Святочный рассказ? Задание: стратегия «Делегат»

Центральной сюжетной линией произведения является лейтмотив преодоления человеческого отчаяния перед неизбежным наступлением смерти.

Действующие лица произведения представлены в двух образах повествователя, героя от лица которого ведется рассказ, и Слепцова, мужчины, находящегося в крайней степени одиночества, означающего отчужденность от жизни и некую сублимацию смерти. Слепцов недавно похоронил единственного любимого сына и в настоящий момент находится в состоянии гибельного отчаяния, не желая утешаться и надеяться на будущую счастливую жизнь. Он делает бессмысленные попытки победить идею гибели, отыскать аргументы, доказывающие важность жизни по сравнению со смертью.

Используя лексические приемы, писатель задействует различные литературные детали, подчеркивающие грустный фон произведения (ничего не видишь от слез, нежилой угол, стучишь зубами) и помогающие ощутить чувства сострадания и сопереживания герою.

Отличительными признаками рассказа является применение различных символических методов, ассоциирующихся с различными проявлениями настроения героя. Это, например, бабочка, символизирующая недолговечную красоту в жизненном полете, и описание утреннего зимнего пейзажа, выражающего душевное спокойствие живой природы и рождение нового и прекрасного.

В описании пространственного и временного писателем символизируется противопоставление бесприютному настоящему и счастливому прошлому, наполненное тончайшими ароматами, цветовыми гаммами, различными звуками (нежилой флигель, в котором остановился Слепцов, петербургский дом, где умирает его сын).

Главным символом произведения является образ рождественского праздника, который, с одной стороны, приносит герою радость, а, с другой стороны, напоминает образ обреченного и страдающего Христа. Думая о смерти своего ребенка Слепцов приходит к осознанию человеческой жизни и роли смерти в ней, желая всей душой воссоединиться с сыном, но все же делая свой выбор в пользу продолжения жизненного существования.

Считая свою жизнь бесплодной и бессмысленной, в какой-то момент герой понимает, глядя на вылупившуюся из кокона бабочку, что жизнь чудесна и прекрасна.

Анализ 2

«Рождество» В. Набоковым было написано в 1924 году.

Набоков очень точно передал внутренние переживания героя. Тема «Рождества» очень остра потому как смерть близкого человека очень тяжело переживается его родственниками.

Владимир Набоков родился в аристократической семье политика, общественного деятеля и юриста Владимира Дмитриевича Набокова. Когда произошла октябрьская революция, Набокову было всего восемнадцать лет. В 1919 году семья Набокова покинула Россию насовсем. Но, любовь к своей родине осталась у него на всю жизнь.

Произведение начинается с того что у некого Слепцова в Петербурге в доме умирает его маленький сын. Мальчик увлекался бабочками и любил их коллекционировать.

Отец везёт бездыханное тело мальчика в гробу в деревню, в фамильный склеп. Сам поселился рядом в маленьком домике который легче отапливать.

Утром он прогуливается вдоль снежной аллеи, размышляя о случившемся, доходит до мостика и тут ему становится тяжело.

Ему тяжко вспоминать и переживать всё, что случилось, ведь недавно по этим ступеням бегал его сын.

Слепцову вспомнилась предсмертная агония сына, когда он говорил в бреду о бабочках. Он несколько раз ездит на могилу к сыну, но не чувствует духовного единения.

Потом он приказал отпереть поместье и идёт в комнату сына, там отцовское сердце не выдержало, он плачет.

Слепцов находит дневник сына узнаёт поближе своего сына (тот был влюблён в соседнюю девочку но не посмел познакомится).

Слепцову хочется умереть. Он решает, что завтра умрёт непременно.

В этот самый момент из кокона вылупляется «индийская бабочка» (именно о ней говорил сын перед смертью).

Метафора этого произведения похоже на рассказ «Легкое дыхание» Ивана Бунина. Повествование начинается с «конца», т.е. мы пока знакомимся с отцом Слепцова, наблюдаем, его душевные терзания, далее читатель узнаёт о причине (лишь во второй главе), в третьей главе становится известно о переживаниях и смерти сына, а в четвертой главе снова мы наблюдаем безутешного отца. Основной акцент в произведении сделан на жизни мальчика, а отец и бабочка это уже второстепенные вещи.

Таким образом Набоков как бы показ преемственность смерти и жизни. Не смотря на свою собственную смерть мальчик своими трудами дал жизнь бабочке.

Несколько интересных сочинений

    В моем понимании «хороший человек» - это человек, который смог воспитать в себе высокие моральные качества,

  • Образ и характеристика Хлестакова в комедии Гоголя Ревизор сочинение

    Комедия Гоголя «Ревизор» была написана очень давно, но она актуальна до сих пор. И этому есть множество причин. Великолепный слог, которым отличается каждое произведение Николая Васильевича, тонкая, почти ювелирная ирония

  • Сочинение по рассказу Кладовая солнца Пришвина 6 класс

    Послевоенные годы выдались самыми тяжелыми особенно для детей, а о тех кто остался сиротками и говорить не приходится. В одном селе жили брат с сестрой мать их умерла, а отец погиб на войне

  • Сочинение Моё любимое место в городе парк

    Я люблю свой город. В нём прекрасно всё: от восхитительного центра, до самых отдалённых краёв. Если бы у меня спросили, в каком городе я хотел бы жить, то несомненно я остался бы там, где нахожусь.

