Детский сад отчет муз гостиная. Проект «Музыкальная гостиная для детей и родителей» методическая разработка на тему. Вступительное слово воспитателя

«Музыкальная гостиная в детском саду » Рабочая группа по подготовке проекта: старший воспитатель ГБОУ д/с 1641 Попович Е.И. старший воспитатель ГБОУ д/с 2570 Григорьева Г.Ю. старший воспитатель ГБОУ д/с комбинированного вида 685 Копейко К.А. «Просвещённое родительство». Москва 2012 г.


Цель: Приобщить семью к музыкальной классике в высокохудожественном исполнении, способствующей музыкальному и общекультурному развитию детей с помощью концертов (15), досугов (музыкальная гостиная) (20) для детей и родителей в течении одного года с 11 января 2012года до11 января 2013года. Задачи: Интеграция формальных и неформальных форм дошкольного образования, обеспечивающая привлечение ресурсов городской среды и московской семьи к образовательному процессу в дошкольных образовательных учреждениях. Обогащение воспитательных систем, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, внесением в жизнь каждого ребёнка персонифицированных культурных событий Развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к культуре и музыке.


Краткое содержание проекта Проект направлен: На приобщение детей и родителей к музыкальной культуре, на воспитание интереса и любви к классической музыке; На воспитание художественного вкуса, сознательного отношения к отечественному музыкальному наследию и современной музыке; На приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой; На укрепление семейных традиций, семейных отношений.




Обоснование необходимости проекта: Становление творческой личности ребёнка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической и народной музыки, укреплению семейных отношений, выявление одаренных детей. Ожидаемые результаты обучения: В результате проекта повысится музыкальный и ритмический уровень развития детей, творческий потенциал, который пригодится им в дальнейшей жизни. Активизация родителей по приобщению детей к музыкальной культуре.









КомпонентыСодержание деятельностиРезультат Создание предметно- развивающей среды на территории ДОУ Организация развивающих центров: игровой центр «В гостях у Нотки»; музыкальная гостиная «Весёлая карусель»; познавательно- исследовательская площадка «Умники и умницы»; __ Информирование общественности. Заключение договоров о сотрудничестве с родителями. План-проект. Создание слайд- презентации Визитная карточка проекта Буклеты для родителей Создание средств визуальной информации Еженедельная газета детского сада « », Брошюра ДОУ. Баннер Информирование общественности. Создание пресс-релизов для родителей Фотоматериалы Сотрудничество в СМИ Интернет Выпуск ежеквартальной газеты ДОУ « » Публикации печати: в газете «»; журнал «», «» Размещение информации на официальном сайте ДОУ Информирование общественности. Позиционирование ДОУ. Продвижение имиджа. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТА ИМИДЖ-ПРОДВИЖЕНИЯ

Проект «Музыкальная гостиная для детей и родителей»

МБДОУ Детский сад № 116, г. Архангельск

Актуальность

Процесс приобщения ребенка к культуре – это, прежде всего, воспитание его чувств, начиная с рождения. Но сегодня все, что мир взрослых приводит в соприкосновение с чувствами ребенка, превосходит все мысленные пороги бездуховности. Трудно ожидать, что пройдя такую информационную «мясорубку», ребенок вырастет нравственно, творчески, духовно и физически здоровым.

Контингент современных родителей сильно помолодел, изменились ценности, ритм жизни. Дети не слышат родителей, родители не понимают детей. Идет процесс отчуждения друг от друга, а ведь именно семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в жизнь.

С приходом в дом современной техники человек все больше становится пассивным потребителем искусства. Утеряны традиции любительского музицирования, не практикуются громкие читки, домашние спектакли. Естественность и непринужденность обстановки, совместное пение, слушание музыки, та особенная атмосфера, которая создается во время занятий с любимым человеком, - все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.

Цель: Гармонизация детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.

Задачи проекта:

  1. Обогащать духовный мир через высокохудожественные образцы музыкального искусства; приобщение к истокам мировой и русской народной культуры.
  2. Развивать эмоциональную сферу; способствовать удовлетворению эстетических потребностей, вкуса, развитию эстетической оценки.
  3. Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребенку c учетом его индивидуальных возможностей.
  4. Расширять музыкально-эстетический кругозор через знакомство с музыкой разных жанров.
  5. Создать единый детско-взрослый коллектив.
  6. Переносить атмосферу праздника встречи с музыкой в жизнь своей семьи.

