Консультация (подготовительная группа) на тему: Игры на обогащение и активизацию словарного запаса. Игры на обогащение словарного запаса у дошкольников

Данное пособие содержит теоретические и практические материалы, помогающие обогащать и активизировать словарный запас детей подготовительной группы детского сада не только на специальных занятиях, но и в бытовых ситуациях, на прогулке, на занятиях по художественной литературе, музыкальных праздниках.

Автором представлены конспекты занятий, разнообразные словесные приемы, способствующие повышению уровня речевого развития ребенка, совершенствованию культуры общения.
Особое внимание в работе уделено правильному произнесению звуков, освоению основных форм системы языка, лексической стороны речи.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Обогащение словаря
Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. В первые годы жизни ребенка это строгое соответствие между словом и его содержанием не нарушается, но это только в первые годы. К сожалению, уже очень рано дети приобретают слова, которым суждено остаться пустыми звуками без реального содержания. Со злом ним надо бороться, и наилучшим средством для этой борьбы являются те уроки наблюдения, о которых была речь выше.

Наблюдения и изучение живой действительности способствуют созданию образов и представлений, долженствующих при правильном руководстве непременно сплестись с соответствующим словом.
При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и ею свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство С предметом, образование представления, отражение последнего в слове.
Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развитии его первенствующую роль, значение же слова - второстепенное и вспомогательное Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.

Содержание
Пояснительная записка.
I. Формирование словаря у дошкольников
- задачи развития речи и словаря
- особенности усвоения
- обогащение словаря
- активизация словаря
- работа над смысловой стороной слова
II Методы и приемы работы над словарем.
III. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Приложение
Литература

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обогащение и активизация словарного запаса, подготовительная группа, Бочкарева И.О. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019

Дидактическая игра

как средство обогащения словаря дошкольников.

В дошкольном возрасте одной из главных задач воспитания и образования является обучение родному языку. Правильная речь - важнейшее условие всестороннего развития ребенка. В системе работы ДОУ по развитию речи обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают большое место. И это закономерно. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения ребенка. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение. Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Для развития словаря важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Активный образ жизни ребенка предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

Развитие речи у ребенка происходит с определенной постепенностью. Так усвоение частей речи происходит со следующей последовательностью: существительные - это обычно первые слова, глаголы появляются почти одновременно с существительными, наречия - несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются. Прилагательные начинают употребляться в речи гораздо позднее, затем наречия, числительные и служебные слова. Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.

Лингвисты подразделяют детей на возрастные группы, выделяя этапы формирования лексики у детей.

Вторая младшая группа. У детей трех лет непрерывно идет процесс увеличения словаря. Если в два года у ребенка словарный запас составляет 250 - 300 слов, то в три года он имеет, как правило, 800 - 1000 слов.

Средняя группа . К четырем годам активный словарь достигает 1900 - 2000 слов.

Старший возраст . К пяти годам запас слов увеличивается до 2500 - 3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода.

Подготовительная группа . Дети старшего дошкольного возраста имеют большой словарный запас -3000 - 3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра.

«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого» (А.С.Спиваковская). Игровые методы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным приемом является дидактическая игра. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности. Дидактическая игра - сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера. Ею руководствуются взрослые, применяя ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Я использую дидактические игры для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменение и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактическая игра - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям младшего дошкольного возраста, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

Настольные печатные игры, также как и игры с предметами основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (транспорт, одежда), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Например, «Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Назови ласково».

Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников. Роль воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные виды дидактических игр для развития словаря дошкольников. Следует только отметить, что подбирать игровой материал педагоги должны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и задачами словарной работы.

Таким образом, использование дидактических игр способствует развитию речевой активности детей. Развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Подготовил: воспитатель МБДОУ детский сад № 65 «Буратино»

Цели:

Образовательная:

1. Формирование и расширение семантического слова «рыба»

Коррекционная

2. Развитие зрительного восприятия, фонематического слуха и восприятия слуховой памяти.

Воспитательная

3. Воспитывать умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его.

Оборудование:

1. Кукла-звуковичок.

2. Картины с изображением рыб.

3. Объемные рыбки.

4. Мяч с шипами

5. Предметные картинки с изображением мышки, воробья, самолета, кометы.

