Дом с необычными дымоходами в останкинском парке. Усадьба «Останкино» — загородная резиденция «русского Креза. В настоящее время усадьба на реконструкции

Останкинский дворец графа Шереметьева

Музей-усадьба Останкино в Москве - это уникальный памятник архитектуры 18 века в северной части столицы. Расположенная близко к центру она привлекает строгими формами классицистической архитектуры, красотой интерьеров дворца и тишиной старинного парка. Музей-усадьба Останкино в Москве относится к охраняемой природной зоне столицы.

Фото -Д.Козаков Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.), господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем, парадной летней резиденцией графа Н.П. Шереметева



На месте современной усадьбы Останкино (первоначально Осташково) 400 лет назад стояли дремучие леса, в которых были разбросаны немногочисленные селения. В этих местах царские егеря часто охотились на медведей и лосей, за что близлежащие земли получили названия "Лосиный остров", "Лось", "Медведково".



Первое письменное упоминание о селе и его владельце относится к 1558 году. Иван Грозный отдал эти земли во владение служилому человеку Алексею Сатину, который в годы опричнины был им же и казнен. Новым владельцем имения был поставлен известный дипломат, дьяк посольского приказа Василий Щелкалов. При нем Останкино становится настоящей усадьбой (конец XVI - нач. XVII вв.). Щелканов строит боярский дом с поселением в нем деловых людей, деревянную церковь Троицы. Тогда же был вырыт большой пруд, разбит огород, засажена дубовая роща.


После Смутного времени разоренную усадьбу восстанавливали уже новые хозяева - князья Черкасские, кроме того, ими была построена сохранившаяся и поныне каменная красавица-церковь в честь Живоначальной Троицы на месте сгоревшей деревянной с пятикупольным храмом, с двумя приделами, тремя шатровыми крыльцами и колокольней с высоким шпилем (теперь увенчанной шатром).



Останкино связано с фамилией Шереметевых с 1743 года, когда граф Петр Борисович Шереметев женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской - единственной дочери Черкасских. В приданое она получила 24 вотчины, в число которых входило и Останкино, а сам молодой хозяин, владевший усадьбой Кусково, в Останкине создает фруктовый сад, разбивает парк, строит новые хоромы.



После смерти Шереметева-старшего (1788 год) в права наследника вступает его сын Николай Петрович Шереметев, к которому переходит не только усадьба Останкино, но и владения отца в 17 губерниях с 200 тысячами крестьян, с зажиточными селами, в которых крестьяне занимались художественными ремеслами.


Молодой граф Шереметев был одним из самых богатых и просвещенных аристократов своего времени: знал несколько иностранных языков, учился за границей, объездил множество европейских стран, знакомясь с литературой и искусством, собрал большую библиотеку.


По приезде в Россию он задумал создать в Останкине Дворец искусств с театром, художественными галереями, с богато декорированными парадными комнатами и залами, открытыми как для отечественных, так и для иноземных гостей. Он видел в этом служение не только личностным потребностям, но и славе всероссийской.





Дворец строился с 1791 по 1798 годы. В его проектировании участвовали архитекторы Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези, а также русские архитекторы Е. Назаров и крепостной зодчий П. Аргунов. Строительство вели крепостные мастера, которыми руководили ответственные архитекторы А. Миронов, Г. Дикушин, П. Бизяев. Интерьеры оформляли также крепостные художники: декоратор Г. Мухин, художник Н. Аргунов, резчики Ф. Пряхин и И. Мочалин, паркетчики Ф. Прядченко, Е. Четвериков. Завершал отделку здания П. Аргунов.



Останкинский дворец был построен в стиле классицизма. Монументальный и величественный, он казался возведенным из камня, хотя материалом для него послужило дерево.



Общая композиция дворца исходит из схемы в виде буквы "П" с парадным двором. Здание выдержано в классической симметрии. Большой купол венчает центральную часть здания, оформленного тремя классическими портиками: центральным и двумя боковыми. Павильоны с обеих сторон (Итальянский и Египетский) соединены с главным зданием одноэтажными галереями.



Главным помещением в центре дворца является театральный зал. Следует отметить, что граф создал необычный театр, где крепостные получали хорошее актерское образование от известных русских и зарубежных артистов. Музыкальной частью заведовал композитор, капельмейстер и учитель пения Иван Дегтярев, сложными механизмами сцены управлял Федор Пряхин.



Все это было сотворено золотых рук мастерами - крепостными умельцами графа, который набирал самых способных крестьян по разным селам, посылал их учиться в Академию художеств и даже в Италию.




