Виды ощущений их характеристика. Основные свойства и характеристики ощущений

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. При­чем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят:

качество,

интенсивность,

продолжительность,

пространственная локализация,

абсолютный и относительный пороги ощущений

Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отобра­жаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Следует отметить, что часто, говоря о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс.

И, наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздра­жителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.



Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка. Спустя непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапности их развития. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновение, но и боль. Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю – от простой воды. С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-, пятилетнем возрасте. Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель. Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик. Чувствительность к звуку первоначально низка, но возрастает в первые недели жизни. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника звука. На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку. Что касается развития речевого слуха, то ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные. Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно. Установлено, что ребенок различает цвет уже на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам. Ребенок, начиная ощущать свет, в первое время не может видеть предметы. Это объясняется тем, что движения глаз ребенка не согласованы: один глаз может смотреть в одну сторону, другой – в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни. Предметы и лица он начинает различать лишь на третьем месяце. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его величины и удаления. По отношению ко всем видам чувствительности следует отметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. У ребенка дошкольного возраста эта способность развита несравненно ниже, чем у взрослого человека. Бурное развитие этой способности отмечается в школьные годы. Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека.- Подробнее на Referatwork.ru: http://referatwork.ru/psyhology-2014/section-18.html

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различению. Под абсолютной чувствительностью понимается способность органов чувств реагировать на минимальные, самые слабые воздействия раздражителей. Чувствительность к различению или разностная чувствительность - это способность ощущать слабые различия между раздражениями.

Нижний абсолютный порог чувствительности - минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Это порог сознательного опознания раздражителя.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, сверхгромкий звук, слепящий свет).

Величина абсолютных порогов, – как нижнего, так и верхнего, – изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п.

Ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время. Оно называется латентным периодом. Латентный (временной) период ощущения – время от начала действия раздражителя до возникновения ощущения. Во время латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой.

закон постоянства величины приращения раздражителя был установлен, независимо друг от друга, французским ученым П. Бугером и немецким ученым Э. Вебером и получил название закона Бугера-Вебера. Закон Бугера-Вебера – психофизический закон, выражающий постоянство отношения приращения величины раздражителя, породившего едва заметное изменение силы ощущения к его исходной величине:

где: I - исходная величина раздражителя, DI - его приращение, К - константа.

Другая выявленная закономерность ощущений связана с именем немецкого физика Г. Фехнера (1801-1887). Из-за частичной слепоты, вызванной наблюдением за солнцем, он занялся изучением ощущений. В центре его внимания – давно известный факт различий между ощущениями в зависимости от того, какова была первоначальная величина вызывающих их раздражителей. Г. Фехнер обратил внимание на то, что подобные эксперименты за четверть века до этого проводил Э. Вебер, который ввел понятие “едва заметного различия между ощущениями”. Оно не всегда одинаково для всех видов ощущений. Так появилось представление о порогах ощущений, то есть о величине раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение.

Исследуя зависимость, которая существует между изменениями силы воздействующих на органы чувств человека раздражителей и соответствующими изменениями величины ощущений и, учитывая экспериментальные данные Вебера, Г. Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя следующей формулой:

где: S - интенсивность ощущения, J - сила раздражителя, K и С - константы.

Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Это отношение получило название закона Вебера-Фехнера, а книга Г. Фехнера “Основы психофизики” имела ключевое значение для развития психологии как самостоятельной экспериментальной науки.

ВОПР 5 ОЩУЩЕНИЕ – непосредственное чувственное отражение отдельных свойств объекта. Они составляю: сенсорно-перцептивный уровень психического отражения. На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.

Образ – результат восприятия, поэтому свойства образа = свойствам воспринимаемого объекта. Он м. быть перцептивным (собственно, восприятие) и неперцептивным (воображение, память, мышление)

1. Образ, объект которого находится в поле восприятия, т.е. возникающий в результате стимуляции наших сенсорных систем – перцептивный образ или образ восприятия. Обязательное условие здесь – активность рецепторных систем, физиологических процессов периферического порядка (мысленный образ (с закрытыми глазами) связан с процессами ЦНС).Перцептивные образы делятся:

По модальности (зрительные, слуховые, тактильные);

На экстрацептивные/интрацептивные, т.е. образы внешнего мира/внутреннего состояния (последние – хуже, т.к. рецепторика чувств беднее) - это деление возникло поздно. Маленькие дети и животные не дифференцируют эти состояния!