6. Иллюстрация с изображением пословицы «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

I. Оргмомент.

Правила поведения на занятии. Мяч по кругу передаем, правила наши мы назовем.

Слушать внимательно

Говорить четко, внятно

Не перебивать друг друга

Писать аккуратно

Говорить выразительно

Уважать мнение каждого.

II . Дыхательная гимнастика

1. Заведем машину грузовую р – р - р

2. аведем машину легковую р ’ - р’ – р’

С каким звуком работаем?

Показать на кукле-звуковичке.

Дать характеристику звука.

III . Гимнастика для ума

Я загадала слово

Вот его схема

По схеме определить слово.

IV . Словоизменение. Падежные конструкции. Развитие зрительного внимания

1. Кто нарисован на картинке? (отвечать полными ответами)

2. Кого нет во втором аквариуме?

3. Найдите две одинаковые рыбки. Кому мы нашли пару?

4. Кого мы увидели сквозь волны?

5. Рассмотрите рыбку сквозь волны. Кем вы любуетесь?

6. Узнайте предмет по контуру. О ком мы будем говорить?

Кого или что можно назвать рыбой?

Рыбы плавают в воде

Созвездие «рыбы»

Рыбой можно назвать человека

Существует позиция в домино с таким названием.

V . Развитие фонематического слуха.

Ребята, пере вами лежат листы картона и фигурки рыбок. Представьте, что картон - это аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком «р» вы услышите:

рак , вода, волна, ракушка , водоросли , чайка.

Сколько рыбок у вас в аквариуме? Почему?

VI . Образование родственных слов.

Как мы назовем маленькую рыбу? (рыбка)

Назовите рыбу ласково (рыбочка)

Как мы назовем большую рыбу?

У воды росла рябина

А река текла, рябила

Посредине – глубина

Там гуляла …(рыбина)

Как называется суп из рыбы? (рыбный)

А жир рыбы, какой? (рыбий)

Как зовут человека, который ловит рыбу? (рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачок)

Куда ранним утром пошел рыбачок? (на рыбалку)

Какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный)

Как называется поселок в котором живут рыбки? (рыбацкий)

Что делает на рыбалке рыболов? (рыбачит)

Мы придумали слова - родственники.

Без какого слова не было бы этих слов? (без слова рыба)

VII . Называние слов, обозначающих действие предмета.

Что делают рыбы в воде?

Плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются.

Вы придумали слова действия.

VIII . Гимнастика для глаз.

  • Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде

(Дети «рисуют» глазами волну на стене:

сначала в одну сторону, затем в другую)

  • То сожмутся, разожмутся

(частое моргание глазками)

  • То зароются в песке

(ладошки потереть и

теплыми руками закрыть глаза)

IX . Динамическая пауза.

Игра «Наоборот»

  • Я буду говорить, что делать, а вы поступайте наоборот.

Руки вниз!

Поднять вверх правую руку, левую руку.

Похлопали в ладоши (потопали ногами)

Потопали ногами (дети хлопают в ладоши)

Поднялись вверх! (дети присели на корточки)

Руки назад!

Поднять правую руку, левую!

Отойдите от своих стульчиков!

Встали!

X . Название слов – признаков предмета. Слова наоборот.

Мы делали все наоборот, а теперь будем придумывать слова - наоборот. Во всех этих словах должны быть звуки р′-р.

Игра с перекидыванием мяча.

Рыба уродливая, страшная – красивая;

крошечная – огромная, громадная;

медлительная – стремительная, быстрая;

тихая, спокойная – игривая, резвая, шустрая;

блеклая, невзрачная – яркая;

одноцветная – разноцветная;

задиристая, боевая – осторожная.

Какие вы называли слова? (это признаки предмета)

XI . Согласование прилагательного с именем существительным. Работа над фразой.

Рыбы, которые живут в аквариуме, называются… (аквариумные)

В реке живут, какие рыбы? (речные)

А в озере? (озерные)

А в море? (морские)

В океане (океанические)

XII . Работа над многозначностью слова.

Все рыбы разные, но у всех них есть одинаковые части тела.

Что есть у всех рыб? (тело, голова, жабры, плавники, чешуя, хвост)

Хвост есть не только у рыб (детям раздают картинки с изображением рыбы, лисы, самолета, девочки, птички, кометы).

XIII . Словесные логические задачи.

