Публицисты. Из биографии Ф. М. Достоевского

Публицистика (от слова публичный, общественный) - та область литературы, которая занимается политическими, общественными вопросами с целью проводить определенные взгляды в широких кругах читателей, создавать, формировать общественное мнение, возбуждать определенные политические кампании. в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение.

Современная публицистика использует различные приемы воздействия на читателя, которое осуществляется благодаря выразительности, необычности, неожиданности авторских суждений, непринужденно- разговорному языку «с неожиданными пропусками слов и произвольной расстановкой акцентов». Многие современные писатели избирают публицистические жанры.

На наш взгляд, одним из самых ярких писателей-публицистов является Т.Толстая. Мы исследовали ее эссеистические произведения с целью установить, какие изменения и процессы происходят в современной публицистике и каковы основные приметы публицистического стиля в наши дни. на материале сборника «День» (трех лирических эссе из части сборника, озаглавленной «Частная годовщина», а именно: «Квадрат», «Что в имени тебе моем?» и «Женский день»).

Рассмотрев модусный уровень эссе, мы отметили ярко выраженную оценочность и экспрессивность. Оценочность проявляется на разных языковых уровнях: лексическом, синтаксическом, стилистическом, например: – в использовании слов с оценочной семантикой (примитивные притчи, дешевые поучения; мелкой суетливой возней; неучей, посредственностей и бездарностей); – в употреблении стилистически маркированной лексики, например, использовании библейской лексики и метафор при описании художника «доквадратной» эпохи: таким образом утверждается божественное начало истинного искусства) и др. Кроме того, встречаются прямые оценки субъектов, признаков, ситуаций: Не всякое самоназвание благозвучно для слуха иных народов, и глупо настаивать на его адекватном воспроизведении.

Экспрессивность произведениям Т.Толстой придает прежде всего динамизм речи, создаваемый за счет списков и каталогов, характерных для постмодернистской литературы: Бог (ангел, дух, муза, порой демон) уступают); что именно (жадность, корысть, самомнение, чванство). Созданию языковой экспрессии способствуют и яркие тропы, и употребление экспрессивной лексики, слов с отрицательной коннотацией: ха-ха, ужас, фурии, кричат, унижают, тыкают в тебя пальцем, восклицания и обращения к читателю: Ужас какой!;

Кроме того, мы обратили внимание на частое употребление конструкций типа: я не знаю, я думаю, которые, с одной стороны, усиливают субъективность, а с другой – являются определенной игрой с читателем. Объективизация, создаваемая за счет различных мнений и точек зрения, взглядов с разных сторон, – важная черта публицистики Т.Толстой. Но эта объективизация только внешняя. Внешняя объективизация в сочетании с субъективной интерпретацией – сильный прием воздействия на читателя. Эффективность приема заключается и в его достаточной скрытости от поверхностного читательского взгляда. Например, интерпретация может быть выражена простой постановкой цитаты в определенное место в тексте или частотностью обращения к определенному источнику (слова Бенуа в эссе «Квадрат» цитируются три раза).

Наиболее сильным воздействующим эффектом обладает использование семантического сцепления антонимов и синонимов, особенно в сочетании со стилевой игрой: обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом; менее знаменитые, не такие значимые, не столь притягивающие, словом, они хуже. Часто постановка слов в один ряд (благодаря возникающим связям) обогащает их новыми смыслами: Это красочные, декоративные полотна];

Сатира, ирония, Игра слов, оживление внутренней формы слова ведут к возникновению каламбуров: Малевич – замалевал; Писательница намеренно использует многие черты разговорной речи, чтобы добиться «взаимопонимания» с читателем. Можно утверждать, что современная публицистика использует активное воздействие на читателя, которое осуществляется за счет диалога с читателем (формы повелительного наклонения, форма первого лица множественного числа глаголов, включающая читателя в произведение), приема речевых масок (ситуация оценивается с разных позиций) и внешней объективизации в сочетании с субъективной интерпретацией, сцеплений и повторов, использования прецедентных текстов, разговорной речи, близкой читателю и «стирающей» дистанцию между автором и читателем (длинные предложения с обилием союзных средств, повторов и вставных конструкций, разговорная и просторечная лексика).