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Дополнительный материал для экспертной группы

Бабочка в искусстве слова – это и живой, земной, конкретный образ, и одновременно символ и мифологическое существо. Во многих мифах бабочка является символом души, и так как душа бессмертна, то и бабочка символизирует бессмертие. Это и символ красоты, и одновременно она олицетворяет собой хрупкость и мимолетность бытия.

Бабочка – символ духовного совершенства, на пути к которому лежит ряд превращений: так яркая прожорливая гусеница (символизирующая жизнь) превращается в неподвижную куколку (символизирующую смерть), которая потом становится легкой бабочкой (символизирующей воскресение и возрождение).

Запись из дневника Владимира Набокова.

«28 марта. Я вернулся домой около 9 часов вечера, проведя райский день. После ужина я сел на стул возле дивана и раскрыл томик Блока. Мама полулежа раскладывала пасьянс. В доме стояла тишина – сестры уже спали. Потом в прихожей зазвонил телефон, В этом ничего необычного не было, я просто был недоволен, что пришлось прервать чтение. Я подошел к телефону. Голос Гессена: «Кто это?». «Володя. Здравствуйте, Иосиф Владимирович». «Я звоню, потому, что… Я хотел сказать тебе, предупредить тебя…» «Да, я слушаю». «Что именно?» «Совершено ужасное … за вами пошла машина».

Это ночное путешествие помнится мне как нечто происходившее вне жизни и нечто мучительно медленное… Я смотрел на огни, проплывающие мимо, на белеющие полосы освещенной мостовой, на спиральное отражение в зеркально-черном асфальте, и мне казалось, что я каким-то роковым образом отрезан от всего этого – что уличные огни и черные тени прохожих – это лишь случайные видения, а единственно реальным на целом свете было горе, облепившее меня, душившее меня, сжимавшее мое сердце. «Отца нет на свете». Эти четыре слова громыхали в моем мозгу..»


«Листы оценивания»

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +

Просмотр содержимого документа
«Телеграмма»

ТЕЛЕГРАММА

______________________________________

______________________________________

ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Просмотр содержимого документа
«Урок Набоков Рождество»

Тема: В.В. Набоков. «Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы. Чудесное в рассказе.

Цели: образовательная цель: формировать умения работать с текстом, выделяя основную идею произведения – страдание человека, изменяющее видение мира; развивающая цель: развивать умения преодолевать жизненные трудности, принимая происходящее в жизни как подарок судьбы; воспитательная цель: воспитывать чувство бережного отношения друг кдругу

Оборудование: проектор, презентация Power Point , раздаточный материал, выставка книг В. Набокова

Оформление доски: число, тема, эпиграф

Эпиграф к уроку: « Самое удивительное в этой жизни то, что она продолжается», - Фредерик Бегбедер «Любовь живет три года»

План урока

1. Организационный момент

2. Целеполагание

3. Знакомство с биографией В.В. Набокова

4. Стадия вызова

5. Стадия осмысления

6. Стадия размышления

7. Рефлексия

8. Домашнее задание.

9. Выставление оценок

Ход урока

Самое удивительное

в этой жизни то,

что она продолжается.

Ф. Бегбедер «Любовь живет три года»

1. Организационный момент /1 мин./

Позитивный настрой на урок:

Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

2. Целеполагание /2мин/

Запись темы, эпиграфа в тетрадь.

Сегодня мы с вами будем изучать рассказ Набокова «Рождество». Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Вслух зачитывается эпиграф).

- В чем смысл данных слов? (в том, что жизнь человека продолжается, несмотря на те жизненные трудности, которые встречаются человеку на пути).

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о смысле жизни).

Давайте попробуем определить, в чём заключался смысл жизни самого автора.

3. Знакомство с биографией В.В. Набокова /4 мин/ (подготовленный ученик)

Детство писателя

Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в семье аристократов. Отец писателя был юристом и политиком, членом государственной думы.

В 1908 – отец Набокова был заключен в тюрьму на 90 дней после подписания политического манифеста.

Юношеские годы

Жизнь в Берлине

Начало творческое карьеры

В 1923 году вышли два сборника стихотворений – «Горний путь» и «Гроздь». Как прозаик он начал с рассказов, первый роман «Машенька» был написан в 1926 году. Далее выходят романы «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1929), «Возвращение Чорба», «Соглядатай» (оба – 1930), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1933), «Отчаяние» (1936), «Приглашение на казнь» (1938), «Дар» (1937-1938), «Solous Rex («Одинокий Король», 1940).

Последние годы жизни

- Так в чём же заключался смысл жизни автора?

4. Стадия вызова /2 мин/

Вот и на нашем уроке сегодня мы попробуем определить смысл жизни нашего главного героя, влияние смерти близкого человека на него.

- Как вы думаете, какие слова в названии темы урока являются ключевыми? (Жизнь и смерть, исцеление, чудесное, Рождество)

- Какова связь между этими словами? Давайте вспомним, что за праздник – Рождество?

