Просмотр содержимого презентации «м. м. пришвин ребята и утята». Умел ошибиться - умей и поправиться

2 класс

Цели урока:

организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сергиевская средняя общеобразовательная школа №1

«Образовательный центр»

муниципального района Сергиевский Самарской области

Методическая разработка открытого

урока литературного чтения, проведенного 23.04.2013 года

во 2 «В» классе по теме

М. Пришвин «Ребята и утята »

Учитель: Скидан Оксана Владимировна

2013 год

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята »

Дата проведения: 23.04.2013г.

Класс: 2-в.

Количество учащихся на уроке: 18 человек.

Цели урока:

организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.

Реализуемые педагогические технологии: здоровьесбережение, дифференцированный подход.

Оборудование: презентация к уроку, карточки обратной связи, ноутбуки

Ход урока

І. Организационный момент.

Ручки? (На месте!)

Ножки? (На месте!)

Локти? (У края!)

Спина? (Прямая!)

II. Проверка домашнего задания. СЛ. 1

Стихотворение У. с. 129 наизусть (3-4 человека).

Подобрать материал (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки) о воробье из устного народного творчества.

III. Изучение нового материала.

О ком вы читали сейчас?

К какой группе животных они относятся?

Какая это птица: оседлая или перелётная?

Сегодня вы познакомитесь с одной перелётной птицей. А написал о ней М.М. Пришвин.

О писателе. СЛ. 2-3

М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др.

Ребус СЛ. 4

Отгадайте ребус.

Сумка минус С, М=Т получается УТКА

Как можно ласково назвать утку?

Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.

Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).

Чирок – свистунок. (Рассказ подготовленного ребёнка) СЛ.5

Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.

Знакомство с рассказом. Словарная работа.

  1. Знакомство с текстом. СЛ.6

– А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова. (Читает рассказчик).

– Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.

О ком этот рассказ?

Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

2.Словарная работа. СЛ. 7-12

Как вы понимаете значение этого слова?

ХОЛМ - небольшой бугорок.

ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.

КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.

ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

ВОДА СПАЛА – меньше стало воды

МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.

Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?

В ОБХОД ДЕРЕВНИ - обходя стороной, не заходя в деревню.

ЗАШВЫРЯЛИ – закидали

Физкультминутка СЛ. 13

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют . (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь. (Сели)

Работа над рассказом. СЛ. 14

1 часть

Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя. (Затем вслух по цепочке.)

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения . (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера?
(3 версты.)
– Сколько это километров?
(Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
(Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
(В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят?
(Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)

2 часть
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)

Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.) (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (
Мать.)
А какая она мама? (Заботливая.)
– Вам её жалко?

– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
(Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам?
(Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
(Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
(-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)


3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах? Какие они?
– Как их назвал рассказчик? (Глупыши.)
– Как можно назвать их по-другому?
(Маленькие, глупые, жестокие.)
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
(Медленно.)
– А почему сейчас она побежала впереди? (
Хотела быстрее увести детей от врагов.)
– Как Пришвин попрощался с утятами?
(Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом?
(Снял шляпу.)
– Докажите строчками из произведения.
(Радостно снял я шляпу и помахав…)

– Как мальчишки на это прореагировали? (Засмеялись.)
– Что приказал им сделать автор?
(Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.131 и найдите строчки, которые к ней подходят.
(И те самые шапки, запыленные на…)

Составление плана в тетради.

Откройте Т. С. 77 № 4. Подумайте как можно озаглавить 1 часть (2, 3).

1) Куда отправилась уточка с утятами?

2) Что случилось с ними во время путешествия?

3)Какова главная мысль 3 части? СЛ.15

IV. Закрепление.

Работа по нетбукам (Секретные материалы 45 стр.) и тетради. СЛ.16

Прочитайте высказывание М.М. Пришвина, вставляя пропущенные слова. СЛ.17

V. Итог. Д.з.

Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

Кто написал этот рассказ?

Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).

Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! СЛ.18

Д.з. У. с. 130-132 пересказ 1 части. СЛ.19


VI. Рефлексия. Оцените свою работу (используются сигналы) СЛ.20

На сенсорных крестах висят звоночки зеленого, желтого и красного цветов.

Дети выбирают звоночек в соответствии с оценкой своей деятельности.

