Какие знаки в ре миноре гармоническом. Какие знаки в ре миноре. Произведения этой тональности

Минорная гамма строится следующим образом: тон-полутон, тон-тон-полутон, тон-тон. Если мы расположим ноты таким образом, то из них будет чаще получаться музыка грустная или в целом веселая, но с грустинкой. Выучите наизусть порядок тонов и полутонов в миноре, как скороговорку: «Тон-полутон, тон-тон-полутон, тон-тон».

Расстояния между звуками гаммы Ре минор.

В миноре полутоны расположены между II и III ступенями и между V и VI ступенями.

В миноре устойчивые ступени те же, что и в мажоре – I, III и V.


Полутоны в гаммах До мажор и Фа мажор.

Так как устойчивые ступени в миноре те же, что и в мажоре, то и тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые будут выглядеть так же.

Гамма ре минор с указанием тяготений («со стрелками»).

Виды минора

Существует три вида минора: натуральный, гармонический и мелодический.

Натуральный минор – самый обычный, основной вид минорной гаммы. Его мы рассмотрели выше. В давние времена это был единственный вид минора, и слово «натуральный» просто не было нужно. Сейчас натуральный минор встречается не столь часто. Особенно любят его русские музыканты и музыка в натуральном миноре часто связана с образами Руси.

Гамма ре минор натуральный.

Георгий Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенинина, Часть 3, «В том краю...» (фрагмент). Написана в фа миноре натуральном. Послушать целиком можно .

Государственный академический русский хор СССР, Симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Евгения Светланова, Алексей Масленников (тенор), 1957 г.

В гармоническом миноре на пол тона повышается седьмая ступень. Для этого используется знак – диез или бекар (а иногда дубль-диез). Чтобы понять, какой именно знак требуется, следует посмотреть на знаки при ключе.

Вариант 1. При ключе нет знака, относящегося к седьмой ступени. Тогда рядом с седьмой ступенью ставится диез.

Вариант 2. При ключе есть бемоль, относящийся к седьмой ступени. Тогда, чтобы поднять эту ноту на пол тона, нужно бемоль отменить. Отменяется бемоль с помощью бекара.


Вариант 3. При ключе есть диез, относящийся к седьмой ступени. Чтобы сделать «диезную» ноту еще выше, нужен знак дубль-диез.

И так, еще раз. Знака нет – ставим диез. При ключе стоит бемоль – ставим бекар. При ключе стоит диез – ставим дубль-диез.

Знак седьмой гармонической ступени ставится перед нотой, а не при ключе. Основное ее назначение – делать более яркими аккорды доминантовой функции (что это такое – см. , и ). В музыке все, что связано с аккордами, принято называть словом гармония . Соответственно, этот тип минора называется гармоническим.

Из-за повышения седьмой ступени в гармоническом миноре образуется увеличенная секунда. Она находится между VI и VII ступенями. Увеличенная секунда охватывает две соседние ступени и три полутона. Сама по себе она звучит точно так же, как малая терция (см. энгармонически равные интервалы). Однако, внутри музыкального произведения ее ни с чем не перепутаешь. Она придает мелодиям или восточный колорит или особую проникновенность, как, к примеру, в некоторых поздних сочинениях В. А. Моцарта.

Гамма ре минор гармонический.

В. А. Моцарт, струнный квартет ре минор, KV 421, I Часть (фрагмент). Целиком послушать можно . В начале I Части квартета звучит нисходящий ход по звукам гармонической минорной гаммы с увеличенной секундой.

Исполняет Будапештский струнный квартет, 1953 год.

Мелодический минор . В мелодическом миноре на пол тона повышаются шестая и седьмая ступени. Из-за этого верхняя половина гаммы звучит, как мажор. Как правило, гамма мелодического минора поется только вверх, а вниз идет натуральный.


Гамма ре минор мелодический.

П.И.Чайковский. Симфония №4, Вторая часть. Знаменитая тема гобоя звучит в си-бемоль миноре мелодическом, и только там, где мелодия идет по гамме вниз, звучит натуральный минор. Послушать целиком можно .

Исполняет оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского.

Фуга ре минор, сочиненная Иоганном Себастьяном Бахом в начале восемнадцатого века, вошла в сокровищницу мировой классической музыки как одна из самых популярных и известных композиций. Исполняется она чаще всего вместе с токкатой, выдержанной в той же тональности. Профессиональным музыкантам и любителям, знакомым с азами название понятно. Всем же прочим меломанам требуется разъяснение того, что означает «ре минор», и в каких опусах великого мастера (а также других композиторов) он встречается.

А Бах ли автор?

