Философская онтология. Онтология в философии: наука о сущем

Онтология - это философское исследование природы сущего, становления реальности, основных категорий бытия и их взаимоотношений. Традиционно считается частью такой философской отрасли как метафизика. Онтология занимается вопросами о том, что существует, и как эти сущности могут быть сгруппированы в соответствии с единой иерархией, разделены согласно сходствам и различиям. Помимо фундаментальной онтологии, занимающейся универсальными законами бытия, существует множество подразделов, имеющих своим предметом частные явления (например, онтология культуры).

Слово «онтология» составлено из греческих корней «онтос», что значит «сущее; то, что есть», и «логос», т.е. «наука, теория, исследование». И хотя оно имеет греческое происхождение, первое упоминание слова встречается в текстах, написанных на латыни. На английском языке оно появляется в словаре Натаниэля Бэйли в 1721 году, где определяется как «абстрактное описание бытия». Это, разумеется, подтверждает, что на тот момент слово уже находилось в употреблении.

В онтология - это учение, которое занимается определением фундаментальных категорий бытия, а также вопрошает, в каком смысле элементы этой категории могут «существовать». Это исследование, направленное на бытие само по себе, не имеющее целью выяснить, к примеру, отдельные свойства и факты, касающиеся определенных сущностей.

Пытаясь решить проблемы онтологии, некоторые философы, в частности платоники, утверждали, что все наименования (в том числе и ссылаются на реально существующее. Другие философы оспаривали это, выдвигая точку зрения, что имена существительные не всегда относятся к сущему, но некоторые из них подразумевают указание на группу сходных объектов или явлений. Согласно последним, ум, вместо того чтобы указывать на сущее, ссылается на группу умственных явлений, пережитых личностью. Так, слово «общество» ассоциируется с собирательным образом людей, обладающих некоторыми качествами, а слово «геометрия» связано со специфической интеллектуальной активностью.

Между этими противоположностями, представляющими реализм и номинализм, существует ряд других точек зрения, однако любая онтология - это наука, которая должна дать представление о том, какие понятия отсылают к реальности, какие - нет, по какой причине и какие категории мы имеем в результате. Когда подобное исследование затрагивает понятия вроде причины, счастья, контакта, энергии и Бога, онтология становится фундаментальной по отношению ко многим философским отраслям.

Таким образом, онтология - это философское учение, к принципиальным вопросам которого относится проблема бытия как такового. Что такое бытие и что можно назвать существующим? Можно ли разделить сущее на категории, и если да, то на какие? Каков смысл бытия, значение сущего? Различные мыслители на протяжении всей дают разнообразные ответы на эти вопросы, которые могут отражать характер целой эпохи или культуры.

- (от греч. ón, род. падеж óntos - сущее и...Логия) раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия (См. Бытие), его структура и закономерности. По своему существу... Большая советская энциклопедия