Красный – работал активно, все получалось.

Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью.

Синий – было трудно, не все получилось.


Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели:

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю

Планируемые результаты обучения:

Личностные : умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные : умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные : умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные : умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя.

Ход урока

1.Организационный момент.

.Приветствие Звучит музыка «В мире животных»

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

2. Актуализация знаний

– Почему Вы любите уроки литературного чтения?

– Что ждете от сегодняшнего урока? Начните со слов:

Сегодня на уроке мне хотелось бы...

– А что необходимо чтобы все на уроке все получилось?

– Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится! Каждый урок литературного чтения – это новая встреча. А с кем или с чем можно встретиться на уроке?

– И этот урок не исключение, нас ждет встреча. Впрочем, сейчас Вы все узнаете сами.

Слайд

3. Введение в тему

– Вы узнали этого писателя? А что Вам известно об его творчестве?

Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля в Орловской губернии. Отец Михаила умер, когда мальчику было 7 лет.Мама воспитывала одна 5 детей.

Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с биографией писателя. У вас на партах лежат жёлтые листочки – прочитайте, что на них написано.

1.Семье жилось трудно.

2. М.Пришвин помогал людям и природе.

3. Был неравнодушным человеком.

4. Много путешествовал.

5. Любим охоту.

6. Наблюдал за жизнью животных.

7.В 30 лет стал писателем.

8. Писал рассказы о природе.

Посмотрите,какие у него добрые глаза. Вот уже много лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Это «Лисичкин хлеб», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и многие другие.

Слайд

Как на речку прилетает

Сразу в воду залезает

«Кря» - нырнула на минутку

Вы узнали? Это …..(утка)

Что вы знаете про уток?

А это уточка – чирок – свистунок.Чирок- свистунок самая маленькая утка.Она весит меньше,чем 600 граммов.Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Вот о такой уточке пойдёт сегодня речь.

Прочитайте название произведения.

СЛАЙД – Ребята и утята

Что можно предположить по названию рассказа. О чём пойдёт речь?

А что с ними может происходить?

Давайте внимательно посмотрим иллюстрацию к рассказу.

СЛАЙД

Что можно уточнить, глядя на рисунок?

Какие чувства у вас вызывает эта иллюстрация?

И так мы выяснили, что героями произведения будут ребята и утята.

Мы предположили какие события могут с ними происходить. А где это можно проверить?

Прочитав,этот рассказ мы должны ответить на главный вопрос урока:

«Над чем заставил задуматься М.Пришвин каждого из вас?»

4.Словарная работа.

В тексте вам встретятся незнакомые слова и выражения, значение которых нам нужно уточнить.

СЛАЙД

-ХОЛМ

-ВЕРСТА

- ПАРОВОЕ ПОЛЕ

- ОВСЯНОЕ ПОЛЕ

- ВОДА СПАЛА

- КУЗНИЦА

Если вам необходимо значение какого – либо слова вам поможет Толковый словарь Ожегова.

СЛАЙД

5. Физминутка.

Танец маленьких утят

6. Работа по теме.

Чтение текста с остановками

Вопросы к рассказу

Как вы думаете это близкий путь или нет?

Что значит на свободу?

Почему на кочке было прочное место для гнезда?

Чуть больше 3 км –это много или мало для человека, а для маленьких утят?

Кого боялась уточка, почему?

Для чего пустила вперёд?

Зачем они это сделали?

Как себя поведёт мама –утка?

Прочитаем, как описал поведение мамы Пришвин.

Как чувстует в этот момент себя уточка?

Если бы утята могли разговаривать, что бы они закричали?

А какое слово вы произносите, когда боитесь?

На кого в данном случае похожи утята?

Смогли объяснить свой поступок дети?

Что вы почувствовали в этот момент?

Как бы вы повели себя, оказавшись на месте ребят?

Как поведёт себя уточка – мать?

Что могла сказать уточка?

Вспомните, как уточка шла в начале рассказа.А почему сейчас побежала впереди?-

Чем закончится рассказ?

Вот так закончилось это история. У этой истории счастливый конец.

7. Закрепление.

Кто являются главными героями произведения

Какими были утята в рассказе?

8. Работа в паре.(карточки)

Какими были ребята?