Таким образом, публицистику Т.Толстой можно охарактеризовать как публицистику сатирическую, которая проявляется благодаря окказиональным соединениям слов и словосочетаний, разбиению клишированных фраз, вставным конструкциям, стилевому эклектизму и снижению стиля, игре слов с возникновением каламбуров, тропам. Итак, кроме черт, характерных для жанра эссе и современной публицистики в целом, мы выявили особенности публицистики текстов Т.Толстой, в том числе, приемы воздействия на адресата.

Публицистические произведения отличаются необыкновенной широтой тематики, они могут касаться любой темы, попавшей в центр общественного внимания, например, технологии проведения водолазных работ. Среди таких постоянно освещаемых тем в первую очередь следует назвать политику, информацию о деятельности правительства и парламента, выборах, партийных мероприятиях, о заявлениях политических лидеров.

· Минкин, Александр Викторович - российский журналист и театровед. Автор публикаций о коррупции в России. «Письма президенту» (Московский комсомолец)

· Алекса́ндр Евсе́евич Хинште́йн (р. 26 октября 1974, Москва) - журналист, Депутат Государственной Думы, член фракции «Единая Россия» (МК). «Дело Хинштейна»: В мае 1999 года против Хинштейна было возбуждено уголовное дело о подделке водительского удостоверения. В январе 2000 года следователи МВД пытались принудительно вывезти Хинштейна в город Владимир для проведения судебно-психиатрической экспертизы по ранее возбужденному уголовному делу. Это дело и следственные действия по нему связывают с критическими публикациями Хинштейна о МВД.

· Алекса́ндр Андре́евич Проха́нов (р. 26 февраля 1938, Тбилиси) - советский и российский политический деятель, писатель, публицист. «Господин Гексоген» (2001) привлёк внимание критиков и общественности. В романе рассказывается о заговоре спецслужб, олигархов и политиков разных направлений. Целью заговора является смена власти в стране путём её передачи от дряхлого Истукана молодому Избраннику. Заговорщики используют убийства, кремлёвские интриги, взрывы домов, провокации и т. п. За роман «Господин Гексоген» 31 мая 2002 года писателю была вручена литературная премия «Национальный бестселлер».

Писатель публицист, писателя публициста … Орфографический словарь-справочник

писатель-публицист - писа/тель публици/ст, писа/теля публици/ста … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Беллетрист, газетчик, драматург, журналист, историк, компилятор, критик, литератор, летописец, памфлетист, поэт, публицист, рецензент, романист, сочинитель, фельетонист, хроникер, писака, щелкопер. Ср. . .. См … Словарь синонимов

публицист - а; м. см. тж. публицистический Писатель автор публицистических произведений. Писатель публицист. Публицист документалист … Словарь многих выражений

- (ново лат., от лат. publicus публичный). Писатель, преимущественно журнальный или газетный, касающийся вопросов публицистики. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПУБЛИЦИСТ 1) профессор государственного… … Словарь иностранных слов русского языка

См … Словарь синонимов

публицист - а, м. publiciste m. 1. устар. Ученый, специалист по публичному праву. БАС 1. Тот, кто пишет о всенародном праве, учит всенародному праву. Ян. 1806 3 486. Редакторы, издатели и даже сотрудники журналов и газет, и самих себя, и своих товарищей… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПУБЛИЦИСТ, публициста, муж. (см. публицистика) (книжн.). Писатель по общественно политическим вопросам. Герцен один из лучших русских публицистов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Михаил Михайлов - революционер, писатель, публицист , П. С. Фатеев. Эта книга о жизни, литературной деятельности и революционной борьбе человека, чьи помыслы и устремления были посвящены освободительной борьбе, революционному подвигу, битве за счастье…
  • Писатель. Искусство. Время , Конст. Федин. Константин Александрович Федин не только один из крупнейших советских романистов, но и замечательный публицист, мемуарист и критик. ПИСАТЕЛЬ. ИСКУССТВО. ВРЕМЯ - рассказ о времени и о себе, о…

Р....

Орфографический словарь русского языка

  • - исто/рик-публици/ст,...
  • - карикатури/ст-публици/ст,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ПУБЛИЦИ́СТ, -а, муж. Писатель автор публицистических произведений...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - Писатель, преимущественно журнальный или газетный, касающийся вопросов публицистики...
  • - писатель, пишущий по общественно-политическим вопросам...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - См....

