Описание архитектуры усадьба маркова. Усадебный парк на воронцовом поле

Улица Ильинская - это старинная улица, которая расположена в центре Нижнего Новгорода, в Нижегородском районе. Названа в честь построенной в 1506 году деревянной церкви Святого Ильи Пророка.

Улица поднимается в гору и идёт до того места, где ранее находилась городская застава (или решётка), обозначавшая конец городской черты. По улице проходила дорога на Владимир и Москву. Изначально заселялась купцами, ремесленниками и ямщиками.

Начинается эта улица от Скобы, проходит до улицы Красносельской. (В давние времена являлась главной улицей в Започаинском районе; некоторые называют эту улицу Ильинкой).

По улице Ильинской проложены трамвайные пути, ходит общественный транспорт, до этой улицы доехать вам позволит трамвай № 2, 1,21.

На улице Ильинской очень много различных старинных достопримечательностей — это и дом Марковых (ныне здание студенческой поликлиники), и Мариинская гимназия, где некогда преподавал Ульянов Илья Николаевич- отец Ленина, и дом купца Ремлера, где находилась аптека (там впервые в городе начали продаваться лекарства, изготовленные химическим способом), усадьба купца Морозова, дом купца Грузеева, где на первом этаже продавали рыбу, особняк Арсения Морозова, а так же храм Вознесения Господня.
Улица Ильинская очень не похожа на другие улицы Нижнего Новгорода. Она является самой старинной улицей, на которой находятся исторические объекты и дома, как каменного строения, так и деревянных застроек, сохранившихся с 18-19 веков. Гуляя по этой длинной улице, замечаешь очень много интересных построек и всегда любуешься красотой и индивидуальностью многих зданий. Здесь Вы не найдете чистеньких, словно с выставки, зданий. Это не туристическая часть улицы, и дома здесь не реставрированные. Но именно в них сильнее всего чувствуется дух купечества, жившего здесь.

Множество зданий здесь связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей отечественной науки, культуры, общественной жизни. Сейчас, в основном, это жилые дома.

Наиболее яркое впечатление вызывают такие объекты улицы Ильинской как усадьба А.В. Маркова, которая является памятником истории и культуры, дом купца Чеснокова и храм Вознесения Господня (Архиерейское подворье).

Дом усадьбы А.В. Маркова
Был возведён в 1905 г. для купца Арсения Васильевича Маркова. Автор проекта не установлен. Дом Маркова на фоне старинных нижегородских построек отличается необычной архитектурой, напоминающей ранний флорентийский Ренессанс пятнадцатого века, что редко встречалось в русской архитектуре 19-20 века
Однако во внутренней планировке и интерьерах отразилось новое архитектурное направление – декоративный модерн, начинавший заявлять о себе в это время в Нижнем Новгороде.

В 1918 г. главный усадебный дом был национализирован:
-Послевоенное время и до 1985 года — туберкулезный диспансер;

С 1985-2006 г. в здесь размещалась студенческая поликлиника.

В двухэтажном доме Маркова особенно выделяется характерный для флорентийских палаццо сильно выступающий от стены профилированный цоколь.
В отличие от большинства купеческих домов ХIХ века в этом доме все фасады поработаны с большой детализацией с повторением общего рисунка рустовки, профилей тяг и карнизов, с тонкой проработкой архитектурных деталей. Главное внимание архитектор уделил самому рисунку рустовки, используя ее в нескольких вариантах:

С включением различных барельефов растительного орнамента или маскаронов в виде львиных голов на основном фасаде;

В сочетании гладких и фактурных, с включением мелкой гальки или гравия, поверхностей на двух дворовых фасадах и простых гладких рустов на заднем фасаде.

К началу 21 века многие декоративные элементы были уничтожены без возможности восстановления (подлинных чертежей не сохранилось). В 2009 году особняк был передан в собственность ННГАСУ, который максимально восстановил прежний облик здания. В наши дни в особняке купца Маркова, являющемся архитектурным памятником, располагается корпус Нижегородского архитектурно-строительного университета.
Реконструкция объектов.

