Мое отношение к печорину план. Мое отношение к Печорину (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

Средняя оценка: 4.1

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», на моё взгляд, необычное явление литературы как таковой и, в частности, литературы XIX века. Это произведение, как никакое другое, заставляет читателя думать, рассуждать, углубляться в мысли и чувства персонажей, пытаться понять и объяснить для себя их поступки. История, рассказанная Лермонтовым, захватывает, как интересная игра, потому что почти все люди любят загадки…
А главной загадкой в произведении, конечно, остаётся образ Печорина. Это, несомненно, многоплановый, объёмный, неоднозначный характер, и цель автора - как можно полнее раскрыть его во всех возможных проявлениях. Замечательно то, как писатель осуществляет свою идею: он словно анализирует Печорина, кладёт на чаши весов его действия, мысли, чувства. Читатель знакомится как с впечатлением окружающих героя людей, с реально произошедшими событиями, так и с его душевным состоянием, ходом рассуждений, внутренней стороной, изнанкой его жизни. Это помогает разобраться в том, кто же есть герой нашего времени.
Ещё в предисловии Лермонтов говорит, что герой нашего времени - это «…портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии». Поэтому с самого начала образ Печорина воспринимается как целиком отрицательный, что в последствии подтверждается его поступками и взглядами. Но, по моему мнению, не стоит однозначно негативно относиться к этому герою, ведь не случайно автор завершает предисловие так: «Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить - это уж бог знает!». Думаю, именно поэтому нельзя безапелляционно осуждать Печорина: к людям, страдающим каким-либо недугом, следует испытывать скорее сочувствие, нежели неприязнь. А в данном случае героя действительно поразила болезнь, но не телесная, а духовная, распространённая в современном писателю обществе, болезнь, отголоски которой не исчезли и в наши дни.
Так в чём же заключается этот удивительный, непонятный недуг? И почему общество так легко поддалось его влиянию: Очевидно, это разочарование в идеалах, скука, бесцельность существования, неумение найти смысл своей жизни, холодность чувств, эгоизм, равнодушие. Да, пожалуй, это и причины, и симптомы, и результаты болезни, которая состоит сплошь из пороков.
Печорин кажется неординарной, пусть и негативно, личностью, хотя является лишь типичным представителем, собирательным образом общества. И он вызывает лично у меня сочувствие, сострадание и даже некоторую симпатию. Сначала непонятный и интригующий, образ Печорина раскрывается, обнажается, становятся очевидными все его многочисленные недостатки и несомненные достоинства, как то: острый аналитический ум, решительность, проницательность, глубокое знание человеческой души. Благодаря детальному знакомству с характером героя, мы получаем возможность не только более объективно оценивать, но и понимать его действия, раз понимать, то и временами оправдывать, даже прощать. А иногда - просто соглашаться.
Моя более положительная, нежели отрицательная оценка этого образа обусловлена, вероятнее всего, тем, что Печорин выписан автором не как хладнокровный расчётливый злодей, предумышленно разрушающий людские судьбы, а как человек, одарённый судьбой многими талантами и достоинствами, но в силу поразившей его болезни не способный реализовать их, развиваться в сторону, называемую добром. Вполне очевидно, что его душа испорчена, что он часто является вольной или невольной причиной чужих страданий, но нельзя с точностью утверждать, что герой сам не испытывает при этом мук: Печорин часто рассуждает о себе, о своей жизни, его внутренние диалоги - это беседы судьи и преступника, он строго разбирает свои чувства и страсти, равнодушно вынося приговоры. Тем не менее, этот человек тоже умеет страдать.
Но я не могу не согласиться и с тем, что Печорин - олицетворение жестокости: он питается чувствами, которые испытывают к нему другие, но сам не умеет по-настоящему бескорыстно ни любить, ни желать добра. Это, видимо, также является следствием эгоизма и равнодушия. В некоторых ситуациях поведение Печорина вызывает осуждение, непонимание, страх, в других - восхищение и сопереживание. Невольно задумываешься о том, что бы было, если б герой использовал свои возможности во благо, если б он нашёл настоящую цель… Скорее всего, он бы не сломался духовно, что особенно ярко отражено автором в главе «Максим Максимыч», не умер бы так рано, мог бы стать безусловно положительным персонажем, человеком действия, способным достигнуть счастья…
Таким образом, моё отношение к Печорину неоднозначно. Этот образ очень интересен, многогранен, его можно оценивать, о нём можно спорить до бесконечности. Печорина любопытно разгадывать, взвешивать его поступки, он завораживает своей сложностью, за которой - пустота. С одной стороны, он производит отталкивающее впечатление, он ядовитый, злой, с другой - даже это зло по-своему притягательно, особенно если понимаешь, что не случится встретиться с именно таким человеком в реальности. И это радует.
При более глубокой оценке Печорин вызывает сострадание, сочувствие, грусть от того, что исправить его судьбу было бы просто невозможно, как невозможно спасти умирающего от неизлечимой болезни.
Печорин своим существованием на страницах романа Михаила Юрьевича Лермонтова напоминает нам о том, что и в настоящее время, возможно, встречаются такие характеры, пусть под иной маской, но от этого не менее опасные. Автор мудро не указал средство излечения, и поэтому, видимо, каждый должен самостоятельно подумать над этой проблемой и попытаться спасти… хотя бы себя!

