Парковки рейдеры. Битвы за парковку: рейдеры продолжают атаку на гаражи столицы

Сейчас, как и 40 лет назад, люди вынужденно продолжают борьбу за парковочные места. Правда, методы сильно изменились, — автовладельцев, чуть ли ни силой заставляют подписывать невыгодные для них договоры. А тем, кто откажется, угрожают физической расправой и жгут автомобили.

Один из вопиющих случаев рейдерского захвата парковки произошла в апреле этого года в Москве, когда группа рейдеров захватила парковку при жилом комплексе «Вершинино» на Электролитном проезде.

Для «выдавливания» управляющей компании, на парковку приехали крепкие парни, которые, как оказалось, работают на бизнесмена Александра Купчина. Бригада бойцов не гнушалась в методах, использовав против людей дымовые шашки и шумовые гранаты. Такой жесткий наезд не смутил полицейских, которые находились всего в 10 метрах от происходящего, и не вмешались в предотвращении бойни.

Этим полицейским сейчас могут наверное позавидовать другие полицейские, ушедшие под суд по громкому делу за бездействие при рейдерском наезде на рестораторшу Жанну Ким, обернувшимся кровавой бойней на Рочдельской улице. На Электролитном проезде впрочем, все было банальнее, бойцы бизнесмена сожгли всего несколько машин, так и не рискнув кого-то убить.

Впрочем по заверению источников, подобные методы захвата парковок Александр Купчин освоил уже давно. Им захвачено около 300 парковок. Почему молчат власти, и соответствующие органы, остается вопросом на сегодняшний день открытым.

Горячая месть

Как оказалось, Александр Купчин владеет несколькими фирмами, связанных с недвижимостью. И некоторое время назад именно его компания обслуживала жилой комплекс «Вершинино», и завышала тарифы в несколько раз. Возмущенные этим обстоятельством собственники паркинга выбрали другую компанию, у которой тарифы были более лояльными. Как мы видим, в апреле новую компанию «выбили» из бизнеса люди Купчина. Но вместе с этим досталось и жильцам, автомобили которых пострадали из-за поджога. Также бойцы «невидимого» фронта нанесли ущерб и самой парковке, вырвав шлагбаумы, разбив стекла в окнах.

На подземной парковке в Ковровом переулке те же бойцы Александра Купчина силой взяли управление в свои руки. Люди пытались сопротивляться натиску рейдеров, но те пошли в рукопашную с автовладельцами. Люди не выдержали такого отношения, к которым привыкли бойцы бизнесмена и в итоге уступили. После этого тарифы были повышены в два раза, автовладельцы вынуждены платить за парковку по 6000 в месяц за машинно место. До этого люди платили по 3800 рублей.

На Ходынском бульваре обученная рейдерским захватам силовыми методами, бригада Купчина, берет штурмом подземный паркинг. На Никитской улице, на проспекте Вернадского, везде бойцы действуют как настоящие спецназовцы, выбивая окна, проникая в помещения. Парковка на улице Подвойского также была захвачена при бездействии полицейских.

Сам Александр Купчин обитает в офисе с многочисленной охранной. Заявиться сюда возможно только с необходимым для этого ордером, который могла бы выдать например судья. Простому смертному заявиться сюда невозможно.

С начала двухтысячных годов Александр Купчин вошел в семейный бизнес, созданный его отцом Анатолием Купчиным. Тот занимался и рекрутингом и недвижимостью. В 2002 году Александр Купчин числился директором управляющей компании ЗАО «Агентство Контакт». Вроде бы ничего не предвещало рейдерства. Но спустя десять лет его внимание переключилось на парковочную недвижимость.

Дело в том, что машинно места оцениваются на парковках как стоимость квартиры. Некоторые доходят до 4,5 миллионов рублей. Выкупая несколько квадратных метров для своей машины за баснословные суммы, автолюбитель еще и выплачивает ежемесячно управляющей компании по тарифу. По сути данный бизнес порой превосходит по доходам классическое риэлторство.

К настоящему времени Александр Купчин был собственником более 30 фирм, занимающихся арендой и эксплуатацией парковок. Все фирмы соответственно взаимосвязаны между собой, и успели приложить свои «руки» к рейдерским захватам парковок. Причем зачастую для этого используются методы лихих 90-х - избиения, запугивания. После захвата новый собственник всегда повышает тариф.

Одним из активных сотрудников компании «Транслогистик» Купчина является Антон Лабзин. Порой он просто удивляет своей напористостью, угрожая управляющим компаниям. Именно Лабзин на первых переговорах между прочим говорит, что если управляющая компания не съедет мирно, то будет захвачена силой. И слово свое он держит, надо отдать ему должное. Правда куда смотрят правоохранительные органы, в принципе допуская подобный беспредел? В этом необходимо также разбираться, уже наверное на уровне СК РФ.

Захват 2012 года

21 февраля 2012 года представители «Транслогистик» вместе с главой управления по ЦАО ГУП «Дирекция гаражного строительства» (ДГС) Александром Деревянко встретились с жителями дома номер 4 по Коврову переулку. В ходе разговора выяснилось, что «Транслогистик» был выбран ГУП для эксплуатации гаража в ходе конкурса, о котором никто из присутствовавших не слышал. Более того, представители компании-победителя не смогли назвать ни даты, ни формы проведения конкурса. Еще одной интересной деталью является тот факт, что сам «Транслогистик» был создан за несколько дней до предполагаемого конкурса.

На той встрече присутствовал и Антон Лабзин и Станислав Казаков. Мирной договоренности видимо не было достигнуто, и 21 мая на парковку по адресам Ковров, 4 и Рогожский Вал, 7 ворвались молодчики кавказской внешности с кувалдами в руках. Выломав двери, они проникли в помещение охраны и силой вытащили охранников на улицу. При участии муниципального депутата Ильи Свиридова ситуацию удалось урегулировать, но ненадолго. В итоге компания «засела» в доме на основании того самого договора с ГУП. Несмотря на это, плату за обслуживание гаража удалось удержать на уровне 4 200 рублей.

За время работы «Транслогистика» состояние гаражей значительно ухудшилось. Кроме того, на территории паркинга была незаконно открыта автомойка. Жители домов требовали отказаться от услуг компании, в итоге их требования были услышаны, и на смену структуре Купчина пришла… другая структура Купчина под названием ЗАО «Моспаркинг» (ранее она носила название ЗАО «Пчелка»). Как частная фирма получила название с приставкой «Мос-», указывающее на причастность к правительству Москвы, – вопрос открытый.

Жильцам удавалось держать цену на прежнем уровне до ноября 2015 года, однако с приходом «новой» компании борьба с повышением цен продолжилась: «Моспаркинг» потребовал повышения ежемесячной платы до 5 800 рублей. В качестве обоснования было предоставлено письмо, в котором руководитель ГУП ДГС разрешал «Моспаркингу» повысить цену без каких-либо вопросов.

Дмитрий КайгородовАвтовладельцам, которые отказались платить по новому тарифу, сразу же блокировали доступ на парковку. Помимо этого на их парковочные места были установлены бетонные блоки. А саму парковку охраняло 12 мужчин крепкого телосложения, которые зачастую применяли физическую силу против возмущенных автовладельцев. Самое интересное, что при включенных камерах видеонаблюдения, все охранники надевали маски, скрывая свои лица. При проверке оказалось, что двое охранников имели судимости, а другие имели приводы в полицию и привлекались к административной ответственности.

В Зеленограде также побывали рейдеры Купчина. Теперь местные стоянки переходят под контроль «Строй-паркинг» и «Бел-Авуар-Инвест», которые также принадлежат Купчину.

