Как улучшить писательские навыки? Упражнения для улучшения писательского навыка

«Вы мечтаете изменить мир при помощи слов? Вы хотите встать наравне с А. Чеховым или Дж. Роулинг? Или же вы просто хотите научиться выражать свои мысли и идеи более ясно и последовательно? Чтобы стать великим – или просто хорошим – писателем, вам нужно много упражняться и много знать. Однако кто знает, возможно, упорный труд принесет свои плоды и в будущем кто-то захочет встать наравне с вашим именем?

Итак, учимся…

Метод 1 из 4: Улучшайте свои навыки

Используйте сильные и громкие слова. Хорошее письмо пропитано непредсказуемостью и неожиданностью. Найдите глагол или прилагательное, способное превратить ничем не примечательное предложение в запоминающуюся цитату, которую люди будут приводить в своей речи даже спустя многие годы. Старайтесь не повторять одно и то же слово постоянно. Учитесь использовать синонимы и различные обороты речи.

  • Исключением могут послужить слова, используемые для описания диалога. Плохое письмо пестрит различными “он прокомментировал”, “она отметила”, “он молвил” и т.п. Иногда это уместно, но в большинстве случаев достаточно простого “сказал”. Возможно, вам будет казаться, что повторение “сказал” звучит некрасиво, однако частое использование синонимов без причины может усложнить чтение. Читатель просто не сможет уследить за линией беседы.
  • Громкий не значит более сложный или витиеватый. Не говорите “эксплуатирует”, когда можете сказать “использует”. “Он рванул с места” не обязательно лучше, чем “он побежал”. Если вы действительно уверены, что “крутоны” будут звучать лучше, чем “сухари” используйте. Но не увлекайтесь.

    Убирайте лишнее. Хорошее письмо – простое, ясное и понятное. Вы не получите больше очков, если используете 50 слов там, где достаточно 20-ти. Хорошее письмо – это умение подобрать правильные слова, а не стремление заполнить всю страницу. Поначалу может показаться, что описать все мысли и детали в одном предложении, это хорошая идея. Но, вероятнее всего, это предложение будет тяжело читать. Если фраза не несет в себе никакого смыслового значения в рассказе, просто удалите ее.

    • Наречия – классическая проблема посредственного письма. Уместно использованное наречие может добавить изюминку, но зачастую наречия, которые мы используем, лишь дублируют уже имеющийся глагол или прилагательное. Не пишите “испуганно закричал”, крик уже предполагает испуг. Если вы заметили, что ваше письмо пестрит наречиями, возможно, настало время сделать глубокий вдох и сделать рассказ более сжатым, но понятным.
    • Зачастую лучшего всего удалять лишние фрагменты при финальном редактировании. Но не будьте одержимы, пытаясь перефразировать каждое предложение.
    • Ваш рассказ не существует в некоем вакууме, он напрямую связан с воображением читателя. Не нужно прописывать каждую деталь, позвольте читателю самому заполнить эти пробелы. Расставьте логичные и последовательные точки опоры и дайте читателю связать их.
  • Показывайте, не говорите. Вместо того чтобы привязывать читателя к долгим и подробным разъяснениям из прошлого героев или намеренно подчеркивать основные моменты, попытайтесь дать читателю возможность догадаться о чем-то при помощи слов, действий или чувств героев.

    Избегайте клише. Клише – это изначально банальные и предсказуемые фразы, идеи или действия. Трудно сказать, что именно становится клише. Однако вы сразу почувствуете и заметите это, как только прочитаете.

    • «Это была темная и ненастная ночь» – классический пример клишированной фразы. Сравните со следующими примерами:
      • “Это был холодный и ясный апрельский день, часы пробили 3 часа дня.”-1984 , Джордж Оурвел. Не было темно, не было ненастно, был день. Но с самого начала вы можете сказать, что что-то не так.
      • “Небо в порту напоминало голубой экран телевизора, настроенного на отсутствующий канал.”-Нейромант , Уильям Гибсон. Это не только описание погоды, но немедленное погружение читателей в его антиутопичный мир.
      • «“Это было лучшее время, это было худшее время, это был век глупости, это был век мудрости, это была эпоха веры, это была эпоха безверия, это были года Света, это были годы Мрака, это была весна надежд, это была зима отчаяния, у нас было все впереди, у нас не было ничего впереди. ” -Повесть о двух городах , Чарльз Диккенс. Погода, эмоции, отчаяние – Диккенс затронул все аспекты, чтобы читатель был готов ко всему.
  • Нарушайте правила. Лучшие писатели не следуют правилам – они знают, когда и как их нарушать. Все, от традиционных правил грамматики до указанных выше советов, лишь дополнения. Главное, чтобы вы писали так хорошо, что ваши ошибки казались бы намеренными и осознанными.