В 1801 году Шереметев навсегда уезжает в Петербург, женившись на молодой, но уже прославленной актрисе своего театра Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой - дочери крепостного кузнеца, не признанной в свете и умершей от чахотки в 34 года после рождения сына Дмитрия. Вскоре умирает и сам граф. Их сына воспитывала балерина того же театра Т. В. Шлыкова-Гранатова.



Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Украшением останкинских интерьеров является наборный художественный паркет.



С июня по сентябрь в Останкинском театре проводится традиционный фестиваль "Шереметевские сезоны", продолжающий музыкальные и театральные традиции усадьбы. Постановка опер и балетов XVIII столетия, разнообразные концертные программы, исполняющиеся в зале исторического театра, дают возможность ощутить театральное назначение Останкинского дворца, погрузиться в атмосферу усадебных праздников




Скульптуры и лепнина фасада Шереметьевского дворца


Церковь в Останкино
Церковь Живоначальной Троицы (1678-1692 гг.) построена из красного кирпича. Фасады здания декорированы многоцветными изразцами с изображением цветов, фантастических птиц и животных, белокаменной резьбой, фигурной кирпичной кладкой. В центральной части церкви иконостас с иконами XVII-XVIII вв




Останкино оставалось родовым имением Шереметевых вплоть до 1917 года. После революции 1917 года усадьба была национализирована и функционировала как музей-усадьба, а с 1938 г. - как музей творчества крепостных. С тех пор здесь постоянно ведется большая научная работа по восстановлению и реставрации дворца, создаются каталоги его коллекций.




Как общедоступный музей, усадьба Останкино открылась для посетителей 1 мая 1919 г. по инициативе Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Сейчас в музее проводится комплексная научная реставрация. Ежегодно с 18 мая по 30 сентября открытая для показа часть дворца включается в обзорную экскурсию по усадьбе






Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма. Архитекторы: Кампорези, Старов, Бренна. Скромный декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона







Оштукатуренные стены его кажутся каменными. Бледно-розовый цвет фасада дворца носил поэтическое название "цвет нимфы во время зари". Этот изысканный цвет и белые колонны создавали ощущение чистоты. Гармония линий и красота интерьеров завораживают гостей вот уже несколько столетий.






Главный фасад украшен величественным шестиколонным портиком коринфского ордера, установленным на выступе первого этажа. Фасад, обращенный к парку, украшает десяти колонная лоджия ионического ордера. Наружные стены дворца украшены барельефами работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева. Самая главная часть дворца - театральный зал, соединяющийся закрытыми галереями с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для парадных приемов и театральных постановок




Театр музея-усадьбы Останкино


В то время одной из модных забав был театр. Увлечение театром у Н.П. Шереметева переросло в дело всей его жизни. По замыслу графа Останкинский дворец должен был стать Пантеоном искусств, дворцом в котором царит театр. Театр был открыт в 1795 году оперой И.Козловского на слова А.Потемкина "Взятие Измаила или Зельмира и Смелон". В труппе театра было около 200 актеров, певцов и музыкантов. В репертуаре были балет, оперы и комедии.



Машина ветра


Машина грома
Ставились не только произведения русских авторов, но также и французских и итальянских композиторов. Граф Шереметев устраивал праздники в честь высоких особ, которые обычно сопровождались представлением с участием талантливых актеров. На сцене театра блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова - талантливая певица.



Последний праздник, в честь императора Александра I, состоялся в 1801 году. Вскоре театр был распущен, а владельцы покинули дворец. До наших дней театральный зал дошел в своем "бальном" виде, но и сегодня здесь осуществляются постановки старинных опер и звучат камерные оркестры. Зал остается лучшим по акустике залом столицы. Он выстроен в форме подковы, что обеспечивает хорошую видимость со всех мест и прекрасную акустику. Зал оформлен в голубых и розовых тонах и вмещает до 250 зрителей.



Зрительный зал
Зрительный зал был невелик, но отделан с большим изяществом. Амфитеатр был отделен от партера балюстрадой, за которой между коринфскими колоннами располагались лоджии бельэтажа, и над ними, под самым потолком верхняя галерея. Залы дворца предназначались для фойе и использовались как концертные и банкетные: Египетский зал, Итальянский зал, Малиновая гостиная, картинная галерея, концертный зал и т. д. Их можно назвать парадными помещениями с хрустальными люстрами, паркетными полами, росписями, позолоченной лепниной, стильной мебелью, обивкой стен шелком, картинами, гравюрами, скульптурами. Роскошно были отделаны даже небольшие угловые комнаты и переходные галереи


Потолок театра


Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма. В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.