Сочинение

«Мое отношение к Печорину»


Григорий Александрович Печорин

аристократ печорин

Григорий Александрович Печорин - главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Так как Лермонтов написал роман после восстания на Сенатской площади, то он изобразил в нем человека своей эпохи, которому прививали эгоизм и безразличие. Поэтому Печорин мечется между своим естественным, природным началом и привитым эгоцентризмом. Лермонтов изображал его, пытаясь указать обществу на проблемы людей того времени. Печорин стал прекрасной иллюстрацией к основным недостаткам молодежи николаевской эпохи, хотя таких людей, как он, было немного.

В начале повествования о Печорине рассказывает его сослуживец и приятель, штабс-капитан Максим Максимыч, а именно историю с Белой, которой он сам стал свидетелем.

А в следующей главе читатель встречается с самим Григорием Александровичем, о котором так тепло отзывался добрый штабс-капитан.

Описывается он как красивый молодой человек аристократической наружности, но с признаками, выделяющими его исключительность. Например, крепкое телосложение, способное перенести трудности кочевой жизни, также он имеет при светлых кудрявых волосах черные брови и усы: «признак породы в человеке».

Для раскрытия образа Григория Александровича Лермонтов использует других персонажей, рядом с которыми ясно выделяется отличие Печорина от них: его несомненное превосходство, и в то же время ущербность. Ему свойственны противоречия людей его поколения: жажда деятельности и вынужденное бездействие, потребность любви, участия и эгоистическая замкнутость, недоверие к людям, сильный волевой характер.

Отсутствие жизненной цели придает его образу трагичность, так как он тратит свои недюжинные способности на мелкие и недостойные предприятия, которые в итоге не дают ему ничего.

Печорин - человек противоречий. В нем сочетаются несовместимые вещи: «вулканический» пыл с бездеятельностью, порывы добрых чувств с наклонностями к жестокости, высокий настрой мыслей с низостью недостойных поступков.

У него разлад между чувством и мыслью, мыслью и делом. «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку», - записывает он.

В «Журнале» Печорин излагает своеобразную исповедь, рассказывает историю своей погибшей души.

Он бесстрашно говорит о своих идеальных порывах, о темных сторонах души и о противоречивости своего сознания. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» - говорит он.

Печорин - неординарная личность. Он умный, волевой, хорошо образован. Григорий Александрович умеет быстро и верно судить о людях, а также о жизни в целом. В его душе таятся «силы необъятные», но на его совести много зла. От бездействия Печорин вынужден тратить свои способности на удовлетворение своего любопытства и скуки. Он вольно и невольно играет судьбами людей, но это не приносит ему ни счастья, ни радости.

