Расписание распорядка дня для детей. Особенности составления режима дня для младенца, дошкольника, первоклассника и подростка

Психологи считают, что пять лет - самый замечательный возраст для ребенка. Позади сложности с групповой социализацией в детском саду, малыш уже обзавелся кругом общения, у него есть друзья и подружки, с которыми интересно играть и проводить время.

Вкусовые предпочтения у ребенка пяти лет также сформированы, имеются свои ценности в еде, одежде, даже взглядах на жизнь. Поэтому и к режиму дня у малыша этого возраста также будут свои пожелания. Следовательно, при составлении распорядка дня для ребенка пяти лет необходимо учесть и их тоже. Конечно, лучше всего это делать в форме игры. Можно поиграть с ребенком в менеджмент, составляя бизнес-план на день. Она, безусловно, привлечет его интерес. Ну, а каким должен быть режим дня для ребенка 5 лет и как правильно его составить, расскажем далее.

Действительно хороший новый мир, в котором мы живем! Конечно, когда общее благополучие не учитывается, конечно, младенцев нельзя лечить с учетом возраста. Просто для того, чтобы сделать это яснее: слишком рано, слишком резкие и слишком длинные отрывки могут привести к «внутренне-душевным» катастрофам у ребенка. Это не помогает объяснить однолетнему ребенку, что Мама скоро вернется, потому что необходимый язык или понимание времени недоступны.

Это безумное сумасшедшее сумасшествие, надеюсь, не будет преобладать. Две зарплаты определенно представляют собой финансовую помощь, и отсутствие «в деревне» заставляет нас дополнительно рисковать экспериментом в детском саду. Тем не менее, это риск, потому что мы осознаем опасности, которые может принести с ним детский сад.

Памятка родителям

Не стоит сразу расписывать режим дня для ребенка на месяц или на полгода. Детям быстро надоедает однообразие, поэтому распорядок каждого дня недели должен быть интересным, наполненным яркими событиями. В плане обязательно указывают, сколько времени уходит на посещение детского сада, просмотра любимых мультиков, на прогулки с друзьями. В распорядке должны значиться развлекательные центры и кружки по интересам.

Наш девиз: наблюдать, наблюдать и наблюдать снова! В любом случае, мы не будем делать насилия в детском саду, как это психологически имеет место с большинством всех «приемных» детей в возрасте до 2 лет. Для того, чтобы привыкнуть к нему, требуется всего несколько дней. Нет, они иногда страдают несколько недель под их «сердечной болью». Наш план состоит в том, чтобы создать плавный переход и отправить нашу девочку в питомник максимум 2-3 часа в день. Если она чувствует себя хорошо, количество часов может вырасти в течение следующих нескольких месяцев - без давления, суеты и суеты.

Приучаем малыша к самостоятельности

Чтобы ребенок чувствовал себя полноценным членом семьи, желательно выделить в его распорядке дня время, которое обозначается «помощь родителям». Это может быть уборка комнаты, мытье посуды, сортировка игрушек. Психологи считают, что именно с этого возраста нужно приучать детей наводить порядок после игры без помощи родителей. При этом не стоит стимулировать его помощь деньгами или покупкой сладостей. Все это вы можете отдать ребенку просто так, а не за уборку. У пятилетнего ребенка должно сформироваться чувство ответственности за свою территорию.

Если выяснится, что она совсем не чувствует себя хорошо, мы будем искать что-то еще. Как вы, возможно, догадались, мы не просто сдавали их в течение восьми часов в понедельник утром, но, к счастью, нашли нежную модель ознакомления. А пока надеемся, что выбранный детский сад выполнит то, что он обещает.

«Время экрана» - это термин, используемый для действий, выполняемых перед экраном, например, просмотр телевизора, работа на компьютере или воспроизведение видеоигр. Время экрана - сидячая активность, а это означает, что вы физически неактивны во время сидения. За время перед экраном потребляется очень мало энергии.

Время на отдых

Но и в крайности впадать не нужно, перегружая малыша чрезмерно. Если у ребенка на один из дней запланировано занятие в секции, то днем и вечером он должен отдыхать. Пусть это будет прогулка на свежем воздухе или просмотр любимого кино, можно даже позволить поиграть в компьютер, чтобы мозг дитя переключился на новый вид деятельности. Однако идти на поводу у ребенка и позволять ему все выходные просиживать за компьютерной игрой тоже нельзя. Вы должны предложить ему более яркие альтернативные занятия. Это может быть совместный поход в магазин, посещение центра развлечений, пикник на природе, фотосессия с четвероногим другом и прочее.

Большинство американских детей проводят около 3 часов в день, смотрят телевизор. Добавляя все, все виды времени перед экраном могут составлять от 5 до 7 часов в день. Слишком долго перед экраном можно. Повысьте риск развития у ребенка проблемы со вниманием, беспокойства и депрессии.

  • Сделать ребенку сложнее спать по ночам.
  • Увеличьте риск того, что ваш ребенок получит слишком большой вес.
Время перед экраном увеличивает риск ожирения для вашего ребенка, потому что.

Сидеть и смотреть на экран - это время, которое не расходуется на физическую активность. Реклама и другие телевизионные рекламные объявления могут привести детей к нездоровому выбору продуктов питания. Большую часть времени продукты в рекламных объявлениях, предназначенных для детей, богаты сахаром, солью или жиром. Дети едят больше, когда смотрят телевизор, особенно если они видят рекламу пищи. . Компьютеры могут помочь детям с домашним заданием.