В Химках у Александра Купчина весьма неплохие связи с заместителем главы городского округа Кайгородовым Дмитрием Алексеевичем, если учесть во внимание, что чиновник выходец из структур Александра Купчина.

Кайгородов был руководителем в компаниях «Центурион», «Темир Транс Групп» и «Жилэксперт». Эти фирмы успешно захватывают различные парковочные объекты по всему городу.

ГУП ДГС

За все время своего существования ДГС получила дурную славу за провал проекта «народных гаражей». Разумеется, на самом деле речь шла не о полноценном гараже, а о месте на многоэтажной парковке. В первый раз программа «народных гаражей» с треском провалилась еще в 2010 году, когда за четыре года работы было построено лишь 3 объекта из запланированных 182, таким образом, было реализовано меньше 2% плана.

В 2012 году за возрожденный проект взялась ДГС. На эту программу выделяли средства жители города, столичные власти в лице Департамента строительства города Москвы (уставной капитал ДГС был увеличен на 8 млрд рублей) и «Банк Москвы» в виде кредита в размере 3,3 млрд рублей. Цена на одно парковочное место начиналась от 350 тыс. рублей. Однако уже через пару лет выяснилось, что программа снова «не идет». Жители Москвы не заинтересовались парковочными местами, сочтя цену на них слишком высокой.

Судя по финансовым показателям, ДГС ведет не особо успешную финансовую политику. В конце 2015 года учреждение имело убыток в размере 829 млн рублей. За 6 лет своего существования «Дирекция» выступала ответчиком почти в 500 судебных разбирательствах, проиграв из них 230 на сумму свыше 1,4 млрд рублей. Согласно данным «Контур-Фокуса», на конец 2015 года ГУП имел задолженность в размере 33 млн рублей.

В мае 2016 года против ДГС было подано несколько исков с требованием признать ГУП банкротом. Оказалось, что учреждение задолжало подрядчикам и кредиторам более 300 млн рублей, а дольщики недополучили более 3,5 тыс. парковочных мест.

С момента своего создания ДГС оказывала особое внимание структурам рейдера. В феврале 2012 года в ведение этого ГУПа был передан контроль над всеми парковками города Москвы, вскоре после этого началась «оккупация» паркингов десятками компаний Купчина.

Судя по списку госзакупок, проведенных ГУПом, Купчин является очень надежным партнером ДГС. В этом списке можно встретить практически все компании рейдера, которые засветились в криминальных сюжетах о захвате парковок.

По самым скромным подсчетам, ДГС отдала компаниям Купчина контрактов на эксплуатацию на сумму порядка 200 млн рублей. При этом купчинские фирмы постоянно завышают цены на обслуживание парковок для жителей домов. Куда идут собранные с жильцов деньги – отследить невозможно. Вполне возможен вариант, когда компании берут деньги и с жильцов, и из бюджета, а в итоге занимаются лишь выбиванием денег из несогласных.

Примечательный момент: если сначала контроль над парковками отдавался структурам Александра Купчина на неких конкурсах, на которые «никто не приходил», а на деле информация о них нигде не фигурировала, то позднее ДГС стала заключать договоры с компаниями рейдера как с единственным поставщиком, т. е. официально отдавая контракты Купчину без конкурса.

На сайте ДГС указано, что «уполномоченным агентом по реализации объектов гаражного назначения является ОАО «Московский городской центр реализации нежилых помещений «Мосреалстрой» (ОАО «Мосреалстрой»)». Другими словами, «Мосреалстрой» продает парковочные места в столице. Эта компания целиком принадлежит Департаменту городского имущества города Москвы, однако управляется она АО «Управление Экспериментальной застройки Микрорайонов» (УЭЗ). УЭЗ является частью строительного холдинга «Мосинжпроект», подконтрольного «правой руке» вице-мэра Москвы Марата Хуснуллина – Альберту Суниеву. Он является генеральным директором УЭЗа и заместителем генерального директора «Мосинжпроекта». По информации «Контур-Фокуса», «Мосреалстрою» уже отдано контрактов на 180,5 млн рублей.

Согласно данным СМИ, Суниеву удалось включить ДГС в структуру «Мосинсжпроекта», что подразумевает полное подчинение руководству холдинга. В результате включения строительной компании в ДГС сменился руководитель – им стал экс-глава Банка Казани Дамир Талипов. Примечательно, что Талипов «дружит» с Купчиным в Facebook – действительно, как не пообщаться с надежным партнером?

Другой интересной деталью является то, что аудит финансовой деятельности ДГС осуществляет ООО «Компания «Аудитор Столицы» («Компас»). Эта структура основана выходцами из Татарстана Русланом Тазеевым (он, кстати, окончил тот же факультет того же вуза, что и Хуснуллин в свое время), Натальей Гильмутдиновой и Еленой Просвирниной и занимается аудитом практически всех структур Суниева.

Собрание Общественной палаты РФ

В августе 2016 года в Общественной палате РФ прошло собрание, посвященное рейдерскому захвату парковок. На нем прозвучало несколько важных вещей.

Один из представителей ТСН, борющихся с парковочными захватчиками, рассказал, что весной 2016 года было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, фигурантами которого стали сотрудники одной из крупнейших компаний Купчина – ООО «МЭК». По словам участника дискуссии, в рамках дела сотрудники полиции нагрянули в офис «МЭК» с обыском и осуществили выемку документации и прочих улик.

Примечательно, что среди изъятого была обнаружена оригинальная печать ДГС, которой ГУП визировало свои договоры. Получить материалы уголовного дела нам не удалось, однако данная информация очень похожа на правду. Зачем ездить куда-то для подписания договоров, если можно все оформить, не выходя из собственного офиса? Победитель ведь известен заранее! К сожалению, делу не был дан ход – по информации члена ТСН, в «МЭК» работает отставной полковник МВД, который в кратчайшие сроки сумел закрыть дело

О тесной связи ДГС и структур Купчина свидетельствует еще одна деталь. На разговор в общественную палату были приглашены сотрудники и ДГС, и парковочных компаний. В списке заявленных участников был некий Олег Борисович Копылов. Этот человек был хорошо знаком жильцами домов, атакованных рейдерами, – он много раз выступал на судебных заседаниях по захвату парковок. Его особенность в том, что на разных заседаниях он представлял интересы то ДГС, то «Моспаркинга». При этом в Общественную палату он был приглашен в качестве юриста от «Моспаркинга» и Департамента деловой недвижимости».

В интернете можно найти документы, в которых Копылов указан то как « заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «МЭК», то как « начальник правового управления ГУП г. Москвы «Дирекция гаражного строительства».

Знакомство с руководителем «парковочной империи» подтверждает и нынешний руководитель ДГС Дмитрий Храмов. В сюжете телеканала «Россия 1» он сообщил пару интересных деталей. На вопрос о том, как именно структуры Купчина получают контракты на обслуживание всех парковок города, Храмов отвечает: «Я думаю, что, наверное, какие-то определенные ресурсы у него имеются, для того чтобы заходить на эти конкурсы и выигрывать их». Непонятно, о каком именно ресурсе говорит гендиректор, административном или каком-то еще. Но на вопрос о личном знакомстве с Купчиным он замялся, и в итоге признался, что общался с предпринимателем.

Расскажем о том, как московский предприниматель, пользуясь покровительством властей, создал многоступенчатую схему по «оккупации» столичных парковок.

