Блюз табы для гитары. Как играть блюз. Основы блюзовой импровизации. Пальцы или слайд

Приветствую вас ребятки:=) Продолжаем разбираться с тем, как играть блюз на гитаре. Как вы помните в предыдущих статьях, мы уже начали разбираться. В первой статье мы разобрались с общими понятиями, поговорили о том, что такое блюз, на каких инструментах и оборудовании он исполняется. Во второй статье я растолковал вам теорию блюза, которую мало кто любит, это было видно по лайкам и реттвитам к статье:=)

Сегодня же ребятки, мы будем изучать и блюзовый аккомпанемент. И от скучной теории перейдем уже к практике.

И для начала давайте ознакомимся с блюз аккордами. В блюзе в основном применяются мажорные аккорды и так называемые доминантсептаккорды с надстройками и альтерациями.

Уже предвижу ваши округленные глаза и возмущение, от непонимания слов, которые я написал выше:=)

Не буду вдаваться в теорию и скажу простым языком, для того чтобы вы поняли. Доминантсептаккорды с надстройками и альтерациями, это те самые аккорды, где после буквы обозначающей аккорд стоит что-то из этого набора: 6, 9, 13, 7+5, 7#9. Думаю в различных справочниках и сборниках аккордов, вы видели такие аккорды: С6, А9, С7#9 и.т.д, вот это вот и есть доминантсептаккорды с надстройками и альтерациями.

Идем дальше. Все блюз аккорды мы будем изучать на основе так называемых аккордовых групп. Эти аккордовые группы получаются, когда простой мажорный аккорд берется в разных частях грифа гитары. Всего существует 5 аккордовых групп, называются они по соответствующим им простым мажорным аккордам: Е, A, D, G, C.

Сейчас постараюсь объяснить вам все это подробнее. Если простой мажорный аккорд Е переместить по грифу на 4-й и 5-й лад, и первым пальцем взять баррэ на третьем ладу, то мы получим аккорд G аккордовой группы Е.

Если точно так же переместить например аккорд E7, то мы получим аккорд G7 аккордовой группы E.

Таким же образом дела обстает и с другими группами аккордов. Так например если простой аккорд А переместить по грифу на 5-й лад и взять малое баррэ на третьем ладу, то у вас получится аккорд С аккордовой группы А.

Группа аккордов D. Вот таким вот образом простой аккорд D становится аккордом F группы D.

Группа аккордов С. Вот таким вот образом аккорд С становится аккордом D группы С.

Группа аккордов G. Это довольно сложные аккорды, поэтому для того чтобы научиться их проигрывать, вам придется упорно потрудиться. На рисунке ниже показано, как простой аккорд G становится аккордом А группы G.

Дорогие друзья, надеюсь хоть немножко вы уловили смысл. Более подробно и наглядно я объясняю и показываю это в видеоуроке:

А теперь что касается блюзовых аккордов, тех самых доминантсептаккордов с надстройками и альтерациями. Что же означают эти страшные, для уха простого гитариста-самоучки слова, надстройки и альтерации?

Не буду грузить вас теорией, скажу достаточно просто. Аккорды с надстройками – это аккорды, где к основным нотам аккорда добавляются дополнительные ноты. Аккорды с альтерациями – это аккорды, где основные ноты повышаются или понижаются.

Итак, давайте знакомиться с основными блюз аккордами . Вот аппликатуры этих аккордов в различных аккордовых группах. Рассмотрим все на примере аккорда С.

Аккорд С6 (первый вариант)

Аккорд С6 (второй вариант)

Аккорд С6 (третий вариант)

Аккорд С7+5 (первый вариант)

Аккорд С7+5 (второй вариант)

Аккорд С9 (второй вариант)

Аккорд С13 (второй вариант)

Аккорд С13 (третий вариант)

Группа аккордов А(ля):

Аккорд С7 (первый вариант)

(второй вариант)

Аккорд C7#9

Аккорд C9

Аккорд C13

Для начала разучите и запомните хотя бы по 2-3 аккорда из каждой группы аккордов, затем постепенно разучивайте и запоминайте новые. Не бойтесь, что этих аккордов так много, разучивайте их постепенно и у вас все получится. Со временем к вам придет понимание и можно даже сказать осознание того что вы играете, и вы будете использовать сетки этих аккордов, как справочник для построения множества других аккордов.

Также очень полезно, не тупо заучивать аппликатуры аккордов, а анализировать где располагается тоника, на каких струнах он играется, какие ступени входят в аккорд и.т.д

Думаю на сегодня хватит:=) Изучайте, осваивайте и практикуйте все то, о чем я рассказал вам в этой статье. Ну а я же буду готовить для вас следующую часть, в которой мы будем продолжать изучать и осваивать блюзовый аккомпанемент, будем уже пробовать играть связки аккордов, ну а пока разучивайте сами аккорды.

