Конспект ООД «Что за прелесть эти сказки! «Что за прелесть, эти сказки

Это восклицание вышло из-под пера Александра Сергеевича Пушкина и касалось русских народных сказок, к которым каждый из нас приобщился ещё в раннем детстве. Многие века сказки передавались из уст в уста, потом появились фольклористы, перенёсшие многие сказки на бумагу, а 160 лет назад вышел из печати первый выпуск «Народных русских сказок» Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871) - главного и самого знаменитого собирателя и издателя русских народных сказок. Впервые его сказки увидели свет в 1855-1863 годах (вышли 8-ю выпусками). Записи сказок по большей части не принадлежали Афанасьеву (сам он записал десяток с небольшим сказок в Воронежской губернии), тексты сказок были извлечены из архива Русского географического общества, из записей другого выдающегося деятеля русской культуры - Владимира Ивановича Даля. В итоге получился огромный сказочный свод (свыше 600 сказок!), включивший в себя сказки из самых разных мест России, при этом многие из сказок приведены в нескольких вариантах. Сборник А. Н. Афанасьева стал первым научным изданием русских сказок.
Вскоре после выхода «Сказки» А. Н. Афанасьева стали популярной и любимой книгой русского читателя.
Русский филолог и этнограф академик И. И. Срезневский писал А. Н. Афанасьеву: «Перечитавши сам вашу книгу, я не спрятал её и от детей своих, и даже шестилетний мой Вячко заполз в нее своими глазёнками… Вследствие этого я, в должности отца, обращаюсь к вам с всепокорнейшей просьбой: нельзя ли вместе с этим изданием для учёных печатать сказки и для детей - голый текст, литературным правописанием, с переводом слов необщепонятных (под строкою) и с выпуском тех сказок, которые детям читать некстати?.. Покупателей будет много, пользы много, радости много, а труда вам на десяток часов».
Афанасьев выполнил просьбу и в 1870 году выпустил для детей специальный сборник под названием «Русские детские сказки», в который вошла 61 сказка: 29 сказок о животных, 16 волшебных и 16 бытовых сказок из основного собрания.
Во втором издании основного сборника Афанасьев разделил сказки по тематическим разделам (сказки о животных, волшебные, новеллистические, бытовые сатирические сказки, анекдоты). Все эти сказки составили три тома, а четвёртый вошли примечания и лубочные сказки. В предисловии ко второму изданию Александр Николаевич писал:
«Между разнообразными памятниками устной народной словесности (песнями, пословицами, поговорками, причитаниями, заговорами и загадками) весьма видное место занимают сказки. Тесно связанные по своему складу и содержанию со всеми другими памятниками народного слова и исполненные древних преданий, они представляют много любопытного и в художественном и в этнографическом отношениях. <…> Пора, наконец, и нам дельней и строже заняться собранием и изданием в свет простонародных сказок, тем более что, кроме поэтического и ученого достоинств подобного сборника, он может с пользою послужить для первоначального воспитания, представляя занимательные рассказы для детского чтения. Разумеется, предпринимая издание с этою последнею целью, необходимо допустить строгий выбор, но такой выбор легко будет сделать. Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями. Мысль эту разделяли лучшие из наших поэтов: Жуковский и Пушкин, познакомившие публику с некоторыми народными сказками, передавая их простое содержание в прекрасных стихах. Жуковский под конец своей жизни думал исключительно заняться переводом сказок различных народов; а Пушкин в одном из своих писем говорит о себе: «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»
Цель настоящего издания объяснить сходство сказок и легенд у различных народов, указать на учёное и поэтическое их значение и представить образцы русских народных сказок».
Второе издание сказок вышло в 1873 году уже после смерти А. Н. Афанасьева, скончавшегося 5 октября 1871 года от чахотки. Любопытно, что три сказки, записанные лекарем Д. М. Петуховым в г. Дедюхино Пермского уезда («О хитрости царя Соломона», «Христов крестник» и «Риза на иконе») были изъяты из сборника тогдашней цензурой. Насколько они были нецензурными можете судить сами. Вот тексты этих сказок.

