Андреев даниил леонидович. Жизнь и биография даниила андреева Предвоенные годы. Война

Впервые опубликованный в России в 1991 г. провидческий роман «Роза Мира» вызвал большой интерес, но о трагической судьбе самого автора было известно до обидного мало. Позже появился сборник его стихотворений «Железный марш». Можно сказать, что постсоветское общественное мнение, признав в Данииле Андрееве поэта, отказало ему в праве называться Пророком: его терминология резала ухо своей непривычностью, видения потустороннего мира казались субъективными и малоубедительными, трактовки прошлых и будущих исторических событий фантастичными. Вестник грядущего Света не «вписался» в перестроечные реалии. Вдова писателя, Алла Андреева, на страницах «Литературной газеты», ставя мужа в один ряд с гениями эзотерической мысли, доказывала, что он не дилетант от науки и не мракобес: «Нельзя, недостойно, делать вид, что Гермес Трисмегист, Орфей, Сократ, Платон, Данте, Беме, Сведенборг, Вл.Соловьев вовсе не являлись представителями мощной эзотерической традиции, а просто выступали как честно заблуждавшиеся мистики…»

Уже год спустя в предисловии к «Розе Мира» ей пришлось объяснять идеи Андреева, которые не вписывались в каноны православной церкви: «В книге, безусловно, есть места, не согласующиеся с ортодоксальными положениями Православия… Есть в книге понятие, одно из центральных, неприемлемое для строго православных людей: интеррелигия».

Так кем же был Даниил Андреев - поэтом или Пророком, и что нужно понимать под этим странным словом «интеррелигия»?

…Он появился на свет под знаком Скорпиона 2 ноября и, по восточному календарю в год Огненного Коня, в 1906 г. Эти символы обещали младшему сыну известного русского писателя Леонида Андреева жизнь трудную и возвышенную.

Известный астролог Луис Хамон пишет о ноябрьских Скорпионах: «Как правило, рано или поздно лица-«скорпионы» начинают интересоваться оккультизмом, подключая возможности, скрытые в подсознании; в равной степени успешно они заявляют о себе как писатели, художники, поэты или музыканты. Они прирожденные философы, глубокие и вдумчивые исследователи как природы вообще, так и человеческой натуры в частности… Мало кто из рожденных под этим Зодиаком может избежать наветов и клеветы, которые в какой-то момент обрушиваются на них… Везде они проявляют исключительную работоспособность. Они никогда не теряют времени даром. Решительные и волевые, они словно хлыстом снова и снова гонят себя на работу. В любом деле они проявляют неординарность мышления и изобретательские способности».

2 ноября родилась королева Египта Клеопатра, а 11 ноября (1+1 в сумме дает «двойку») - Федор Михайлович Достоевский.

Китайский гороскоп также отмечает трагичность судьбы людей, рожденных в год Огненной Лошади: «Лошадь под знаком огня» наделена необычайным, даже гениальным умом, но слишком нервозна,… у нее несчастная судьба».

В определенном смысле картину Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня», написанную в 1912 г., можно считать запечатленной судьбой юного Даниила Андреева.

Во время родов скончалась его мать, всеми любимая Александра Михайловна Велигорская. Отец вовсе не занимался воспитанием ребенка, и заботы о нем взяла тетка, Елизавета Михайловна. В патриархальной московской семье Даниил рос как родной сын, впитывая с малолетства православие не только как веру, но и как традиции быта, мировоззрения. Пошел в гимназию, окончил ее уже как советскую школу. Ему, сыну «непролетарского» писателя, был заказан путь в университет: Даниил Леонидович закончил Высшие литературные курсы и стал профессиональным безработным. Для того, чтобы сводить концы с концами, освоил специальность художника-шрифтовика. Писанию стихов, которые в молодой Стране Советов не могли быть напечатаны, отдавал все ночи, ведя, таким образом, изнуряющую двойную жизнь. В довоенные годы начал писать роман о тотальном геноциде 37-го года. Рукопись попала в НКВД и была уничтожена. Фрагменты сохранились лишь в воспоминаниях вдовы писателя: «Набитая разнородными людьми камера 1937-го года на Лубянке. Допросы. Совершенно безнадежное будущее - для всех одно. В этой же камере вместе с Глинским (индологом, руководителем подпольной группы московских мечтателей, возводящих невидимое духовное здание противостояния эпохи), находятся православный священник и мулла. Не говоря друг другу ни слова, эти трое по очереди молятся обо всех остальных. Молча. Когда того, кто молится сейчас, ведут на допрос или он совершенно изнемогает, он взглядом передает свою молитвенную стражу одному из двух оставшихся».