Саморазвитие

Следует принять во внимание, что полчаса времени в день ребенок должен посвящать обучению: чтение сказок, разгадывание ребусов, изучение иностранного языка в игровой форме. С помощью таких занятий вы приучите малыша воспринимать новую информацию и впитывать знания для того, чтобы в дальнейшем, когда он пойдет в школу, нагрузки для него не были слишком интенсивными.

Текущие рекомендации по времени экрана

Дети до 2 лет не должны тратить время на экран. Ограничьте время экрана от 1 до 2 часов в день для детей старше 2 лет. Несмотря на то, что реклама может сказать, видео, нацеленное на очень маленьких детей, не улучшает их развитие.

Как уменьшить время экрана

Для некоторых детей сокращение времени экрана до 2 часов в день может быть затруднено, потому что телевидение может составлять большую часть повседневной жизни. Тем не менее, вы можете помочь им, сказав им, как сидячие действия влияют на их общее состояние здоровья.

Ну, а чтобы научить ребенка самостоятельно планировать свой распорядок дня, для начала предложите ему свою помощь. Кстати, яркий шаблон для составления дневного режима сегодня можно купить в любом отделе канцтоваров. Повесьте его на видное место и предложите ребенку заполнить распорядок вместе с вами. Поощряйте кроху за соблюдение всех пунктов режима в конце недели. Это может быть совместный поход в кино или пиццерию, продолжительная игра за компьютером. Ребенок должен понимать, что его старания не были напрасными.

Чтобы уменьшить время экрана. Попробуйте другие действия, такие как знакомая настольная игра, головоломка или прогулка. Уменьшите свое время перед экраном до 2 часов в день. Если вам трудно не включать телевизор, попробуйте использовать функцию сна, чтобы он автоматически отключился. Попросите свою семью провести неделю без просмотра телевизора или выполнения другая активность времени экрана. Найдите действия, которые нужно сделать с вашим временем, которое приведет вас к перемещению и сжиганию энергии.

  • Выключите телевизор, когда программы закончены.
  • Сохраните запись о том, сколько времени проводится перед экраном.
  • Постарайтесь потратить такое же количество времени, чтобы быть активным.
Мы должны контролировать использование нашими детьми новых технологий.

Примерный режим дня для ребенка 5 лет выглядит так:

  • 7.00 - подъем, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры;
  • 8.00 – 8.30 - завтрак;
  • 8.30 – 9.00 - дорога в детский сад или подготовка к занятиям, если ребенок находится дома;
  • 9.00 – 9.40 - обучающие игры, рисование, изучение цифр и букв;
  • 9.40 – 10.00 - подготовка к прогулке;
  • 10.00 – 12.00 - прогулка на улице;
  • 12.00 – 12.30 - возвращение с прогулки, подготовка к обеду;
  • 12.30 –13.00 - обед;
  • 13.00 – 13.30 - подготовка ко сну;
  • 13.30 – 15.30 - дневной сон;
  • 15.30 – 16.00 - подъем, полдник;
  • 16.00 – 17.00 - «помощь маме», игры;
  • 17.00 – 18.30 - возвращение из детского сада или прогулка;
  • 18.30 – 19.00 - подготовка к ужину;
  • 19.00 – 19.30 - ужин;
  • 19.30 – 21.00 - спокойные игры и занятия;
  • 21.00 – 21.30 - гигиенические процедуры, подготовка ко сну;
  • 21.30 – 7.00 - ночной сон.

Конечно, у каждого ребенка свои предпочтения и пожелания к распорядку дня, поэтому их следует также учитывать и включать в список.

Это факт, что новые технологии вторгаются в наши дома. И что наши дети родились в полном апогее. И поверьте мне, это намного лучше меня. Но от использования до злоупотребления есть только один шаг. И мы должны знать о рисках или побочных эффектах, которые могут вызвать злоупотребления новыми технологиями у наших детей-преподобие.

Согласно проведенным исследованиям, если ребенок проводит два часа в день перед компьютером, он приобретает привычку, которая будет возрастать по возрасту. Идеальным было бы заключить договор с нашими детьми и объяснить, почему тратить так много часов на компьютер может быть вредным.

Детский психолог

Общеизвестно, что правильный режим дня является важнейшей составляющей оптимального развития как новорождённого ребёнка, так и подростка четырнадцати лет. Разумеется, что в каждом возрасте имеются свои особенности, но принцип желательности соблюдения распорядка остаётся неизменным.

Если из небольших мы соглашаемся с графиками, мы достигаем соглашений, и мы показываем разные альтернативы новым технологиям, наши дети могут также оценивать другие виды деятельности. Ускоренный темп жизни, который мы возглавляем, может иногда не оставлять детям слишком большую свободу в использовании новых технологий. Может быть, когда мы хотим установить пакты, уже слишком поздно, и это становится конфликтом с ними.

Вредное воздействие на детей?

