Закон о принятии ребенка в детский сад. Основные положения закона о детских садах


Законом устанавливаются основания для начала или окончания отношений в этой сфере, особенности систем общего и профессионального образования, государственного регулирования в данной области, а также вопросы финансирования. Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения.

Федеральный закон РФ — Об образовании в Российской Федерации, N 273-ФЗ, ст 108

основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования — программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих); 8) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы подготовки специалистов) — программам подготовки специалистов; 10) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре); 12) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки — программам ассистентуры-стажировки; 15) дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств — дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств;

Новый закон РФ об образовании

Правовой статус и классификация. Специфика образовательных отношений. Условия и признаки возникновения; квалификация документов об образовании. Структура системы образования с разбивкой по категориям – общее, профессиональное, высшее, дополнительное. Контроль над образовательными учреждениями. Рыночные отношения в сфере обучения. Взаимодействие с международными образовательными институтами. Заключительные положения закона. Перечисленные пункты охватывают все знаковые позиции в этой сфере, превращая новый закон РФ об образовании 2017 в основополагающий документ государственных и коммерческих образовательных услуг с мощным правовым потенциалом и возможностью широкого практического применения. Разработка над соответствующим законопроектом началась в 2009 году, когда в обществе возникло мнение о необходимости изменения системы регулирования школьного, средне-специального и высшего образования.

Воспитатели детсадов должны будут получить высшее образование

Введение нового стандарта обусловлено новым законом «Об образовании». Вступающий в силу 1 сентября закон считает дошкольное образование одним из уровней общего - любая школа будет вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям дошкольных и школьных педагогов. - Конечно же, стандарт должен пройти через профессиональное сообщество и общественное обсуждение, после чего и примет окончательные очертания, - поясняют в Минобрнауки. Кроме диплома вуза, от воспитателей потребуется знание специфики дошкольного образования, закономерностей развития детей раннего и дошкольного возраста и особенностей образовательной работы с ними.

Законы о дошкольном образовании 2017

N 544н*, в соответствии с приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. N 1115н** «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
предусмотрено только с 1 января 2017 года, то при решении вопросов, связанных с квалификационными требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам, следует руководствоваться: Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г.

Детские сады

Комплектование дошкольных учреждений осуществляется на начало учебного года в соответствии с датой подачи и регистрации заявления родителей (законных представителей) будущего воспитанника с учетом имеющейся у семьи льготы по устройству ребенка в детский сад. С 1 февраля комплектуются дошкольные учреждения детьми, имеющими внеочередное и первоочередное право зачисления в дошкольное учреждение, подтвердившие наличие такого права до 1 февраля 2017 года.

О мерах по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования на 2017-2021 годы

Определить основными целевыми задачами и направлениями Программы: создание условий для всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития детей с учетом передового зарубежного опыта; повышение качества дошкольного образования, кардинальное улучшение подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях, внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных образовательных программ и технологий, широко применяемых в мировой практике; организацию в дошкольных образовательных учреждениях 6 100 краткосрочных групп по подготовке детей в возрасте 5-6 лет к школьному образованию; усовершенствование учебных планов и программ по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений с учетом современных педагогических технологий и методов; укрепление материально-технической базы 2 200 дошкольных образовательных учреждений, в том числе строительство новых дошкольных образовательных учреждений в сельских населенных пунктах, их оснащение инвентарем, оборудованием, учебно-методическими пособиями и мультимедийными средствами, отвечающими современным требованиям. 3.

воспитательной и профилактической работы в образовательных организациях Калининградской области Каждая организация обязана в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (10 октября, 10 января, 10 апреля) представлять заполненную форму в отдел специального, дополнительного, физкультурно-спортивного образования и воспитания. Августовская декада образования и науки

О начале 2017 — 2017 учебного года в организациях среднего образования

в 1-11 (12) классах: осенние – 7 дней (с 31 октября по 6 ноября 2017 года включительно), зимние – 10 дней (с 30 декабря 2017 года по 8 января 2017 года включительно), весенние – 13 дней (с 21 марта по 2 апреля 2017 года включительно); 2) в предшкольных классах: осенние – 7 дней (с 31 октября по 6 ноября 2017 года включительно), зимние – 14 дней (с 26 декабря 2017 года по 8 января 2017 года включительно), весенние – 15 дней (с 21 марта по 4 апреля 2017 года включительно); 3) в предшкольных и 1 классах: дополнительные каникулы – 7 дней (с 1 по 7 февраля 2017 года включительно). 2.