    Редактируйте, редактируйте, редактируйте. Не верьте учителям, в литературе не существует идеального произведения. Каждый автор мог бы внести изменения даже в свои великие произведения. Редактирование – одна из необходимых и важных частей сочинительства. Как только вы закончили писать отрывок, дайте ему полежать несколько дней, а затем оцените со свежим взглядом. Что-то добавьте, что-то удалите (даже целые параграфы). Отложите в сторону и перечитайте позже, исправьте и т.д. и т.п.

    Метод 2 из 4: Изучайте и впитывайте словесное творчество

Выберите тему и набросайте сюжетную основу. Она не должна быть подробной, просто укажите направление действия. Например, классический голливудский сюжет: парень встречает девушку, они начинают встречаться, он ее теряет, а потом возвращает. Остальные детали можно добавить позже.

  • Напишите план. Вам должно быть не терпится начать писать, придумывая различные подвохи и подводные камни по походу сюжета. Не нужно этого делать! Даже простой план поможет вам увидеть картину целиком и сэкономит время, потраченное на переписку. Начните с основных сцен и добавляйте постепенно новые. Заложите основы: кто главные герои, где происходит действие, в какой время и какова общая атмосфера произведения.

    • Если одна из частей плана не может быть описана в нескольких словах, создайте подпункт, чтобы разбить эту часть на несколько секций.
  • Напишите первый черновик. Итак, теперь вы готовы к работе. При помощи плана придайте жизнь своим персонажам и рассказу.

    Оставьте немного места для новых персонажей и пояснений, кто они такие. Создайте для каждого небольшую историю, и, даже если это не попадет в рассказ, у вас будет представление о герое и о том, как он может повести себя в той или иной ситуации.

    Не бойтесь прыгать с места на места. Если у вас внезапно появилась гениальная идея, как разрешить проблему в конце, а сами вы еще только на главе 1, записывайте! Не давайте идее пропасть зря.

    Пусть ваша история ведет вас. Окунитесь в свою историю и, возможно, вы обнаружите, что идете неожиданным, но очень интересным путем. Вы все же режиссер, но будьте открыты вдохновению.

    Закончите первый черновик. Просто зафиксируйте историю на бумаге. Если вы написали больше половины истории о после в Дубаи, то закончить должны в том же духе. Не нужно возвращаться и переписывать что-то, пока не готов первый набросок.

  • Напишите финальный вариант. Вооружившись записями, отзывами и заметками, перепишите историю снова, доводя до совершенства. Пропишите неясные моменты, доведите все сюжетные линии до конца, введите новых персонажей или уберите лишних.

    • Процесс написания должен быть забавным и интересным. Или он может оказаться пыткой. Вы можете почувствовать как прилив сил, так и полное истощение. Не существует одного определенного и верного правила, как писать и что при этом чувствовать. Найдите свой собственный стиль.
    • Если вам поначалу не понравилась идея, все равно попробуйте ее воплотить. Возможно, это к чему-нибудь приведет.
    • Сравнения и метафоры — очень хорошие приемы. Уместно использованные, они как приятный аромат, наполняют ваш рассказ чем-то необыкновенным.

    Предупреждения

    • Аккуратно выбирайте слова. Нет ничего хуже, чем использование неуместных слов или искажение контекста. Если вы не уверены в использовании слова, загляните в словарь и убедитесь, что вы верно понимаете его значение и использование.
    • Не занимайтесь плагиатом! Присваивание себе чужих слов или идеи серьезное правонарушение среди академиков, журналистов и писателей. Если вас поймают, вас могут исключить из образовательного учреждения, уволить, подать на вас иск в суд или запретить дальнейшие публикации.