Для детей подражают отношениям и привычкам их родителей и ближайших родственников. Они, как правило, более нервные дети. Склонны страдать от психологических болезней. Еще один аспект, который мы должны учитывать, - это безопасность, которую мы должны иметь при использовании Интернета. Хотя мы ограничиваем графики и достигаем соглашений, например, используя 30 минут в день компьютер, если у них нет обязанностей, если в течение этих 30 минут не перемещаться безопасно, мы также можем найти другие серьезные проблемы.

Разумеется, дневной распорядок младенца в 6 месяцев будет несколько отличаться от содержания режимных моментов в 10 месяцев и иметь существенные отличия от режима полуторагодовалых малышей. Говорить об особенностях системы в 14 лет и вовсе не приходится.

Что же такое режим дня? Под этим явлением понимают организацию и упорядочивание биологических ритмов человеческого организма, распределение времени в течение суток. Если подобный жизненный график составлен верно, детский организм к нему быстро адаптируется.

Вы должны использовать родительский контроль на компьютерах. Желательно соблюдать возраст при использовании социальных сетей. И если они используют их, мы должны знать, что у них есть у друзей, и что они действительно известные люди. Это мы должны хорошо объяснить и предупредить их, что есть люди, которые крадут фотографии детей или подростков в опасных целях. Если мы разделяем с нашими детьми всю информацию, связанную с новыми технологиями, если мы говорим четко и даем им хороший пример, и мы помогаем им находить альтернативы в спорте, музыке, чтении и т.д. Мы можем достичь некоторые соглашения без каких-либо конфликтов.

Но чтобы правильно составить дневной распорядок для ребёнка определённого возрастного периода, необходимо понимать, как должны чередоваться важнейшие детские потребности: приём пищи, сон, активность, прогулки, учёба и прочие нужды.

Режим дня 5 месячного ребенка и, конечно, новорождённого малыша – это последовательное чередование определённых действий, которые в обязательном порядке включают кормление, сон, активное бодрствование, гуляния, гигиенические мероприятия и отправление естественных нужд.

Учитель физкультуры Университет Позитиво, Сезар Макуко, указывает на физические занятия, которые можно сделать за пределами школы. Поощряйте детскую игру, которая требует движения с телом. Пример. Присоединяйтесь в играх или походы с маленькими детьми.

Если вы живете в здании, поднимитесь на лифте с детьми на пол перед вами и продолжайте отдыхать по лестнице. Когда вы возвращаетесь из школы на автобусе, сойдите с детьми раньше. Возьмите пульт дистанционного управления в недоступном для маленьких. Им придется встать, чтобы сменить каналы. Делегат для детей - возможность забрать домашних животных на прогулку. Эксперт? Обратиться за помощью к специалисту? мониторинг и практика организованных упражнений помогут контролировать потери калорий.

Если подобные процедуры будут осуществляться каждодневно примерно в одни и те же возрастные интервалы, матери будет проще распланировать свой день. А это, в свою очередь, позволит выделить время и на ребёнка, и на остальных членов семьи, и на себя. Значит, можно избежать усталости и конфликтов.

Шестьдесят минут средней и интенсивной физической активности в день. Это рекомендуется в исследовании Министерства здравоохранения и социальных служб США, когда речь заходит о снижении уровня ожирения у детей и подростков в Соединенных Штатах. В документе, озаглавленном «Руководящие принципы физической активности для американцев», документ показывает, что менее половины молодежи этой страны не следуют этой рекомендации? которые могут поставить под угрозу здоровье и благополучие населения на протяжении всей жизни.

Показания, по мнению бразильских экспертов, действительны не только для снижения веса среди детей, но и для улучшения физической подготовленности этой возрастной группы. Рецепт, которому они учат, должен соблюдаться в дополнение к занятиям физического воспитания в школах.

С момента появления на свет дети отличаются инстинктивным поведением. К примеру, младенцы приблизительно через равные временные интервалы требуют молока и много отдыхают. Однако у каждого ребёнка свои биологические ритмы.

Чтобы установить правильный дневной распорядок ребёнку в период новорождённости или в 8 месяцев, необходимо спланировать режимные моменты исходя из его личностных потребностей. Сделав это, мать облегчит жизнь и малышу, и другим домочадцам.

Связь между временем проведенных упражнений и ожирением является прямой, объясняет профессор физического воспитания в Папском католическом университете Рафаэль Брага. В физиологической системе, которая использует жир в качестве топлива, потеря калорий достигается за счет длительной деятельности. Мы должны иметь в качестве параметра более 40 минут упражнений, говорит он.

Брага отмечает, что проведение этой практики в повседневной деятельности для детей, как в школе, так и вне ее, является проблемой для родителей и педагогов. Поскольку некоторые физические действия, которые когда-то привлекали интерес детей, отставали на протяжении многих лет, нужно быть в курсе изменений в контексте и поведении этого поколения. Только таким образом, предупреждает Брага, можно будет предложить что-то, что вызовет у молодых людей внимание и вывести их из своего малоподвижного образа жизни.

Преимущества составления дневного графика

Режим детского дня имеет определённые плюсы, причём не так важно, в каком возрасте малыша родители придерживаются дневного распорядка – в первые 4 недели жизни или в 10 месяцев. Рассмотрим основные преимущества данного подхода.