Следите за своей почтой, чтобы не пропустить следующий выпуск рассылки. До встречи друзья:=)

P.S. Ребятки, нажимайте на кнопки соц.сетей типа «мне нравиться», ставьте лайки, делайте репосты и реттвиты. Буду вам очень благодарен:=) А также оставляйте комментарии, и если что-то не понятно, не стесняясь задавайте вопросы.

Многие и многие рок-музыканты были вдохновлены блюзом. Его печалью, душевностью и открытостью к сердцам обычных людей. И где бы не звучал блюз, на плантациях ли, на речных дамбах, или в вагоне товарного поезда, он был другом труженика и скитальца, поющего о своих злоключениях, мастерски перемещая руку по всему грифу. Вот и мы воспользуемся моментом, чтобы почтить жанр, перечислив Топ 5 великих блюзменов по версии сайта сайт . В конце статьи, бонус - возможность скачать бесплатно блюз знаменитых блюзменов, о которых и рассказывает данная статья.

Блюз на гитаре. Топ-5 великих блюзменов по версии сайта сайт

5. T-Bone Walker (Ти-Боун Уокер)



Блюз не был тем бы блюзом, которым он есть сейчас, если бы не было на свете Ти-Боун Уокера, с его новаторским звуком на электрической гитаре. Большое влияние на становление Ти-Боун Уокера как музыканта, оказали музыкальные корни его семьи. Игре на гитаре его учил отчим. К 15 годам Ти-Боун уже выступал профессионально, а в 1929 сделал свои первые записи. Его отличительный стиль: гладкие фразировки, вибрато и блюзовые подтяжки (бэнды). Играя на гитарах гибсон, Уокер оставил большое наследие в этом жанре музыки. Послушайте T-Bone Blues, или найдите эту композицию в сборнике «Блюз на гитаре табы» (в конце статьи) и тогда вы не спутаете игру Уокера с чей-то еще.

4. Robert Johnson (Роберт Джонсон)



На исполнении композиций этого музыканта постигали мир гитарного звука много именитых рокеров, среди которых: Эрик Клэптон, Джимми Пейдж, Рай Кудер, Боб Дилан, Патти Смит и другие. Фигуре Роберта Джонсона посвящен художественный фильм «Перекрёсток» (1986), в котором снялся еще один гений гитары, Стив Вай.

Жизнь и творчество Роберта Джонсона овеяно множеством мифов и досужих домыслов. В частности, бытует легенда о том, что ради умения играть на гитаре, этот человек продал душу Дьяволу, заключив сделку на магическом перекрестке. Роберт Джонсон - это один из первых музыкантов (если не первый!), кто начал использовать при игре слайд (боттлнек/bottleneck). Слайд - это полая трубка, чаще всего горлышко от бутылки (от сюда и название - bottleneck), которой скользят по струнам, издавая специфические гитарные звуки, которые по своей экспрессии сопоставимы разве что с человеческим голосом. Говорят, что Джонсон играл на гитарах Stella и Kalamazoo. Чтобы понять особенности стиля Роберта Джонсона послушайте его Cross Road Blues. Выучить блюз помогут gtp табы этого музыканта.

3. Eric Clapton (Эрик Клэптона)



Эрик Клэптона известен разнообразием стилей, в которых он работал, но блюз всегда оставался в сердце и душе этого музыканта. Эрик воспитывался в музыкальной семье и приобщился к гитаре в 13 лет. Блюз стал неотьемлемой частью карьеры музыканта. Среди гитаристов, которые повлияли на его творчесво, Эрик называет БиБи Кинга, Фредди Кинга и Роберта Джонсона. За свою долгую музыкальную карьеру Клэптон использовал много гитар. В том числе Gibson Les Paul и Fender Stratocaster. Слушайте стиль Эрика Клэптона в блюзе Bell Bottom Blues.

2. Stevie Ray Vaughan (Стиви Рэй Вон)



Стивен Рэй Вон родом из Далласа, штат Техас. Маэстро начал изливать свую душу гитаре в 7 лет. Стиль Стива узнаваем по характерной работе с рычагом и тремоло правой руки. Джаз, блюз и рок - вот стили, в которых наиболее ярко раскрылся талант Стива Рэя Вона. Музыкант в основном играет на гитарах Fender Stratocaster. Услышать первоклассный блюз от Стива поможет композиция Texas Flood. А теперь быстрее за блюз gtp табы, чтобы попытаться перенять эту непревзойденную подачу!