Сегодня вы хорошо потрудились. Но ведь, как известно «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

  • Чтение пословицы
  • Собрать пословицу из отдельных слов.

Помогите мне закончить пословицы и поговорки, в которых есть слово «рыба»:

Биться, как рыба об … лед.

Ни рыба, ни … мясо.

Рыбак рыбака видит … издалека.

Нем, как … рыба.

XIV . Развитие связной речи.

Интересно, а что бы было, если рыбы вдруг заговорили, что бы они нам рассказали?

Цель-практически использовать дидактические игры и игровые приемы во время логокоррекционной работы, направленной на наиболее эффективную активизацию, уточнение, обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста, страдающих моторной алалией.

Задачи:

- обогащение, уточнение и активизация словообразования словаря детей ;

Обогащение, уточнение и активизация глагольного словаря детей;

Обогащение, уточнение и активизация словаря существительных у детей;

Обогащение, уточнение и активизация словаря прилагательных у детей;

Обогащение, уточнение и активизация числительного у детей;

Обучение пониманию и использованию в речи предлогов и частиц;

Специально подобранные и разработанные нами дидактические игры и игровые приемы отвечают задачам, которые решают указанные ранее направления и приемы логокоррекционной работы.

Комплекс игр, представленных ниже, предлагает игровые приемы-для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных, знакомит детей с понятием «слово», учит детей различать понятие «живое»-«неживое». В то же время игра дает логопеду возможность наметить себе дополнительную цель, например, группирование предметов по их признакам или назначению, работу над разными видами значения слова (понятийным, ситуативным, эмоциональным). Эти игры учат детей использовать множественное число существительных, различать род существительных, а также направлены на создание и закрепление обобщающих понятий. Также эти игры учат использованию падежных форм.

Кто это? Что это?

Цель: уточнение, обогащение словообразования словаря детей, обучение детей правильному пользованию в речи словами, обозначающими живой и неживой предмет.

Оборудование: живые или неживые предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.)

Описание игры: Логопед обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом из них мы можем спросить. Я буду вас спрашивать, а вы мне отвечайте вопросом: Что это?» Логопед указывает на разные неодушевленные предметы: книги, игрушки, стол. «Как можно спросить про эти предметы?» (Что это?).

Логопед говорит: «А сейчас я спрошу вас иначе: кто это?» Логопед указывает на живые предметы: птицу, рыбку, няню, детей - и спрашивает детей: «как можно спросить? (кто это?). Я вам буду называть разные предметы, а вы мне к этим предметам будете задавать вопросы». Логопед называет живые предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом логопед постепенно подводит детей к понятиям «живой» - «неживой».

Логопед ставит рядом девочку и куклу и спрашивает, чем девочка отличается от куклы. Дети называют разницу и вместе приходят к выводу, что кукла неживая, игрушка, а девочка - живое существо. Далее сравнивают медведя-игрушку, и живого медведя, нарисованного на рисунке. Проясняется, что игрушка-медведь - неживая, а рисунок изображает живого медведя. Подводя итог, логопед делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы - на вопрос «кто?».

Рассмотри рисунки.

Цель: закрепление в речи детей слов, обозначающих живые и неживые предметы.

Оборудование: предметные рисунки, изображающие живые и неживые предметы, фланелеграф.

Описание игры: Логопед выставляет на фланелеграф все предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. После этого логопед дает задания:

1) назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к ним вопросы;

2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос.

Усложнение игры: игра проводится, не опираясь на рисунки. Логопед подбирает разные слова (живые и неживые) и называет их вперемешку. Дети должны поставить вопрос к этим словам. Наиболее активные отмечаются в конце игры.

Что спрятали?

Цель: обогащение, активизация и уточнение словообразования словаря детей и верное применение существительных в речи.

Оборудование: муляжи овощей, фруктов, цветы.

Описание игры: На столе раскладываются цветы, овощи и фрукты (2-3 штуки). Детям предлагают внимательно рассмотреть, что лежит на столе, и запомнить, что где лежит. Затем дети отворачиваются, а логопед прячет один предмет. Ребенок должен ответить, что спрятано. (можно отвечать одним словом).

Назови то, на что укажу.

Цель: обогащение и активизация словообразования словаря детей и обучение их верному использованию существительных.

Оборудование: настоящая и игрушечная мебель.