Александр Купчин

В конце апреля в интернете появилось видео того, как организованная группа рейдеров захватила парковку при жилом комплексе «Вершинино» на Электролитном проезде. В ход шли травматическое оружие, шумовые гранаты и дымовые шашки. Особую пикантность ситуации придает тот факт, что буквально в 10 метрах от происходящего находились полицейские и ничего не предпринимали. По их словам, это был «спор хозяйствующих субъектов», в ход которого они вмешиваться не вправе. В результате «спора» было сожжено несколько машин тех, кто был не согласен с данной ситуацией.

В программы «Вести», посвященной «спору», отмечается, что данный случай не первый, не десятый и даже не сотый – по данным «Вестей», всего в Москве таким образом захвачено около 300 парковок. Организатором массового захвата называют предпринимателя Александра Купчина, владельца десятков фирм, связанных с недвижимостью.

Проанализировав деятельность Купчина и то, каким образом бизнесмен монополизирует парковочный рынок Москвы и Подмосковья, не встречая сопротивления.

Методы из 90-х

Отцом парковочного рейдера был широко известный в узких кругах Анатолий Наумович Купчин. Многие называют Купчина-старшего рекрутинга в России – он был создателем первого агентства по набору персонала «Контакт», до этого работал в сфере недвижимости.


Анатолий Купчин

Вскоре Купчин стал привлекать к делам своего сына. В , датированном 2002 годом, Александр Купчин значится как директор управляющей компании ЗАО «Агентство Контакт». В нем молодой предприниматель рассказывал о собственном опыте управления московской недвижимостью.

Однако начиная с 2012 года, Александр Купчин несколько изменил специализацию, начав работать в сфере парковочной недвижимости. К настоящему моменту Купчин успел побыть собственником и руководителем более 30 компаний, занимающихся арендой и эксплуатацией парковок. Все эти структуры «дружат» между собой, подписывают друг с другом договоры на оказание охранных услуг или на юридическое сопровождение сделок.


Компании Александра Купчина

Большинство из них «засветилось» в захватах различных парковок по всей столице и в Московской области. Методы практически везде одни и те же: представители компаний Купчина «оккупируют» парковку: иногда мирно, иногда (как на Электролитном проезде) − с избиением предыдущей охраны и баррикадированием внутри сторожки. После того как захватчики закрепились на «завоеванной» территории, они значительно увеличили плату за гаражные услуги.

В публичном пространстве история начала развиваться с февраля 2012 года, когда жителям Нижегородской и Новорогожской улиц, Рогожского вала и Коврова переулка управляющая компания «Транслогистик» назначила ежемесячную цену на обслуживание гаража в 6500 рублей вместо 3800. Никакого обоснования повышения цены, разумеется, представлено не было. Зато сотрудник компании Антон Лабзин (он оказался в списке друзей Купчина в Facebook) , что если предыдущая обслуживающая компания не съедет мирно, то парковка будет захвачена силой. 21 февраля 2012 года представители «Транслогистик» вместе с главой управления по ЦАО ГУП «Дирекция гаражного строительства» (ДГС) Александром Деревянко встретились с жителями дома номер 4 по Коврову переулку. В ходе разговора выяснилось, что «Транслогистик» был выбран ГУП для эксплуатации гаража в ходе конкурса, о котором никто из присутствовавших не слышал. Более того, представители компании-победителя не смогли назвать ни даты, ни формы проведения конкурса. Еще одной интересной деталью является тот факт, что сам «Транслогистик» был создан за несколько дней до предполагаемого конкурса.

Встреча жильцов дома с сотрудниками ООО «Транслогистик»

На видео можно заметить двух сотрудников «Транслогистик» − уже упоминавшегося выше Антона Лабзина, представившегося управляющим компании по ЦАО, и неизвестного мужчину, назвавшегося исполнительным директором. Неизвестного также удалось найти в списке друзей Купчина – им оказался 32-летний Станислав Казаков.

Позднее «Транслогистик» воплотил свои угрозы в жизнь. 21 мая на парковку по адресам Ковров, 4 и Рогожский Вал, 7 ворвались молодчики кавказской внешности с кувалдами в руках. Выломав двери, они проникли в помещение охраны и силой вытащили охранников на улицу. При участии муниципального депутата Ильи Свиридова ситуацию удалось урегулировать, но ненадолго. В итоге компания «засела» в доме на основании того самого договора с ГУП. Несмотря на это, плату за обслуживание гаража удалось удержать на уровне 4 200 рублей.

За время работы «Транслогистика» состояние гаражей значительно ухудшилось. Кроме того, на территории паркинга была незаконно открыта автомойка. Жители домов требовали отказаться от услуг компании, в итоге их требования были услышаны, и на смену структуре Купчина пришла… другая структура Купчина под названием ЗАО «Моспаркинг» (ранее она носила название ЗАО «Пчелка»). Как частная фирма получила название с приставкой «Мос-», указывающее на причастность к правительству Москвы, – вопрос открытый.

Жильцам удавалось держать цену на прежнем уровне до ноября 2015 года, однако с приходом «новой» компании борьба с повышением цен продолжилась: «Моспаркинг» потребовал повышения ежемесячной платы до 5 800 рублей. В качестве обоснования было предоставлено письмо, в котором руководитель ГУП ДГС разрешал «Моспаркингу» повысить цену без каких-либо вопросов.


Письмо ЗАО «Моспаркинг» из ДГС

Отказывающимся платить по новому тарифу жителям блокировали доступ на парковку, а перед парковочными местами неплательщиков ставили бетонные блоки или ввинчивали в землю заграждения. Территорию парковки заселили 10−12 человек крепкого телосложения, которые выгоняли жильцов, грубо с ними обращались, нередко прибегая к физической силе. При включении камеры они скрывали лица либо надевали маски. При последующей проверке оказалось, что двое из охранников имели судимость, а остальные неоднократно привлекались к административной ответственности.

Забегая вперед, можно сказать, что случай в Таганском районе – лишь один из сотен. Интернет полон различных видео о том, как сотрудники фирм Купчина захватывают парковки в стиле «лихих 90-х». На Никитской улице рейдеры устроили полноценный захват: десятки неизвестных перелезли через забор, избили охрану, проникли на территорию парковки, и забаррикадировались изнутри.

Методы захватчиков парковок

«Армия» рейдерских компаний объявилась уже в подмосковном Зеленограде. Там стоянки под контроль «Строй-паркинг» и «Бел-Авуар-Инвест», которые также принадлежат Купчину. По традиции, места на парковках стали незаконно сдаваться в аренду. За это «Строй-Паркинг» получил штраф за административное правонарушение, однако суд его, так как «указанные обстоятельства документально не подтверждены».

Хорошие связи у Купчина образовались и в Химках. Весной 2017 года заместителем главы городского округа стал Кайгородов Дмитрий Алексеевич. Оказалось, что Кайгородов – выходец из структур Купчина.


Дмитрий Кайгородов

Новый замглавы Химок руководителем в компаниях «Центурион», «Темир Транс Групп» и «Жилэксперт». Эти фирмы успешно захватывают различные парковочные объекты по всему городу.

Надежные партнеры

Отдельного внимания заслуживает упомянутое выше ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы», оно же ГУП «Дирекция гаражного строительства» (ДГС).

За все время своего существования ДГС получила дурную славу за провал проекта «народных гаражей». Разумеется, на самом деле речь шла не о полноценном гараже, а о месте на многоэтажной парковке. В первый раз программа «народных гаражей» с треском провалилась еще в 2010 году, когда за четыре года работы было построено лишь 3 объекта из запланированных 182, таким образом, было реализовано меньше 2% плана.

В 2012 году за возрожденный проект взялась ДГС. На эту программу выделяли средства жители города, столичные власти в лице Департамента строительства города Москвы (уставной капитал ДГС был увеличен на 8 млрд рублей) и «Банк Москвы» в виде кредита в размере 3,3 млрд рублей. Цена на одно парковочное место начиналась от 350 тыс. рублей. Однако уже через пару лет выяснилось, что программа снова «не идет». Жители Москвы не заинтересовались парковочными местами, сочтя цену на них слишком высокой.