1. BB King (Би Би Кинг)



Этого человека многие считают самым влиятельным гитаристом всех времен. И это не пустые слова, если вспомнить на скольких талантливых музыкантов повлиял Би Би. История его жизни - это, по существу, и есть история электрического блюза. Уроженец Миссисиппи, Би Би Кинг с детских лет пел в церковном хоре. Но по-настоящему в нем заговорила музыка в 12 лет, с появлением в жизни гитары. Благодаря своей долгой карьере, великий блюзмен выпустил свыше 50 альбомов. Известность Би Би Кингу принес особый стиль звучания, которому характерно отточенное вибрато и плавные бэнды. Множество премий Гремми, включение в Зал Славы Блюза и Зал Славы Рок-н-ролла и всеобщая любовь сделали Кинга легендой при жизни. Играет Би Би Кинг на гитаре Gibson ES-355, названной им женским именем Люсссиль. Послушайте Короля Блюза в одной из его самых христоматийных тем. The Thrill Is Gone. Страсть прошла, малыш!

Эта статья посвящается тем, кто любит блюз и хочет научиться играть его.

Блюз – музыка души. Она не требует средств, модных аксессуаров, мощного оборудования. Достаточно лишь иметь простенькую гитару, возможно ту самую, любимую вами последние несколько лет. Ведь блюз – музыка человеческой души.

Но это все отступления, а теперь к теме:

Классическая схема блюза на гитаре имеет всего двенадцать тактов. Впрочем, новички и в сим умудряются запутаться. Тут вероятнее всего сложность в запоминании последовательности аккордов, она может казаться бессмысленной.

Начинающим приятно будет слышать, что большая часть всех блюзов играется на трех аккордах, расположенных как правило в определенной одинаковой последовательности с весьма скромными отличиями.

Так называемая «блюзовая последовательность», то есть та схема, в которой существует блюз, возникла как полагается, гораздо позже момента, когда Колумб навострил свои тапочки в Индию, в следствии чего была открыта Америка, ну и много раньше возникновения гитар с гордым именем Gibson.

Куплет, он же квадрат . Состоит из двух строк, при этом первая строка этого незамысловатого текста повторяется при исполнении. При этом сам текст обычно не обладает каким-либо особенным художественным смыслом.

На две строки песенного текста приходится три музыкальные фразы.

В блюзе на гитаре можно смело выделить три тематики, на которые поются 80% всех песен: смерть любимого песика, уход супруги или опоздание на поезд. Не нужно быть семи пядей во лбу, что бы насочинять кучу и тучу таких песенок. Это будет похоже на нечто подобное:

А-а-а, Мне так хочется спать, глаза закрываю-у-утся

О-о-о, так хочется спать, глаза закрываю-у-утся

Так почему же я продолжаю сидеть и не иду в кровать?!

И в схеме:

А-а-а, Мне так хочется спать, глаза закрываю-у-утся / проигрыш

аккорд 1 / аккорд 1

О-о-о, так хочется спать, глаза закрываю-у-утся / проигрыш

аккорд 2/ аккорд 1

Так почему же я продолжаю сидеть и не иду в кровать?! / проигрыш

аккорд 3/ аккорд 1

Когда блюз только зародился, длина строк песен зависела только от человека, который его исполнял. Но со временем, когда пошла мода на группы, которые играли в тавернах, и состоявшие из 3-4 человек, стало необходимым брать одни и те же аккорды в одно и то же время, а не так, что бы каждый исполнитель играл то что ему в голову взбредет. Таким образом тексты приобрели свою четырехтактовость. В песне, как уже говорилось, 3 строки, каждая – четыре такта. Нехитрая арифметика и получаем двенадцать.

Аккорды, так называемого, архаичного («сельского») блюза. Но вы не переживайте, в наши дни это так же встречается, когда исполнители играют в старом стиле: номера 1, 2 и 3. Аккорды А(ля), D(ре), Е(ми)

Например: А – А – А – А;

D – D – A – A;

Е – Е – A – A;

Расцвет этого типа блюза на гитаре пришелся на двадцатые годы двадцатого же века, позже он преобразовался в «классический».

Например: A - A(D) – A – A, аккорды А(ля), D(ре), оба – типы одной и той же схемы

D – D – A - A

E – D – A – E

Вообще это естественно не единственный путь исполнения блюза, он лишь самый распространенный. Но это вовсе не значит что ВЫ не должны его знать. Это касается всех гитаристов, а не только тех, что поют и играют блюз. Гитарист ДОЛЖЕН быть способен взять любой аккорд в любое время как его о том попросят, иначе он просто не гитарист.

