Мастерская петра фоменко война и мир. Отзывы о: Война и мир. Начало романа (Мастерская П. Фоменко). Петр Фоменко поставил "Войну и мир"

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова (1821-1877) – это поэзия глубокого анализа, сильно­го чувства, высоких идей. Она заставляет читателя думать, искать новое, протестовать против не­правды. Она совмещает в себе высокий гражданский пафос, глубокие лирические размышления, гневную сатиру, высокую патетику.

Некрасов был крупнейшим русским поэтом второй половины XIX века. Он внес большой вклад в развитие всей русской культуры и общественной мысли, являясь редактором двух лучших демократических журналов XIX в. – «Современника» и «Отечественных записок». Нужно было обладать незаурядным мужеством, блестящими организаторскими способностями, талантом подлинного журналиста, чувством высокой гражданской ответственности, чтобы в невиданно тяжелых условиях поддерживать существование журналов, без которых деятельность многих выдающихся представителей русской литературы и критики не могла бы проявиться достаточно полно и широко.

Некрасов писал преимущественно популярные в 40-х годах водевили. В лучших из них заметна социальная проблематика («Актер», «Петербургский ростовщик» и в особенности «Осенняя скука», написанная в конце 40-х годов). Немаловажное значение имело для Некрасова и хорошее владение техникой водевильных куплетов, что отразилось не только в ранних юмористических стихотворениях, но и в его позднейшей сатирической поэме «Современники» (1875).

Много внимания Некрасов уделял и прозаическим жанром. Наиболее крупное прозаическое произведение Некрасова раннего периода – незаконченный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» (1843-18480). Роман этот создавался в традициях «натуральной школы». Судя по главам, дошедшим до нас, автора привлекали не мелодраматические ситуации и романтические эффекты. Верность правде жизни позволила Некрасову создать ряд интересных образов, сцен. Если бы молодой писатель довел работу до конца, это был бы один из первых в русской литературе социальных романов. В новых некрасовских стихах, появившихся после неудачного сборника «Мечты и звуки», заметно постепенное обращение поэта к «низкой», повседневной действительности («Провинциальный подьячий в Петербурге», 1840; «Говорун», 1843; «Новости» 1845). По жанру это стихотворные фельетоны, в них много внимания уделялось мелким городским новостям, праздникам, уличным впечатлениям и т.д.

Вторая половина 40-х годов – время, когда происходит становление реализма Некрасова. Начало нового периода в своем творческом развитии Некрасов связывал с именем Белинского. Поэт вспоминал: «Я сблизился с Белинским. Принялся немного за стихи. Приношу к нему около 1844 г. стихотворение «Родина», написано было только начало. Белинский пришел в восторг. Он убеждал продолжать. Идейный смысл стихотворения выходил далеко за пределы автобиографических воспоминаний. В нем воедино сливаются гневное обличение крепостника-помещика. В «Родине» отчетливо выражены те мотивы, которые затем более подробно и глубоко будут разработаны во многих других его стихотворениях.

Наиболее очевидным признаком зрелости поэтического таланта Некрасова стала разработка в его лирике темы народа. Он пишет ряд стихотворений, прямо посвященных положению русского крестьянства («Огородник», «Псовая охота», 1846, и др.) Некрасов, подобно Белинскому и Герцену, не скрывая суровой правды, стремится пробудить самосознание народа. С глубоким сочувствием писал он о трагической судьбе крепостных, осужденных на нравственную гибель («В дороге», 1845). Пользуясь приемом контраста, поэт с болью и состраданием воссоздает обычный путь, которым суждено пройти героине его стихотворения «Тройка» (1846).

В стихах второй половины 40-х годов Некрасов зачастую прямо сталкивает угнетателей и угнетенных. Стихотворения носят остро конфликтный характер. Ирония, мастерски использованная в «Псовой охоте», характерна и для других сатирических стихотворений, созданных Некрасовым в середине 40-х годов («Современная ода», «Колыбельная песня», 1845; «Нравственный человек», 1847).

Новые сатирические стихи Некрасова – важный этап в его творческом развитии. Лирический герой, появившийся в его стихах второй половины 40-х годов, явился своеобразным открытием в русской поэзии. Это – типичный разночинец, которому очень тяжело дается разрыв с дворянским прошлым. Не менее важно появление у Некрасова и образа лирической героини. Таково, например, стихотворение «Еду ли ночью...» История гибели незаурядной женщины рассказана в этом стихотворении с искренней гуманностью, с глубоким уважением к героине, для которой в высшей степени характерно безудержное стремление к воле.

В конце 40-х годов у Некрасова возникают первые стихотворения, посвященные А.Я.Панаевой и составившие впоследствии так называемый «панаевский цикл», который исследователи справедливо сопоставляют с знаменитым «денисьевским циклом» Ф.Тютчева. Независимо друг от друга два великих поэта создавали любовные стихи, поразительные по открытости чувства. В них были выражены подлинная драматичность переживаний, сложные и мучительные отношения героя и героин («Если мучимый страстью мятежной...», 1847; «Ты всегда хорошо несравненно...», 1847; «Поражена потерей невозвратной...», 1848; «Да, наша жизнь текла мятежо...», 1850, и другие, вплоть до «Трех элегий», написанных в 1874 г. и как бы завершающих цикл.