«Преступление» против сталинского воинствующего атеизма, а по сути сатанизма, было отложено: началась война. В начале зимы 1942 г. поэт был мобилизован, но по состоянию здоровья служил нестроевым солдатом. «Дорогой жизни» шел через Ладогу в блокадный Ленинград, хоронил убитых в братских могилах, читая над ними заупокойные молитвы. В конце войны вернулся в Москву с тем, чтобы продолжать литературную работу, но уже в 1947 г. силы Тьмы настигли его: за довоенный роман о репрессиях Андреев был осужден на 25 лет лагерей. По сути, это был смертный приговор, мучительно растянутый во времени. Во Владимирской тюрьме Даниил Леонидович начал набрасывать контуры своего провидческого романа: «Начинал эту книгу в самые глухие годы тирании, довлевшей над двумястами миллионами людей. Я начинал ее в тюрьме… Я писал ее тайком. Рукопись я прятал, и добрые силы - люди и не люди - укрывали ее во время обысков».

Хрущевская Комиссия по пересмотру дел политзаключенных уменьшила срок заключения с 25 до 10 лет - смертельно больной провидец вышел «на волю» в апреле 1957 года. Оставшееся двухлетие он потратил на переписывание черновиков «Розы Мира».

«Хрущевская оттепель» не давала повода для светлых надежд: степень бездуховности, политической агрессивности и активного преследования инакомыслия оставались те же, что и раньше. Более того, мир, едва выживший во Второй войне, усилиями Никиты Сергеевича, активно готовился к следующему катаклизму, который мог стать для человечества последним. Андреев писал: «Я заканчиваю рукопись «Розы Мира» на свободе, в золотом осеннем саду. Тот, под чьим игом изнемогала страна, давно уже пожинает в иных мирах плоды того, что посеял в этом.

И все-таки последние страницы рукописи я прячу так же, как прятал первые, и не смею посвятить в ее содержание ни единую живую душу, и по-прежнему нет у меня уверенности, что книга не будет уничтожена, что духовный опыт, которым она насыщена, окажется переданным хоть кому-то».

Он ушел из этой жизни 30 марта 1959 г., и тело его нашло упокоение на Новодевичьем кладбище рядом с матерью. «Роза Мира» была опубликована лишь спустя долгих тридцать два года. Русская интеллигенция, так и не утратившая в своей душе Господа, но остававшаяся вне тех или иных традиционных верований, восприняла книгу Андреева, как глоток живительного воздуха, как новую Библию. И практически сразу же возникла новая опасность, что книга будет отторгнута за свою надконфессиональность и напоминания о мрачном прошлом, за рассуждения о Вечном, когда в стремительном мелькании настоящего ценность обретало лишь материальное и сиюминутное. Предчувствуя это, Алла Андреева писала: «Личность поэта и мыслителя Даниила Андреева навсегда несет на себе печать той эпохи.

Не надо забывать об этом, читая «Розу Мира» в иные времена».

Все же, провидческий роман не может уйти в прошлое - он весь устремлен в Грядущее, вестником которого по праву осознавал себя Даниил Леонидович: «Вестник - это художник в самом широком смысле этого слова, который методами искусства дает возможность людям приобщиться к высшей правде и высшему Свету, льющимся из миров иных».

С юности Даниил Андреев открывает в себе дар видеть и слышать то, что лежит за гранью физики: иные миры, их ландшафты, их обитателей, их связь с жизнью и судьбой мира. С годами этот дар только углубляется и впоследствии будет назван Андреевым способностью к метаисторическому и трансфизическому познанию.
В 36 лет Даниил Андреев уходит на фронт, но по состоянию здоровья становится нестроевым рядовым. В составе своей дивизии участвует в переходе по Ладожскому озеру в блокадный Ленинград. Служит в похоронной бригаде, читая над убитыми заупокойные молитвы. Работает санитаром в медсанбате.

