В какой сказке есть мудрец. Сказочная мудрость. Отрывок из темы: « Поиск света »

Результаты знакомства с учебниками и разговоров со студентами и школьниками лучше всего могу передать знаменитой фразой Александра Радищева из его "Путешествия:": "Душа моя страданиями человечества изъязвлена стала:".

Ну как же не сострадать учащемуся человечеству, если ему, помимо собственно учебников по русскому языку, с пятого по девятый класс предлагают ещё и "учебник по развитию речи" профессора Е.И.Никитиной, объёмом больше ста пятидесяти страниц в каждом классе.

А в этом учебнике, к примеру, в 5-7 классах бедному школьнику год за годом, только всё более подробно, разжёвывается, к примеру, что такое "текст".

В учебнике для 6 класса, в параграфе 1, озаглавленном "Признаки текста", после того, как вниманию ученика предложена миниатюра Фёдора Абрамова "Верное лекарство", ему даётся задание:

"1. Вспомните признаки целого текста: заглавие; тема, идея; делимость: I - начало, II - основная часть, III - конец; связность; композиционная завершённость".

2. Укажите эти признаки в рассказе "Верное лекарство". Сформулируйте и запишите его тему; идею; составьте план.

3. Расскажите, как вы понимаете композиционную завершённость этого рассказа.

4. Определите стиль рассказа. Укажите в нём примеры просторечных и диалектных слов. Для чего, по вашему мнению, использует их писатель?".

Непосредственно вслед за этим следует значок, под которым в учебнике даются "теоретические сведения", и напечатано:

"Единство стиля - тоже один из признаков текста".

Остановлюсь на первом пункте задания. Ясно, что предполагается: в пятом классе, то есть год назад, ученик уже читал или слышал от учителя о признаках текста и сейчас должен вспомнить их. А потом к известным ему признакам запомнить ещё один. И, как предлагает учебник, в дальнейшем, работая над своими сочинениями, контролировать себя: "всеми ли признаками текста обладает ваше сочинение".

Найдите мне такого шестиклассника! Да ещё чтобы он уже знал, с 5 класса, разницу между просторечными и диалектными словами:

В учебнике для 7 класса параграф 1 озаглавлен уже глобальнее: "Что такое текст". Семикласснику, только что пришедшему с летних каникул, опять предлагается вспомнить, что такое целый текст и каковы его признаки. Затем, после миниатюрки Юрия Коваля, на две страницы размахнута таблица в две колонки. В левой трактуются признаки текста, начиная с того, что это "единица речи" и до "единства стиля". А в правой препарируется текст Коваля, причём таким "соцреалистическим" стилем, что ясно: семиклассник, прочитавший эту таблицу, рассказов и повестей Юрия Коваля читать никогда не будет, даже под угрозой смертной казни. Вообще-то он немного потеряет: это неплохой русский писатель- бытовик и педагог, в лучшем случае третьестепенный, то есть не выше уровня А.И.Куприна. Нет, пожалуй, всё-таки пониже. И его рассказы и повести, при всей их современности по внешним признакам, даже не вторичны. А третичны или даже четвертичны: перефразируя Игоря Губермана, сказавшего об одном поэте, что его стихи "лет сто назад украл некий Фет", большую часть произведений Юрия Коваля давным-давно "украли" некие Лев Толстой и Иван Тургенев, Аркадий Гайдар и Константин Паустовский с Рувимом Фраерманом.

Вот как профессор Е.И. Никитина пишет о признаке "конец текста":

"Конец рассказа - последнее предложение: Так мы и сидели до самого заката. В нём слово так вбирает в себя все предыдущие части и таким образом структурно оформляет их идейно-тематическую связность (ведь все части раскрывают одну общую тему и идею). Местоимение мы в данном случае значит рассказчик и бабочка и возвращает нас к заглавию текста - "Бабочка", благодаря чему он получает композиционную завершённость".

Прочитали? Восхитились?

Но этого мало! Через две страницы семикласснику предлагается усвоить, что "один из признаков текста - заглавие или возможность его", ещё через две страницы - понятие "нулевого заглавия" (это когда над текстом стоят три звёздочки).