  • онтология - орф. онтология, -и (филос.) Орфографический словарь Лопатина
  • ОНТОЛОГИЯ - ОНТОЛОГИЯ (греч. on, ontos - сущее, logos - учение) - учение о бытии: в классической философии - учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др. Новейший философский словарь
  • онтология - ОНТОЛОГИЯ -и; ж. [греч. on (ontos) - сущий, logos - учение] Книжн. Раздел философии, изучающий основы, принципы бытия, мироустройства, его структуру. Толковый словарь Кузнецова
  • онтология - Онтологии, ж. [от греч. on (род. п. ontos) – сущий и logos – учение] (филос.). В идеалистической философии – учение о бытии, об основных началах всего существующего. Большой словарь иностранных слов
  • онтология - ОНТОЛОГИЯ греч. ученье о существе или о сущности, бытии, сути. Толковый словарь Даля
  • ОНТОЛОГИЯ - ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos - бытие и iogos - учение, слово) - англ. ontology; нем. Ontologie. Учение о бытии; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие категории сущего. см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, МЕТАФИЗИКА. Социологический словарь
  • онтология - Онтология, онтологии, онтологии, онтологий, онтологии, онтологиям, онтологию, онтологии, онтологией, онтологиею, онтологиями, онтологии, онтологиях Грамматический словарь Зализняка
  • онтология - ОНТОЛ’ОГИЯ, онтологии, ·жен. (от ·греч. on (род. ontos) - сущий и logos - учение) (филос.). В идеалистической философии - учение о бытии, об основных началах всего существующего. Толковый словарь Ушакова
  • онтология - сущ., кол-во синонимов: 1 философия 40 Словарь синонимов русского языка
  • онтология - онтология ж. Раздел философии, изучающий бытие, его основы, принципы, структуру и закономерности. Толковый словарь Ефремовой
  • ОНТОЛОГИЯ - ОНТОЛОГИЯ (от греч. on, род. п. ontos - сущее и...логия) - раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании) - в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613). Большой энциклопедический словарь
  • онтология - ОНТОЛОГИЯ, и, ж. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой. | прил. онтологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • Онтология - (οντολογια) - вообще учение о сущем; в особенности так обозначается основная, формальная часть философии в системе Христиана Вольфа, который, следуя Аристотелю, называет ее также "первой философией". Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Понятие онтология (греч. ontos - сущее, logos - учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизика. Но в качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввел X. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология» (1730), определив онтологию как учение о сущем как таковом. «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона .

    Специфика онтологии состоит в том, что она исследует проблему существования (бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В различных исторических типах онтологии эти задачи решались по-разному:

    В античности, онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал (материальных или идеальных), из которых все возникает. В средние века предметом онтологии выступает уже сверхсущее бытие, т.е. Бог как единственно подлинная реальность, в котором сущность и существование совпадают, а все сотворенное им бытийствует через Него;

    В Новое время приоритет приобретает гносеология (теория познания,) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, о способах его получения и адекватности изучаемой реальности и др;

    С ХIХ-ХХ вв. онтология возрождается путем осмысления проблем существования человека в универсуме в аспекте его историчности, временности, конечности, определения сущности подлинного и неподлинного человеческого бытия и др.

    Историческим и логическим началом онтологического знания служат такие фундаментальные категории, как: бытие, небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя , движение, развитие, пространство, время и др.

    Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функция состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид.

    Наиболее фундаментальная философская проблема - это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным - бытие или небытие? «Есть или не есть»? - спрашивает Парменид (VI-V вв. до н. э). Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования, разное решение которого позволяет выделить:

    Философию бытия - исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия поскольку «из ничего не может возникнуть ничего».

    Философию небытия - признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным.

    Сегодня самыми актуальными онтологическими темами являются - проблема небытия и способы ее обоснования, виртуальное бытие и реальность его существования и т.д.

    Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия - материальное и духовное (идеальное).

    Материальное бытие обозначает все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни), т.е. существует независимо от человека и может оказывать воздействие на его органы чувств.

    Идеапьное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества - их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия объективирован в виде понятий, формул, текста, ценностей и т.д. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры , онтологии общества.

    Понятие об онтологии. Онтология – учение о бытие и о сущем. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; соотношение между бытием (абстрагированная природа) и сознанием духа (абстрагированный человек) --- основной вопрос философии (об отношении материи, бытия, природы к мышлению, сознанию, идеям).

    Основные направления онтологии

      Материализм отвечает на основной вопрос философии так: материя, бытие, природа первичны, а мышление, сознание и идеи вторичны и появляются на определенном этапе познания природы. Материализм подразделяется на следующие направления:

      • Метафизический . В его рамках вещи рассматриваются вне истории их возникновения, вне их развития и взаимодействия, несмотря на то, что считается, что они материальны. Основные представители (самые яркие - это французские материалисты XVIII века): Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, так же к этому направлению можно отнести и Демокрита.

        Диалектический : вещи рассматриваются в их историческом развитии и в их взаимодействии. //Основатели: Маркс, Энгельс.