Судя по финансовым показателям, ДГС ведет не особо успешную финансовую политику. В конце 2015 года учреждение имело убыток в размере 829 млн рублей.


Финансовая отчетность ДГС за 2015 год

За 6 лет своего существования «Дирекция» выступала ответчиком почти в 500 судебных разбирательствах, проиграв из них 230 на сумму свыше 1,4 млрд рублей. Согласно данным «Контур-Фокуса», на конец 2015 года ГУП имел задолженность в размере 33 млн рублей.

В мае 2016 года против ДГС было подано несколько исков с требованием ГУП банкротом. Оказалось, что учреждение задолжало подрядчикам и кредиторам более 300 млн рублей, а дольщики недополучили более 3,5 тыс. парковочных мест.

С момента своего создания ДГС оказывала особое внимание структурам рейдера. В феврале 2012 года в ведение этого ГУПа был контроль над всеми парковками города Москвы, вскоре после этого началась «оккупация» паркингов десятками компаний Купчина.

Судя по списку госзакупок, проведенных ГУПом, Купчин является очень надежным партнером ДГС. В этом списке можно встретить практически все компании рейдера, которые засветились в криминальных сюжетах о захвате парковок, в частности:

  • «Дюна-паркинг» − заключено 2 контракта на 506 тыс. рублей;
  • «Композит-терминал» − заключено 7 контрактов на 17 858 630 рублей, выиграно еще 4 на 9 765 243 рубля;
  • «Бел-Авуар-Инвест» − выиграно 3 конкурса на 13 300 545 рублей;
  • «Эргострой» − заключено 20 контрактов на 6 353 980 рублей;
  • «Девелопмент-Инвест Групп» − заключено 7 контрактов на 15 446 865 рублей, выиграно еще 2 на 13 102 882 рубля;
  • «Транслогистик» не выиграл ни одного контракта, однако участвовал в 10 конкурсах вместе с «Моспаркингом»;
  • «Авто-Максимум» − выиграно 3 контракта на 2 862 202 рубля;
  • «Интек Групп» − заключено 12 контрактов на 26 393 675 рублей;
  • «Департамент Деловой Недвижимости» − заключен 91 контракт. Здесь стоит оговориться, что по какой-то причине падение цены большинства этих контрактов составило 100%. Очевидно, что Купчин не будет работать «за бесплатно», поэтому установить реальную стоимость заключенных контрактов не удалось;
  • «Моспаркинг» − заключено 15 контрактов на 49 807 668 рублей.

По самым скромным подсчетам, ДГС отдала компаниям Купчина контрактов на эксплуатацию на сумму порядка 200 млн рублей. При этом купчинские фирмы постоянно завышают цены на обслуживание парковок для жителей домов. Куда идут собранные с жильцов деньги – отследить невозможно. Вполне возможен вариант, когда компании берут деньги и с жильцов, и из бюджета, а в итоге занимаются лишь выбиванием денег из несогласных.

Примечательный момент: если сначала контроль над парковками отдавался структурам Купчина на неких конкурсах, на которые «никто не приходил», а на деле информация о них нигде не фигурировала, то позднее ДГС стала заключать договоры с компаниями рейдера как с единственным поставщиком, т. е. официально отдавая контракты Купчину без конкурса.

На сайте ДГС указано, что «уполномоченным агентом по реализации объектов гаражного назначения является ОАО «Московский городской центр реализации нежилых помещений «Мосреалстрой» (ОАО «Мосреалстрой»)». Другими словами, «Мосреалстрой» парковочные места в столице. Эта компания целиком принадлежит Департаменту городского имущества города Москвы, однако управляется она АО «Управление Экспериментальной застройки Микрорайонов» (УЭЗ). УЭЗ является частью строительного холдинга «Мосинжпроект», подконтрольного «правой руке» вице-мэра Москвы Марата Хуснуллина – Альберту Суниеву. Он является генеральным директором УЭЗа и заместителем генерального директора «Мосинжпроекта». По информации «Контур-Фокуса», «Мосреалстрою» уже отдано контрактов на 180,5 млн рублей.

Согласно СМИ, Суниеву удалось включить ДГС в структуру «Мосинсжпроекта», что подразумевает полное подчинение руководству холдинга. В результате включения строительной компании в ДГС сменился руководитель – им стал экс-глава Банка Казани Дамир Талипов. Примечательно, что Талипов «дружит» с Купчиным в Facebook – действительно, как не пообщаться с надежным партнером? Другой интересной деталью является то, что аудит финансовой деятельности ДГС осуществляет ООО «Компания «Аудитор Столицы» (). Эта структура основана выходцами из Татарстана Русланом Тазеевым (он, кстати, окончил тот же факультет того же вуза, что и Хуснуллин в свое время), Натальей Гильмутдиновой и Еленой Просвирниной и занимается аудитом практически всех структур Суниева.

«Город делает»

В августе 2016 года в Общественной палате РФ прошло , посвященное рейдерскому захвату парковок. На нем прозвучало несколько важных вещей.

Один из представителей ТСН, борющихся с парковочными захватчиками, рассказал, что весной 2016 года было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, фигурантами которого стали сотрудники одной из крупнейших компаний Купчина – ООО «МЭК». По словам участника дискуссии, в рамках дела сотрудники полиции нагрянули в офис «МЭК» с обыском и осуществили выемку документации и прочих улик. Примечательно, что среди изъятого была обнаружена оригинальная печать ДГС, которой ГУП визировало свои договоры. Получить материалы уголовного дела нам не удалось, однако данная информация очень похожа на правду. Зачем ездить куда-то для подписания договоров, если можно все оформить, не выходя из собственного офиса? Победитель ведь известен заранее! К сожалению, делу не был дан ход – по информации члена ТСН, в «МЭК» работает отставной полковник МВД, который в кратчайшие сроки сумел закрыть дело

О тесной связи ДГС и структур Купчина свидетельствует еще одна деталь. На разговор в общественную палату были приглашены сотрудники и ДГС, и парковочных компаний. В списке заявленных участников был некий Олег Борисович Копылов. Этот человек был хорошо знаком жильцами домов, атакованных рейдерами, – он много раз выступал на судебных заседаниях по захвату парковок. Его особенность в том, что на разных заседаниях он представлял интересы то ДГС, то «Моспаркинга». При этом в Общественную палату он был приглашен в качестве юриста от «Моспаркинга» и Департамента деловой недвижимости». В интернете можно найти документы, в которых Копылов указан то как « генерального директора по правовым вопросам ООО «МЭК», то как « правового управления ГУП г. Москвы «Дирекция гаражного строительства».

Знакомство с руководителем «парковочной империи» подтверждает и нынешний руководитель ДГС Дмитрий Храмов. В сюжете телеканала «Россия 1» он сообщил пару интересных деталей. На вопрос о том, как именно структуры Купчина получают контракты на обслуживание всех парковок города, Храмов отвечает: «Я думаю, что, наверное, какие-то определенные ресурсы у него имеются, для того чтобы заходить на эти конкурсы и выигрывать их». Непонятно, о каком именно ресурсе говорит гендиректор, административном или каком-то еще. Но на вопрос о личном знакомстве с Купчиным он замялся, и в итоге признался, что общался с предпринимателем.