  1. Достаточно часто режим кормления защищает малыша от 2 до 6 месяцев от возникновения аллергических реакций, диатеза, проблем в работе пищеварительного тракта. Происходит это за счёт контроля объёма пищи в течение суток.
  2. Плач малыша не всегда означает голод, поскольку виной тому может быть и прорезывание зубов, и болезненное состояние. Если же родитель знает, что ребёнок сытый, то скорее найдёт истинную подоплёку негативных эмоций.
  3. Режим дня 10-месячного ребенка или новорождённого помогает заранее спланировать свой день таким образом, чтобы успеть совершить покупки, порадовать близких кулинарными творениями и убраться в квартире.
  4. Установление дневного распорядка позволяет подключить к воспитанию, например, 6 месячного малыша отца, старших детей, бабушек/дедушек. При этом ребёнок будет привыкать оставаться с другими домочадцами, а не только с матерью.
  5. Соблюдение суточного графика позволит развивать малыша в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами. То есть ребёнок будет гулять положенное время, достаточно питаться, играть и отдыхать.

Многие родители считают, что режим для 3 месячного ребенка, а тем более новорождённого не нужен. Если у вас получается кормить малыша по требованию и укладывать спать без особых привязок к времени, продолжайте жить в таком ритме. Если же вы ничего не успеваете, следует задуматься о составлении индивидуального графика.

Его интерес к физическим упражнениям избегает тривиального. Самое главное, чтобы родители определяли, какая деятельность будет генерировать больше благополучия для их ребенка, - размышляет учитель, учитывая, что технологическая индустрия уже предлагает средства для объединения развлечений и упражнений. Примером этого являются эксергеймы, которые он цитирует, игры, которые используют движения тела как способ взаимодействия с виртуальными средами. Они могут привести к такому же эффекту сильной физической активности, свидетельствует.

Доктор физиологии и здоровья в Федеральном университете Параны Лариса Роза да Сильва заявляет, что упражнения, проводимые в течение часа и с большей интенсивностью, могут принести больше, чем потеря веса, но улучшение сердечно-сосудистых и метаболических состояний молодежи. Она указывает, что фундаментальным является то, что вовлечение семьи в стремление к деятельности, которая порождает привязанность к ребенку, будь то в академии или в клубе. «Выбранная деятельность должна также обеспечивать социальный контакт с детьми того же возраста, что помогает в дальнейшем поддерживать упражнения», - учит он.

Как составить режим дня для младенца?

Важнейшее условие – учёт особенностей развития младенца в первые недели жизни и ближе к 12-месячному возрасту. Данный период можно условно поделить на четыре этапа, которые вмещают по 3 месяца и отличаются определённой спецификой.

Вопрос актуальности дневного распорядка для новорождённого остаётся открытым. Одни малыши спокойно выдерживают 3-часовые промежутки между приёмами пищи, другие же просят бутылочку или грудь через каждые два часа.

Матери новорождённого необходимо наблюдать за тем, когда он пробуждается, просит покушать, сколько минут «общается» и играет. Заставлять его что-то делать не нужно, лучше всего отмечать его особенности, подмечая индивидуальные биоритмы. Это и станет отправной точкой для создания дневного распорядка.

Если младенец с первых недель жизни подчиняется распорядку, матери нужно попробовать составить собственный дневной режим, чтобы немного упорядочить жизнь. За образец можно взять табличку с графиком для малыша младше года, составленную теледоктором Комаровским.

Таблица дневного режима для младенца

Мероприятия Основные периоды
С 1 до 3 месяцев С 3 до 6 месяцев С 6 до 9 месяцев С 9 до 12 месяцев
Часы основных приёмов пищи 6.00, 9.00, 12.00, 16.30, 19.30, 21.30 8.00, 13.00, 19.00
Время введения первого прикорма 10.00, 16.00
Время второго завтрака и полдника 10.00, 15.30
Домашний сон 7.30-9.00, 17.00-18.00, 21.30-6.00 10.30-13.00, 16.30-18.30, 21.30-7.30 13.30-15.30, 21.30-7.30
Уличный сон 11.00-12.00 По желанию малыша
Бодрствование (игры, активность) 6.30-7.30, 12.30-16.30, 20.00-20.30 8.30-10.00, 13.00-14.30, 18.30-19.30 10.30-13.00, 16.00-18.30, 20.00-21.00
Гимнастика, массажные манипуляции 9.30-10.30 7.30-8.00
Гуляния на свежем воздухе 11.00-12.00, 18.30-19.30 14.30-16.00, 20.00-21.00 8.30-19.00, 18.30-19.30
Водные процедуры 20.30-21.00 21.00-21.30

Режим дня 4 месячного малыша и младенца в 8 месяцев всегда составляется индивидуально. Данная табличка – примерный ориентир для мам. Разумеется, время для той либо иной манипуляции и режимного момента можно поменять для своего и детского удобства.

На сегодняшний день эксперты по ГВ и детские врачи убеждены, что кормить новорождённого необходимо так часто, как он требует, и позволять сосать грудь столь долго, как он того желает. В этом и заключается смысл вскармливания по требованию.

Для ребёнка регулярное прикладывание к груди – не простое добывание молока, а своеобразное коммуникативное взаимодействие с матерью. Телесный контакт даёт ему чувство спокойствия, защищённости, психологического комфорта. Для мамы кормление по требованию позволяет наладить лактацию и предупредить лактостаз.