Рассказ ученика о празднике/2мин/

Составление синквейна «Рождество» / 2 мин/

Перед нами рождественский рассказ.

- Какова традиционная особенность рождественских рассказов, с которыми мы знакомились? (Чудо)

Можем ли мы выдвинуть гипотезу о том, что в этом рассказе произойдёт какое-то чудо? (Да) Попробуем это доказать.

5. Стадия осмысления. Работа в группах /5мин/

Каждая группа получает индивидуальное задание по отрывку из текста. В конце работы, начиная с первой группы маркером своего цвета на ватмане вы пишите характеристику Слепцова, затем по порядку передаёте его дальше, таким образом, мы проследим с вами образ главного героя на протяжении всего рассказа. После того, как вы выполните задания своей группы, выберите 1 человека для защиты.

Задание для групп:

Глава 1

Прочитайте главу. Обратите внимание на фамилию героя, выделите корень и подумайте над лексическим значением. Найдите описание пейзажа, на что он вас настраивает? Можно ли уже дать характеристику герою?

Глава 2

Прочитайте главу. Соответствует ли описание природы состоянию главного героя? Докажите. Дополните характеристику героя

Глава 3

Прочитайте главу. Опишите чувства Слепцова на могиле сына, в его комнате. Что он нашел в столе сына? Дополните характеристику героя.

Глава 4

Прочитайте главу. Слепцов забыл про Рождество и просит Ивана на ставить ёлку, почему? Что находит герой в столе сына? Всё ли он знал о своем ребёнке? Слепцов сделал для себя выбор – смерть. Объясните, почему?

Прочитайте фрагмент появления бабочки. Как вы считаете, что символизирует данный отрывок и для чего появляется в тексте? Почему автор выбрал в такой момент для главного героя именно рождение бабочки?

Прочитайте дневниковые записи Набокова, перескажите их классу и ответьте на вопрос, можно ли считать данный рассказ автобиографичным и почему?

6. Защита групп /2мин./

Вывешивание получившейся характеристики героя на доске.

7. Стадия размышления /2мин/

О чем рассказ В.В.Набокова?

Почему рассказ о смерти назван «Рождество»?
- Какую мысль хотел этим передать автор своим читателям?

Вывод, к которому должны прийти учащиеся : В.В.Набоков передает чувства отца, который потерял сына. Вместе с сыном он потерял смысл жизни. Он не понимает, зачем остался жить и решает умереть. «Смерть»,- тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение. Зажмурился…», открыл глаза и увидел чудо! Родилась бабочка! Бабочка как возрождение души героя. Он прозрел и, вероятно, будет жить дальше. В.В.Набоков утверждает, что жизнь продолжается, красота облегчает страдание, а время лечит душевные раны.

8. Рефлексия. (1 мин.)

Представьте, что нам представился шанс повлиять на судьбу героя, чтобы вы могли ему сказать? Давайте попробуем написать Слепцову телеграмму, в которой попытаемся ему объяснить, что жизнь всё-таки продолжается и не утратила свой смысл. Напоминаю, что телеграмма пишется очень кратко и в ней отражается только всё самое главное.

ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Написание телеграммы герою «» /2 мин/

9. Домашнее задание . (1 мин) на выбор:

2) Эссе «Жизнь продолжается...»

10. Выставление оценок в группе /1 мин/

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Чтение фрагмента текста

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +

Просмотр содержимого презентации
«Урок Набоков Рождество»

В.В. Набоков «Рождество»

Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы. Чудесное в рассказе


  • Образовательная цель: формировать умения работать с текстом, выделяя основную идею произведения – страдание человека, изменяющее видение мира.
  • Развивающая цель: развивать умения преодолевать жизненные трудности, принимая происходящее в жизни как подарок судьбы.
  • Воспитательная цель: воспитывать чувство бережного отношения друг к другу.

Жизнь и творчество

Владимира Владимировича Набокова (1899-1977)

˝Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце - по-русски, и мое ухо - по-французски. ˝


Биография

Детство писателя

Отец писателя был юристом и политиком, членом государственной думы.

В 1900 году родился первый брат Владимира, Сергей, а через год они вместе с матерью переезжают во Францию.

В 1903 - родилась первая сестра Набокова, Ольга, а через три года – вторая, Елена.

Детство Владимир Набоков провёл в имении Выра. Он вырастал в атмосфере либерализма, избытка материальных и духовных ценностей.

Либерализм – защита прав личности, максимальное расширение свободы выбора




Юношеские годы

В 1911 году Владимир поступил в Тенишевское училище.

В ноябре 1917 года Набоков-старший отправился с семьёй в Крым, где вошел в Крымское правительство как министр юстиции.

Набоковы через Турцию, Грецию и Францию добрались до Англии. В том же 1919 году Владимир стал студентом Кембриджского университета, вначале специализируясь по энтомологии, затем сменив её на словесность. В 1922-м он с отличием его закончил.

Фамильный герб Набоковых

Юстиция – система судебных учреждений

Энтомология – наука о насекомых


Жизнь в Берлине

После окончания университета Владимир Набоков переехал в Берлин, где его отец основал эмигрантскую газету «Руль».