Статья 64

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

Десять основных положений нового закона об образовании

Теперь у тех, кто не смог поступить в университет сразу после окончания школы, шансов сделать это стало больше. Новый закон устанавливает квоту в пределах 10% для поступления инвалидов в вуз. Остальные категории - дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств - будут бесплатно учиться на подготовительных отделениях вузов.

Дошкольное образование детей: что ждать от нового стандарта

Согласно официальным данным, в настоящий момент ждут места в группах около полумиллиона детей. Как можно решить эту проблему? Т.В.: Эту проблему можно решить двумя способами.

Первый – строительство новых детских садов. Эта задача поставлена в майских (2012 года) указах президента 2. ее выполняют регионы России. На строительство из федерального бюджета направлено 59 млрд руб.

Законодательство о детских садах 2017 года: обзор изменений

Но бывают ситуации, когда родители не знают, что делать, если не дали место в саду, и, вообще, во сколько можно оформлять ребенка в дошкольное учреждение. По статистике, только для 40% детей, которым 3 года, государство может дать место в детском саду. После принятия нового закона про дошкольное образование, ситуация еще более усугубилась. На законодательном уровне стали регулироваться негосударственные детские учреждения, где придется отдать дополнительно денежные средства за питание и ремонт.

Кабмин принял проект закона — О дошкольном образовании

В проекте закона детально прописано, как такое заведение будет создаваться, на каких принципах будет функционировать, и как в нем будут решаться основные вопросы. Отдельно в документе предусмотрено создание и функционирование инклюзивных групп в детсадах. В соответствии с предложенными изменениями, в детской инклюзивной группе может быть максимум 15 человек, из которых не более трех детей с особыми потребностями.

Новый закон Об образовании: какие изменения ожидают школу

При этом государство гарантирует гражданам право на получение полного среднего образования и будет оплачивать его получение. Также на государство будет возложена обязанность по обеспечению учебниками, в том числе в электронном виде. Законопроектом предусмотрено, что начальное образование будет предоставляться в учебном заведении по месту жительства ребенка, в семье или с участием учителя или физических лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Вместе с тем, соответствующей территориальной общине непосредственно или через ее представительный орган будет предоставлено право принять обоснованное решение о целесообразности получения детьми начального среднего образования в учебном заведении другого населенного пункта. Дети, которые будут получать начальное образование в семье, или при участии учителя или физического лица будут проходить итоговую аттестацию в учреждениях начального образования. Полное среднее образование предусматривает подготовку к следующему уровню образования — профильному среднему образованию.
Во внесенном в Госдуму правительством страны законопроекте об образовании предусмотрены новые нормы, де-факто дающие муниципалитету монопольное положение на рынке служб полнодневного пребывания дошкольника и одновременно уничтожающие общедоступность муниципальных детских садов полного дня.

После принятия законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» с 1 января следующего года в России дошкольное образование, конечно, останется общедоступным, но только в собственной семье и в группах кратковременного пребывания детских садов.

Законопроект, составленный с учетом положений яростно критикуемого восемьдесят третьего федерального закона о коммерциализации социальных служб, отменяет положение, по которому родители могут вносить оплату за содержание ребенка (присмотр и уход за ним) в детском саду в размере не более 20% от общих затрат муниципалитета. Однако нововведениями в 66-й и 68-й статьях законопроекта власти - нет, не отменяют конституционный принцип доступности дошкольного образования в муниципальных детских садах, но переворачивают его с ног на голову.

В различных городах страны стоимость услуг по содержанию (присмотру и уходу) детей в муниципальных детских садах колеблется от 4000 до 12000 рублей в месяц. Родители платят 10-20% от этой суммы и потом получают компенсацию от муниципалитета - 20% от уплаченной ими суммы на первого ребенка, 50% на второго и 70% на третьего и последующего детей.