О хитрости царя Соломона

До Рождества Христова все умершие - грешные и праведные сидели в аду. И Анна-пророчица была тут же и всё пророчила, что родится Исус Христос и выведет всех праведных из аду. А праведные давно ждут и дождаться не могут избавления и говорят:
«Вот ты, Анна, пророчишь, пророчишь, а все ничто не сбывается, только нас морочишь!» Анна их уверила, что вправду всё то сбудется, что она пророчила.
Вот и родился Исус Христос и начал с апостолами ходить по земле; зашёл и в ад. Ад затрещал, Сатанаил закричал: «Аде, крепися!» Нет, ад все трещит. Господь повел из аду всех с собою, а царя Соломона оставил. Соломон и говорит: «Что же ты, Господи, всех выводишь из аду, а меня одного покидаешь?» Господь сказал: «Ты сам хитёр-мудёр, дак выходи на свои мудрости!»
Вот Соломон остался в аду и начал размеривать ад да приговаривать: «Вот тут будет церква, тут престол, а тут часовня». Сатанаил его остановил: «Соломон, что ты делаешь?» А он отвечает: «Да вот хочу здесь цер- кву строить, а вот тут часовню». - «Что ты, царь Соломон! У меня и прежде тесно было. Я рад, что избавился назойливых жильцов, а ты опять меня теснишь». - «Ну, Сатанаил, вот тебе три аршина в уголку - будет с тебя и этого места!»
Сатанаил рассердился и вытурил (выгнал) царя Соломона из аду вон. Соломон и пошел к царству небесному. Стучится у ворот и спрашивает: «Братие! Скажите, пожалуйста, которое житие лучше - старое ли в аду или новое в царстве небесном?» - «Нет, - говорят, - новое в царстве небесном лучше». - «Покажите-ка мне ваше житье хоть немножко! Я бы посмотрел на вас». Отворили ему дверь немножко, чтобы можно было заглянуть. Он смотрел, смотрел и засунул ногу. Стали рай затворять и прижали ему ногу-то. Он и закричал: «Ногу прижали! Ногу прижали!» Вот как отворили шире, Соломон и проскочил в царство небесное - да в уголок. Тут и остался, а не на переде, где заняли место первые.