    Словарь синонимов

  • "писатель-публицист" в книгах

    Глава 32. Писатель, поэт, публицист, политический деятель Эдуард Лимонов: «Иногда тиран бывает и полезен…»

    Из книги О Сталине без истерик автора Медведев Феликс Николаевич

    Глава 32. Писатель, поэт, публицист, политический деятель Эдуард Лимонов: «Иногда тиран бывает и полезен…» – Всегда очень гордился, что я русский. Но никогда у меня, в отличие от других советских писателей, оказавшихся на Западе, не было комплекса неполноценности. У

    Бунин Иван (1870-1953) Русский писатель: прозаик, поэт, публицист

    автора

    Бунин Иван (1870-1953) Русский писатель: прозаик, поэт, публицист Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.Предок Буниных, имевший знатное происхождение, выехал из Польши в XV веке

    Солженицын Александр (1918-2008) Русский писатель, публицист, поэт

    Из книги Великие открытия и люди автора Мартьянова Людмила Михайловна

    Солженицын Александр (1918-2008) Русский писатель, публицист, поэт Александр Исаевич (Исаакиевич) Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске (ныне Ставропольский край). Крещён в кисловодском храме Святого целителя Пантелеймона.Отец – Исаакий Семёнович Солженицын,

    Пантелеймон Кулиш (1819–1897) писатель, публицист, критик, этнограф, фольклорист, общественный деятель

    автора Коллектив авторов

    Пантелеймон Кулиш (1819–1897) писатель, публицист, критик, этнограф, фольклорист, общественный деятель В течение жизни Пантелеймон Александрович Кулиш успел проявить себя едва ли не во всех сферах писательской и научно-гуманитарной деятельности. О нем можно говорить как о

    Исмаил Гаспринский (1851–1914) просветитель, общественный деятель, писатель, публицист

    Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

    Исмаил Гаспринский (1851–1914) просветитель, общественный деятель, писатель, публицист Исмаила Бея Мустафу Оглу Гаспринского крымские татары по праву называют «дедушкой нации». Именно он стал зачинателем и лидером в деле просвещения своего народа. В этом отношении он

    Сергей Ефремов (1876–1939) историк украинской литературы, писатель, публицист, общественно-политический деятель

    Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

    Сергей Ефремов (1876–1939) историк украинской литературы, писатель, публицист, общественно-политический деятель Сергей Александрович Ефремов принадлежит к числу наиболее выразительных, характерных и трагических фигур Украины первых десятилетий XX века. Пламенный патриот,

    Владимир Винниченко (1880–1951) писатель, публицист, общественно-политический деятель

    Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

    Владимир Винниченко (1880–1951) писатель, публицист, общественно-политический деятель Владимир Кириллович Винниченко широко известен как выдающийся писатель, создатель новой украинской прозы и яркий политический деятель времен революции и гражданской войны. И если его

    ТОРО, Генри Дэвид (Thoreau, Henry David, 1817–1862), американский писатель и публицист

    автора

    ТОРО, Генри Дэвид (Thoreau, Henry David, 1817–1862), американский писатель и публицист 257 Гражданское неповиновение. «О гражданском неповиновении», эссе («On Civil Disobedience», 1849) Это название появилось лишь после смерти автора, в сб. «Янки в Канаде» (1866). Первоначально эссе называлось

    ФРАНКОС, Карл Эмиль (Francos, Karl Emil, 1848–1904), немецкий писатель и публицист

    Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

    ФРАНКОС, Карл Эмиль (Francos, Karl Emil, 1848–1904), немецкий писатель и публицист 164 Каждая страна имеет таких евреев, каких заслуживает. «Ключ к новой истории евреев» («Neue Freie Presse», 31 марта 1875) ? Михельсон, 2:18 (2-я паг.); Markiewicz, s. 138 ? «Каждый народ имеет такое правительство, какого

    ЗИНОВЬЕВ Александр Александрович (1922-2006), философ, писатель, публицист

    автора Душенко Константин Васильевич

    ЗИНОВЬЕВ Александр Александрович (1922-2006), философ, писатель, публицист 38 Гомо советикус.Загл. книги о «советском человеке»

    ОВЕЧКИН Валентин Владимирович (1904-1968), писатель, публицист

    Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

    ОВЕЧКИН Валентин Владимирович (1904-1968), писатель, публицист 1 Районные будни.Загл. книги очерков

