являются свидетельством вмешательства внеземной цивилизации, которая познакомила аборигенов-землян с историей их планеты. Т.е. динозавры на самом деле не жили вместе с людьми, людям просто дали знания о динозаврах. Дали извне.

В любом случае, понятно, почему информация об этой коллекции так старательно замалчивается. Потому что она ставит под сомнение саму идею того, что динозавры вымерли 65 млн. лет назад, в конце мелового периода, когда человека даже в проекте не было.

Эта история началась в июле 1944 года. Вольдемар Джульсруд занимался торговлей скобяными изделиями в Акамбаро - небольшом городишке примерно в 300 километрах к северу от Мехико. Однажды ранним утром, совершая конную прогулку по склонам холма Эль-Торо, он увидел несколько обтесанных камней и фрагментов керамики, выступающих из почвы.

Джульсруд был выходцем из Гер-мании, но серьезно увлекался мексиканской археологией ив начале века принимал участие в раскопках в окрестностях Акам-баро. Поэтому он хорошо разбирался в мексиканских древностях и сразу понял, что находки на холме Эль-Торо не могут быть отнесены ни к одной известной в то время культуре.

Джульсруд начал собственные изыска-ния. Правда, не будучи профессиональ-ным ученым, он поступил поначалу очень просто - нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав ему платить по одному песо (тогда это рав-нялось примерно 12 центам) за каждый целый артефакт. Поэтому Тинахеро был очень аккуратен при раскопках, а случай-но разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их Джульсруду. Так начала формироваться коллекция Джульсруда, пополнение которой продолжили его сын, Карлос Джульсруд, а потом и внук- Карлос II.

В результате коллекция Джульсруда составила несколько десятков тысяч артефактов - по одним данным, их было 33,5 тысячи, по другим - около 30 тысяч! Коллекция была очень разнообраз-на, наиболее многочисленными были статуэтки из различных видов глины, выполненных в технике ручной лепки и обожженных на открытом огне. Вторая категория - скульптуры из камня, и третья- керамика. Примечательно, что во всей коллекции не было ни одного повторяющегося экземпляра!

Раз-меры фигурок варьировались от десятка сантиметров до одного метра в высоту и полутора метров в длину. Кроме того, в составе коллек-ции присутствовали музыкальные инструменты, маски, инструменты из обсидиана и нефрита. Вместе с артефактами при раскопках были обнаружены несколько человече-ских черепов, скелет мамонта и зубы лошади ледникового периода.

При жизни Вольдемара Джульсруда вся его коллекция в упакованном виде занимала 12 комнат его дома. В коллекции Джульсруда было множество антропоморф-ных статуэток, представля-ющих почти полный набор расовых типов человечества - мон-голоидов, африканоидов, кавказоидов (в том числе с бородами), полинезийский тип и прочие.

Но не это сделало коллекцию сенсаци-ей. Примерно 2600 статуэток представ-ляли собой изображения динозавров! Причем разнообразие типов динозавров вызывает истинное изумление. Среди них есть легко узнаваемые и хорошо из-вестные палеонтологической науке виды: брахиозавр, игуанодон, тираннозавр реке, птеранодон, анкилозавр, плези-озавр. Есть огромное число статуэток, которые современные ученые идентифи-цировать не могут, в том числе и крылатые «динозавры-драконы». Но самое пораз-ительное то, что коллекция содержит зна-чительное число изображений человека вместе с динозаврами разных видов.

Изображения наводят на единственную мысль, что люди и динозавры сосуще-ствовали в теснейшем контакте. Причем это сосуществование включало весь спектр взаимоотношений - от борьбы двух столь несовместимых видов живых существ до, возможно, одомашнивания динозавров человеком.