На наш взгляд некоторые дома надо отреставрировать, сделать небольшой ремонт зданий, но если будет застройка новыми зданиями, то обязательно нужно строить здания в стиле и с использованием архитектуры 18-19 веков, чтобы сохранить колорит, стиль, образ этой красивой улицы Ильинской.

Кургузова Екатерина, Алеся Акимова
школа 33 11″А»

Здесь между Земляным и Белым городом издавна селились мастера, изготовлявшие кареты и телеги. Это поселение подарило своё имя некоторым окрестным улицам и переулкам. Часть дороги от Кремля мимо Высоко-Петровского монастыря к селу Сущёву, бывшая часть улицы Петровки, стала называться в обиходе, а затем и официально Тележным рядом. Затем улица Тележный ряд в начале XIX века, когда телеги для жителей Первопрестольной перестали быть актуальными, была переименована в Каретный ряд. Владельцы местных лавок предлагали горожанам приобрести всевозможные кареты, коляски, дрожки. Они были очень удобны в городских условиях. Иногда улицу также называли Каретнорядной площадью, поскольку при достаточно большой ширине своей она имела небольшую протяжённость.

Во время московского пожара 1812 года улица полностью сгорела. Есть сведения, что каретники зачастую сами поджигали мастерские, чтобы экипажи не достались французам.

Дом с мезонином, расположенный на Каретном ряду под номером 4, строение 4 – послепожарный особняк, фасад которого был переделан архитектором А. В. Флодиным для купца Александра Дмитриевича Маркова, владельца Экипажной фабрики братьев Марковых, основанной ещё в 1784 году. Помимо экипажной фабрики Марковым, принадлежало ещё несколько каретных лавок, где под навесами размещались готовые для продажи экипажи.

Несомненное украшение особняка - скульптуры греческих грифонов, расположенных по обеим сторонам фронтона. Благодаря грифонам его называли ещё «домом с пегасами».

В доме Маркова в 1903-1920 годах жил великий русский режиссёр, актер, теоретик и реформатор театра, педагог , выходец из известной семьи купцов-промышленников Алексеевых. В 1898 вместе с В. И. Немировичем-Данченко Станиславский он основал Московский Художественный театр – первые спектакли ставились на сцене в , расположенном здесь же, в Каретном ряду. Свою театральную деятельность Константин Сергеевич сочетал с работой по руководству фабрикой Товарищества «Алексеев Влад., Вишняков П. и Шамшин А.».

Особняк же в Каретном ряду, в котором он жил, стал известен как дом Станиславского. В 1920 году особняк Маркова получил новых хозяев – сюда въехала транспортная комиссия Совнаркома. Несколько позже к дому по проекту архитектора Георгия Павловича Гольца был пристроен гараж Совнаркома с необычными окнами-иллюминаторами, в котором автомобили по круговым пандусам въезжали на второй этаж.

Со Станиславским советская власть, правда, обошлась хорошо: выделила ему дом в Леонтьевском переулке. Тот самый, где сейчас находится музей великого режиссёра.

В настоящее время дом купцов Марковых находится на государственной охране, как объект культурного наследия, но нуждается в срочной реставрации.

Особняк А.В. Маркова - образец архитектуры эклектики начала ХХ века

Главный дом усадьбы А.В. Маркова занимает одно из ключевых мест в исторически-сложившейся и хорошо сохранившейся застройке улицы Ильинской и относится к лучшим примерам купеческих домов Нижнего Новгорода. Особняк включен в список объектов культурного наследия регионального значения. В 2009г. проведена реставрация всех фасадов и отдельных исторических интерьеров здания.