Внутреннее убранство



Внутреннее убранство дворца удивляет своей нарядностью и простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу и другие материалы. Основной вид отделки залов - золоченая резьба. Большую часть резного декора выполнил резчик П.Споль. Особенно красив он в Итальянском павильоне.




Египетский зал



Узорчатый паркет из редких пород дерева, стены, обитые атласом и бархатом. Парадные залы дворца славятся золоченой мебелью 18 и начала 19 веков работы русских и европейских мастеров. Светильники, настенные и другие украшения часто выполнялись специально для Останкинского Дворца. Все предметы находятся на своих местах и дошли до нас в своем первозданном состоянии. Как писал очевидец: «… все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами».





Египетский зал
Здесь также представлена коллекция портретов 18-19 вв. работы известных мастеров, а также редкие полотна неизвестных художников. К сожалению, из тридцати подлинных античных скульптур до наших дней дошло только пять. Поэтому дворцовая скульптура представлена в основном копиями. Сохранились также работы западно-европейских скульпторов Кановы и Лемуана, Буазо и Трискорни. Среди изделий из фарфора сохранились предметы из коллекции Черкасских. Это изделия японского и китайского фарфора 16-18 вв. Можно видеть и коллекцию вееров из собрания известного коллекционера Ф.Е.Вишневского
.



Балкон 2 этажа

Останкинский парк



Вместе со строительством дворца Н.П. Шереметев разбил регулярный парк во французском стиле, а позже он создал пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка "Парнас", "Собственный садик" и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк. Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники - лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.



Музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами. Для посетителей открыты театр, часть парадных залов и парк. В наши дни музей-усадьба Останкино в Москве представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца 18 века



Северо-Восток Москвы. Годы. События. Люди (рук. авторского колл. К.А. Аверьянов). М., 2012. С. 325 - 342. ISBN 978-5-9904122-1-7.
Останкино — статья из Большой советской энциклопедии
Останкино — статья из Нового энциклопедического словаря изобразительного искусства
Глозман И. М., Рапопорт В. Л., Семенова И. Г. Кусково. Останкино. Архангельское. — М.: Искусство, 1976. — 207 с. — (Города и музеи мира).

Музей - усадьба графа Шереметьева


Фрагмент ограды усадьбы графа Шереметьева в Останкино


фрагмент ограды
Останкино - уникальный архитектурный и художественный памятник, связанный с историей русского и европейского театрального искусства. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течение четырех столетий.
Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.) , господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем,парадной летней резиденцией графа Н.П. Шереметева.



В 1743 году деревня Осташково была отдана в приданое дочери князя Черкасского Варваре, вышедшей замуж за сына графа Шереметьева, знатного вельможу, сподвижника Петра I. Таким образом, Останкино перешло во владение графов Шереметьевых.

в парке музея - усадьбы


ротонда
Известия конца столетия рассказывают, что в то время в Останкино был «увеселительный дом и регулярный сад с прудами». Однако в 1789 году граф Н.П. Шереметьев - большой знаток и поклонник искусства, в особенности театрального - задумывает перестроить особняк таким образом, чтобы разместить в нем не только дворцовые помещения, но и театральный зал. В результате перестройки получился скорее музей, чем жилая усадьба. А сам граф необычайно гордился своим созданием и считал его «величайшим, достойным удивления делом».


А причиной тому была - любовь. Любовь графа Н.П.Шереметьева к своей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.
Его чувства к Параше были настолько сильны, что граф пренебрег светскими условностями и тайно обвенчался с ней. Вот для того, чтобы избавить жену от воспоминаний о ее скромном происхождении и унизительном прошлом, граф и решил построить на другом конце Москвы дворец-театр, где ее талант мог бы раскрыться во всем своем блеске.

граф Шереметьев


фрагмент украшения



Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма... Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма.Фасады симметрично расположенных разновеликих объемов дворца украшены колоннадами ионического, коринфского, тосканского ордеров.


Потолок театра Шереметьва. В театре и по сей день устриваются спектакли, существуют так называемые Шереметьевские праздники.


Зал дворца Шереметевых


Самая знаменитая скульптура из Шереметевской коллекции в Останкино: "Дерущиеся петухи" Кановы. Когда обходишь ее вокруг, удивляешься, почему не слышно петушиного клекота, ведь их тут сразу трое!