А чуть погодя семиклассник узнаёт, что у текста есть ещё и значение, в котором оно используется в учебниках: "любой дидактический материал (отдельные предложения, отрывок из текста, целый текст), который даётся для выполнения заданий".

Если к седьмому классу семиклассник этого не понял без специального пояснения, значит, он безнадёжен. А нормальному семикласснику это понятие вовсе ни к чему.

Не буду утомлять читателя другими перлами из не к ночи будь помянутого учебника. Кстати, удостоенного Премии Правительства Российской Федерации в области образования за 1998 год:

Я провёл эксперимент. С двумя очень способными студентами мы попытались выполнить полностью хотя бы задания одного параграфа из учебников для шестого, седьмого и восьмого классов. У меня на это ушло от сорока минут до полутора часов, у ребят - от тридцати пяти - сорока минут до часа с четвертью - полутора. Правда, работали добросовестно, выполняя последовательно все задания, даже обозначенные значком "дополнительные". Параграфов в учебниках - от десяти до пятнадцати. Не считая приложений.

А ведь ученику надо год за годом проходить ещё и материалы учебников "Русский язык. Практика", для каждого класса особого. И "Русский язык. Теория" - этот, слава богу, один на все пять классов основной средней школы.

Помнится, у нас был в каждом классе всего один учебник по русскому языку. И, вроде, многие из моего поколения вполне грамотны.

Профессор Е.И.Никитина в предисловии, которое, как я уже сказал, почти стереотипно повторяется от класса к классу, а в учебниках для 5-7 классов повторено буквально, даёт ребятне советы больше читать, не торопясь, запоминая, обдумывая; слушать и смотреть радио- и телепередачи, особенно те, "в которых даётся обзор событий, а также рассказывается о культуре речи, о правильности употребления и произношения слов"; заводить записные книжки, записывать "звуки, движения, краски, запахи, слова, выражения".

Интересно, в каком мире живёт уважаемый профессор? Где она видела такие телепередачи? И к кому она обращается, к фантомам?

Если человек с детства много читает и склонен к сочинительству, ему эти учебники ни к чему, он и так уже годам к двенадцати выработает соответствующие навыки, не засоряя свою память терминологией. Если человек с ранних лет стал присоской к телевизору, он не станет сочинителем (журналистом, писателем), даже если на отлично заучит все понятия и таблицы этих учебников.

Допускаю, что эти учебники могут быть полезны издательским, журнальным, телевизионным и киношным редакторам. Но: взрослый человек, выпускник школы, если он выберет такую профессию, материал всех пяти учебников шутя освоит на двух- трёхнедельных курсах. Не стоит ради этого терять бесценные школьные месяцы и годы.

У меня сложилось впечатление, что все учебники русского языка, входящие в нынешний школьный комплект, сочиняли специалисты, коих в молодости привлекали к разработкам программ машинного перевода и компьютерного редактирования текстов. Лет сорок назад моя кузина Татьяна Грязнухина, входившая в одну из первых научных групп по этой проблеме, подарила мне свою монографию, где как раз предлагались программы аналитического расчленения, разъятия текстов, лексики, морфологии языка для ради составления всеобъемлющих программ для компьютеров. Нынешние учебники очень похожи на книги, где излагаются результаты исследований лингвистов-литературоведов, работавших на информатиков-кибернетиков. Помнится, их особенно много публиковалось в журнале "Вопросы языкознания" и тематических сборниках в первой половине 90-х, когда фирма "Майкрософт", озаботившись созданием русскоязычной версии "Windows", охотно финансировала безденежных российских языковедов. Их, безусловно необходимые тогда, исследования, теперь уже прочно вбиты в программные продукты "Майкрософт" и практически используются пользователями персональных компьютеров.

А упрощённые до школьной дидактики результаты этих аналитик навязывают неполной средней школе: Это всё равно что вместо настоящего кофе пить ополоски из кофейника.