    Блог — это то место, где надо писать грамотно и четко, ведь его будут читать тысячи читателей по всему миру и, не важно, на какую тему ваше сообщение, всего лишь несколько первых строк из вашего поста могут быть судьбоносными для вас. Если пишите откровенно слабые тексты и в них полно ошибок, то вы никогда не сможете установить крепкую связь со своими читателями.


    Я знаю ряд блоггеров, которые утверждают, что у них успешные блоги, но это может быть только в том случае, когда вы написали хотя бы несколько своих собственных постов, и только тогда можно понять, у вас низкие или высокие способности к сочинительству. Поверьте мне, если не хотите оказаться в неприятном положении, то не останавливайтесь, продолжайте регулярно совершенствовать свои писательские способности. С помощью приведенных ниже простых, но эффективных советов, вы сможете существенно улучшить свои тексты, не только на текущий момент, но и на ближайшие годы:

    1. 1.

      Избавьтесь от грамматических ошибок

      Если планируете стать лучшим писателем, то у вас не должно быть никаких грамматических ошибок в текстах, ибо они могут разрушить доверие к вам, как к писателю. Если не уверены можно ли использовать те или иные фразы или нет, то лучше не использовать их вообще, вместо того, чтобы потом кусать локти, когда ваши читатели начнут комментировать ваши ошибки.

      Если не знаете можно ли применить то или иное грамматическое правило в своем тексте, то вам следует поднять свои знания по грамматике, пройдя курс обучения на специальных веб-сайтах, которые дают бесплатные уроки русского языка. Можно даже обратиться к учебникам по грамматике, которые вы когда-то изучали в школе, но о которых уже успели забыть. Помните, следует всегда проверять свой блог на наличие грамматических ошибок.

    2. 2.

      Запомните некоторые идиомы

      Достаточно часто при написании сообщения в блоге мы не можем вспомнить некоторое слово, которое нужно использовать в том или ином предложении. Мало того, что это происходит с авторами любителями, но и опытные писатели, которые пишут всю свою жизнь, могут столкнуться с такой проблемой.

      Если знать некоторые идиомы, то они могут пригодиться в подобных случаях и спасти вас от неприятностей. И вновь интернет лучший ресурс для того, чтобы найти их, но не нужно тратить время и запоминать эти идиомы, потому что, скорее всего, вы их забудете, когда вам будет нужно опять применить их в своих текстах!

    3. 3.

      Используйте синонимы

      Вы будете гораздо лучше выглядеть в глазах своих читателей, если будете писать без повторяющихся слов и будете постоянно использовать в своих текстах набор синонимов для различных слов. Почти каждое слово имеет несколько синонимов, которые затем можно использовать при написании.

      Это особенно удобно, когда вы уже использовали определенное слово несколько раз, и нужно использовать его снова. Если знаете синоним этого слова, то легко сможете заменить его, а не использовать снова и снова.

    4. 4.

      Разделите абзацы

      Большинство писателей-любителей делают ошибку, заключающуюся в том, что пишут длинные абзацы, которые делают их текст скучным и неинтересным. Поэтому, ломая абзацы, а затем, расставляя их один за другим, вы сделаете свой текст легким для чтения, и получившееся сообщение будет гораздо интересней.

      Даже если у вас нет большого разнообразия тем для обсуждения, можно разбить главное на три-четыре абзаца, вместо того, чтобы переполнять один абзац кучей предложений.

    5. 5.

      Редактируйте сообщение

      Последнее, но не менее важное, вы должны выработать привычку читать то, что вы написали. Это послужит двойной цели — во-первых, можно найти какую-нибудь ошибку, а во-вторых, когда сами читаете, вы можете оценить свой пост как читатель и грамотнее выстроить поток идей и смысловых точек внутри текста. Затем вы можете изменить и отредактировать его так, чтобы сделать свой текст более привлекательным и полезным для читателей.

    Как превратить свой жизненный опыт в интересные истории, прокачать свой юмор и умение придумывать сюжеты - об этом и многом другом нам рассказали писатель Тарас Прохасько, журналист Юрий Марченко и литературовед Ростислав Семкив. И несколько советов о том, как удачно организовать финансовую составляющую творчества и где искать возможности для развития.

