Смотреть что такое "Менухин, Иегуди" в других словарях. Иегуди менухин - биография

Многие годы день 22 апреля неизменно ассоциировался у советских людей с очередной годовщиной рождения "основателя советского государства" В.И.Ленина. А между тем, несколькими десятилетиями позже в этот же день родился человек, которого можно назвать скорее антиподом вождя мирового пролетариата. Он не устраивал катаклизмов глобального масштаба, но, по общему признанию, достиг абсолютной гармонии в том деле, в котором был наделен редким даром, и при этом стал подлинным гуманистом ХХ столетия. Речь идет о великом музыканте и общественном деятеле - Иегуди Менухине.
Менухин родился в 1916 году в Нью-Йорке в семье эмигрантов из России. В три года он проявил интерес к скрипке, а уже в 11 лет выступил в знаменитом Карнеги-холл вместе с Нью-йоркским симфоническим оркестром, исполнив скрипичный концерт Бетховена с законченностью и глубиной, не поддававшимся разумному объяснению. Игра его была столь совершенна, что Альберт Эйнштейн, побывавший на одном из концертов юного музыканта, воскликнул: "Теперь я знаю, Бог есть!"
Репертуар Менухина как солиста был огромен и охватывал произведения от Вивальди до Энеску. В 1926-1936 годах частые гастроли Менухина по разным странам проходили с неизменным успехом. В 1938, после двухлетнего перерыва, который он использовал для совершенствования мастерства, Менухин вернулся в концертную деятельность уже как зрелый артист. Музыкальные пристрастия Менухина не исчерпывались классической музыкой: легендарным его имя сделали концерты с виртуозом ситары (струнного музыкального инструмента) Рави Шанкаром и скрипачом-джазистом Стефаном Грапелли. В последние годы жизни Менухин часто выступал как дирижер. Осенью 1992 года мне посчастливилось побывать на одном из таких концертов в Кремлевском дворце Съездов - Маэстро дирижировал сценической ораторией Генделя "Мессия". И до и после этого было множество ярких впечатлений, связанных с искусством, но тот концерт запомнится мне на всю жизнь.
Иегуди Менухин был не только гениальным музыкантом, но и выдающейся личностью. Во время Второй мировой войны он дал около 500 концертов для вооруженных сил союзников от Алеутских островов до Карибского моря. А после войны - невероятное количество благотворительных концертов - в пользу Красного Креста, евреев Израиля и Северной Африки, жертв немецких концлагерей и голодающих всего мира.
В 1959 Менухин переехал в Лондон, в 1985 став британским подданным. В 1963 основал Музыкальную школу Иегуди Менухина для одаренных детей в Сток д"Аберноне, (графство Суррей, Великобритания). В течение ряда лет он был председателем Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, участвовал в деятельности правозащитной организации "Международная амнистия" (Amnesty International). Выдающийся музыкант скончался 12 марта 1999 года в Берлине.
И. Менухин не раз бывал в СССР. Интерес к этой стране был не случаен. Отец Менухина Моше происходил из семьи евреев из Гомеля, мать же - Марута Шер - родилась в Крыму, близ Ялты. На крымских корнях матери Менухина хочется остановиться подробнее, хотя, несмотря на обширную литературу, сюжет этот - одна из неразгаданных тайн семьи Менухиных.
К сожалению, Марута Шер, умершая в ноябре 1996 года в возрасте 104 лет, не оставила после себя книги воспоминаний. Поэтому я обратилась к автобиографической книге самого сэра Иегуди, считая, что эти мемуары являются наиболее достоверным источником: из многочисленных свидетельств известно, что мать и сына связывали самые доверительные и откровенные отношения. Действительно, в книге "Unfinished Journey" (New-York, 1977) великий музыкант не раз с нескрываемым восхищением пишет о матери, называя ее "гордой", "красивой", "авантюрной" и "очень волевой женщиной". Он отмечает, что в еврейской среде его мать скорее напоминала "одинокого потомка татарских ханов". Менухин полагает, что в ней смешались татарские и хазарские крови и что, по-видимому, она происходила из караимов, "живущих рядом с русскими и евреями, но говорящих между собой на татарском языке". Правда, он замечает, что все же вопрос национального происхождения матери отнюдь не ясен и требует специального изучения.
Как пишет племянник Иегуди, Лайонелл Ролф (сын Ялты Менухин), мать Маруты была еврейкой, отец же татарином, принявшим иудаизм и бежавшим в Америку, когда Маруте было 7 лет. Ролф утверждает, что имя отца Маруты было Нахум Шер (Nachum Sher).