Тип: образовательный, творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели подготовительной группы.

Первый этап - подготовительный

  1. Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы; законодательных документов.
  2. Постановка цели, формулировка задач.
  3. Определение круга тем и форм взаимодействия, подбор музыкального материала, разработка сценариев.
  4. Составление плана реализации проекта.

Второй этап – реализация проекта

Деятельность педагога

Месяц

Тема

Сентябрь

Анкетирование родителей, выяснение заинтересованности проектом; определение форм проведения (концерты, КВН, игровые программы)

Октябрь

Соревнования «Встречаем осень весело»

Ноябрь

«Вместе весело шагать» – концерт по заявкам детей и взрослых, составленный из любимых песен.

Задачи

– познакомить с жизнью и творчеством В. Шаинского;

Воспитывать уважение к творчеству композиторов-современников.

Январь

«Романса трепетные звуки» - знакомство с жанром, исполнение романсов педагогами и родителями.

Задачи:

– познакомить с жанром романса

Совместное исполнение несложных бытовых романсов.

Февраль

«Игры нашего двора» - игровая программа на основе забытых игр.

Задачи:

  • углубить представления детей о русских народных играх;
  • развивать физические умения и коммуникативные качества;

Март

«Эх частушка-коротушка».

Задачи:

  • познакомить с жанром частушки;

Развивать навыки совместного выразительного пения;

  • воспитывать любовь к национальной культуре.

Апрель

П.И. Чайковский «Детский альбом» - концерт с приглашением педагогов музыкальной школы «Гармония». Руководитель Лисицын В.

Или

КВН «Мы любим, музыка, тебя»

Задачи:

  • проявлять знания о музыке в играх и занимательных конкурсах;
  • развивать музыкальные способности;
  • воспитывать любовь к музыке, уважение к товарищам, здоровый дух соперничества.

Май

«Песни, опаленные войной» - программа, посвященная 75-летию со дня великой победы;

Задачи:

Раскрыть роль песен, поднимающих боевой дух солдат во время Великой Отечественной войны.

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Задачи:

  • знакомство с жанром бардовской песни;
  • воспитывать желание слушать и подпевать песни данного жанра.

Третий этап – заключительный

Фотовыставка родителей тематических семейных праздников.

Анкетирование (Приложение № 1)

Ожидаемый результат по проекту

  1. Духовное сближение детей и родителей на основе любви к музыке; возникновение желания ярко и интересно проводить семейный досуг.
  2. Возникновение потребности посещать культурные площадки города (театры, музеи) всей семьей.

Основные направление реализации проекта

  1. Проведение анкетирования.
  2. Разработка сценариев.
  3. Приглашение преподавателей.
  4. Приглашение выпускников детского сада, посещающих музыкальные кружки, школы.

Лилия Дивеева
Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально - художественного развития дошкольников

Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве , то она может прозвучать так : влюбить детей в хорошую музыку . Интонационная природа музыки , ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь . Решению проблемы развития музыкальности детей , способности эмоционально воспринимать музыку подчинены задачи обучения детей различным видам музыкально- художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству (слушание, пение, песенное творчество, музыкально -ритмические движения, музыкально -игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах ).

Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста . В своей работе мы используем такую нетрадиционную форму организации образовательной деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей у дошкольников как «Музыкальная гостиная » .

Творческие находки по организации «Музыкальной гостиной » , которые мы используем своей работе, позволяют нам создать в музыкальном зале атмосферу некоего волшебства, таинства, присущего общению детей с музыкой . Неизменным атрибутом всех встреч является зажженная свеча. Это придает занятию особый колорит. Таким же неизменным атрибутом является и портрет композитора, о творчестве которого пойдет речь на занятии. Для этого в детском саду создана коллекция портретов как классиков отечественной и мировой музыки , так и современных детских композиторов. Композитор А. Вивальди, например, предстает перед нами в образе молодого человека с завитыми локонами и традиционной одежде итальянского городского жителя 18 века. А композитор П. И. Чайковский – в образе русского интеллигента 19 века.