Всюду, где появляется Григорий Александрович, он приносит людям горе: контрабандисты покидают свой дом, убит Грушницкий, разбито сердце княжны Мери, не знает счастья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни я упадал на голову обреченных жертв… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал ради тех, кого любил…» - пишет он.

В жизни Печорина было множество женщин, но лишь его любовь к Вере была больше, чем интрига. Когда он получил ее последнее письмо то, «как безумный, вскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее».

Веру он не догнал, лишь загнал до смерти своего коня. Тогда он упал на траву и заплакал. Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему, но осознал это, лишь когда потерял ее.

А Вера в свою очередь знала и любила его не вымышленного, а настоящего со всеми его достоинствами и недостатками. «Я бы тебя должна ненавидеть, ты ничего не дал мне кроме страданий»,- говорит она Печорину. Но это удел многих людей, которых встречал на своем пути Григорий Александрович.

Он пишет в дневнике, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. Здесь раскрывается беспредельный эгоизм, равнодушие к людям, которые проявляются во всех его поступках. В этом огромная вина Печорина перед теми, кому он причинил зло и страдания, а также перед самим собой за бесцельно прожитую жизнь.

Но несмотря на все недостатки и пороки Печорина я считаю: им стоит восхищаться. Такие люди, как Григорий Александрович, очень редки и поэтому вызывают интерес своей исключительностью. Он очень сложный и интересный персонаж. Если в начале повествования было недоумение, то после уже становится ясной подоплека многих его действий. И хотя Печорина можно считать антигероем, он все равно притягивает к себе. В нем есть не только внешняя красота, но и какое-то дьявольское обаяние.

Меня восхищает, пусть и не без ужаса, способность Григория Александровича понимать людей и управлять ими: их чувствами, желаниями, играть ими, как марионетками, направляя каждый их шаг.

Также меня восхитила и тронула их любовь с Верой. Пусть для каждого из них она оказалась трагичной. Она пропитана болью долгой разлуки и счастьем кратких встреч, и поэтому их любовь искренна и не может оставить равнодушным.

Я согласна со словами Виссариона Григорьевича Белинского о Печорине: «… в самих пороках Печорина проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него».


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Мое отношение к Печорину.

Почему он герой своего и нашего времени?

Уже более полутора веков живет в русской литературе роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Не устарел ли он для нашего времени? Чем он может быть полезен для поколения людей начала 21-го века? Лермонтов очень удачно назвал свой роман, читатель уже заранее как бы бывает предупрежден в современности своего героя. В чем же секрет долголетия этого романа? Само долголетие произведения уже говорит о том, что это великое произведение. Оно переросло рамки своего времени благодаря тому, что в нем великий художник Лермонтов показал важнейшие законы человеческой жизни, которые действуют и в нашей жизни. В романе герои задают вопросы самые главные, решают проблемы не сиюминутные, а вечные, над которыми думали люди в прошлом, думают сейчас и будут думать в будущем.

Что это за вопросы? Прежде всего - о смысле жизни. Как по-разному относятся к ним персонажи «Героя нашего времени»: о них или размышляют, или их не знают вовсе.