Фото из книги Rolfe, Lionel. The Menuhins: a family odyssey. San Francisco: Panjandrum/Aris, 1978.



Рефик Музафаров в "Крымскотатарской энциклопедии" сообщает, что мать Иегуди Менухина была крымской татаркой, и звали ее Эмине Ширинская. Увы, найти подтверждения этой версии мне не удалось: источник, на который ссылается Музафаров, не содержит таких сведений. Возможно, имя "Эмине" возникло по созвучию с "домашним" прозвищем Маруты - "Имма", что по-еврейски означает "мама". Впрочем, не исключаю, что у Музафарова были материалы, которые мне не удалось разыскать.
В статье Уинтропа Сарджента в журнале "Америка" (№27, 1958) сказано, что Марута чрезвычайно "гордится своим происхождением от старинной ветви крымских татар". Не отсюда ли пришла версия о принадлежности к славному татарскому роду: "Шер" близко по звучанию к "Ширин" или "Ширинским" - знаменитой крымскотатарской фамилии?
В своей автобиографической книге Менухин неоднократно пишет о страсти матери к Востоку, о том, как любое новое жилище семьи ее усилиями превращалось в восточный дом или даже гарем - с низеньким диваном, обложенным множеством подушек, и ковриками в восточном стиле... Он вспоминает, что, встречая гостей, мать вместе с дочерьми (одна из которых, кстати, была названа Ялтой в честь места рождения Маруты) наряжались в турецкие шелковые шаровары, опоясываясь серебряным ремнем. А первой любимой книгой юного Иегуди были - разумеется, благодаря матери, - "Арабские ночи"...
Как бы то ни было, упорство, с которым Марута Шер (или все же Эмине Ширинская?) отстаивала свои татарские корни, по-видимому, заслуживает внимания, и разгадка этой тайны еще впереди. Для меня же более существенным является не то, каков был "национальный состав крови" Маруты, а то, с какой гордостью она отзывалась о своих татарских корнях (неважно, подлинных или мифических) и о своей родине - Крыме. Уехав отсюда пятнадцатилетней девушкой, на всю жизнь она сохранила ностальгические воспоминания об этой земле, не только пронеся их через всю свою долгую жизнь, но и сумев передать эту любовь детям.
Образ Крыма неоднократно возникает на страницах автобиографической книги Менухина. Крым для Менухина - это "изумительная земля из рассказов" матери. Он пишет, что страстно желает посетить "безгранично романтическую страну юга", сформировавшую его мать. А во время одного из посещений Советского Союза любящий сын везет в подарок бутылку крымского вина с ее родины... Ну и, конечно же, дорогого стоит признание гения, что детские впечатления матери и ее рассказы о маленькой родине оказали сильнейшее воздействие на его мировоззрение и творчество...

При жизни Иегуди Менухина часто называли "гражданином мира". А я бы назвала его "гражданином Крыма"... - и вот почему.
Один из своих основополагающих принципов Менухин сформулировал так: "Я всегда думал, что самая богатая культура происходит от взаимного оплодотворения Востока и Запада". И действительно, в его творчестве органично слились мотивы и мелодии различных народов, культур и жанров. Однако эти же слова как нельзя лучше подходят применительно к Крыму - принявшему и взрастившему многие этносы и поныне остающемуся полиэтноконфессиональным.
Так не прислушаться ли нам к словам гения, явившего в своем творчестве модель абсолютно гармоничного взаимопроникновения и взаимообогащения культур, вместо того, чтобы внимать мрачным прогнозам относительно будущности Крыма дурных пророков в собственном и иных отечествах?