Кроме того, при организации и проведении «Музыкальной гостиной » возникла необходимость в создании библиотеки биографических данных и этапах творческого пути композиторов.

Для более полного восприятия музыкальных произведений , мы стараемся подбирать и подходящий по смысловой структуре литературный материал. Если это «Щелкунчик» Чайковского, то невозможно познакомить детей с музыкой , не используя фрагменты сказки Гофмана. Это – нарядная елка, подарки и, конечно же, кукла – Щелкунчик. А знакомство с музыкой М . И. Глинки подразумевает прочтение отрывков из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Например, «Музыкальная гостиная » «В гостях в Ак-тирмэ (белой юрте) » проходит в виде викторины. Дети отвечают на вопросы : «Что обозначают цвета на государственном флаге?» , «Как называется столица нашей республики?» , «Какие деревья растут в Башкортостане?» , «Голоса каких птиц вы услышали?» , «Люди каких национальностей живут в нашей республике?» . Естественно, что эти вопросы чередуются с слушанием башкирских, русских, татарских, марийских народных мелодий, что позволяет не только развивать музыкальные способности детей , но и приобщать к народной культуре, воспитывать нравственно-патриотические чувства, толерантность к людям разных национальностей.

Учитывая особенности детского восприятия, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения , включающий и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие. Помогают в этом костюмы героев, атрибуты и декорации, созданные руками воспитателей, детей и родителей. Например, с музыкальным циклом «Времена года» А. Вивальди дети знакомятся на основе сказки «Двенадцать месяцев» . Костюмы и атрибуты к представлению этой сказки изготовили родители вместе с детьми. Оригинальные идеи подсказали красочные иллюстрации книг, фотографии журналов и, конечно же, фантазия педагогов.

Но самое главное, в организации «Музыкальной гостиной » - сама музыка . В детском саду мы создали и постоянно пополняем фонотеку классической, современной и народной музыки .

Решать задачи музыкального и творческого развития дошкольников помогает и разработанное нами новое методическое пособие «Музыкальный календарь » . Пособие представляет собой двенадцатиугольник, поделенный на четыре сектора различного цвета, символизирующих времена года. Они в свою очередь поделены на секторы-месяцы. Каждому месяцу года соответствует календарный, государственный или народный праздники, которые традиционно празднуются в детском саду. В середине – стрелка, показывающая месяц года и праздник, к которому ведется подготовка в данный момент. Фотографии праздников отражают традиции, обычаи празднования. Кроме того, данное пособие помогает решать задачи художественно-эстетического , познавательного, нравственно-патриотического воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста .

Перспективный план проведения «Музыкальной гостиной » , разработанный нами на учебный год включает занятия в младших, средних, старших и подготовительных группах детского сада один раз в месяц. Среди них : «Образ Салавата Юлаева в музыке башкирских композиторов», «Ситцевая Русь» , посвященная творчеству поэта С. Есенина, «Клоуны и клоунята» , посвященная празднику юмора 1 апреля, «Добрый волшебник» , посвященная творчеству композитора В. Я. Шаинского, «Сказочная музыка Римского-Корсакова » и другие.

Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности . Слушая музыку , ребенок познает мир во всем его многообразии. При восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе рассказа о музыке и ее анализе у дошкольника развивается речь , которая становится содержательной, образной и выразительной.

Слушание музыки – универсальный вид деятельности. В программе для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать.

Организуя занятия в «Музыкальной гостиной » , мы решаем важную задачу – научить детей слушать музыку , сформировать базу для развития музыкальной культуры .

В такой работе очень важен тесный контакт между музыкальным руководителем и воспитателем, так как воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей . Именно воспитатель поощряет все виды музыкальной деятельности вне занятий, закрепляет умения и навыки выразительного исполнительства, стимулирует творческие проявления в самостоятельной деятельности.

Неотъемлемой частью музыкального развития детей является работа с родителями. Мы работу мы проводим в форме консультаций («Значение музыкальных занятий в воспитании детей» , «Музыка в повседневной жизни ДОУ» , «Как устроить праздник» и другие, совместных праздников и развлечений , приглашение родителей воспитанников в «Музыкальную гостиную » . Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в ее подготовке и проведении, но это и не обязательно. Всегда находятся среди родителей энтузиасты, которые с удовольствием откликаются на предложение принять участие в подготовке и проведении такого мероприятия.