Но прежде всего хочется понять, что вкладывает писатель в понятие «герой» , какое из значений используется в романе? Так как центральное место в романе отведено Печорину, то это слово относится прежде всего к нему. Можно ли сказать о Печорине, что он – «выдающийся своей храбростью и доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги»? О храбрости его есть в романе подтверждение Максима Максимыча, который был свидетелем того, как Печорин один «на кабана ходил». Но «самоотверженность» и «подвиги» - эти понятия к его жизни явно не имеют никакого отношения. Он сам в своем журнале, который является как бы исповедью его перед самим собой, говорит о том, что он никогда ничем ни для кого не жертвовал. Даже в любви. Он и любил только себя или кого-то ради себя, или свои удовольствия. А его безумно храбрые поступки: похищение Бэлы, дуэли, любовные романы – подвигами никак не назовешь, потому что они несли людям гибель или сильнейшие страдания. И он сам это замечает и говорит: «Сколько раз я играл роль топора в руках судьбы, как орудие казни я упадал на головы обреченных: часто без злобы, всегда без сожаления…» «Без злобы» – значит, не нечаянно, не под действием страсти, а холодно и расчетливо. «Всегда без сожаления» – это особенно страшно в нем, т. е. совершенно безразлично к людскому горю, и причем, это постоянное состояние его души: ледяная пустыня, укрывшая под слоем вечной мерзлоты все живое.

Он сознавал, что является причиной многих и многих бед и даже трагедий для всех тех, кто с ним соприкасается. Как будто его основное занятие - делать людей несчастными: Бэла и Грушницкий погибают, тяжело страдает княжна Мери, становится жертвой коварства Печорина отец Бэлы, которого убивает Казбич, глубоко оскорблен в своих дружеских чувствах к Печорину Максим Максимыч, нарушена жизнь «честных контрабандистов», а слепой мальчик остается совсем один, и это для него оборачивается тоже трагедией. Какую цель имели все эти поступки? Для чего он вмешался в чужую жизнь и разрушил ее? От скуки и ради собственного удовольствия! Все это делает этого человека крайне непривлекательным и опасным для общества, потому что ради того, чтобы получить удовольствие, он переступает не только законы нравственные, не только идет против совести, но и совершает уголовные преступления. И хотя его никто не наказывает, преступления –то совершены! А самое неприятное то, что он не чувствует за собой никакой вины, а оправдывает себя дурными нравами в обществе, которые якобы испортили его. Но, как болезнь не поразит сильный организм, так и внешние воздействия не окажут плохого влияния на сильную душу, имеющую высокую нравственность. А значит, душа его оказалась слабой, не укорененной в добре! Самооправдание имеет страшный результат: он не имеет ничего против того, чтобы быть орудием казни для других. Ему нравится власть над людьми, нравится мучить людей – все это является следствием страшной гордыни, которая и его мучит, потому что счастья он тоже не испытывает. Скука жизни преследует его, томит, толкает на бессмысленные авантюры с риском для жизни, и в конце концов он погибает, потому что жить ему нечем, истощились все силы его души на пустые развлечения. Он так и не отыскал высокого смысла своей жизни, который он подозревал и ради которого ему были даны и ум, и здоровье и душевные силы. Жизнь растрачена напрасно, не принесла добрых плодов, не оставила по себе доброй памяти. И это герой?

Есть еще значение слова «герой» - «лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи или среды». Печорин выделяется среди персонажей романа, он кажется странным и доброму Максиму Максимычу, и странствующему офицеру, от лица которого ведется рассказ о Печорине. Чем же он выделяется? Все вокруг него живут и наслаждаются жизнью, не задумываются о смысле ее. Печорин же об этом думает, и поступки свои анализирует, в отличие от других. Это говорит о нем, как о человеке более глубокой натуры, чем окружающие его люди, о более высоком уровне развития его сознания. Ему мало просто жить, как живут и животные, ему надо ради чего-то жить. Но вот дорасти до ответа на вопрос о смысле жизни он не смог. Он пошел по пути «жить – ради удовольствия», который ему подсказало современное общество, и он прошел по этому пути дальше всех и обнаружил в конце пути – тупик. А из тупика выход – только вверх! А до Бога он не дорос. Жизнь без Бога – жизнь без смысла, это не жизнь, а самоубийство. Итак, можно ли Печорина назвать «героем» в смысле – «характерный представитель общества?» Навряд ли. Он такой в романе один. Но таких, может быть, в жизни становится все больше? Печорин – это образ-символ. Он убедительно показывает, что жизнь ради удовольствия лишена смысла, счастья, ведет к преступлению и, в конечном итоге, – к гибели.