66-я статья законопроекта вводит не обязанность, а право детского сада оказывать услуги по присмотру и уходу, в которые, по мнению авторов законопроекта, входят услуги, направленные на организацию и обеспечение обучающихся питанием, их хозяйственно-бытовое обслуживание, а также на организацию режима дня, то есть все, что не входит в непосредственно образовательную услугу. Таким образом, услуги по присмотру и уходу за ребенком в саду становятся полностью оплачиваемыми родителями исходя из их рыночной стоимости. Стоимость такой услуги рассчитывается муниципалитетом с учетом материального положения родителей (законных представителей) обучающихся, если муниципалитет это вообще пожелает учесть. Механизм такого учета в законопроекте ожидаемо не прописан. Иначе говоря, все будет решать платежеспособность клиента и совесть чиновника. В условиях все увеличивающейся очереди в садики (превышающей уже 2 млн. человек), надеется на положительный исход не приходится.

Правда, как и прежде, родителям будет предоставляться, используя рыночную терминологию, скидка в виде последующей компенсации в 20, 50 и 70%. (Родители детей с ограниченными возможностями от платы за сад будут освобождены.) Но раньше было и минимум в 5 раз, а для многодетных семей - в 10 раз дешевле.

Такое видение правительством решения местной проблемы финансирования присмотра и ухода за ребенком в детском саду вполне может предположить и введение вступительного взноса «на одеяла и полотенца», который зачастую сопутствует сейчас зачислению детей в частные дошкольные группы. Трудно спрогнозировать, во сколько он может обойтись родителям. Если муниципалитетом будет введен единый «ценник» взноса на всей территории города или муниципального района, то это вполне будет соответствовать понятию равного для всех доступа к дошкольному образованию на бесплатной основе: плата за образование ведь не вводится, условия для поступления в сад одинаковы для всех.

В любом случае муниципалитет получит возможность устанавливать никем не контролируемые собственные правила игры на рынке услуг по присмотру и уходу за детьми и поэтому будет исходить в своей деятельности исключительно для извлечения выгоды - как учредитель детских садов. Наивно надеяться, что в таких условиях местные власти будут помогать конкурирующему с ними бизнес-сообществу в развитии частного сектора услуг по присмотру и уходу за воспитанниками. Хорошо, если ограничатся отсутствием к ним внимания.

На сегодняшний день муниципалитеты, будучи не в силах справиться с все возрастающим спросом на полнодневный детский сад, практически повсеместно вводят местечковые «льготы» при поступлении в сад для детей работников местной сферы образования и здравоохранения, предприятий-спонсоров капитального ремонта дошкольных организаций, местных администраций и т.п., а также прописывают себе право отказывать на основании отсутствия свободных мест. Это незаконно и противоречит федеральным правилам приема в детские сады, что позволяет сейчас родителям с прокуратурой примерно в 20 регионах страны выигрывать суды у муниципалитетов и заставлять их вводить новые места. Впрочем, прокуратура на жалобы родителей реагируют очень вяло, а суды еще в 25-30 регионах в первых инстанциях незаконно отказывают родителям и прокурорам в удовлетворении их исковых требований о зачислении ребенка в сад под предлогом «ваша очередь еще не наступила», то есть фактически из-за отсутствия мест. Понятно, что с принятием правительственной редакции законопроекта, отстоять право своего ребенка на место в группе полного дня родителям в суде будет невозможно.

68-я статья проекта закона, наконец, устанавливает законное право детского сада и его учредителя отказать ребенку в приеме, если в нем нет свободных мест. Правда, родители вправе обратиться в муниципалитет за предоставлением места в другом садике, но решить этот вопрос чиновники законопроектом вовсе не обязуются. Словом, очередь в детские сады будет узаконена.

Именно это и возмущает родителей больше всего. С принятием такой нормы нарушается целый ряд прав детей и родителей: на выбор образовательного учреждения, формы обучения, на равенство прав на образование с другими детьми, на право матери на равных использовать свои способности к труду с остальными работниками.