Еще одной формой взаимодействия с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников являются красочные афиши, изготовленные руками музыкальных руководителей , с советами и рекомендациями посетить художественную выставку , концерт или выступление учеников школы искусств; совместное с родителями создание альбомов о композиторах, семейных художественных творческих проектов . Настоящим открытием стали проекты «Тридевятое царство» , «Улыбка зажигает звезду» , в которых приняли участие дети и родители старших и подготовительных групп.

Мы находимся в постоянном поиске новых и интересных методов, приемов работы. Стараемся строить свою работу так, чтобы жизнь ребенка в детском саду была радостной и увлекательной. Если, прослушав музыку , потанцевав, ребенок долго помнит об этом, значит, наша работа не прошла даром.

Музыкальное воспитание в детском саду не предполагает профессионального музыкального , хорового или танцевального образования. Наша задача значительно шире, а поэтому труднее : открыть ребенку дверь в мир музыки , познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего «Я» , дать возможность реализовать себя с помощью музыки , ощутить гармонию и красоту.

Красняк Нина
Музыкальная гостиная как вариативная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры детей дош

Дошкольный возраст - это период пробуждения и расцвета творческих и эмоциональных особенностей детей .

Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности - развитие творчества отходит на второй план.

Музыка , как известно, воздействует, прежде всего, на чувства человека, вызывает определенное настроение. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями , содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально . Движение, органически связанное с музыкой , помогает глубже проникнуть в эмоционально-образное содержание той или иной пьесы.

ФГОС ДО ставит перед дошкольной образовательной организацией ряд задач, в одной из приоритетных направлений – художественно-эстетическое развитие. В контексте нашей работы в разделе «Музыка » стоят следующие задачи, которые представлены на слайде. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки , задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников , ценностного отношения к музыке как виду искусства , музыкальным традициям и праздникам.

В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с семьями воспитанников закреплено в основной образовательной программе детского сада и является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. В разделе ООП «Вариативные формы , способы, методы реализации Программы в образовательной деятельности разных видов и культурных практик » выделяются практики организованной образовательной деятельности с детьми . Они могут быть разными по форме .

При формировании основ музыкальной , художественной и эстетической культуры дошкольников их родителей мы ориентировались на такую форму взаимодействия с детьми как «Музыкальная гостиная » . Музыкально -театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей , предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале .

Понимая важность проблемы, мы поставили перед собой следующую цель :

Цель : Создание единого культурно-образовательного музыкально -эстетического пространства в детском саду и семье воспитанника , способствующего формированию основ музыкальной культуры .

Данная цель предполагает решение следующих задач, которые представлены на слайде :

1. Развивать музыкальность детей

2. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием

3. Обогащать музыкальные впечатления детей в процессе их знакомства с произведениями мировой музыкальной культуры

4. Формировать музыкальный вкус детей , оценочного отношения к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению

5. Формировать познавательный интереса к искусству в процессе приобщения к музыке

6. Организация мероприятий, способствующих приобщению родителей детей дошкольного возраста к миру музыкальной культуры

7. Привлекать семьи воспитанников ДОУ к музыкально-творческой деятельности

Задачи достаточно сложные, да и сама форма проведения «Музыкальной гостиной » подразумевает большую подготовительную работу.

Свою работу мы начали с того, что провели диагностику музыкальности , опираясь на методику Э. П. Костиной. Данные позволили сделать вывод о том, что, у детей группы отмечается яркое эмоциональное отношение к музыкальным образам , выраженным в музыкальном произведении . Воспитанники могут охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия) . Дети определяют жанр музыкального произведения с помощью взрослого. Затруднения в умении самостоятельно охарактеризовать музыку , применяя художественно образное описание.

Кроме того провели анкетирование родителей «Что Вы знаете о классической музыке По результатам проведенного анкетирования менее 8% родителей имеют музыкальное образование , а более 60% любят слушать классическую музыку и хотели бы учить музыке своего ребенка .

В рамках проведения музыкальной гостиной мы использовали следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников :

Анкетирование

Выпуск наглядной информации (выпуск стенгазет, размещение информации на сайте МБДОУ , оформление пригласительных билетов для гостей , афиш и т. д.)