Переводчик статей для газет, составитель шахматных задач и шарад, преподаватель тенниса, французского и английского языков, сочинитель маленьких скетчей и пьес, голкипер в футбольной команде – этим на первых порах в Берлине Владимир зарабатывал на жизнь.

В 1922 году был убит его отец. Это событие поколебало религиозное чувство поэта, а в дальнейшем он демонстративно подчёркивал свой атеизм.

Владимир Набоков во время работы над романом «Дар».


Начало творческой карьеры

В Берлине Набоков прожил до 1937 года, затем переехал в Париж, а в1940 году эмигрировал в Америку. За европейский период написаны почти все лучшие его книги, подписанные псевдонимом Сирин.

В 1923 году вышли два сборника стихотворений – «Горний путь» и «Гроздь». Как прозаик он начал с рассказов, первый роман «Машенька» был написан в 1926 году. Далее выходят романы «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1929), «Возвращение Чорба», «Соглядатай» (оба – 1930), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1933), «Отчаяние» (1936), «Приглашение на казнь» (1938), «Дар» (1937-1938), «Solous Rex («Одинокий Король», 1940).

Поселившись в США, Владимир Набоков перешел, как писатель на английский язык.


Последние годы жизни

Роман «Лолита» о двенадцатилетней американской «нимфетке», ставшей «смертоносным демоном» для сорокалетнего Гумберта, принёс ему мировую славу и деньги.

В 1960 году Набоков поселяется в Швейцарии. В конце жизни Набоков говорил «Я никогда не вернусь в Россию… Не думаю, чтоб там знали мои произведения…» С этим заблуждением он и ушел из жизни в 1977 году. Похоронен на швейцарском кладбище Клэренс в Монтрё.

Кадр из к/ф «Лолита» (1997)



РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО


РОЖДЕСТВО Христово

Слово «Рождество» означает «рождение». В эту ночь у девы Марии родился младенец – сын Божий, Спаситель мира.

Родился он около города Вифлеем, в пещере, куда пастухи иногда загоняли скот в ненастную погоду.

Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января но новому стилю, католическая – 25 декабря.



  • Рождественский сочельник - день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Пост этот хранился до вечерней звезды. Само название "сочельник" происходит от слова "сочиво". Это особое постное блюдо, которое готовят из пшеницы с медом и фруктами.

  • Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Святки назывались так, потому что после Рождества Христово идет священная неделя, то есть святая. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Считалось, что в сочельник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны.
  • На Руси святки соединялись с чествованием коляды - языческого божества, отождествляющего землю.
  • Во время Святок по улицам носили изображение звезды, под которой родился Иисус, становились
  • под окнами, пели колядки и собирали подарки.

С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали.

Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски.



  • Глава 1
  • Прочитайте главу и кратко перескажите её. Обратите внимание на фамилию героя, выделите корень и подумайте над лексическим значением. Найдите описание пейзажа, на что он вас настраивает? Можно ли уже дать характеристику герою?

  • 2 глава
  • Прочитайте главу и кратко перескажите её. Соответствует ли описание природы состоянию главного героя? Докажите. Дополните характеристику героя

  • 3 глава
  • Прочитайте главу и кратко перескажите её. Опишите чувства Слепцова на могиле сына, в его комнате. Что он нашел в столе сына? Дополните характеристику героя.

  • 4 глава
  • Прочитайте главу и кратко перескажите её. Слепцов забыл про Рождество и просит Ивана на ставить ёлку, почему? Что находит герой в столе сына? Всё ли он знал о своем ребёнке? Слепцов сделал для себя выбор – смерть. Объясните, почему?

  • Прочитайте фрагмент появления бабочки. Как вы считаете, что символизирует данный отрывок и для чего появляется в тексте? Почему автор выбрал в такой момент для главного героя именно рождение бабочки?
  • Прочитайте дневниковые записи Набокова, перескажите их классу и ответьте на вопрос, можно ли считать данный рассказ автобиографичным и почему?

  • В.В.Набоков передает чувства отца, который потерял сына. Вместе с сыном он потерял смысл жизни. Он не понимает, зачем остался жить и решает умереть. «Смерть»,- тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение. Зажмурился…», открыл глаза и увидел чудо! Родилась бабочка! Бабочка как возрождение души героя. Он прозрел и, вероятно, будет жить дальше. В.В.Набоков утверждает, что жизнь продолжается, красота облегчает страдание, а время лечит душевные раны.

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Придумайте продолжение рассказа
  • Напишите телеграмму Слепцову

Выставление оценок:

Фамилия, имя участника

Составление кластера

Чтение фрагмента текста

Участие в работе группы

Характеристика героя

Составление синквейна

Общее количство «+»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Расколдована тишина Самым первым лучом рассвета. Значит, кончилось время сна- Значит, жизнь продолжается снова.

В.В. Набоков «Рождество» Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы.

Цель урока: Знать: основные биографические сведения о писателе, историю празднования Рождества, содержание рассказа. Уметь: определять тему и идею произведения, авторскую позицию по отношению к выходу из сложнейшей жизненной ситуации, анализировать произведение, работать самостоятельно. Воспитывать: чувство бережного отношения друг к другу, осознание необходимости человеческой жизни, взаимоуважение, читательский интерес.