Литература:

1. Burton, Humphrey. Yehudi Menuhin: a life / Humphrey Burton. Published/Created: Boston, Mass.: Northeastern University Press, 2001. Description: xiii, 561 p. : ill. ; 25 cm.
2. Варгафтик, Артем. Звезда или реликвия? (Памяти Иегуди Менухина) // Музыкальнаая жизнь. №6, 1999.
3. Векслер, Илья. Гражданин мира - Иегуди Менухин // Российская газета. 5.11.1992.
4. Menuhin, Yehudi. Unfinished journey. New-York, 1978.
5. Музаффаров, Рефик. Крымскотатарская энциклопедия. Т.2, с.469.
6. Rolfe, Lionel. The Menuhins: a family odyssey / Lionel Menuhin Rolfe ; with ill. by Michael Cormier. Published/Created: San Francisco: Panjandrum/Aris, 1978. Description: 251 p. : ill. ; 24 cm.
7. Сарджент, Уинтроп. Менухин // Америка. 1958. №27. С.12-15.
8. Шелихин В.А. Сердце помнит... Минск, 2000.

МЕНУХИН ИЕГУДИ МОШЕВИЧ

(род. в 1916 г. – ум. в 1999 г.)

Великий скрипач, дирижер, общественный деятель, которого называют «гражданином мира» и подлинным гуманистом XX столетия. Родившись в Америке, он большую часть своей жизни провел в Европе. Этот человек, активно игравший на скрипке почти 65 лет подряд, был настоящим «музыкальным кочевником», единственным, кому удалось сохранить на европейской и американской концертной сцене дух скрипичного дела в оригинале. Менухин постоянно говорил о себе как о наследнике играющих цыган, хотя мало походил на своего учителя, румынского цыгана Джордже Энеску, чьи секреты «говорящего смычка» он перенес в классическую музыку.

Иегуди Мошевич Менухин родился 22 апреля 1916 года в Нью-Йорке, в семье русских эмигрантов. Отец скрипача был математиком, а мать – пианисткой. Менухины уехали из России в Америку незадолго до революции и поселились в Сан-Франциско. Дети в семье воспитывались в строгости. Малыши привыкали вставать в пять утра, после завтрака помогать по хозяйству и весь день, с перерывом на обед, заниматься музыкой. Вечером родители знакомили детей с литературой, математикой, философией и языками. Выходные дни неизменно посвящались физическому развитию и спорту. По воскресеньям, например, семейство пешком отправлялось на пляж, который располагался в… восьми километрах от дома!

Иегуди проявил интерес к скрипке еще в трехлетнем возрасте. А в четыре он уже играл классику. Первый свой публичный концерт маленький вундеркинд дал в Сан-Франциско, в возрасте семи лет.

Он пришел в мир музыки, когда в нем царили такие великие скрипачи, как Крейслер, Эльман, Хейфец. Удивительно, но мальчик сумел не затеряться в их тени. В ноябре 1927 года, в 11 лет, Иегуди дебютировал в Карнеги-холл с Нью-йоркским филармоническим оркестром, сыграв скрипичный Концерт Бетховена. Причем так, что привел критиков в состояние ступора. «Быть может, это и прозвучит глупо, но Менухин продемонстрировал зрелую концепцию бетховенского концерта. И это факт», – писал о нем Олин Доунс в «Нью-Йорк тайме». Карьера удивительного скрипача сложилась как будто сама собой. Менухин-солист постоянно расширял свой репертуар; он был своеобразным «полиглотом от музыки» и с равным успехом исполнял произведения от Вивальди до Энеску.

В 1926–1936 годах Иегуди, можно сказать, жил в пути, «кочуя» с одних гастролей на другие. Его выступления, проходившие на сценах многих стран мира, имели неизменный успех. Однако в 1936 году молодой человек внезапно отошел от концертной деятельности: Менухин почувствовал, что ему необходимо время, чтобы осмыслить все наработки и совершенствовать свое мастерство. В результате он создал особую техническую базу – собственную, постоянно изменяющуюся эклектичную систему, которую много лет спустя изложил в книге «Искусство игры на скрипке».

В 1938 году Иегуди вернулся на сцену, но уже как зрелый артист. К середине века он занимал место одного из главных скрипачей мира. Так, для этого 22-летнего виртуоза, например, писал музыку сам знаменитый Бела Барток.