      Идеализм : мышление, сознание и идеи первичны, а материя, бытие и природа вторичны. Подразделяется также на два направления:

      • Объективный : сознание, мышление и дух первичны, а материя, бытие и природа вторичны. Мышление отрывается от человека и объективизируется. Тоже происходит с сознанием и идеями человека. Основные представители: Платон и Гегель (XIX век) (вершина объективного идеализма).

        Субъективный . Мир – это комплекс наших отношений. Не вещи вызывают ощущения, а комплекс ощущений есть то, что мы называем вещами. Основные представители: Беркли, так же можно отнести и Дэвида Юма.

    Проблематика. Помимо разрешения основного вопроса философии онтология занимается изучением ряда других проблем Бытия.

      Формы существования Бытия, его разновидности. (чо за бред? может это все не надо?)

      Статус необходимого, случайного и вероятного – онтологический и гносеологический.

      Вопрос о дискретности/непрерывности Бытия.

      Имеет ли Бытие организующее начало либо цель, или развивается по случайным законам, хаотически.

      Действует ли в Сущем четкие установки детерминизма или оно случайно по своему характеру.

      Ряд других вопросов.

    Онтология: основные темы, проблемы и направления. (Основные направления в онтологии.)

    Онтология - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Онтология выделилась из учений о бытии тех или иных объек-тов как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии. Парменид и другие элеаты, противопоставив обманчивую видимость чувственного мира истинному бытию, построили онтологию как учение о вечном, не-изменном, едином, чистом бытие(т.е. истинно существует только само бытие). Гераклит; бытие - непрерывно становящееся. Бытие противостоит небытию. С другой стороны досократики различали бытие "по истине" и бытие по "мнению", т. е. идеальную сущность и реальное существование. Последующие онтологические тео-рии - поиск начала бытия("корни" Эмпедокла, "семена" Анаксагора, "атомы" Демокрита). Подобное понима-ние позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого с чувственным восприяти-ем. Платон противопоставил чувственное бытие чистым идеям в своей онтологии "идей". Бытие есть совокуп-ность "идей" - умопостигаемых форм или сущностей, отражением которого является многообразие веществен-ного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т.е. текучестью чувственно вос-принимаемого мира), но и между бытием и "безначальным началом" бытия (т.е. непостижимой основой, назы-ваемой им также "благом"). В онтологии неоплатоников это различие зафиксировано в соотношении "единого" и "ума". Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к ис-тинно сущим видам бытия. Аристотель преодолевает противопоставление сфер бытия (поскольку для него форма - неотъемлемая часть бытия) и строит учение о различных уровнях бытия.

    Средневековая христианская философия противопоставляет истинное божественное бытие и неистинное, со-творенное бытие, различая при этом Действительное бытие (акт) и возможное Бытие (потенцию), сущность и существование, смысл и символ. Абсолютное бытие отождествляется с богом, множество чистых сущностей понимается как бытие, посредующее между богом и миром. Часть этих сущностей (эссенций), наделяемых бо-гом благодатью бытия, толкуются как наличное существование (экзистенция).

    В эпоху Возрождения общее признание получает культ материального бытия, природы. Этот новый тип миро-ощущения подготовил концепции Бытия 17-18 вв. В них Бытие рассматривается как реальность, противостоя-щая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту, как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически дейст-вующим законам (например, принципу инерции).В трактовке бытия исходным становится понятие тела, что связано с развитием механики. В этот период господствуют натуралистически-объективистские концепции бытия, в которых природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, который действует сам по себе. Для учений о бытие в новое время был характерен субстанциональный подход, когда фиксируется субстанция (неуничтожаемый, неизменный субстрат Бытия, его предельное основание) и ее свой-ства. С различными модификациями подобное понимание бытия обнаруживается в философских системах 17-18 вв. Для европейской натуралистической философии этого времени Бытие - предметно сущее, противостоя-щее и предстоящее знанию. Бытие ограничивается природой миром естественных тел, а духовный мир стату-сом бытия не обладает. Наряду с этой натуралистической линией, отождествляющей Бытие с физической ре-альностью и исключающей сознание из бытия. В новоевропейской философии формируется иной способ ис-толкования бытия, при котором последнее определяется па пути гносеологического анализа сознания и само-сознания. Он представлен в исходном тезисе метафизики Декарта - "мыслю, следовательно, существую"; в трактовке Лейбницем Бытия как духовных субстанций-монад, в субъективно-идеалистическом отождествле-нии Беркли существования и данности в восприятии. У философских эмпириков онтологические проблемы отходят на второй план (у Юма онтология, как самостоятельная доктрина вообще отсутствует).