Дом Маркова отличается на фоне других нижегородских построек начала ХХ века своим необычным архитектурным обликом, вызывающим ассоциации с флорентийскими палаццо периода Раннего Возрождения ХV века. В двухэтажном доме Маркова, высота которого едва достигает 12 м, кроме сплошной, относительно неглубокой и мелкой по рисунку рустовки стен, составляющей основу архитектурного построения фасадов, особенно выделяется характерный для флорентийских палаццо сильно выступающий от стены профилированный цоколь. В отличие от большинства купеческих домов ХIХ века, в этом доме все фасады поработаны с большой детализацией и выдержаны в одном характере, т.е. с повторением общего рисунка рустовки, профилей тяг и карнизов, с тонкой проработкой архитектурных деталей. Главное внимание архитектор уделил самому рисунку рустовки, используя ее в нескольких вариантах: с включением различных барельефов растительного орнамента или маскаронов в виде львиных голов на основном фасаде, обращенном на улицу Ильинскую; в сочетании гладких и фактурных, с включением мелкой гальки или гравия, поверхностей на двух дворовых фасадах и простых гладких рустов на заднем фасаде. Таким образом, по стилистической характеристике здание относится к довольно редко встречающемуся направлению в русской архитектуре эклектики второй половины ХIХ - начала ХХ века.

Усадьба, где построен дом, имеет большую историю. Особняк расположен на месте старого дома, возведенного в первой половине Х1Х века и отмеченного на плане-съемке города 1853 года.

Согласно «Списку домов Нижнего Новгорода» за 1900 год это было владение Михаила Ивановича Сафонова, принадлежавшее ему по наследству с 4 мая 1893 года. Оценка дома составляла 1113 рублей. В «Списке домов» домовладение значится под № 18. До 1893 года владение принадлежало Екатерине Асафовне Сафоновой.

В первые годы ХХ в. владение переходит к Арсению Васильевичу Маркову - последнему представителю известного нижегородского купеческого рода. Главной фигурой рода являлся Василий Кузьмич Марков, крупный рыботорговец. В середине ХIХ века ему в Нижнем Новгороде принадлежали домовладения на Малой Покровской, Ильинской и Рождественской улицах, в Вознесенском переулке (ныне улица Нижегородская), а также несколько торговых лавок в гостином дворе на Рождественской улице. Марковы широко занимались благотворительностью, в том числе строили сельские школы и училища. А.В. Марков в 1905 году оборудовал амбулаторию в селе Желнино. В Нижнем Новгороде на средства Марковых было построено и оборудовано здание детского приюта нижегородского губернского земства, известного как «дом подкидышей».

Главный восточный, выходящий на Ильинскую улицу, фасад отличается богатым декором, архитектурной пластикой и разнообразным рисунком оконных наличников. Дворовый южный фасад имеет более упрощенное построение, менее пластичную рустовку, главным акцентным элементом является широкий балкон. Дворовый западный фасад еще немного проще по архитектурной прорисовке рустов и отделке наличников окон, отличается двумя металлическими, симметрично поставленными навесами над входами. Северный фасад, который просматривается только в узкой щели двора, имеет еще более скромную отделку, включает большие гладкие поверхности стен и в тоже время повторяет общую архитектурную структуру членений всех остальных фасадов.

Особый интерес в доме Маркова имеют полностью или фрагментарно сохранившиеся художественные интерьеры отдельных помещений. Наибольшую художественную ценность представляют вестибюль и холл с мраморными лестницами, объединенными арочными проемами. Здесь также сохранились как деревянные резные панели с большим зеркалом, так и декоративная лепка стен и потолков, представляющие собой единственный законченный пространственный образец интерьера модерна в Нижнем Новгороде

Особняк Маркова является уникальным в нижегородском зодчестве примером дома, в пространство которого включены художественно выполненные витражи. Витражи расположены в разных частях дома и придают дому специфическую цвето-световую характеристику. Самым ярким и многоцветным является витраж, размещенный на парадной лестнице.

Огромное окно-витраж выполнено в характерной манере модерна и по рисунку представляет собой раскрывшего хвост павлина среди цветов. Этот цвет витража в сочетании со светло-серыми мраморными ступенями и пластичными ограждениями лестницы и раскрашенным декоративным орнаментом стен создает удивительно эмоциональный интерьер.