Не лучше ли вместо стопроцентно бесплодных упражнений почитать ребятам на уроках русскую классику? Не Юрия Коваля и ему подобных подражателей классикам, а классиков настоящих. Если даже взять время от Жуковского и Крылова до Ахматовой, Мандельштама, Пришвина и Леонова, то есть всего век с небольшим, можно все уроки заполнить первостепенными русскими художественными текстами. А ведь были ещё и 50-60-е годы. Если же учесть высочайший уровень российской школы перевода, то объём первостепенных текстов на русском языке, по меньшей мере, можно удвоить. Ей-же-ей, для усвоения законов русского языка, его грамматики простое чтение таких текстов полезнее, чем зубрёжка канцелярски сформулированных правил.

Как говаривал Пушкин, шлюсь на собственный опыт.

Когда мой отец, по своему диплому учитель русского языка, литературы и истории, узнал, что я уже бегло читаю (научился у старшей сестры, а практику чтения освоил на газете "Правда", ползая животом по каждому свежему номеру), он повёл меня в районную детскую библиотеку, записал в читатели и попросил сотрудниц библиотеки давать его сыну из русской классики всё, даже если по программе это относится к старшим классам средней школы. "Лишнего пока не поймёт, зато в него войдёт настоящий русский язык", добавил отец. Дело было в селе Анненский Мост, тогда это был райцентр Ковжинского района Вологодской области. Отец был там первым секретарём райкома ВКП(б), библиотекарши, естественно, прислушались к его пожеланию.

До сих пор благодарен и отцу, и тем библиотекаршам! А потом был благодарен сотрудницам детской и взрослой Вельских библиотек, допускавших меня ко всем книжным полкам. И директору Вельской начальной (базовой) школы Глафире Александровне Лавровой, которая тоже прислушалась к пожеланиям отца. Глафира Александровна не посадила меня сразу в 4-й класс, как намеревалась ("Не лишайте ребёнка детства", попросил отец), а сделала первоклассника помощником учительницы, заведовавшей школьной библиотекой. Учительнице же Анне Степановне порекомендовала разрешать мне, если нет письменной работы или я не должен отвечать у доски, удаляться за доску, где на широком подиуме типа сцены располагались богатства пионерской дружины. И я оформлял там плакаты о великой дружбе Ленина и Сталина, сочинял заметки для школьной стенгазеты, да и саму газету часто рисовал от корки до корки. И - читал, читал книги, вовсе не относящиеся к программе начальной школы. Одновременно слыша всё, что творилось в классе, так что и программу проходил, хотя бы пунктиром. Позже, в 3-4 классах, естественно, чаще сидел за партой и за доску уходил всё реже и реже.

Зато потом, начиная с 5-6 классов, почти не зная писаных правил русской грамматики (и до сих пор большей части их не знаю), писал и изложения, и сочинения практически без ошибок. За это мне и в старших классах ставили четвёрки по устному русскому...

Продолжение следует

Цель занятия: сформировать убеждение, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними. Задачи: - дать представление о свойствах лекарственных препаратов; - раскрыть факторы, способствующие возникновению повышенного интереса к медикаментам, опасным для здоровья; - выработать навыки правильного употребления лекарств.




«Всё есть яд, ничто не лишено ядовитости, и всё есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством». Теофраст Парацельс ()


В далеком прошлом лекарства и яды обозначались одним и тем же словом. Так, древнегреческое слово «фармакон» и древнерусское «зелье» приобрели однозначно ядовитый смысловой оттенок, а лекарства стали называть «снадобья». За многие века значения этих слов не изменились: лекарство – снадобье, дарующее исцеление, яд – зелье, способное убивать. Практически каждое лекарство при определенных условиях может оказывать ядовитое действие, а многие яды находят применение как лекарства. Условность границы между ними определяется общим способом действия на организм.


Лекарствами называются вещества, которые применяются в определенных дозах с целью лечения какого-нибудь заболевания или его предупреждения. Лекарства могут быть различны по происхождению (растительные, животные, синтетические) по составу и форме (таблетки, пилюли, микстуры и т. д.) Для лечения лекарства применяются в строго определенных количествах. Одно и то же лекарственное вещество в зависимости от его количества может оказывать лечебные свойства или наносить сильнейший вред организму, являясь ядом и даже приводить к смерти.