    ПРОХАНОВ Александр Александрович (р. 1938), писатель, публицист

    Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

    ПРОХАНОВ Александр Александрович (р. 1938), писатель, публицист 212 Оборонное сознание.«Оборонное сознание и новое мышление» («Литературная Россия», 6 мая

    ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич (1891-1967), писатель, публицист

    Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

    ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич (1891-1967), писатель, публицист 43 Люди, годы, жизнь.Загл. мемуаров (кн. 1-6,

    Кони Анатолий Федорович (1844–1927), действительный тайный советник, выдающийся прокурорский и судебный деятель, писатель и публицист

    Из книги История Российской прокуратуры. 1722–2012 автора Звягинцев Александр Григорьевич

    Кони Анатолий Федорович (1844–1927), действительный тайный советник, выдающийся прокурорский и судебный деятель, писатель и публицист * * *Этот многоталантливый человек родился в Петербурге в семье известного литературного и театрального деятеля, автора многих прекрасных

    Игорь Фесуненко Журналист, публицист, писатель, футбольный обозреватель, автор нескольких книг о футболе Самое яркое открытие в сфере духовной жизни

    Из книги Надежды и муки российского футбола автора Мильштейн Олег Александрович

    Игорь Фесуненко Журналист, публицист, писатель, футбольный обозреватель, автор нескольких книг о футболе Самое яркое открытие в сфере духовной жизни Секрет популярности футбола? Это никакой не секрет. Дело в том, что футбол – очень простая игра и доступна практически

    Публицист — писатель по общественно-политическим вопросам, писатель, создающий публицистические произведения, занимающийся публицистикой.

    Публицистика — индивидуальная оценка актуальных событий и тем, выражаемая посредством литературы, искусства, истории, СМИ, театра, не всегда стремящаяся к трансляции на массовую аудиторию, но стремящаяся к широкому распространению в четко определенной социальной группе.

    Для публицистики изучение, теория есть всегда лишь средство, ведущее к определённой цели — практическому выводу. Можно сказать, что публицистика относится к науке об обществе и государстве, как технология к естествоведению: она черпает из науки обобщения и обращает их в наставления. Популяризует ли публицист выводы науки или сообщает результаты своего исследования, он делает это не для обучения, а для поучения, не для сообщения знаний, а для воздействия на ту политическую силу, которая называется общественным мнением.

    Поэтому в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение. Ускоренный пульс общественной жизни, требующий от своих руководителей всегда определённого и готового мнения, не даёт в публицистике места сомнению и колебанию. В борьбе за то или иное направление общественно-политического развития, которое есть лишь усложненная форма борьбы за существование, нет возможности справляться с тем, закончено ли точное исследование известного предмета в науке. С вынужденной часто самоуверенностью публицистика опережает выводы осторожной науки и решает вопросы, которые так или иначе должны быть решены тотчас же; всегда субъективная, она исходит не столько из исследования прошлого, сколько из идеала будущего.

    Полемизируя с противником, она, по необходимости, видит в нём не столько заблуждающегося теоретика, сколько носителя и защитника вредных воззрений, распространение и утверждение которых пагубно для общества; на этой почве легок переход от воззрений противника к его личности; поэтому на всем протяжении существования публицистики самые яркие образцы её мы находим в форме памфлета. По мнению Игоря Дедкова, «публицистика — высший род журналистики. <...> Она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи. С его <публициста> творчеством несовместимы робость и трафаретность мысли, иллюстративность и несамостоятельность взгляда».

    Есть попытки видеть начало публицистики в далёком прошлом литературы; Эрнест Ренан даже называл библейских пророков публицистами древности. Игорь Дедков поддерживает эту мысль, добавляя, что «русская публицистическая литература восходит к „Слову о Законе и Благодати“ Илариона и обличительным произведениям Максима Грека». Несомненно, однако, что публицистика в современной её форме есть создание новой истории, всё течение которой — начиная с предвестников реформации — ознаменовано мощным развитием публицистики, которой принадлежало видное участие в возбуждении и организации самых важных общественных движений. Это значение публицистики ещё усилилось с появлением периодической прессы.