Групповой сбор (1 раз в квартал)

Индивидуальная и микрогрупповая работа

Видео и мультимедийные презентации

Совместная деятельность с родителями (участие в концертах, шоу-программах, праздника.)

Так же мы разработали план работы «Музыкальной гостиной » на учебный год с учетом индивидуальных особенностей детей и родителей по следующей тематике :

«Времена года в музыке русских композиторов» (вписать цель)

«Звуки музыки вокруг нас » (вписать цель)

«Вечер поэзии» (вписать цель)

«От улыбки хмурый день.» знакомство с творчеством В. Шаинского. (вписать цель)

Разработанные циклы занятий предоставили мне возможность выбора и творческого поиска. Организуя занятия в «Музыкальной гостиной » , мы решаем важную задачу – научить детей слушать музыку , сформировать базу для развития музыкальной культуры воспитанников и их родителей. Сочетание разнообразных методических приёмов, таких, как :

сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами,

использование поэтического слова,

сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения, игра в оркестре,

танцевальные и игровые импровизации,

прослушивание фрагментов различных музыкальных произведений , последующим обсуждением, какой из фрагментов не относится к классической музыке и почему .

Творческие находки по организации «Музыкальной гостиной » , которые мы используем своей работе, позволяют нам создать в музыкальном зале атмосферу некоего волшебства, таинства, присущего общению детей с музыкой .

Учитывая особенности детского восприятия, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения , включающий и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие. Помогают в этом костюмы героев, атрибуты и декорации, созданные руками воспитателей, детей и родителей .

Всё это значительно обогащает эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение , обогащает духовный мир всех участников музыкальной гостиной через высокохудожественные образцы музыкального искусства . Кроме того формируется музыкальный вкус , оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению детей и родителей .

По результатам сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что у детей отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам , выраженным в музыкальном произведении , умение самостоятельно охарактеризовать музыку , применяя художественно образное описание. Дети самостоятельно различают выразительные особенности музыкальных звуков . Различают тембровые свойства музыкального звучания инструментов в произведении. Воспитанники быстро и правильно определяют жанр музыкального произведения , эмоционально рассказывают о его общем характере.

Так же отмечается возросший интерес родителей воспитанников к классической музыке . Совместная творческая деятельность помогает с помощью музыки объединить детей и взрослых , создать обстановку общей радости, хорошего настроения, а состояние счастья и полноты жизни – существенный признак единения взрослых и детей . Духовное сближение детей и родителей на основе любви к музыке

Публикации по теме:

Цель: воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию.

Задачи : через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и её признаках. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать своё мнение, соотносить по настроению образцы живописи, музыки и поэзии. Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное и образное мышление. Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении. Развивать образную речь дошкольников, расширять словарный запас детей. Воспитывать умение коллективно работать, учитывая мнение товарища, избегать конфликтных ситуаций.

Материал:

Репродукции картин:

И. Левитан «Золотая осень», «Осенний пейзаж с церковью», «Октябрь»; С. Кротова «Осень»; Ф. Васильев «Буря»; А. Жданов «Октябрь»;

И. Курныков «Осенний дождь»; Ю. Бобин «Ноябрь».

Музыкальный ряд:

С. Намина «Мы желаем счастья вам»; А. Бородин «Полька»; Ф. Черчель «Вальс»; П. Чайковский «Октябрь»; Майкопар «Бурный поток»; М. Легран «Шербугские зонтики»; Спадавеккиа «Старый жук»; Паулс «Пасмурно»; А. Рубинштейн «Мелодия».

Осенние разноцветные листья на каждого ребенка; 2 листа ½ ватмана, цветной картон; гуашь, кисти, ножницы, клей.

Корзина, украшенная листьями, с маленькими коробочками сока (угощенье).

Предшествующая работа:

Согласно плана проекта – циклы занятий по ИЗО, ознакомление с искусством, художественной литературой; наблюдения за осенними явлениями в природе.

Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему осени. Беседы об увиденном и услышанном.

Разучивание стихов и песен об осени. Подготовка музыкального материала с помощью педагога и учеников Центра Детского Творчества.

Ход занятия:

Дети под музыку С. Намина «Мы желаем счастья вам» входят в зал, встают полукругом и поют припев песни, здороваются.