1 ряд – в начале рассказа

3 ряд – в конце рассказа.

9.Работа с пословицами.

СЛАЙД

УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ – УМЕЙ И ПОПРАВИТЬСЯ.

ДОБРЫЙ ПРИМЕР – ЛУЧШЕ СТА СЛОВ.

Кому из действующих лиц подходит пословица и почему?

10 .продолжение

СЛАЙД

Чтобы вы теперь изменили в этой иллюстрации, прочитав рассказ?

2) М.Пришвин очень любит природу.И в своих произведениях внимательным читателям даёт уроки.

Вы поняли, какой урок Пришвин всем нам дал? Над чем надо задуматься каждому из нас?

Уважать братьев наших меньших

Не совершать бездумных поступков

Любить природу, беречь её

Защищать животных,оказывать им помощь.

Делать добро.

3)Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:

“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

11.Рефлексия

Ребята,мы сейчас обсудили героев, их поступки, а вот вы о себе что – нибудь поняли, прочитав этот рассказ. Начните свой ответ со слов

СЛАЙД

Я понял …

Мне захотелось…

Я буду стараться…

слайд

12 Дом.задание

У вас на столе лежат кружочки с заданиями, предлагаю вам самим выбрать ёщё одно задание:

Красный – нарисовать рисунок к произведению

Зелёный – составить план к рассказу

Жёлтый – пересказать.

13. Итог урока

СЛАЙД- музыка

- Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель – глазами доброго человека.

Спасибо за урок!

МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок

по учебнику «Литературное чтение» 2 класс

Л.Ф. Климановой,В. Г. Горецкого и др.

УМК «Школа России»

Тема: М.Пришвин «Ребята и утята».

Провела: Чубукова Г.В.-

учитель начальных классов

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели: познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

Задачи:

Воспитывающие: бережное отношение к природе;

Развивающие: развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

Образовательные: познакомить с произведением М.М. Пришвина

Оборудование: учебник, презентация, портрет Пришвина.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

У: Ребята, урок начнём мы с вами с проверки домашнего задания. Итак, на дом вам было задано выразительное чтение стихотворения Берестова «Кошкин щенок».

    Почему Берестов назвал своё стихотворение «Кошкин щенок»?

Д: Берестов назвал своё стихотворение «Кошкин щенок», потому что у кошки был приёмный сын – щенок.

    Как кошка относилась к щенку?

Д: Кошка любила щенка, она о нём заботилась и мыла его язычком.

    Какое отношение мы должны передать в интонации?

Д: Читая, мы должны передать чувства заботы взрослых о детях и нравоучения, воспитания.

(прочтение 2-3чел., оценка)

    Изучение нового материала.

У: А сейчас мы с вами начнём изучение творчества – Пришвина Михаила Михайловича. (1 слайд)

Пришвин родился в Орловской губернии Елецкого уезда. Здесь он провел свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.(слайд 2)

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату».

(слайд 3)

После 1917 г. жил в Ельце, а в 1922 г. переехал в Талдом, уездный город Тверской губернии. В 1923 г. он начал автобиографический роман «Кащеева цепь» и окончил его в последние дни своей жизни.
В 1930-е гг. писатель ездил по всей стране, отыскивая сюжеты для своих книг. Он побывал на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, о чем и написал книги «Дорогие звери» (1931), «Корень жизни» (1933). Умер в 1954 г. в Москве.(слайд 4)

У: Пришвин писал книги не только для детей, но и взрослых. Вот небольшая выставка его произведений. Здесь представлены такие книги, как: «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», «Вася Весёлкин», «Золотой луг», «Ребята и утята», «Медведь», «Лесная капель». Почти все произведения Пришвина, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка и ещё Пришвин очень любил писать об охоте.

    Физкультминутка.

А теперь ребята встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

    Ознакомление с рассказом.

У: А сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с таким рассказом Пришвина, как «Ребята и утята». Но сначала проведём словарную работу. В тексте вам попадутся незнакомые слова, их значение я вам сейчас объясню:

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.(слайд 5)

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. (слайд 6)

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. (слайд 7)

Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (слайд 8)

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 9)

    Физкультминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-за ладошек,

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

    Первичное чтение и проверка восприятия.