    Роль публицистики в современной жизни громадна. Даже в тех случаях, когда она идёт за общественным мнением, она влияет на него, давая ему определённое выражение и модифицируя его в ту или иную сторону. Большинство выдающихся политических деятелей Западной Европы начинало и начинает свою деятельность с публицистики, прибегая к её помощи и впоследствии.

    Особенное значение имеет публицистика в России, где она является почти единственным и во всяком случае главным проявлением частной общественно-политической инициативы, и где так важна руководящая роль литературы; авторитетное положение русской литературной критики объясняется тем, что она — в лице наиболее популярных своих представителей — занималась по преимуществу публицистикой.

    Отсутствием иных органов для выражения общественной мысли объясняется также господство в нашей литературе социального романа с определённой, подчас партийной окраской, а равно и то явление, что у нас отдавали свои силы публицистике такие яркие художественные таланты, как Салтыков-Щедрин и Глеб Успенский, представители особого литературного жанра — соединения художественных образов с публицистикой.

    Великий русский писатель Достоевский Фёдор Михайлович (1821 - 1881) внёс огромнейший вклад в русскую литературу и стал классикой мировой литературы. Он, не смотря на любые трудности, никогда не оставлял литературу. Он ею жил. И он смог стать гениальным писателем своего времени, которого до сих пор вспоминают и чтят. Все знают его знаменитые произведения, такие как «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и другие.

    Из биографии Ф. М. Достоевского:

    Федор Михайлович по отцовской линии происходил из дворянского рода Достоевских, который берёт свое начало еще с начала XVI века. Но сам Достоевский о своей родословной ничего не знал при жизни. Достоевский родился в семье лекаря и дочери купца, дед его был священником в украинской деревне Войтовцы. Но такие факты из жизни Федора Михайловича Достоевского, как его родословная от польских дворян и переезд их в Российскую Империю после раздела Речи Посполитой, стали известны после смерти писателя, когда его жена занялась составлением генеалогического древа семьи.

    Достоевский родился в октябре 1821 года в Москве в Мариинской больнице для бедных. В семье Достоевских было 6 детей. Он был вторым ребенком. У Достоевского был брат-писатель, который создал собственный журнал. Первые произведения Достоевского печатались именно в журнале брата.

    Мать учила читать маленького Федю по книге «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Это даже было отражено им впоследствии в книге «Братья Карамазовы», где старец Зосима говорит, что учился читать по этой книге.

    Отец Достоевского мечтал и даже настаивал, чтобы оба его старших сына поступили в инженерное училище и получили профессию инженеров, которая всегда смогла бы их прокормить. Но сами братья Достоевские - Федор и Михаил этого не хотели. Их всегда тянуло к литературе. В итоге они оба стали писателями.

    По профессии Достоевский стал всё-таки инженером, но годы, проведенные в училище, считал потерянным временем. Все это время он мечтал о литературе и после обучения, отработав год в Петербургской инженерной команде, подал в отставку в чине поручика и начал писать. +Мать писателя умерла от туберкулеза, когда ему исполнилось 16 лет. Отец Федора Михайловича Достоевского был убит крепостными крестьянами.

    Личная жизнь писателя долго не складывалась. Первый раз Достоевский женился в возрасте 36 лет на Марии Дмитриевне Исаевой, которая на тот момент была вдовой его знакомого. Но, видимо, брак не был особо счастливым из-за измен и сложных характеров супругов и продержался всего 7 лет. Особенно всё усугубляли постоянная ревность и измены, поэтому сам Фёдор говорил о своём браке - «Живем кое- как». В 1864 году Мария умерла от чахотки, но Фёдор продолжал заботиться о её сыне от первого брака.

    Второй раз Достоевский женился в 1857 году на молодой - 20-летней, милой и доброй стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. Писателю тогда было 45 лет, но это не мешало супругам любить друг друга. Федор Михайлович, получил условия, в которых мог работать, не отвлекаясь на окружающие проблемы – все заботы по дому и финансовые дела взяла на себя Анна Григорьевна. В отличие от первого брака, брак с Анной был идеальным. Они действительно любили друг друга. На момент смерти писателя ей было всего 35 лет, но она больше никогда не собиралась выходить замуж и до конца своих дней сохраняла верность мужу.

    Впервые Достоевский стал отцом в очень зрелом возрасте. В момент появления первого ребенка ему уже исполнилось 46 лет.