Описание игры: педагог рассаживает детей так, чтобы они видели перед собой отдельные предметы мебели, и предлагает назвать их. Если это затруднительно, логопед сам называет предмет и предлагает кому-нибудь из детей перенести, например, куклу, на диван и т.д. После можно предложить загадку: «Пришел мальчик в детсад, сел и предложил другому мальчику присесть около него. На чем они сидели? (на скамейке, на диване).

Кто быстрее принесет предметы?

Цель: уточнение и активизация словообразования у детей. Развитие навыков классификации лексических тем «Овощи-Фрукты».

Оборудование: муляжи овощей и фруктов.

Описание игры: игроки садятся на стулья, напротив ставится 2 стула, на них кладутся 5-6 предметов из двух разных категорий: овощи - морковь, капуста, огурец; фрукты - яблоко, груша, вишня. На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды становятся возле стульев с предметами и по сигналу: один, два, три - овощи бери! - начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто вернее и раньше перенесет все предметы, которые относятся к названной категории, и назовет их.

Как мы одеваемся?

Цель: активизация словообразования словами по лексической теме «Одежда». Обучение верному использованию существительных в речи.

Оборудование: предметы детской одежды.

Описание игры: каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например, платок, юбку, трусики, майку и тихо называет его логопеду, чтобы другие дети не подслушали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Затем педагог рассказывает о чем-то, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя....» прерывая рассказ, он указывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, который задумал. Другие дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик.

Что с чем?

Цель: уточнение словообразования детей и обучение правильному использованию существительных в речи. Развитие фразового языка.

Оборудование: различные предметы, необходимые в быту. (ключ, тарелка, молоток и т. п.)

Описание игры: ребенку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают замок, чем забивают гвозди и т.д.

Образец речи детей: Суп едят из тарелки. Замок открывают ключом.

Парные рисунки.

Цель: активизация словаря, словообразования у детей.

Оборудование: парные рисунки предметов быта.

Описание игры: 1 вариант. Логопед показывает ребенку рисунок, а ребенок должен отыскать у себя такой же и правильно его назвать. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не назовет и не отдаст все рисунки.

Найди то, что надо.

Цель: активизация словообразования, словаря детей.

Оборудование: Набор предметных рисунков.

Описание игры: Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Логопед говорит: «Вова пошел кататься с горы. Что он взял с собой? (Санки). Ребенок, имеющий нужный рисунок, должен ответить словом или фразой.

Чьи дети?

Цель: закреплять в активном словаре детей существительные

Ирина Ревина
Конспект подгруппового занятия по обогащению словарного запаса «Домашние животные»

Форма работы : Подгрупповое занятие .

Группа : Старшая.

Время занятия : 25 минут.

Тема : «Домашние животные » .

Цель : Обогащение словаря детей .

Задачи :

коррекционно-образовательные :

- Обогащать словарный запас ;

Закреплять знания детей о домашних животных , их образе жизни;

Активировать словарь существительных и глагольный словарь ;

Формировать представления о сложных словах и их значениях ;

Учить употреблять существительные в винительном падеже, образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Учить понимать нелепый смысл;

Формировать умение отвечать на вопрос.

коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у детей инициативность и дисциплину на занятии ;

Воспитывать любовь к животным .

коррекционно-развивающие :

Развивать мелкую и общую моторику;

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление, пространственные представления;

Развивать фразовую речь.

Оборудование : письмо, предметные картинки, карточки с животными и жилищами , разрезные картинки, аудиозаписи, магнитофон, доска, указка.

Речевой материал : слова , загадки, колыбельная, небылица.

План занятия :

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Введение в тему занятия , развитие логического мышления (2 мин.)

3. Упражнение «Кто что даёт» (3 мин.)

4. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (2 мин.)

5. Физминутка (2 мин.)

6. Работа со сложными словами (2 мин.)

домашних животных , развитие мелкой моторики (4 мин.)

8. Игра «Кто как кричит» (3 мин.)

9. Игра «Кто что ест» (3 мин.)

10. Итог занятия (3 мин.)

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, сейчас на своё место пройдут те ребята, которые стоят рядом с (Логопед называет имя ребёнка) .

Сядьте правильно, стульчики пододвиньте поближе к столикам, ножки поставьте ровненько, ручки положите на столы, спинки выпрямите. Начинаем наше занятие .