Примерно с двух-трех месяцев можно попробовать увеличить время между приёмами пищи до 3,5-4 часов. При этом если ребёнок лишь недавно покушал и опять требует грудь, следует просто с ним поиграть. Возможно, он просто требует внимания.

Примерно с 6 месяцев, когда наступает время прикорма, следует приучать ребёнка к совместному завтраку или ужину. Малыш в 10 месяцев уже способен сидеть за одним столом со взрослыми и даже употреблять почти взрослые блюда.

Интересно! Несколько по-иному обстоят дела в случае искусственного кормления. График питания и в 2, и в 8 месяцев устанавливает детский доктор, ориентируясь на массу тела и прочие особенности ребёнка. Искусственника кормят не по требованию, а по часам.

Сон

Ещё один важнейшее режимное мероприятие – сон. Обычно новорождённые малыши, если, конечно, они хорошо покушали и чувствуют себя комфортно, спят от одного до другого приёма пищи. Однако некоторые дети просыпаются достаточно часто, что также может быть нормой.

Младенцы в 8 месяцев, а также годовалый ребёнок уже не спят в течение 20 часов. Днем они могут укладываться в кроватку два раза, ну а ночью также способны обойтись без пробуждений. Для наилучшего сна нужно создать оптимальные условия: проверить подгузник, проветрить помещение и т.д.

Многие ребятишки днём лучше засыпают на свежем воздухе. Идеальный вариант – гулять с крохой в тихом месте без машин, но также можно воспользоваться застеклённым балконом либо открыть форточку в помещении (важно исключить возникновение сквозняков).

Поначалу малыш бодрствует очень мало – до четверти часа, но ко второму месяцу активность увеличивается, поэтому мама может использовать данное время для развивающих занятий, массажных манипуляций и простого общения.

Дети в 6 месяцев – это полноценные «собеседники», так что сфера активности и игровых занятий резко расширяется. Родители могут читать малышу стихи, рассказывать потешки, предлагать различные игровые принадлежности.

Ребёнок в 10 месяцев уже хорошо ползает и даже пробует вставать на ножки. Следовательно, репертуар игр ещё более расширяется. Можно стимулировать его двигательную активность с помощью специальных упражнений и приспособлений.

Прогулки

С новорождённым ребёнком гуляют минимум дважды в сутки. При этом продолжительность пребывания на свежем воздухе постепенно увеличивается, начиная с нескольких минут и заканчивая 2-3 часами зимой при комфортной температуре. В летнее время сроки нахождения во дворе не ограничены.

По мере взросления малыша гуляния и игры нужно совмещать. В 8 месяцев ребёнок уже способен изучать окружающий мир, а чем активнее он будет днём, тем крепче и спокойнее станет его сон. Годовалые дети уже способны делать первые шажки на улице.

Водные и гигиенические процедуры

Купание ребёнка перед укладыванием в кроватку – это ежедневный ритуал, которые не просто является гигиенической процедурой, а становится настоящим «звоночком» к засыпанию, особенно если использовать расслабляющие ароматические масла или травы (предварительно следует убедиться в отсутствии аллергии).

Кроме того, требуются и прочие ежедневные гигиенические манипуляции: умывание утром, подмывание после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, очищение носовой полости от засохших корочек и соплей, просмотр и очистка ушек.

Со временем выросший ребёнок поначалу окажется в яслях, потом в дошкольном учреждении, потом в школе, где основообразующим моментом является правильный режим дня. А если кроха с пелёнок приучен к распорядку, то ему будет намного проще привыкнуть к новым условиям.

Распорядок дня ребёнка раннего и дошкольного возраста существенно отличается от режима дня 4 месячного малыша. Малыш взрослеет, следовательно, снижается количество времени на сон и увеличивается продолжительность активного познания окружающего мира.


Изучение медицинских и психологических источников позволяет сделать вывод, что дошкольников необходимо приучать к следующему дневному распорядку:

  • максимальная длительность непрерывной активности – 5-6 часов;
  • общая продолжительность сна – 12 часов (при этом около 2,5 часов должно приходиться на дневной сончас);
  • в течение суток 4 основных приёма пищи с временным промежутком в 3,4-4 часа.

Обязательно узнайте, каков режим дня в детском саду, который посещает ваш ребёнок или только планирует посещать. Это позволит максимально сблизить домашний и детсадовский график, что крайне важно для нормального развития малыша.

Таблица дневного режима для дошкольника

Приблизительное время Основные мероприятия, занятия и процедуры
7.30 Пробуждение, утренние гигиенические процедуры, одевание
8.30 Первый приём пищи
9.00
10.00 Второй завтрак
10.15-12.30 Гуляние, игры на свежем воздухе
13.00 Обеденный перерыв
13.30-15.00 Сончас
15.30 Лёгкое перекусывание
16.00 Разнообразные развивающие занятия, включающие подвижную игровую деятельность, творческие задания, рисование и пр.
18.30 Вечерний приём пищи
19.30 Неактивные игры, общение, просмотр мультиков
20.00 Подготовка к засыпанию, чтение книжек, купание, гигиенические процедуры
21.00 Ночной сон

Питание

Для 3-6-летнего ребенка характерен пятиразовый режим питания, который состоит из трёх основных приёмов пищи – утреннее, обеденное, вечернее кормление, а также двух дополнительных лёгких приёмов пищи – второго завтрака и полдника.