Такой успех покажется вообще фантастическим, если вспомнить, что в течение всей жизни Менухин боролся с профессиональным заболеванием рук. Несмотря на титанические усилия, в 1960-е годы музыкант пережил серьезный кризис: правая рука внезапно отказалась ему служить и оказалась чуть ли не парализованной. Лечение особых результатов не дало, и скрипач отправился за исцелением в Индию. Там он прошел курс йоги и… снова смог взять в руки любимый инструмент! Вот только до последних дней Иегуди вынужден был постоянно, при любых обстоятельствах, делать особую гимнастику (в нее входило, кроме всего прочего, 15-минутное стояние на голове). И не важно, где находился музыкант, – у себя дома, в гостинице, в поезде или самолете. Привычные упражнения были для него залогом подвижности рук… Кроме того, Менухину пришлось раз и навсегда сесть на определенную диету и поддерживать особый режим питания.

В 1959 году музыкант переехал в Лондон. Он основал в столице Великобритании скрипичную школу, дав ей свое имя. В 1963 году Музыкальная школа Иегуди Менухина для одаренных детей появилась и в Сток д’Аберноне (графство Суррей). Спустя два года королева Елизавета II сочла возможным возвести скрипача в рыцарское достоинство. С того момента Иегуди Мошевич превратился в «сэра Иегуди», а несколько позже стал лордом.

Увлекшись общественной деятельностью, Менухин в течение ряда лет являлся председателем Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, Послом мира при этой организации, возглавлял крупные музыкальные фестивали. Кроме того, он участвовал в деятельности правозащитной организации «Международная амнистия». А в 1974 году скрипача избрали почетным председателем музыкального факультета Калифорнийского университета. Американец по рождению, европеец по духу, после пребывания в Индии Менухин «заболел» Востоком. Именно он фактически открыл миру великого ситариста Рави Шанкара и гениального Акбар Хана, игравшего на сароде. Если бы Иегуди не создал знаменитые записи «Восток встречается с Западом», имена этих исполнителей, похоже, так и не прозвучали бы в Европе. Кроме того, скрипач всячески способствовал публикации книги своего гуру Б. Йенгара «Свет йоги» и даже написал к ней предисловие.

Трудно называть борцом доброго, рассеянного, отзывчивого и открытого Менухина. И, тем не менее, он действительно боролся за справедливость и интересы искусства. При этом музыкант не считался ни с чем – даже с собственной безопасностью. Например, приехав на гастроли в ЮАР во времена апартеида, Иегуди Мошевич был очень недоволен тем, что в зале собралась исключительно белая аудитория. Тогда он всех поразил своей решительностью и напором, добившись возможности дать концерт и перед чернокожими слушателями. Интересно, что с того момента другие именитые исполнители считали своим долгом поддержать эту традицию.

Когда началась Вторая мировая война, Менухин, как отец двоих детей, призыву на фронт не подлежал. Но разве мог «гражданин мира» оставаться в стороне от столь глобальных событий! И скрипач начал давать выездные концерты для союзнических войск (всего он отыграл более 500 таких концертов). При этом выступать Иегуди Мошевичу часто приходилось в прямом смысле на передовой. Например, в Антверпене он играл, когда окраины города еще занимали немецкие войска.

Менухин стал первым из музыкантов, который отважился провести турне по только что освобожденным концлагерям Европы. Было ли это кощунством? Ни в коей мере! Скорее, его выступления можно расценивать, как поддержание в людях желания жить и стремление дать мощный импульс к возрождению.

После войны Иегуди Мошевич много концертировал и в лагерях для тех несчастных, которых злая судьба насильно сделала «гражданами мира», так называемыми «перемещенными лицами». В этих поездках скрипача часто сопровождал в качестве аккомпаниатора великий английский композитор Бенджамин Бриттен.

В ноябре 1945 года Менухин отправился в СССР, где дал концерт в московском Концертном зале имени Чайковского. Затем он улетел во Францию, где сыграл Концерт Мендельсона, до этого запрещенный нацистами.