Прочтение рассказа учителем.

1) Ребята, а вам понравился рассказ? (выслушиваются ответы детей)

2) Как вы думаете, почему рассказ назван «Ребята и утята»?

Д: Этот рассказ так назван, потому что главными героями являются ребята и утята.

3) Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

Д: Этот рассказ поучительный.

4) Хорошо, а чему тогда учит этот рассказ?

Д: Этот рассказ учит тому, что утят обижать нельзя, с ними надо быть вежливыми.

    Вторичное чтение и анализ.

У: Итак, вы прослушали целый рассказ, а сейчас мы будем читать рассказ по частям.

Д: (прочтение 1 части)

У: Как можно озаглавить первую часть?

Д: Утка повела утят к озеру.

У: Хорошо. На что решилась уточка чирок-свистунок?

Д: Уточка решилась провести своих утят из леса в озеро на свободу.

У: Где находилось озеро, к которому утка хотела провести утят?

Д: Болото было далеко, на кочке, в болотном лесу.

У: Где шла мать утят?

Д: Мать шла позади.

У: Объясните, почему уточка шла позади?

Д: Уточка боялась потерять своих утят из виду и была встревожена в местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба.

У: Правильно, она боялась за жизнь своих утят, ведь они совсем маленькие ещё, а люди для них были большими и могли причинить им опасность. Какую бы картинку вы нарисовали к этой части?

У: А сейчас, давайте перейдём ко 2 части рассказа.

Д: (Прочтение 2 части)

У: Как вы озаглавили бы 2 часть рассказа?

Д: Ловля утят.

У: Кого утята встретили около кузницы?

Д: Около кузницы утята встретили ребят.

У: Что начали делать ребята?

Д: Ребята зашвыряли шапками.

У: Правильно ли поступили ребята?

Д: Нет, ребята поступили не правильно. Они должны были пропустить утят дальше, а не обижать их.

У: Правильно. Так значит какой мы можем сделать вывод?

Д: Утят обижать нельзя, с ними надо быть вежливым, так как они маленькие и беззащитные.

У: Что делала мать, пока ребята ловили утят?

Д: Мать бегала с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны.

У: Какое же чувство испытывала мать, когда ловили её утят?

Д: Уточка испытывала чувство страха за своих детишек.

У: А какую бы картину вы нарисовали под эту часть рассказа?

Д: (выслушиваются ответы детей)

У: Верно. Читаем 3 часть.

Д: (Прочтение 3 части)

У: Как озаглавим 3 часть?

Д: Приказ взрослого.

У: Кто подошёл к ребятам?

Д: Он спросил, зачем ребята ловят утят и где мать-утка?

У: Что ответили ему ребята?

Д: Ребята сказали, что она сидит на холме.

У: Что он приказал сделать ребятам?

Д: Он приказал идти и возвратить всех утят матери.

У: Как ребята отреагировали на приказ взрослого? Найдите в тексте.

Д: Ребята обрадовались приказанию и побежали с утятами на холм.

У: Поменялось ли отношение ребят к утятам?

Д: Да, ребята стали вежливо обращаться с утятами, и отнесли детишек к матери.

У: Что начала делать мать, когда ушли ребята?

Д: Утка бросилась спасать своих сыновей и дочерей.

У: Какой рисунок вы бы нарисовали к этой части.

Д: (выслушиваются ответы детей)

У: Правильно. Перейдём к чтению последней части рассказа.

Д: (прочтение 4 части)

У: Как озаглавим эту часть рассказа?

Д: Утята продолжили своё путешествие.

У: Куда продолжила своё путешествие семья?

Д: По овсяному полю, в обход деревни.

Д: Он крикнул: «Счастливый путь, утята!»

У: Что приказал он ребятам?

Д: Он им сказал, чтобы ребята сняли шапки и тоже кричали «до свидания!».

У: Правильно.

У: Какую картину вы бы нарисовали к этой части?

Д: (выслушиваются ответы детей)

У: Хорошо. А что вы можете сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?

Д: Он поступил правильно. Он объяснил ребятам, что с утятами нужно быть вежливее, нельзя их обижать.

Д: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.

У: Верно. А сейчас откройте с.134 и прочитайте пословицы и попробуйте объяснить их значение и отнести их к нашему рассказу.