Основные приёмы пищи включают горячие блюда. При этом утреннее и вечернее кормление составляет 25 % по калоражу, обед – порядка 40 %. Остальная еда должна быть низкокалорийной и состоять из фруктов, кисломолочных продуктов.

Сон

В дошкольном детстве суточная длительность дремоты составляет 12,5 часов для малышей до 5 лет, 11,5 часов для детей 6-7-летнего возраста. При этом основная часть дневного сна – порядка 10 часов – приходится на тёмное время суток.

Послеобеденный сон обязателен в раннем дошкольном возрасте, однако режим дня ребенка в 7 лет может и не включать данный момент. В этом случае для отдыха следует выбирать спокойные игры, чтение книжек, простое лежание в кровати или рисование.

Гуляния и игровая активность на свежем воздухе – обязательный элемент дневного распорядка дошкольника. Специалисты советуют совершать прогулки с ребёнком при любых погодных условиях, исключение – ливень и сильный холод.

Важно! Кроме того, регулярные «променады» можно считать закаливающими процедурами. Свежий воздух укрепляет здоровье, уменьшает вероятность простудных заболеваний, способствует улучшению обменных процессов в организме.

Развивающие занятия

С ребёнком дошкольного возраста проводят самые разные занятия: математические, физкультурные, творческие, музыкальные, танцевальные, речевые и т.д. Подобная деятельность должна осуществляться во время наибольшей работоспособности – 9-12 и 16-18 часов.

Не следует перегружать малыша разнообразные секциями, центрами развития. Для ребёнка, обучающегося в садике, будет достаточно двух-трёх добавочных занятий. В ином случае может произойти понижение иммунитета, рост невротических реакций, возникновение проблем со сном.

Чтобы разработать режим дня 6-летнего ребёнка или дошкольника помладше, необходимо соблюдать определённые правила. Рассмотрим основные советы психологов и детских врачей.

  • Попробуйте играть с ребёнком, приучая его к дневному распорядку. В этом смогут помочь стишок, различные рисунки, которые схематически изображают расписание, раскраска по соответствующей теме.
  • Старайтесь не отклоняться от составленного графика даже в выходные дни. Визит гостей не должен становиться поводом к изменению распорядка.
  • Если ребёнок заболел, обязательно вносите коррективу в дневной режим. В данной ситуации не следует соблюдать график по минутам и секундам.
  • Не нужно заменять активную подвижность и гуляния на свежем воздухе на компьютерные игры, многочасовой просмотр мультипликационных фильмов.
  • Демонстрируйте положительный пример, то есть старайтесь сами соблюдать дневной распорядок. В ином случае ваш дошкольник поймёт, что правила выполнять необязательно.
  • Включайте в воспитательный режим специальные ритуалы, которые помогут скорее засыпать, пробуждаться, начинать и заканчивать прогулки, расставаться перед садиком.

Главная цель родителей – отрегулировать дневной распорядок дошкольника в шесть-семь лет таким образом, чтобы режим дня первоклассника не пришлось изменять слишком радикально. Это позволит существенно ускорить процесс адаптации в начальной школе.

Переход в школьное учебное учреждение – новый и крайне важный период в жизни ребёнка. Режим дня первоклассника существенно отличается от графика жизни дошколёнка. Нагрузки только возрастают, к тому от детей теперь требуется большая собранность и ответственность.

Специалисты настоятельно советуют родителям разработать и соблюдать режим дня для школьника начальных классов. Подобная упорядоченная жизнь позволит уберечь юного ученика от переутомления и нервного истощения, а также сохранить оптимальную работоспособность.


Согласно научным данным, выделяют 2 пика работоспособности в течение суток: с 8.00 до 11.00 и с 16.00 до 18.00 часов. В перерывы между этими временными отрезками показатели трудоспособности существенно снижаются.

Именно поэтому так важно учитывать пики наибольшей психической и физической активности. Нередко родители удивляются тому, что ребёнок слишком долго выполняет домашние задания в вечернее время, хотя до этого демонстрировал завидную работоспособность. Просто он устаёт ближе к ночи.

Дневной график первоклашек, который представлен ниже, подойдёт и для учеников других классов, поскольку он учитывает время, требующееся для решения уроков и выполнения прочих видов внеклассной учебной деятельности.

Таблица распорядка дня для первоклассника

7.00 Пробуждение
7.00-7.20 Разминка, водно-гигиенические процедуры, уборка кровати
7.20-7.40 Первый приём пищи
7.40-8.10
8.15-8.25 Подготовка к урокам
8.30-12.30 Школьные уроки
10.00-10.15 Школьный завтрак
12.30-13.30 Возвращение домой и прогулка на свежем воздухе
13.30-14.00 Домашний обеденный перерыв
14.00-15.00 Тихий час, подразумевающий сон, просмотр мультфильмов или обычный отдых
15.00-16.00 Гуляние на улице, помощь родителям и пр.
16.00-16.15 Полдник
16.15-17.15 Решение уроков (2 класс – именно с этого времени в настоящее время задают детям домашние задания)
17.15-19.00 Гуляние на свежем воздухе, работа по дому, просмотр мультфильмов
19.00-20.00 Последний приём пищи, свободное время, спокойная игровая деятельность
20.00-20.30 Подготовка к засыпанию
20.30-7.00 Сон

Если режим дня ребенка в 8 лет и немного старше меняется и для школьника 2 класса наступает вторая смена, не следует особо переживать, поскольку дневной распорядок будет строиться по тем же принципам, что и для «утренних» детей. Изменится только время на выполнение уроков и посещение учебного учреждения.