Долгое время - более двух с половиной столетий - никто не сомневался в том, что эта фуга написана Бахом. Затем, в восьмидесятых годах прошлого века, появились две книги, в которых на основе детального анализа стилистики и наиболее часто применяемых композитором музыкальных приемов высказываются сомнения в подлинности официально признанного авторства. Наличие параллельных октав, субдоминантового ответа и некоторые другие характерные для произведения моменты либо не встречаются в других произведениях Баха, либо крайне редки.

Эти особенности понятны только специалистам, имеющим глубокие познания в теории, поэтому углубляться в подробности смысла нет. Остается лишь верить Кристофу Вольфу (стороннику того, что Бах все же написал токкату и фугу) либо Питеру Уильямсу (противнику авторства Баха). К тому же гениальные композиторы часто творили нечто, что удивляло их самих, такова уж их природа, что заданным алгоритмам они не подчиняются. «Фуга ре минор» - произведение незаурядное, не похожее более ни на что. Парадоксально, но в каком-то смысле это говорит в пользу его аутентичности. Тональность, в которой она написана, дает богатые возможности выражения эмоций, переполняющих талантливую душу.

Немного о сольфеджио и гаммах

Совсем немного следует углубиться в теорию, без этого никак нельзя. Во-первых, нужно вспомнить о том, что любой гармоничный звук представляет собой совокупность частот, среди которых выделяется основная, определяющая положение ноты. К примеру, «ля 1» соответствует колебаниям воздуха в 440 Гц.

Человеческое ухо различает семь тонов и пять полутонов в каждой гамме, далее все начинается снова, уже в другой октаве. Зримо это можно оценить, глядя на клавиатуру фортепиано: белые клавиши - это тона, а черные - полутона. Ясное дело, что повышение (мажор или «moll») одного тона на его половину - это то же самое, что понижение следующего. Иными словами, ре минор тождественно термину «d-moll».

Простым (хотя и не всегда) упражнением для учеников начальных классов музыкальных школ является такой важный элемент образования, как разучивание гамм. Оно дает главное - запоминание того, где на клавиатуре находится нужная клавиша, или какая струна арфы (скрипки, виолончели, домры и т. д.) создает требуемый звук. То же касается и Восходящая гамма на гитаре иногда для простоты прочтения записывается латинскими (H - полутон, Half) или русскими буквами (Т и П), например, W-W-H-W-W-W-H (Т-Т-П-Т-Т-Т-П), что читается так: «тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон). Такой способ запоминания дает возможность овладения самым популярным инструментом тем, кто профессионально учиться в консерватории не имеет времени или желания, а играть хочет. Гамма ре минор звучит в такой последовательности: ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре.

Произведения этой тональности

Музыка влияет на человеческое сознание сильнее, чем любой другой вид искусства. в отличие от мажорной, создает грустное, задумчивое и даже порой агрессивное настроение. Эта психологическая особенность восприятия часто использовалась композиторами прошлых веков, да и современные произведения очень часто выдержаны в ней. Блюз основан на «понизительной» гармонии, как и многие образцы рока. Из классической музыки, выдержанной в тональности «ре минор», помимо фуги Баха, наиболее известными произведениями стали его же «Концерт №1 для клавира с оркестром» (BWV 1052), «Реквием» Моцарта, Девятая симфония Бетховена (широко известная по «Оде радости» в четвертой ее части). Двадцатый век подарил нам Седьмую симфонию Дворжака, Первую Рахманинова, его же Фугу, Третий концерт и Этюд-картину, написанную в той же тональности, вторую Сонату для фортепиано Прокофьева, Сонату для фортепиано Шостаковича и множество других замечательных произведений.

В современной обработке

Каждый композитор вправе выбирать, какая тональность ему по душе. К тому же гармоничность созвучия соответствует эмоциональной наполненности произведения, ее смыслу и сверхзадаче. Музыка бывает оптимистично-мажорной, мрачно-минорной или имеет все возможные промежуточные оттенки. Богатство наследия прошлых веков побуждает многих джазменов и рок-исполнителей создавать оригинальные аранжировки произведений композиторов-классиков прошлых столетий. К примеру, известная группа «Megadeth» началом песни «Loved to Deth» сделало цитату, исполняемую на фортепиано, в которой каждый просвещенный меломан легко угадает «Фугу ре минор» Баха. Есть и другие примеры того, как сонаты, фуги и концерты этой тональности, использованные нынешними музыкантами, становятся особенно созвучными нашему тревожному времени.

МИ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "МИ" (лад, параллельный СОЛЬ мажору, с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит МИ минор:

  • МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ.

Ключевой знак в тональности МИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана.