Лекарственные препараты – сильнодействующие вещества, ими надо пользоваться осмотрительно. И если вы все-таки занялись самолечением, используя лекарства, когда-то прописанные вам врачом, или те, которые вы приобрели, увидев или услышав рекламу, прочтите внимательно в инструкции к ним разделы: «Показания», «Противопоказания», «Дозировка и способ применения».










Анализ ситуации Света гуляла во дворе. Рядом с ней остановилась машина. Незнакомый мужчина подошел к Свете и спросил, не видала ли она Виталика из соседнего дома. Он добавил, что договорился с Виталиком встретиться, а тот опаздывает. Мужчина сказал, что его зовут дядей Сашей, и спросил, как зовут девочку. Света ответила. Дядя Саша предложил Свете цветные горошины, похожие на витамины, лекарства или конфеты. Вопросы: - Как вы думаете, что сделала Света? - Как бы вы поступили в данной ситуации?





Настоящая дружба остается крепкой и нерушимой вопреки времени и испытаниям. Дружеские отношения основаны на доверии и взаимопомощи, поэтому исключают эгоистические мотивы и предательство. Однако жизнь зачастую ставит человека перед сложным выбором, в котором лишь немногие выбирают правильный путь, остальные же – становятся жертвами ошибок, и могут совершить измену, предав самые лучшие чувства, в том числе и товарищескую привязанность. Многие писатели утверждали, что проблема верности и измены в дружбе – очень серьезный и актуальный вопрос. Поэтому они затрагивали его в своих книгах, мы же перечислим самые известные их примеры.