В меньшем количестве в коллекции Джульсруда были представ-лены ныне вымершие млекопитающие - аме-риканскийверблюд и лошадь ледникового периода, гигантские обе-зьяны плейстоце-нового периода. Имен-но эта составляющая коллекции Джульсруда послужила поводом для длительной истории за-малчивания и дискре-дитации его находок. Это и понятно, посколь-ку факт сосущество-вания и тесного взаи-модействия человека и динозавра не просто опровергает линейный эволюционизм теории происхождения видов на Земле, но вступа-ет в непримиримое противоречие со всем современным мировоззрением.

С самого начала своих исследова-ний Вольдемар Джульсруд пы-тался привлечь внимание научной общественности к своим наход-кам, но в первые годы столкнулся с тем, что его попытки начисто игнорировались. Только после нескольких публикаций в американских газетах в начале 50-х годов профессиональные археологи обратили внимание на необычную коллекцию. В 1954 году к Джульсруду прибыла офици-альная комиссия из Национального ин-ститута антропологии и истории Мексики.

Исследователи сами выбрали произволь-ное место на склонах холма Эль-Торо для проведения контрольных раскопок, кото-рые и состоялись в присутствии множе-ства свидетелей. После нескольких часов раскопок было найдено большое количе-ство статуэток, аналогичных образцам из коллекции Джульсруда. По заявлению столичных археологов, осмотр найденных артефактов одно-значно продемонстрировал их древность. Все члены группы поздравили Джуль-сруда с выдающимся откры-тием, и двое из них пообеща-ли опубликовать отчет о своей поездке в научных журналах.

Однако через три недели после возвращения в Мехико руководитель комиссии доктор Норквера представил отчет, в котором утверждалось, что коллекция Джульсруда является современной фальсификацией, поскольку содер-жит статуэтки, изображающие динозавров.

Иначе говоря, был использован универ-сальный довод: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Ни повторные контроль ные раскопки в 1955 году, ни многократные исследования местных властей, однозначно подтвердившие отсутствие подобного керамического производства в районе, не смогли раз-рушить стену молчания вокруг коллекции Джульсруда.

Профессор факультета истории Вы-сшей школы в Акамбаро Рамон Ривера потратил месяц на полевые исследова-ния для выяснения вопроса о возмож-ности местного производства коллекции Джульсруда. После многочисленных опросов населения Акамбаро и прилега-ющих к нему районов (Ривера особенно тщательно опрашивал стариков) профес-сор констатировал, что на протяжении последних ста лет в этой местности не было ничего похожего на масштабное керамическое производство.

Проведенные в 60-70-е годы иссле-дования статуэток методом радиоугле-родного анализа дали разнообразные результаты: одни образцы были дати-рованы вторым тысячелетием до н.э., другие - пятым. В 70-80-е годы общественный интерес к коллекции Джульсруда постепенно утих, научная обще-ственность продолжала игнори-ровать факт существования коллекции. Отдельные публикации в популярных изданиях воспроизводили версию о фальшивом характере коллекции, осно-вываясь на тезисе о том, что человек не мог сосуществовать с динозаврами.

В конце 90-х годов ситуация измени-лась. Решающий перелом в признании на-ходок Джульсруда наступил в результате деятельности двух американских иссле-дователей - антрополога Дениса Свифта и геолога Дона Паттона. В течение 1999 года они пять раз посетили Акамбаро. К этому времени коллекция Джульсруда находилась «под замком» в мэрии и была недоступна для публики. Туда коллекция попала после смерти Джульсруда, когда его дом был продан.

В результате активной деятельности Свифта и Паттона и информационной кампании, организованной ими в мек-сиканских СМИ, местные власти пошли на открытие специального музея. В конце того же 1999 года часть коллекции Джульсруда была выставлена в качестве постоянной экспозиции в специально отведенном под музей доме.

Однако се-годня музей снова закрыт для публики, и существуют опасения, что вся остав-шаяся часть коллекции (а после смерти Джульсруда большинство его находок исчезли и в музей попало не более пяти тысяч) может попросту пропасть.