Кроме того, законопроект в 65-й статье вводит возможность открытия «консультационных центров» в детских садах для оказания «бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования». Таким образом, формально родители могут получить всю необходимую помощь от государства для предоставления ребенку дошкольного образования. Правда, в тех формах, которые фактически выберет государство, а не родители.

Совокупность всех этих событий в законотворчестве Правительства заключает в себе не только крест на всеобщей доступности социальных служб по ежедневному присмотру и уходу за детьми в течение 12 часов, но и просто колоссальную коррупционную составляющую. Муниципалитет, имея заведомо выигрышное положение в ресурсах, инфраструктуре и на 25-30% неудовлетворенный спрос, фактически «на танке» - в монопольном положении - врывается в пространство рынка услуг служб по присмотру и уходу за детьми во время нахождения на работе их родителей. При этом муниципалитеты, судя по законопроекту, никак не будут ограничены в расчете цены за эти услуги, кроме как неясным «учетом материального положения» родителей.

Как можно вычислить из справки к финансово-экономическому обоснованию законопроекта, в 2011 году общий объем стоимости услуг по присмотру и уходу в муниципальных детсадах России составлял почти 220 млрд. рублей. С учетом того, что дошкольные организации будут вынуждены зарабатывать деньги, нетрудно предположить, что этот объем может быть увеличен до 2 раз, да еще и ежегодно будет индексироваться «с учетом инфляции». Судя по всему, кресло начальника местного управления образования может перейти (а где-то, возможно, уже перешло) от профессионального педагога с организаторскими навыками к «крепкому хозяйственнику». Муниципалитеты будут успешно находить среди властей регионов лоббистов своих интересов: только сумасшедший может отказаться от такого предложения заработать.

С вводом положения о праве отказа в приеме в детский сад на основании отсутствия свободных мест и вступлением муниципалитетов на рынок услуг по присмотру и уходу за детьми регионы могут свернуть программы ввода новых детских садов полного дня «до лучших времен». Либо вместо создания новых групп полнодневного пребывания, столь необходимых матерям для устройства на полноценную работу или ее возобновления после 1,5-летнего отпуска по уходу за ребенком, в массовом порядке в обиход будет введена группа кратковременного пребывания (ГКП), на бумаге закрывающая потребность в местах и даже создающая видимость отсутствия их дефицита. В таком ключе под маской развития вариативных образовательных форм уже сейчас работают в Томске, Барнауле, Екатеринбурге и ряде других городов: там есть свободные места в ГКП, но в группу полного дня муниципального садика можно попасть, если ты не льготник, только спустя 3-4 года после постановки в очередь.

Таким образом, формально дошкольное образование в детских садах остается общедоступным и бесплатным, но получение его в полных и особенно неполных семьях, где родители вынуждены работать для того, чтобы прокормить семью, сопряжено либо с потерей ими работы, либо с крайне чувствительными затратами на никак не отделимые от образования присмотр и уход за ребенком. Насущная необходимость в детском саду 12-часового пребывания станет дорогим удовольствием.

В связи с этим, конечно, любопытно будет проследить за эволюцией Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Сейчас по этим требованиям образовательная составляющая времени в группах полного дня - 65-80% в зависимости от возраста ребенка, т.е., грубо говоря, ребенок не «образовывается» только во время сна и прогулки. Однако собственно обучение составляет 10-60 минут в день, о чем всегда, как и сейчас, не преминут напомнить власти «обнаглевшим» родителям, возмущающимся долгим ожиданием в очереди места в садике. В Калужской области «группы кратковременного пребывания» уже действуют 40 минут в день (на бумаге - 3 часа), причем не каждый - в нарушение федеральных норм. На свердловских форумах мелькала информация, что в Верхней Пышме есть и 10-минутные группы. Раз уж у нас за 3 месяца изменили принятые было СанПиНы в сторону «уплотнения» детсадовских групп, почему бы не снизить требования и к образовательной программе в части времени на ее осуществление?