2. Введение в тему занятия , развитие логического мышления.

Ребята, сегодня утром мне пришло письмо. Послушайте, что в нём написано.

Наш хозяин Емеля выгнал нас из дома . Он сказал, что мы совершенно бесполезны, поэтому мы не нужны ему. А мы так любим нашего хозяина, куда же мы теперь пойдём жить? Помогите нам, пожалуйста.

Кто написал это письмо, вы узнаете, отгадав загадки.

1. Ест траву, жуёт, молчит…

А потом полдня мычит :

Мне погладите бока –

Дам парного молока! (Корова)

2. «М-е-е!» - Ребяток кто зовёт?

Головою кто трясёт?

У кого витые рожки

И как ягодки глаза?

Это к деткам по дорожке

Приближается. (коза) .

3. Блеет жалобно : «Б-е-е, б-е-е!»

Травку щипет во дворе,

Шубка в завитых колечках,

А зовут её … (овечка) .

4. У меня большая грива,

Ушки и копытца.

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?. (Лошадка)

5. Этот зверь живет лишь дома

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлычет на окошке.

Только мышь его боится.

Угадали? Это -. (кошка) .

6. У меня есть к вам вопрос –

Кто испачкал рот и нос?

Кто в луже целый день сидит?

Хрюкая, на вас глядит.

Подскажите мне друзья –

Как зовут её?. (Свинья) .

7. Проживает во дворе,

В личном доме-конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает. (Собака)

Ребята, как одним словом назвать всех , кого вы видите на доске? (Домашние животные ) . А почему их называют домашними ? (Они живут рядом с человеком, помогают человеку, он их приручил) . Значит, Емеля выгнал своих домашних животных из дома . А может правильно Емеля поступил, может действительно домашние животные бесполезны ? (Нет) . Давайте разберёмся в этом сложном деле.

3. Упражнение «Кто что даёт» .

Емеля всё время лежит на печи и не знает, какую пользу приносят человеку домашние животные . Давайте ему расскажем. Смотрите на картинки.

Что это? (Молоко) . Кто даёт молоко? (Корова, коза) . Ребята, лошадь тоже даёт молоко. А что делают с животными , чтобы получить молоко? (Доят) . Посмотрите на следующую картинку, что это? (Мясо) . От каких животных мы получаем мясо ? (От коровы, козы, свиньи, овцы, лошади) . Что это? (Сало) . Кто даёт нам сало? (Свинья) . Что это? (Шерсть) . Кто даёт нам шерсть? (Овца) . Что мы делаем из шерсти? (Носки, свитера, шали) . Как из шерсти получают носки или свитера? (Вяжут) . Ребята, но ведь домашние животные не только дают нам продукты и вещи, они ещё делают нам другое добро. Например, лошадь может нести тяжёлые вещи, пахать землю. Человек может поехать верхом на лошади туда, куда ему будет нужно. А что же для человека делает кошка? (Ловит мышей) . А что делает собака? (Охраняет дом) .

Вот, Емеля, сколько пользы приносят домашние животные , как ты мог назвать их бесполезными!

4. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Емеля всё понял, он зовёт животных вернуться домой . Но животные так сильно обиделись, что не хотят возвращаться к Емеле. Емеле нужно задобрить животных , знаете, что он придумал. Он сочинил стихотворение, послушайте.

Котя, котенька-коток,

Котя серенький хвосток.

Приди, котя, ночевать,

Емелю покачать.

Вот как ласково Емеля называет кота, чтобы он пришёл и помурлыкал – котя, котенька, коток, серенький хвосток. Но Емеля пока ещё не придумал ласковые стихотворения про других животных . Помогите Емеле, назовите каждого животного ласково .

Лошадь - лошадочка.

Корова - коровушка.

Овца – овечка.

Коза - козочка.

Свинья – свинка.

Собака - собачка.

Кошка - кошечка.

Животным понравилось , как ласково вы с Емелей их назвали, они согласны вернуться домой.

5. Физминутка.

А мы пойдём вместе с животными домой к Емеле , чтобы он их снова не обидел. Давайте покажем это. Повторяйте за мной движения.

Мы пришли на скотный двор, (дети идут обычным шагом)

Для животных здесь простор . (руки в стороны)

Рядом степь с густой травой (показывать руками высокую траву)

И прекрасный водопой.