Есть еще два значения в слове «герой» , и мне кажется, именно они объясняют значение образа Печорина: он – «главное действующее лицо» в романе и «лицо, привлекшее к себе внимание», в данном случае Лермонтова, своей незаурядностью и выдающимися способностями, или «лицо, являющееся предметом восхищения и подражания». Лермонтову его герой явно нравится, он любуется его отвагой, его знанием людей, его умом. Он сочувствует и оправдывает своего героя, и все-таки показывает неизбежность его гибели, потому что светские удовольствия иссушили его сердце, сделали его неспособным не только к любви, но и к дружбе. Он совершенно охладел к службе. Он равнодушен ко всему и ко всем, он мертв душой.

Печорин – герой не только своего, но и нашего времени. С тех пор мало что изменилось в жизни людей. Как тогда Печорин был один из немногих, кто задумывался над смыслом жизни и назначением человека, так и теперь таких людей мало. И сейчас люди, живущие по принципу «Для блага ближнего живи!» - кажутся странными основной массе прожигателей жизни, которые живут по своему принципу: «Живи в кайф!» Как и во времена Лермонтова идеалами общества были богатство, карьера и слава, так и сейчас люди живут в основном для приобретения материальных благ, добиваются всеми способами чинов и наград и этим бывают вполне довольны. И мало среди них счастливых, потому что только служение высоким целям и идеалам, самопожертвование ради них, любовь к людям, чувство исполненного долга дают ощущение счастья и полноты жизни!