  1. В повести В. Железникова «Чучело» Лена Бессольцева умеет любить и сопереживать ближнему как никто другой. Она знает цену дружбе и одинаково готова разделить с другом радости и печали. Она верит в искренность и честность того, кому однажды поверила и подарила тепло. Ее выбор пал на Диму Сомова, который приходит на помощь Лене в ссоре с одноклассниками. Он кажется ей сильным и правильным, но только до тех пор, пока сам не оказывается в беде. Когда ребята обвиняют Лену в том, что она рассказала о пропущенном уроке учительнице, Дима молчит и позволяет другим издеваться над ней, хотя сделал это он сам. Страх осуждения и наказания заставляет его сознательно скрыть правду. Он боится признаться в собственном проступке и оставляет Лену в одиночестве в минуту, когда та особенно нуждалась в его помощи. Он осознает, что совершил предательство, но не может поступить иначе, потому что мнение окружающих оказывается для него важнее товарищества, которое он не в состоянии оценить и разделить в полной мере.
  2. Узы дружбы связывают людей совершенно разных, непохожих друг на друга, иногда совершенно противоположных в своих взглядах и стремлениях. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» дружба между Онегиным и Ленским представляется как взаимная борьба характеров и интересов. Онегин – разочарованный в жизни циник, Ленский – сентиментальный и трогательный в своих наивных стремлениях романтик, видящий красоту там, где Онегин примечает лишь скуку и пошлость. Герои сближаются друг с другом, но несхожесть их характеров рождает противоречие, которое оказывается переломным в жизни каждого из них. Раздраженный Онегин решает проучить своего восприимчивого друга, оказывая внимание его невесте, которая, к слову, ни капли не интересует Евгения. В результате друзья в одночасье становятся врагами, и Ленский погибает на дуэли от руки Онегина. Евгений боится чужого мнения и обвинений в трусости, тем самым предает дружбу по причине минутной слабости и эгоизма.
  3. Дружба – верное лекарство от одиночества, основанное на полном духовном взаимопроникновении и принятии другого человека со всеми его достоинствами и недостатками. Терпение, помощь, понимание, доверие – главные составляющие этого глубоко чувства.
    В сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» тема дружбы является центральной. Постичь глубину этих отношений, отдать им лучшие душевные порывы, научиться быть ответственным за того, кому дал обещание быть рядом – это величайшее искусство, которому учится Маленький принц. В своем путешествии он открывает для себя много важных истин, одной из которых с ним делится Лис. «Мы в ответе за тех, кого приручили», — говорит он герою и дарит ему самое ценное, что у него есть – бескорыстную дружбу, которая соединяет сердца и делает их нужными друг другу. Лис верен себе и своему товарищу, поэтому терпеливо учит того, как нужно дружить, а не раздражается при виде неосведомленности мальчика.
  4. В романе В.А. Каверина «Два капитана» тема дружбы раскрывается на примере отношений двух центральных персонажей – Сани и Ромашки. Их связывает многолетняя дружба, которая оказывается сотканной из противоречий. Каждый из них проходит важные этапы взросления, в результате которых формирует собственные представления об ответственности, понимаемой и интерпретируемой героями по- разному. Ромашка решает поступиться дружбой во имя собственных интересов, которые для него остаются на первом месте. Саня остается прямым и честным, отвергая предательство как способ достижения личного счастья. Дружеские узы оказываются разорванными одним из героев, по причине нравственной ограниченности, которая доминирует над благородством души и становится причиной предательства.
  5. В романе И.А. Гончарова «Обломов» автор создает два глубоких и противоречивых образа — Штольца и Обломова, которых связывает бескорыстная дружба. Оба героя очень схожи по характеру, что делает их близкими и важными друг другу, однако разность стремлений, целей и воспитания в целом становится причиной противоречий, которые в конечном итоге разделяют их. Эти противоречия во многом носят внешний характер, ведь оба героя — яркие личности, которые находятся в постоянном поиске счастья. Штольц активен, деятелен, он всеми силами пытается привить жажду жизни Обломову, склонному к созерцательности, размеренности и лени. Однако, как только их дружба угасает из-за супружества, и деятельный Штольц, и пассивный Обломов в конечном итоге теряют себя, не находят гармонии в жизни: Илья Ильич умирает, а Штольц остается в растерянности и смятении перед лицом будущего.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Был молодой воин, отличавшийся храбростью и острым умом. Он пользовался всеобщей любовью и уважением. Наступило мирное время, враг прекратил свои опустошительные набеги на его родину, и мать посоветовала ему жениться. Согласившись с матерью, он позвал своих младших братьев и сказал им: «Я женюсь на девушке, которая из стали, оставшейся от шашки моего отца, сошьет ноговицы и чувяки».

Братья взяли куски стали и отправились в путь искать девушку, которая смогла бы исполнить желание их любимого брата. Но к кому бы они ни обращались, везде их принимали за полоумных и осыпали насмешками. Долго они странствовали и под конец, измученные, решили возвратиться домой. Недалеко от своего города они решили отдохнуть и зашли в бедный крестьянский дом. Их приняла девушка редкостной красоты, пригласила в дом и накрыла на стол. За обедом один из братьев попросил вина. На это девушка ответила:

— Я вас попрошу выйти во двор, привязать своего коня к виноградной лозе,

А я тем временем принесу вина.

Гость вышел во двор, начал искать виноградник, но тщетно — его не оказалось. Он вернулся и сказал об этом молодой хозяйке.

— Если у нас нет виноградной лозы, откуда в нашем доме может быть вино?- сказала она, и сконфуженный гость сел на свое место.

После обеда гости стали расспрашивать о ее родных, кто они такие и почему отсутствуют так долго.

— Отец мой у дороги сеет ссору, а мать моя ушла менять слезы,- ответила девушка.

Братья, удивленные странным ответом девушки, попросили ее разъяснить смысл этих слов.

— У проселочной дороги отец со своим приятелем злословят на нашего соседа, которому приятель не замедлит насплетничать, и завтра начнется ссора. А мать пошла к другим соседям оплакивать покойника, с тем чтобы после ее смерти кто-нибудь из родных покойного пришел оплакать и ее.

По мудрым ответам девушки братья подумали, что она, может быть, сможет помочь им, и рассказали ей, почему они путешествуют по белому свету.