Превратимся мы в коней, (идут с высоко поднятыми коленями)

Грациозных, стройных, (выпрямить спину, руки положить на пояс)

И гуляем по степям

Светлым и привольным.

На пригорках и на балках

Овцы мирно щиплют травку, (пальцами делать щепотки и «щипать» )

Наклоняются к земле, (делать наклоны вниз)

Звонко блеют они : «Бе-е-е» .

Живет в свинарнике свинья, (руки приставить к бокам, показать толстую свинью)

А с нею поросята. (руками показать худеньких поросят)

«Хрю-хрю» , - свинья им говорит.

В ответ визжат ребята. (поворачивать туловище вправо-влево и улыбаться)

6. Работа со сложными словами .

Ребята, а вы знаете, что такое водопой? (Дети отвечают) . (На доску логопед вывешивает картинки с изображениями реки и животных на водопое около реки и объясняет, что животные пьют воду из водоёмов и, когда они все вместе собираются попить воду, это называется водопой). Ребята, это слово образовано от слов «вода» , «пить» , то есть пить воду.

7. Актуализация знаний о жилищах домашних животных , развитие мелкой моторики.

Ребята, вы запомнили, куда мы пришли? (На скотный двор) . Скотный двор, это двор, в котором живут домашние животные , по-другому домашних животных называют скот .

А вы знаете, где во дворе живёт каждое животное ? (Ответы детей) .

Свинья, корова, лошадь, овца, коза – живут в хлеву, это небольшой домик, в котором у каждого животного есть своя комната . Собака живёт на улице около дома в конуре , ещё её называют будка. Кошка живёт в доме у человека.

Вот беда, пока животных не было Емеля совсем не убирался во дворе, всё покрылось грязью и пылью, животные не знают , кому куда нужно идти. Возьмите со столов карточки и проведите линию от каждого животного к его жилищу .

8. Игра «Кто как кричит» .

Ребята, животные пришли в свои домики и кричат Емелю каждый своим голосом. Внимательно слушайте запись и называйте, кто так подаёт голос. (Логопед включает аудиозаписи с голосами разных животных ).

Ребята, а теперь я назову животное , а вы должны ответить, как это животное подаёт голос , что оно делает. Собака? (Лает) . Корова? (Мычит) . Кошка? (Мяукает) . Овца? (Блеет) . Коза? (Блеет) . Свинья? (Хрюкает) . Лошадь? (Ржёт) .

9. Игра «Кто что ест» .

Ребята, Емеля услышал, как животные его зовут , он хочет пойти и порадовать своих животных вкусным угощением .

Но Емеля не знает, чем кормить животных , помогите ему, накормите животных . Возьмите в своих пеналах картинки, по очереди выходите к доске и отдавайте корм тому животному , которое это кушает. (Картинки с изображением сена, травы, кастрюли с кашей, мяса, косточки, молока).

10. Итог занятия .

Домашние животные очень довольны . Они простили Емелю. Теперь Емеля ухаживает за животными , помогает им, а они помогают ему. Емеля всё знает о домашних животных .

Послушайте, какую смешную историю рассказал мне Емеля.

Стучит, бренчит на улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке -

Туда же по дорожке.

Подумайте, почему эта история смешная? (Ответы детей) . (Если дети не догадываются, логопед задаёт им вопросы, приводит к самостоятельному ответу). Такое бывает, чтобы человек ехал на курице или кошке? (Нет) . Какое животное может везти человека? (Лошадь) .

О ком мы сегодня говорили на занятии ? домашних животных ) . Почему их называют домашними ? (Ответы детей) . Какую пользу приносят домашние животные человеку ? (Ответы детей) .

Кроме того, что домашние животные дают человеку продукты питания, шерсть на одежду, помогают ему, они просто дарят радость человеку, ведь человек приручил животных , и животные очень любят человека. Поэтому и человек должен любить животных . Нельзя выгонять животных из дома , нельзя их обижать, ведь они наши друзья. Если вы будете относиться к животным с добром , они отплатят вам тем же.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо занимались. Домашние животные и Емеля благодарят вас за помощь и дарят подарки. (Разрезные картинки с изображением домашнего животного ). Дома соберите эти картинки и узнаете, от какого животного этот подарок . Спасибо! Наше занятие закончено .