Христов крестник

В старое время было так: жил-был бедный крестьянин, и у того у крестьянина было немалое семейство - ровно шесть сыновей. Родился у него ещё седьмой сын. Надо было младенца крестить. Жена и посылает своего мужа искать крестного. Мужик на первый же день обошел всех богатых поселян, только никого не мог найти, кто захотел бы принять младенца. Все отказались, потому что к бедному не так-то охотно идти. На другой день жена опять посылает своего мужа искать кума. Тот опять никого не сыскал, идёт да сам плачет. Вдруг попадается ему навстречу незнакомый человек, и тот человек был сам Господь. Спрашивает он мужика: «О чём плачешь, старичок?» Тот отвечает: «Да вот родился у меня сын. Надобно его окрестить, да никто не идет ко мне в крестные, потому что беден». - «Не тужи, я твой кум. Пускай несут младенца в церкву. Я сейчас там буду». Мужик обрадовался, что нашел кума. Воротился домой и посылает бабушку с младенцем в церкву. Бабушка взяла ребенка и пошла. Приходит в церкву, а муж уже там. Вот как окрестили младенца, стала бабушка звать к себе кума хлеба-соли откушать. Кум отказался: «Мне, - говорит, - некогда!»
Прошло немало времени - эдак лет шесть или семь. Мальчик порядочный вырос. Настает Пасха Христова. Соседние ребятишки бегают по улице и говорят: «Завтра мы пойдем к своим крестным христосоваться, они нам по яичку дадут». Тот мальчик с ними же бегал. Услыхал такие слова, прибежал домой и давай спрашивать у матери: «Кто у меня крестный?» Мать и говорит: «Спрашивай у отца! Он, бестолковый, кого-то созвал и нам не показал, что за человек такой был». - «Ну да молчи, мама! Я завтра пойду в церкву и стану высматривать крестного. Может и найду».
Приходит к заутрене. Становится прямо против образа Спасителя и усердно молится, чтобы показал ему Бог крестного. По отходе утрени все вышли из церкви, а он остался и видит: выходит в царские врата неведомый человек, манит его к себе и дает два яичка. Одно велит отнести отцу, другое матери. «А сам, - говорит, - опять приходи в церкву. Тогда я тебе ещё яичко дам». Мальчик с радостью побежал домой. Прибегает, отдает отцу-матери по яичку и говорит: «Мне тятенька крестный дал, велел вам отдать, а мне наказал еще прийти».
Приходит к обедне и опять становится на то же место. По окончании службы невидимой силой подняло его до третьего неба. Сперва несли его двухкрылые ангелы, а потом шестикрылые серафимы подняли его до шестого неба, в предивную палату, где он узрел лик ангелов, праведников и пророков. Господь посадил его на престол, вручил скипетр и державу и оставил вместо себя. Тогда он увидел всю подвселенную. Сидит и смотрит: вон плывёт корабль, а на тот корабль наступают разбойники. Он и подумал: «Лучше б тому кораблю потонуть, нежели быть разграблену!» Корабль тотчас и потонул со всеми людьми и товарами. Потом увидел он, что в такой великий праздник не хотела жена с своим бедным мужем обед разделить, а ушла в чужие люди и стала с чужим мужиком пировать и любодейничать. Мальчик подумал: «Лучше бы тому дому сквозь землю провалиться, нежели такое распутство зреть!» - И дом провалился сквозь землю. В третий раз видит он, как разбойники под монастырь подкапываются, и опять подумал: «Как же у этих разбойников руки поднимаются на Божие храмы? Лучше бы тому монастырю опрокинуться да задавить их!» Монастырь сейчас опрокинулся и задавил разбойников.
Господь, видя такое нетерпение, удалил его с престола, дал ему яичко и велел ангелу отнести его на землю. Ангел понес его к отцу и на пути сказал ему: «Как будешь ты дома, то разговейся этим яичком и удались в пустыню. Там тебе будет спокойнее». Он так и сделал - разговелся и удалился в пустыню. Пробыл в ней двенадцать лет, потом преставился. Тело его было похоронено ангелом в той самой церкве, где это чудо совершилося.

Риза на иконе

Жил в одном городе богатый человек, ездил в Нижний на ярмарку за разными товарами. Однажды случилось ему плыть с товаром по Волге. Плывет день и два - хорошо, а на третий поднялась сильная буря и потопила у него судно с людьми и с товарами, - только сам кое-как мог спастись на одной дощечке. Приплескало его к берегу, он очувствовался, вышел на берег и пошел домой пешком.
Приходит домой, рассказывает жене о своей беде. Жена плачет не столько о муже, сколько о богатстве. Вот этот бедняк не знает, как и пропитанье себе найти. Потому что жил он прежде богато, привык к роскоши, работать ему совсем не под силу. Стал он ходить в церкву, стал просить помочи у иконы Божьей Матери. Просит раз, другой и третий - икона все не дает помочи. Он осердился и говорит: «А когда так!..» И вздумалось ему: «Дай-ка я сниму с нее серебряную ризу». Улучил время, когда в церкви никого не было, и снял с образа ризу, смял её в комок и продал серебреннику. На те деньги опять стал торговать, и расторговался в пять лет так, что лучше прежнего стал жить. Как-то и вспомнил: «Что ж я - снял с Божьей Матери ризу, а новую-то не сделал!»
Заказал серебреннику ризу на образ и дал ему мерку. Серебренник скоро её изготовил, принес, отдает купцу. Тот взял ризу, пошел в церкву, и никто не заметил, как он одел ее на икону. А риза-то оказалась гораздо лучше прежней. Собираются прихожане в церкву, видят: риза не та. Сказали священнику, и тот удивляется: «Как же это могло случиться?» А во все время, когда икона стояла без ризы, никто того не видел; всем казалось, что она стоит в окладе; иные даже к ней прикладывались и ничего не замечали. Только тогда все и открылось, как появилась на иконе новая риза и как сам купец покаялся перед священником.

Ну, вот как-то так, а то нехорошо получается: Русский Топ и без русских сказок.