У: Что означает первая пословица?

Д: В первой пословице говорится о том, какой человек в действительности, такие и у него поступки. Так, в рассказе мальчики-хулиганы начали забрасывать утят шапками, а вот заступник заботился об уточке и её утятах.

У: Как вы понимаете вторую пословицу?

Д: Пословица говорит о том, что чем быстрее поможешь, тем больше поможешь кому-то. Так, Пришвин, остановив ребят, помог утятам продолжить путь к озеру.

У: А что вы скажите про третью пословицу?

Д: Здесь говорится о том, что за нужное дело нужно стоять смело. В рассказе Пришвин настоял на том, чтобы ребята отнесли утят к матери и счастливо их проводили, тем самым правильно.

    Подведение итогов и домашнее задание.

У: С каким писателем вы сегодня познакомились на уроке?

Д: Сегодня мы познакомились с Михаилом Михайловичем Пришвиным.

У: С каким рассказом вы познакомились сегодня на уроке?

Д: Мы познакомились с таким рассказом, как «Ребята и утята».

У: Ребята, возьмите в руки кружочки и если ответ ваш будет «да» вы показываете зелёный кружок, если «нет», то жёлтый.

Вам понравился урок?

Вам было интересно на уроке?

Вы узнали что-нибудь новое для себя?

У: Откройте сейчас дневники и запишите домашнее задание: с.135, задание 6.

Ребята, сегодня на уроке вы работали хорошо, молодцы.

8.12.2016г.
Класс: 2 класс
Тема урока: М.Пришвин «Ребята и утята»
Цель урока: знакомство с творчеством и биографией М. Пришвина
Задачи урока:
Образовательная:

Познакомить с творчеством и биографией М. Пришвина
Развивающая:

Продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь, развивать речь и мышление учащихся.
Воспитательная:

Воспитывать гуманное отношение к животным, к родной природе.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Формы организаций урока: общеклассные, индивидуальные.
Оборудование: портрет писателя, карточки со словарными словами, выставка книг, иллюстрации к рассказу, учебник.
Ход урока:
I. Организация внимания
-проверка готовности к уроку.
-психологический настрой:
Учитель: Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
Дети: Тепло
Учитель: Всегда дарите друг другу улыбку и тепло! И вы будете нравиться людям!
Вводное слово учителя.
Учитель: -Мы живем на нашей планете и порой не замечаем, что нас окружает удивительный неповторимый мир природы. Мы живем в нем, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее-жизнь.

Сообщение темы и целей урока.

Умению видеть прекрасное, любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина, познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем.
II. Основная часть:
Обращение к портрету.(сообщение ученика).
Михаил Пришвин родился в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей, Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Обращение к выставке книг
Вот уже несколько десятков лет Пришвина нет с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает мудрее, умнее и великодушнее. Вы можете увидеть следующее книги. (обращение к выставке книг).

Мы узнали о жизни и творчестве писателя. А сейчас мы познакомимся с произведением М.М.Пришвина, только сначала отгадайте ребус, отгадав его вы поймете о чем это произведение.
Ребус (на доске)
Сумка минус С, М=Т получается УТКА
- Как можно ласково назвать утку?
-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.
Учитель: Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).
Чирок – свистунок.
Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально. В Казахстане чирки-свистунки обитают к югу до Уральска, Атбасара, Юго-Западного Алтая и Зайсанской котловины.
- Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята».
Первичное чтение
1.– А сейчас приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова. (Читает учитель).
– Ребята, понравился вам рассказ?
- О ком этот рассказ?
- К какому жанру оно относится?
-Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему?(ответ детей)
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке.
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим
До лужайке добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
Выше руки, Шире плечи.
Раз, два, три! Дыши ровней
От зарядки станешь крепче
Станешь крепче и сильней.