Гендиректор ДГС признался, что знаком с Купчиным

Все изложенные выше моменты наводят на мысли о масштабной коррупционной схеме, благодаря которой рейдеры, тесно сотрудничая с властями и пользуясь их покровительством, захватывают все городские парковки. Борьба жителей домов с захватчиками длится уже более 5 лет, однако конца ей не видно

Гаражные баталии с наступлением нового года не утихают. Так, например, в Таганском районе реальное физическое противостояние между жителями ряда домов и управляющей компанией ЗАО "Моспаркинг", которая взвинтила на 38% цены на обслуживание подземных гаражей, расположенных в подвалах жилых домов и оформленных как городское имущество, продолжается еще с ноября 2015 года (начало этой истории в материале ПАРКОВКИ В МОСКВЕ: БОИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ). Рост цен обосновывается рейдерами формальным "не возражением" со стороны ГУП "Дирекция гаражного строительства", в ведение которого были переданы все гаражи столицы и находящегося в подчинении Департамента строительства Правительства Москвы. Однако несмотря на то, что в ходе конфликта выяснилось, что даже само нахождение в гаражных объектах ЗАО «Моспаркинг» является незаконным, бравые молодчики продолжают терроризировать граждан не только в Таганском районе, но и в других частях столицы.

Как рассказал глава муниципального округа Таганский Илья Свиридов, захват гаражей рейдерами происходит по всей Москве примерно по одной схеме. В один прекрасный день на объекте появляются лихие молодцы, которые выставляют новый завышенный прайс на обслуживание гаража, а тех, кто не желает платить попросту не пропускают к машиноместам. В случае недовольства и активного противостояния жителей, бойцы из новой УК не редко пускают в ход кулаки, электрошокеры, а иногда ножи и отвертки. Прибывающая по вызову на место полиция обычно может усмирить хулиганов и обеспечить допуск собственников к машиноместам, но выгнать захватчиков с объекта им не под силу, ведь данная ситуация квалифицируется по закону, как спор хозяйствующих субъектов.

Борьбу с рейдерами в нашем районе, мы ведем уже несколько месяцев подряд, отмечает Свиридов. За это время было проведено не одно совещание с управой, префектурой и ГУПом "Дирекция гаражного строительства". В ходе последней такой встречи вроде бы удалось достичь договоренности о том, что до 20 января ГУП предоставит нам разрешительную документацию, на основании которой подрядными организациями осуществляется эксплуатация гаражных объектов в районах Таганский, Красносельский и Замоскворечье, (в общей сложности это 16 адресов), но до сих пор никаких документов мы не получили, поэтому на днях отправили очередное письмо с просьбой разобраться в ситуации, теперь уже на имя Сергея Лёвкина, руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы, курирующего деятельность ГУПа.

Намечено в планах на этот год заняться обследованием правомерности и эффективности использования объектов гаражного назначения, принадлежащих городу, и проверкой доходов, полученных от предоставления на платной основе парковочных мест и у Контрольно-счетной палаты РФ. Ну а пока суть да дело, часть владельцев машиномест в захваченных рейдерами гаражах нашего района вынуждено платят им по завышенным ценам и готовятся к новым акциям протеста, не теряя надежды добиться от городских чиновников справедливости. Мы не намерены отступать и будем продолжать борьбу с Моспаркингом и другими подобными компаниями, опутавшими своими преступными сетями уже почти весь город, обещает Свиридов.

«В Июле 2014 года в наш гараж на ул. Жебрунова 6б, построенный по программе «народный гараж» приехали люди от ООО «Департамент деловой недвижимости» (эта компания была зарегистрирована лишь за месяц до начала описываемых событий) и сообщили что теперь гаражным комплексом вместо ООО «Интек Групп» будут управлять они», рассказал председатель ТСН Владислав Бусько. Тогда переоформлять документы многие отказались и следующим шагом захватчиков стала покупка старой управляющей компании ООО «Интек Групп» (в управление которой находилось порядка 40 гаражей в разных районах Москвы). После прихода нового собственника и его людей к управлению паркингом, в гараже прекратили убирать и следить за его техническом состоянием, а ежемесячные отчеты о проделанной работе перестали предоставляться владельцам машиномест в принципе.

Поскольку из 369 машиномест в гараже более 50% мест уже были оформлены в собственность частными лицами, то посчитав, что за ничего не деланье платить драконовскую абонентскую плату управляющей компании не имеет смысла, согласно прописанному в Гражданском кодексе праву собственников, в декабре 2014 года мы провели собрание. При кворуме в более чем 50% голосов было принято решение о создании ТСН - товарищества собственников недвижимости, которое начнет осуществлять управление гаражом самостоятельно. Об этом представители ООО «Интек Групп» были уведомлены всеми возможными способами в рамках действующего законодательства РФ. ТСН было официально зарегистрировано и его легитимность подтверждена законом, однако на сегодня компания ООО «Интек Групп» всячески препятствует передаче управления ТСН на основании мнимого договора с ГУП г. Москвы «Дирекция гаражного строительства» (на данный момент уже не действительного), поясняет Бусько.


ГУП ДГС имея в нашем гаражном комплексе в собственности лишь 11 машиномест, позволяет рейдерам управлять не только своими местами, но и всем гаражом, притом никаких официальных документов о том, что ООО «Интек Групп» выиграло тендер, организованный ГУП ДГС (согласно ФЗ-223) на управление хотя бы этими 11-ти машиноместами нет. Пока идут судебные заседания рейдеры забаррикадировались в помещении охраны и продолжают раздавать людям старые платежки, поясняя, что образованное ТСН вне закона. Членам ТСН, которые не платят рейдерам, они блокируют магнитные пропуска и требуют оплатить задолженность и подписать новый договор с ООО «Интек Групп», и только после этого магнитные пропуска обещают разблокировать.

Стоит отметить, что аналогичных ситуаций в городе за последние два года случилось не менее нескольких десятков. Мордовороты из компании ООО «Интек Групп» были замечены в "Народном гараже" на Верхних полях, захваты паркингов и гаражей были зафиксированы в Митино, Сокольниках, в районе Фили, на Ходынском бульваре, Таганке, Пятницком шоссе и в других районах Москвы. На Никитинской улице горячая гаражная точка полыхает до сих пор, а жители многоэтажки почти буквально находятся на осадном положении и держат оборону не пуская рейдеров на подземную парковку. На Никтинской началось все с того, что отряд из 15 крепких мужчин в масках и бронежилетах, прорвался через ворота и начал крушить все внутри гаражного объекта, в том числе систему наблюдения и пожарную систему, после чего молодчики срезали решетки на окнах и выломали двери. А затем, по словам очевидцев, также оперативно они поставили все на место, сменив замки.


Скооперировавшиеся перед общей бедой москвичи отмечают, что почти всегда «бригада» от управляющей компании приезжает на «проблемный» с их точки зрения объект на одном и том же автомобиле. Часто и с одними и теми же бритоголовыми парнями на борту – представителями управляющей компании, которые показывают документ от ГУП "Дирекция гаражного строительства" подтверждающий, что управляющей компании, которую они представляют переданы права на управление объектом, блокируют все въезды-выезды из гараже, выгоняют оттуда охрану и вывешивают объявление о повышении стоимости услуг по обслуживанию гаража. Многие собственники, которые оказываются в подобной ситуации, психологически не готовы к длительному противостоянию и поэтому, «повоевав» какое то время начинают платить рейдерам. Аппетиты же захватчиков, скрывающихся под личиной управляющих компаний растут день ото дня. Уже не только собственники гаражей, но и жители многоквартирных жилых домов не раз участвовали в конфликтах, возникавших на почве передела сфер влияния между управляющими компаниями. В Щелковском районе Подмосковья в ходе противостояния рейдерам несколько человек и вовсе оказались в реанимации.