"Что за прелесть эти сказки! И каждая есть поэма!"

Каждый год 6 июня, с 1997 года, в России отмечается Пушкинский день.Именно в этот день в 1799 году, в Москве, в дворянской усадьбе Пушкиных, родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира. Александра Пушкина часто называют основоположником современного русского литературного языка. Сколь ни трудны бы были его произведения для перевода, поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках нашей планеты. С его сказками мы начинаем знакомиться, еще не научившись читать.

Какие стихи Пушкина вы запомнили самым первыми? Про кораблик, что «бежит себе в волнах на раздутых парусах?». А может быть, про золотого петушка, или про золотую рыбку из синего - синего моря? Все волшебно в сказках Пушкина.Стихи его прекрасны!.. Читаешь их, и будто поднимают они тебя над землей, видишь все, о чем написал поэт.Вслушайтесь в стихотворение. Как много в этих строках тепла, сердечности, золотистого света. Они звучат, как музыка…


Пушкин никогда не писал стихов специально для детей, но он умел писать их так просто и в то же время так интересно, что и детям многое из того, что им написано, понятно и близко. Кто из вас ребята не знает стихотворения Пушкина о снежной буре, об осенней поре, которая очей очарование? Все его стихотворения читаются легко и радостно!


К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазки

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы

Все скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже, если мы уже не дети, в 20, в 30, в 45,

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над темным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

(И. Акулинина).

Сказка - был один из любимых жанров А.С.Пушкина. Простонародные сказки его няни он ставил в один ряд с “высокими” литературными жанрами: “Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!” - и советовал молодым писателям читать сказки, чтобы “видеть свойства нашего русского языка”. Даже в его повестях, романах и не сказочных поэмах нередко сквозят сказочные мотивы и сюжеты.

Пушкин написал всего семь сказок. Но каждая сказка запоминающаяся. Конечно, сказки были написаны для взрослых. Но очень скоро стали читать сказки и детям. Благодаря мелодичной стихотворной форме сказок, они очень легко и с интересом читаются, становясь понятными даже самому маленькому читателю.

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане

Сказка о золотом петушке

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказка о медведице

Жених

Ветер по морю гуляет,

Дует в паруса.

Никогда не перестанем

Верить в чудеса.

Где царевна оживает Злу наперекор,

Где красавиц похищает Мрачный Черномор,

Где Балда с чертями спорит, Белочка поет,

Где разбитые корыта Рыбка раздает,

Где шумит волна морская,

Нас туда зовет Лукоморье,

цепь златая

И ученый кот.

Внеклассное мероприятие «Что за прелесть эти сказки!»

(юбилею А. С. Пушкина посвящается)

Цели: напомнить учащимся о жизни и творчестве А. С. Пушкина,

развивать интерес к творчеству великого русского поэта, умение называть волшебные события в сказках и их главных героев,

воспитывать доброту, милосердие, любовь к сказкам.

Оборудование: рисунки учащихся к сказкам А. С. Пушкина, книги великого поэта, сценические костюмы.

Ход занятия

Орг. момент.

Вступительное слово учителя:

Ребята! Если спросить вас какие книги вы любите читать больше всего, то я думаю, что большая часть из вас ответит: «Сказки». Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам их рассказывают или читают взрослые, а потом с радостью читаем сами. Сказки бывают разные: народные, бытовые, современные, о животных, авторские. А среди авторов сказок есть один, произведения которого мы любим читать и перечитывать, т.е. возвращаться к тому или иному произведению несколько раз. Послушайте отрывок из сказки, а затем назовите, пожалуйста, имя автора.

(Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» читает Кущенко Даниэла)

Правильно. А. С. Пушкин родился в Москве 6 июля 1799г. ему исполнилось-бы 215 лет. Но он погиб на дуэли в возрасте 37 лет.