2. - Вы отметили слова. Назовите их.
- давайте прочитаем это слово на доске (если оно есть, читаем с постановкой ударения).
- Как вы понимаете значение этого слова?
В ОБХОД ДЕРЕВНИ - обходя стороной, не заходя в деревню.
ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.
ВОДА СПАЛА – меньше стало воды
КУЗНИЦА – мастерская с горном для ручной ковки металла, для подковывания лошадей.
ЗАШВЫРЯЛИ – закидали
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.
МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.
Вторичное чтение
3.- Мы с вами будем читать рассказ и делить его на части. (Дети читают текст по очереди, учитель останавливает их в конце каждой части). Затем предлагаются вопросы по тексту.
1)Чтение 1 части:
- Куда решила перевести уточка своих утят?
- Какой был путь к озеру? Почему?
- Как можно озаглавить эту часть?
2)Чтение и нахождение 2 –ой части.
- Кто увидел утиную семью?
- Как они отнеслись к утятам?
- Как вела себя уточка, когда ребята ловили птенцов?
- Кто подошёл к ребятам?
- Как он отнёсся к поступку ребят?
- Что рассказчик потребовал от них?
- Что вы можете сказать о ребятах?
- Какие они?
- Как бы вы озаглавили эту часть?
-3) Переходим к последней части.
- Как ребята отнеслись к требованию автора?
- Чем рассказчик рассмешил ребят?
- Каким вы его представили?
- Как мы назовём эту часть?
Обобщающая беседа (по вопросам учителя)
– Ребята ловили утят. Хорошо это или плохо? Почему?
- Как бы вы поступили? (ответ детей)
4. – Рассмотрите рисунок к этому произведению.
- Выберите к этому рисунку подходящее название:
Встреча с ребятами.
Прощание с утятами.
Дорога к озеру.
- Расположите название каждой части по порядку
Обращение к пословице.(на доске)
«Чего себе не пожелаешь, того и другому не делай.»
- Подходит ли пословица к произведению? Что она обозначает?
- Как автор называет уточку с утятами? (семья)
-А утят? (дочки и сыновья)
-Как уточка ведет себя, когда ребята ловят её утят? Какая она мать?
-А вы задумывались о том, что у животных тоже есть семьи, есть мамы и папы.-Как у каждого человека есть мама, так и у каждого животного, будь то птенчик или зайчонок, есть мама. Мама всегда заботится, оберегает и конечно же, переживает за своих дочек и сыновей.
III. Заключитеельная часть:
-Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто написал этот рассказ?
- Чему учит это произведение?
Д/з: выразительное чтение рассказа
-Оценивание работы детей на уроке.
- На этом наш урок подошел к концу. Спасибо вам за урок!