План урока Биографические сведения о В.В.Набокове. История празднования Рождества. Работа над рассказом «Рождество» (работа в группах). Рефлексия. Итоги урока. Задание на дом.

Владимир Владимирович Набоков 1899 - 1977

1907 год. Владимир Владимирович Набоков (справа) с матерью Е. И. Набоковой, братом Сергеем, сестрами Еленой и Ольгой.

Братья и сестры Набоковы: слева Владимир, Кирилл, Ольга, Сергей и Елена.

Дом Набоковых в Выре Музей-усадьба «Рождество»

Набоков читает книгу о бабочках в 1907 в Выре.

Из дневника Владимира Набокова: «… я смотрел на огни, проплывавшие мимо, на белеющие полосы освещенной мостовой, на спиральное отражение в зеркально-черном асфальте, и мне казалось, что я каким-то роковым образом отрезан от всего этого – что уличные огни и черные тени прохожих – это лишь случайные видения, а единственным отчетливым и веским, и единственно реальным на целом свете было горе, облепившее меня, душившее меня, сжимавшее мое сердце. « Отца нет на свете». Эти четыре слова громыхали в моем мозгу…».

Энтомология- (от греч. entoma - насекомое, logos - наука, учение) - наука о насекомых. Раздел зоологии, изучающий насекомых.

Почему рассказ о смерти называется «Рождество», а в названии урока ключевым является слово «исцеление» ?

Групповая работа 1 группа Рассказать о жизни Слепцова. Почему автор скупо говорит о прошлом героя, практически не даёт описание портрета. 2 группа. Рассказать о сыне Слепцова, его характере, увлечениях. 3 группа Что произошло накануне Рождества? Рассказать о возрождении Слепцова. Как произошло исцеление его души?

Кокон и гусеница шелкопряда

Рождество Возрождение

Задание на дом Нарисовать свою иллюстрацию к произведению. «3» - написать ответ на вопрос: «Как дальше будет жить Слепцов?» 1 группа. Слепцов Молодежи. Письмо - наставление «Помните, в нашей жизни ничего не происходит просто так». 2 группа. Молодежь Слепцову. Письмо - поддержка «Вера в чудеса возвращает человека к жизни» 3 группа. Молодежь Слепцову. Письмо -восхищение «Горе не сломит человека, если есть вера».

Предварительный просмотр:

Открытый урок русской словесности 7 класс

Урок-погружение (с элементами ассоциативных представлений)

В. В. Набоков « Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы.

Цели уроков: дать краткую характеристику литературы русского зарубежья «первой волны» и творчества В. Набокова, попытаться раскрыть особенности творческого метода Набокова.

Оборудование урока: портреты Набокова, его книги, презентация, музыкальное сопровождение, коллекция бабочек

Методические приёмы: лекция, комментированное чтение, аналитическая беседа, метод критического и ассоциативного мышления.

Эпиграф: «Это писатель ослепительного дарования, именно такого, которое мы зовём гениальностью. Он достиг вершины в тончайших психологических наблюдениях, в изощрённой игре языка (двух выдающихся языков мира!), в блистательной композиции. Он совершенно своеобразен, узнаётся с одного абзаца- признак истинной яркости, неповторимости таланта.» (Александр Солженицын)

ХОД УРОКА.

  1. Слово учителя.

Русское зарубежье – это представители всех сословий, попавшие на чужбину по разным причинам и разными путями. В эмиграции жили видные писатели, философы, учёные, музыканты. Уехали из советской России Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Ходасевич, И. Северянин, И. Бунин, А. Куприн (вернувшийся в СССР уже перед смертью), В. Набоков, А. Ремизов, И. Шмелёв, Б. Зайцев.

В начале 20-х годов литературной столицей эмиграции был Берлин – здесь шла активная литературная жизнь, широко развернулась издательская деятельность, выходили журналы («Русская книга», «Беседа»), альманахи, сборники, газеты(«Дни», «Руль»). С газетой «Руль» во многом связана судьба В. Набокова, который печатался под псевдонимом В. Сирин.

В середине 20-х, когда стало очевидным, что эмиграция – явление не временное, что вернуться в Россию вряд ли возможно, когда стало ясно, что от родины литераторы отрезаны – их не печатают в России, устраивают над ними заочные суды – центр литературной эмиграции перемещается в Париж. Общими почти для всех писателей-эмигрантов были ностальгические мотивы, воссоздание прошлого, которое с годами становилось всё притягательнее и чище. В эмигрантской прессе обсуждались вопросы будущего русской литературы. Может ли русский писатель творить в отрыве от родины, от читателей? Какова судьба литературы в Советской России? Способно ли старшее поколение эмигрантов подготовить себе литературную смену? Перепечатывались произведения советских авторов: Ильфа и Петрова, Олеши, Зощенко, Бабеля, Шолохова. Но обратной связи не было: в Советском Союзе эмигрантов почти не печатали. Молодое поколение не смогло полностью реализоваться в условиях эмиграции, несмотря на обилие талантливых писателей. Судьбу эмиграции разделил и выдающийся русский литератор, состоявшийся как писатель и поэт вне России, - Владимир Набоков.