Вернувшись с войны домой, в Москву, Даниил Андреев продолжает работу над романом и стихами, которые не могут быть напечатанными, так как он сын писателя-эмигранта Леонида Андреева. На жизнь Андреев зарабатывает скромной работой художника-шрифтовика, а свободное время отдаёт творчеству. Свои стихи и главы из романа читает небольшому кругу друзей и близких.

В 1947 Даниила Андреева, многих его родных и знакомых арестовывают органы госбезопасности. Их обвиняют по пунктам 58 статьи: антисоветская агитация, создание террористической группы, подготовка к покушению на Сталина. Обвинение выстраивают на основе романа «Странники ночи», о персонажах которого следователи спрашивают, как о реальных людях. Странники - это небольшая группа интеллигентов, пытающихся духовно противостоять страшной ночи, нависшей над Россией 30-х - 40-х.

Писать стихи и прозу Даниил начинает с детства, а в молодые годы проявляет себя уже как очень талантливый и оригинальный поэт.

В 30 лет Даниил знакомится с Аллой, своей будущей женой и музой. К 35-ти годам Андреев является автором многих стихотворных циклов и поэм, а также создаёт основной массив романа «Странники ночи», работу над которым прерывает великая отечественная война.



По сфабрикованному делу Даниил Андреев получает 25 лет тюремного заключения, - смертную казнь тогда ненадолго отменили. Его отправляют во Владимирскую тюрьму. Алла Андреева и ещё несколько человек получают по 25 лет лагерей строгого режима. Остальным дают по 10 лет.

Отобранные при аресте рукописи, письма и дневники уничтожаются. «Странники ночи» невозвратно погибает. Сегодня, к великому сожалению, у нас имеются только несколько черновых обрывков этого романа и краткий пересказ от Аллы Андреевой.



Именно в тюрьме Даниил Андреев создаёт основные свои произведения. Пишет насыщенный духовным и визионерским опытом трактат «Роза Мира», поэтический сборник «Русские боги», драматическую поэму «Железная Мистерия». Восстанавливает многие ранние стихи. Пишет на клочках бумаги, которые иногда отбираются при шмонах, и ему приходится начинать всё сначала.

Где не мчался ни один наездник,

На лугах младенческой земли,

Белые и синие созвездья,

Млея и качаясь, расцвели.

И теплом дыша над бороздою,

Ветер рая, пролетая дол,

Два согласных стебля переплёл

И звезду соединил с звездою.

Мириады жизней пройдены,

Млечный Путь меняет облик пенный,

Только судьбы наши сплетены

Навсегда, во всех краях вселенной.

После смерти Сталина хрущёвская комиссия снижает сроки заключения до 10 лет. В 1957, отбыв срок от звонка до звонка, Даниил Леонидович выходит на свободу, где его встречает Алла Александровна, освободившаяся чуть раньше. Выходит Андреев тяжело больным от последствий перенесённого в тюрьме инфаркта.



Ему остаётся прожить около двух лет, за которые он успевает привести в порядок свои тюремные рукописи. Сейчас кажется невероятным, как этот человек, прошедший репрессии, войну, тюрьму, столько переживший и смертельно больной, смог оставить после себя несколько томов поразительных сочинений.

Не помним ни страстей, ни горя, ни обид мы, Воздушный светлый вал принять в лицо спеша, Когда от образов, одетых в звук и ритмы, Как странник в ураган, замедлит путь душа. Глаза ослеплены. Кипенье, колыханье Всё ширится, растёт - лица не отвернуть - И чьё-то чуждое, огромное дыханье Внедряется и рвёт, как ветром встречным, грудь. Всё смолкнет. Даль чиста. И мудрые ладони Несут нас как ладья в стихающем русле На солнечную гладь ликующих гармоний, Чьей славы не вместят напевы на земле.



Творчество Даниила Андреева - это прежде всего «Роза Мира», рассказывающая нам о Боге и дьяволе, о добре и зле, о многослойной вселенной и разноматериальной структуре человека, о жизни после смерти, о небесных городах и странах, о смысле ключевых событий истории и культуры, о возможном Золотом веке человечества, названным духовидцем Розой Мира.