До сих пор во внутреннем убранстве дворца Шереметьева сохранился подлинный паркет, некоторые люстры, потолок. Там была замечательная сборная позолоченная мебель, высокие зеркала, чертежи усадьбы, коллекционное собрание картин. Само убранство тоже напоминало театр, его композиции был посвящён интерьер дворца...

Перед вами кусочек театра Шереметьевых, здание которого помещалось прямо во дворце. Именно театр составил славу Останкино! Он был оборудован о последнему слову техники: колонны поднимались и раздвигались, потолок менялся, существовали всяческие приспособления для передачи звука грома, дождя... Верхний ярус театра - на снимке. Оттуда крепостные наблюдали за действием, происходящим на сцене театра...

Декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона. Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов...В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.



Несмотря на всю классичность своих форм, Останкинский дворец отличается необыкновенной нарядностью и роскошью. Да и немудрено, ведь он не мог не отражать тот дух обилия и вычурности, который господствовал в архитектуре и искусстве на всем протяжении 18 века. Сам граф дотошно вникал в малейшие детали строительства своего детища. Часто советовался и спорил со своими архитекторами. В результате Останкино не выглядит как творение одного мастера, но зато в нем замечательно отражена эпоха и то понимание красоты,
которое объединяло всех мастеров конца 18 века.

На месте современной усадьбы Останкино (первоначально Осташково) 400 лет назад стояли дремучие леса, в которых были разбросаны немногочисленные селения. В этих местах царские егеря часто охотились на медведей и лосей, за что близлежащие земли получили названия "Лосиный остров", "Лось", "Медведково".

Первое письменное упоминание о селе и его владельце относится к 1558 году. Иван Грозный отдал эти земли во владение служилому человеку Алексею Сатину, который в годы опричнины был им же и казнен. Новым владельцем имения был поставлен известный дипломат, дьяк посольского приказа Василий Щелкалов. При нем Останкино становится настоящей усадьбой (конец XVI - нач. XVII вв.). Щелканов строит боярский дом с поселением в нем деловых людей, деревянную церковь Троицы. Тогда же был вырыт большой пруд, разбит огород, засажена дубовая роща.

После Смутного времени разоренную усадьбу восстанавливали уже новые хозяева - князья Черкасские, кроме того, ими была построена сохранившаяся и поныне каменная красавица-церковь в честь Живоначальной Троицы на месте сгоревшей деревянной с пятикупольным храмом, с двумя приделами, тремя шатровыми крыльцами и колокольней с высоким шпилем (теперь увенчанной шатром).

Останкино связано с фамилией Шереметевых с 1743 года, когда граф Петр Борисович Шереметев женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской - единственной дочери Черкасских. В приданое она получила 24 вотчины, в число которых входило и Останкино, а сам молодой хозяин, владевший усадьбой Кусково, в Останкине создает фруктовый сад, разбивает парк, строит новые хоромы.

Служение славе всероссийской

После смерти Шереметева-старшего (1788 год) в права наследника вступает его сын Николай Петрович Шереметев, к которому переходит не только усадьба Останкино, но и владения отца в 17 губерниях с 200 тысячами крестьян, с зажиточными селами, в которых крестьяне занимались художественными ремеслами.

Молодой граф Шереметев был одним из самых богатых и просвещенных аристократов своего времени: знал несколько иностранных языков, учился за границей, объездил множество европейских стран, знакомясь с литературой и искусством, собрал большую библиотеку.

По приезде в Россию он задумал создать в Останкине Дворец искусств с театром, художественными галереями, с богато декорированными парадными комнатами и залами, открытыми как для отечественных, так и для иноземных гостей. Он видел в этом служение не только личностным потребностям, но и славе всероссийской.

Творение золотых рук мастеров

Дворец строился с 1791 по 1798 годы. В его проектировании участвовали архитекторы Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези, а также русские архитекторы Е. Назаров и крепостной зодчий П. Аргунов. Строительство вели крепостные мастера, которыми руководили ответственные архитекторы А. Миронов, Г. Дикушин, П. Бизяев. Интерьеры оформляли также крепостные художники: декоратор Г. Мухин, художник Н. Аргунов, резчики Ф. Пряхин и И. Мочалин, паркетчики Ф. Прядченко, Е. Четвериков. Завершал отделку здания П. Аргунов.

Останкинский дворец был построен в стиле классицизма. Монументальный и величественный, он казался возведенным из камня, хотя материалом для него послужило дерево.