  1. Биография Набоков. Доклад ассистента на уроке (ученицы) с просмотром презентации о Набокове.
  1. История рассказа «Рождество» Широкому русскому читателю имя Набокова открылось на рубеже 80-90-х годов ХХ века, с тех пор его книги печатаются значительными тиражами. Многочисленные издания, в том числе солидный пятитомник с комментариями, вышли к столетию со дня его рождения, которое отмечалось в 1999 году.

Истинная жизнь писателя, как говорил Набоков,- это его творчество. Литературная жизнь Набокова началась в день православного Рождества, 7 января 1921 года, с опубликования в берлинской эмигрантской газете «Руль» трёх его стихотворений и рассказа «Нежить» за подписью В. Сирин, с тех пор ставшей его постоянным псевдонимом.

«Был на свете самый чистый и светлый праздник, он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе,– чувства домашнего очага. Праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как ёлочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зелёное дерево и весёлые дети; даже взрослые, не умудрённые весельем, меньше скучали, ютясь около стен. И всё плясало – и дети, и догорающие огоньки свечек»,– вспоминал А. Блок. В этом высказывании уже чувствуется ностальгия человека XX века по утраченному.

Взрослые и дети поздравляли друг друга, дарили подарки (обязательно от души и с добрыми пожеланиями). Привычным рождественским подарком были для читателей XIX века святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Они были очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, но всегда пытались умягчить людские сердца. При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.

  1. Выразительное чтение рассказа «Рождество» учителем.
  2. Анализ рассказа. Работа с вопросами(Аналитическая беседа)

6. Образы- символы рассказа. Ассоциации, возникающие при чтении рассказа. (Работа с классом)

В тексте можно увидеть художественные детали. Деталь интерьера – «низкий плюшевый стул» - в буквальном смысле сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием и читатель. Слепцов сидит, забившись в угол, «словно в приёмной у доктора». Данная, казалось бы, незначительная деталь подсказывает читателю: этот человек болен, нуждается в помощи. Он «медленно» (т.е. с трудом осознавая, что делает) смотрит на свою руку. Треснувшая капелька воска символизирует «трещину» в душе героя. Сильная деталь церковный крест, которая появляется в конце второй главы. Можно понять один из эпизодов этой главы: «Слепцов…свернул с тропы и…пробрался…к тому месту, где парк обрывался к реке», как попытку самоубийства. Слепцов, скорее всего, хотел утопиться в озере. «А над белыми крышами придавленных изб…слепо сиял церковный крест». Возникает образ религии, бога. Слепцов не смог этого сделать.

Обратим внимание на встречающиеся в произведении детали – символы. Бабочки, которых собирал сын Слепцова, - ассоциируются с определенными моментами: красота, стремительный полёт, краткость жизни. Похожи они и на самого мальчика. Он умирает в расцвете сил в далёком Петербурге, грезя о своих бабочках и, возможно, о любимой. И куколка, которую он считал мёртвой, согретая теплом комнаты, оживает на глазах изумлённого Слепцова, превращаясь в бабочку: «Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо».

Поражает умение Набокова в одном предложении сказать очень много…

Словесная плотность характерна и для следующего предложения, пожалуй, это самое информационно насыщенное предложение: «Совсем недавно, в Петербурге,- радостно, жадно заговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке,- он умер, и вчера Слепцов перевёз тяжёлый, словно всей жизнью наполненный гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви».

Обратим внимание на слово» гроб». В «Словаре символов» читаем Гроб - защищающая оболочка, символизирует надежду на возрождение. Недаром сын Слепцова похоронен в склепе.

Елка - символизирует возрождение, уход старого и рождение нового.

Свеча считается важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. Свеча краткосрочностью своего существования символизирует одинокую трепетную душу.

Дым - символ вознесения молитв или благочестивых душ, а также символ укрытия и мимолетности жизни.

Крест имеет ещё несколько значений: символ Космоса, Древа Жизни, символ энергии добра.

Зеркало имеет позитивную символику, так как в древности оно ассоциировалось со светом, особенно из-за напоминающих зеркало дисков солнца и луны, которые, как предполагали, отражают божественный свет. Отсюда и вера в то, что злые духи не любят зеркал и, как и духи тьмы, а также злые люди, не могут отражаться в них. В рассказе «Рождество» в зеркале на мгновение появляется отражение слуги Ивана, думается, что при отсутствии прямых характеристик героев, это добрый знак.

Иван помнит о празднике, видимо, по традиции он наряжает ёлку, находящийся в своём мире, мире горя, отчаяния, Слепцов не понимает, почему ёлка оказалась в гостиной. Автор подаёт нам «знаки»: в этот момент в руках Слепцова - деревянный ящик, а древесина – символ защиты, жизненной силы, прикосновение к дереву придаёт человеку волшебные силы, заключённые в нём.