На сознательные/неосознаваемые образы (в восприятии и воображении большинство образов неосознаваемо)

Парадокс перцептивного образа – один и тот же объект разные люди видят по-разному (даже 1 человек в разные периоды жизни). Почему? Потому что образ не пассивно воспринимается, а активно строится субъектом. Не объекты воспринимают нас, а мы находим их в окружающей среде. Перцептивные образы, в отличие от неперцептивных, имеют чувственную основу. Свойства перцептивного образа:

Реальность – человек верит в объективное существование воспринимаемого предмета, образы восприятия живут в реальном времени и пространстве;

Объективированность – образы проектируются вовне, выночятся в пространство внешнего мира;

Целостность/предметность – восприятие не суммы разномодал.ощущений, а целостного предмета;

Полимодальность – органическое единство данных различных органов чувств.

Константность – постоянство – образы предметов постоянны и не зависят от условий восприятия (освещение) и свойств самого субъекта (ех.от его внешности), т.е. это независимость свойств знакомого объекта от условий его восприятия(у детей нарушена – м.бояться отца в образе Д.Мороза)

Означенность – ех., глядя на ложку мы уже видим ее функцию, влияющую на социал.и индив.опыт.

Образ, объект которого вне процесса восприятия - неперцептивный образ – когда, не видя самого объекта, мы воображаем его, т.е. не имеем реального изображения, а имеем образ, связанный с процессами воображения, памяти, мышления (ех., образ памяти – это бывший перцепт) Неперцептивные образы имеют квазисенсорный характер.

- мысленный образ : образ воображения или памяти, возникает без участия периферических нервных процессов и создается опытом или творчеством человека; может быть зрительным, слуховым или любой другой сенсорной модальности, а также чис­то вербальным.;

- синестезия: сопровождение перцептивных ощущений одной модальности псевдоощущениями другой модальности («ассорти» чувств, цветной слух и т.д.); это взаимодействие органов чувств ("цветной слух", например). Это - формальное определение, а идея синестезии в том, что когда-то органы чувств между собой не различались, что имеет косвенное подтверждение: температурная чувствительность прямо используется для оценки человеческого облика (человек теплый, холодный, легкий и т.д.)

- схема тела: представление человека о некой системе активности, которой он управляет, также она включает в себя выходящие за пределы тела физические компоненты. Важными составляющими этого образа считаются кинестетические и температурно-тактильные представления. Схема тела входит в «образ Я», но последний – шире;

- фантомные образы: часть образа собственного тела, сохраняющаяся даже несмотря на утрату соответству­ющего телесного органа (обычно конечности);

- галлюцинативные образы: происходят без внешнего стимула, субъект убежден в реальности внешнего объекта, это проекция внутреннего образа субъекта во внешний мир. Галлюцинации отличаются от мысленных образов отчетливостью и детальностью. Их частный случай – гипнологические образы (на грани сна и бодрствования);

- фосфены: обычно выступают в виде ненасыщенных пятен или относительно устойчивых узорчатых изображе­ний. Термин этот используется также для обозначе­ния точек или цветных пятен, видимых при неадек­ватной стимуляции глаза, например, механическим давлением или электрическим током.

- эйдетические образы: распространены у 70% детей - это результат инерции зрительной системы. Эйдетик видит, а не вспоминает! исчезнувшее изображение в течение минут и даже часов (опыты Рикеля с картиной). По Выготскому, эйдетизм широко представлен у примитивных народов (он – основа топографической памяти). У современного человека эйдетизм разрушен высшими психическими функциями и социальным влиянием.

Тема 1. Психология как наука. Методы психологии

Вопрос 1. Корпус основных понятий

Психология в самом общем виде - это наука о психике, душе; в переводе с греческого «псюхе» - душа, «логос» - учение, наука, знание. В книге канадского ученого Жо Годфруа «Что такое психология» так описывается происхождение слова «психология».

Согласно греческой мифологии, Эрот, сын Афродиты, влюбился в красивую молодую женщину Психею. Афродита была очень недовольна, что ее сын – небожитель хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и, чтобы разлучить влюбленных, заставляла Психею пройти через ряд испытаний. Сила любви Психеи произвела глубокое впечатление на богов, которые решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту удалось убедить верховного бога греков Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви и высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Термин «психология» впервые появился только в 18 веке в работах немецкого философа Х. Вольфа (1679-1754) «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Однако Немов Р.С. полагает, что в научном употреблении термин впервые был использован в 16 веке.

Современное научное толкование термина дано в словаре «Психология» :психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика , в свою очередь, (тот же словарь) – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего.

Понятие«субъект» (от лат. субъектум – подлежащее) в современном словаре иностранных слов трактуется так: 1) это человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) это человек как носитель каких-либо свойств, личность.



Словарь «Психология»:субъект – это индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности.