Как выяснили борцы с рейдерами из Таганского района и Сокольников, в гуще щелковского скандала оказалась замешана группа управляющих компаний «Столица», основными видами деятельности которой являются: девелопмент, строительство, эксплуатация и управление недвижимостью, реализация проектов в области управления и эксплуатации жилой и нежилой недвижимости. Очевидцы скандала с поножовщиной, в Щелково, рассказали, что представители УК ООО «Столица» пытались, используя физическую силу своих молодчиков отстранить от управления жилым объектом представителей УК «Альтернатива», которая была выбрана большинством собственников квартир этого дома. Ситуация разрешилась только с привлечением средств массовой информации, жильцы отмечают, что после визита журналистов представители компании УК ООО «Столица» на время ретировалась.

Интересно, что генеральным директором компании ООО «ИНТЕК ГРУПП», с которой воюют на Жербунова, как и компании ЗАО «Моспаркинг», ставшей причиной конфликта в Таганском районе, как и ООО УК «СТОЛИЦА», учинившей кровавую бойню в Щелково, как и ООО «Транслогистик» (компания, которой с назначением Максима Ликсутова на должность главы Дептранса, 14 декабря 2011 года подчиненным ему ГУП были переданы права на все гаражи Москвы) является некая Елена Соколова. Учредителем же или соучредителем в этих и более чем в десятке других, фигурирующих во множестве тендеров ГУП г. Москвы «Дирекция гаражного строительства» на оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию гаражного комплекса и выполнение агентских функций в целях оказания услуг паркования в гаражном комплексе, и выигрывающий большинство из этих конкурсов компаний, является господин Александр Купчин.

Стоит отметить, что и все жалобы на действия подконтрольных Купчину и Соколовой управляющих компаний остаются без должного внимания. И это несмотря на то,что,например,жители Таганского района многократно обращались в Префектуру по ЦАО, Управу Таганского района и другие органы власти по ситуации, сложившейся в муниципальных парковках,находящихся в хоз. ведении ГУП «Дирекция гаражного строительства». Указывали в своих обращениях о нарушении прав пользования парковками и о ненадлежащей эксплуатации данных объектов со стороны переданных на управление ГУП УК, учредителем которых является господин Купчин, и собственники гаражных объектов из других районов Москвы.

Пострадавшие от действий гаражных рейдеров москвичи предостерегают сограждан оказавшихся в подобной ситуации от пассивности и бездействия и напоминают: если собственников принуждают платить по дорогостоящему тарифу за услуги по обслуживанию гаража, под угрозой ограничения к нему доступа, простой звонок с вызовом сотрудников правопорядка решит вопрос допуска к машиноместу. Только вот выгнать рейдеров навсегда или отстоять право на легитимность того же ТСН будет не просто, займет массу времени и сил, но для тех, кто не готов платить за гараж в три дорога, это возможный выход.

Жителей трех домов в Хорошевском районе вернули в не такие уж и далекие 90-е. Собственники стали жертвами рейдерского захвата частных гаражей. Компания в погоне за легкой наживой перешла все границы закона.

«Рога и копыта»

7 лет подряд одна компания обслуживала дом 4 корп. 4 по ул. Гризодубовой. Однако внезапно организация в одностороннем порядке расторгла договор. Об этом жильцы узнали только по извещению. Тогда-то гендиректор и рекомендовал жильцам заключить новый договор с компанией «Экстра Строй».

«Мы узнали, что они организованы 3 месяца назад с уставным капиталом меньше, чем получают наши консьержи - 10 тыс. рублей. Это к нам они пришли в таком виде», - рассказывает Наталья, представитель инициативной группы.

«Экстра Строй» в прямом смысле ворвалась на территорию гаражного комплекса. По утверждению жителей, представители компании «силой выгнали официальных сотрудников охраны и поставили на их место своих людей, не имеющих лицензию на охранную деятельность».

Но на этом «Экстра Строй» решил не останавливаться, и начал сдавать машиноместа в аренду абсолютно посторонним людям.

«Там не просто возня, а как всегда играют деньги. Наши дома вместе с паркингом - лакомый кусочек: можно ничего не делать, деньги за обслуживание получать, а главное, никто не спросит отчета. А если кто и спрашивает, можно вешать лапшу на уши.. Плюс прошла информация, что машиноместа в гараже сдавались без ведома собственников по 8 тыс. руб., деньги не шли на эксплуатацию и ремонт гаража», - пишет на форуме один из собственников.

В результате жильцы получили сломанные выездные ворота, отключение электроснабжения паркинга и откровенно хамское отношение.

Соседи по несчастью

И это, считают собственники, им еще повезло, потому что все силы компании направлены на баталии в соседнем дворе на Ходынком бульваре. Воюет у соседей все та же организация, только называет она себя иначе - «Парковочные технологии».

кромешной тьме, халявщики каким-то образом еще не пообдирали друг другу бока. Грязь и мусор на захваченной части паркинга не убирается. Упертые и жадные до прибыли захватчики насдавали машиномест с превышением лимита. Машины ставят уже в проездах и местах, не приспособленных для стоянок. Надеюсь, что это будет учтено компетентными органами при подведении итогов их захватнической деятельности", - пишут жильцы на форуме о состоянии их парковки.

Несколько раз дело даже доходило до вызова полиции. Однако, как пояснил участковый уполномоченный полиции Алексей Барков, "рейдерский захват" - слишком громкое определение для этого случая.

"Жители хорошо преувеличивают. Никаких захватов там нет. Все там по закону, просто есть лакомый кусок в виде подземных гаражей. Предыдущая компания складывает свои полномочия 1 апреля, они передоверили эти гаражи новой организации. Она должна легализоваться, то есть со всеми жителями подписать документы, но жители оказались против. Сначала одни жители взбунтовались, потом все. Вот сыр-бор и получился. Мы же крайние и оказались: «полиция, выгоните этих людей". А как мы их будем выгонять, если не имеем права, пока у них контракт? Я там дня три провел в этих гаражах, с утра и до вечера», - сказал участковый.

В префектуру САО Москвы заявление о "захвате" гаражей не поступало. Видать, собственники все-таки пришли к единому решению - сменить недобросовестную компанию.

«Мы не рейдеры, у нас документы все с собой, на стендах все висит. Обычная стандартная процедура: 15 гаражных комплексов в Москве компания «Инэк» передает нам. Если вы против нашей компании, проблемы нет. Мы никому не навязываемся», - попытался оправдаться на собрании собственников представитель «Экстра Строй».

Только слушать его уже никто не стал. Собственники уже вынесли вопрос на очно-заочное голосование. В данный момент инициативная группа собирает подписи.

« В этот момент, если та организация, которая захватила места, не даст физически им приступить к работе (поставить охрану, получить ключи от ящиков управления электроэнергией), тогда уже здесь возникнет необходимость привлекать полицию и прокуратуру, потому что это уже будет силовой захват. Сейчас они принимают агрессивные действия, но еще нет решения собственников», - рассказал юрист Михаил Лакушин.

В любом случае собственники намерены идти до конца.

Марина Староверкина

«Преступная Россия» рассказывает о том, как московский предприниматель, пользуясь покровительством властей, создал многоступенчатую схему по «оккупации» столичных парковок.

В конце апреля в интернете появилось видео того, как организованная группа рейдеров захватила парковку при жилом комплексе «Вершинино» на Электролитном проезде. В ход шли травматическое оружие, шумовые гранаты и дымовые шашки. Особую пикантность ситуации придает тот факт, что буквально в 10 метрах от происходящего находились полицейские и ничего не предпринимали. По их словам, это был «спор хозяйствующих субъектов», в ход которого они вмешиваться не вправе. В результате «спора» было сожжено несколько машин тех, кто был не согласен с данной ситуацией.