Получается, что правительственный законопроект направлен в сфере дошкольного образования не на удовлетворение общественной потребности в общедоступном и бесплатном дошкольном образовании во всем его вариативно-организационном разнообразии, то есть не на отражение интересов общества и реализацию гарантированного конституцией уровня и формы образования, а на обогащение отдельной группы лиц, получивших власть и возможность фактически бесконтрольно, по своему усмотрению распоряжаться бюджетными средствами и средствами родителей.

Отсутствие свободных мест в образовательных учреждениях общего образования (к которому будет относиться и дошкольное) по версии правительства становится законным обстоятельством для реализации детьми своего права на такое образование. Это прямо противоречит 19-й статье Конституции, по которой никакие обстоятельства не могут служить препятствием для осуществления кем-либо своих законных, а тем более конституционных прав, и части 2 статьи 6 самого законопроекта.

Осуществление каждым ребенком своего права на общедоступное бесплатное дошкольное образование не может нарушать чьего-либо такого же права, поэтому введение федеральным законом ограничения на осуществление этого права в детских садах именно на основании отсутствия свободных мест также прямо нарушает и часть 3 статьи 55 Конституции.

Представителями общественного родительского движения «Российским детям - доступное дошкольное образование» («РДДДО») уже передана в комиссию по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты Российской Федерации новая редакция статей 66 и 68, в которой в интересах детей и их родителей устанавливается обязанность муниципалитетов осуществлять присмотр и уход за детьми при их нахождении в образовательной группе свыше 4 часов, сохраняется действующее положение о только лишь 1/5 или 1/10 части стоимости за услугу присмотра и ухода, вносимой родителями, а также утверждается обязанность муниципалитета немедленно обеспечить ребенка местом в учреждении общего образования в том числе исходя из действующих норм пешеходной доступности, если в выбранном его родителями образовательном учреждении нет свободных мест. Данные предложения будут переданы Общественной палатой, в свою очередь, депутатам Госдумы перед вторым чтением законопроекта.

Участники движения готовят масштабные акции протеста со сбором подписей против введения «правительственной» редакции описанных норм законопроекта.

Закон о детских садах в 2017 году является немного измененным, поскольку в него были внесены некоторые нововведения и корректировки. Для родителей маленьких детей его основные положения являются важными и нужными, поэтому они строго и постоянно следят за всеми изменениями. Они коснулись разных сторон данного закона.

Изменения, коснувшиеся компенсации

Изначально отмечается, что теперь законодательством установлена возможность для каждого родителя, дети которого ходят в конкретный детский сад, оформить специальные компенсационные выплаты. Они могут иметь разный размер, в зависимости от количества детей в семье. Для их получения надо собрать только полный пакет документов.

Благодаря компенсации родители могут экономить определенную денежную сумму при оплате детсада.

Дополнительно назначается теперь компенсация в том случае, если ребенка невозможно устроить в детский сад по причине наполненности учреждения. В такой ситуации один из родителей не может устроиться на работу и получать стабильный и высокий заработок, поскольку вынужден сидеть дома с маленькими детьми. Это негативно сказывается не только на благосостоянии отдельной семьи, но и на экономическом положении молодых семей в стране в целом. Поэтому государством назначается специальная компенсация за невозможность отдать ребенка в детский сад. Данный вопрос регулируется региональными органами власти, поэтому каждая семья, которая не смогла устроить малыша в сад, может самостоятельно узнать, на каких условиях выплачивается компенсационная выплата.

Документы

Закон о детских садах предусматривает, что для получения компенсации родители должны подготовить следующие документы:

  • паспорта родителей или усыновителей;
  • свидетельство о рождении самого ребенка;
  • свидетельство о браке или его расторжении в том случае, если родители находятся в разводе;
  • справка, полученная из детского сада, в котором указывается очередь ребенка;
  • справка о составе семьи;
  • приказ, на основании которого женщина выходила в декретный отпуск на основном месте заработка;
  • отказ от детского сада, представленный в письменном виде, в котором указывается невозможность устройства ребенка в учреждение;
  • реквизиты конкретного счета в банке, на который и будут перечисляться денежные средства от государства в случае принятия положительного решения.