Вопрос 2. Основные задачи науки психологии:

¨ понимать сущность психических явлений и их закономерности;

¨ научиться управлять психическими явлениями;

¨ применять полученные знания в жизни;

¨ быть теоретической основой практики психологической службы.

Вопрос 3. Структура психологической науки

Правильнее было бы говорить о комплексе развивающихся психологических наук, так как каждые 4-5 лет появляется новое направление. Выделяют фундаментальные (базовые) и прикладные науки, общие и специальные. Базовые отрасли имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей. Эти отрасли иногда объединяют термином «общая психология». Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли изучают проблемы, важные для всех научных направлений, а специальные отрасли направлены на познание одной или нескольких групп явлений.

Вопрос 4. Явления, изучаемые в психологии

Основные типы явлений, изучаемых в психологии, – это свойства, процессы и состояния. Психические свойства – это устойчивые особенности психики человека. Психические процессы – это элементарные (простейшие) психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности; они кратковременны. Психические состояния сложны и длительны, могут быть несколько часов, дней, недель и более. Всего Р.С.Немов выделяет 12 групп явлений, изучаемых психологией.

1. Процессы индивидуальные, внутренние (психические): воображение, восприятие, мышление, память, рефлексия, речь, творчество и многие другие.

2. Состояния индивидуальные, внутренние (психические): адаптация, аффект, внимание, интерес, любовь, настроение, страсть, стресс, стыд, эмоция и т.д.

3. Свойства индивидуальные, внутренние (психические): задатки, индивидуальность, работоспособность, решительность, упрямство и другие.

4. Процессы индивидуальные, внешние (поведенческие): деятельность, игра, мимика, подражание и т.д.

5.Состояния индивидуальные, внешние (поведенческие): готовность, интерес, установка.

6. Свойства индивидуальные, внешние (поведенческие): авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, эгоизм и т.д.

7. Процессы групповые, внутренние: коммуникация, общение, межличностные отношения и другие.

8. Состояния групповые, внутренние: конфликт, сплоченность, психологический климат и т.д.

9. Свойства групповые, внутренние: совместимость, соперничество, стиль лидерства и т.д.

10. Процессы групповые, внешние: межгрупповые отношения.

11. Состояния групповые, внешние: паника, открытость или закрытость группы.

12. Свойства групповые, внешние: организованность.

Вопрос 5. Методы современной психологии

Проводится обсуждение со слушателями следующих вопросов:

А. Общее понятие о научном методе.

Б. Различные классификации психологических методов.

В. Характеристика отдельных методов (требования к каждому методу, правила применения, виды, достоинства и недостатки):

а) неэкспериментальные методы: наблюдение; беседа, интервью, опрос; анкетирование; анализ продуктов деятельности;

б) экспериментальные методы: лабораторный эксперимент; естественный эксперимент; другие виды;

в) диагностические методы: тестирование; шкалирование.

Контрольные вопросы

1. Дайте определения понятий «психология», «психика», «субъект».

2. Назовите основные задачи науки психологии.

3. Какова структура психологической науки?

4. Охарактеризуйте явления, изучаемые в психологической науке.

5. Охарактеризуйте методы науки психологии.

Тема 2. Общая характеристика психических познавательных процессов

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов. Психические процессы – это процессы, происходящие в голове человека, это элементарные (простейшие) психические явления, включённые в более сложные виды психической деятельности. Психические процессы, с помощью которых человек познаёт окружающий мир, себя и других людей, называют познавательными процессами.

К психическим познавательным процессам относятся ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Познавательная деятельность осуществляется также с помощью внимания и речи. Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений (мышление).

Психические познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности, они обеспечивают её эффективность. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться, трудиться (это виды деятельности), человек должен воспринимать мир, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. То есть без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, психические процессы не просто участвуют в деятельности, а они в ней развиваются.

Чем лучше развиты познавательные процессы, тем более способным является человек. Лёгкость и эффективность учения зависят от уровня развития познавательных процессов. Человек рождается с задатками познавательной деятельности. Новорожденный осуществляет познавательную деятельность инстинктивно. Затем в процессе жизнедеятельности человек развивает свои познавательные возможности и учится ими управлять.

В целом уровень развития познавательных процессов зависит от имеющихся при рождении задатков, от характера воспитания ребёнка в семье и школе, от его собственной активной деятельности по развитию своих познавательных процессов.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «психические познавательные процессы».

2. Перечислите познавательные процессы.

3. Назовите функции познавательных процессов.

4. Дайте характеристику уровням процесса познания окружающего мира.

5. Какие виды деятельности человека вы знаете? Охарактеризуйте их.