В сюжете программы «Вести», посвященной «спору», отмечается, что данный случай не первый, не десятый и даже не сотый - по данным «Вестей», всего в Москве таким образом захвачено около 300 парковок. Организатором массового захвата называют предпринимателя Александра Купчина, владельца десятков фирм, связанных с недвижимостью.

«Преступная Россия» проанализировала деятельность Купчина и то, каким образом бизнесмен монополизирует парковочный рынок Москвы и Подмосковья, не встречая сопротивления.

Методы из 90-х

Отцом парковочного рейдера был широко известный в узких кругах Анатолий Наумович Купчин. Многие называют Купчина-старшего основателем рекрутинга в России - он был создателем первого агентства по набору персонала «Контакт», до этого работал в сфере недвижимости.


Анатолий Купчин

Вскоре Купчин стал привлекать к делам своего сына. В интервью, датированном 2002 годом, Александр Купчин значится как директор управляющей компании ЗАО «Агентство Контакт». В нем молодой предприниматель рассказывал о собственном опыте управления московской недвижимостью.

Однако начиная с 2012 года, Александр Купчин несколько изменил специализацию, начав работать в сфере парковочной недвижимости. К настоящему моменту Купчин успел побыть собственником и руководителем более 30 компаний, занимающихся арендой и эксплуатацией парковок. Все эти структуры «дружат» между собой, подписывают друг с другом договоры на оказание охранных услуг или на юридическое сопровождение сделок.



Компании Александра Купчина

Большинство из них «засветилось» в захватах различных парковок по всей столице и в Московской области. Методы практически везде одни и те же: представители компаний Купчина «оккупируют» парковку: иногда мирно, иногда (как на Электролитном проезде) − с избиением предыдущей охраны и баррикадированием внутри сторожки. После того как захватчики закрепились на «завоеванной» территории, они значительно увеличили плату за гаражные услуги.

В публичном пространстве история начала развиваться с февраля 2012 года, когда жителям Нижегородской и Новорогожской улиц, Рогожского вала и Коврова переулка управляющая компания «Транслогистик» назначила ежемесячную цену на обслуживание гаража в 6500 рублей вместо 3800. Никакого обоснования повышения цены, разумеется, представлено не было. Зато сотрудник компании Антон Лабзин (он оказался в списке друзей Купчина в Facebook) пригрозил, что если предыдущая обслуживающая компания не съедет мирно, то парковка будет захвачена силой. 21 февраля 2012 года представители «Транслогистик» вместе с главой управления по ЦАО ГУП «Дирекция гаражного строительства» (ДГС) Александром Деревянко встретились с жителями дома номер 4 по Коврову переулку. В ходе разговора выяснилось, что «Транслогистик» был выбран ГУП для эксплуатации гаража в ходе конкурса, о котором никто из присутствовавших не слышал. Более того, представители компании-победителя не смогли назвать ни даты, ни формы проведения конкурса. Еще одной интересной деталью является тот факт, что сам «Транслогистик» был создан за несколько дней до предполагаемого конкурса.

Встреча жильцов дома с сотрудниками ООО «Транслогистик»

На видео можно заметить двух сотрудников «Транслогистик» − уже упоминавшегося выше Антона Лабзина, представившегося управляющим компании по ЦАО, и неизвестного мужчину, назвавшегося исполнительным директором. Неизвестного также удалось найти в списке друзей Купчина - им оказался 32-летний Станислав Казаков.

Позднее «Транслогистик» воплотил свои угрозы в жизнь. 21 мая на парковку по адресам Ковров, 4 и Рогожский Вал, 7 ворвались молодчики кавказской внешности с кувалдами в руках. Выломав двери, они проникли в помещение охраны и силой вытащили охранников на улицу. При участии муниципального депутата Ильи Свиридова ситуацию удалось урегулировать, но ненадолго. В итоге компания «засела» в доме на основании того самого договора с ГУП. Несмотря на это, плату за обслуживание гаража удалось удержать на уровне 4 200 рублей.

За время работы «Транслогистика» состояние гаражей значительно ухудшилось. Кроме того, на территории паркинга была незаконно открыта автомойка. Жители домов требовали отказаться от услуг компании, в итоге их требования были услышаны, и на смену структуре Купчина пришла… другая структура Купчина под названием ЗАО «Моспаркинг» (ранее она носила название ЗАО «Пчелка»). Как частная фирма получила название с приставкой «Мос-», указывающее на причастность к правительству Москвы, - вопрос открытый.

Жильцам удавалось держать цену на прежнем уровне до ноября 2015 года, однако с приходом «новой» компании борьба с повышением цен продолжилась: «Моспаркинг» потребовал повышения ежемесячной платы до 5 800 рублей. В качестве обоснования было предоставлено письмо, в котором руководитель ГУП ДГС разрешал «Моспаркингу» повысить цену без каких-либо вопросов.


Письмо ЗАО «Моспаркинг» из ДГС

Отказывающимся платить по новому тарифу жителям блокировали доступ на парковку, а перед парковочными местами неплательщиков ставили бетонные блоки или ввинчивали в землю заграждения. Территорию парковки заселили 10−12 человек крепкого телосложения, которые выгоняли жильцов, грубо с ними обращались, нередко прибегая к физической силе. При включении камеры они скрывали лица либо надевали маски. При последующей проверке оказалось, что двое из охранников имели судимость, а остальные неоднократно привлекались к административной ответственности.

Забегая вперед, можно сказать, что случай в Таганском районе - лишь один из сотен. Интернет полон различных видео о том, как сотрудники фирм Купчина захватывают парковки в стиле «лихих 90-х». На Никитской улице рейдеры устроили полноценный захват: десятки неизвестных перелезли через забор, избили охрану, проникли на территорию парковки, и забаррикадировались изнутри.

Методы захватчиков парковок

«Армия» рейдерских компаний объявилась уже в подмосковном Зеленограде. Там стоянки переходят под контроль «Строй-паркинг» и «Бел-Авуар-Инвест», которые также принадлежат Купчину. По традиции, места на парковках стали незаконно сдаваться в аренду. За это «Строй-Паркинг» получил штраф за административное правонарушение, однако суд отменил его, так как «указанные обстоятельства документально не подтверждены».

Хорошие связи у Купчина образовались и в Химках. Весной 2017 года заместителем главы городского округа стал Кайгородов Дмитрий Алексеевич. Оказалось, что Кайгородов - выходец из структур Купчина.


Дмитрий Кайгородов

Новый замглавы Химок работал руководителем в компаниях «Центурион», «Темир Транс Групп» и «Жилэксперт». Эти фирмы успешно захватывают различные парковочные объекты по всему городу.

Надежные партнеры

Отдельного внимания заслуживает упомянутое выше ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы», оно же ГУП «Дирекция гаражного строительства» (ДГС).

За все время своего существования ДГС получила дурную славу за провал проекта «народных гаражей». Разумеется, на самом деле речь шла не о полноценном гараже, а о месте на многоэтажной парковке. В первый раз программа «народных гаражей» с треском провалилась еще в 2010 году, когда за четыре года работы было построено лишь 3 объекта из запланированных 182, таким образом, было реализовано меньше 2% плана.

В 2012 году за возрожденный проект взялась ДГС. На эту программу выделяли средства жители города, столичные власти в лице Департамента строительства города Москвы (уставной капитал ДГС был увеличен на 8 млрд рублей) и «Банк Москвы» в виде кредита в размере 3,3 млрд рублей. Цена на одно парковочное место начиналась от 350 тыс. рублей. Однако уже через пару лет выяснилось, что программа снова «не идет». Жители Москвы не заинтересовались парковочными местами, сочтя цену на них слишком высокой.