Андрей ЖУКОВ, кандидат исторических наук, Мексика, специально для «НЛО» Фото автора .

В 1944 году датский предприниматель Вольдемар Джульсруд, объезжая свои мексиканские владения (штат Гуанахуато), заметил на размытой дождями обочине дороги странную фигурку. Заинтригованный Джульсруд, проведя масштабные раскопки, обнаружил 33 000 (по другим данным – более 37 000) древних произведений искусства. 2 600 статуэток мистическим образом представляли собой изображения вымерших миллионы лет назад динозавров…

В сухой мексиканской земле Джульсруд нашёл: человеческие черепа, обсидиановые и нефритовые инструменты, маски, зубы лошади ледникового периода, скелет , несколько видов фигурок и статуэток (из глины, камня, керамики). Помимо динозавров (видовая принадлежность многих остаётся загадкой и по сей день), неизвестные мастера изобразили все расы, живущие на Земле (от кавказцев до монголоидов).

Официальная к открытию Джульсруда отнеслась, мягко говоря, прохладно. Первые десять лет его и вовсе игнорировали. В 50-х, когда не замечать факт обнаружения тысяч статуэток стало невозможно, учёные обвинили датчанина в подлоге и фальсификации артефактов.

Мог ли Джульсруд подготовить мистификацию такого масштаба? Нет! В Акамбаро не хватило бы людских и природных ресурсов (глина, дерево) для обеспечения трюка предпринимателя-археолога. Недостаток людских ресурсов можно было бы решить при помощи строительства фабрики (что невероятно трудно скрыть от мексиканских властей), но осуществлять продолжительную тайную поставку всех необходимых материалов в бедный район Мексики? – это превышает возможности любого, даже самого одарённого бизнесмена. Власти штата Гуанахуато в 1952 году опрашивали местных жителей, по их словам, в Акамбаро уже сотни лет не занимались производством каких бы то ни было глиняных изделий. Или кто-то всерьёз полагает, что Джульсруд привёз тысячи фигурок из Европы, которые, к тому же, ещё и закопал метра на 3-4 под землю?

Коллекция датчанина состоит не только из глиняных артефактов, каменные скульптуры имеют следы длительной эрозии, которые практически невозможно подделать. В конце 60-х стали проводиться радиокарбонные и термолюминесцентные датирования статуэток. Все экспертизы подтверждали древний возраст находок (никак не меньше 2 000 лет до нашей эры). Одна «независимая» исследовательская группа максимально точно установила дату создания коллекции - 2 700 год до нашей эры, каждый образец проверяли по 18 раз. Когда учёные узнали о происхождении исследуемых образцов, они тут же изменили своё решение, сообщив о «неполадках» с оборудованием, и назвали новый возраст артефактов – 30 лет.

Во второй половине 20 веке в Акамбаро не раз находили статуэтки динозавров, как две капли воды похожие по стилю исполнения на находки датчанина. Ходят слухи, что 30 тысячная коллекция Джульсруда – лишь часть гигантской библиотеки подземного города, расположенного в склоне холма Эль Торо. Впрочем, раскрывать свои тайны Эль Торо пока не торопится…

В доме своего владельца эта необычная коллекция заняла 12 комнат. По самым робким предположениям количество экспонатов в ней приближалось к 35 тысячам. Но вовсе не многочисленность предметов прославила коллекцию, хотя такая полнота не может не восхищать любителей собирательства. В научных кругах о фигурках Акамбаро говорят неохотно. А вот среди любителей «иной» истории таинственные статуэтки до сих пор одни из самых обсуждаемых памятников древности. И все потому, что они, как и остальные неуместные артефакты, дают возможность посмотреть другими глазами на привычную историческую панораму.