Творчество Даниила Андреева - это также множество стихотворений и поэм, выражающих художественными средствами те же образы, идеи и идеалы, которые были так мощно и документально обозначены на страницах «Розы Мира».

Умер Даниил Андреев в 1959 году, в возрасте 52-х лет. Умер, не успев дописать многое из намеченного, не успев построить школу для этически одарённых детей, о которой мечтал, не успев увидеть своих читателей и единомышленников.



Более 30-ти лет после смерти писателя его жена тайно хранила рукописи, справедливо опасаясь того, что они в очередной раз будут отобраны. «Роза Мира» впервые вышла в свет в 1991, за несколько месяцев до падения советского режима.
На первых страницах «Розы Мира» Даниил Андреев пишет:

«Я тяжело болен, годы жизни моей сочтены. Если рукопись будет уничтожена или утрачена, я восстановить её не успею. Но если она дойдёт когда-нибудь хотя бы до нескольких человек, чья духовная жажда заставит их прочитать её до конца, преодолевая все её трудности, - идеи, заложенные в ней, не смогут не стать семенами, рождающими ростки в чужих сердцах.»

Из Гёте

Гаснут горные пики.
Долы млеют во мгле.
Стихли щебет и крики,
Дремлет птенчик в дупле;

Тишиной зачарован
Мир склоняется к снам...
Подожди: уготован
Вечный отдых и нам.

Теперь можно утверждать, что семена посеяны и появляются первые всходы. Но идеи и идеалы, переданные нам Даниилом Андреевым, ещё не представлены во всей своей глубине и красоте взору широкой публики. Его книги по-прежнему ждут внимания со стороны вдумчивых читателей, серьёзных исследователей и талантливых популяризаторов. Роза Мира - книга и эпоха - ждёт своего часа.



Есть строки Памяти, - не истребить, не сжечь их,
Где волны времени, журча среди камней,
В заливах сумрачных лелеют сонный жемчуг
Невозвратимых чувств, необратимых дней.
И, в тёмных завитках хранящая годами
Волн юности моей давно утихший гул,
Там раковина есть - как бледный лунный камень,
Чей голос я любил, чьё сердце разомкнул.
Любил - забвенья нет. И в ночь тоски широкой
Склонясь на перламутр устами прежних дней,
Я слушаю, томясь, глухой протяжный рокот, -
Напев моей судьбы, запечатлённый в ней.

Писатель. Мистик. Эзотерик. Даниил Андреев родился 20 октября (2 ноября) 1906 в Берлине, сын писателя Л.Н.Андреева. Мать умерла при родах, ребенка воспитывали бабушка и тетя. Атмосфера дома, в котором бывали известные писатели и деятели искусства (И.А.Бунин, М.Горький, А.Н.Скрябин, Ф.И.Шаляпин и др.), оказала существенное влияние на духовное формирование Андреева. Он рано начал писать стихи и прозу. Революция 1917 года преобразила множество судеб и жизней, в том числе Даниила.

Писательская карьера

Понимая, что его творчество и взгляды были несовместимы с советской действительностью, по окончании средней школы и Высших литературных курсов Андреев работал художником-оформителем. Продолжал писать стихи и прозу, не имея возможности печататься. Главной темой романа Странники ночи (1937) стала новая религия, объединяющая все . Андреев назвал ее Розой Мира. В годы Великой Отечественной войны Андреев работал над поэмами Янтари и Германцы (не завершены). В 1942 был призван в армию, участвовал в боевых действиях под Ленинградом. В конце войны был демобилизован и работал художником-оформителем в московском Музее связи. В 1946 в соавторстве с С.Матвеевым опубликовал книгу Значительные исследования горной Средней Азии.

Работа над книгой о русских путешественниках в Африке была прервана в 1947 арестом Андреева и его жены. Андреев был обвинен в подготовке террористического акта и осужден на 25 лет тюрьмы. Отбывал заключение во Владимирской тюрьме. Его здоровье было подорвано, но творческий дух оставался крепок. Вместе с соседями по «академической» камере, историком Л.Раковым и физиологом В.Париным, написал книгу Новейший Плутарх. Иллюстрированный биографический словарь воображаемых знаменитых деятелей всех стран и времен от А до Я (опубл. в 1991).