    Поворотный пункт в истории онтологии - "критическая философия" Канта противопоставившая "догматизму" старой онтологии новое понимание объективности как результата оформления чувственного материала категориальным аппаратом познающего субъекта. По Канту, вопрос о бытие самом по себе не имеет смысла вне сферы действительного или возможного опыта. Для Канта бытие не является свойством вещей; бытие - это общезначимый способ связи наших понятий и суждений, причем различие между природным и нравственно-свободным бытием заключается в различие форм законополагания - причинности и цели.

    Фихте, Шеллинг и Гегель вернулись к докантовской рационалистической традиции построения онтологии на основе гносеологии: в их системах бытие является закономерным этапом развития мышления, т. е. моментом, когда мышление выявляет свое тождество с бытием. Однако характер отождествления бытия и мысли (соот-ветственно онтологии и гносеологии) в их философии, делающей содержательной основой единства структуру субъекта познания, был обусловлен кантовским открытием активности субъекта. Для Фихте подлинным быти-ем является свободная. Чистая деятельность абсолютного "Я", материальное бытие - продукт осознания и са-мосознания "Я". У Фихте в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры - духовно - идеальное бытие, созданное деятельностью человека. Шеллинг видит в природе неразвитый дремлющий разум, а подлинное бытие в свободе человека, в его духовной деятельности. В идеалистической системе Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе. Гегель свел духовное человеческое бытие к логической мысли. Бытие у него оказалось крайне бедным и по сути дела негативно определяемым (бытие как нечто неопределенное, бескачественное), что объясняется стремлением вывести бытие из актов самосознания, из гносеологического анализа знания и его форм. Подвергнув критике прежнюю онтологию, пытавшуюся построить учение о бытие до и вне всякого опыта, без обращения к тому, как мыслиться реальность в научном знании, немецкий классический идеализм (особенно Кант и Гегель) выявил такой уровень бытия, как объективно-идеальное бытие, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. С этим был связан в понимании бытия, характерный доя немецкого классического идеализма. Строение бытия постигается не в статическом созерцании, а в его историческом и логическом порождении; онтологическая истина понимается не как состояние, а как процесс.

    Для западно-европейской философии 19 в. характерно резкое падение интереса к философии как самостоя-тельной философской дисциплине и критическое отношение к онтологизму предшествующей философии. С одной стороны достижения естественных наук послужили основой для попыток нефилософского синтетиче-ского описания единства мира и позитивистской критики онтологии. С другой стороны, философия жизни пы-талась свести онтологию (вместе с ее источником - рационалистическим методом) к побочному прагматиче-скому продукту развития иррационального первоначала ("воли" у Шопенгауэра и Ницше). Неокантианство развивали гносеологическое понимание природы онтологии, намеченное еще в немецкой классической фило-софии.

    К концу 19- началу 20 вв. на смену психологическим и гносеологическим трактовкам онтологии, ориентирую-щие на возврат к онтологизму. Так в феноменологии Гуссерля разрабатываются пути перехода от "чистого сознания" к структуре Бытия, к полаганию мира без субъективных гносеологических привнесений.

    Неотомизм возрождает и систематизирует онтологию средневековой схоластики (прежде всего Фомы Аквин-ского). Различные варианты экзистенциализма, пытаясь преодолеть психологизм в трактовке природы челове-ка, описывают структуру человеческих переживаний как характеристики самого бытия. Хайдеггер в своей "фундаментальной онтологиии" вычленяет при помощи анализа наличного человеческого бытия "чистую субъективность" и стремится освободить её от "неподлинных" форм существования. При этом бытие понимается как трансценденция, не тождественная своим опредмеченным проявлениям, т. е. сущему. В современной буржуазной философии подобным тенденциям противостоит неопозитивизм, рассматривающий все попытки возрождения О. как рецидивы заблуждений философии и теологии прошлого. С т. зрения неопозитивизма все антиномии и проблемы онтологии решаются в рамках науки или устраняются путём логического анализа языка.