    Тарас Прохасько

    писатель, переводчик и эссеист

    Писатели, как и спортсмены, очень разные. И речь идет не только об их стиле и заинтересованности, но и о мотивации — что их побудило писать? Существует целая систематика таких причин. Лично я чувствовал недолговечность всего, что вокруг, и хотел это зафиксировать. Поэтому главным моим мотивом была попытка перевести исчезающее бытие в бытие в языке и таким образом его сохранить. Но есть побуждение, объединяющее все возможные мотивации, желание рассказать людям историю. Это базовая вещь для всех, кто пишет. Из желания рассказать о том, что знаешь, что тебя беспокоит или радует, растет вся литература.

    Важнейшим для автора является не сам его опыт, а рефлексия. Даже мнимо скудный или банальный опыт, когда он обдуманный и на нем построены определенные образы, может стать очень ценным. Главное в литературе — это работа с опытом, а не его коллекционирование. Но, конечно, каждый опыт, даже если он не перетекает в литературный материал, все равно является расширением горизонта. И это очень хорошо, потому что позволяет даже обычные вещи показать в другом масштабе.

    У меня много было такого опыта. И пускай я о нем не пишу, он многому меня научил. Например, некоторое время я работал барменом. И кроме историй, которые мне рассказывали ежедневно посетители за стойкой, я понял, насколько важна коммуникация. Не в современном понимании стратегии правильного поведения, а просто различных проявлений общения. А еще понял, как можно прислуживать с достоинством, как это может приносить радость, а не унижение, как переносить свои стереотипы и комплексы туда, где ты работаешь.

    Так же для меня очень важным стал армейский опыт. Я был домашним ребенком, западноукраинским, интеллигентным, и армия открыла мне новый горизонт. Ведь как бы не тянуло тебя в гнездо, важно понимать, что рядом есть совсем другие проявления и формы жизни. Огромной школой для меня стал опыт отцовства. А еще сейчас, каждый день по несколько часов гуляя с младенцем, у меня есть время по-новому посмотреть на различные уголки города и сцены городской жизни. У меня давно не было возможности за этим понаблюдать, потому что жил в другом темпе.

    Самый ценный совет, который я получил от Юрия Андруховича: «Не так важно, о чем написать. Главное — чтобы это было красиво написано». Когда речь идет о литературе, то не в историях смысл, а в том, как они рассказаны. Литература это не стенографирование фактов. Поэтому стоит думать не о том, как на самом деле было, и даже не о том, как ты сам это переживаешь. А отталкиваться от того, что каждый текст — это создание новой реальности. И когда он в ком-то вибрирует, то это хороший эффект литературы. А поражать читателя могут разные вещи — само повествование, его ритм, хорошо подобранные слова.

    Четко определенное начало и конец — одна из самых значительных особенностей литературы и искусства. И это наиболее нереальные штуки, ведь на самом деле в жизни очень тяжело их найти. Поэтому автор должен хорошо знать, что было до начала и что будет после завершения произведения. Текст должен быть максимально деликатно вырезан из этого потока вечности.

    Даже когда я пишу колонки на актуальные события, то хочу показать, что это не вырванный фрагмент истории. Это процесс, который давно начался, и еще долго будет продолжаться, даже если мы не будем на него обращать внимание. То, что мы замечаем, — это лишь маленький узелок на длинном шнурке. И надо прощупать шнурок немного назад, и, возможно, еще немного вперед, иначе ты этот узел не развяжешь.

    Способ письма очень зависит от особенностей психики автора, поэтому здесь трудно говорить о норме. Известно, что литература в определенном смысле является терапией, она является способом облегчить свое пребывание в мире. Но в зависимости от особенностей психики того или иного автора письмо может быть связано и со страданиями, и с самобичеванием, или же быть легким и радостным, возбуждающим самого автора.

    При том, что это может быть и то, и другое в одном человеке, в зависимости от тем, которые он описывает. Иногда, зная, что этот текст будет для меня мучительным, я его откладывал и предпочитал не писать. А в одном из ранних произведений я написал: «Эта повесть должна написаться радостно и легко, чтобы так же легко она читалась». Верю, что это состояние автора передается читателю.