6. От каких факторов зависит уровень развития познавательных процессов?

Тема 3. Ощущения

Вопрос 1. Общая характеристика ощущений

Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение – это первый источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаём цвет, форму, величину, запах, звук. Информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений.

Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающих нервной системой, но способность к осознаваемым ощущениям – только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражён внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Ощущения – простейший познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущения возникают как реакция нервной системы на раздражитель. Раздражители – это предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани.

Вопрос 2. Рефлекторная теория ощущений

Ощущение имеет рефлекторный характер, то есть оно не является пассивным процессом, оно носит активный характер, всегда включает в свой состав двигательные компоненты в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс) или в виде мышечных реакций (поворот глаз, двигательные реакции руки и другое).

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами (так их предложил назвать И.П. Павлов). Анализаторы принимают воздействие определённых раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих частей: периферического отдела, или рецепторов (от лат. принимающий), или органов чувств, преобразующих энергию воздействия в нервные сигналы; орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг (по афферентным нервам) и обратно к рецепторам (по эфферентным нервам); корковых проекционных зон головного мозга, здесь в специальных клетках физиологический процесс превращается в психический процесс – ощущение.

Для того чтобы человек имел нормальные ощущения, необходимо здоровое состояние всех трёх отделов анализатора. Анализаторы бывают внешними (экстерорецепторы – рецепторы вынесены на поверхность тела – ухо, глаз, др.) и внутренними (интерорецепторы – рецепторы расположены во внутренних органах и тканях); своеобразное положение занимает двигательный анализатор (проприорецепторы находятся в мышцах и связках, они служат для ощущения движения и положения органов тела). В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем.

Схема анализатора

афферентные ®

Раздражитель ® рецептор ® нервы ® отделы мозга

эфферентные

Каждый рецептор приспособлен к приёму только определённого вида воздействий (свет, звук, запах, другое), то есть обладает специфической возбудимостью. В целом органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире.

Вопрос 3. Общие свойства ощущений

Качество – (какое это ощущение?) - сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (слуховые от зрительных и др.), а также различные вариации ощущений внутри данного вида (по цвету, насыщенности);

интенсивность – (сколько его?) - количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

продолжительность – (как долго длится?) - временная характеристика ощущений, определяется функциональным состоянием органов чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью;

пространственная локализация раздражителя – нахождение раздражителя в пространстве.

Вопрос 4. Основные характеристики чувствительности анализаторов

Нижний абсолютный порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Как показали опыты С.И. Вавилова, мы могли бы видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 км;

подпороговые раздражители – это раздражители меньшей силы, не вызывают возникновения ощущений, сигналы о них не передаются в кору головного мозга;

верхний порог ощущений – максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно; при действии очень сильного раздражителя перестают возникать ощущения: звуки с частотой свыше 20 тыс. Гц человек не слышит; дальнейшее увеличение силы раздражителей вызывает в рецепторах лишь болевое ощущение;

диапазон чувствительности – интервал между нижним и верхним порогом ощущений;

дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается; если на руке лежит груз в 100 граммов, то для возникновения ощущения увеличения веса необходимо добавить около 3,4 грамма, при весе 1000 граммов – около 33,3 грамма;

оперативный порог – величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Величина оперативного порога в 10-15 раз больше величины дифференциального порога;

временной порог – минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения;

латентный (скрытый) период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения; для тактильных ощущений он равен 130 миллисекундам, для болевых – 370, вкусовых – 50 миллисекундам после нанесения на поверхность языка химического раздражителя;

инерция – время исчезновения ощущения после окончания воздействия; последействие; так, зрительное ощущение исчезает не сразу после того, как перестает действовать вызвавший его раздражитель; также и слуховое и др.;

свойство приспособления, или адаптации – проявляется как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного воздействия раздражителя, а также как понижение или повышение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя (адаптация к яркому свету, сильному запаху);

взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств; это свойство проявляется в явлениях сенсибилизации и синестезии: сенсибилизация - повышение чувствительности нервных центров в результате взаимодействия анализаторов (под влиянием бергамотового масла наблюдается обострение слуховой чувствительности) и упражнений (у музыкантов – высокая слуховая чувствительность); синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора (при воздействии звуковых раздражителей могут возникать зрительные образы – это зрительно-слуховые синестезии);

контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя; явление последовательного контраста – после холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов. Неповрежденные анализаторы компенсируют деятельность выбывших анализаторов.