    Марксистская философия на основе теории отражения и раскрытия диалектики субъекта и объекта в процессе практической деятельности человека преодолела характерное для домарксистской и современной западной философии противопоставление онтологии и гносеологии. Фундаментальный принцип диалектического мате-риализма - совпадение диалектики, логики и теории познания. Законы мышления и законы бытия совпадают по своему содержанию: диалектика понятий является отражением диалектического движения действительного мира. Категории материалистической диалектики имеют онтологическое содержание и одновременно выпол-няют гносеологические функции: отражая объективный мир, они служат ступеньками его познания.

    Современное научное познание, для которого характерен высокий уровень абстрактности, порождает ряд он-тологических проблем, связанных с адекватной интерпретацией теоретических понятий и обоснованием теоретических фундамента новых направлений и методологических подходов (напр., квантовая механика, космология, кибернетика, системный подход).

    Основные формы бытия.

    Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия :

    1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

    а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;

    б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

    2) Бытие человека, в котором можно выделить:

    а) бытие человека в мире вещей;

    б) специфически человеческое бытие;

    3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

    а) индивидуализированное духовное;

    б) объективированное духовное;

    4) Бытие социального:

    а) бытие индивида;

    б) бытие общества.

    Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа является объективной и первичной реальностью , ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

    «Вторая природа» - бытие вещей и процессов, произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов.

    Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.

    Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

    Лекция 3. БЫТИЕ, ФОРМЫ БЫТИЯ

      Онтология как учение о бытии.

      Формы бытия.

      Материя и ее свойства.

      Диалектика и ее законы.

      Сознание. Структура и функции сознания.

      Общественное и индивидуальное сознание.

    1.Онтология как учение о бытии

    Учение о бытии – онтология - один из центральных разделов философии. А сама проблема бытия одна из главных, фундаментальных в философии, именно с нее начиналось становление философии. Философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пытаясь понять сущность бытия, его основу, а потом уже расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, учение о человеке, об обществе, иные философские проблемы.

    Многие философы высказывались о бытии. У греческих материалистов бытие совпадало, с одушевленным вещественным Космосом. У Платона бытие – это мир бессмертных идей. В средневековой философии господствовала концепция несотворенного (Бога) и сотворенного бытия (природа). В эпоху Нового времени, Просвещения развивался культ материального бытия. По Лейбницу, бытие – это воплощение деятельности духовных монад («монада» – духовная сущность, частица, представляющая собой «сжатую Вселенную»). Бытие у Гегеля – ступень восхождения абсолютного Духа. У Маркса и Энгельса бытие – материальная жизнь общества, природа («бытие» и «материя» совпадают). В «Философии жизни» В. Дильтея бытие является особым способом выражения жизни. Экзистенциалист Ж.П. Сартр выделяет «бытие для себя» (самосознание) и «бытие в себе» (материальное бытие). В философской герменевтике «дом Бытия – это язык».

    Бытие – это все сущее, все то, что реально существует. Бытие – это все, что схватывается связкой «быть». Вещи, жизнь растений, животных и людей, а так же наши страдания, мысли и чувства, все это реально существует, а стало быть, является частью бытия. Философская категория бытия обозначает бесконечное множество материальных и идеальных объектов. Но категория бытия схватывает также и то, что объединяет объекты, выражает единство многообразного: природного, социального и духовного. Бытие есть всеединая целостная действительность, совокупное целое всего, что есть.

    Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

    2.Формы бытия.

    Философское познание бытия включает осмысление основных форм бытия, их диалектики. Целесообразно выделить следующие формы бытия.