    Его вторая дочь Достоевского Люба появилась в Дрездене. От первого брака у Достоевского не было детей, а от второго осталось четверо: Софья, Любовь, Федор и Алексей. Правда, Софья умерла через несколько месяцев после рождения, а Алексей умер в возрасте 3-х лет. А сын Фёдор продолжил дело отца и тоже стал писателем.

    Первый роман Достоевского «Бедные люди» получил самые похвальные отзывы от читателей и критиков, зато второй не принял никто. «Двойник» стал разочарованием для поклонников нового гения литературы, из-за ссор Достоевский покинул литературный кружок В. Белинского и перестал печататься в «Современнике».

    В 1949 году писатель был приговорен военным судом к казни, за то, что тот получил от Плещеева копию преступного письма Белинского, после чего зачитывал это письмо на всевозможных собраниях. И 13 ноября 1849 года Достоевского и других петрашевцев, как государственных преступников приговорили к смертной казни через расстрел, но через неделю писателю наказание заменили на 8 лет каторги, а в конце месяца на 4 года каторжных работ, с последующей службой простым солдатом. Также отобрали все права, состояние, звания, дворянский титул.

    За время каторги осужденным запрещалось читать любую литературу, но в Тобольске, от жен декабристов Достоевский и другие петрашевцы тайком получили по Евангелию, в каждом из которых были вклеены 10 рублей. Федор Михайлович хранил книгу всю жизнь и завещал её старшему сыну.

    В 1856 году из Омска каторжанина Достоевского перевели в Семипалатинск. Из рядового его произвели в младшие офицеры, а вскоре он получил титул, но только благодаря амнистии декабристов и петрашевцев, которую объявил Александр II. На свободу Федор вышел в 1854 году.

    В 1862 году писатель впервые побывал за границей. Федор Михайлович Достоевский за свою жизнь побывал в Италии, в Австрии, в Англии, в Швейцарии, в Германии и во Франции.

    Скрываясь от кредиторов Достоевский, бежал в Европу, где прожил 4 года. Там же он пристрастился к азартным играм, в рулетку спускал все до копейки, чем нажил огромные долги. От игры писателю помогла избавиться вторая жена. Она же стала издавать и продавать романы мужа, не пользуясь услугами посредников, зарабатывая на этом тысячи рублей, но все отдавая кредиторам.

    Ударом для Достоевского стала смерть брата.

    Достоевский умер 26 января 1881 года. В тот день к нему приехала сестра Вера и слезно просила Фёдора отказаться от своей доли наследства, доставшегося всем им от тётки, в пользу сестер. По воспоминаниям дочери писателя эта сцена была очень бурная и громкая. В результате у Фёдора пошла кровь горлом и через пару дней он скончался. Скорее всего, именно из-за этого разговора у него обострилась эмфизема, которая привела к смерти. В последний путь писателя провожало около 30000 человек. Похоронен Федор Михайлович Достоевский в Санкт-Петербурге.

    В 20-60 года XX века советская власть не жаловала Достоевского – его произведения не запрещали, но и не изучали в школах и ВУЗах, не издавали полностью. Реабилитировали его книги только тогда, когда их успех на Западе перевесил обвинения в контрреволюционных идеях и антисемитизме. Оправдали автора словами о том, что он запутался, оступился и потому шел не завещанным Лениным путем.

    Достоевский был очень известным писателем при жизни, но только после смерти он получил мировую славу. Его книги были переведены и до сих пор переводятся на многие языки мира, больше всего переводов сделано на немецкий язык.

    В 2007 году в Японии вышел восьмой перевод «Братьев Карамазовых» и стал бестселлером, что говорит об актуальности вопросов разума, справедливости, духовности и прочих, которые Достоевский ставил перед собой и обществом более 150 лет назад.

    25 интересных фактов из жизни и творчества Федора Михайловича Достоевского:

    1.Последние 10 лет жизни у Достоевского были самыми плодотворными.

    2.Жизнь Достоевского не была простой: он всю жизнь был беден, долго терпел неудачи в личной жизни, его чуть было не казнили, но заменили смертный приговор каторгой, лишив всего, что имел. Несмотря на все трудности, писатель никогда не оставлял литературу, а трудности только оттачивали понимание человеческих характеров и обстоятельств, под влиянием которых они складывались.