Часто можно встретить выражения, согласно которым человек - венец природы. Однако в подобных оборотах чаще всего обращают внимание на слово «венец», демонстрирующее совершенство вида Homo sapiens, его неоспоримые преимущества перед остальными животными и уникальную способность к преобразованию окружающей среды. Мысль о том, что человек, несмотря на своё особое положение среди остальных живых существ, все же остаётся частью природы, обычно отходит на второй план.

Введение

Но полностью сбросить со счетов природную составляющую человека - невозможно. Она проявляется с ранних лет на первых этапах познавания мира: цвет, вкус, запах, звук - всю эту информацию, характеризующую предмет, человек может получить лишь посредством органов чувств. Данный процесс внешне кажется простым. Одна из вышеприведённых характеристик воздействует на конкретный орган, тот воспринимает характеристику и передаёт в мозг для обработки. Следует понимать, что вкус или запах - прежде всего иллюзорные категории, которые в виде образов регистрируются органами чувств.

Именно эти образы, возникающие в процессе чувственного познания, называются ощущениями. Мозг, обрабатывая и интерпретируя полученный образ, превращает его в факт сознания - нечто, что можно назвать конкретным словом.

Само существование сознания и, как следствие, мышления определяется наличием ощущений. Утрата функциональности одним из органов чувств ведёт к дефициту необходимой информации. Последствия этого могут быть различными: от ухудшения памяти до необратимых деформаций психики. В то же время увеличивается число и качество образов, получаемых исправно работающими органами чувств. Происходит своего рода компенсация. Другим свойством сознания, тесно связанным с ощущениями, является создание синестезий: один орган чувств провоцирует формирование образа, за который обычно отвечает другой орган . Например, чувствуя цветочный запах, человек представляет цветок визуально или, едва увидев яблоко, уже представляет его вкус.

Описанные выше ситуации представляют собой лишь вероятные комбинации образов, получаемых от разных органов чувств. На деле же каждый из них обладает своими спецификой и свойствами, поэтому невозможно, например, спутать звук со вкусом.

Но несмотря на существенные различия в видах и свойствах ощущений, можно выделить общие характеристики:

Следует отдельно отметить, какие представления существуют о пороге ощущений в психологии. Помимо чисто утилитарного определения, используемого для постулирования определения интенсивности ощущения, существуют другие следствия самого факта существования порогов восприятия. Один из самых важных выводов состоит в наличии чёткой взаимосвязи между абсолютным нижним порогом и чувствительностью анализатора: чем ниже порог, тем выше чувствительность. Это легко объясняется: затруднения в получении необходимой информации требуют развития способов её получения.

Последнее соображение подтверждается не только при помощи логических операций, но и данными науки. Так, установлено, что органы чувств не только совершенствовались в процессе эволюции, но и совершенствуются в онтогенезе (индивидуальном развитии) каждой особи. Разумеется, различные анализаторы обладают различной чувствительностью.

Соотношение и реализация вышеприведённых характеристик ощущений зависит от многих факторов. Не последнюю роль в их комбинации играют возраст, здоровье и условия деятельности индивида. Предполагается, что в абсолютной темноте здоровый молодой человек способен различить очень слабый источник света (например, лучину или свечу) на расстоянии вплоть до 27 км. С возрастом или при наличии заболеваний эта цифра неизбежно снижается.

Органы чувств делают возможным не только регистрацию наличия/отсутствия раздражителя, но и позволяют фиксировать различия по силе и интенсивности между двумя раздражителями. Данная величина называется разностным порогом и является относительной. Это проявляется в том , что для осознания произошедшего изменения в восприятии раздражителя, требуется совершить к последнему некое приращение, зависящее от исходной силы воздействия. Проще говоря, чем больше величина исходного раздражения, тем большее приращение к ней требуется.

Принципы классификации ощущений

Наличие общих свойств не отменяет многообразие раздражителей и значительное количество способов их воздействия на органы чувств делают необходимым введение различных критериев их систематизации по классам. В основу классификации , в зависимости от преследуемых целей, могут быть положены как физиологические критерии, так и чисто психологические. Поскольку в обоих случаях речь по большей части идёт об одном и том же ощущении, обе классификации тесно связаны друг с другом.