Пробуждение

Начало дня для школьника 1 класса и старше может начинаться с зарядки прямо в кровати. Не следует заставлять ребёнка мгновенно подниматься и выполнять силовую тренировку. Лёгкие упражнения предназначены для окончательного пробуждения, создания хорошего настроения.

Специалисты рекомендуют включать бодрящую музыку или заучить с детьми весёлые стишки. Подобное сопровождение развеселит ребёнка и обеспечит позитивный настрой на весь день. Также следует периодически менять музыкальное сопровождение и комплекс гимнастических движений.

Будить ребёнка в восемь-десять лет нужно в определённое время, чтобы он смог спокойно, без спешки провести водные процедуры, позавтракать, вымыть кружки-тарелки и прибыть в учебное заведение за четверть часа до начала первого урока.

Для ученика 1 класса особую важность представляет сбалансированный и полноценный рацион, поскольку ребёнок работает и физически, и умственно. В меню необходимо включать больше свежих плодов, кисломолочных продуктов, мясных и рыбных блюд.

Первый приём пищи должен быть довольно калорийным и питательным, поскольку в следующий раз он покушает только после 10.00. Медики рекомендуют готовить на завтрак горячую кашу, альтернативой которой могут стать сырники, запеканка из творога или омлет. Лучший напиток для юного ученика – какао с молоком.

После окончания уроков детей должен ожидать полноценный обеденный стол, состоящий из супа, тефтелей и прочих сытных блюд. Обязательно научите ребёнка пользовать микроволновой печью или храните обед в термосе.

Ужин не должен быть слишком калорийным. Идеальный вариант – повторить меню завтрака, то есть накормить ребёнка кашей, запеканкой (творожной либо картофельной), салатом из овощей. Также нельзя забывать о кисломолочных продуктах, кефир – лучшее окончание учебного дня.

Домашнее задание

Режим дня школяра в первом классе обычно не предусматривает выполнение домашних уроков, однако родителям следует составлять дневной распорядок с момента поступления в школу таким образом, чтобы в нём оставалось время на целенаправленные занятия.

Разумеется, речь не идёт о решении каких-либо сложных задачек. Можно почитать с ребёнком книгу, порисовать, закрепить пройденный в школе материал. При этом важно учитывать нагрузку и совершать перерывы через каждые 30 минут.

Создайте ребёнку комфортную учебную обстановку. Для этого необходимо организовать рабочее место, исключить громкую музыку, отказаться от просмотра телевизора, пищи на столе и прочих отвлекающих факторов.

Свободное время

Обычно время для отдыха и прогулок у детей начальных классов обнаруживается во вторую половину дня. Ребёнок может поиграть дома или с приятелями на улице, поиграть в спокойные или активные игры, посмотреть телевизор (не очень долго).

Поскольку в начальных классах детям свойственна повышенная активность, необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок больше бегал, прыгал, занимался подвижными играми. Вечером лучше погулять с ним на свежем воздухе. Если же погодные условия не позволяют выйти на улицу, предложите первоклашке настольную игру или книжку.

Сон

Детям в начальной школе необходимо спать по крайне мере 9 часов. Крепкий и продолжительный сон позволит восстановить силы, укрепить иммунитет и предупредить переутомление. В ином случае не исключены неврозы, плохая успеваемость.

Перед засыпанием следует исключить подвижные развлечения, телевизионные передачи, которые могут возбудить нервную психику, ссоры и выяснение отношений. Предложите ребёнку принять тёплую ванну, приготовьте ему кружку тёплого молочка с мёдом.

Хотя первоклашки достаточно скоро привыкают к дневному распорядку, они ещё неспособны составить и наладить его своими силами. Именно поэтому взрослые должны ввести в детскую жизнь упорядоченный режим, при этом учитывая особенности ребёнка. Как правильно разработать новый график?

  • Для родителей первоклассника родительское собрание становится отличной возможностью узнать все нюансы от педагогов. Вероятно, будущий классный руководить сможет предложить примерный план составления портфолио для ученика.
  • В интернете можно скачать плакат с режимом дня школьника в картинках, различные шаблоны и яркие картинки, которые обязательно понравятся ребёнку. После этого распечатайте приблизительные схемы и повесьте в детской комнате.
  • Поначалу все режимные моменты нужно выполнять совместно с ребёнком: и собирать портфель, и выполнять утренние гимнастические упражнения. Затем ответственность необходимо постепенно перекладывать на школьника.
  • Старайтесь соблюдать режим и в выходные дни. Разумеется, небольшое отступление от графика не сможет навредить дневному распорядку, но всё же не следует поддаваться соблазну и разрешать ребёнку целый день за компьютером.

Распорядок дня 8-летнего ребёнка – обязательный элемент развития и воспитания ученика начальных классов. Для составления графика можно придумать собственную схему или скачать шаблон «Режим дня» с многочисленных интернет-ресурсов.

Правильный режим дня для старшего школьника во многом совпадает с дневным распорядком учеников начального звена. В основе графика лежат ранний подъём, водные процедуры, приёмы пищи, учебные занятия, гуляния на свежем воздухе. Отличаются только количественные показатели.