В 1967 году, во время печально известной арабо-израильской войны, знаменитый скрипач дал бесчисленное количество благотворительных концертов для Израиля и в Израиле. Невероятно, но факт: во время одного из выступлений в Тель-Авиве Иегуди… угрожали бомбой (ее собирались подложить в зал). Фанатиков взбесило то обстоятельство, что музыкант с равным воодушевлением давал концерты и для арабских беженцев… И таких «конфликтов» в биографии «гражданина мира» много. Например, сразу же после окончания войны Менухин дал концерт вместе с Берлинским симфоническим оркестром под управлением великого немецкого дирижера Вильгельма Фуртвенглера. Последний, хоть и не был нацистом, вполне комфортно чувствовал себя в Третьем рейхе, продолжая заниматься любимым делом и наплевав на политику. То обстоятельство, что Менухин согласился играть вместе с именитым немцем, поразило еврейскую общественность, и она еще долгое время бойкотировала концерты Иегуди Мошевича. А в Израиле ему вообще устроили обструкцию, на несколько лет лишив музыканта возможности въезда в страну. Но скрипач лишь пожимал плечами, не уставая твердить: «Настало время залечивать старые раны. Любовь, а не ненависть должна излечить мир». Лишь в 1950 году Иегуди Мошевич смог приехать в Тель-Авив. Его там встретили на удивление враждебно: к знаменитости даже пришлось приставить личную охрану. Но после первого же концерта стена отчуждения между скрипачом и публикой пала. В израильской прессе писали о выступлении Менухина как о чуде, способном заставить поверить в Бога даже атеиста…

В детстве отец научил Иегуди говорить на иврите, а мать – на французском, немецком, итальянском и испанском языках. Свободное владение иностранными языками очень пригодилось «гражданину мира» в его дальнейшей жизни. Он очень много времени и сил уделял общественной деятельности; в своих первых интервью музыкант вообще призывал к созданию мирового правительства, считая его единственной гарантией подлинного и прочного мира. До последних своих дней скрипач активно занимался благотворительностью, перечисляя часть своих гонораров в фонд Международного Красного Креста, в пенсионный фонд работников искусства и других общественных организаций. В 1970 году Швейцария сделала Иегуди Менухина своим почетным гражданином. После этого Государственный департамент США хотел лишить музыканта американского гражданства, но в последний момент не осмелился продемонстрировать столь неприязненное отношение к общепризнанному «гражданину мира». А в 1985 году Менухин получил еще и британское подданство.

Иегуди Мошевич всегда считал, что музыка – это не просто искусство, а универсальный язык общения между людьми и народами. Исходя из такого убеждения, он стал отцом-основателем двух знаменитых международных фестивалей – Гштадского (Швейцария) и Батского (Англия). Кроме того, скрипач курировал лондонский музыкальный колледж «Тринити» и «Академию Менухина» в Гштаде. Вообще, музыкальных и благотворительных организаций, в которых Иегуди Мошевич выступал спонсором и основателем, насчитывается несколько сотен! «Гражданин мира» был великим педагогом. Но это не значит, что учил он своих студентов только премудростям скрипичного мастерства. Музыкант пытался привить им свой взгляд на мир, передать подрастающему поколению те моральные ценности, которые, на его взгляд, должны были сделать мир добрее и счастливее.

Те, кто знал Менухина лично, говорят о нем, как о человеке на удивление простодушном, учтивом, заботливом, легком в общении. Непринужденная любезность позволяла ему завязать дружескую беседу с самым неконтактным человеком. Иегуди Мошевич никогда не выходил из себя и не употреблял грубых выражений. Он любил шутить и умел ненавязчиво разрядить самую «взрывоопасную» обстановку. При этом в быту скрипач был классически рассеян и забывчив. Однако эта рассеянность ни в коей мере не касалась рабочих вопросов. Менухин всегда старался вести дела образцово аккуратно: отвечал на все письма, выполнял все просьбы.