Классификация по расположению и функциям рецепторов

Итак, одна из классификаций ощущений в психологии базируется на расположении рецепторов и характера отражения формируемого ими образа:

  1. Интероцептивные. Их рецепторы располагаются во внутренних органах и тканях тела и отражают непосредственно их состояние. В нормальных условиях передаваемая такими рецепторами информация находится за пределами нижнего порога чувствительности. Это своего рода первоклассно оборудованная химическая лаборатория: интерорецепторы собирают и передают в мозг информацию о наличии или отсутствии как вредных, так и полезных веществ, определяют химический состав жидкостей организма. Кроме того, именно интерорецепторы уведомляют мозг об изменениях температуры тела или давления. В критической ситуации, когда в работе внутренних органов происходят сбои в силу болезни или какой-либо причины внешнего характера, возникают болевые ощущения.
  2. Проприоцептивные, суть которых состоит в создании и последующей передаче в мозг образа о положении тела в пространстве и совершаемом им движении. Это осуществляется при помощи рецепторов, расположенных в связках и мышцах.
  3. Экстероцептивные ощущения ориентированы на восприятие и отражение свойств предметов и явлений внешней среды. Их рецепторы расположены на поверхности тела и делятся на контактные и дистантные. Как следует из самого названия, для функционирования контактных рецепторов необходимо прямое воздействие раздражителя на них (осязание, вкус). Дистантные рецепторы получают информацию от удалённого объекта и формируют звуковые, визуальные и обонятельные образы.

Разумеется, все вышеприведённые виды рецепторов и создаваемые ими образы не существуют изолированно друг от друга. Часто для получения одного ощущения требуется комплекс информации, собираемой экстероцепторами и интероцепторами. К примеру, представление о положении тела в пространстве не только создаётся при участии проприоцепторов, но и неизбежно дополняется зрительным образом.

Другая классификация базируется на участии в формировании ощущения различных органов чувств. В значительной мере само понятие об ощущениях стало возможно лишь благодаря наличию этих органов и желанию понять принципы их функционирования. Соответственно, можно выделить вкусовые, зрительные, обонятельные, тактильные и слуховые ощущения.

Тактильные ощущения (осязание) могут считаться лидером по количеству получаемой и передаваемой информации. Происходит это благодаря тому , что осязание задействует оба вида экстероцепторов (расположены по всей площади кожи) и, таким образом, может фиксировать как прикосновения, так и температуру.

Обоняние обеспечивает человека информацией о запахах, игравших огромную роль в жизнедеятельности животных ещё доисторических эпох. Об огромном значении обоняния свидетельствует тот факт, что воспринимающие запахи рецепторы находятся на выступающей вперёд части тела, а информация о них передаётся в мозг по самой короткой и прямой траектории.

Вкусовые ощущения бывают четырёх видов: сладкое, солёное, кислое и горькое. На базе этих модальностей складывается вся палитра вкусов, подобно тому, как цветовая гамма складывается из базовых красного, жёлтого и синего. Вкус тесно связан с обонянием, поскольку вызывается одними и теми же молекулами вещества, но воспринимаемыми разными рецепторами. Убедиться в существовании этой связи легко на собственном примере: когда во время простуды заложен нос, вкус еды либо пропадает вовсе, либо полностью меняется.

Зрительные

Зрительные ощущения вызываются электромагнитными волнами определённой длины. Человеческий глаз воспринимает лишь часть спектра: от красного до фиолетового. И хотя инфракрасное и ультрафиолетовое излучения оказывают значительное влияние на человека, узнать об этом можно лишь по последствиям. В комплексе зрительных ощущений можно выделить:

  • ахроматические (переход от абсолютной темноты к свету через оттенки серого);
  • хроматические (отражают все цвета гаммы с их оттенками);

В психологии отмечается, что различные цвета и их комбинации способны оказывать различное эмоциональное воздействие на человека. Этот факт используется в различных тестах (например, тест Люшера).

Слуховые

Слуховые ощущения по своей природе близки к зрительным: они тоже вызываются волнами определённого диапазона. За пределами слышимости остаются инфра- и ультразвук. Звук определяется тембром (иначе, окраска звука), длительностью, высотой (зависит от частоты колебаний волны) и громкостью (определяется периодом колебания волны). Различаются три вида звуковых ощущений: шумы, речь и музыка.

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью органов чувств, в виде ощущений.

Ощущения – это познавательный процесс, отражение в сознании человека отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней среды.

Для возникновения ощущения необходимо воздействие раздражителя на органы чувств. В качестве раздражителя выступают материальные агенты различной природы (физические, химические). Возникновение ощущений обеспечивается работой анализаторов, которых у человека пять: зрительный, слуховой, тактильно-кинестетический (обеспечивает различение прикосновений и движения), обонятельный, вкусовой.

Анализатор – нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих частей:

· рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

· проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;

· корковых зон головного мозга.

В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук и др.), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают.

Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике) выделяют:

· зрительные ощущения – вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, которые излучаются или отражаются различными физическими телами. Рецептором является сетчатка оболочки глаза. Световые волны различаются по длине, амплитуде колебаний и форме. Длина – это число колебаний световой волны в секунду.Чем число колебаний больше, тем длина волны меньше, и, наоборот, чем меньше число колебаний, тем больше длина волны. Длина световой волны обусловливает цветовой тон. Цвета имеют разное психологическое значение. Амплитуда колебаний световой волны определяет яркость цвета. Форма световой волны, получающаяся в результате смешения между собой световых волн различных длин, обусловливает насыщенность цвета.



· слуховые ощущения – вызываются звуковыми волнами, т.е. ритмичным колебанием воздуха. Существует специальная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздуха в секунду – герц – численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду. Чем больше частота колебаний воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. В среднем, человек слышит звуки в диапазоне частот от 16 Гц до 20 кГц. Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком; от 20 кГц до 1 ГГц – ультразвуком, от 1 ГГц и выше – гиперзвуком. Громкость воспринимаемого звука зависит от его силы или интенсивности, т.е. амплитуды и частоты колебаний воздуха. Для оценки громкости воспринимаемого звука принята единица – децибел. Средние величины громкости различных звуков представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

Средние величины громкости различных звуков

· обонятельные ощущения являются отражением запахов. Они возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа.



· вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, при различении разных видов пищи. Вкусовые ощущения имеют четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные разновидности вкусовых ощущений представляют собой разнообразное сочетание четырех основных. В возникновении определенных вкусовых ощущений большую роль играет обонятельный анализатор.

· осязательные ощущения или кожная чувствительность – это наиболее распространенный вид чувствительности. Знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, есть результат сложного комбинирования 4-х других: давления, боли, тепла и холода. Для каждого из них существует специфический ряд рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках поверхности кожи. Сила и качество ощущений сами по себе относительны. Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожи теплой водой ее температура воспринимается по-разному, в зависимости от того, какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи. Если она холодная, то на первом участке кожи возникает ощущение тепла, а если горячая, то ощущение холода. Температурные рецепторы имеют, как правило, два пороговых значения: они реагируют на высокие и низкие по величине воздействия, но не отзываются на средние.

Указанные ощущения называются экстероцептивными и составляют единую группу по типу анализаторов, рецепторы которых расположены на поверхности тела или вблизи нее. Экстероцептивные ощущения подразделяются на контактные и дистантные. Контактные ощущения вызываются непосредственным прикосновением к поверхности тела (вкус, осязание), дистантные – раздражителями, действующие на органы чувств на некотором расстоянии (зрение, слух). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между ними.

К проприоцептивным ощущениям относятся ощущение равновесия, обеспечивающееся работой вестибулярного аппарата, и кинестетическое ощущение, несущее информацию о состоянии мышечной системы. Кинестетические ощущения (от греч. kinesis – «движение») поступают от мышц, связок и сухожилий; позволяют выполнять и координировать движения. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, называются висцеральными ощущениями и являются интероцептивными. К ним относятся чувство голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения.

Кроме того, у человека есть несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации. Вибрационные ощущения занимают промежуточное место между тактильной и слуховой чувствительностью.

Свойства ощущений. Ощущения обладают следующими свойствами.

1. Модальность – качественная характеристика ощущений – это свойство, позволяющее отличить один вид ощущения от другого.

2. Интенсивность – это количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность – это временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью.

4. Чувствительность – это способность нервной системы реагировать на раздражители. Чувствительность характеризуется двумя порогами – нижним и верхним. Нижний порог – это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение. Верхний – это максимальная величина раздражителя, при которой возникает болевое ощущение. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги, и наоборот, низкой чувствительности – высокие. Порог возникновения ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога меняется с возрастом и зависит от состояния здоровья и психического состояния человека. Чувствительность может быть повышена или понижена с помощью фармакологических средств. Важную роль в изменении чувствительности играет тренированность анализатора. Так, у музыкантов развивается слуховая чувствительность («музыкальный слух»), у дегустаторов – обонятельная и вкусовая чувствительность.

5. Адаптация – это приспособление органа чувств к внешним условиям. Благодаря адаптации рецептор привыкает к ощущению. Например, при переходе от яркого света в темноту мы сначала не видим предметы, но постепенно начинаем различать их очертания (адаптация к темноте).

6. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Например, у некоторых людей звуки музыки способны вызывать ощущение цвета (так называемый «цветной слух») или сочетание красок порождает музыкальные ассоциации.

7. Компенсация – это свойство ощущений к увеличению какой-либо чувствительной системы при нарушении другой (например, при потере зрения обостряется слух).

Ощущения - элементарный психический познавательный процесс непосредственного отражения отдельных признаков, свойств предметов и явлений при их воздействии на органы чувств. Ощущения есть элементарная основа всех познавательных процессов в целом, однако кроме познавательных процессов, выполняющая также регулятивную, коммуникативную и мотивационную функции.

