Почему маргарита не имеет двойника. Загадочные триады М.А. Булгакова. В чем проявляется своеобразие композиции романа
В романе Вальтера Скотта «Айвенго» много положительных героев. Это и вольный стрелок Локсли (Робин Гуд) со своими друзьями, и Седрик Сакс, и его верные слуги Вамба и Гурт, и дочь старого еврея Исаака красавица Ревекка. Но мне больше всего по душе двое из них. Это сын Седрика Сакса рыцарь Уилфред Айвенго, по имени которого и назван роман, и его возлюбленная леди Ровена. Они нравятся мне потому, что это благородные, верные своему долгу и любви люди.
Айвенго появляется в романе под видом паломника, идущего из Святой земли - Палестины. Он опасается появляться в доме своего отца открыто, потому что его обвиняют в предательстве короля - Ричарда Львиное Сердце. Но в то же время он хочет побывать в родительском доме, потому что, несмотря ни на что, любит своего отца. И еще больше потому, что любит леди Ровену и хочет увидеть ее после стольких лет разлуки. Поэтому он и переодевается.
Во время посещения дома отца Айвенго помогает оказавшемуся там же еврею Исааку. Надо сказать, что отношение к евреям в то время в Англии было очень плохим. Их считали людьми второго сорта и всячески притесняли. Поэтому поступок Уилфреда свидетельствует о его сострадании к ближним и о.его готовности помочь человеку, попавшему в беду, независимо от его происхождения. Никто не хотел сидеть за одним столом с евреем, и Айвенго был единственным человеком, который сжалился над ним. А потом, когда Уилфред услышал, что Бриан де Буагильбер хочет схватить и ограбить еврея, он помогает Исааку спастись от преследования. Тайком, ночью, он вывел Исаака из дома Седрика Сакса и провел через владения Фрон де Бефа и Мальвуазена. При этом Айвенго не просил ничего взамен той услуги, которую он ему оказал. Но недаром говорят, что за добрые дела воздается сторицей. Исаак в благодарность помогает найти доспехи и коня для участия в рыцарском турнире.
Благодаря помощи Айвенго побеждает в турнире и как победитель объявляет свою возлюбленную леди Ровену королевой красоты. На турнире он выступал под девизом Дездечадо (что значит по-испански «лишенный наследства»). Однако когда леди Ровена должна была надеть на него венец победителя, Айвенго пришлось снять шлем, и его все узнали. В этот момент он теряет сознание от полученных во время турнира ран, и его уносят к себе на лечение Исаак и его дочь, Ревекка.
Когда Седрик Сакс и леди Ровена узнали Айвенго, они долго спорили о том, должен ли отец простить своего сына. Леди Ровена не переставала любить Айвенго все то время, что они были в разлуке. Поэтому она защищала своего избранника. Седрик Сакс хотел выдать леди Ровену, которая была последней наследницей саксонских королей, замуж за потомка древнего саксонского рода Ательста-на. Он хотел, чтобы того провозгласили новым королем саксов, и тот вернул бы им власть над Англией. Но леди Ровена хотела выйти замуж только за своего любимого, И к тому же она понимала, что планы Седрика неосуществимы.
Леди Ровена была не только красива и богата, но и умна. У нее было доброе и верное сердце, она никогда не бросала в беде своих друзей, и никто не мог заставить ее сделать что-то против ее желания. Когда норманнские дворяне их всех захватили в плен, то одному из них, де Браси, по договоренности в качестве добычи досталась леди Ровена. Он хотел жениться на ней, чтобы получить ее наследство. Но гордая и смелая девушка отвергла его, несмотря на все угрозы и уговоры. Только когда узнала, что и раненый Айвенго случайно попал в плен вместе со всеми, леди Ровена не выдержала и разрыдалась. Но не от страха за себя, а от страха за любимого Уилфреда и за Седрика Сакса, который был ей вместо отца.