В 1991 году музыкант объявил об окончании своей скрипичной карьеры, поскольку больше держать в руках инструмент уже не мог. Однако он просто сменил амплуа, выступая с того момента в качестве дирижера с известнейшими оркестрами мира. До последних дней Иегуди Мошевич вел на редкость активный образ жизни, постоянно был в разъездах: его ждали если не очередные гастроли, то мастер-классы или почетные собрания. Супруга музыканта давно смирилась с таким положением вещей, окрестив мужа «агентом по распространению скрипичной музыки». Менухин, кстати, был женат дважды и воспитал четверых детей. Его брак с Дайаной Гоулд длился более полувека. У бывшей балерины, которая еще во времена Нижинского танцевала в Дягилевских балетах, были проблемы с бедром, легкими, сердцем и позвоночником. В отелях Дайана часто ходила по ночам со своей неизменной фляжкой виски, опираясь на трость. Тем не менее, Иегуди Мошевич обожал свою «половинку», был трогательно ласков с ней и на редкость заботлив. Дайана часто вспоминала слова супруга о том, что его первая жена была его первой ошибкой. И заключала: «Надеюсь, что я не стала второй». Спутница жизни гениального скрипача обладала недюжинным здравомыслием, на редкость ровным, спокойным характером и изрядным чувством юмора. Однажды при прохождении паспортного контроля в графе «профессия» она написала: «раба». И объяснила впавшему в ступор пограничнику, указав на Менухина: «Разве можно быть его женой, женой скрипача, и не быть рабой?»

На свете не существует человека, который не пережил бы череду кризисов, утрат и разочарований. Коснулись они и Иегуди Мошевича. Однако он всегда считал, что прожил счастливую жизнь. Ведь Менухин не только занимался любимым делом, но и был обласкан славой. Знаменитый скрипач являлся командором французского ордена Почетного легиона, кавалером немецкого ордена «За заслуги», греческого королевского ордена Феникса, бельгийского ордена Леопольда, ряда других наград и отличий, носителем многих почетных титулов. Но превыше всего он ценил свой титул гражданина мира, в шутку называя себя «командором дружбы между народами».

В марте 1999 года Иегуди Мошевич отправился в Германию. Он собирался продирижировать концерт с Варшавским симфоническим оркестром, который должен был состояться в Берлине. Музыканта не остановил даже тот факт, что накануне отъезда он заболел пневмонией. Но коварная болезнь не простила Менухину такого отношения к собственному здоровью, вызвав осложнение в виде сердечного приступа. 82-летний «гражданин мира» вместо концерта попал в берлинскую больницу. Уже в палате у него произошел инфаркт, и 12 марта 1999 года Иегуди Мошевича не стало…

Альберт Эйнштейн после одного из выступлений гениального скрипача как-то сказал ему: «Сегодня вы доказали мне, что есть Бог на небесах». Слушая музыку этого удивительного исполнителя, трудно не согласиться с ученым…

Иегуди Менухин по праву носил титул «скрипки века». Подобно Моцарту, его гений проявился в раннем возрасте – уже с семи лет он выступал наравне с взрослыми музыкантами, с десяти – давал сольные концерты. Его концерт в паре с Давидом Ойстрахом в 1945 году назвали главным музыкальным событием за 100 лет.

Детство музыканта, учителя и наставники

Своё имя Иегуди получил благодаря печальным событиям. Его отец и мать родились в России. В начале века начались еврейские погромы. Мойше и Марута, отец и мать музыканта, будучи детьми, со своими семьями вынуждены были эмигрировать. После скитаний они встретились в Нью-Йорке. Но преследования евреев продолжались и там. После рождения сына в 1916 году, мать, обладавшая гордым характером и сильной волей, сделала вызов всему обществу. Она назвала мальчика Иегуди, что в переводе значит «еврей».

Безупречный слух у мальчика обнаружился уже в три года. Рубен Райдер, певчий местной церкви, услышал, как поет маленький Иегуди и сообщил родителям, что у мальчика несомненный талант.

Родители мальчика любили музыку, мать неплохо играла на фортепиано. Чета Мнухиных жила небогато, но старались не пропускать ни одного представления или концерта. Двухлетнего малыша родители тайком проносили с собой. Часто малыша брали в цирк, где в составе труппы выступал скрипач. Его выступления настолько впечатлили Иегуди, что его мечтой стало научиться играть на скрипке. Когда родители получили наследство, половину потратили на покупку автомобиля, а половину — на скрипку сыну.