Главные литературные труды Даниила Андреева

В тюрьме Андреев написал и главные произведения своей жизни – книги Русские боги (1955, опубл. в 1993), Железная мистерия (1956, опубл. в 1999) и Роза Мира (1958, опубл. в 1991). В этих произведениях воплощена его религиозно-философская система мироздания. Андреев писал, что имена носителей темных и светлых сил (Гагтунгр, Яросвет, Навна и др.), названия слоев мироздания (Энроф, Шаданакар) были услышаны им во время трансцендентальных странствий по иным мирам. Мистические откровения описаны Андреевым с помощью выразительных метафор, необычного ритмического строя и новоизобретенных слов. Поэт объяснял необходимость словотворчества следующим образом: «В словах испытанных – уют, / Но в старые меха не льют / Вина младого. / Понятьям новым – новый знак / Обязан дать поэт и маг. / Искатель слова» (Не ради звонкой красоты…, 1955). Книгу Русские боги, в которой отражены основные события русской истории, Андреев называл поэтическим ансамблем. Она включает в себя поэмы, поэтические симфонии и стихотворные циклы. Одна из главных поэм, входящих в книгу, – Ленинградский апокалипсис. Андреев определял метод, которым она написана, как «сквозящий реализм», подчеркивая таким образом, что сквозь картины действительности проступают образы иных миров. В Железной мистерии описана борьба светлых и темных сил в истории России и шире – во всех слоях мироздания. В Розе Мира Андреев написал метаисторию русской культуры, в том числе творимую А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, Н.В.Гоголем, Л.Н.Толстым и др. художниками, которых он называл вестниками. Андреев считал, что создание единой общечеловеческой религии – Розы Мира – является единственной альтернативой апокалипсису.

Освобождение писателя из тюрьмы оставалось невозможным в течение нескольких лет после смерти Сталина и 20 съезда партии, т.к. Андреев подал в комиссию по пересмотру дел заявление, в котором написал: «Я никого не собирался убивать, в этой части прошу мое дело пересмотреть. Но пока в Советском Союзе не будет свободы совести, свободы слова и свободы печати, прошу не считать меня полностью советским человеком». Он был освобожден в 1957.

Выйдя из тюрьмы, Андреев продолжал работать над Розой Мира, занимался поэтическими переводами. В соавторстве с З.Рахим перевел с японского произведения Р.Хаяси.

Даниил Леонидович Андреев

Даниил Андреев. 1958 год

Религиозный философ

Андреев, Даниил Леонидович. Род. 1906, ум. 1959, поэт, мистик-духовидец. Сын Леонида Андреева . Автор трактата "Роза мира" (опубликован в 1991 году), поэтической драмы "Железная мистерия" (опубликована в 1990 году) и др.

Андреев, Даниил Леонидович (1906-1959) - Рус. сов. поэт и религ. философ, при жизни которого не было опубл. ни одной написанной им строки. Сын Л. Андреева, А. род. в Берлине, по приезде в Москву окончил Высшие лит. курсы; поскольку его поэзия не вмещалась в рамки соцреализма, А. приходилось зарабатывать на жизнь профессией художника-оформителя. В 1937 начал работу над романом "Странники ночи", задуманным как "эпопея духа" и портрет эпохи; работу над романом прервала война, к-рую А. провел на фронте. По ее окончании продолжил работу над романом и закончил его в 1947 г. Роман А. был прочтен следователями МГБ и оценен по достоинству: 25 лет во Владимирском политизоляторе; сам роман, поэмы, поэтические симфонии, стихи, архив поэта, - все было уничтожено. В тюрьме А. приступает к гл. работам своей жизни - трактату "Роза Мира" (рук. 1958, 1990), поэме "Железная мистерия" (рук. 1958, 1990), книге "Русские боги" (фрагм. 1990 - не в авторском варианте); дважды черновики гибли во время обысков, в 1954 г. А. перенес тяжелый инфаркт, но ничто не могло остановить "труда, завещанного от Бога". После пересмотра дела смертельно больного поэта срок был изменен на 10 лет, и в 1957 г. А. вышел на свободу.