    Нельзя говорить о каком-либо «надо» в литературе. И когда речь идет о практике, то это скорее внутренняя работа автора, его желание превратить письмо в стратегию своего духовного развития. Конечно, нельзя хорошо писать без практики, она нужна, хотя и может быть очень разной. Как у японцев, которые ежедневно по несколько часов занимаются боевыми искусствами. Или как у американцев или европейцев, которые раз в неделю идут в йога-центр, а потом живут такой жизнью, которая отрицает их тренировки.

    Конечно, есть случаи, когда, даже несмотря на ежедневную практику, людям не удается выскочить за пределы своей ограниченности и достичь желаемых результатов. Хотя некоторые умения одинаково отшлифовываются. Лично для меня важно чувствовать прогресс. Но я не могу сказать, что это кривая, которая растет от качества. Речь идет скорее об эволюции, когда есть изменения, новации, новые приемы, когда возникают новые мотивы. Мне нравится разнообразие, и это побуждает меня не придержаться одного, пусть даже очень удачного, шаблона. Письмо должно прорастать, как трава и деревья, порой совершенно неуправляемо.

    Если вы — начинающий писатель, то советуем уже задуматься о монетизации своего творчества и возможности для развития. Вот несколько советов:

    1. Выстраивайте свой персональный бренд в соцсетях , работайте на портфолио и развивайте сеть знакомств — с коллегами, издателями, литературными агентами.

    2. Участвуйте в резиденциях для писателей . Так вы получите творческую среду, опытных менторов и драгоценное время, которое можно посвятить письму, ведь все расходы на проживание обычно возмещают организаторы. А еще вы сможете окунуться в уникальную атмосферу локации. Актуальные резиденции со всего мира можно посмотреть , а также не забывайте про украинские, особенно

    Всем добрый мур!

    В эфире вновь рубрика "Три мысли перед сном". Напоминаю, что желающим оставлять комментарии предлагаются темы, и ваша задача - написать три мысли или три суждения, которые так или иначе связаны с этой темой. Также эти мысли желательно развить. Все же сообщество у нас писательское. И мы используем любую возможность для того, чтобы развить навык.

    Ах да. Если уж мы об этом заговорили. Что же это такое: тренировка писательского навыка?

    Сегодня я выложила пост в своем Instagram, где очень коротко высказалась по поводу тренировки писательского навыка. Мне часто задают вопрос: как это можно делать, если я не пишу "ничего серьезного"? И я всегда отвечаю: важно понимать суть термина "писательский навык". Мы говорим об умении выражать свои мысли и идеи так, чтобы вызывать у нашего читателя эмоции. Если текст не вызывает у читателя эмоций (положительных или отрицательных), то это мертвый текст. Наша цель - "зацепить" аудиторию, задеть ее за живое.

    То есть, речь не столько о "красивом тексте" (который часто как раз-таки бывает мертвым") и не столько об "уникально стильном тексте" (мне даже писать такое странно, удивительно, что кто-то за таким гонится), сколько свободной манере выражения мыслей. Я иногда слышу: "Идея в голове хорошая, а на бумаге плохая. В итоге варю истории в голове и пишу в голове". Мы думаем, что нам не хватает каких-то специфических писательских навыков. Но это не так! Невозможно приобрести специфический навык, нет смысла работать над стилем (если уж вы решили это делать), если у вас недостаточно натренирован основной писательский навык.

    И это - выражение мыслей как таковое!

    Звучит глуповато, не так ли? Все писатели умеют выражать мысли! Вы правы. А как у вас обстоят дела со свободным письмом? Возьмем нашу "Еженедельную зарисовку". Вы каждую неделю пишете туда миниатюру? А как у вас обстоят дела со свободным выражением мыслей на абстрактную тему? Как давно вы пробовали себя в новых жанрах? Как давно писали персонажей, которые не похожи на ваших привычных героев?