Когда ее спасли из плена, леди Ровена показала, что она умеет быть благодарной за помощь. Она поблагодарила спасших ее людей, не обращая внимания на то, что они были лесными разбойниками. Вот что она сказала им: «Кто из вас будет голоден, помните, что у леди Ровены есть чем накормить вас, для жаждущих у нее довольно вина и пива. А если бы норманны вытеснили вас из здешних мест, знайте, что у Ровены есть свои лесные угодья, где ее спасители могут бродить, сколько им вздумается, и ни один сторож не посмеет спрашивать, чья стрела поразила оленя». Точно так же не забывает отблагодарить за добро и ее возлюбленный Айвенго. Когда его ранили, то на лечение его взяли к себе старый еврей Исаак и.его дочь. Ревекка смотрела за Айвенго и продолжала ухаживать за ним даже тогда, когда их захватили в плен. И когда Айвенго узнал, что вылечившей его девушке угрожает опасность, он немедленно по Но по закону она могла просить защиты у рыцаря. И когда Айвенго узнал, что его спасительницу хотят убить, он сразу же поскакал к ней на выручку. А ведь он еще не до конца излечился от ран и был очень слаб. Перед боем он проделал большой путь, и его конь тоже очень сильно устал. Но, несмотря на это, Айвенго не побоялся вступить в неравный бой с Брианом де Буагильбером. Он в этот момент совсем не думал о себе, не думал о том, что он может погибнуть. Все его мысли и чувства были направлены только на то, чтобы помочь несчастной девушке. Спасти ее также, как когда-то она спасла его. Но я думаю, что даже если бы Ревекка и не излечила Айвенго от ран, то он все равно пришел бы к ней на помощь. Потому что он настоящий благородный рыцарь, который, когда девушка просит о помощи, не может оставаться равнодушным. - В чем еще вы видите связь между Рюхиным и Бездомным?
Мастер является к Ивану не извне, а из его собственных видений и снов. 13 глава - пространство сна Ивана, его видения. - Чьи традиции продолжает здесь Булгаков?
- Есть ли двойники у других героев романа?
- Есть в романе и предметы-двойники. Найдем их.
- Есть ли двойник у Маргариты?
II
. Тема творчества и любви в романе.
Читатель подводится ко второй части призывом рассказчика: «За мной, читатель!». Этим же призывом открывается вторая часть романа: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Кстати, глава 19 называется «Маргарита», она и есть главная героиня второй части. Как связаны темы любви и творчества? Мастер рассказывает Ивану свою историю. Это и история романа о Пилате и история любви. Маргарита - земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь. История любви Мастера и Маргариты связана со сменой времен года. Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер еще в одиночестве поселился в подвальчике и принялся «сочинять роман о Понтии Пилате». Затем наступает весна, «оделись в зелень кусты сирени». «И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», - Мастер встретил Маргариту. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и... деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера «был дописан в августе», и с наступлением осени в природе наступила осень и для героев. «В половине октября» Мастер заболел: ему показалось, что «осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату» и он «захлебнется в ней». Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою возлюбленную. Новая встреча Мастера и Маргариты происходит в мае, после бала весеннего полнолуния. Любовь - второй путь в сверхреальность, так же, как творчество, ведет к постижению «третьего измерения». Любовь и творчество - вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Находим сцену бала у Воланда (глава 23), сцену прощения Фриды (глава 24). Образ мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью «угадать» истину, прозреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства , от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, не принял подвига. Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера. Он обретает покой. Ведь с Маргаритой связан и любимый Булгаковым образ дома, семейного очага. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь. III
. Проверка знаний учащихся.
Тест:
1. В чем проявляется своеобразие композиции романа?
а) кольцевая композиция б) хронологический порядок развития событий в) параллельное развитие трех сюжетных линий г) параллельное развитие двух сюжетных линий 2.
Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?
3.
«Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?
а) Иешуа - новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм б) речь идет не о вере, а об Истине 4.
Почему для Иешуа один из самых страшных грехов
- тру
сость?
а) трусость ведет к предательству б) трусость - сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла в) трусость - малодушие, недостаток душевной силы 5.
Как решен в романе образ Левин Матвея?
а) ученик Иешуа, принявший его идеи и следующий им б) Левий Матвей верит фанатично, не понял основной идеи учителя в) Левий не может принять страдания достойно, он отрекается от Бога 6.