Вдохновленный динозавром
Фигурки Акамбаро носят имя одного из мексиканских городов, расположенного в центральной части страны. Именно в его окрестностях ранним июльским утром 1944 года Вольдемар Джульсруд, пожилой торговец крепежными изделиями, подобрал небольшую керамическую статуэтку. Фигурка походила на доисторического ящера, динозавра, совсем такого, которого Джульсруд видел в одном из немецких журналов еще до эмиграции из Германии.
В молодости Джульсруд серьезно увлекался археологией и даже участвовал в археологических раскопках. То ли найденная фигурка, то ли воспоминания о юных годах так вдохновили пожилого мужчину, что он не на шутку заинтересовался находкой. Что за зверь перед ним? Детская игрушка, оброненная местными мальчишками, или древний артефакт, тысячелетиями ожидавший своего открывателя? Трещинки на фигурке говорили в пользу многих лет, проведенных в земле, и Джульсруд, неплохо знавший мексиканскую историю, попытался отнести статуэтку к какой-нибудь из известных ему культур. Однако артефакт не укладывался ни в одну традицию. Тогда увлеченный Джульсруд решается на свое собственное исследование, которое сможет пролить свет на происхождение запечатленного в глине динозавра.
В археологии находка не приходит одна. Это неписанное правило Джульсруд усвоил еще в юности. Поэтому первым делом исследователь решает провести раскопки в том месте, где нашел фигурку, в надежде отыскать другие предметы древности, а вместе с ними и ответы на не оставляющие его вопросы. Джульсруд нанимает крестьянина и платит ему один песо за каждую целую статуэтку, извлеченную на поверхность из глубины земли. От своих знакомых Джульсруд узнает, что местные жители уже давно откапывают по всей округе похожие фигурки и продают их приезжим как сувениры. Исследователь скупает все сувенирные лавки.

Иная история по-акамбарски
Так в коллекции Джульсруда появились не только керамические, но и каменные фигурки. Очевидно, что все они сделаны вручную, ведь за все время поисков не встретилось ни одной повторяющейся статуэтки. Самая крохотная фигурка не достигала в высоту и пяти сантиметров, в то время как самая большая была по плечо своему владельцу.
Неисчислимое количество видов динозавров, как хорошо известных, так и совершенно неведомых науке, давно вымершие доисторические животные и люди всех рас – сложно представить, какими обширными знаниями о биологических видах обладали изготовители этих фигурок. Поразительно и то, что многие животные, неизвестные науке на момент обнаружения коллекции, были открыты позднее. Это дало основания полагать, что ваятели статуэток были если не современниками доисторических зверей, то уж точно знали об их существовании не в пример лучше нас. А значит, коллекции Джульсруда десятки тысяч лет!
Однако доказать это так и не представилось возможным благодаря одному поразительному обстоятельству. Дело в том, что почти 3000 экспонатов изображают людей и динозавров в моменты погони и охоты. Вроде бы ничего примечательного, если бы не тот факт, что первейших homo и гигантских рептилий разделяют по эволюционным меркам как минимум 62,5 миллиона лет! Согласно официальной науке динозавры погибли 65 миллионов лет назад, в то время как род людей начал формироваться примерно 2,5 миллиона лет назад. А изображения говорят, что динозавры и люди не только существовали в одно время, но и взаимодействовали: человек пытался одомашнить ящера, при этом нередко становился его жертвой. Этот сюжет, явно противоречащий принятой эволюционной теории, сослужил недобрую службу всей коллекции: в научных кругах появился целый дивизион скептически настроенных ученых, которые объявили фигурки Акамбаро подделкой и мистификацией.



