Уклад русской жизни в "песне про купца калашникова". Проверка домашнего задания

Начиная публикацию материалов об обычаях и образе жизни наших предков, бытовой стороне русских, мы надеемся, что они послужат пояснением для разгадки разного рода поверий, обрядов, предрассудков. Позволят проследить, какими путями проникли они на Русь и укоренились в русском народе. Может быть, частично помогут объяснить загадочность русской души, русской национальной личности, которая характеризуется религиозностью (православие), и связанные с ней искания абсолютного добра; соборностью, понимаемой как «чувство локтя», артельность, коллективная близость; «всемирной отзывчивостью», ибо «в русской душе всегда жила скорбь за всех, печалование о судьбах всего мира, вселенское самосознание» (С. Булгаков); стремление к высшим формам опыта — русскому народу в большей степени, чем другим, свойственно это качество, противостоящее чистому эмпиризму, потребностям дня. Среди прочих особенностей русской национальной личности следует отметить еще одну — поляризацию души, в которой странным образом совмещаются противоположные черты. Стремление к высшему познанию и труду соседствует в народе с ленью, обломовщиной, иррационализмом, добро со злом и жестокостью, альтруизм с эгоизмом, самоуничижение с национальной гордыней и шовинизмом, святость с разнузданностью, стремление к свободе с покорностью, решительность и целенаправленность со случаем и «авосем». В подборке материалов о русских нами использовались разнообразные источники: Карамзинская история государства Российского; Быт русского народа (соч. А. Терещенко); Сказания русского народа Н. Сахарова; Русский народ (его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М. Забылиным); Семеновская энциклопедия «Мы — славяне!»; Характер русского народа Н. О. Лосского; Русская идея Н. А. Бердяева и многие другие.
Мы постарались сохранить языковой и стилистический колорит описываемых времен. Сегодняшний материал подготовлен по текстам М. Забылина. Итак, в добрый путь воспоминаний и познания!
У русских всегда почитали старших. Глава семейства был родоначальником или отец. Жена, дети, родственники и слуги беспрекословно повиновались этому главе.
Предки наши отличались трезвостью, умеренностью, почтительностью, почему и существовали общее согласие и любовь. К тому же они отличались долговечностью, здоровьем и веселостью. Любили хороводы, пляску, музыку и песни. Мало зная болезней, привыкнув к стуже смолоду, они легко переносили бесследно для своего здоровья все атмосферные перемены.
Простой, безупречно честный народ не положил на себя упрека, а между тем оставил и по сей час следы своего добродушия, словоохотливости и хлебосольства. Как остаток старины мы встречаем его и сейчас в отдалении от столицы и больших городов.
Так было и встарь. Со случайного прохожего за хлеб-соль денег не брали. Существовала пословица, что «хлеб-соль разбойника побеждает». Эту прекрасную черту (хлебосольство), наследие наших предков, можно было в прежние времена видеть как между помещиками, так и в крестьянском кругу. Хозяева обижались, если их гости мало пили и ели. И потчевание постоянно сопровождалось поклонами и чествованиями. Когда, бывало, гость был не в состоянии более есть и пить, тогда хозяин со своей женой и детьми становились перед ним на колени (если гость более уважаемый) и умоляли его: «Еще хоть немножко! Еще что-нибудь отведай». И так далее.
Хлебосольство у русских всегда соседствовало с набожностью. Садился ли кто за стол или вставал из-за стола, то непременно осенял чело свое крестным знамением. В древние времена вставали до восхода солнца, молились тотчас Богу, испрашивали Его помощи на все добрые дела и, не помолясь, не начинали никакого дела. Отправлялись ли в дорогу, строили ли дом, засевали ли поле, всегда ходили прежде всего в церковь помолиться. В важных и опасных предприятиях исповедовались и причащались. Сражаясь за отечество, охотно умирали муче

Подготовил Сергей Дрокин.

Помещики брюхатили крестьянок, чтобы торговать их детьми, а на вырученные деньги ездить по заграницам

155 лет назад император АЛЕКСАНДР II, получивший от благодарного народа прозвище Освободитель, издал Манифест об отмене крепостного права. На этом закончилась «страна рабов, страна господ» и началась «Россия, которую мы потеряли». Давно назревшая, запоздалая реформа открыла дорогу к развитию капитализма. Случись она чуть раньше, у нас не было бы в 1917 году революции. А так бывшие крестьяне еще помнили, что помещики выделывали с их матерями, и простить барам подобное было выше их сил.

Самый яркий пример крепостничества - знаменитая Салтычиха. Жалобы на жестокую помещицу во множестве шли и при Елизавете Петровне, и при Петре III, но Дарья Салтыкова принадлежала к богатому дворянскому роду, поэтому крестьянским челобитным хода не давали, а доносчиков возвращали помещице для примерного наказания. Уклад нарушила Екатерина II, только что вступившая на престол. Она пожалела двух крестьян - Савелия Мартынова и Ермолая Ильина, жен которых Салтычиха убила в 1762 году. Посланный в имение следователь Волков пришел к заключению, что Дарья Николаевна «несомненно повинна» в смерти 38 человек и «оставлена в подозрении» относительно виновности в смерти еще 26. Дело получило широкую огласку, и Салтыкову были вынуждены посадить в острог. Все прямо как с современными Цапками. Пока преступления не приобрели совсем уж запредельный характер, власть предпочитала закрывать глаза на влиятельных душегубов.