В чем состоит специфика системы образов романа «Мастер и Маргарита»?
а) в основу положены принципы двойничества б) персонажи объединены общей идеей произведения в) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира г) система образов построена по принципу антитезы 7.
Соотнесите имена героев, составляющих триады из представителей древнего мира, современной автору Москвы и потустороннего мира (или персонажи, проникающие в оба эти реальные миры).
Гелла; Азазелло; Воланд; барон Майгель; Бегемот; Левий Матвей; Маргарита; Алоизий Могарыч; Тузбубен; профессор Стравинcкий; Банта; Иван Бездомный; Александр Рюхин; Иуда; Арчибальд Арчибальдович; Наташа; Низа; Марк Крысобой; Пилат.
а) а) герои обладают властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором б) красота и ее служба силам тьмы в) герои выполняют функцию палачей г) предатели, несущие справедливое наказание д) образ ученика-последователя е) верный друг, безотказный помощник 8.
Почему не образуется подобный ряд для образа Маргариты?
а) в романе нет традиционного любовного треугольника б) образ Маргариты уникален, не требует параллелей в) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире 9.
Какой из «миров» романа наиболее населен?
а) библейский б) потусторонний в) московский 10.
Чей это портрет: «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки»?
а) Азазелло в) Варенуха б) Коровьев г) Бездомный 11.
В ходе встречи Бегемота и Бездомного с Воландом упомянуты пять доказательств существования Бога, к которым Кант добавил шестое.
а) историческое в) объяснение устройства вселенной б) теологическое г) «от противного» 12.
Соотнесите героя и его гастрономические пристрастия.
IV
.Домашнее задание.
Подготовиться к семинару - 14.02.2011 - «На свете счастья нет, но есть покой и воля» () по вопросам учебника: Первая тема
для обсуждения - «Финал: лучше наилучшего».
1.Почему Мастер, по словам Воланда, не заслужил света, а только покой? 2.Просьбу Иешуа устроить судьбу Мастера Левий Матвей передает «духу зла» почти приказным и неприязненным тоном, а взять вместе с Мастером Маргариту он умоляет. Почему? 3.Почему все-таки Воланд, а не Иешуа устраивает судьбу Мастера? 4.Проследите хронологию романа: какими христианскими и нехристианскими датами она отмечена? «О чем роман?»
- вторая тема
для диспута или свободной дискуссии. Ищите аргументы! Только не торопитесь с решением. «Правильные» ответы по литературе бывают только на тестировании. Ведь не бывает правильной или неправильной литературы - бывает плохая и хорошая. Вопрос: «О чем роман?» - измеряет глубину понимания. Познакомьтесь с несколькими ответами на этот вопрос. 1.«Роман «Мастер и Маргарита» написан о правде, неправде и их соотношении во времени («ершалаимском» и «московском») и в вечности... Согласно концепции «Мастера и Маргариты», доброта и милосердие - следствие честности, а не наоборот» (О. Лекманов).
2.«Основой романа является проблема взаимоотношения двух извечных начал - человеческих или надчеловеческих - Добра и Зла. С утверждения природной доброты человека начинается роман и ведет героев через зло и страдание к милосердию. Милосердие и сострадание - единственная награда, которую может заслужить человек. Роман Булгакова о двух полюсах человеческой природы - светлом и темном, которым не сойтись никогда и никогда не разойтись» (А. Киселев).
3.«Все-таки нечто иное составляет основу «Мастера и Маргариты». Я бы сказал, что это противостояние свободы личности и несвободы. Разве не этим пронизан весь роман? И зло, в разных его ипостасях, идет, как правило, от несвободы, а добро рождается свободой» (В. Боборыкин).
Размышления можно продолжить. Может быть, это роман о неизбежности зла и иллюзорности добра? А может быть, это роман о предательстве и верности? А может быть, это роман о любви?..
мчался к ней на помощь. Это случилось уже после того, как рыцаря, леди Ровену и других пленников освободили. Ревекку же насильно увез с собой влюбившийся в нее Бриан де Буагильбер. Руководители его ордена обвинили молодую еврейку в колдовстве и хотели сжечь на костре.