    Лучший тренажер для писательского навыка - это свободное письмо. Такие задания убивают двух зайцев одним выстрелом. Во-первых, они тренируют "мышцу" генерации идей, жизненно необходимую любому автору. Во-вторых, они позволяют вам понять, как в вашем конкретном случае обстоят дела со свободным письмом. Скажу нехорошее, но... если вы работаете только с привычным, только по планам и шаг влево, шаг вправо - расстрел, то вы свой навык не тренируете. Ибо тренировка - это когда вы повышаете нагрузку.

    Как можно тренировать писательский навык в том случае, если вы только начинаете заниматься творчеством? Подойдет все - от бумажного дневника до блога, от статей в социальных сетях до коротких постов в Instagram. Я повторяла, повторяю и буду повторять: стиль вырабатывается в процессе работы над навыком. Регулярной, ежедневной работы. Работа над стилем без работы над навыком - это как взять таблетку и вылечить головную боль, но оставить без внимания основную проблему (к примеру, внутричерепное давление). О том, что "хороший стиль" - это понятие очень растяжимое, я уже не говорю.

    Я знаю авторов, которые до безумия правят свои произведения, украшая их, и они уверены, что работают над стилем. Чепуха полная. Работать над стилем можно только в одном случае - если вы пишете. А потом - пишете еще лучше. И еще лучше. И еще лучше. Осталась самая "малость" - писать каждый день!

    А что вы думаете о тренировке писательского навыка, друзья? Ваши три мысли перед сном?

    С любовью, Настя

    Ахтунг! Творческие люди - создания нежные. Что одному писателю на
    пользу, другому может принести вред. Если вам не нравится конкретное
    задание или упражнения для писателей вообще, делать их не
    стоит.

    1. Напишите рассказ менее чем из 500 символов.

    2. Включив диктофон, перескажите известную сказку (например,
    "Золушку"). Прослушайте запись.

    3. Посмотрите в окно. После, не отрывая глаз от монитора или листа,
    постарайтесь записать все, что видели.

    4. Запишите 20 слов на одну букву. К каждому придумайте синоним.

    5. Опишите свое первое свидание глазами своего партнера (свой ответ на
    экзамене - глазами преподавателя и т. д.).

    6. Напишите, не прерываясь, 10 страниц текста.

    7. На протяжении недели каждое утро пишите о рассвете.

    8. Запишите 10 случайных слов. Составьте осмысленный текст с ними.

    9. Не используя местоимения "я", напишите о себе.

    10. Придумайте новое слово.

    11. Создайте пейзаж, не используя прилагательных.

    12. Посмотрите на фото незнакомца. Подумайте, кто этот человек, что для
    него важно в жизни. Напишите о нем.

    13. Представьте себя школьником. За 45 минут напишите "на чистовик"
    сочинение на тему "Как я провел лето".

    14. Постарайтесь при помощи звукописи передать шум волн.

    15. Напишите письмо Деду Морозу.

    16. Ищите различия между синонимами.

    17. Внимательно прочтите собственное произведение. Подчеркните цитаты,
    которые вам нравятся. Если вы еще ничего не написали, возьмите текст другого автора.

    18. Расскажите историю, используя в каждом предложении местоимение
    "он". Старайтесь, чтобы текст звучал красиво.

    19. Подберите к слову "любовь" 100 ассоциаций: слов, предложений, имен,
    песен и т. д.

    20. Вспомните песню, которая нравилась вам в детстве. Думая о ней,
    пишите, не старайтесь быть логичным.


    21. Опишите улыбку в 1000 знаков.

    22. Зафиксируйте то, о чем думаете в настоящий момент. Вспомните, как
    эта мысль пришла вам в голову. Что было до нее?

    23. За 10 минут нарисуйте серию из 10 картинок. Если по ходу рисования
    будут рождаться фразы или названия - подписывайте рисунки.

    24. Зажгите свечу. Работайте, пока она горит.

    25. "Девочка услышала шепот...". Продолжите: а) мистическую историю; б) стихотворение; в) реалистический рассказ.

    26. Напишите небанальный диалог о погоде (лучше в нескольких вариантах).

    27. Вычеркните все глаголы из новостной заметки. Попытайтесь сделать текст связным.

    28. Сядьте прямо. Положите на голову яблоко. Пишите, не допуская его падения.

    29. Сделайте зарядку.

    30. Придумайте новое название привычной вещи (стулу, пальто, журналу).