Данный передается в органы местного самоуправления, после чего работники данной организации принимают решение или об отказе в ее выплате.

Если компенсации назначаются, то они выплачиваются в полном размере, поскольку в настоящий момент не облагаются налогом, как это было раньше. Рассчитывать на выплаты могут не только родные родители, но и усыновители и опекуны. Размер зависит от количества детей в семье, поскольку за одного ребенка государство уплачивает только 20% от полной суммы оплаты детского сада, за двух – половины суммы, а за трех или больше компенсируется 70% затрат.

Изменения, коснувшиеся видеонаблюдения в учреждениях

Закон о детских садах в 2017 году содержит данные об организации видеонаблюдения в данных организациях. Дело в том, что дети, которые находятся довольно длительное время в детском саду, находятся под наблюдением воспитателей и нянечек, несущих ответственность за малышей. Чтобы не возникало никаких спорных вопросов относительно правильной и ответственной работы сотрудников детсада, организуется в его помещениях видеонаблюдение. Если родители не желают, чтобы их ребенка снимали камеры, то они могут перевести его в другое учреждение.

Многие люди считают, что снимать детей на камеру незаконно, однако современное законодательство наоборот указывает, что это является необходимой мерой для защиты не только детей, но и работников детских садов, которые постоянно вынуждены сталкиваться с нападками и недовольствами родителей.

Родители при устройстве ребенка в конкретное учреждение, в котором установлены камеры, обязательно подписывает специальную бумагу о сборе персональных данных.

Нюансы, коснувшиеся добровольных пожертвований

Другим важнейшим изменением в законе стали добровольные пожертвования. В законе указывается, что каждый детский сад самостоятельно определяет, какое количество денежных средств в обязательно порядке уплачивают родители за одного ребенка.

Оплата включает разные расходы, к которым относятся транспортные услуги, амортизация оборудования и игрушек, ремонт помещений, покупка предметов интерьера и канцелярских товаров, а также другие затраты.

Сады по закону имеют право привлекать инвесторов, однако только в случае, если это непосредственно указано в уставе смой организации. Вноситься они должны только в добровольном порядке. Для них открывается отдельный счет в банке, а расходы являются целевыми и строго контролируемыми. Поэтому не допускается, чтобы родители передавали на руки директору или работнику детсада какие-либо наличные денежные средства в качестве пожертвования. Это считается незаконным и наказуемым действием.

Что говорит закон о детских садах 2017 года, есть ли изменения в предоставлении компенсаций и как их можно оформить? Являются ли добровольные взносы законными и как их не платить, имеет ли право руководство дошкольных учреждений устанавливать видеонаблюдение в помещениях, где находятся дети? Эти и многие другие вопросы очень волнуют родителей малышей, особенно сегодня, когда устроиться в детский садик не так просто из-за нехватки мест.

Компенсации и особенности оформления выплат

Возврат денег за детский сад законом определяется в качестве частичной компенсации затрат, то есть материальной помощи малоимущим семьям (родителям или официальному представителю ребенка), которая помогает сэкономить определенную сумму, уплаченную за содержание малыша. Но, кроме этого, действующим законодательством предусмотрен ряд выплат за непредоставление таких мест , что регулируется ФЗ «Об образовании» (п.3 ч.1 ст.8). Унифицированной практики нет, но региональные законы о предоставлении места в детском саду предусматривают, что такие компенсации выплачиваются в следующем порядке для разных регионов:

  1. Матпомощь выплачивается на детей в возрасте 1,5-6 лет, но в Кирове, Самаре, Красноярске время выплат сокращено до достижения малышом трех лет, а в Липецке она производится в возрасте 3-6 лет. При этом в Самаре размер компенсации зависит от очередности: 1 тыс. руб. за первого ребенка, 1,5 тыс. руб. за второго, 2 тыс. руб. за третьего и каждого последующего.
  2. Размер матпомощи в Томске, Архангельске, Березинке будет равным для любого возраста, в Перми – от 5 295 руб. в возрасте 1,5-3 лет, от 4 490 руб. для детей 3-6 лет.
  3. В Ямало-Ненецком округе сумма меньше, она колеблется от 3210 до 4210 руб., а с 5-6 лет не назначается вообще.