Маленького Сашу очень любили родители. Он всегда был окружен заботой и вниманием. Но среди родных и близких своей заботой отличалась его няня – Арина Родионовна. Лучше ее петь песни и рассказывать сказки не умел никто. Маленький очень любил свою няню и ласково называл ее «Матушка». Благодаря Арине Родионовне Александр Сергеевич полюбил сказки на всю жизнь. А часть его любви к сказкам превратилась в сами сказки, которые мы слушаем и читаем в любом возрасте, будучи и маленькими, и взрослыми.

Ведущий : Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас! (учащиеся делятся на 2 команды)

Я знаю, вы любите игры, песни, загадки, пляски. Но нет ничего интересней, чем сказки.

Сейчас мы вспомним сказки А. С. Пушкина, послушаем ответы и оценим, какая из команд их знает лучше.

(Представление членов жюри)

Ведущий: Начинаем нашу конкурсную программу

    «Царь с царицею простился.

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна…» («сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях»)

    «Сейчас потолкуем о книжке другой –

Тут синее море, тут берег крутой.

Старик вышел к морю, он невод забросил,

Кого-то поймает, кого-то попросит.

О жадной старухе рассказ тут пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет!» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    «Ветер на море гуляет,

И кораблик подгоняет;

Он плывет себе в волнах

На раздутых парусах.

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся.

На знакомом острову

Чудо видят наяву» (сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).

    «Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон

Смолоду был грозен он,

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить» («Сказка о золотом петушке»)

    «Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица всех милее,

Всех румяней и белее» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

    «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где мне взять такого?

Служителя не слишком дорогого?» («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Ведущий: Что случилось? Что за стук? Кто к нам в гости пожаловал? Ребята, нам передали телеграммы от сказочных героев. Назовите, кто их отправил.

    «За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вина;

Заедает она пряником печатным;

Вкруг ее стоит грозная стража,

На плечах топорики держат» («Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха)

    «Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой

Круглолицый, светлоокий,

И обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя» (Королевич Елисей)

    «Спит на соломе;

Ест за четверых,

Работает за семерых,

До света все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит

Яичко испечет, да и сам облупит» (Балда)

    «Здравствуй, князь, ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» (царевна Лебедь)

Ведущий: Продолжаем нашу программу. Вашему вниманию предлагается блиц-опрос по сказкам А. С. Пушкина. Я буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и быстро отвечайте.

    Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)

    Под каким деревом грызла орешки белка? (под елью)

    Как звали пса, который сторожил терем, в котором жили семь богатырей? (Соколка)

    Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях?» (яблоком)

Ведущий: Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки А. С. Пушкина. А в следующем конкурсе мне хотелось, чтобы вы ответили на мои вопросы словами из сказок.

    Что кричал петушок, сидя на спице? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)

    Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

    Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («жил старик со своею старухой у самого синего моря»)

    А «Сказка о царе Салтане»? («Три девицы под окном пряли поздно вечерком»)

    Какие орешки грызла белка? («Орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд»)

    Что говорила золотая рыбка старику, когда попалась в его сети? («Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь чем только пожелаешь»).

Ведущий: Подходит к концу наша встреча, и я не могу оставить без внимания наших болельщиков. Кто из вас, ребята, скажет какими словами заканчиваются сказки А. С. Пушкина. (Выбрать правильный ответ)

    «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

    «Глядь: опять пред ним землянка

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

    «Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил».

Ведущий: Сегодня мы еще раз почувствовали волшебную музыку пушкинского стиха. И пока члены жюри будут совещаться, вашему вниманию предлагаем посмотреть отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» в исполнении учащихся 3 «Б» класса.

Ведущий: Посмотрев отрывок из сказки, мы с вами еще раз ребята, убедились в том, что Добро всегда побеждает …… (зло).




Секунду помедлив, жирно перечеркнул написанное, улыбнулся и начал с новой строки: У Лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том… Скрипнула дверь, и большой серый кот легко прыгнул на стол, улёгся среди бумаг. «Каков нахал», - подумал Пушкин, но перо уже вновь бежало по белому листу: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом…




1)Ветер по морю … И кораблик … ; Он бежит себе в … На поднятых … Мимо… крутого, Мимо … большого; Пушки с … палят, Кораблю … велят. 2)Знайте, вот что не …: Ель в лесу, под елью …, Белка … поёт, И … всё грызёт, А орешки не …, Всё … золотые, … - чистый изумруд; Вот что … зовут.