МКОУ «Новоусманская СОШ №3»
Урок литературного чтения
Учитель: Бабакова И.В.
Класс: 2 «Г»
Тема: "Добро и зло в рассказе М. Пришвина "Ребята и утята».
Цели урока: познакомить с произведением М.М. Пришвина "Ребята и утята".
1 Личностные:
формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
2 Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
3 Познавательные:
- Развивать представление о жанре рассказа, о слове как средстве создания художественного образа.
- Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи:
(умение давать характеристику героям с опорой на текст).
- Поиск необходимой информации с использованием учебника:
(развивать внимание к позиции автора и его отношению к героям произведения; формирование умения определять средства выражения этого отношения с помощью учителя; формирование умения находить в тексте рассказа ответы на вопросы, помещенные в учебнике)
4 Коммуникативные:
- развитие умения работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для партнеров высказывания;
- задавать вопросы, контролировать действия партнера.
Оборудование: презентация, таблички «добро» и «зло», толковый словарь Ожегова, ромашка Блума, конверты с заданиями для работы в группах «Антонимы», конверты с заданиями для работы в группах «Восстанови план рассказа», «Сочини синквейн», «Рефлексия», плакат с изображением луга.
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Учитель.
Пусть моя голова проснётся,
Пусть моё сердце любит,
Пусть руки станут послушными,
И тогда я всё буду делать красиво.
II. Актуализация знаний.
1) Кластер.
На доске висят вперемешку таблички: «Виталий Бианки», «Музыкант», «Сова», «Борис Житков», «Храбрый утёнок», «Лев Толстой», «Филиппок», «Косточка».У доски работают 2 ученика.
Задание: объедините таблички в группы. Догадайтесь, по какому принципу это можно сделать.
Виталий Бианки «Музыкант»,
«Сова»
Борис Житков
«Храбрый утёнок»
Лев Толстой
«Филиппок»,
«Косточка»
- Объясните, по какому признаку вы объединили таблички в группы. (Автор и его произведения).
- Как вы думаете, какая группа здесь лишняя? (Лев Толстой и его рассказы о детях.)
- Что общего у двух оставшихся групп? (Виталий Бианки и Евгений Чарушин писали рассказы о животных, которые входят в изучаемый нами раздел «О братьях наших меньших»).
-Сегодня мы продолжим знакомиться с разделом «О братьях наших меньших».
III. Самоопределение к деятельности.
1. Работа в группах.
3 группы получают задание объединить слова в пары по какому-то признаку (Даны слова: правда, добро, счастье, зло, горе).
4 группа получает задание найти в словаре С.И. Ожегова значения слов «добро» и «зло».
2. Проверка выполнения задания.
- Ребята, по какому принципу вы объединили слова в пары? Какие пары слов у вас получились? (Правда-ложь, добро – зло, счастье-горе).
- Можете ли вы мне объяснить значение слов добро, зло? (Выслушиваю ответы детей, таблички «Добро» и «Зло» прикрепляю к доске).
- Давайте посмотрим, как определяет значение этих слов автор толкового словаря Сергей Иванович Ожегов. (Отвечает представитель группы №4).
Добро - это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
Зло – это нечто дурное (плохое), вредное, противоположное добру; злой поступок.
Слайд №2
IV. Определение темы урока. Целеполагание.
- Как вы думаете, для чего мы говорим о значении этих слов? (Поговорим на уроке о добре и зле).
- Тема нашего урока - «Добро и зло в произведениях Михаила Пришвина». Слайд №3
- Как вы думаете, чему мы будем учиться? (Выразительно читать, отвечать на вопросы, задавать вопросы, составлять план текста и др.)
III. Работа над новой темой.
1. Вступительная беседа
- Какие произведения Пришвина вы уже читали? («Глоток молока», «Лисичкин хлеб», «Осеннее утро»). Слайд №4
- Как вы себе представляете Михаила Пришвина?
- Посмотрите на портрет писателя. Слайд №5
- Хотите узнать о Пришвине?
2. Рассказ о М. Пришвине. Слайды № 6-9
О жизни и творчестве Михаила Пришвина рассказывает учитель либо подготовленный заранее ученик.
М. М. Пришвин родился в Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми.
С 10 лет учился в Елецкой гимназии, затем в Тюменском реальном училище и в Лейпцигском университете Германии на агрономическом отделении.
Вернувшись в Россию, работал агрономом. В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом. Позднее работал учителем в сельской школе, библиотекарем, и даже был директором школы.
Пришвин много путешествовал по стране. Он очень любил природу, наблюдал за ней, записывал свои впечатления от встреч с природой. Так появились рассказы и повести о природе.
Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. Он всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
– Прочитайте, что о нем написал Константин Паустовский:
“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю М. Пришвина».
3. Прогнозирование
– Перед вами лежит текст рассказа. Прочитайте название рассказа. («Ребята и утята»)
Можно ли по названию предположить, о чём пойдёт речь? Слайд 10
– Кто видел маленьких утят? Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. Слайд 11
4. Первичное чтение рассказа.
- Ребята, послушайте рассказ. Возьмите простой карандаш, подчеркните незнакомые вам слова. (Звучит аудиозапись).