Годы «мрачного семилетия» были очень тяжелыми для Некрасова как поэта и редактора «Современника». Он значительно меньше пишет стихов и почти не печатает их. Для поддержки журнала Некрасов вместе с Панаевой сочинил два романа: «Три страны света» (1848-1849) и «Мертвое озеро» (1851). Романы эти представляют, конечно, известный интерес, однако в историю русской литературы Некрасов вошел все же не как драматург или прозаик, а как поэт.

Одно из самых значительных стихотворений, написанных Некрасовым в первой половине 50-х годов, – «Отрывки из путевых записок графа Гаранского» (1853) – смогло быть опубликовано только в 1856 г., когда уже закончилось «мрачное семилетие» и цензурный гнет был несколько ослаблен. Одним из наглядных признаков начавшегося общественного подъема был выход в свет сборника стихов Некрасова в 1856 г. Поэт включил в него лучшие произведения, созданные им за 10 лет (стихи первой половины 40-х годов туда вообще не вошли). Сборник открывался стихотворением «Поэт и гражданин», в котором Некрасов излагал свои взгляды на назначение поэзии в жизни, выступал защитником высокоидейного гражданского искусства. В стихотворении представлен своеобразный внутренний диалог, внутренний спор, который отразился и в позднейшей лирике Некрасова. Стихотворный сборник 1856 г. построен по четкому плану. Первый отдел состоял их стихов о народе, во втором помещены были сатирические стихи. В третьем отделе опубликована поэма «Саша», а в четвертом – лирические стихи. И внутри каждого отдела стихотворения были расположены в определенном порядке (не всегда в хронологической последовательности). Так, первый отдел, включавший уже известные произведения «В дороге», «Огородник», «Тройка» и др., заканчивался двумя новыми стихотворениями, в которых были выражены особо важные для поэта мысли о народе, его положении и судьбах: «Забытая деревня» (1855) и «Школьник» (1856). Второй отдел, в котором были помещены такие сатирические стихи, как «Псовая охота», «Колыбельная песня», «Нравственный человек», «Современная ода», также заканчивался наиболее острым в социальном и антикрепостническом отношении произведением – «Отрывки из путевых записок графа Гаранского». Ирония перерастает здесь в гневный сарказм, помогающий как бы «изнутри» разоблачить подлинное лицо помещика-аристократа, от имени которого ведется повествование.

«Саша» (1855), занявшая третий отдел сборника, была первой поэмой в творчестве Некрасова. В центре ее – проблема формирования демократических убеждений у представителей передовой молодежи. Сюжет поэмы, строится на истории взаимоотношений Агарина и молодой девушки Саши, дочери небогатых соседей либерального помещика. Герой поэмы не выдерживает суровых жизненных испытаний, наступивших после 1848 г. в период «мрачного семилетия», и отходит от былых свободолюбивых взглядов. Агарин органически включается в типологический ряд «лишних людей». Ему противопоставлена Саша с ее стихийной жаждой новой жизни. Показательно для позиции автора, что поэма названа именем не героя, а героины, что создавало определенный контраст с романом Тургенева «Рудин», опубликованным впервые одновременно с «Сашей» в журнале «Современник» (1856, № 1).

Лирические стихи Некрасова, собранные в четвертом отделе сборника, 1856 г., несли на себе отпечаток поэтической оригинальности и новаторства. Автобиографические стихи о родном доме, воспоминания о детстве («Родина») приобретали обобщенно-гражданское звучание. Темы дружбы («Памяти приятеля»), любви («Когда из мрака заблужденья...» «Еду ли ночью...») раскрывались в социальном плане. Сборник Некрасова 1856 г. был событием во многих отношениях знаменательным, «...Вы дали нам книгу, – писал Чернышевский Некрасову, – какой не бывало еще в русской литературе».

В целом цикле стихотворений, созданных в самом начале 60-х годов («Знахарка», «На Волге», «Деревенские новости», «Крестьянские дети», «В полном разгаре страда деревенская...», «Орина, мать солдатская»), он выступал как выразитель народных дум и чаяний, горя и радости. В это время народе, но и для народа. Так была задумана поэма «Коробейники» (1861). Некрасов соединяет лирический сюжет поэмы – историю любви деревенской девушки Катерины к коробейнику Ване – с широким кругом явлений тогдашней русской жизни. В поэму была включена «Песня убогого странника», расширявшая и углублявшая ее социальное содержание. Широкое использование фольклорных традиций позволило Некрасову создать произведение, ставшее близким и понятым народу. Достаточно вспомнить, что начало поэмы («Ой полна, полна коробушка...») превратилось в популярную народную песню.

Два года спустя Некрасов пишет одно из наиболее замечательных своих произведений – поэму «Мороз, Красный нос» (1863-1864). Народная жизнь в ней изображена более всесторонне, образ русской крестьянки, стал здесь воплощением лучших черт национального характера. Эпическое изображение народной жизни в первой части поэмы, когда конкретный бытовой случай – смерть крестьянина, поднимался в авторском повествовании до уровня события большого эмоционально-эстетического значения, органически сочетался со второй частью, где внешних событий совсем немного, но зато заметно усиливается лирическое начало (внутренний монолог Дарьи, авторские лирические отступления и т.д.). Особенно интересен в сон умирающей Дарьи. Нередко используемая в литературе форма сна давала возможность Некрасову создать представление о здоровых основах народной жизни. Яркие, колоритные картины радостного крестьянского труда объясняли, как мог сформироваться тип «величавой славянки»: «В ней ясно и крепко сознанье, // Что все их спасенье в труде». Продолжая традиции Кольцова, Некрасов воспел труд как основу жизни. Художественное своеобразие поэмы связано с широким использованием в ней самых различных фольклорных жанров. В народной сказке «Морозко» героиня награждается за пассивную добродетель, за смиренное ожидание награды, приходящей откуда-то извне. Мороз у

Некрасова при всей его поэтичности – воплощение злой силы. Дарье неоткуда ждать помощи, хотя за трудолюбие, доброту, смелость она-то именно и заслуживает награду.

Народные поэмы Некрасова – новый и значительный этап в его творческом развитии, в истории русской поэзии. Лирика Некрасова последнего периода – одно из высших художественных достижений его поэзии. Откровенный и прямой разговор, начатый в «Песне Еремушке», определил тональность ряда лирических стихотворений Некрасова 60-70-х годов. Так, «Элегия» (1874), являющаяся одним из важнейших эстетических манифестов поэта, начинается с открытого обращения к молодому поколению:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.

«Железная дорога» (1864) также прямо адресована молодежи. Первоначально произведение было опубликовано с подзаголовком: «Посвящается детям». По форме это монолог автора, обращенный к мальчику Ване, который упоминается уже в эпиграфе. Эпиграф этот необычен, он подобран по принципу не соответствия, а контраста к последующему изложению. Все стихотворение построено как полемика с генералом, оно утверждает подлинную роль народа в строительстве железной дороги и в истории вообще. Идет борьба за Ваню, за молодое поколение, которое прежде всего нуждается в правде. Рисуя горькую сцену народной темноты и забитости в финале «Железной дороги», поэт утверждал мысль о необходимости активной борьбы за свободу борьбы за свободу, о том, что счастливое будущее не придет само: его нужно завоевать, грудью проложить дорогу к нему.

Важное место в лирике Некрасова последнего периода занимают стихи о «народных заступниках». Тема друзей народа уже была представлена в поэтическом творчестве Некрасова 50-х годов, но преимущественно в жанре поэмы («В.Г.Белинский», 1855; «Несчастные», 1856). В стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864) можно обнаружить перекличку с романом Чернышевского «Что делать?». Без таких людей, как Рахметов, сказано там, жизнь «заглохла бы, прокисла бы...». «Заглохла б нива жизни» –, подхватывает эту мысль Некрасов.

В «поздней» лирике Некрасова последовательно усиливаются романтические тенденции. Лирические стихи становятся более психологичными. Для них характерны мотивы жертвенности, тема трагического одиночества лирического героя, религиозная символика. Усложняется структура текста.

В стихотворении «Поэту» (Памяти Шиллера), являющемся одной из важнейших эстетических деклараций Некрасова, создан идеальный образ поэта-романтика. В 70-х годы Некрасов продолжает работать в жанре поэмы. Историко-революционные поэмы, как и часть его лирики, были прямо обращены к молодому поколению. В особенности это относится к «Дедушке» (1870): поэма была построена как беседа возвратившегося из ссылки дедушки-декабриста с внуком Сашей. Некрасов сознательно изображает своего героя не сломленным ни морально, ни физически. Поэт откровенно любуется бывшим декабристом, подчеркивает его органическую связь с родной природой.

«Русские женщины» (1872-1873), воспевавшие подвиг жен декабристов, состоят из двух частей, написанных в разной творческой манере: романтической («Княгиня Волконская»). В «Княгине Трубецкой» повествование строится не по линейному принципу, а фрагментарно: настоящее перемешивается с прошедшим, действительность со снами. В «Княгине Волконской» темп более спокойный, даже несколько замедленный. Основным источником этой части поэмы послужили автобиографические записки самой Марии Волконской. Подробнее в поэме рассказывалось о разрыве Волконской со своей средой, с отцом. Сначала поэма была названа «Декабристки», но в процессе работы Некрасов дал ей другое название: «Русские женщины», придав тем самым своему повествованию более обобщающий смысл.

Сатирическая поэма «Современники» (1875) тесно примыкает к двум другим поэмам, над которыми Некрасов работал почти одновременно: «Русские женщины» и «Кому на Руси жить хорошо». Возникает своего рода трилогия, подводящая итог всему художественному творчеству поэта. «Современники» построены как портретная галерея (такой подзаголовок был в рукописи). Тем самым поэт получил возможность всесторонне изобразить эпоху, «подлее которой не было», когда банкиры, капиталисты, хищники всех мастей могли быть «юбилярами и триумфаторами», «героями времени» (так называются две части поэмы). В литературе 70-х годов поэма Некрасова может быть поставлена в один ряд лишь с произведениями Салтыкова-Щедрина: сходство обнаруживается и в тематике, и в идейной направленности, и в сатирических методах обобщения жизненных явлений.

Поэзия Н. всегда тяготела к эпосу. Написал 11 поэм.

В1855 – «Белинский» - в то время имя Белинского было под запретом. Опубликовали в 1859 без подписи в «Полярной звезде».

1855 «Саша» - о девушке, духовное становление которой происх на глазах читателя. В ней противопоставляется единство интеллкутуально-духовного и телесного немощности, бледности интиллигента Агарина. состоит из 4 главок. Попытка нарисовать героя времени Льва Агарина и проанализировать степень его влияния на восприимчивое молодое сознание Саши. Поэма написана четырехстопным дактилем, распределенным на двустишия. Это новшество для поэм. Поэма ориентирована на романный жанр. Романная панорамность, свобода, вариативность, плюс опора на традицию. Поэма написана в старой балладной форме (тынянов)

В центре ее - проблема формирования демократических убеждений у представителей передовой молодежи. Сюжет поэмы, строится на истории взаимоотношений Агарина и молодой девушки Саши, дочери небогатых соседей либерального помещика. Герой поэмы не выдерживает суровых жизненных испытаний, наступивших после 1848 г. в период “мрачного семилетия, и отходит от былых свободолюбивых взглядов. Агарин органически включается в типологический ряд “лишних людей”. Ему противопоставлена Саша с ее стихийной жаждой новой жизни. Показательно для позиции автора, что поэма названа именем не героя, а героины, что создавало определенный контраст с романом Тургенева “Рудин”, опубликованным впервые одновременно с“Сашей” в журнале “Современник” (1856, № 1).

В 60е Некрасова волнует особенно волнует проблема большой формы – она актуализируется в жанре поэмы. Народная тема – Коробейники 1861 и Мороз, красный нос 1864.

«О погоде» 1859 – первая часть, 1865 – вторая. Физиология Петербурга в стихах. Отсутствие цельности. Эпизоды из жизни улиц с оттенком горькой иронии. Темы Достоевского – скорбная жизнь и не менее скорбная смерть бедного чиновника (глава Утренняя прогулка), немотивированная жестокость человека (избиение лошади из главы «До сумерек»), ад большого города (Сумерки). Принцип панорамной композиции со сквозным героем-рассказчиком.

Поэма «Несчастные» (1858). В лице сосланного за необычное преступление Крота Некрасов, отчасти, вывел Достоевского. Убил любимую из ревности.Стих прост, картины конкретны, лаконичны. Каторжники желали чтобы их сокамерник поскорее отмучался и умер, крот сказал «нет в вас бога!»

1857 Тишина – православно-христианские мотивы. Картины родины, увиденные вернувшимся на родину путешественником. «Убогий храм». Поэт осознавал народность нашего православия.

«Коробейники» (1861) мало серьёзны по содержанию, но написаны оригинальным слогом, в народном духе. Некрасов соединяет лирический сюжет поэмы- историю любви деревенской девушки Катерины к коробейнику Ване - с широким кругом явлений тогдашней русской жизни.


В 1863 году появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова - «Мороз, Красный нос». Это - апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип «величавой славянки». Поэма рисует только светлые стороны крестьянской натуры. По общему складу к «Морозу Красному Носу» примыкает раньше написанная прелестная идиллия «Крестьянские дети» (1861).

Народная жизнь в ней изображена более всесторонне, образ русской крестьянки, стал здесь воплощением лучших черт национального характера. Эпиеское изображение народной жизни в первой части поэмы, когда конкретный бытовой случай - смерть крестьянина, поднимался в авторском повествовании до уровня события большого эмоционально-эстетического значения, органически сочетался со второй частью, где внешних событий совсем немного, но зато заметно усиливается лирическое начало (внутренний монолог Дарьи, авторские лирические отступления и т.д.). Особенно интересен в сон умирающей Дарьи. Нередко используемая в литературе форма сна давала возможность Некрасову создать представление о здоровых основах народной жизни. Яркие, колоритные картины радостного крестьянского труда объясняли, как мог сформироваться тип “величавой славянки”: Некрасов воспел труд как основу жизни.

36. "Народные" поэмы "Коробейники", "Мороз, Красный нос": особенности поэтики, авторская позиция.

«Коробейники», написанная в 1861 году. Главным ее достоинством явилась народность, раскрытая поэтом со многих сторон. Уже само посвящение: «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)» - задает тон повествованию. «Коробейники» - о крестьянах и для них; Некрасов мечтал о времени, когда народ будет грамотным и стане читать хорошие книги.

Это эпическая поэма, охватывающая многие стороны народной русской жизни. «Царь дурит - народу горюшко! Точит русскую казну, Красит кровью Черно морюшко, Корабли валит ко дну». Как видим, в поэме отразились и события русско-турецкой войны. В «Коробейниках» слышится подлинно народное отношение к этому кровавому событию.

поэма дает и эпические картины русской жизни с зарисовками помещичьего быта, с массовыми крестьянскими сценами. История о Титушке-ткаче, «Песня убогого странника», пропетая на одной томительной рыдающей ноте с однообразным припевом, органично входят в состав поэмы, которая все время как бы растет изнутри, «обрастая» новыми и новыми эпизодами. Не случайно в основу ее заложен сюжет - путешествие, дающий возможность широко и всесторонне охватить русскую народную жизнь. «Эй вы, купчики-голубчики, К нам ступайте ночевать!» Ночевали наши купчики, Утром тронулись опять. Полегоньку подвигаются, Накопляют барыши.

Некрасов не идеализирует народную жизнь. Она скудна и сурова, порой драматична. В темном лесу от рук лихого лесника гибнут коробейники. Коробейники отпрянули, Бог помилуй - смерть пришла! Почитай что разом грянули Два ружейные ствола. Без словечка Ванька валится, С криком падает старик... " Это уникальная поэма. В самом ее ритме заложен песенный мотив.

Поэт предпринял и второй беспримерный шаг: на свой счет он напечатал поэму в серии "Красные книжки" и распространял ее в народе через коробейников - торговцев мелким товаром."Коробейники" - поэма-путешествие. Бродят по сельским просторам деревенские торгаши - старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька. Перед их любознательным взором проходят одна за другой пестрые картины жизни тревожного пореформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской провинциальной действительности. Все, что происходит в поэме, воспринимается глазами народа, всему дается крестьянский приговор. О подлинной народности поэмы свидетельствует и то обстоятельство, что первая глава ее, в которой торжествует искусство некрасовского "многоголосия", искусство делать народный взгляд на мир своим, вскоре стала популярнейшей народной песней - "Коробушкой". Главные критики и судьи в поэме – не патриархальные мужики, а "бывалые", много повидавшие в своей страннической жизни и обо всем имеющие собственное суждение. Создаются колоритные живые типы "умственных" крестьян, деревенских философов и политиков. Некрасов поднял в поэме вопрос о народном языке и стиле применительно к большому жанру поэмы- концепция некрасовской народности.

Коробейники наживаются на обмане народа, в финале возмездие настигает их в лице лесника, который олицетворяет природные стихии.

"Мороз, Красный нос"

1863 г. Поэма «Мороз, Красный нос». У поэмы сказочное название, хотя это вовсе не сказка, а скорее печальный рассказ о судьбе русской женщины Дарьи, чью жизнь и смерть символизируют судьбу народа. Некрасов хотел проникнуть во внутренний мир народной жизни, хотел постигнуть логику народного сознания. Сюжет отражен в названиях частей поэмы: «Смерть крестьянина», «Мороз, Красный нос».

I часть. Смерть крестьянина Прокла повергла в горе всю семью - он был единственным кормильцем. Описывается обряд похорон. В этой части поэмы нет ярких красок - горе от потери кормильца показано в буднично-серых тонах. На первом плане образ Дарьи, вдовы Прокла, красивой и сильной славянки. Некрасов не жалеет красок, добавляя штрихами особенности ее характера. В ее образе воплощены национальные черты русской женщины («Коня на скаку остановит, // В горящую избу войдет»).

II часть посвящена внутреннему миру Дарьи. Замерзая в лесу, она погружается в сновидение. По сравнению с первой частью меняется изображение пейзажа. Лес ослепителен в лучах зимнего солнца. Мороз, живое существо, хозяин леса, помогает Дарье уйти от страшной жизни. Дарья видит во сне свою счастливую жизнь с Проклом. Мечтает о будущем, в котором виден идеал крестьянского счастья. Финал трагичен - Дарья замерзает и расстается с жизнью. Но смерть в изображении Некрасова прекрасна и поэтична.

Поэма обращалась к проблемам народности. Центральное событие "Мороза" - смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи. Идея семьи как зерна. Исполненная страданий жизнь крестьянина заставляет его отказаться от исконных обычев. Могилу роет отец, что не соответсв русским обычаем – значит накликать на себя смерть. Так некрасов показал скорую смерть отца.

Сквозь бытовой сюжет просвечивает у Некрасова эпическое событие. Показывая семью в момент драматического потрясения ее устоев, авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Этот яркий портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Мороз-воевода- вносит в поэму элемент сказочной фантастики.

Образ смерти – заглавие «смерть крестьянина», символика белого цвета – «и бы не белей ее щек надеты на ней в знак печали из белой холстины платок», «пушисты и белы ресницы», «в сверкающий иней одета» - знаки ее будущей смерти.

Теплые земные тона (солнышко, травы, поле) относятся к прошлому или будущему, которые уже недоступны Дарье.

Архетипическая оппозиция дом-лес реализуется в поэме как неизбежное движение от семейного счастья к могиле, от жизни к смерти, от «жаркого леса» в обьятья «мороза-воеводы».

К горю крестьянской семьи по-народному прислушивается в поэме природа: как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народным колдовскими чарами Мороза.

В тяжелом несчастье домочадцы менее всего думают о себе. Никаких претензий к миру, никакого озлобления. Горе отступает перед всепоглощающим чувством жалости и сострадания к ушедшему человеку вплоть до желания воскресить Прокла ласковым, приветливым словом: Сахарны уста раствори!

Мечтая о свадьбе сына, она предвкушает не свое счастье только, а счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу как к живому, радуется его радостью.

В поэме "Мороз, Красный нос" Дарья подвергается двум испытаниям. Два удара идут друг за другом с роковой неотвратимостью. За смертью мужа ее настигает собственная смерть. Однако и ее преодолевает Дарья. Преодолевает силой любви, распространяющейся у героини на всю природу: на землю-кормилицу, на хлебное поле. И умирая, больше себя она любит Прокла, детей, крестьянский труд на вечной ниве:

И Дарьюшка долго смотрела,

От солнца рукой заслонясь,

Как дети с отцом приближались

К дымящейся риге своей,

И ей из снопов улыбались

Румяные лица детей...

37. Жанровое своеобразие, проблематика и система образов поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Сам Некрасов называл поэму эпопеей современной крестьянской жизни . Каковы бы ни были конкретные социальные реалии, они непременно возводятся к общему, фольклорному началу. Некрасов прибегает к архаизованным формам: такое вступление, как пролог, характерно для древней и средневековой литературы. Сказочность пролога, когда семь крестьян-правдоискателей решаются пуститься в великое путешествие по Руси, мотивирована реальной социальной необходимостью: познать пореформенную Русь во всех проявлениях ее нового бытия. Вопрос о счастье, вынесенный в заглавие поэмы - это вопрос не столько благополучия, материального довольства, сколько внутренней гармонии и миропорядка.

Главный вопрос поэмы: Кому жить любо-весело/ вольготно на Руси? Распадение единых законов общей жизни всего более коснулось простого народа- поэтому его проблемы и его мера счастья вынесены в центр поэмы. Эпичность повествования не исключает причастности авторского тона ко всему изображаемому.

Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово.

В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. В условиях крепостного права каждый из них сумел спасти живое сердце. Каждый из них воплощает лучшие крестьянские качества: Яким Нагой- достоинство и гордость за свое сословие, за всех униженных и обиженных; Ермил Гирин- честность и совестливость, позволившие ему заслужить народную любовь; Савелий-непокорность духа; Матрена- неукротимая сила душевного протеста против обстоятельств, способность победить, преодолеть их, сохранив дом и семью. Представителем всех несчастных и счастливых в поэме является сын дьячка села Вахлачина Гриша Добросклонов. Его бесспорное счастье- в выборе доли народного заступника, готовящей ему суровое испытание в будущем и причисляющей его к избранным- к тем, кто должен напомнить о Христе.

Замысел был следующий. Согласно ему поэма должна была заканчиваться на пессимистической нотке (7 правдоискателей, не найдя счастливого, возвращаются домой и видят пьяницу, который утверждает, что счастлив), но закончил оптимистически. Эту поэму называют народная поэма т.к. герои поэмы пытаются разрешить вечный для народа вопрос. Это вопрос о счастье. Поэма имеет фольклорную основу. Начало напоминает сказочный зачин. Характерная цифра 7 (для фольклора). Здесь идет смешивание сказочного и реального. Самая фольклорная часть это глава посвященная крестьянке. Поэма о всеобщем кризисе.

Композиционная форма, которая избирается Некрасовым – это форма путешествия. Образная система поэмы строится по принципу контраста: 1) Противопоставление – крестьяне и помещики; 2) крестьяне и холопы.

7 странников это обобщающий образ, им не дана портретная характеристика. В их роли мог быть любой человек. С самого начала странники не соглашаются с приниженным пониманием счастья. Можно отличить динамику темы счастья, т.е мнение их меняется. В прологе заключена формула поисков.

1 гл.- «Поп». Рассказ о попе строится таким образом, что мы узнаем о жизни не только этого попа, но и поповского сословия в целом. Узнаем о прошлой и настоящей жизни (до отмены крепостн. права и после). Показано отношение крестьян к поповскому сословию. Оно всегда высмеивалось. Их называли «жеребячья порода». Крестьяне слагают о них балагурные сказки о попах. Особо высмеивается попадья и дочь попа. В конце рассказа поп приходит к выводу, что счастливым его не назовешь. (Раз бедны крестьяне с них податей не возьмешь). Счастье для него богатство, сытость. «Деревни наши бедные/ А в них крестьяне хворые/ Да женщины печальницы/ С таким трудом копейками/ Живиться тяжело!» Некрасов не просто противопоставляет в поэме жизнь верхов жизни низов. Он подчеркивает, что попы по-своему тоже счастливы. Они как и другие сословия оказались после реформы 1861г. в состоянии кризиса.

гл – «Пьяная ночь». Старуха, которая говорит о том, что «мне старший зять ребро сломал/ середний зять клубок украл/ полтинник был замотан в нем/ А младший зять все нож берет/ Того гляди убьет, убьет». Счастлива она тем, что еще живая. Довольствуется малым счастьем.

гл – «Счастливая». О несчастье несчастливых людей. Тоже приниженное счастье. Дьячок уволенный, солдат хромой безглазый, вернулся домой с войны. В этой главе представлены все возрасты, положения и состояния несчастной мужицкой жизни. В результате крестьяне делают вывод, что же такое крестьянское счастье: «Эй, счастие мужицкое!/ Дырявая с заплатами/ Горбатая с мозолями/ Проваливай домой.

гл – «Помещик». Все сословие представлено Оболтом Оболдуевым. Это помещик, крепостник, деспот: «Закон – мое желание/ Кулак – моя полиция!» Странники приходят к выводу, что помещик тоже не счастлив. Отмена крепостного права не принесла счастья ни тем, ни другим. Начиная с этой главы Некрасов постоянно подчеркивает, что народ – это единственно здоровая сила.

гл – «Крестьянка». Матрена Тимофеевна Корчагина. Рассказ в этой главе ведется от лица героини. Ее сравнивают с Катериной из «Грозы». 1часть жизни (до замужества) была счастливая: «Мне счастье в девках выпало/ У нас была здоровая непьющая семья». 2часть (после замужества) несчастливая: «С девичьей холи попала прямо в ад». Про мужа, сына, про Демушку, как стала губернаторшей. Часть главы «Крестьянка» - это рассказ о Савелии богатыре святорусском. Возникает тема богатырства русского народа. Савелий гордится своей свободой, тем, что он клейменный, да не раб. Это приближает нас к ответу кому на руси жить хорошо. Матрена человек стойкий, который выдерживает все. В конце вывод о женском счастье « Не дело между бабами/ Счастливую искать».

гл «Доброе время, добрые песни». Частью этой главы явл. часть, которая называется «Пир на весь мир» - эта часть имеет символичное звучание: 1) Значение – праздничное застолье; 2) Духовное пробуждение крестьян. Роль поэта в утверждении народного счастья – «О сеятель приди» Роль поэта – это один из сеятелей. В этой главе звучит мысль о том, что к счастью народ придет сквозь страдания. Некрасов утверждает, что народное счастье, это счастье для всех. Часть – «Доброе время, добрые песни». Гриша Добросклонов в одной из песен отвечает на вопрос, что такое счастье: «Доля народа/ Счастье его/ Свет и свобода/ Прежде всего». Сам народ под руководством революционно-демократической интеллигенции должен добиться своего счастья – революция. Русский народ достоин счастья, которое возможно при условии его политическое сознательности и организованности.

38. Поэтическое новаторство Н.А. Некрасова в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

Новаторство поэмы “Кому на Руси жить хорошо” проявлялось во всех компонентах текста, в том числе и в стихе поэмы, который сочетал фольклорные и литературные традиции. В художественную систему поэмы органически включается мир устного народного творчества. Нет ни одного фольклорного жанра, который так или иначе не отразился бы в некрасовской поэме (волшебная и бытовая сказка, былины, песни, причитания, пословицы, поговорки, загадки). Но поэт использует богатейший фольклорный материал не слепо, не механически; он подчиняет его своему идейно-художественному заданию, порою переосмысляет те или иные его мотивы и образы.

Особенности поэмы в том, что даже сюжет ее типичен для былин, легенд и сказок: путешествие в поисках счастливого. Всю поэму, в целом, можно рассматривать как народную быль. Кроме внесения в поэму диалектизмов и простонародной речи, необходимо отметить одну ее важную особенность: многожанровость. В поэме есть и сказочные элементы: (скатерть-самобранка), песни, легенды ("Легенда о двух великих грешниках", "Крестьянский грех"), загадки, прибаутки и т. д. Необходимо отметить еще одну важнейшую особенность поэмы - здесь Некрасов особенно широко вводит народную речь, то есть самую грубую прозу. Но это важнейшее достижение Некрасова, это то, к чему поэт стремился всю жизнь: язык и стих синтезированы, проза, соединяясь с поэзией, образует новую форму.

Это «эпопея современной крестьянской жизни», все соц реалии возводятся к фольклорному былинному началу. Пролог – вступление – характерно для древней и средневек литры. Сказочность пролога- 7 крестьян пускаются к путешествие по Руси,мотивирована соц необходимостью познать пореформенную русь.

Н. Некрасов творил в 40-70-е годы XIX века, ставшие сложными для истории России. Это было время активного общественного подъема, вызванного длительным периодом реакции и разочарованием после принятия долгожданного Манифеста, отменяющего крепостное право. Социально-политическая обстановка в обществе определила основные темы произведений Некрасова Н. А. - демократически настроенного борца за свободу народа.

«Я призван был воспеть твои страдания…»

Эта фраза самого поэта в полной мере отражает основную направленность его стихотворений и поэм. Тяжелая доля русского народа и, в частности, женщины-крестьянки («Тройка», «В дороге»), беззаконие и произвол, царящие в помещичьей России («Размышления у парадного подъезда»), судьба интеллигенции, вставшей на нелегкий путь борьбы («Памяти Добролюбова»), подвиг декабристов и их жен («Дедушка», «Русские женщины»), назначение поэта и поэзии («Муза», «Поэт и гражданин») - это главные темы, которые охватывают произведения Некрасова. Есть у него и замечательные строки о любви («Мы с тобой бестолковые люди…», «Признание»), о красоте и величии русской природы («Весна», «Горы»). Несколько стихотворений, среди которых «Генерал Топтыгин» и «Дедушка Мазай и зайцы», написаны специально для детей. Вершиной творчества, несомненно, стала поэма «Кому на Руси жить хорошо», представляющая собой обширную панораму жизни простого люда.

Истоки лирики поэта

Возможно, произведения Некрасова не были бы столь правдивы и выразительны, если бы в их основе не лежали собственные наблюдения и переживания автора. Впервые он стал свидетелем жестокости по отношению к другому человеку еще в детстве. Его деспотичный отец не раз набрасывался с кулаками не только на крепостных, но и на жену, что уже тогда вызвало в душе мальчика протест против угнетения женщины. Позже он выразит свои детские впечатления и безграничную любовь к Елене Андреевне, обреченной на бесконечные страдания, в стихотворениях «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю» и др.

Видел маленький Николай человеческие муки и на берегу великой русской реки, где однажды увидел бредущих бурлаков («На Волге»). И на широкой дороге, проходившей рядом с Грешневым, по ней постоянно двигались люди в поисках работы, иногда проводили и каторжан. Так постепенно формировались самосознание и направленность практически каждого произведения Некрасова.

Была в детстве поэта и светлая сторона. Многие великолепные картины воссозданные в поэтических строках, также стали результатом жизни и наблюдений в имении отца.

Немало горя хлебнул Николай Алексеевич, начиная самостоятельную жизнь в Петербурге. Лишенный поддержки из дома, он в полной мере испытал нищету и голод. Но жизненные невзгоды лишь закалили целеустремленного юношу и помогли добиться признания.

Лучшие произведения Некрасова

Дебютом начинающего поэта стало стихотворение «В дороге», принесшее ему восторженную похвалу В. Белинского. Затем около десяти лет Николай Алексеевич печатался на страницах журналов, включая «Современник», изданием которого он занимался. И только в 1856 году вышел сборник «Стихотворения Н. А. Некрасова». Он вызвал всеобщее признание у прогрессивно настроенной части общества и принес автору настоящую славу. «Поэт и гражданин» (открывал книгу), «Школьник», «Несжатая полоса», «К временщику», «Колыбельная песня», поэма «Саша» - это лишь малая часть нарисованной поэтом картины об истинном положении русского крестьянства.

Если говорить о творчестве 60-70-х годов, то и здесь каждое произведение Некрасова - «Железная дорога», «Влас», «Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская», «Элегия», поэмы о декабристах, «Мороз-Красный нос», «Коробейники» и др. - не только рассказывает о нелегкой судьбе народа, его надеждах и разочарованиях, но и показывает его могущество, красоту, скрытую силу. Свежая струя чувствуется в детской и пейзажной лирике (например, «Зеленый шум»).

«Кому на Руси жить хорошо»

Поэма-эпопея - так определяют жанр этого произведения Некрасова, написанного уже в пореформенный период. Благодаря и пространстве, встречам героев с представителями разных сословий, введению фольклорных элементов перед читателем проходит целая эпоха из жизни русского народа. Здесь показаны характеры сильные и волевые, достойные уважения. Но, пытаясь ответить на вынесенный в название вопрос, автор постепенно подводит читателя к образу молодого борца за всеобщие интересы, способного вдохновить и поднять массы.

Так в общих чертах можно охарактеризовать творчество Н. А. Некрасова - создателя большого количества произведений, вошедших в список лучших классических стихотворений и поэм.