Ответы на задания: 1)Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. 2)Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поёт, И орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра - чистый изумруд; Вот что чудом – то зовут.


























Сопоставь литературного героя со сказкой. Гвидон Чертенок Елисей Звездочет Дворянка Кот ученый «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о царе Салтане» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о золотом петушке» «У Лукоморья»


Какие сказки заканчиваются словами «Я там был; мед, пиво пил – И усы лишь обмочил»? «Сказка о царе Салтане»«Сказка о царе Салтане» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о попе и работнике его Балде»«Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о золотом петушке»«Сказка о золотом петушке» «Сказка о рыбаке и рыбке»).«Сказка о рыбаке и рыбке»).




Наступило утро. Голубеет высокое небо. Ослепительно белеют снега. Ночью пришла зима. Пушкин в накинутом полушубке вышел на крыльцо и воскликнул: «Вот оно – моё Лукоморье! Здесь так глубоко и вольно дышится. Здесь тёплый дом, добрые соседи и старая няня моя…»



"Что за прелесть эти сказки!" Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.

Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие. С них начинается наша любовь ко всей русской поэзии. А когда я впервые прочитала сказки Пушкина? Очень давно. Сначала я только слушала, запоминая стихи, потом научилась читать сама... Слова как бы сами приходят на память:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том...

Пушкинская сказка летит "через леса, через моря", "в облаках перед народом", с высоты ей открываются и синее море, возле которого рыбак расстилает сети, и темная чаща, где играют медвежата. Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно, в каждой новой сказке стих Пушкина звучит по-новому. В "Сказке о царе Салтане" поднятые паруса символизируют быстроту и свободу движения:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит...

В "Сказке о мертвой царевне" мы слышим протяжные вздохи ветра и видим, как тучи стремительно бегут по небу:

Ветер, ветер! Ты могуч,

ты гоняешь стаи туч...

Звуки в стихах изменяются не случайно. Они не только говорят о том или ином предмете, но и изображают его так, что мы видим все яснее, чем обычно. В "Сказке о золотом петушке" стих Пушкина звучит довольно отрывисто и резко:

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы...

Многие сказки, как-то: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о его работнике Балде" - в конце стихов не имеют рифм, что невольно заставляет любителя сказки читать внимательно и неторопливо.

Пушкин любил справедливость. Он всегда на стороне своих добрых героев. Скупой поп считал своего работника балдой, попытался его обмануть, спровадив к старому бесу. Но хитрый работник, выполнив все, что обещал, заставил плясать под свою дудку не только беса, но и своего лукавого хозяина. В другом не менее поучительном произведении Пушкин замечательно показал высокомерный нрав старухи, которая жестоко помыкала своим стариком, за что осталась в буквальном смысле у разбитого корыта. Используя различные литературные приемы, как-то: гипербола, гротеск - Пушкин добился какого-то особенного звучания этой темы.

Перечитывая любимые сказки вновь и вновь, каждый раз видишь до боли знакомые картины, написанные драгоценными красками:

Град на остове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом...

Все без исключения герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка, славящая ли находчивость и смелость, высмеивающая ли глупость и лень, трусость и жадность, является настоящим литературным шедевром! Насмешливые выражения, ироническая беззаботность, с которой великий сказочник кладет чудеса на чудеса, свидетельствуют не только о гибкости авторского таланта, но и выражают истинный дух народной сказки. Тонкий знаток народной поэзии, он часто раскапывал в ее сокровищнице оригинальные, красочные сюжеты и, переосмыслив, использовал в своих сказках:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку...

Часто его неудержимая фантазия облачала действительность в искрящиеся сказочные наряды, но при этом никогда не убивала смысла, идеи, заложенной в сказке.

Люди любят и ценят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как их не любить, если в них, простых и ясных по сюжету, метких, поэтичных, насыщенных богатыми, необычными сравнениями, чувствуется душа великого мастера слова!

Сказки обладают огромным обаянием не только для детей, но и для взрослых. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подает надежду, забавляет, утешает.