Гамма МИ минор и ее ступени вверх:

  • МИ - I, ФА-диез - II, СОЛЬ - III, ЛЯ - IV, СИ - V, ДО - VI, РЕ -VII , МИ - I.

Гамма МИ минор и ее ступени вниз:

  • МИ -I, РЕ -VII, ДО - VI, СИ - V, ЛЯ - IV, СОЛЬ - III, ФА-диез - II, МИ - I.

Тоническое трезвучие в МИ миноре:

  • МИ -I, СОЛЬ - III, СИ - V.

25. Тональность РЕ минор

РЕ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "РЕ" (лад, параллельный ФА мажору, с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ минор:

  • РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ.

Ключевой знак в тональности РЕ минор:

  • СИ-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.

Гамма РЕ минор и ее ступени вверх:

  • РЕ - I, МИ - II, ФА - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ-бемоль - VI, ДО -VII, РЕ - I.

Гамма РЕ минор и ее ступени вниз:

  • РЕ -I, ДО -VII, СИ-бемоль - VI, ЛЯ - V, СОЛЬ - IV, ФА - III, МИ - II, РЕ - I.

Тоническое трезвучие в РЕ миноре:

  • РЕ -I, ФА - III, ЛЯ - V.

26. Размер 3/4

Размер 3/4 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/4: вниз - в сторону - вверх.

27. Размер 3/8

Размер 3/8 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/8: вниз - в сторону - вверх.

28. Затакт

Затакт - это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

Затакты - четверть, восьмая, две восьмые.

29. Тональность РЕ мажор

РЕ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук РЕ (лад с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ мажор: РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ.

Ключевые знаки в тональности РЕ мажор:

  • ФА-диез, ДО-диез.

Гамма РЕ мажор и ее ступени:

  • РЕ -I, МИ - II, ФА-диез - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ- VI, ДО-диез - VII, (РЕ) - I.

Тоническое трезвучие в РЕ мажоре:

  • РЕ-I, ФА-диез - III, ЛЯ - V.

Вводные звуки в РЕ мажоре:

  • ДО-диез - VII, МИ - II.

30. Лига

Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.

Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.

31. Четверть с точкой в двухдольном размере

Точка около ноты увеличивает ее длительность наполовину.

32. Фермата

Фермата - это знак, который показывает, что данный звук надо выдержать несколько дольше, чем написано. Знак ферматы обозначается как лига над или под точкой.

33. Интервалы

Интервалом называется сочетание двух звуков.

Если звуки интервала берутся раздельно (один за другим), то интервал называется мелодическим. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим. Основных названий интервалов - восемь. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Названия интервалов:

Прима - первая, обозначается цифрой 1
Секунда - вторая, обозначается цифрой 2
Терция - третья, обозначается цифрой 3
Кварта - четвертая, обозначается цифрой 4
Квинта - пятая, обозначается цифрой 5
Секста - шестая, обозначается цифрой 6
Септима - седьмая, обозначается цифрой 7
Восьмая - восьмая, обозначается цифрой 8

Мелодические интервалы от звука ДО вверх:

  • ДО-ДО (прима), ДО-РЕ (секунда), ДО-МИ (терция), ДО-ФА (кварта), ДО-СОЛЬ (квинта), ДО-ЛЯ (секста), ДО-СИ (септима), ДО-ДО (октава).

Мелодические интервалы от звука до вниз:

  • ДО-ДО (прима), ДО-СИ (секунда), ДО-ЛЯ (терция), ДО-СОЛЬ (кварта), ДО-ФА (квинта), ДО-МИ (секста), ДО-РЕ (септима), ДО-ДО (октава).

Гармонические интервалы от звука ДО те же, только их ноты звучат одновременно.

34. Главные ступени лада и их названия

Главные ступени лада - первая ступень (тоника), пятая ступень (доминанта) и четвертая ступень (субдоминанта).

Главные ступени в тональности ДО мажор:

  • тоника - ДО(I), доминанта - СОЛЬ(V), субдоминанта - ФА(IV).

Главные ступени в тональности ЛЯ минор:

  • тоника - ЛЯ(I), доминанта - МИ(V), субдоминанта - РЕ(IV).

35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада

Устойчивые (опорные) звуки - I, III и V ступени.

Неустойчивые звуки - VII, II, IV и VI ступени.

Устойчивые звуки в ДО мажоре:

  • ДО-МИ-СОЛЬ.

Наиболее устойчивый звук в ДО мажоре:

Неустойчивые звуки в ДО мажоре:

  • СИ-РЕ-ФА-ЛЯ.

Окружение устойчивых звуков неустойчивыми звуками в ДО мажоре:

  • СИ-ДО-РЕ, РЕ-МИ-ФА, ФА-СОЛЬ-ЛЯ.