Общая композиция дворца исходит из схемы в виде буквы "П" с парадным двором. Здание выдержано в классической симметрии. Большой купол венчает центральную часть здания, оформленного тремя классическими портиками: центральным и двумя боковыми. Павильоны с обеих сторон (Итальянский и Египетский) соединены с главным зданием одноэтажными галереями.

Главным помещением в центре дворца является театральный зал. Следует отметить, что граф создал необычный театр, где крепостные получали хорошее актерское образование от известных русских и зарубежных артистов. Музыкальной частью заведовал композитор, капельмейстер и учитель пения Иван Дегтярев, сложными механизмами сцены управлял Федор Пряхин.

Зрительный зал был невелик, но отделан с большим изяществом. Амфитеатр был отделен от партера балюстрадой, за которой между коринфскими колоннами располагались лоджии бельэтажа, и над ними, под самым потолком верхняя галерея. Залы дворца предназначались для фойе и использовались как концертные и банкетные: Египетский зал, Итальянский зал, Малиновая гостиная, картинная галерея, концертный зал и т. д. Их можно назвать парадными помещениями с хрустальными люстрами, паркетными полами, росписями, позолоченной лепниной, стильной мебелью, обивкой стен шелком, картинами, гравюрами, скульптурами. Роскошно были отделаны даже небольшие угловые комнаты и переходные галереи.

Все это было сотворено золотых рук мастерами - крепостными умельцами графа, который набирал самых способных крестьян по разным селам, посылал их учиться в Академию художеств и даже в Италию .

А дальше…

В 1801 году Шереметев навсегда уезжает в Петербург, женившись на молодой, но уже прославленной актрисе своего театра Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой - дочери крепостного кузнеца, не признанной в свете и умершей от чахотки в 34 года после рождения сына Дмитрия. Вскоре умирает и сам граф. Их сына воспитывала балерина того же театра Т. В. Шлыкова-Гранатова.

Останкино оставалось родовым имением Шереметевых вплоть до 1917 года. После революции 1917 года усадьба была национализирована и функционировала как музей-усадьба, а с 1938 г. - как музей творчества крепостных. С тех пор здесь постоянно ведется большая научная работа по восстановлению и реставрации дворца, создаются каталоги его коллекций.

Комментировать статью "Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине"

Периодически на конфе жалуются на недоступность искусства (про Большой театр это конечно верно). вот в связи с приездом ко мне родственницы глянула сейчас билеты - [ссылка-1] - Балет Щелкунчик в Кремлевском дворце завтра - от 300 до 800 руб.

Кремлевский дворец со скидкой! Кремлевские ворота. Московский Кремль, обнесенный кирпичными красными стенами, имеет форму Кремлевский дворец со скидкой! ДРУЗЬЯ, приглашаю Вас в Кремль! Чтоб сделать заказ указываете мне мероприятие из указнных ниже...

Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине. На Поклонной горе весь день будет играть музыка: с 12.00 до 14.00 и с 14.00 до 15.00 - гала-концерт духовых оркестров, с 15 до 18 открытие фестиваля искусств народного творчества «Салют...

Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине. Продается уютная 3-х комн кв в Останкино, 3/5 эт, 60/16+14+12/6, изол., с/y совм, балк., чулан 3 м, окна восток-запад, в оч. хор. сост, прекр. район, через дорогу - Бот. сад и Останкинский парк, уютный зеленый двор, в...

школа искусств им. М.А.Балакирева. Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада Раздел: Подготовка к школе (будут ли сносить дворец искусств им балакирева на выхино). Девочки, кто водил ребенка на подготовительные...

И перед входом в Шереметьевский дворец. Она там уже лет 40 стоит, пончиковая эта, с историей заведение... Почему знаю - я в прошлом августе бегала, искала эти пончики по району как подорванная.

Останкинская телевизионная башня и телецентр сейчас, в XXI веке, у всех на слуху. Однако история села, старинной усадьбы Шереметевых в Останкине и создание великолепного дворца... Автор статьи: Шестаковская Людмила.

Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине. Краеведы, расскажите плиз про кремлевскую елку... Раздел: Театры (во сколько пускают в кремлевский дворец). Московский Кремль, обнесенный кирпичными красными стенами, имеет форму пятиугольника.

Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине. Зимний Дворец Петра -я так и не поняла, где там вход, его остатки по сути где-то в подвалах. С нового учебного года во Дворце пионеров стартует программа медицинских кружков по следующим направлениям: - «Вечерняя...