    1. Бытие природы, Вселенной (материальное бытие) . Это – объективная реальность с ее состояниями, системами, законами и процессами. Бытие природы есть и будет существовать вечно, вне и независимо от человеческого опыта и сознания. Бытие природы включает: сложившееся косное, дожизненное бытие; живое, органическое бытие; бытие в форме самоосознающей жизни – высший продукт вселенского развития. Человек и его дух существуют благодаря этой непреходящей Природе.

    2. Бытие общества (общественное бытие) . Бытие общества – сложнейшая материально-разумная действительность, собственно человеческий мир. Этот мир имеет свою качественную специфику, законы собственного существования и развития. Бытие общества и бытие природы единородны, нерасторжимы. Не только природа продолжается в «мире людей», но и мир людей в природе.

    3. «Вторая», очеловеченная природа . Это – бытие произведенных людьми вещей, систем, предметов культуры. Весь мир «второй природы» – машины, города, ландшафты, статуи, храмы, коммуникационные системы, бытовые вещи и т. д. – все это продукты человеческой деятельности, «окаменелости» человеческого разума. Эта форма бытия основана на законах природы и общественной жизни, она зависима от человека.

    4. Бытие человека, личности (человеческое бытие) . Бытие отдельного человека существует в трех измерениях: 1) как жизнь отдельной биологической особи, принадлежащей к виду «Хомо сапиенс» («человек разумный»); 2) как социально-историческое существо (как совокупность, система социальных связей и отношений); 3) как духовное существо (ценностно-смысловое измерение человеческой жизни, сознания и деятельности). Бытие человека нельзя оторвать от окружающей среды, от общества и Вселенной. Сущностные, закономерные связи природного и социального бытия трансформируются в законы человеческого поведения, смыслы и ценности человеческой жизни. Человек существует в единстве с природой обществом и историей. Он – центр деятельности, реализации (объективации) смыслов и ценностей. Человек существует в единстве его телесной, социальной, душевной и духовных форм жизни.

    5. Бытие духа и сознания (духовное бытие) . Эта форма бытия представляет собой существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.

    Все указанные формы бытия диалектически взаимосвязаны, существуют в единстве.

    С понятием «бытие» тесно связано понятие «реальность». Выделяют следующие виды реальности:

    1. Объективная реальность или ноуменальное бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе) – реальность, существующая независимо от сознания того, кто наблюдает ее со стороны.

    2. Субъективная реальность или феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление данное в опыте) – это кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

    3.Материя и ее свойства .

    Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Философское, всеобщее понятие материи дать чрезвычайно трудно. Материя – это субстрат объективной реальности, формирующийся в результате полевых, информационных взаимодействий и воспринимаемый нами в виде вещей, предметов и тел. Нет необходимости сводить все сущее, всю объективную реальность, все проявления бытия к «голой» материи. Материя, энергия и информация – атрибуты объективной реальности. Они существовали и будут существовать вечно. Все состояния мира и ресурсы развития мира существуют и изменяются совместно, т. е. в единстве этих трех категорий. Провести этот философско-научный взгляд на все состоянии и уровни организации материи чрезвычайно трудно. Но именно он коренным образом меняет миропредставление, взгляды на структуры и процессы во всей Вселенной, включая и наш социокультурный мир.

    Стало привычным, аксиоматическим утверждение, что движение есть способ существования материи. Под движением понимаются любые изменения в мире – физические, химические, биологические, социальные, информационные и др. Нет материи без движения, как движения без материи. Термин «развитие» также является емким. Под развитием понимается поступательные, необратимые изменения состояний материи от простых к более сложным, одним словом, синтетический процесс повышения сложности и эффективности материальных систем. Появление живых существ, социальной жизни и одухотворенного человека – результаты развития Вселенной.

    Новейшие научные представления позволяют по-новому взглянуть на формы движения материи. Известно, Ф. Энгельс (в «Диалектике природы») выделил пять форм движения материи :

    1) механическую (перемещение тел в пространстве),

    2) физическую (электрические, тепловые и др. процессы),

    3) химическую (атомный и молекулярный обмен, химические реакции),

    4) биологическую (обмен белковых тел, жизненные процессы в биосистемах),

    5) социальную (процессы изменения и развития в обществе).