Воспитатель – Мы рады гостям, рады друг другу. Давайте улыбнемся всем: тому, кто справа, тому, кто слева, кто впереди вас. Пусть у всех будет хорошее настроение.

Затем дети проходят на стульчики.

Воспитатель - сегодня мы с вами поговорим о чем-то прекрасном и знакомом для вас. А что это, вы узнаете из загадки: (воспитатель загадывает загадку)

Вот художник так художник!

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот? (Осень)

Воспитатель - да, мы с вами еще раз поговорим об осени, ведь это время года необычное. Оно такое разное. Хоть все считают, что осень – грустная пора, но ведь, она приносит с собой не только хмурое небо и холодный дождик, но и красоту и радость, которую мы можем встретить в осенних садах, скверах и лесах.

Из всех картин осеннюю люблю.

Достойно мудрой красоты её звучанье.

Слезами, полными любви и увяданья,

Роняет робко осень молодость свою.

Нет ни одного человека, который не любовался бы красками осени, а какие краски у осени? (ответы детей). Поэтому на это время года обращали свое внимание художники. Сколько замечательных картин, пейзажей написано об этом времени года, вы только взгляните (воспитатель обращает внимание всех на выставленные картины).

Я предлагаю на время стать всем художниками и оставить на листе ватмана яркие краски осени, а в конце нашей встречи мы увидим во что превратятся ваши мазки. (Техника рисования - «монотипия». Все участники вечера наносят яркие пятна на силуэт листочка, а сверху накладывают белый лист с силуэтом и разглаживают рукой).

Воспитатель - осень воспевали и поэты, они этому времени года посвятили свои чудесные стихи, которые сегодня мы с вами услышим.

Так же это время года нашло свое отражение и в музыке, ведь осень дарит нам столько эмоций, столько чувств, а это может выразить музыка. А подарят нам звуки и настроение осени наши гости из Центра Детского Творчества.

Воспитатель – сейчас хочу проверить, как вы знаете приметы осени, и загадаю несколько загадок:

И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать (дождь).

Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, слышишь его, а не видишь (ветер).

Его весной и летом все видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки (дерево).

Рыжий Егорка упал в озёрко. Сам не утонул и воды не всколыхнул (осенний лист).

А вот о верной примете осени прочтут стихотворение наши детки (трое детей).

Верная примета

Г. Ладонщиков

Ветер тучи гонит,

Ветер в трубах стонет,

Дождь косой, холодный

По стеклу стучит.

На дорогах лужи

Морщатся от стужи,

Под навесом прячутся

Грустные грачи.

Верная примета,

Что проходит лето,

Что спешит с подарками

Снова осень яркая,

Воспитатель – да, начинается осень с ярких красок, которые дарят столько эмоций, удивленья. Вот послушайте, как настроение стихотворения «Осень» передается в музыке.

А. Бородин «Полька» (исполняют гости), а прочтет стихотворение Артем.

Осень

З. Фёдоровская

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

(На полу заранее разложены разноцветные листья.)

Воспитатель - посмотрите, сколько красивых листочков. Откуда они? (ответы детей). Да это нам подарил листопад. Послушайте Никиту.

Листопад

Ю. Коринец

Вьётся в воздухе листва,

В жёлтых листьях вся земля.

У окошка мы сидим

И глядим наружу.

Шепчут листья: - Улетим! -

и ныряют в лужу.

Воспитатель - давайте возьмем в руки эти красивые листочки, и устроим листопад.

(Дети под звуки польки подбрасывают листья и выполняют дыхательное упражнение «подуем на листочки».)

Воспитатель - На что похож этот листопад? (ответы детей). Вот послушайте, о чем вам расскажет Вероника. (Дети собираются в круг.)

Озорники

Л. Разводова

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья, -

Дождь из листиков и я.

Воспитатель - я предлагаю потанцевать всем с листиками, а помогут нам в этом наши гости и исполнят вальс композитора Ф. Черчеля, этот танец очень хорошо передает кружение листочков.

Танец – импровизация с листочками.

Воспитатель - Хорошее у вас настроение? Это настроение от красок, звуков листвы и ее кружения дарит нам 1месяц осени. (какой? сентябрь). Как такую осень называют? (золотая, почему?).