Занятия для детей - дворец пионеров, Прожектор, Локомотиворемонтный клуб. Еще какие-то центры есть. Художка на Зеленом и музыкалка на Владимирской.

Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине. Большой купол венчает центральную часть здания, оформленного тремя классическими портиками Боярская городская усадьба XVII века: палаты Аверкия Кириллова. Путешествие в галантный век или как наша изостудия...

Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине. Из истории села Останкино. На месте современной усадьбы Останкино (первоначально Осташково) 400 лет назад стояли дремучие леса, в которых были разбросаны немногочисленные селения.

Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине. Зеленоград, Дворец творчества детей и юношества (площадь Колумба, д. 1), начало в 15 часов. Хореография в Восточном округе.

Это в Останкино. Есть все телефоны, а на переславском даже видеокартинка Плещеевского озера в режиме Сергиев Посад Добраться до Посада можно по Ярославскому шоссе, ехать 70 км. Электричкой с Ярославского Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине.

Соседи интересуются однокомнатной квартирой в Останкино для молодоженов (сын жениться собрался) Это в Останкино. Есть все телефоны, а на переславском даже видеокартинка Плещеевского озера в режиме Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине.

На Первой Останкинской улице города Москвы раскинулся живописный дворцово-парковый ансамбль конца XVIII века, построенный «русским Крезом» графом Николаем Шереметевым — одним из самых богатейших людей Российской империи.

Сегодня ансамбль известен как музей-заповедник «Останкино» и является частью старейшего Останкинского парка, территория которого после реконструкции 2014 года обрела не только свой первоначальный исторический облик, но и дополнилась современными велодорожками, крупнейшим в Европе скейт-парком, танцплощадкой, лодочной станцией, фонтанами, площадкой с тренажерами, конной трассой, парком скульптур, детскими игровыми площадками и кафе. По парку любят прогуливаться многочисленные туристы и жители столицы, тем более что с одной своей стороны он примыкает к Главному ботаническому саду РАН, а с другой к .

В 2013 году Останкинский музей закрылся на реконструкцию и с тех пор посетители в него не допускаются. Реконструкция эта была вынужденной: деревянное неотапливаемое здание не выдерживало больше нагрузки и могло разрушиться в любой момент.

Однако парк по-прежнему открыт для всех желающих. Да и сотрудники музея проводят однодневные выездные выставки и групповые занятия для взрослых и детей, в ходе которых они рассказывают об Останкино и других усадьбах, принадлежавших графам Шереметевым. Круг тем зависит от предпочтений группы: можно выбрать виртуальную экскурсию по дворцу, узнать об истории усадьбы и ее владельцах, послушать о крепостном театре – «Пантеоне искусств» Шереметевых, ознакомиться с удивительными коллекциями дворцово-паркового комплекса, в числе которых скульптуры, фарфор, часы и осветительные приборы конца XVIII века. Занятия сопровождаются показом многочисленных фотографий и видеорядом.

После завершения реконструкции (ориентировочно — 2020 год), музей-усадьба «Останкино» предстанет перед современниками во всей красе: с подземными выставочными залами, деревянным дворцом-театром с богатыми интерьерами, увеселительным садом и потрясающими оранжереями.

История усадьбы «Останкино»

Первые документальные упоминания об Останкино относятся к середине XVI века, тогда это была деревня Осташково и принадлежала она некоему Алексею Сатину. В 1584 году владельцем деревни стал дьяк Василий Щелкалов, который построил в деревне деревянную церковь и боярский дом, выкопал пруд и посадил дубово-кедровую рощу.

В Смутное время постройки Щелкалова сгорели, остались только пруд и остатки деревьев. В 1620 году Останкино перешло к князю Ивану Черкасскому, родственнику царя Михаила Романова. В 1642 году землю унаследовал племянник Ивана Черкасского Яков, который обустроил в Останкино охотничьи угодья. А в 1666 году Останкино стало собственностью Михаила Черкасского, сына Якова. Михаил приказал заново посадить кедровую рощу и отстроить новую каменную церковь.

После Михаила усадьба перешла к его сыну Алексею Черкасскому, и на нем цепочка наследования прервалась: в 1743 году дочка Алексея Варвара Черкасская вышла замуж за графа Петра Шереметева, и Останкино было отдано ее супругу в качестве приданого. Фельдмаршал Петр Шереметев и без того был богатым человеком, а после женитьбы на наследнице огромного состояния, стал еще богаче. В обществе его прозвали «русским Крезом», а позднее это прозвище перешло к его сыну Николаю Шереметеву, унаследовавшему состояние отца.