— Помочь я вам сумею, сказала она, — только скажите вашему брату, чтобы он прислал мне шелковую тесемку, изготовленную из песка, и иголку, сделанную из мелких камешков, тогда я сошью ему ноговицы и чувяки.

Те поспешили домой и передали брату ответ девушки. Молодой воин обрадовался мудрости незнакомки и решил на ней жениться, и через своих братьев он послал ей обручальные подарки — золота и жемчуга.

Приняв драгоценности, девушка попросила передать жениху: «Мелкие и крупные звезды оказались редкими. Пусть два горных орла не потеряют друг друга, а два брата не услышат обидных слов». Выслушав эти слова, переданные ему от девушки, и поняв их смысл, он сказал братьям, что они присвоили кое-что из подарков. Лишний раз убедившись в необыкновенном уме своей невесты, он женился на ней.

Так мудрость помогла бедной девушке выковать свое счастье.

Общение царя с солдатом в русской народной сказке «Мудрые ответы» интересным образом складывалось. Царь загадывал загадки мудрёные, а солдат отвечал на них. Царь, видимо, был большой любитель загадок, потому что загадывал их не только солдату, но и другим своим подданным.

«Мудрые ответы»
Русская народная сказка

Служил солдат в полку целые двадцать пять лет, а царя в лицо не видал. Пришел домой. Стали его спрашивать про царя, а он не знает, что и сказать-то. Вот и начали его корить родичи да знакомцы:
– Вишь, – говорят, – двадцать пять лет прослужил, а царя в глаза не видал!»

Обидно это ему показалось; собрался и пошел царя смотреть. Пришел во дворец. Царь спрашивает:
– Зачем, солдат?
– Так и так, ваше царское величество! Служил я тебе да богу целые двадцать пять лет, а тебя в лицо не видал: пришел посмотреть.
– Ну, смотри.

Солдат три раза обошел кругом царя, все оглядывал. Царь спрашивает:
– Хорош ли я?
– Хорош, – отвечает солдат.
– Ну теперь, служивый, скажи: высоко ли небо от земли?
– Столь высоко, что там стукнет, а здесь слышно.
– А широка ли земля?
– Вон там солнце всходит, а там заходит – столь широка!
– А глубока ли земля?
– «Да был у меня дед, умер тому назад с девяносто лет, зарыли в землю, с тех пор и домой не бывал: верно, глубока!

Потом отослал царь солдата в темницу и сказал ему:
– Не плошай, служба! Я пошлю к тебе тридцать гусей; умей по перу выдернуть.
– Ладно!

Призвал царь тридцать богатых купцов и загадал им те же загадки, что и солдату загадывал; они думали-думали, не смогли ответа дать, и велел их царь посадить за то в темницу. Спрашивает их солдат:
– Купцы-молодцы, вас за что посадили?
– Да вишь, государь нас допрашивает: далеко ли небо от земли, и сколь земля широка, и сколь она глубока; а мы – люди темные, не смогли ответа дать.
– Дайте мне каждый по тысяче рублей – я вам правду скажу.
– Изволь, брат; только научи.

Взял с них солдат по тысяче и научил, как отгадать царские загадки. Дня через два призвал царь к себе и купцов и солдата. Задал купцам те же самые загадки, и как скоро они отгадали – отпустил их по своим местам.
– Ну, служба, сумел по перу сдернуть?
– Сумел, царь-государь, да еще по золотому!
– А далеко ль тебе до дому?
– Отсюда не видно – далеко, стало быть!
– Вот тебе тысяча рублей; ступай с миром!

Воротился солдат домой и зажил себе привольно, богато.
***

Часто в школе задают вопрос: в каких русских народных сказках загадываются загадки? К таковым относится русская народная сказка «Мудрые ответы» (из сборника А.Н.Афанасьева). Название сказки говорит само за себя. Причём загадки в сказке «Мудрые ответы» сложные, над их отгадками надо хорошенечко подумать. Отгадки – не просто какие-то предметы, например, горшок, валенок, репа, — а целые философские рассуждения. Солдат в сказке мудрым оказался, а вот богатые купцы в количестве тридцати человек — нет.