Но вот на смену сентября приходит, что? (октябрь). Он дарит не только хорошее, радостное настроение, но бывают дни и серые, и хмурые, когда бывает плохое настроение, вот посмотрите на картину И. Левитана «Октябрь», а Андрей прочтет стихотворение:

В октябре

Г. Ладонщиков

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода,

Частый дождик землю мочит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома,

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

Воспитатель - я предлагаю послушать отрывок музыкального произведения П. Чайковского из цикла «Времена года», которое так и называется «Октябрь». И вы почувствуете всю грусть и печаль этой поры, а исполнит его Людмила Владимировна.

Но бывает не только грустно, но и тревожно, ведь осенью наступает пора ненастья. Расскажет об этом Соня (картина Ф.Васильева «Буря»):

Ненастье

А. Тихонов

Задрожали листья, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря, ворвавшись, злая

Рвёт, и мечет, и воет в лесу.

Воспитатель - вот послушайте, как композитор Майкопар передал такое состояние природы, а пьеса так и называется «Буря».

Воспитатель - пусть ненастных серых дней будет поменьше, и пусть природа подарит нам радость от встречи с осенью. Предлагаю полюбоваться картинами осенней природы на нашем вернисаже, а музыка М. Леграна «Шербугские зонтики» поможет передать все настроения этого удивительного времени года.

(Дети проходят к импровизированной выставке картин.)

Воспитатель - Чем же человек занят в осеннюю пору? (ответы). Человек утепляет свое жилье, помните, как говорилось в стихотворении:

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

А как он утепляет? (ответы). Вот послушайте, Лиза расскажет, что произошло в одной семье:

Агния Барто

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

А он живой, он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья...

И я зову на помощь маму:

Там жук живой!

Раскроем раму!

Воспитатель – как вы думаете, спасли жука? Давайте потанцуем и поиграем с жуком, а помогут нам дети из ЦДТ и композитор Спадавеккиа с песенкой «Старый жук». Приглашайте своих родителей в круг.

Танец – игра.

Воспитатель - ну, вот мы и повеселились, утеплили свои дома, чтобы не замерзнуть, потому, что наступает какая осень? (поздняя). Вот мы и добрались до последнего месяца осени, это месяц? (ноябрь). Что говорит народ про эту пору? «Ноябрь - предвестник зимы». Послушайте, как грустно звучит это стихотворение, которое прочтет Настя:

Осень

И. Мазнин

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро над землей

Почти в обед.

Воспитатель - как хорошо передано это грустное, осеннее настроение в произведении Р. Паулса, которое называется «Пасмурно». (Картина Ю.Бобин «Ноябрь», исполняют пьесу гости).

Воспитатель - Ну вот и пролетели мимо нас все три месяца осени, и природа приготовилась к встрече зимы.

(Звучит «мелодия» А. Рубинштейна и воспитатель читает стихотворение).

Стоят леса полупустые,

Слова, роняя золотые,

Проходит осень по лесам.

Уже позванивают льдинки.

Уже прохладна синева,

Уже висят на паутинке

Её прощальные слова.

Воспитатель - уходит осень, но оставляет приятные чувства, ведь она нам подарила столько красок и эмоций, а еще что? Нам расскажет Арсений М:

Осень

И. Винокуров

Ходит осень

В нашем парке,

Дарит осень

Всем подарки:

Бусы красные –

Фартук розовый –

Зонтик желтый –

Фрукты осень

Дарит нам.

Воспитатель - выносит корзину, украшенную осенними листьями, а в ней сок.

(Дети получают в подарок коробочки с фруктовым соком.)

Воспитатель - Хочется, чтобы в нашей памяти остались яркие воспоминания об осени, как пестрые осенние листья.

(Воспитатель напоминает, что в начале вечера дети рисовали яркие мазки, а родители вырезали из ярких полотен листья и наклеили на цветной ватман и получились картины.)

Эти картины украсят нашу группу и будут напоминать об этом вечере.

Одну воспитатель дарит детям, а вторую дети дарят гостям из ЦДТ и благодарят их за подаренную замечательную музыку, которая звучала в их исполнении весь вечер.

И нам приходит пора прощаться, так давайте пожелаем на прощанье всем счастья.

Дети встают полукругом и поют припев песни С. Намина «Мы желаем счастья вам», и под музыку выходят из зала.