Сегодня законы о компенсации за детский сад предусматривают, что для получения денежной помощи следует обратиться в органы местного самоуправления или соцобеспечения (зависит от региона), предоставив следующий пакет документов:

  • паспорта обоих родителей;
  • св-во рождении малыша;
  • св-во о браке/разводе его родителей;
  • справки о нахождении в очереди в детский садик, составе семьи;
  • приказ о выходе в декретный отпуск;
  • письменный отказ в предоставлении места ребенку в дошкольном учреждении;
  • реквизиты для р/с, открытого в банке.

Принятый закон о детских садах гласит, что выплачиваемые суммы не будут облагаться налогами на ДФЛ (до 2015 года необходимо было выплачивать 13% от полученной суммы).

А какой вообще будет сумма компенсации и могут ли ее получить опекуны? Согласно действующему законодательству в этой области, опекуны имеют равные права с родителями. Закон о приеме детей в детский сад (ч.5 ст.65 ФЗ «Об образовании» № 273-ФЗ) предусматривает такую величину выплачиваемых денежных компенсационных средств:

  • на 1-го ребенка – 20% от общей суммы оплаты;
  • на 2-го – 50%;
  • на 3-го и больше – 70%.

Особенности организации видеонаблюдения в детсадах

Кроме компенсаций расходов или не предоставления места в дошкольных учреждениях, довольно много вопросов вызывает организация видеонаблюдения . Семейный кодекс устанавливает, что во время нахождения малышей в детсадах ответственность за них несут лица, замещающие родителей, то есть воспитатели. Но, если родители будут не согласны с видеофиксацией, то они вправе отказаться от нахождения малыша в данном заведении или обратиться к его руководству с просьбой о прекращении видеонаблюдения.

Законно ли видеонаблюдение в детских садах? Законом это поощряется, например, Пр. № 582 от 03.06.2008, но оператор обязан сообщить родителям о сборе таких персональных данных, получить их согласие и при необходимости предоставить собранную информацию. Предоставлять данные оператор должен в течение 30 дней от момента получения запроса, при этом доступ будет безвозмездным или в виде возможности свободного ознакомления с информацией.

Добровольные пожертвования: законны ли они?

Еще одним важным вопросом являются добровольные пожертвования в детских садах, закон насчет которых однозначен, но на деле нарушается часто. Закон № 273-ФЗ (ч.2 ст.65) устанавливает, что каждое дошкольное учреждение имеет право самостоятельно устанавливать плату за содержание ребенка, а отдельным категориям родителей (законных представителей) предоставлять льготы.

Оплата уже включает в себя такие услуги, как на связь, оплаты труда, транспортные и коммунальные услуги, материальные запасы на содержание малышей, арендную плату и многое другое, включая игрушки, ремонт помещений, мебель, канцелярские товары. Ранее в Законе о дошкольном образовании, ныне утратившем силу, существовала норма о том, что детские садики имеют право привлекать дополнительные финансовые средства, если это предусмотрено уставом. В действующем Законе об образовании № 273-ФЗ подобное положение отсутствует. Однако Федеральный закон «О благотворительной помощи и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. предусматривает возможность добровольных пожертвований на любые цели, в т.ч. для оказания спонсорской помощи детсадам. Подобные пожертвования вносятся добровольно, но только на специальный расчетный счет и со строго определенным целевым назначением. Поэтому внесение пожертвований «на руки» руководителю или воспитателю без предоставления каких-либо документальных подтверждений, является незаконным.

Действующие сегодня законы о детских садах регламентируют многие моменты, включая компенсации при отказе предоставления места или расходов, связанных с содержанием малыша, размер оплаты услуг и даже установку систем видеонаблюдения. Чтобы не столкнуться с «неприятными сюрпризами», касающимися многих моментов, включая материальные вопросы, специалисты рекомендуют внимательно читать заключаемые договора, при малейших сомнениях выбирать другое дошкольное учреждение.