Несмотря на то, что Иегуди провел в школе один день, он был блестяще образован. Домашним обучением занималась его мать, азы музыки преподавал блестящий скрипач Луис Персингер, тот самый скрипач, выступление которого запало в душу Иегуди. Благодаря его стараниям, первое выступление мальчика состоялось, когда маленькому музыканту исполнилось семь лет. С того времени количество почитателей его таланта росло в геометрической прогрессии.

Мировая карьера

В 10 лет Иегуди попал на выступление Джордже Энеску — известного румынского скрипача. Почувствовав в нем наставника, мальчик упросил его давать ему частные уроки. Под его руководством талант Менухина расцвел. Начались выступления в Париже, Нью-Йоркском Карнеги-Холле, мировые гастроли.

В Берлине поклонников, желающих прорваться к кумиру, пришлось сдерживать полицейскими патрулями, в Риме поклонники выбили стекла в концертном зале Аугустео.

В пору Второй Мировой войны великий музыкант не остался вдалеке от военных действий. Его оружием против фашизма была музыка: он давал концерты солдатам. Его концерты проходили в Америке, островах Тихого Океана, Европе. Всего было дано сотни концертов с 1942 по 1945 год.

Самыми известными представлениями мастера считаются концерт Баха в СССР и выступление перед узниками лагеря Берген-Бельзен.

Личная жизнь

В 1938 году в Лондоне Иегуди встретил дочь австралийского землевладельца Нолу Николас и почти сразу сделал ей предложение. В этот же год объявили о желании вступить в брак его сестры Ялта и Хефциба. Карьера музыканта на какое-то то время приостановилась. Молодые много путешествовали, проводили время в Англии, Австралии и Америке. Один за другим родились дочь Замира и сын Кров. Иегуди сам придумывал детям имена.

После войны в Лондоне Менухин встретил свою музу, чувства к которой не остыли до конца его жизни. Диана Гоулд, английская балерина, воплощала собой все идеальные качества женщины: грацию, красоту, образование. К тому времени уставшая от постоянного отсутствия мужа, Нола открылась мужу в чувствах к другому мужчине. Роман с Дианой продолжался два года. Пара поженилась в 1947 году. У Иегуди родилось ещё трое детей, один умер во младенчестве.

Мирная жизнь

Иегуди Менухин был не только гениальным скрипачом. Долгие тридцать лет он возглавлял Международную филателистическую организацию. В 1959 году музыкант переехал с семьей в Великобританию, где открыл школу для музыкально одаренных детей. Окончательно принял английское подданство в 1970 году.

Сотрудничал с такими музыкантами, как Стефан Грапелли, Рави Шанкаром, Джулианом Ллойдом Уэббером. Удостоен нескольких международных премий и наград, включая Орден почетного Легиона, Медаль Пикассо и Орден Британской Империи. Последние годы жизни провел в гастролях по всему миру, включая Азию, несмотря на профессиональную болезнь.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

МЕНУХИН Иехуди (Menuhin, Yehudi; 1916, Нью-Йорк, – 1999, Берлин; похоронен в Англии), скрипач, дирижер, музыкально-общественный деятель, автор книг о музыке и публицист. Его родители, уроженцы Крыма, в детстве жили в Эрец-Исраэль (учились в гимназии «Герцлия»), затем в Нью-Йорке и с 1919 г. в Сан-Франциско, где четырехлетний Менухин начал обучение игре на скрипке. Вначале он занимался у З. Анкера, затем перешел к Л. Персингеру и к восьми годам уже выступал с местным симфоническим оркестром. С 1927 г. Менухин совершенствовался в Швейцарии у Ад. Буша и в Бухаресте и Париже у Дж. Энеску, которого считал своим главным учителем в искусстве интерпретации и с которым творчески сотрудничал впоследствии.