    Такая классификация при всех ее положительных моментах явно устарела. Современные философы и ученые говорят об информационной, кибернетической, геологической и галактических формах движения материи. Обсуждая формы движения материи, нужно всегда учитывать их диалектику, т. е. взаимодействие форм движения материи. Общество и человек, например, наглядно демонстрируют взаимодействие многих форм движения материи. Но нельзя сложные формы (социальную, биологическую) сводить, редуцировать к простейшим формам движения материи – механической, физической, химической. Такая операция сведения одних форм движения материи к другим (простейшим) называется механицизмом или редукционизмом. Но каждая форма движения материи, подчиняясь своим собственным законам, опирается на материальный субстрат, информацию и законы низших форм движения материи. Например, человек – это клеточка (социальная, биологическая) мироздания, но ее нельзя вырвать из системы энерго-информационных связей со всей Вселенной. Механизмы переработки информации и управления в природе и социальной сфере выступают и двигательной силой поступательного движения и развития.

    Учение о формах движения материи имеет прежде всего огромное мировоззренческое значение. Оно дает синтез представлений о материи. В методологии познания оно служит руководством при решении многих философских и научных проблем (например, при решении проблемы соотношения биологического и социального в структуре способностей человека и самой личности, в частности, в личности преступника, проблемы взаимосвязи биосферы и социосферы, при решении экологических и политологических проблем).

    Категории пространства и времени обозначают основные формы существования материи. Пространство – это протяженность и порядок сосуществования объектов природного и социального мира. Время – длительность, последовательность и порядок смены процессов и событий бытия. Обеспечивая общий взгляд на мир, отождествление и различение отдельных явлений действительности, категории пространства и время имеют решающее значение для построения картины мира.

    Современная философия и наука все больше склонны рассматривать Вселенную как самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является мыслящий человек. Поэтому фундаментальные знания о материи и разумной Вселенной должны быть регуляторами этического поведения людей, инструментами созидания осмысленного социального бытия.

      Диалектика, ее законы.

    Мир, окружающий нас, бесконечно сложен и бесконечно разнообразен. В этом мире все взаимосвязано. Он не стоит «на месте», а постоянно изменяется и развивается. Диалектика – это и есть понимание мира как непрерывно развивающегося, единого в своих проявлениях, всеобщих связях и законах. Диалектика как составная часть философии имеет огромное мировоззренческое, познавательное и методологическое значение. Без диалектики невозможно объяснить механизмы и закономерности развитая самых разнообразных систем (биологических, социальных и др.), аномальные явления в научной, идеологической и социальной практике, философские заблуждения.

    Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектическая картина мира – это особый высокоорганизованный вид знаний, их синтез путем широких философских обобщений на базе интегративных понятий, касающихся всех форм бытия (и материи), с учетом иерархии бытия и принципа историзма. Категория развития – центральная в диалектике.

    Ключевая проблема диалектики – проблема развития – и сейчас остается недостаточно познанной, мировоззренчески освоенной. Только синтез современных знаний о закономерностях развития мира позволит нам увидеть эту проблему в новом свете.

    В учебной и монографической философской литературе обсуждаются в основном четыре трактовки развития: 1) развитие как процесс необратимых качественных изменений; 2) развитие как бесконечное движение от простого к сложному, от низшего к высшему; 3) развитие как «борьба противоположностей», разрешение противоречий; 4) развитие как фактор мирового круговорота материи.

    Диалектический подход к исследованию развития заключается в поисках источника и движущих сил этого развития (закон взаимодействия противоположностей ); в объяснении механизмов развития (закон перехода количественных изменений в качественные ); и, наконец, в выявлении направленности развития (закон отрицания отрицания ). Единство этих законов проявляется в том, что любой предмет или явление есть некоторое качество, представляющее собой единство противоположных тенденций и сторон. В результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества возникает противоречие, требующее своего разрешения, преодоления. Развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества некоторых прежних свойств. И характер качества, и форма разрешения противоречий, и направленность развития целого довольно сильно разнятся, в зависимости от того, имеем ли мы дело с неорганической природой или сферой человеческого духа. Однако эти различия вовсе не исключают принципиального номологического единства между ними.