Первая научная атака
Правда, произошло это далеко не сразу. Долгое время ученый мир словно не замечал открытие Джульсруда, всячески избегая комментариев и оценок. И это несмотря на то, что несколько крупных американских газет разместили материалы о фигурках из Акамбаро под заголовком «Сенсация», а сам Джульсруд опубликовал три статьи в научных журналах.
И вот пронзительный информационный бум все-таки вывел ученых из молчания. Однако говорить они начали вовсе не то, что хотел услышать владелец коллекции.
В 1952 году археолог Чарльз ди Песо провел описательный анализ фигурок. Результаты исследования, проведенного скептически настроенным ученым, были предсказуемы: статуэтки имеют современное происхождение. По словам ди Песо, изображение лиц людей, особенно их глаз, губ и подбородков было нетипично для древних скульпторов. Подозрительно для исследователя было и то, что для глиняных изделий, пролежавших долгие годы в земле, фигурки сохранились невероятно хорошо. Поверхность практически ровная, без разрушений, она словно не испытала влияния воды, воздуха и бактерий. Кроме того, на статуэтках почти не было трещин и повреждений., которые иногда появляются из-за неаккуратного извлечения предметов древности из почвы. Даже отсутствие некоторых отколотых частей фигурок, по мнению Чарльза ди Песо, также мистификация – уж слишком эти отколы ненатуральны и явно сделаны для того, чтоб создать эффект старости предметов. Заключение археолога не в пользу древнего происхождения фигурок: скорее всего, они были изготовлены в начале 1940-х годов, и делали их, вероятно, сами местные жители на продажу.
Владелец коллекции был возмущен такими выводами. По его словам, изучение фигурок Чарльзом ди Песо длилось не более трех часов. При этом на момент анализа количество предметов коллекции составило без малого 32 000 штук. Джульсруду было непонятно, как за несколько часов можно сделать верное заключение о происхождении фигурок.
Подкрепили сомнение о справедливости вердикта и мексиканские власти. По официальному заявлению мэра Акамбаро Хуана Карранса, в тот период времени, когда, по словам ди Песо, были изготовлены фигурки, в городе и округе не существовало ни одного керамического производства. Более того, по результатам переписи населения в Акамбаро не было ни одного человека, который промышлял бы такого рода деятельностью.
Хотя даже если бы такой умелец и нашелся, то, чтобы производить фигурки, ему нужно было быть либо меценатом, либо сумасшедшим. Вряд ли бы кому-то пришло в голову использовать дорогостоящую древесину, необходимую для открытого обжига фигурок (а ведь фигурки прошли именно такой метод обработки), а затем за один песо, то есть почти за бесценок, продавать свои статуэтки.

Этого не может быть никогда...
Тем не менее, все дальнейшие исследования возраста фигурок Акамбаро неизменно признавали их современное происхождение. И даже тогда, когда оборудование указывало на солидные лета артефактов.
В 1968 году несколько фигурок Акамбаро были отправлены на изотопное исследование. Прибор, работающий на основе метода радиокарбонного датирования, показал, что самому молодому образцу примерно 3060 лет, то есть слеплен он был в 1092 году до нашей эры. А самому старому – 6480 лет и произведен он был как минимум в 4512 году до нашей эры. Однако в официальном заключении данные результаты приводятся как ошибочные. Объяснение, почему произошла ошибка, не указывается.

Могут ли быть сюжеты фигурок Акамбаро реальностью?
Люди и динозавры не могли жить в одно время. Справедливость этого принятого официальной наукой факта готовы развенчать знаменитые российские эзотерики, во главе с Эрнстом Мулдашевым. Скандально известный врач-офтальмолог пропагандирует учение о существовании и смене нескольких земных цивилизаций. По мнению ученого, одна из них, раса лемурийцев (третья по счету) не только жила бок о бок с динозаврами, но и сама создала гигантских чудовищ! Лемурийцы, обладавшие огромными интеллектуальными способностями, применяли технологии клонирования живых существ, в результате чего появились ужасные ящеры.
Своим поступком раса совершила преступление перед планетой: был нарушен естественный природный баланс. Разумеется, у планеты не было другого выхода, кроме самоочищения. Поэтому исход динозавров был предрешен. Вместе с ящерами погибли и сами лемурийцы, кроме некоторых возвышенных, которые дали начало новой расе.

Текст – Андрей Тарасов