Петр Шереметев практически не уделял время поместью, так как был занят обустройством другой своей усадьбы в . Однако он использовал Останкино в качестве сельскохозяйственных и охотничьих угодий, поэтому в имении были построены оранжереи и теплицы, разбит парк и заложен Увеселительный сад. В теплицах выращивались овощи, которые затем поставлялись к графскому столу в Кусково.

В 1788 году Николай Шереметев стал самым завидным женихом в Москве, так как сделался владельцем несметных сокровищ, завещанных ему отцом. Однако граф о женитьбе в те годы не помышлял. Его любовью и музой был крепостной театр в Кусково, однако там ему не хватало простора для того, чтобы развернуть полет своих творческих фантазий. Поэтому в 1790 году он принял решение построить в Останкино большую летнюю резиденцию, главным звеном которой должен был стать настоящий «Пантеон искусств» — крепостной театр, в котором будут играть и петь лучшие артисты его труппы.

Для лучшей акустики Большой дом решено было построить из дерева. Строительство дома-театра шло с 1792 по 1797 годы. Театр, заложенный в нем, стал одним из лучших частных театров страны, однако просуществовал он недолго, дав всего 4 представления, а затем был заброшен Шереметевым.

Причиной такого попустительства стала тяжелая болезнь Прасковьи Жемчуговой, крепостной артистки и фаворитки графа, после которой она не смогла больше петь. В 1798 году Николай дал вольную девушке, а затем тайно с ней обвенчался в 1801 году. Их брак длился всего два года: после рождения сына Прасковья была отравлена кем-то из крепостных, хотя официальной причиной ее смерти была названа родовая горячка. Шереметев распустил труппу и в 1804 году театр перестал существовать.

Следующий этап в жизни Останкино начался в 1856 году, когда в Большом доме решил временно поселиться Александр II с членами своей семьи. В честь приезда царских особ дом-театр подвергся частичной перепланировке. Император прожил в усадьбе всего неделю, готовясь к церемонии своей коронации, но именно после его приезда Большой дом стал именоваться дворцом.

В 1918 году усадьба Останкино была национализирована и превратилась в государственный музей. В 1932 году на территории бывшей усадьбы был открыт Парк культуры и отдыха Феликса Дзержинского, в 1976 году ставший зоной отдыха ВДНХ. После развала СССР парк был переименован в Останкинский.

Достопримечательности усадьбы «Останкино»

Дворец-театр Шереметевых

Деревянный дворец-театр строился в течение пяти лет. Николай Шереметев хотел, чтобы он блистал красотой и роскошью и чтобы высокие гости, которых он планировал приглашать, восхищались не только «Пантеоном искусств», но и парадными покоями. Основным архитектором дворца стал итальянец Франческо Кампорези, который решил спроектировать дворец в П-образной форме.

В центре дворцового комплекса он построил театр, затем в разные стороны от него провел две проходные, соединявшие центр с боковыми Египетским и Итальянским павильонами. Актерский флигель и жилые помещения примкнули к павильонам. Крепостной театр по заказу Шереметева сделали трансформирующимся: театральный зал с легкостью превращался в танцевальный за счет разборного пола. Гримировочная комната артисток выходила сразу на сцену.

Кроме Кампорези, проектировщиками дома являлись известные придворные архитекторы Джакомо Кваренги, Иван Старов, Винченцо Бренна. Большой вклад в создание дворца внесли и крепостные графа: архитекторы Павел Аргунов и Алексей Миронов. В 1795 году была закончена отделка интерьеров, и театр дал свое первое феерическое представление.

Большая сцена, роскошный партер, великолепный бельэтаж действительно превратили театр в «Пантеон искусств». За счет построенного машинного отделения на сцене сверкали молнии, шли дожди, гремел гром – все, как в настоящей жизни. Такой эффект достигался за счет желоба, в который специально обученный крепостной сыпал горох или мелкие камешки, — они и создавали нужные звуки. Второе представление театр дал в честь приезда в усадьбу графа Станислава Потоцкого.

В 1796 году Шереметев решил продолжить строительство и добавить парадные залы, выстроенные в анфиладном порядке, к южной части дворца на втором этаже. Теперь по парадной лестнице можно было попасть в Малиновую прихожую, затем в изысканный Голубой зал – самый роскошный во всем дворце, после него в Пунцовую гостиную, в которой повесили огромный портрет императора Павла I.