И слон является символом силы, проницательности, долголетия, процветания, счастья, возможно всего этого желал своему сыну Слепцов как любящий отец, потому что рассматривание слона, нарисованного сыном, было последней каплей, приведшей его к приступу страшных сухих рыданий, после которых он решил покончить с жизнью. Образом–символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и напоминает человеку о родившемся Христе, который обречен на страдания. Ель (символ Рождества), принесённая Иваном, означает вечную молодость («Зелёная. Пусть постоит»). Слепцов просит убрать её, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая её (смерть) несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном. Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нём. Но само имя Бога появляется лишь в конце (крылья разворачиваются "до предела, положенного Богом"). Человеческая жизнь полна страданий. Недаром одна из истин буддизма гласит: жизнь есть страдание. Кроме того, в христианстве человек при рождении становится грешным и обречен страдать за свои грехи.

Главная тема рассказа Набокова «Рождество» - тема жизни и смерти. Чтобы ее показать автор использовал более мелкую тему отцов и детей. Через смерть сына отец осознает два вечных понятия: жизнь и смерть. Он хочет сделать выбор в пользу последнего. Однако его сомнения разрешились благодаря природе, напоминающей о “вечном примирении и о жизни бесконечной”!

Идея, на мой взгляд, и выражается в этой бабочке, в частичке природы. Природа, Бог – это истины, которые помогают человеку жить, преодолевать трудности, дают сигналы, показывают знаки. Человеку необходимо лишь повнимательней присмотреться к ним.

В финале произведения «Слепцов зажмурился…и ему показалось, что до конца понятна земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…» и как опровержение его мыслей «в то же мгновение щелкнуло что-то…», из кокона появилась бабочка. Оказалось, что жизнь не бесплодна и абсолютно не лишена чудес. Мысли о том, что бабочка мертва, не оправдались. Она вылупилась от тепла. Эта бабочка – продолжение жизни мальчика.

Таким образом, используя простые легко запоминающиеся символы, многие из которых имеют несколько значений, Набоков создает своеобразные, многослойные тексты, передает читателям глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе.

  1. Слово ученицы-ассистента о душе. Чтение учащимися стихотворений о душе наизусть


В чем нуждается Душа?

Душа нуждается в смысле жизни. Она должна знать, ради кого и ради чего живет и умирает. Ей необходимо мечтать глубоко и сильно и иметь любимое дело, через которое эти мечты могли бы осуществляться. Отнимите у Моцарта музыку, у Леонардо - живопись, у Галилея - возможность наблюдать за звездами, и они будут поистине одинокими. Лишите их бессонных ночей, моментов, когда они в пылу созидания забывают и о еде, и об отдыхе, заставьте их пребывать в спокойствии и бездействии богатого, утонувшего в роскоши человека, и они заболеют физически и душевно. Мудрые говорили, что человек без смысла жизни, без высоких мечтаний и любимого дела - поистине одинок. Душа нуждается не только в деле ради дела и в смысле ради смысла. Ей нужно что-то, что связало бы все это в одно целое, что могло бы объединить жизнь и смерть, видимое и невидимое.

Лети, душа. Ищи свои печали.
Ищи ветра, которым нет числа.
Пусть ты не та, какой была вначале,
Какой в ладони матери легла,
Пусть огрубела, пусть считают странной,
Пусть что-то там не сладилось в былом -
Да сбудется осенними кострами
Твой хрупкий мир под легкое крыло...
Смеркаться далям, городам светиться,
Синеть озерам, таять без следа.
Ты не умела, может быть, креститься,
Но в истинное верила всегда.
Так что ж, лети! Есть право Вышней властью
На зов с небес, на голос твой извне,
Когда с промозглой тьмою нет согласья
Ни над полночной строчкой, ни во сне.
Ты верила - вот белый свет и воля.
Ты жаждала - так будь сама собой.
Есть, видно, что-то праведное в боли,
Зовущейся дарованной судьбой.
Я отпускаю, я смеюсь и плачу,
Я знал всегда, что так тому и быть:
Когда-нибудь, с руки моей горячей,
Искать свои печали - и любить.

Сергей Ковалевский

Просто так...защемила душа....

Просто так...загрустила душа,
Заблудилась на звёздной тропинке,
Полетав у Большого Ковша,
Отразилась во взгляде грустинкой...

Просто так...зазвенела душа,
Изумительным звоном хрустальным,
И с ресничек, немного дрожа,
Покатилась слезинкой случайной...

Просто так...защемила душа,
И заплакала нежностью скрипки,
Остриём резануло ножа,
Погасив на минуту улыбку...

Просто так...осветилась душа,
Встретив первый нечаянный лучик,
Когда после дождя, не спеша,
Уплывали тяжёлые тучи...

В Мирозданьи пушинкой кружа,
Свет его глубины постигая,
Разрыдалась стихами душа,
Просто так, потому что...живая...

С. Пугач

Н. Гумилёв

8.Выводы. Рефлексия урока. Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Берегите своих родных и близких, цените каждое мгновение жизни.

Рефлексия. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

  1. Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.


План урока литературы

Провела:

Маркевич С. С.,

Учитель русского языка и литературы

2015 год

Тема: Тема жизни и смерти в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

Класс: 7

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В. Набокова; донести до понимания учащихся жизненную концепцию автора.