Триптих (все три произв. связаны друг с другом) построен на оригинальной религ.-филос. концепции, в к-рой осн. место принадлежит "многослойной" вселенной, соответственно представленной в многослойном космосе Земли. Человечество, обитающее в слое Энроф, состоит из сверхнародов (групп наций или народностей, объединенных делом создания общей культуры) и соответствующих им восходящих и нисходящих многомерностей, называемых метакультурами; возглавляет метакультуру светлый народоводитель - демиург, замыкает темный народоохранитель - уицраор. Дочь от будущего мистического брака росс. демиурга Яросвета с Соборной Душой рус. сверхнарода Навной - Звента-Свентана - позволит решить мистическую задачу человечества: создать Розу Мира - будущее гармоничное мироустройство. В целом, творения А., не будучи формально НФ, смыкаются с ее "мистической" частью.

Вместе с биологом В. В. Париным и воен. историком Л. Л. Раковым А. написал во Владимирском централе весьма своеобразную книгу "Новейший Плутарх" - сб. биографий воображаемых "выдающихся историч. личностей"; не изд.

Вл. Б.

Другие биографические материалы:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Собрание сочинений: в 3 т. Т. 3 в 2 кн. М., 1993-97;

Роза мира. Метафилософия истории. М., 1991 / послесл. В.Грушецкого. М., 1991 (издание благотворительного фонда "Урания" - 1990, издание "Мир Урании" - 1999).

Из неизданных произведений Даниила Андреева. Стихотворения // Даниил Андреев в культуре XX века: сб. М., 2000. С.224-225, 231-233;

Автобиография красноармейца Даниила Леонидовича Андреева, бойца команды погребения 196 краснознаменной стрелковой дивизии // Даниил Андреев в культуре XX века: сб. М., 2000. С. 16-21;

Архив Д.Л.Андреева: Описи. М., 2001.

Русские боги. М., 1989;

Железная мистерия. М., 1990;

Новейший Плутарх: Иллюстрированный библиогр. словарь воображаемых знаменитых деятелей всех стран и времен: От «А» до «Я». / Соавт. В. В. Парин, Л. Л. Раков. М., 1991.

Литература:

Андреева А.А. Жизнь Даниила Андреева, рассказанная его женой // Андреев Д. СС: в 3 т. М., 1993. Т.1. С.5-26;

Андреева А.А. Роман «Странники ночи» // Андреев Д. СС: в 3 т. М., 1996. Т.3. Кн.2. С.609-625;

Бежин Л. Смотрение тайны или последний рыцарь Розы. - «Знамя», 1994, № 3;

Грушецкий В. Поэт-вестник: О творчестве Даниила Андреева // Поэзия. М. 1989. №53. С.148-155;

Грушецкий В. Мечты высокой вольный пленник... // Андреев Д. Железная мистерия: поэма. М., 1990;

Грушецкий В. Человек синей эпохи // Андреев Д. Роза Мира. М., 1991. С.283-286;

Даниил Андреев в культуре XX века: сб. М., 2000;

Джимбинов С. Б. Русский Сведенборг. - «Новый мир», 1989, № 2;

Дунаев М.М. Православие и русская литература. Ч.6. М., 2000. С.649-703;

Игнатьева А.С. Д.Андреев в процессе обновления русского реализма XX века: автореферат диссертации кандидата филологических наук. Вологда, 2001.

О пламенном хоре, которого нет на земле (памяти 90-летия Даниила Андреева). - «Новый мир», 1996, № 10.

Новиков В. Мудрость веселой игры // Андреев Д., Парин В. В., Раков Л. Л. Новейший Плутарх. М., 1991. С.3-11;

Ларина Н. [Вместо послесл.] // Андреев Д., Парин В. В., Раков Л. Л. Новейший Плутарх. М., 1991. С.293-303;

Лидин В. О Данииле Андрееве // Андреев Д. Л. Ранью заревою: стихи. М., 1975;

Романов Б.Н. «Русские боги» Даниила Андреева // Андреев Д. СС: в 3 т. М., 1993. Т.1. С.432-445;

Парыгин В. Реабилитирован посмертно (1920-1930 гг.). Брянск, 1994. С.256-304;

Павлова Г.Н. Трубчевские страницы биографии Д.Л.Андреева // Эстетика диссонансов: сб. трудов. Орел, 1996. С.128-129;

[Воспоминания об Андрееве Д. В. Л. Андреева, В. П. Митрофанова, И. В. Вогау, Т. И. Морозовой и др.] // Андреев Д. СС: в 3 т. М., 1996. Т. 3. Книга 2. С. 336-480;

Андреев Даниил Леонидович (1906-1959), русский поэт, прозаик.