Исключительное значение имеют лестницы, в которых марши, ограждения и площадки выполнены из беломраморных плит. Пластику их характеризуют четкие сложные профили и высокое качество строительных работ. Подобные мраморные лестницы сохранились в Нижнем Новгороде лишь в двух особняках (ныне музеях), принадлежавших С.М. Рукавишникову и В.М. Бурмистровой. Особый пространственный интерес представляет лестница в вестибюле. Она имеет криволинейное волнообразное очертание в плане и включает спиралевидные скульптурные объемы. В отдельные ячейки ограждения главной парадной лестницы первоначально были вставлены металлические декоративные элементы. По первому этажу художественный интерес представляют полотна двух дверей и панели с большим зеркалом, выполненных в одном характере с элементами модерна.

Таким образом, в результате реставрации и приспособления особняка под учебный корпус ННГАСУ, с включением кафедры ЮНЕСКО, сохранен и частично восстановлен архитектурный декор на фасадах, а также разнообразный первоначальный лепной декор на стенах и потолках исторических залов, из которых особое внимание было сосредоточено на двух интерьерах - вестибюля и холла с мраморными лестницами.

В начале прошлого века летом в Желнине было особенно оживленно. На отдых в свои родовые гнезда съезжались наши доморощенные купцы, их взрослые дети со своими семьями, многочисленные родственники с друзьями. Без крымских курортов, заморских путешествий, конечно, не обходились, однако родные пенаты не забывали. Находили здесь душевный покой и отдохновение.

Сосновые боры, дубравы, окаймленные величественной Окой - дивная картина. Если кто хоть раз бродил по тихим улочкам старинного селения, то наверняка обратил внимание на старые, но по-прежнему добротные дома Кузнецовых, Солиных, Крицковых, Рябиковых. Уютно им на улочках Желнина, в далеком прошлом носивших такие добрые названия: Елховка, Гуселки, Слободка… Одно удовольствие пройтись по ним, но сделаем мы это в другой раз. А сегодня поспешим вслед за нашими купцами в Нижний Новгород.

По осени возвращались они туда из Желнина в свои особняки на долгую зиму. Не простые дома построили чернорецкие купцы Марков и Солин в губернском городе. Каждый значится теперь уникальным памятником истории и архитектуры областного центра. Такие чудные островки старины на улицах Нижнего вполне можно было бы превратить в музеи, а новые здания вписать в окружающий ландшафт, в исторический контекст полюбившегося места. Но это происходит только тогда, когда все решают не только деньги, но еще и уровень культуры не тоньше кошелька…

Василий Кузьмич Марков - коренной желнинец-чернореченец. «Справный мужик из Желнина, наживший миллионы на рыбном деле» - так охарактеризовал Василия Кузьмича краевед Ф.Хитровский в своей статье о старой купеческой Волге. В низовьях Волги старший Марков владел землями и рыбными ловлями «размеров необычайных: до ста двадцати семи тысяч десятин». По сведениям 1892 года, у супругов Марковых были дети: Анатолий - 23 года, Константин - 21 год, Лидия - 18 лет, Валентина - 15 лет, Арсений - 12 лет. Разбогатев, Василий Кузьмич не скупился на пожертвования: построил приемный покой, библиотеку, здания для Бабинского и Горбатовского училищ. Умер «рыбный король» в 1898 году в день Знамения в возрасте 50 лет и 9 месяцев. О чем сохранилась надпись на его надгробном памятнике в семейной усыпальнице на кладбище в Желнине.

Он оставил после смерти жене и детям многомиллионное состояние. Агния Николаевна неустанно умножала капитал. По примеру мужа, огромные суммы жертвовала на благотворительность. Может, потому, что родительская вина тревожила сердце матери: не сложилась судьба старшего сына Анатолия, спившегося и умершего от чахотки. По словам, Ф. Хитровского, он был из тех купеческих сыновей, «неудовлетворенных жизнью», которые дали писателю М. Горькому материал для создания знаменитого романа «Фома Гордеев».