Можно приступать к игре, каждый раз усложняйте игру на гитаре , пусть вам и кажется, что играть блюз просто, но это лишь примеры, по которым вы судите. Но попробуйте переиграть виртуозов и вы удивитесь.

Эти аккорды вы можете встретить в партитурах блюза А(ля).

Упражнения:

Попробуйте поиграть что сказать в две руки. Словно сразу на двух инструментах. Играйте аккорды, это несложно, вместе с партией баса.

Упражнение:

Попробуйте сыграть это упражнение, используя другие аккорды схемы блюза. Для это упражнения есть несколько способов игры. Подойдите с должным вниманием к этим двум упражнениям, они – основы схемы, вы должны их знать, что бы вам легко давался блюз.

Начиная играть , вы словно хотите выучить другой язык, новый и незнакомый. Сколько бы правил вы не заучили, без постоянного общения на этом языке, вам не добиться заметных успехов. Но все же основа блюза – эмоции, ваши эмоции, вы сами, ваша личность, это то, что не передается в текстовом виде. Хотите играть действительно хороший блюз – ищите свой звук, не больше не меньше.

Говоря о базисной основе блюза на гитаре нельзя не сказать в первую очередь о его ритме. А основа этого самого ритма – шаффл. Шаффл основан на восьми триолях, которые изображены ниже.

Попробуйте отбить ритм ногой, при этом играйте триоли на аккорде А-мажора с баррэ, это позволит вам почувствовать шаффл. В нотной грамоте шаффл можно записать так:

Чаще всего он обозначается:

Есть всего пять вещей которые вы ДОЛЖНЫ знать о шаффле:

Так как вы – будущий ритм-гитарист, необходимо постоянно помнить о динамике, поддерживать контраст громкостей. Например, соло обычно исполняется громче вокала.

Соло в блюзе на гиатре .

Три группы, которые различаются по подходу. Это основанные на:

  1. 1 гаммах
  2. 2 аккордах
  3. 3 некое сочетание и тех и других, наиболее популярная группа

Гамма в блюзе:

Ниже я приведу рисунок, отображающий гаммы (тональность А)

Очень большое количество классики блюза на гитаре было исполнено именно в такой последовательности. Любой блюзовый исполнитель в той или иной мере использует эту схему.

Смысловое выделение музыкальных фраз

На гитаре в сравнении с фортепиано, например. Приемы вроде бендов, слайдов, вибрато, могут рассказать многое несколькими нотами. Рассмотрим такие приемы по отдельности:

Вибрато
Прием раскачивания звука. Наиболее сложный и глубокий прием. Используя этот прием можно добиться мощного эффекта, сыграв несколько нот. И для отработки вибрато, нужно потратить немало времени. Есть несколько советов для достижения хорошего звука вибрато:

Самое главное не сдавайтесь! Для приемлемой техники, многие могут потратить до семи лет тренировок;

Слушайте профессионалов исполняющих вибрато, у вас должно быть представление об идеальном исполнении;

Источником движения будет кисть, но в отличие от бенда, пальцы не прилагают много усилий;

Используйте данные упражнения, и в скором времени вы почувствуете зримые изменения:

Включите метроном на темп 60 ударов. Зажмите ноту Ля на 10 ладу второй струны, сделайте подтяжку на полтона (вверх) или чуть меньше и отпкстите. Жержа ноту, опкскайте и подтягивайте струны под такт метронома. Освоив в этом темпе увеличьте его и продолжайте выполнять упражнение следя, что бы полное движение выполнялось в каждый удар метронома. Вы должны услышать красивое вибрато, где основное правило – согласованность ритма и тона.

Бенд

Правило здесь таково - бенд исполняется с аккордовым звуком. Это может, как основополагающей вашего стиля, так и случайным украшением. Рекомендовано задействовать как можно больше пальцев, это сэкономит ваши силы и придаст яркость и улучшит интонацию.

Тернэраунд

Блюз на гитаре играют с разными чувствами, но кое-что остается почти неизменным во многих блюзовых гармониях. Завершающие два такта блюзовой последовательности. Тернераунд требует значительного внимания, ведь музыканту нужно логично и эффектно закончить соло и подготовиться к слудующему (квадрату?). Это решается запоминанием нескольких тернераундовых фраз, позволяющих вам извлекать их из своего рукава.

Слайд

Скольжение от ноты к ноты раньше являлось средством придать звуку вкрадчивость, пока не появились тонкие струны (и слайд-гитара, стала апогеем этого приема звукоизвлечения). Овладев приемами бендов и слайдов, вы сможете избавить слушателя от ощущения, что Хорошим упражнением может служит исполнение соло Эрика Клэптона I"m so glad) альбом Fresh Cream, которое можно сыграть на одной струне используя приемы скольжения и бенды.