    31. Напишите текст от лица человека, который вам неприятен.

    32. Постарайтесь на письме передать эмоцию без использования слов, только звуками.

    33. Возьмите 7 случайно выбранных фотографий. Пишите о каждой из них так долго, как сможете.

    34. Расскажите, как дойти от вашего дома до ближайшего магазина. Старайтесь создать художественный текст.

    35. Попробуйте пропеть стихотворение.

    36. Читайте Бунина вслух.

    37. "Друг мой, я хочу рассказать тебе о странном происшествии...". Продолжите. Пишите 30 минут.

    38. Просмотрите новостную ленту так, будто ваша цель - найти сюжет будущего произведения.

    39. Придумайте небанальное определение к слову "любовь".

    40. Составьте 6 предложений из 6 слов, используя в каждом слово "молодая", но меняя его позицию (пусть оно будет первым, вторым и так далее).

    41. Перечитайте (прочтите) "Снежную королеву".

    42. Запишите свой разговор с кем-нибудь на диктофон. Постарайтесь вспомнить, о чем говорили, подробно передайте разговор на бумаге. Сравните с аудиозаписью. Что вам больше нравится? Почему?

    43. Прочтите произведение на сайте вроде "Стихи.ру" или "Проза.ру". Хорошо ли оно? Напишите комментарий, обосновав свое мнение.

    44. Пофантазируйте. Представьте встречу советского пионера и королевы Англии. Напишите их диалог.

    45. Попытайтесь придумать свежую рифму к слову "любовь".

    46. Объясните "как в словаре" значение слов "шоколад", "арлекин", "жестокость", "мироздание", "тлен".

    47. Попытайтесь понять, в чем своеобразие стиля Платонова (любого другого писателя). Сформулируйте.

    48. Запишите дословно чей-нибудь разговор. Прочтите. Измените текст, убрав все, что покажется вам лишним.

    49. Прочтите несколько страниц "Илиады", Садитесь писать. Работайте "на автомате". Прочтите. Отразилась ли "Илиада" на вашем тексте?

    50. Расскажите ребенку сказку.

    51. Придумайте пять возгласов, синонимичных "Да ты что!".

    52. Посвятите день слушанию. Не говорите лишнего, старайтесь не думать о себе. Просто принимайте информацию.

    53. Если владеете иностранным языком, переведите стихотворение. Близко к тексту и стараясь сохранить звучание. Нет - переложите стихотворение прозой, заботясь о передаче "общего образа" (вашего впечатления от произведения).

    54. Представьте, что попросили нескольких людей (знакомых, героев книги...) назвать антоним к слову "жизнь" и получили разные ответы. Что говорили люди? Почему они сказали именно это? Характер? Настроение? Какими они были?

    55. Подумайте о своих отношениях с близким человеком. Что вы дали друг другу? Как изменили жизнь друг друга?

    56. Ежедневно описывайте погоду. Максимально точно, стремясь не повторяться. Делайте упражнение 10 дней.

    57. На протяжении трех месяце пишите рецензию на каждое прочитанное произведение.

    58. Опишите мир так, как будто вы никогда его не видели. Представьте себя слепым.

    59. На листе бумаги напишите в столбик 16 слов. К каждым двум придумайте слово ассоциацию, затем - к каждым двум из второго столбика,третьего(до тех пор, пока не получите одно слово). Внимательно посмотрите на лист. Создайте произведение, используя полученную цепочку ассоциаций.

    60. Напишите небольшие зарисовки на темы: "Усталость", "Верность", "Немощь".

    61. Ведите бумажную переписку. Можете писать себе, отвечая на собственные послания. Их может быть сколько угодно, но не менее 9.

    62. Возьмите любое произведение (лучше собственное). Подумайте, что изменилось бы в нем, будь оно написано не стихами, а прозой (или наоборот). Было бы длиннее или короче. Если бы в нем было больше или меньше персонажей и т.д.

    63. Прослушайте лекцию литературоведа.

    64. Ответьте на вопрос "чем весна отличается от осени". Фантазируйте, не ограничивайтесь первыми найденными вариантами. Пусть ваше воображение хорошенько поработает.