    3.Современники характеризовали Федора Михайловича как человека злого, развратного и завистливого. Со слугами он мог обращаться высокомерно и презрительно, но сам он себя считал лучшим из людей. Но вторая жена писала о нем, как о человеке великодушном, добром, бескорыстном и сострадательном.

    4.Пик известности этого писателя наступил только после его смерти.

    5.Достоевский за 26 дней написал роман «Игрок», диктуя его стенографистке и будущей жене Анне Сниткиной. Срочность была обоснована контрактом с издателем Стрелловским, который заполучил право печатать все произведения писателя без оплаты, и потребовал к сроку сдать новый роман. Стенографисткой мужа Анна оставалась до самой его смерти.

    6. Факты из жизни Федора Михайловича Достоевского переходили на страницы его книг, придавая жизненности, помогли его произведениям стать классикой мировой литературы.

    7. В романе «Преступление и наказание», когда Раскольников прячет украденные у старухи в одном из дворов Петербурга, было описано реально существующее место. Как признался сам Достоевский, однажды он завернул в какой-то пустынный питерский двор, чтобы справить там нужду. И именно это место он и описал в своём знаменитом романе.

    8. Любимым поэтом Писателя был Александр Сергеевич Пушкин. Федор знал практически все его произведения наизусть. А за год до смерти он произнес речь на открытии памятника Пушкина в Москве.

    9.Достоевский был глубоко религиозным человеком, а поэтому он с женой обвенчался в церкви. Его свадьба со второй женой Достоевского проходила в Измайловском Троицком соборе Санкт-Петербурга.

    10.Достоевский был достаточно азартной личностью. Он мог проиграть в рулетку последние копейки. Бросить азартные игры Достоевскому помогла вторая супруга.

    11.Первые произведения Достоевского, а именно пьесы для театров, были утеряны.

    12.Всю свою жизнь великий писатель страдал эпилепсией, а поэтому назвать его полностью здоровым человеком нельзя.

    13.Страсть Достоевского не угасла даже в 60-ти летнем возрасте.

    14.Федор Михайлович Достоевский был ревнивым человеком. Каждая мелочь могла послужить поводом для его ревности.

    15.Когда Достоевский работал, рядом с ним всегда стоял стакан крепкого чая, а в столовой даже по ночам для него держали горячим самовар. Сам автор говорил, что пусть хоть свет провалится, но чай он все равно будет пить.

    16.Ницше считал Достоевского самым лучшим психологом, а поэтому он всегда говорил, что у него есть чему поучиться.

    17.Впервые серьезно влюбился Федор Михайлович Достоевский в Семипалатинске.

    18.Образ героя романа «Идиот» Федор Михайлович Достоевский писал с себя.

    19.Чаще всего Федор Михайлович Достоевский писал произведения в ночное время.

    20.По произведениям этого писателя сняли множество фильмов.

    21.Достоевскому нравились произведения Бальзака, а поэтому он попытался перевести на русский язык «Евгения Гранде».

    22.Для своей второй супруги Анны писатель выработал ряд правил, которых она должна была придерживаться. Вот несколько из них: не красить губы, не подводить стрелки, не улыбаться мужчинам.

    23.У Федора Михайловича Достоевского были напряженные отношения с Тургеневым.

    24.До конца жизни вторая супруга Достоевского сохраняла ему верность. После смерти Достоевского его жена больше замуж не выходила.

    25.Всю свою жизнь вторая жена посвятила служению Достоевскому. Она издала полное собрание сочинений Достоевского, открыла школу Достоевского, публиковала свои воспоминания о нем, просила друзей, чтобы те составили подробную биографию Федора и т.д.

    Высказывания, цитаты и афоризмы Ф. М. Достоевского:

    *Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума.

    *Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

    *Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры.

    *Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

    *Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

    *Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.

    *Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.

    *Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.

    *В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно-полезно.

    *Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи.

    *В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

    *Душа исцеляется рядом с детьми.

    *Человек, умеющий обнимать – хороший человек.

    *Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак.

    *Иного выгоднее иметь в числе врагов, чем в числе друзей.

    *Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

    *Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. *Без детей нельзя было бы так любить человечество.

    *На то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь.

    *Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

    *Не сильные лучшие, а честные.

    *Честь и собственное достоинство - сильнее всего.

    *Нет счастья в бездействии.

    *Мир спасёт красота.

    * Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

    * Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.