Концертом в Париже в 1927 г. началась блестящая артистическая карьера Менухина, давшего к 1933 г. 110 концертов в 63 городах мира. В 1939–45 гг. Менухин часто выступал в воинских частях США и Великобритании и в благотворительных концертах в пользу пострадавших от войны. В 1944 г. был первым иностранным музыкантом, выступившим в освобожденном Париже, в 1945 г. - первым американским музыкантом, выступившим в Москве (в том числе исполнил вместе с Д. Ойстрахом концерт Баха для двух скрипок с оркестром). В 1947 г. Менухин стал первым музыкантом-евреем, выступившим в Западном Берлине с работавшим при нацистах дирижером В. Фуртвенглером, что, по мнению многих евреев, оскорбило память жертв Катастрофы. Эти выступления побудили еврейских представителей лагерей перемещенных лиц организовать бойкот его благотворительного концерта в их пользу, а на устроенной по просьбе Менухина встрече они публично выразили свое возмущение. С 1950 г. неоднократно гастролировал в Израиле как скрипач и как дирижер. (В свой первый приезд дал 24 концерта за 12 дней.) В 1967 и 1974 гг., после двух войн Израиля с арабскими странами, занял примиренческую позицию, демонстративно дав ряд концертов в арабском секторе и не поддержав объединение израильских и американских музыкантов-евреев в ассоциацию «ICM». В 1952 г. впервые посетил Индию. Знакомство с музыкой и философией Индии заметно повлияло на общественные взгляды Менухина, активно выступавшего с радикальных позиций в защиту демократии, социальной справедливости и национального равноправия. До конца жизни Менухин оставался убежденным пацифистом, гражданином мира и поборником прав человека (в частности, Менухин активно участвовал в защите прав человека в СССР, с его помощью на Запад были переправлены «Свидетельства» Д. Шостаковича, записанные С. Волковым /родился в 1944 г./).

В игре Менухина с юности виртуозность сочеталась с богатством звуковой палитры и глубоким проникновением в замысел композитора. В его обширном репертуаре главное место занимали сочинения крупной формы, в том числе произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, в том числе обнаруженный и изданный им ранее неизвестный концерт для скрипки и струнных (1823) И. Брамса и Р. Шумана. Значительное место в репертуаре Менухина занимала музыка 20 в. - Шостаковича, Эльгара, Энеску, также сочинения, посвященные ему (две сюиты для скрипки соло Э. Блоха, сонаты для скрипки соло Б. Бартока и П. Бен-Хаима, соната для скрипки и фортепиано У. Уолтона и другие). С 1950-х гг. Менухин начал активно заниматься камерным, а впоследствии и симфоническим дирижированием, педагогикой и другой музыкальной деятельностью. Менухин организовал музыкальный фестиваль в Гштаде (Швейцария, 1957), основал фестивали в Бате (Англия, 1959–68) и Виндзоре (Англия, 1969–72) и был их художественным руководителем. В 1962 г. основал и возглавил школу для музыкально одаренных детей в городе Сток-д’Абернон (Англия), воспитавшую многих музыкантов мирового уровня. Менухин - единственный из выдающихся музыкантов середины 20 в., исполнявших академическую музыку, выступал также в других музыкальных жанрах, играя индийскую музыку в ансамбле с ситаристом Р. Шанкаром и джазовую музыку периода свинга в ансамбле со скрипачом С. Грапелли.

С 1959 г. Менухин жил в Лондоне. В 1971–75 гг. - президент Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. В 1980 г. учредил фонд помощи молодым музыкантам. Менухин - автор изданной на немецком языке книги «Искусство и наука как родственные понятия» (Франкфурт-на-Майне, 1960) и на английском языке - «Темы и вариации» (Лондон-Н.-Й., 1972; сборник статей и лекций), «Неоконченное путешествие» (Лондон, 1976; автобиография), «Скрипка и альт» (Лондон, 1976; совместно с У. Примрозом), «Вариации без темы» (Лондон, 1980) и других.

Сестры Менухина, Хефциба (1920–81) и Ялта (1922–2001), пианистки, часто выступали в ансамбле с ним (особенно - Хефциба).

Его сын, Джереми (родился в 1951 г.), пианист и дирижер, выступает с концертами во многих странах, в том числе в Израиле.

В 1966 г. в Лондоне Иехуди Менухин дирижировал концертом Моцарта для трех фортепьяно с оркестром, где солировали его сестры и сын.