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕЧОРИНУ Кто же на самом деле этот «герой своего вре­мени» - лермонтовский Печорин? Об этом обра­зе велось и до сих пор ведется немало споров. На мнения критиков оказывают влияние среда, вре­мя, эпоха, общественный строй, собственное ми­ровоззрение, глубина осознания произведения и т. д. Кто-то видит в нем бездушного эгоиста, ис­порченного, избалованного молодого человека, заботящегося только о собственных интересах, прихотях, стремящегося к поверхностным раз­влечениям, неспособного на глубокие чувства. Кто-то, наоборот, видит в нем глубоко несчастно­го человека, страдающего от невозможности ре­ализовать себя, страдающего именно потому, что обладает чутким сердцем, в котором жили - и живут - чувства, но которое не может эти чув­ства выразить в силу обстоятельств. Этот человек, конечно же, зависит от окружающего мира, от времени, от среды, которая погубила в нем самые светлые стремления. Но не стоит, наверное, ду­мать, что это человек, полностью отдавшийся на волю судьбы и смирившийся со своим печальным положением. Он хочет бороться, хочет изменить свою судьбу. Но он не может понять - как. И в этом его главная трагедия: не видит цели, к ко­торой бы хотелось стремиться, не видит способов борьбы, не верит в благополучный исход этой борьбы. Что касается меня, то мне глубоко симпати­чен герой Лермонтова. Кажется, что это не при­думанный персонаж, а реальный, живой человек - настолько правдиво и точно создан его образ. Он постоянно открывается нам с новой стороны, что позволяет сказать, что это довольно сложный образ, глубокий, неоднозначный характер, цель­ная, заслуживающая уважения личность. Да, он совершил в жизни немало ошибок. Да, его по­ступки обернулись трагедией для многих людей. Да, он кажется на первый взгляд черствым, жес­токим, эгоистичным человеком, не задумываю­щимся о судьбах и чувствах других людей. Но на это можно возразить словами В. Г. Белинского: «Вы говорите, что он - эгоист? Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Разве серд­це его не жаждет любви чистой и бескорыстной? Нет, это не эгоизм…» Печорин вызывает у меня симпатию. Но в то же время мне очень жаль этого талантливого, умного, волевого человека, который в свое вре­мя стремился к наполненной, счастливой жизни, искренне верил в возможность счастья, в возмож­ность любви и дружбы, в то, что он нужен людям, обществу, стране. А общество отвергло его. Свет­ским барышням не нужна его искренняя любовь, потому что в высшем свете вообще отсутствуют естественные чувства. Здесь господствуют фальшь и пустота, которые противны герою. А другое общество - естественное и чистое, обще­ство простых людей, также чуждо ему, потому что ему не знакомы их принципы, традиции, ус­тои. Он не может понять этих людей, как и они не понимают его, - ведь они выросли в разных условиях, впитали в себя эти условия. Сам того не желая, герой вносит смуту и разрушение в мир естественных людей, чистых помыслов, чувств и привычек. Но он-то, воспитанный в других усло­виях, вовсе не считает свои действия губитель­ными! Некоторые критики отказывают Печорину в способности любить, выражать свои чувства, во­обще - в способности испытывать сильные чув­ства и проявлять сильные эмоции. На мой взгляд, они совершенно не правы. Живя в бездуховном, бесчувственном обществе, Печорин просто вы­нужден был прятать свои чувства глубоко в серд­це. Но посмотрим на него внимательнее после разлуки с Верой. Когда он получает прощальное письмо, бросается за нею вдогонку, «задыхаясь от нетерпения». «При возможности потерять ее навеки» Вера стала для него «дороже жизни, че­сти, счастья». Потеряв последнюю надежду увидеть ее, ге­рой рыдает в степи, рыдает «горько, не стараясь удерживать слез и рыданий». Что это, если не любовь? Разве это не сильное, искренное чувство? Такое же сильное чувство испытывает он к смер­тельно раненной Бэле, понимая, что теряет ее. В. Г. Белинский писал, что «этот человек не равно­душно, не апатически несет свое страдание: бе­шено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду». А то, что герой Лермонтова страдал, не вызывает никаких сомнений. Иначе не стал бы он намерен­но прекращать любые разговоры о девушке, не стал бы спустя годы искусственно изображать равнодушие при упоминании ее имени. В борьбе с самим собой проходит жизнь героя. И эта борьба намного мучительнее борьбы с вне­шним миром. Человек может победить обстоя­тельства, он может заключить пари и, приложив все усилия, выиграть его. Но как победить соб­ственные внутренние противоречия? Думаю, по- настоящему это удается далеко не каждому! Пе­чорину не удалось. Эта борьба погубила его душу. Но уважения заслуживает уже то, что он стре­мился разобраться в собственных ошибках, он стремился изменить свою судьбу. Печорин хотел убежать от скуки и бессмыс­ленности жизни: он служил в армии, рвался в опасные сражения; он бросался в комнату, в ко­торой находился вооруженный убийца; он отпра­вился в путешествие по странам Европы. Разве не чувствуется здесь сходства с тем самым оди­ноким парусом, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой»? И душа на простор вырывается Из-под власти кавказских громад - Колокольчик звенит-заливается… Кони юношу к северу мчат… Эти строки русского поэта Я. П. Полонского также как будто написаны с Печорина. А пуш­кинский Онегин! Тот же светский круг, вызыва­ющий скуку и презрение, тот же образ жизни, то же разочарование. Не потому ли так часто поэты и писатели обращались к образу «лишнего чело­века», что этот образ был симпатичен им, что они часто встречали подобных людей в своем окруже­нии, что они всем сердцем хотели найти путь к спасению этих героев? Но проблема в том, что спасать их нужно от самих себя. А это не под силу даже самим героям. Лермонтов раскрыл перед нами живую душу современного ему человека. Но думаю, что в лю­бые времена найдутся люди, которые узнают в Печорине самого себя. Возможно, какие-то его черты присутствуют и в моем характере, в моей душе. Возможно, именно поэтому он привлекает меня. А еще - заставляет задуматься о том, как жить, каких ошибок нужно стараться избегать, к каким трагическим последствиям приводят порой необдуманные и, казалось бы, невинные поступки.