Классификация ощущений:

1. Экстероцептивные - кожные, вкусовые;

2. Проприоцептивные - давления, растяжения в мышцах, связках, суставах.

3. Интероцептивные - болевые, температурные;

4. Специальные вибрационные и вестибулярные ощущения.

Свойства ощущений:

1. Качество - каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов (слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью и др.)

2. Интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность - определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

4. Пространственная локализация раздражителя.

Закономерности ощущений:

1. Ощущения специфичны и соответствуют морфофизиологической организации своих рецепторов, органов чувств. Специфичность органов чувств, рецепторов и их ощущений закономерно развиваясь под влиянием специфических раздражителей. При их отсутствии не только исчезают сами ощущения, но и сам орган чувств редуцируется (глаза крота).

2. Ощущения пространственно проецируется по месту действия раздражителя (укол пальца).

3. Адаптация ощущений: позитивная, негативная. Негативная адаптация возникает под влиянием сильных сверхпороговых раздражителей, которые действуют длительно и постоянно. Высшая степень адаптации этого вида может быть полная негативная адаптация, когда человек совершенно не ощущает действия раздражителя. Позитивная адаптация возникает под влиянием пороговых и подпороговых раздражителей.

4. Закон чувствительности, или порогов ощущений. Нижний абсолютный порог определяется наименьшей силой раздражителя, который вызывает первичные ощущения. Более слабое раздражение не вызывает ощущений и являются подпороговыми. Верхний абсолютный порог определяется наибольшей силой раздражителя, при котором еще возникает ощущение. При силе раздражителя большей величины верхний абсолютный порога могут возникнуть болевые ощущения, а сам орган чувств может разрушится.

5. Закон контраста ощущений. Интенсивность и качество ощущений зависит от предшествующих, последовательных и одновременных раздражителей (холодная и комнатной температуры вода).

6. Закон синестезии - проявляется в появлении на основе какого-либо анализаторов ощущений не специфичных для этого анализатора (цветовая музыка, теплый или холодный свет). Причина таких явлений во взаимодействии механизмов различных анализаторов во временных и нервных связях, а также анатомической близости анализаторов.

7. Закон компенсации ощущений определяет повышенные функции наличных ощущений, целостной сенсорной сферы в случае выпадения или торможения других ощущений этой сенсорной сферы (слепые лучше слышат).

Восприятие - познавательный психический процесс, состоящий в отражении предметов и явлений, в деятельности, в их целостности, в единстве их свойств. Восприятие возникают при непосредственной взаимодействии субъекта с окружающим миром. Результатом восприятия является целостные образы, которые у человека отличаются различной степенью структурности, константности, предметности и осмысленности. У человека восприятие может быть произвольным и осознанным.

Функции восприятия: ориентационная, коммуникативная, познавательная, регулятивная, деятельностная.

Свойства восприятия:

1. Объем - свойство, которое определяет возможность человека одновременно воспринимать инвидуально ограниченное количество единиц или объектов восприятия.

2. Целостность - наиболее раннее свойство, которое определяется объективной системной целостностью предмета и однородностью и пространств. ограниченностью, т. е. определенной формой.

3. Структурность - определяется 2 операциями: анализом и сравнением.

Это свойство формируется у детей в школьном возрасте в связи с развитием познавательной сферы.

4. Предметность - способность пространственного совмещения образа восприятия со своим предметом

5. Константность - способность адекватно воспринимать повторно и в измененных условиях один и тот же предмет, т. е. в разном положении в пространстве при разном освещении, а может быть и несколько измененный предмет, человек узнает как один и тот же при повторном восприятии.

6. Осмысленность, т. е. определение не только образа предмета или явления, но и смысла, назначения и других смысловых характеристик.

7. Апперцепция - основных установка, через который чел. воспринимает и понимает окружающий мир. Установка определяется рядом факторов: возрастным и личным опытом, особенностью познавательной сферы, профессиональным опытом, мотивационно-ценностной направленностью.

8. Транспозиция - перенос на разные объекты восприятия общего для них всех признака. Базируется на 3-х операциях: анализе, сравнении и обобщении.

9. Целенаправленность - свойство, определенное степенью развития сознания.

Классификация видов восприятия:

1. Простое восприятие - результат отражения одного анализатора и формирования одномодальных образов (зрительных, слуховых и т. д.)

2. Сложные - отражение образа одного объекта при взаимодействии различных анализаторов.

3. Специальные - восприятие пространства, времени, движения, человека человеком.