По примеру отца, благими делами прославился младший сын Арсений Васильевич: в 1905 году он оборудует амбулаторию в родном селе Желнине, строит начальное училище с открытием класса для обучения столярному делу, вносит крупные суммы на строительство туберкулезного санатория на станции Желнино. В Н.Новгороде на средства Марковых было построено и полностью оснащено здание детского приюта нижегородского губернского земства, известного как «дом подкидышей», принимавшего младенцев чуть ли не со всей России.

Когда наступало время женитьбы, многие из купцов предпочитали выбирать избранницу из своего круга. Это позволяло укрепить связи с торговым партнером, увеличить свой капитал за счет приданого, повысить репутацию. Но не только оттого, что следовал Арсений Васильевич этому негласному купеческому правилу, женился в 1901 году на Любови Васильевне из зажиточной семьи Тарасовых в Желнине. Они дружили с детства и, соединившись в браке, прожили вместе двадцать семь лет. В любви и согласии у них родились дочери Ольга и Валентина.

Спустя шесть лет после женитьбы Марков построил на улице Ильинской в Нижнем Новгороде особняк. Собственный дом всегда занимал особое место в жизни купечества. Вот и для Маркова он стал не просто жилищем, но и символом богатства, мерилом общественного положения. О роскошном особняке и его хозяине по Нижнему ходили легенды.


Вот одна из них. Слыл Арсений Васильевич большим ценителем породистых лошадей. Чудо-скакуны Маркова считались лучшими среди коней нижегородских конезаводчиков. Лето купец с семьей в Желнине проводил, а зиму - в своем особняке на Ильинке. Но с любимым вороным жеребцом по кличке Бедуин не расставался. Завсегда брал коня с собой в Нижний. Здесь позади особняка располагалась теплая конюшня. Купец однажды немало гостей удивил, сюрприз преподнес: оседлал любимого коня и прямиком в дом с парадного крыльца въехал. Вороной жеребец по мраморной лестнице стремительно вынес хозяина на второй этаж - в залу, где знатные гости дорогими винами угощались. Долго восхищались они ловкостью хозяина, любовались конем-красавцем. Когда улеглось волнение, Марков взял коня под уздцы, свел его осторожно вниз. Этот «сюрприз» Маркова в Нижнем немало обсуждали.

Но в 1918 году главный усадебный дом желнинского купца национализировали (муниципализировали). В советское время здесь размещалась студенческая поликлиника. Арсению Васильевичу вместе с семьей пришлось перебраться в Москву. Там до конца своей жизни в 1928 году трудился шофером-механиком при гараже Высшей артиллерийской школы комсостава на автомобилях «Паккард» и «Мерседес». Дочери купца, Ольга и Валентина, прожили в Москве долгую жизнь, но, оставаясь одинокими, так и не продолжили рода Марковых.

Почти век минул, но по-прежнему выделяется особняк Маркова на Ильинке своей неповторимой архитектурой неизвестного зодчего. Его фасады выполнены в стиле ретроспективизма (отдаленно напоминает итальянское палаццо эпохи Возрождения), а интерьеры - в декоративном модерне. Стены украшает горельеф - женская головка, волнистые пряди волос которой переплетаются с листьями фантастических растений. В особняке сохранили интерьер, витражи, роспись, лепнину. Несмотря на ряд переделок, первоначальная планировка сохранена.

Особняк Маркова является уникальным в нижегородском зодчестве примером дома, в пространстве которого сохранились художественно выполненные витражи, расположенные в разных частях здания. Самый яркий и многоцветный из них - на парадной лестнице: огромное окно-витраж выполнено в манере модерна и по рисунку представляет собой раскрывшийся хвост павлина среди цветов. Этот цвет витража в сочетании со светло-серыми мраморными ступенями, ограждениями лестницы и раскрашенным декоративным орнаментом стен создает удивительно эмоциональный интерьер.