    Закон единства и борьбы противоположностей . Этот закон означает, что всем вещам, системам и процессам в мире свойственно «раздвоение единого» на противоположные взаимодействующие части, их столкновение и «борьба» обуславливает всякое изменение и развитие вещей, процессов и систем. Хотя этот закон можно было бы именовать законом взаимодействия противоположностей, учитывая, что противоположности бытия могут и не «бороться» друг с другом, а гармонично друг друга дополнять и обогащать. Закон именуется как «основной закон диалектики», он выражает суть, «ядро» диалектики. Считается, что «закон единства и борьбы противоположностей» является источником самодвижения и развития явлений природы и общества.

    Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений гласит, что при постепенном накоплении количественных изменений на определенном этапе (при разрыве меры) вещь превращается в другую или новое качество, влекущее за собой и новые количественные характеристики. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития. Согласно этому закону, переход количества в качество сопровождается скачком, перерывом постепенности. Однако процессы развития и самоорганизации биологических и социальных систем не всегда согласуются с концепцией скачка. Скачок, как он описан в философской литературе, связан со структурной перестройкой вещи, «развязыванием» старых связей и «завязыванием» новых. Но эти ломки структуры не применимы к самоорганизации развивающихся систем, тем более систем витального, органического плана. Можно привести немало примеров и «затухания» скачков, преобладание эволюционных, а не революционных процессов в развитии. Развитие высокоинтегрированных и управляемых систем может осуществляться и без скачков. В марксистской диалектике, наряду с абсолютизацией «борьбы противоположностей» произошла и абсолютизация «скачка».

    Закон отрицания отрицания . Этот закон выражает направленность, поступательность процесса развития, объясняет возникновение нового при повторяемости некоторых элементов старого. Основные категории, характеризующие закон, – отрицание, преемственность, развитие. В процессе развития системы каждая более высокая ступень отрицает предыдущую и вместе с тем сохраняет все ее положительные, «жизненные» стороны в своей структуре и своем содержании. Марксистская диалектика абсолютизировала момент отрицания в развитии (новое может возникнуть только на «костях», на пепелище старого). Но в таком случае трудно сохранить жизнеспособность, преемственность системы. Скорее, старое должно вытесняться новым без существенных разрушений и, безусловно, отжившее должно отрицаться. В законе «двойное отрицание» символизирует способ жизнеутверждения нового. Социализм, отрицая капитализм, должен был как бы отрицать самого себя, подобрать все положительное содержание своего предшественника. Только в этом случае он бы уцелел, стал высшим цветом цивилизации. Но этого не произошло. Были нарушены механизмы преемственности в развитии. К сожалению, в социальной жизни (в мыслях и действиях людей) нередко преобладают «пустые», «зряшные», деструктивные отрицания. Так демократическая перестройка в СССР вылилась в сплошные отрицания: разрушение государственного управления, народнохозяйственного комплекса, социальной политики, правовой и моральный нигилизм и многое другое. Если от старого не оставить «камня на камне», то не на чем будет и возводить новое. Диалектическое отрицание предполагает преемственность, связь нового со старым.

    В качестве наглядной модели закона «отрицания отрицания» используется «расширяющаяся вверх спираль». При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль – как цепь циклов. Этот образ удачно схватывает общее направление развития (оно идет по спирали, не по прямой линии), «как бы возврат к старому», но на более высоком уровне.

    Всеобщие закономерности бытия отражают и категории диалектики. Категории – наиболее общие понятия, выражающие существенные связи и отношения в мире. Диалектика действительности «схватывается» в системе взаимосвязанных и соотносительных парных категориях: «причина–следствие», «форма–содержание», «сущность–явление», «необходимость–случайность» и др. Сетка диалектических категорий позволяет объяснять противоречивый объективный мир в его взаимообусловленности, закономерных связях и развитии.