Судя по финансовым показателям, ДГС ведет не особо успешную финансовую политику. В конце 2015 года учреждение имело убыток в размере 829 млн рублей.


За 6 лет своего существования «Дирекция» выступала ответчиком почти в 500 судебных разбирательствах, проиграв из них 230 на сумму свыше 1,4 млрд рублей. Согласно данным «Контур-Фокуса», на конец 2015 года ГУП имел задолженность в размере 33 млн рублей.

В мае 2016 года против ДГС было подано несколько исков с требованием признать ГУП банкротом. Оказалось, что учреждение задолжало подрядчикам и кредиторам более 300 млн рублей, а дольщики недополучили более 3,5 тыс. парковочных мест.

С момента своего создания ДГС оказывала особое внимание структурам рейдера. В феврале 2012 года в ведение этого ГУПа был передан контроль над всеми парковками города Москвы, вскоре после этого началась «оккупация» паркингов десятками компаний Купчина.

Судя по списку госзакупок, проведенных ГУПом, Купчин является очень надежным партнером ДГС. В этом списке можно встретить практически все компании рейдера, которые засветились в криминальных сюжетах о захвате парковок, в частности:

    «Дюна-паркинг» − заключено 2 контракта на 506 тыс. рублей;

    «Композит-терминал» − заключено 7 контрактов на 17 858 630 рублей, выиграно еще 4 на 9 765 243 рубля;

    «Бел-Авуар-Инвест» − выиграно 3 конкурса на 13 300 545 рублей;

    «Эргострой» − заключено 20 контрактов на 6 353 980 рублей;

    «Девелопмент-Инвест Групп» − заключено 7 контрактов на 15 446 865 рублей, выиграно еще 2 на 13 102 882 рубля;

    «Транслогистик» не выиграл ни одного контракта, однако участвовал в 10 конкурсах вместе с «Моспаркингом»;

    «Авто-Максимум» − выиграно 3 контракта на 2 862 202 рубля;

    «Интек Групп» − заключено 12 контрактов на 26 393 675 рублей;

    «Департамент Деловой Недвижимости» − заключен 91 контракт. Здесь стоит оговориться, что по какой-то причине падение цены большинства этих контрактов составило 100%. Очевидно, что Купчин не будет работать «за бесплатно», поэтому установить реальную стоимость заключенных контрактов не удалось;

    «Моспаркинг» − заключено 15 контрактов на 49 807 668 рублей.

По самым скромным подсчетам, ДГС отдала компаниям Купчина контрактов на эксплуатацию на сумму порядка 200 млн рублей. При этом купчинские фирмы постоянно завышают цены на обслуживание парковок для жителей домов. Куда идут собранные с жильцов деньги - отследить невозможно. Вполне возможен вариант, когда компании берут деньги и с жильцов, и из бюджета, а в итоге занимаются лишь выбиванием денег из несогласных.

Примечательный момент: если сначала контроль над парковками отдавался структурам Купчина на неких конкурсах, на которые «никто не приходил», а на деле информация о них нигде не фигурировала, то позднее ДГС стала заключать договоры с компаниями рейдера как с единственным поставщиком, т. е. официально отдавая контракты Купчину без конкурса.

На сайте ДГС указано, что «уполномоченным агентом по реализации объектов гаражного назначения является ОАО «Московский городской центр реализации нежилых помещений «Мосреалстрой» (ОАО «Мосреалстрой»)». Другими словами, «Мосреалстрой» продает парковочные места в столице. Эта компания целиком принадлежит Департаменту городского имущества города Москвы, однако управляется она АО «Управление Экспериментальной застройки Микрорайонов» (УЭЗ). УЭЗ является частью строительного холдинга «Мосинжпроект», подконтрольного «правой руке» вице-мэра Москвы Марата Хуснуллина - Альберту Суниеву. Он является генеральным директором УЭЗа и заместителем генерального директора «Мосинжпроекта». По информации «Контур-Фокуса», «Мосреалстрою» уже отдано контрактов на 180,5 млн рублей.

Согласно данным СМИ, Суниеву удалось включить ДГС в структуру «Мосинсжпроекта», что подразумевает полное подчинение руководству холдинга. В результате включения строительной компании в ДГС сменился руководитель - им стал экс-глава Банка Казани Дамир Талипов. Примечательно, что Талипов «дружит» с Купчиным в Facebook - действительно, как не пообщаться с надежным партнером? Другой интересной деталью является то, что аудит финансовой деятельности ДГС осуществляет ООО «Компания «Аудитор Столицы» («Компас»). Эта структура основана выходцами из Татарстана Русланом Тазеевым (он, кстати, окончил тот же факультет того же вуза, что и Хуснуллин в свое время), Натальей Гильмутдиновой и Еленой Просвирниной и занимается аудитом практически всех структур Суниева.

«Город делает»

В августе 2016 года в Общественной палате РФ прошло собрание, посвященное рейдерскому захвату парковок. На нем прозвучало несколько важных вещей.

Один из представителей ТСН, борющихся с парковочными захватчиками, рассказал, что весной 2016 года было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, фигурантами которого стали сотрудники одной из крупнейших компаний Купчина - ООО «МЭК». По словам участника дискуссии, в рамках дела сотрудники полиции нагрянули в офис «МЭК» с обыском и осуществили выемку документации и прочих улик. Примечательно, что среди изъятого была обнаружена оригинальная печать ДГС, которой ГУП визировало свои договоры. Получить материалы уголовного дела нам не удалось, однако данная информация очень похожа на правду. Зачем ездить куда-то для подписания договоров, если можно все оформить, не выходя из собственного офиса? Победитель ведь известен заранее! К сожалению, делу не был дан ход - по информации члена ТСН, в «МЭК» работает отставной полковник МВД, который в кратчайшие сроки сумел закрыть дело

О тесной связи ДГС и структур Купчина свидетельствует еще одна деталь. На разговор в общественную палату были приглашены сотрудники и ДГС, и парковочных компаний. В списке заявленных участников был некий Олег Борисович Копылов. Этот человек был хорошо знаком жильцами домов, атакованных рейдерами, - он много раз выступал на судебных заседаниях по захвату парковок. Его особенность в том, что на разных заседаниях он представлял интересы то ДГС, то «Моспаркинга». При этом в Общественную палату он был приглашен в качестве юриста от «Моспаркинга» и Департамента деловой недвижимости». В интернете можно найти документы, в которых Копылов указан то как « заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «МЭК», то как « начальник правового управления ГУП г. Москвы «Дирекция гаражного строительства».

Знакомство с руководителем «парковочной империи» подтверждает и нынешний руководитель ДГС Дмитрий Храмов. В сюжете телеканала «Россия 1» он сообщил пару интересных деталей. На вопрос о том, как именно структуры Купчина получают контракты на обслуживание всех парковок города, Храмов отвечает: «Я думаю, что, наверное, какие-то определенные ресурсы у него имеются, для того чтобы заходить на эти конкурсы и выигрывать их». Непонятно, о каком именно ресурсе говорит гендиректор, административном или каком-то еще. Но на вопрос о личном знакомстве с Купчиным он замялся, и в итоге признался, что общался с предпринимателем.

Гендиректор ДГС признался, что знаком с Купчиным

Все изложенные выше моменты наводят на мысли о масштабной коррупционной схеме, благодаря которой рейдеры, тесно сотрудничая с властями и пользуясь их покровительством, захватывают все городские парковки. Борьба жителей домов с захватчиками длится уже более 5 лет, однако конца ей не видно.