Родился 20 октября (2 ноября) 1906 в Берлине, сын писателя Л.Н.Андреева. Мать умерла при родах, ребенка воспитывали бабушка и тетя. Атмосфера дома, в котором бывали известные писатели и деятели искусства (И.А.Бунин, М.Горький, А.Н.Скрябин, Ф.И.Шаляпин и др.), оказала существенное влияние на духовное формирование Андреева. Он рано начал писать стихи и прозу.

По окончании средней школы и Высших литературных курсов Андреев работал художником-оформителем. Продолжал писать стихи и прозу, не имея возможности печататься. Главной темой романа Странники ночи (1937) стала новая религия, объединяющая все мировые религии. Андреев назвал ее Розой Мира.

В годы Великой Отечественной войны Андреев работал над поэмами Янтари и Германцы (не завершены). В 1942 был призван в армию, участвовал в боевых действиях под Ленинградом. В конце войны был демобилизован и работал художником-оформителем в московском Музее связи.

В 1946 в соавторстве с С.Матвеевым опубликовал книгу Значительные исследования горной Средней Азии. Работа над книгой о русских путешественниках в Африке была прервана в 1947 арестом Андреева и его жены. Андреев был обвинен в подготовке террористического акта и осужден на 25 лет тюрьмы.

Отбывал заключение во Владимирской тюрьме. Его здоровье было подорвано, но творческий дух оставался крепок. Вместе с соседями по «академической» камере, историком Л.Раковым и физиологом В.Париным, написал книгу Новейший Плутарх. Иллюстрированный биографический словарь воображаемых знаменитых деятелей всех стран и времен от А до Я (опубл. в 1991). В тюрьме Андреев написал и главные произведения своей жизни - книги Русские боги (1955, опубл. в 1993), Железная мистерия (1956, опубл. в 1999) и Роза Мира (1958, опубл. в 1991). В этих произведениях воплощена его религиозно-философская система мироздания.

Андреев писал, что имена носителей темных и светлых сил (Гагтунгр, Яросвет, Навна и др.), названия слоев мироздания (Энроф, Шаданакар) были услышаны им во время трансцендентальных странствий по иным мирам. Мистические откровения описаны Андреевым с помощью выразительных метафор, необычного ритмического строя и новоизобретенных слов. Поэт объяснял необходимость словотворчества следующим образом: «В словах испытанных - уют, / Но в старые меха не льют / Вина младого. / Понятьям новым - новый знак / Обязан дать поэт и маг. / Искатель слова» (Не ради звонкой красоты..., 1955).

Книгу Русские боги, в которой отражены основные события русской истории, Андреев называл поэтическим ансамблем. Она включает в себя поэмы, поэтические симфонии и стихотворные циклы. Одна из главных поэм, входящих в книгу, - Ленинградский апокалипсис. Андреев определял метод, которым она написана, как «сквозящий реализм», подчеркивая таким образом, что сквозь картины действительности проступают образы иных миров.

В Железной мистерии описана борьба светлых и темных сил в истории России и шире - во всех слоях мироздания. В Розе Мира Андреев написал метаисторию русской культуры, в том числе творимую А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, Н.В.Гоголем, Л.Н.Толстым и др. художниками, которых он называл вестниками. Андреев считал, что создание единой общечеловеческой религии - Розы Мира - является единственной альтернативой апокалипсису.

Освобождение писателя из тюрьмы оставалось невозможным в течение нескольких лет после смерти Сталина и 20 съезда партии, т.к. Андреев подал в комиссию по пересмотру дел заявление, в котором написал: «Я никого не собирался убивать, в этой части прошу мое дело пересмотреть.

Но пока в Советском Союзе не будет свободы совести, свободы слова и свободы печати, прошу не считать меня полностью советским человеком». Он был освобожден в 1957. Выйдя из тюрьмы, Андреев продолжал работать над Розой Мира, занимался поэтическими переводами. В соавторстве с З.Рахим перевел с японского произведения Р.Хаяси.