Над новыми залами трудились лучшие крепостные резчики, искусные позолотчики и опытные столяры, которые создали настоящие царские интерьеры, сохранившиеся до наших дней. Парадные залы украсили хрустальные светильники, бра, навесные люстры, канделябры, торшеры, фигурные подсвечники для свечей и стенники – все осветительные приборы, существовавшие в стране в конце XVIII века. Еще одним элементом декора стали скульптуры, установленные по всему дворцу.

В ходе строительства фойе на первом этаже переделали в Эстампную галерею, а графскую ложу на втором – в Картинную. В итоге в обеих галереях разместилась богатая коллекция картин Шереметевых, которая уцелела до наших времен.

В 1797 году состоялось третье представление театра, которое готовилось в честь приезда в усадьбу Павла I, но император только осмотрел усадьбу и уехал. Четвертое и последнее представление было дано в честь приезда во дворец Станислава Понятовского и иностранных министров.

В 1820 году сын Николая и Прасковьи Шереметевых Дмитрий разобрал актерский флигель и жилые помещения, примыкавшие к дому, из-за их обветшалого состояния.

Накануне приезда императора Александра II театр превратился в зимний сад: разборный пол был уничтожен, а вместо него положили стационарный. «Пантеон искусств» потерял возможность трансформироваться и лишился нижнего машинного отделения. Ротонда дворца была оборудована в рабочий кабинет императора. И театр, и ротонда дошли в этом варианте реконструкции до наших дней.

Церковь Живоначальной Троицы

Строительство каменной церкви в стиле русского узорочья по прошению князя Черкасского началось в 1678 году. Ее архитектором был крепостной Павел Потехин. В 1683 году был освящен Тихвинский придел церкви, в 1691 году – придел Александра Свирского, а еще через год – придел Святой Троицы и завершен резной иконостас в стиле нарышкинского барокко. Впоследствии в храме были достроены галереи, крыльцо и колокольня с шатровым завершением. Для отделки и декора церкви использовались белый камень, красный кирпич, разноцветные полихромные изразцы, гирьки, ширинки, киотцы, балясины, кувшинчики, розетки и арочки.

В 1930 году церковь стала филиалом Антирелигиозного музея искусств, и службы в ней прекратились. В январе 1935 года она была включена в комплекс Останкинского музея и долгие годы в ней располагались служебные помещения. Службы в храме возобновились только в 1991 году.

За годы своего существования церковь неоднократно подвергалась реконструкции. Сегодня она представляет собой бесстолпный четырехгранный храм с тремя галереями и одинаковыми приделами, стоящий на высоком каменном цоколе. Главный иконостас состоит из восьми ярусов, на двух из которых представлены иконы XVII-XVIII веков.

Увеселительный сад

Увеселительный сад усадьбы был заложен графом Петром Шереметевым в 1754 году. В последующие годы шла активная посадка кленовых, липовых и еловых аллей, а в оранжереях выращивались декоративные растения. Кульминацией стала постройка в саду увеселительного павильона, в котором планировалось устраивать гуляния с танцами и маскарадами.

Когда Останкино унаследовал Николай Шереметев, он решил заняться не только строительством дворца-театра, но и обустройством Увеселительного сада. Главным садовником стал англичанин, имя которого не зафиксировано ни в одном из документов. Разбивку сада осуществляли Иоганн Манштатт, Петр Ракка и Карл Рейнерт. Парк включил в себя «английскую» пейзажную часть с прудами, беседками, павильонами, дорожками и регулярную «французскую» со скульптурами, вазами и статуями. В прудах было организовано катание на лодках. Основу парка составляли дубы, кедры, липы и вязы, которым сегодня насчитывается свыше 200 лет.

В 1795 году на искусственной насыпи, названной Парнасом, была построена очаровательная беседка «Миловзор», которая стала лучшим видовым местом усадьбы. В начале XX века утраченная беседка была воссоздана. Еще одним элементом дизайна увеселительного сада, сохранившимся до наших дней, стало берсо.

Где находится и как добраться

Усадьба «Останкино» находится по адресу: город Москва, 1-я Останкинская улица, дом 5.

Попасть сюда можно от станции метро «ВДНХ», сев на любой трамвай, следующий до остановки «Останкино». Либо сев на автобус № 85 или троллейбусы № 37 и № 9, следующие от этой же станции или станции метро «Алексеевская». Конечным пунктом назначения будет остановка «Улица Королева».