Критерии успеха:

1.Понимать жизненную концепцию автора; понимать, что жизненные трудности нужно преодолевать, принимать происходящее как подарок судьбы; 2. Уметь анализировать художественное произведение (давать характеристику главному герою, анализировать сюжетную линию, видеть роль детали в тексте).

Оборудование:

Ватманы, маркеры, ресурсы к групповой работе, мультимедийная презентация, на доске надпись «… рассказе В. Набокова «Рождество»

ХОД УРОКА

    Вводно – мотивационный этап.

Игра «»

Разбирают картинки

Формулирование темы урока

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки, которые вы выбрали, и скажите, что на них изображено, и какие ассоциации у вас возникают.

Совместно формулируется тема урока:

«Тема жизни и смерти в рассказе В. Набокова «Рождество»

Сегодня разговор пойдет о таких вечных понятиях как жизнь и смерть. Многие писатели, художники, музыканты раскрывали эту тему в своем творчестве, ибо она является одной из самых загадочных. Каждый человек по-своему понимает эти слова. Обратите внимание на эпиграф к уроку, слова которого принадлежат перу В. Набокова.

Живи. Не жалуйся, не числи

Ни лет минувших, ни планет,

И стройные сольются мысли.

В ответ единый: смерти нет

Единый ли это ответ? Можем ли мы его принять и присоединиться к словам автора? Это и станет целью урока:

Понять жизненную концепцию автора; проследить, как человека, потерявшего единственного сына, а вместе с ним и смысл жизни, сама природа возвращает к жизни.

На доску крепятся «Круги Эйлера»,

Которые заполняются при выполнении стратегии «Делагат»

    Работа с понятиями.

Ребята, вам были даны опережающие задания: выписать из словаря Ожегова определение слова «рождество» и подготовить доклад о В. Набокове.

Заслушивание определения слова «Рождество»

Заслушивание доклада «Жизнь и творчество В. Набокова»

    Формирование умений и навыков

Следующим этапом станет работа в группе, но сначала давайте вспомним правила работы в группе.

Обсуждаем правила работы в группе

Работа в группе

    Прием «Ассоциативная карта»

Задание: на ватмане написать все ассоциации со словом «рождество»

Презентуют постер

Но прежде, чем вы приступите к работе с текстом, предлагаю вам прочитать дневниковые записи В. Набокова

2. Задание: стратегия «Делегат»

Выделить в тексте слова, характеризующие состояние героя, сравнить описание чувств автора с описанием мыслей и настроений героя рассказа, описание деталей-вещей.

Вопрос к тексту:

В рассказе подробно описаны чувства, состояние героя. Какие чувства в каждой главе испытал герой? (заполняется «круг Эйлера» - смерть)

( безразличие, беспомощность, злость, тоска, жизнь горестная, бесцельная, лишенная чудес, тоска )

( чтобы показать, что страдания оглушили героя, странным образом изменили видение мира, обострили восприятие красоты. а вместе с тем и облегчили страдания; показать внутреннюю борьбу, конфликт отца, который стоит перед выбором – жизнь или смерть?)

Сравним состояние Слепцова и Набокова при потере близкого человека.

Вывод: Рассказ «Рождество» – автобиографичен. История, рассказанная нам автором, очень похожа на жизненную ситуацию Набокова, когда он узнал. Что потерял отца.

4. Работа с символами: Задание: прием «Круги Эйлера»

У меня в руках изображение образа-символа, как вы думаете, что это за изображение?

Найти в тексте тот момент, когда происходит появление бабочки из кокона.

Учитель крепит на доске бумажную бабочку ,

С различными значениями

Выделите слова, которые использует автор при описании зарождения новой жизни. (Проникло тепло, набиралось сил, медленно и чудесно росло, смятые лоскуты, бархатные бахромки, крылья росли и расправлялись, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья) Уменьшительно-ласкательные слова.

5.задание: прием «Конверт - вопрос»

Задание: Выбрать конверт с вопросом.

Что в вашем понимании «чудо»?

Что помогает человеку справиться с жизненными проблемами?

Какое значение приобретает образ бабочки в рассказе из предложенных выше?

Подберите однокоренные слова к фамилии героя. Какой вывод можно сделать?

(герой был слепым и в последний момент он открыл глаза, прозрел)

Теперь, ребята, давайте обратимся к цели сегодняшнего урока и попытаемся ответить на вопрос, какова жизненная концепция автора рассказа? Какая истина открылась Слепцову?

Учитель зачитывает слова эпиграфа,

в конце которого ставится восклицательный знак. Смерти нет!!!

111. Задание домашней работы.

Написать сочинение – рассуждение «Чудеса в нашей жизни»

1˅. Рефлексивно – оценочный этап:

Задание: прием «Письмо по кругу»

Рассказ закончен появлением бабочки, но ни слова не сказано о Слепцове. Судьба его не известна. Вспомните все то, о чем мы сегодня говорили, и напишите письмо по кругу, используя следующие слова: смерть жизнь, боль, утрата, радость, рождение, продолжается, прозрел.

Оценивание: выступают капитаны команд.