Особая художественная ценность - вестибюль и холл с мраморными лестницами, объединенными арочными проемами. Исключительное значение имеют лестницы, в которых марши, ограждения и площадки выполнены из беломраморных плит отменной по качеству работы старых мастеров. Здесь также сохранились как деревянные резные панели с большим зеркалом, так и декоративная лепка стен и потолков.

В 2009 году на ремонт с элементами реставрации здания нижегородским строительным университетом (ННГАСУ), в ведении которого находится особняк купца Маркова, было затрачено около 1 млн долларов. В новом корпусе располагаются аудитории для семинарских занятий по иностранному языку, специализированные компьютерные классы, две кафедры - международного менеджмента и прикладной информатики, а также дирекция Международного института экономики, права и менеджмента (МИЭПМ).

Особняки желнинского купечества стали подлинным украшением облика губернского города. И в следующий раз мы расскажем вам об усадьбе купца М.С. Солина, что родом из Желнина. Она также одна из самых примечательных в архитектуре Нижнего Новгорода. Находится на Черниговской улице в Мельничном переулке, под самыми стенами древнего Благовещенского монастыря. И стоит там больше столетия, немало повидав на своем веку.

Станислав Шальнов, краевед

(В материале использованы документы фондов ЦАНО, ГАНО

г. Балахны, сведения из публикаций НПО «Этнос», ННГАСУ. г. Нижний Новгород.)

Купец-благотворитель А.В. Марков. 1910 г.

Дом А.В. Маркова в Нижнем Новгороде. 2012 г.
Внутренний вид интерьера дома А.В. Маркова. 2012 г.

Вогауштрассе – так в конце XIX века прозвали улицу Воронцово поле. Впрочем, этот красноречивый топоним, свидетельствующий о том, что здесь, от самого Земляного вала до самого Яузского бульвара что ни дом, то собственность многочисленных членов семейного клана Вогау, с полным правом можно распространить и на переулки. В Кривогрузинском (ныне — переулке Обуха) стоит великолепной краснокирпичной архитектуры лютеранская больница, построенная на средства семьи Вогау (впрочем, жертвовали и другие прихожане лютеранского собора Петра и Павла). А в Большом Николоворобинском — усадьба Тессена-Островских-Марков с особняком, который в 1884 году построил семейный архитектор клана Вогау – Виктор Коссов (он же строил кирху Петра и Павла в Старосадском) для одного из трех совладельцев фирмы Вогау – Моритца Марка и его жены Софии, урожденной Вогау.

Интересно, что когда-то на этом месте располагалось обширное владение, до самой Яузы, с живописным парком. Усадьбой (в московедческой литературе ее обычно называют усадьбой Тессина, Островских, Марков) владел удачливый судебный стряпчий — Николай Фёдорович Островский (отец драматурга. Кстати, сам Александр Николаевич провел здесь полжизни). Но когда в Большом Николоворобинском решили поселиться Марки-Вогау, они купили только небольшую часть усадьбы. Спрашивается, почему? Деньги-то у семьи Вогау были, и побольше, чем у любого стряпчего. Недавно, к 100-летию февральской революции, журнал Forbes оценил состояние крупнейших предпринимателей дореволюционной России. В этом рейтинге Вогау с капиталом 41 миллион рублей (492 миллиона $ в пересчете на нынешний курс) занимают пятое место. После лидера списка — Второва с его более чем 60 миллионами (720 миллионов $ по сегодняшнему курсу), нефтянников (60 млн рублей), с их 44 с лишним миллионами рублей (их посчитали всех вместе – Захаровичей, Абрамовичей, Викуловичей и Тимофеевичей, хотя это объединение весьма условно, дела-то они совместно не вели и единого концерна не составляли) и банкиров Поляковых (49,5 миллионов рублей).

За каждым коммерческим успехом есть своя история. Со своими секретами, позволившими за короткий срок проделать путь с нуля. Об этом, и еще о перипетиях семейной истории клана Вогау, мы и будем говорить на экскурсии. Мы осмотрим оставшиеся интерьеры особняка Марков-Вогау и настоящую жемчужину — дубовую столовую.

Записаться на эту

Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин