Маленький принц смысл произведения. В чем смысл произведения экзюпери маленький принц. Афоризмы о жизни и любви

Год выпуска поэмы: 1918

Поэма Блока «12» читать которую в последнее время все активнее начинают любители поэзии, относится к одним из последних произведений автора. Ее относят к попытке переосмысления Октябрьской революции. В ней ощущается усталость автора от двух лет войны, восхищение «мировым пожаром» и трепет перед наступающей немецкой армией. Все это те кто поэму «12» читал, могут найти в ее строках. Такое сочетание вызвало шквал критики со всех сторон и вероятно поэма «Двенадцать» на данный момент остается самым неоднозначным произведением Блока.

Сюжет поэмы «Двенадцать» кратко

Поэма Блока «12» начинается с описания зимних улиц Петрограда. По ним шагает отряд красноармейцев в составе 12 человек. Они обсуждают своего сослуживца Ваньку, который бросил революционную деятельность, чтоб связаться с бывшей проституткой Катькой. Неожиданно отряд сталкивается с санями, на которых едет Ванька и Катька. Отряд атакует сани, в результате чего Ванька уезжает, но Катька получает пулю. Петька, который произвел смертельный выстрел, печалится, но отряд не осуждает его.

Дальше вы можете в поэме Блока «12» читать, как отряд продолжает движение. Увязавшегося за отрядом пса отгоняют штыками. Вдруг впереди появляется неясная тень. Двенадцать атакуют ее, но нечего не могут сделать. Ведь перед ними Иисус Христос. Так и продолжает движение отряд двенадцати с Иисусом Христом впереди и шелудивым псом сзади.

По мнению многочисленных критиков, поэму «Двенадцать» Блок написал в период душевного восхищения революции. Из-за нее многие его друзья отвернулись от него. Так считал недопустимым даже в бреду выдумывать такие поэмы. Сам же Блок всего через несколько лет, лежа на смертном одре, просил уничтожить все рукописи поэмы. Что достаточно показательно, что поэму «12» читать Блок не мог. В этом он всегда просил помочь свою жену, которую водил на концерты шансонье Савоярова. По мнению Блока «12» читать следует именно как Савояров, исполняя роль босяка.

Поэма «Двенадцать» на сайте Топ книг

Популярность поэму Блока «12» читать настолько велика, что это позволило произведению занять высокое место в нашем рейтинге . При этом интерес к произведению достаточно стабилен, что, по пришествию стольких лет с момента написания, свойственно только действительно знаковым произведениям в литературе.

Поэму Александра Блока «12» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

Блок. Двенадцать

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!

Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком – ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит – ах, бедняжка!

От здания к зданию
Протянут канат.
На канате – плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Старушка убивается – плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий – раздет, разут...
Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
– Ох, Матушка-Заступница!
– Ох, большевики загонят в гроб!

Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

А это кто? – Длинные волосы
И говорит вполголоса:
– Предатели!
– Погибла Россия! –
Должно быть, писатель –
Вития...

А вон и долгополый –
Сторонкой – за сугроб...
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?

Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?..

Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
– Ужь мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И – бац – растянулась!

Ай, ай!
Тяни, подымай!

Ветер веселый
И зол и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит,
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию»...
И слова доносит:

И у нас было собрание...
...Вот в этом здании...
...Обсудили –
Постановили:
На время – десять, нá ночь – двадцать пять...
...И меньше – ни с кого не брать...
...Пойдем спать...

Поздний вечер.
Пустеет улица.
Один бродяга
Сутулится,
Да свищет ветер...

Эй, бедняга!
Подходи –
Поцелуемся...

Хлеба!
Что впереди?
Проходи!

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...

Товарищ! Гляди
В оба!

2

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,
Кругом – огни, огни, огни...

В зубах – цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

Холодно, товарищ, холодно!

– А Ванька с Катькой – в кабаке...
– У ей керенки есть в чулке!

– Ванюшка сам теперь богат...
– Был Ванька наш, а стал солдат!

– Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Катька с Ванькой занята –
Чем, чем занята?..

Тра-та-та!

Кругом – огни, огни, огни...
Оплечь – ружейные ремни...

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –

В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

3

Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!

Эх ты, горе-горькое,
Сладкое житье!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружье!

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!

4

Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит –
Елекстрический фонарик
На оглобельках...
Ах, ах, пади!..

Он в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит черный ус,
Да покручивает,
Да пошучивает...

Вот так Ванька – он плечист!
Вот так Ванька – он речист!
Катьку-дуру обнимает,
Заговаривает...

Запрокинулась лицом,
Зубки блещут жемчугом...
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая...

5

У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!

Эх, эх, попляши!
Больно ножки хороши!

В кружевном белье ходила –
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила –
Поблуди-ка, поблуди!

Эх, эх, поблуди!
Сердце ёкнуло в груди!

Помнишь, Катя, офицера –
Не ушел он от ножа...
Аль не вспомнила, холера?
Али память не свежа?

Эх, эх, освежи,
Спать с собою положи!

Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила –
С солдатьем теперь пошла?

Эх, эх, согреши!
Будет легче для души!

6

Опять навстречу несется вскачь,
Летит, вопит, орет лихач...

Стой, стой! Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду забегай!..

Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!
Вскрутился к небу снежный прах!..

Лихач – и с Ванькой – наутек...
Еще разок! Взводи курок!..

Трах-тарарах! Ты будешь знать,
. . . . . . . . . . .
Как с девочкой чужой гулять!..

Утек, подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой!

А Катька где? – Мертва, мертва!
Простреленная голова!

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!..

Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

7

И опять идут двенадцать,
За плечами – ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица...

Всё быстрее и быстрее
Уторапливает шаг.
Замотал платок на шее –
Не оправиться никак...

– Что, товарищ, ты не весел?
– Что, дружок, оторопел?
– Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?

– Ох, товарищ, родные,
Эту девку я любил...
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил...

– Из-за удали бедовой
В огневых ее очах,
Из-за родники пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах!

– Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба, что ль?
– Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
– Поддержи свою осанку!
– Над собой держи контроль!

– Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

– И Петруха замедляет
Торопливые шаги...

Он головку вскидавает,
Он опять повеселел...

Эх, эх!
Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

8

Ох ты, горе-горькое!
Скука скучная,
Смертная!

Ужь я времячко
Проведу, проведу...

Ужь я темячко
Почешу, почешу...

Ужь я семячки
Полущу, полущу...

Ужь я ножичком
Полосну, полосну!..

Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...

Упокой, господи, душу рабы твоея...

9

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового –
Гуляй, ребята, без вина!

Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

10

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюгá, ой, вьюгá!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся...

– Ох, пурга какая, спáсе!
– Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво –
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
– Шаг держи революцьонный!
Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!

11

И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Их винтовочки стальные
На незримого врага...
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга...
Да в сугробы пуховые –
Не утянешь сапога...

В очи бьется
Красный флаг.

Раздается
Мерный шаг.

Вот – проснется
Лютый враг...

И вьюгá пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет...

Вперед, вперед,
Рабочий народ!

12

Вдаль идут державным шагом...
– Кто еще там? Выходи!
Это – ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...

Впереди – сугроб холодный,
– Кто в сугробе – выходи!..
Только нищий пес голодный
Ковыляет позади...

– Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались – поколочу!

Скалит зубы – волк голодный –
Хвост поджал – не отстает –
Пес холодный – пес безродный...
– Эй, откликнись, кто идет?

– Кто там машет красным флагом?
– Приглядись-ка, эка тьма!
– Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?

– Все равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
– Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!

Трах-тах-тах! – И только эхо
Откликается в домах...
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах...

Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах...

Так идут державным шагом,
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.

"Двенадцать" (поэма А. Блока) - краткое содержание


Черный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер,ветер -

На всем божьем свете!


На улице холодно и скользко, прохожие скользят. На канате, протянутом от здания к зданию, протянут плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка не понимает, для чего столько материи использовано зря - из нее можно было сшить ребятишкам что-нибудь полезное. Сетует на то, что «большевики загонят в гроб».

Ветер хлесткий,

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос.


Некто с длинными волосами ругает кого-то «предателями», говорит, что «погибла Россия», вероятно, это писатель.

А вон и долгополый -

Сторонкой, за сугроб...

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

Помнишь, как, бывало,

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло Брюхо на народ?..


Барыня в каракуле говорит другой, что они «плакали, плакали», поскользнулась и упала. Ветер доносит слова проституток о том, что и у них было собрание, на котором они постановили: «на время - десять, на ночь - двадцать пять... И меньше - ни с кого не брать...» По пустой улице, ссутулившись, идет бродяга.
Злоба, грустная злоба Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...

Товарищ, гляди в оба!

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом - огни, огни, огни...

В зубах цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Свобода,свобода,

Эх, эх, без креста!


Двенадцать человек разговаривают о том, что Ванька с Катькой сидят в кабаке, ругают Ваньку «буржуем», вспоминают, что раньше он «был наш, а стал солдат».

Револьюционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь -

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую! .

«Ребята» пошли служить в красной гвардии -

Эх, ты, горе-горькое,

Сладкое житье,

Рваное пальтишко,

Австрийское ружье!

Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови,

Господи, благослови!


4

Мчится лихач, в пролетке - Ванька с Катькой, Ванька в солдатской шинели, «крутит черный ус».

У Катьки под грудью не зажил шрам от ножа, раньше она «в кружевном белье ходила», «с офицерами блудила».

Гетры серые носила,

Шоколад «Миньон» жрала,

С юнкерьем гулять ходила -

С солдатьем теперь пошла!


6

Двенадцать нападают на Ваньку и Катьку, стреляют за то, что Ванька гулял с «девочкой чужой». Ванька убегает, Катька остается лежать на снегу.

Револьюционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Двенадцать идут дальше, все по-прежнему, только у Петрухи, который убил Катьку, бывшую свою девушку, «не видать совсем лица». Остальные его утешают, Петруха отвечает: «Эту девку я любил». Остальные уговаривают его держать «над собой контроль», напоминают, что «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха «замедляет торопливые шаги», «он головку вскидывает, он опять повеселел».

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи, .

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -

Гуляет нынче голытьба!

Ох ты, гбре-горькое!

Скука скучная,

Смертная!

Ужь я времячко Проведу, проведу...

Ужь я темячко Почешу, почешу...

Ужь я семячки.

Полущу, полущу...

Ужь я ножичком.

Полосну, полосну!..

Ты лети, буржуй, воробышком!

Выпью кровушку за зазнобушку, Чернобровушку...

Упокой, господи, душу рабы твоея...

Скучно!

Городовых больше нет, не слышно шума, буржуй на перекрестке «в воротник упрятал нос», рядом «жмется шерстью жесткой поджавший хвост паршивый пес».

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.


Разыгрывается вьюга, так что за четыре шага ничего не видно. Петруха по этому поводу поминает бога. Остальные поднимают его на смех, говорят:

От чего тебя упас Золотой иконостас?

Добавляют, что негоже поминать бога, когда руки в Катькиной крови.

Шаг держать револьюционный!

Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,

Рабочий народ!

И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль. . .


Двенадцать идут сквозь вьюгу, замечая кого-нибудь за сугробом или домом, кричат остановиться, угрожают начать стрельбу. Стреляют. «И только эхо откликается в домах».

Так идут державным шагом -

Позади - голодный пес,

Впереди - с кровавым флагом И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.


Идейно-художественное своеобразие поэмы

Поэма была написана в 1918 году, сразу после революционных событий. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель (суровая зима 1918 года, костры на улицах, красноармейцы, патрулировавшие улицы, разговорная речь тех времен), так и взгляды самого поэта на историю, сущность цивилизации и культуры. Понять суть взглядов Блока, а стало быть, и содержание поэмы «Двенадцать» вне контекста всего творчества поэта, невозможно. Восприятие Блоком революции весьма своеобразно, и это восприятие в первую очередь связано с философскими и эстетическими взглядами самого Блока, которые формировались в 10-е гг. XX века. На раннем этапе своего творчества Блок, как и,многие символисты, испытал влияние философии Владимира Соловьева с его идеей «вечной женственности» («Стихи о Прекрасной Даме»). Однако после 1905 года в творчестве Блока наступает перелом. Окружающая действительность находится в трагическом противоречии с идеальными воззрениями писателя. Вхождение Блока в реальный мир, его сошествие на «грешную землю» порождают трагизм мироощущения (через «Незнакомку» и «Балаганчик» поэт приходит к картинам «Страшного мира»). Поэту ненавистна пошлая, бессмысленная, бездуховная жизнь подавляющего большинства людей, «обывателя» (см. анализ стихотворений «Незнакомка» и «Фабрика»), постепенно катастрофичность мировоззрения складывается в определенную теорию, которая трактует цивилизацию и историю в духе ницшеанства. Фридрих Ницше с его идеей цикличности развития цивилизации был чрезвычайно популярен в среде символистов (работы Вяч. Иванова, статьи Блока). Трактуя историю, Ницше утверждал, что все развитие человечества складывается из противодействия двух сил - «дионисиевского» (необузданная энергия, первобытная сила, энергия, существующая вне конкретной формы, наиболее ярко представленная в «духе музыки») и «аполлонического» (то, что называется искусством - строгие формы, каноны, - наиболее ярко - в скульптуре). В момент возникновения культуры «дионисиевское» преобладает, дает мощный толчок развитию. Постепенно оно начинает выражаться в конкретных формах - возникают общественные институты, многочисленные запреты - мораль, законы (так же, как в литературе и искусстве возникают определенные жанры, школы и проч.) - другими словами, возникает то, что принято называть цивилизацией. Таким образом в культуру вносится «аполлоническое» начало, которое постепенно - с развитием цивилизации - начинает преобладать. Дионисиевского же, напротив, становится все меньше. И чем больше «аподлонического» и меньше «дионисиевского», тем ближе культура к упадку. Когда «аполлоническое» окончательно берет верх, наступает эпоха разложения, декаданса. «Старые боги» умирают, культура (цивилизация) изживает себя. По мнению Ницше, культура развивается циклически, а это значит, что на смену обветшалой, выродившейся культуре должны прийти дикие орды, которые разрушат цивилизацию, уничтожат все моральные и нравственные принципы, ею созданные и навязанные людям, но вместе с тем дадут новый толчок развитию культуры, так как принесут с собой новый потенциал «дионисиевского» (так в свое время была сметена варварами Римская империя, государство эллинов и другие древние цивилизации). Подобный взгляд на историю и цивилизацию разделял Блок, о чем писал в своих статьях: «Интеллигенция и революция», «Искусство и революция», «Крушение гуманизма». Именно как разрушительную стихию, «дионисиевское» начало, пришедшее на смену обветшалой культуре, Блок и воспринял революцию. Именно эту тему развивают две последние поэмы Блока - «Двенадцать» и «Скифы». Отсюда характернейшие черты, которые сознательно подчеркиваются Блоком в сущности революции:

А) Разрушительная стихия (образ ветра, мятущиеся представители «старого мира», анархический характер поступков и идеологии «двенадцати»);

Б) Антихристианская направленность (рефрен «Эх, эх, без креста!», ортодоксальное христианство воспринимаются Блоком так же как часть цивилизации, то есть выродившееся «аполлоническое начало», перекличка с ницшеанской идеей «смерти старых богов»). В этом отношении интересно окончание поэмы. «Двенадцать человек» идут «без имени святого», совершая преступления (с точки зрения морали старого мира), но впереди идет Иисус Христос. По существу, если исходить из логики повествования, это не Христос, а Антихрист. Но у Блока была своя логика. Для него разрушение выродившейсй цивилизации - благословенное действо, ключом к пониманию образа Христа может служить фраза «Мировой пожар в крови, Господи* благослови!»;

В) Аморализм (убийство Катьки, враждебность героев ортодоксальной морали: отрывок «Ужь я темячко почешу, почешу...», мотив оружия: «винтовок черные ремни», стрельба и т. д.);

Г) Гибель старой культуры, цивилизации, всего «старого мира» (символический образ «паршивого пса», «буржуя», «дамы в каракуле» и т. д.).

Имея в виду свою поэму «Двенадцать», Блок в революционную и последовавшую за ней эпоху (17 - 18 гг.) призывал «слушать музыку революции», подразумевая под «музыкой» ницшеанскую идею «музыкальной дионисиевской стихии» (работа Ницше «Происхождение трагедии из духа музыки»). Эта же идея развивается в поэме «Скифы». В качестве «обновляющего начала» представлены азиатские орды, которые призваны разрушить старую, выродившуюся культуру. Блок воспринял революцию как вселенский разрушительный пожар, который должен был принести за собой желанное обновление. Не случайно, что Блок после 18 года не написал ничего существенного до самой своей смерти в 1921 г. Разочарование, последовавшее от того, что революция не явилась тем, что в ней увидел Блок, и, по выражению самого Блока, от «социалистического строительства» (об этом он пишет в своих дневниках) было этому причиной.

Ниже в блоке Похожие темы вы можете найти ссылки на краткие содержания других подобных произведений.

Поэма «12» Блока была написана в январе 1918 года. Произведение стало откликом писателя на события Октябрьской революции. Поэма А. Блока «Двенадцать» является одним из самых ярких произведений русской литературы эпохи символизма.

События поэмы разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.

Главные герои

Отряд из двенадцати – красногвардейцы.

Ванька – бывший красногвардеец, ставший солдатом.

Катька – гулящая девка, была убита Петрухой во время перестрелки.

Петруха – один из отряда двенадцати, любил Катьку, но убил ее.

1

«Черный вечер. Белый снег. Ветер» . Метель и гололедица, прохожие «не стоят на ногах» , перемещаться очень тяжело. Между зданиями протянут канат с плакатом: «Вся власть Учредительному Собранию!» .

Проходящая мимо старушка «убивается – плачет» . Она не понимает, зачем нужно было «такой огромный лоскут» пускать на плакат, ведь из него можно было бы сделать портянки стольким «раздетым, разутым» ребятам. Старушка возмущается, что «большевики загонят в гроб» .

На улице встречается и «буржуй» , который от холода прячет нос в воротник, и писатель, скандирующий о том, что погибла Россия. Мимо сугроба, «сторонкой» , проходит «невеселый товарищ поп» , а раньше ходил брюхом вперед и оно «крестом сияло» на народ. Барыня, жалуясь другой о том, что ей пришлось много плакать, поскальзывается и падает.

«Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит».

Ветер «рвет, мнет и носит» плакат. Издалека доносятся слова проституток, которые именно в этом здании обсудили и постановили, сколько с кого брать за время и за ночь.

Поздний вечер, на улице пусто, только «один бродяга сутулится» и ветер свищет.

2

«Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек» с винтовками. Автор отмечает, что им «на спину б надо бубновый туз» – знак, отличающий ссыльных каторжан.

В это время в кабаке с Катькой сидит «сукин сын, буржуй» Ванька, который раньше был тоже революционером, но теперь стал солдатом.

Шагая вперед, двенадцать человек держат революционный шаг, помнят, что «не дремлет враг» .

«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем‑ка пулей в Святую Русь [тесть, в «старую» Русь] –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!»

3

Отряд из двенадцати исполняет песню. В ней идет речь о том, как «наши ребята» пошли служить в Красную гвардию. «Служить – буйну голову сложить!».

В рваных «пальтишках» и с австрийскими ружьями они готовы «на горе всем буржуям» раздуть «мировой пожар в крови» , заручаясь помощью у высших сил: «Господи, благослови!» .

4

Метель. Ванька с Катькой спешат, едут «на оглобельках» экипажа «лихача» . Ванька в солдатской шинели, с черными усами, плечист. Он обнимает Катю, «заговаривает» , называя ее «толстоморденькой» .

5

Ванька напоминает Кате о ее прошлом. У нее на шее не зажил еще шрам от ножа, свежа и «царапина» под грудью. Напоминает ей, как она ходила в кружевном белье и «блудила с офицерами» . Один из тех офицеров «не ушел от ножа» – она его убила.

«Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила –
С солдатьем теперь пошла?».

И просит ее «согрешить» с ним – «будет легче для души» .

6

Экипаж, на котором едут Ванька с Катькой, сталкивается с двенадцатью. Красноармейцы налетают на Ваньку. Начинают стрелять, крича: «будешь знать, как с девочкой чужой гулять» . Ваньке и лихачу удается сбежать. Катька же умирает в перестрелке – ее убил Петруха. Девушку так и бросают: «лежи ты, падаль, на снегу» .

7

Двенадцать продвигаются дальше. Только у убийцы, Петрухи, «не видать совсем лица» . Он жалеет о смерти Катьки, так как он ее любил – «ночки черные, хмельные с этой девкой проводил» . Товарищи говорят ему, чтобы он перестал «выворачивать душу наизнанку» , он же не «баба» , и держал над собой контроль: «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой!» .

Он опять веселеет – двенадцать идут «позабавиться» .

«Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!»

8

Красноармеец убивает «буржуя» ножичком «за зазнобушку, чернобровушку…» и молится за упокой ее души. Но после кровавой сцены убийце «скучно» .

9

На перекрестке стоит «голодный и безмолвный буржуй» , упрятав в воротник нос, возле него – «паршивый пес» с поджатым хвостом.

«И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним [буржуем], поджавши хвост».

10

Разыгралась вьюга – за четыре шага ничего не видно. Товарищи спрашивают у Петьки, который постоянно обращается к Богу: от чего же спасал его «золотой иконостас» ? Они называют Петьку «бессознательным» , ведь у него уже все равно «руки в крови» , а значит, Бог не поможет. И напоминают, что нужно держать революционный шаг – «близок враг неугомонный» .

11

«…И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…»

В глаза ветром «бьется красный флаг» . Все ожидают, что скоро «проснется лютый враг» . Вьюга «пылит им в очи» , но рабочий народ движется вперед.

12

Двенадцать замечают, что впереди кто-то машет красным флагом. Они обращаются к идущему, но никто не отвечает.

За двенадцатью ковыляет «нищий пес голодный» . Идущие пытаются прогнать штыком то ли пса, то ли «старый мир» . Но «волк голодный» , «пес безродный» скалит зубы и не отстает.

Революционеры приказывают идущему впереди с красным флагом выйти, не прятаться за сугроб, иначе они будут стрелять. Раздаются выстрелы. Но «только вьюга долгим смехом заливается в снегах» .

Двенадцать продолжают идти «державным шагом» . Позади них – голодный пес.

«Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим»
«В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос»

Заключение

В поэме «Двенадцать» Блок противопоставляет отряд из двенадцати красногвардейцев другим, встречающимся на улицах города персонажам – старушке, буржую, барыне, товарищу попу и остальным. Они являются частью «старого мира» . Отряд из двенадцати – представители «нового мира» , за которыми плетется, скаля зубы, «старый мир» в образе пса. Фигура Христа в поэме неоднозначна – даже сам Блок не мог до конца объяснить сложную символику этого образа.

Пересказ «12» будет интересен школьникам и студентам при подготовке к проверочным работам, а также всем, кто любит творчество Блока и русскую литературу XIX века.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 995.

Поэма «12» — самое неоднозначное произведение автора. Её можно назвать памфлетом с резкой критикой нового политического строя, сатирой против коллективного разума или же гимном революции. Происхождение названия ещё более интересно. На первый взгляд, оно получилось таковым из-за количества разделов. Второй же вариант возникновения названия станет ясен по прочтению самой поэмы и её краткого содержания по главам. Кроме того, много нового и нужного вы узнаете из , где упомянуто все то, что обычно задает учитель.

Пред глазами читателя предстаёт революционный Петроград (вот его ) 1917-18 годов. Зима, неимоверный холод и:

Ветер, ветер –
На всём божьем свете!

Город, словно центр притяжения всех катаклизмов мироздания. Непогода просто сбивает с ног. На улице собрался жалкий и несчастный народец. Старуха «убивается», не приложит ума, зачем большой кусок материи пошёл на политплакат: «Вся власть Учредительному собранию!». Литератор винит окружающих в погибели России, поп больше уже не будет «сиять крестом». Ветер завывает, простой люд кричит на собраниях. Все потерялись в происходящем и способны лишь на гнев:

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…

Глава 2

Даже ночью в городе нет покоя. По улицам идёт отряд из двенадцати солдат (вот их ):

В зубах – цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

Они обсуждают Ваньку, который не посвящает себя делу революции, а разгуливает с Катькой по кабакам. Он был с ними, но переметнулся на сторону врага и стал жандармом.

Глава 3

Отряд затягивает песнь про службу в красной армии. Коль уж нести службу, так «голову сложить», поёт отряд. Назло «буржуям» твердят:

Мировой пожар в крови –
Господи благослови!

Заручившись божьим содействием, отряд заканчивает пение и дальше идёт по улице.

Глава 4

Появляются Ванька и Катька. Солдатская шинель не делает его «физиономию» лучше. Он нашёптывает словечки «дуре-Катьке», девица смеётся ему в ответ.

Героиня – продажная девка, которая позволяет вольности только представителям высшего круга: офицерам и жандармам.

Глава 5

Ванька припоминает девушке о её прежней жизни:

У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!

Она жила по жёлтому билету, носила «кружевное бельё», наслаждалась жизнью. Ещё больше омрачила своё положение тем, что зарезала одного офицера. Ванька не скупится на грубость в её сторону и требует от Катьки: «Спать с собою положи!».

Глава 6

Дорогу Ваньке и Катьке преграждает отряд двенадцати. Они обрушиваются на предателя-Ваньку. Ему удаётся остаться в живых, а его спутницу нашла пуля:

Мертва, мертва!
Простреленная голова!

Глава 7

Столкновение поменяло настрой только одного человека в отряде:

… у бедного убийцы
Не видать совсем лица…

Петька сокрушается по Катьке. Девушка была его любовницей и коротала с солдатом «ночки чёрные, хмельные».

Остальные одиннадцать твердят брату по оружию, что не черёд горевать, ведь наступит время похуже. Сейчас надо бороться, а не плакать, да и заслужила девица свою участь.

Глава 8

Петька пытается заглушить мысли об убитой любовнице. Кровь проливается вновь. Петька убивает «буржуя», и это навевает ему лишь скуку.

Убийца молится за упокой души Катьки.

Глава 9

Эти образы-символы и их значение мы подробно описали .

Глава 10

Зима напоминает о себе вновь поднявшейся вьюгой. Петька взывает к Господу, чем вызывает недоумение сослуживцев. Они твердят ему, что Бог убийце – не помощник.

Отряду двенадцати нужно не молиться, а «держать революционный шаг».

Глава 11

Без божьего благословения идут двенадцать с красным знаменем. Их путь длится вечно.

Они полны злобы и силы, их знамя – месть все тем, кто веками наживался на народе.

Глава 12

Навстречу отряду «ветер с красным флагом». Старый пёс увязался за двенадцатью. Он — олицетворение отжившего мира, который плетётся за новым. Перед бойцами появляется силуэт, бойцы палят по нему, но фигура продолжает идти дальше:

В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!