    65. На протяжении недели ежедневно пишите так много, как сможете. Внимательно прочтите написанное. Возможно, вы видите повторяющиеся образы? "Любимые" слова? Обратите внимание на ритм, на то, как он менялся.

    66. Опишите какую-нибудь болезнь в развитии, стараясь сделать художественный текст.

    67. Представьте, что подоконник начал говорить. Что он рассказал? Кому?

    68. Откройте окно. Вслушайтесь в окружающее пространство. Постарайтесь поймать ритм и настроение, а затем передайте свои ощущения на бумаге.

    69. Посмотрите вокруг, называя цвета находящихся в комнате предметов. Чем больше, тем лучше.

    70. Составьте список вопросов о реке. Например: какого она цвета? как движется вода? Работайте три минуты, стараясь не останавливаться.

    71. Посвятите день чтению научных журналов.

    72. Передайте в тексте скорость движения. Проанализируйте: какие средства вы использовали? Не обязательно обращатсья к литературоведческим терминам, достаточно интуитивно найденных определений.

    73. Подумайте о своем любимом (или о том, кого считаете одним из лучших) писателе. Что вас привлекает в его творчестве? Ответьте развернуто.

    74. Выберите 10 лучших стихотворений Блока (можно взять произведения конкретного периода).

    75. Найдите задания школьной олимпиады по литературе. Посвятите пару часов их выполнению.

    76. Если есть произведение, которое вы не читали, но относитесь к нему плохо, прочтите его. Или внимательно ознакомьтесь с негативным отзывом на вашулюбимую книгу.

    77. Подумайте о звуке "и". Каков он? С какими цветами, образами, ситуациями ассоциируется? Напишите о нём.

    78. Напишите тексты, близкие по духу огню, воде, земле, воздуху. Старайтесь передать стихию, выразить ее сущность. Тема и идея не важны.

    79. Подумайте о близком человеке. Пишите три минуты, не прерываясь.

    80. Внимательно прочтите литературный журнал (например, "Знамя"). Отмечайте понравившиеся фрагменты и те, что кажутся провальными. Можно воспользоваться электронной версией журнала, но, на мой взгляд, с бумажной работать удобнее.


    81. Прослушайте запись диалектной речи.

    82. Попробуйте себя в роли бета-ридера.

    83. Запишите ряд слов, связанных со словом революция. Какой образ рисуется? Уместно ли слово "надежда"?

    84. Прогуляйтесь по книжным магазинам. Изучите ассортимент. Можете ли вы представить там свою книгу? Почему?

    85. Старайтесь записывать все кажущиеся важными мысли в течение дня. Потом выберете одну и постарайтесь ее распространить (письменно).

    86. Посмотрите пьесу, обращая внимание на то, как она сделана.

    87. Опишите вдох как можно более подробнее. Прочувствуйте его. Если захочется продолжить текст, не ограничиваясь вдохом, пишите.

    88. Ежедневно на протяжении двух недель пишите по станице текста. Темы можете выбирать сами: прогулка, что я вижу за окном, воспоминание.

    89. Кратко перескажите фильм.

    90. Представьте волка и кошку. Опишите то, что видите их глазами.

    92. Объясните, чем лиловый отличается от фиолетового. Ищите признаки в течение пяти минут.

    93. Составьте список вопросов себе. Почему...? Как...? О чем...?

    94. Изобразите как можно точнее текущий момент. Пишите о том, что происходит внутри вас или в окружающем мире.

    95. Отрицайте. Напишите текст, где в каждом предложение есть "не". Работайте 3 минуты.

    96. Пообщайтесь с человеком, с которым, по вашему мнению, вы "говорите на разных языках".

    97. Ответьте развернуто на вопросы психологического оросника. Через некоторое время - например, неделю - прочтите, что получилось.

    98. Представьте, чего вы добьетесь в литературе через 10 лет. Напишите себе в будущее. В письме расскажите о своей писательской жизни (успехах и чаяниях, разочарованиях и трудностях). Например: "Привет! Ты, издающийся огромными тиражами, забыл, наверное...".

    99. Отправляйтесь гулять. Но в одиночку и не надевая наушников.

    100. Напишите о будущем: словами революционера; маленького ребенка; больного сифилисом.