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру. В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед.
Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.
– Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
– Пустим.
– Вот то-то «пустим»! – сказал я очень сердито. – Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
– А вон сидит! – хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
– Живо, – приказал я ребятам, – идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
– Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
– Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Вот погодите, дождетесь экзамена в вуз. Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
– До свиданья, утята!
5. Словарная работа. Работа со словарём. Слайды 12-15
- Какие непонятные слова вам встретились?
(Далее проводится словарная работа с опорой на словарь учебника и презентацию).
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
IV. ФизминуткаВышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш.
И опять настала тишь. (Сели)
VI. Проверка усвоения нового материала.
1. Эвристическая беседа.
-Ребята, давайте перечитаем рассказ по частям и поищем в нём примеры добрых или злых поступков героев.
Дети приводят примеры поступков, совершаемых героями. На доске нарисован «скелет рыбы», на который прикрепляются таблички с названиями поступков героев: слева добрых поступков, справа – злых. Обсуждаем причину каждого поступка.
Добро
Утка ведёт на свободу своих утят.
Утка защищает утят.
Автор ругает детей.
Дети возвращают утят матери.
Человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение.
Зло
Ребята закидали утят шапками.
Ребята хотят поймать утку.
- Подумайте, когда автор ругает детей, он совершает добрый или злой поступок? Почему он это делает?
- Давайте подумаем, а герои рассказа добрые или злые?
Утка - добрая, защищает своих утят.
Утята – добрые, беззащитные, никому не причиняют зла.
Автор – добрый, любит животных, неравнодушный.
Ребята – совершают нехороший поступок из-за глупости. Они не злые, а глупые.
- Чего в рассказе больше, добра или зла? (Добра больше).
2. Анализ названия рассказа
- Как по-другому можно назвать этот рассказ? («Путешествие утят», «Плохой поступок детей»).
– Как автор назвал свой рассказ? Почему именно так?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом. Он как бы сравнивает ребят и утят.
- Что общего между ребятами и утятами? (Живые существа, дети, несмышлёныши.). А чем они отличаются? (Вывод: человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение).
3. Составление синквейна. Работа в группах. Слайд 17.
-Я предлагаю вам составить синквейн о ребятах, утятах, утке, Пришвине.(Дети составляют синквейн, затем каждая группа читает, что у них получилось).
Ребята.
Глупые, легкомысленные.
Бегут, ловят, раскаиваются.
Дети пожалели о своём плохом поступке.
Глупыши.
Утята.
Маленькие, беспомощные.
Идут, боятся, путешествуют.
Утята – маленькие живые существа.
Дети.
Утка.
Заботливая, смелая.
Ведёт за собой, учит, защищает.
Утка заботится о своих утятах.
Мама.
Пришвин.
Добрый, неравнодушный.
Наблюдает, записывает, любит.
Михаил Пришвин учит любить природу.
Учитель.
4. Составление вопросов по содержанию рассказа. Ромашка Блума.
На доске магнитами прикреплены лепестки ромашки. По одному ученики выходят к доске, снимают лепесток, читают слово на обороте. Нужно придумать вопрос по содержанию прочитанного рассказа, начинающийся с этого слова, и задать его классу. Дети отвечают на получившиеся вопросы.
Куда? (Куда утка повела своих утят?)
Зачем? (Зачем дети ловили утят?)
Что? (Что сказал ребятам взрослый?)
Как? (Как Пришвин простился с утятами?)
Объясни… (Объясни, почему автор называет ребят глупышами).
Что было бы, если… (Что было бы, если Пришвин не встретил ребят?)
5. Составление плана рассказа. Работа в группах.
Каждая группа получает лист ответов и набор карточек.
Задание: восстановите последовательность событий. Наклейте на лист ответов план рассказа. Запишите цепочку цифр в отведённые для этого окошки внизу страницы.
Восстанови план рассказа
Запиши получившуюся последовательность цифр
3. Утка повела утят к озеру.
5. Ребята ловили утят.
2. Приказ взрослого.
1. Семья продолжает путешествовать.
4. До свидания, утята!
Проверка выполнения задания. Должна получиться цепочка: 3,5,2,1,4.VII. Подведение итогов урока.
– Как вы считайте, почему люди пишут книги? (Хотят, чтобы читатели чему-то научились, посмотрели на себя со стороны, представили себя на месте героя, стали лучше).
- Чему хотел нас научить Михаил Пришвин? (Пришвин учит быть добрыми, остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков).
VII. Рефлексия урока. Слайд 18.
- Как вы думаете, что важнее: добрые мысли, доброе сердце или добрые поступки?
У каждого из вас на парте 3 цветочка: красный символизирует доброе сердце, жёлтый - добрые мысли, голубой – добрые поступки.
- Подумайте, что в жизни важнее: доброе сердце, добрые мысли или добрые поступки?
Выберите один цветочек и наклейте его на рисунок. (На доске рисунок, на котором изображена уточка с утятами, идущие по лугу).
- Давайте посмотрим, каких цветов больше на нашей поляне. Что по вашему мнению важнее? (Всё важно).
- Я желаю вам, чтобы ваши мысли и сердца всегда были добрыми, тогда вы будете совершать только добрые поступки!