К примеру, ребята возрастом до 10 лет нуждаются в десятичасовом ночном отдыхе, тинейджеры же могут спать уже 9 часов. Регулярный недосып приводит к переутомлению, понижению трудоспособности, ухудшению процессов запоминания и внимательности.

Продолжительность познавательных нагрузок для первоклассников и старших школьников тоже отличается. Учебный график младших учеников состоит из четырёх уроков, подростков – из 6-7 занятий. Возрастают временные показатели для решения домашних заданий.

Имеются отличия в особенностях питания, отдыха, физических нагрузок. Взрослый ребёнок обычно питается 3 раза в сутки, больше занимается спортивными упражнениями, выбирает себе занятия по вкусу, у него появляются собственные пристрастия в плане развлечения и учёбы.

Таблица распорядка дня старшеклассников

Временные интервалы Режимные моменты
11-13 лет 14-17 лет
7.00 7.00 Подъём
7.00-7.30 7.00-7.30 Выполнение гимнастических упражнений, умывание, водные процедуры, заправка кровати
7.30-7.50 7.30-7.50 Первый приём пищи
7.50-8.15 7.50-8.15 Отправление в учебное учреждение (здесь следует учитывать расстояние от дома до школы)
8.30-14.00 8.30-14.30 Школьные уроки
14.00-14.30 14.30-15.00 Приём пищи в учебном заведении, возвращение домой
14.30-15.00 15.00-15.30 Обеденный перерыв дома
15.00-17.00 15.30-17.00 Гуляние на свежем воздухе, спортивные развлечения (футбол, лыжный спорт, ледовые или роликовые коньки)
17.00 17.00 Полдник
17.00-19.30 17.00-20.00 Выполнение школьных уроков, заданных на дом
19.30-21.00 20.00-21.30 Последний приём пищи и свободная деятельность
21.00-21.30 21.30-22.00 Приготовление к засыпанию (гигиенические процедуры, подготовка одежды и обуви)
21.30-7.00 22.00-7.00 Сон

Правильный режим дня для взрослого подростка всегда подразумевает индивидуальный подход. Представленный выше график – лишь образец, родители же вместе с ребёнком должны обращать внимание на физически и познавательные особенности, привычки и интересы.

Оптимальное время на выполнение уроков – 2-2,5 часов в день. Если ребёнок не укладывается в данный временной интервал, необходимо разобраться, что стало причиной подобной нерасторопности. Возможно, старший школьник испытывает сложности в определённом предмете, не умеет работать рационально или его рабочее место организовано неправильно.

Следите за тем, чтобы ребёнок садился за учебный стол после того, как отдохнёт от школы, пообедает, побывает на улице пару часов. Лучше всего зафиксировать время начала решения уроков, это поможет упорядочить детский график.

Свободное время

Как составить дневной график, чтобы подросток смог уделять время своим склонностям и потребностям? Примерно 1,5-2 часа ребёнок должен заниматься своими делами: чтением, просмотром мультипликационных или художественных фильмов, общением в сети или игрой в компьютерные развлечения.

Ещё три часа необходимо выделить на активную деятельность на свежем воздухе. Это могут быть обычные гуляния с друзьями, игровые и спортивные развлечения. Однако важно объяснить ребёнку, что чрезмерная увлечённость физической активностью также может снизить работоспособность.

В летние и зимние каникулы, в выходные дни нахождение на свежем воздухе можно увеличить. При этом нужно не просто говорить о важности активного времяпрепровождения и вреде увлечения компьютерными играми, но и показывать положительный пример.

Питание

Правильно организованный рацион – важный элемент нормального самочувствия и работоспособности подростка. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок завтракал через полчаса после побудки и ужинал не позднее полутора часов до сна.

Обязательно делайте горячие первые и вторые блюда для старшего школьника, поскольку в этом возрасте появляется не самая лучшая привычка «перехватывать» бутерброды, хот-доги и прочие малополезные продукты на бегу между основными приёмами пищи.

Сон и подъём

Ещё один важный элемент правильного дневного распорядка – здоровый сон. Режим дня для старшеклассника должен учитывать потребность в ночном отдыхе, при этом, как мы уже отмечали, она снижается по мере роста ребёнка и постепенно приближается к взрослым показателям.

Утренняя побудка должна осуществляться в заранее обозначенные временные отметки, но исключение делается в субботу и воскресенье, праздничные дни, каникулярные периоды. Привычка подниматься в определённое время поможет выработать у ребёнка дисциплину и ответственность.

Подросток уже способен участвовать в составлении дневного графика. В этом ребёнку поможет презентация, шаблоны с рисунками, примерные схемы распорядка. Нарисуйте вместе с учеником расписание учебных и выходных дней.

В качестве заключения

Распорядок дня – это важнейшее условия для нормального развития ребёнка и в 10 месяцев, и в 7 лет, и в 15 лет. Однако важно понимать, что для каждого возраста имеются собственные параметры основных режимных моментов – сна, питания, свободной деятельности, занятий и отдыха.

Чтобы разработать график, подходящий для ребёнка, необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности воспитанника. Помощью и основой может служить режим дня в стихах, специальные шаблоны, картинки, которые можно распечатывать и развешивать в комнате.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.