Восходящее тяготение VII ступени на полтона вверх:

  • СИ-ДО.

Нисходящее тяготение IV и VI ступеней:

  • ФА-МИ, ЛЯ-СОЛЬ.

Двойное тяготение II ступени:

  • РЕ-ДО, РЕ-МИ.

36. Размер 4/4

Размер 4/4 - это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4.

Обозначение размера 4/4:

  • 4/4 или С.

Сильные и слабые доли в такте на 4/4:

  • первая - сильная;
  • вторая - слабая;
  • третья - относительно сильная;
  • четвертая - слабая.

Схема дирижирования на 4/4:

  • вниз - к себе - в сторону - вверх.

37. Три вида минорного лада

Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.

Натуральный минор - минор, в котором ступени не изменены.

Гармонический минор - минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический минор - минор с повышенными VI и VII ступенями (в восходящем порядке). В нисходящем порядке гамма мелодического минора исполняется как натуральная.

Гамма ЛЯ минор натуральная:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ - ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор гармоническая:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ-диез - ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор мелодическая:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ.

38. Тональность СИ минор

СИ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "СИ" (лад, параллельный РЕ мажору, с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит СИ минор: СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Ключевые знаки в тональности СИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана;
  • ДО-диез, записывается между третьей и четвертой линиями.

Гамма СИ минор натуральная:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ -VII , СИ - I.

Гамма СИ минор гармоническая:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ-диез -VII , СИ - I.

Гамма СИ минор мелодическая:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ-диез - VI, ЛЯ-диез -VII, СИ - I.

Тоническое трезвучие в СИ миноре:

  • СИ -I, РЕ - III, ФА-диез - V.

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СИ миноре:

  • ЛЯ-диез - в СИ, ДО-диез - в СИ, ДО-диез - в РЕ, МИ - в РЕ, СОЛЬ - в ФА-диез.

39. Большая и малая секунды

Секунда - это интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой , если она составляет целый тон. Секунда называется малой , если она составляет полтона. Большая секунда обозначается б.2, малая секунда обозначается м.2.

Например:

  • Большая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ. Малая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ-бемоль.
  • Большая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ-бемоль. Малая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ.

На вопрос какие знаки в ми миноре и ре миноре? заданный автором Особняк лучший ответ это


1 - ФА-ДИЕЗ
2 СИ- БЕМОЛЬ

Ответ от Невроз [новичек]
спасибо)) выручили))


Ответ от хитросплетение [новичек]
1. Ми минор - параллельная соль мажор, следовательная это ФА -ДИЕЗ
2. Ре минор- параллельная фа мажор, следовательно это СИ-БЕМОЛЬ
Гармонический вид - при движении вверх и вниз повышается 7 ступень (РЕ-ДИЕЗ)
Мелодический вид -придвижениивверх повышается 6 и 7 ступени (ДО-ДИЕЗ и РЕ - ДИЕЗ) , при нисходящем играть натуральный Т. Е. только
1 - ФА-ДИЕЗ
2 СИ- БЕМОЛЬ


Ответ от Ўлия Шабалова [активный]
1. Ми минор - параллельная соль мажор, следовательная это ФА -ДИЕЗ
2. Ре минор- параллельная фа мажор, следовательно это СИ-БЕМОЛЬ



Ответ от Максим власов [новичек]
Ми минор фа диез а Ре минор фа диез и до диез


Ответ от Дима Шеварыкин [эксперт]
1. Ми минор - параллельная соль мажор, следовательная это ФА -ДИЕЗ
2. Ре минор- параллельная фа мажор, следовательно это СИ-БЕМОЛЬ
Гармонический вид - при движении вверх и вниз повышается 7 ступень (РЕ-ДИЕЗ)
Мелодический вид -придвижениивверх повышается 6 и 7 ступени (ДО-ДИЕЗ и РЕ - ДИЕЗ) , при нисходящем играть натуральный Т. Е. только
1 - ФА-ДИЕЗ
2 СИ- БЕМОЛЬ


Ответ от Helen de Ritter-Lac [активный]
В Ми миноре - до диез, фа диез


Ответ от Николай Олегович Иванов [гуру]
Алёнка! Предлагаю запомнить на всю жизнь Правила Дяди Коли Иванова. Их всего три.
1. Тон вверх даёт два знака плюс. (вниз, соответственно, два бемоля, то есть два "минуса").
2. Параллельные тональности отличаются на три полутона (мажор - выше) .
3. Одноименные тональности отличаются на три знака (у мажора - больше) .
А теперь учу пользоваться Правилами:
"Чистый ключ" - До-мажор. (И Ля-минор, соответственно Правилам) .
До - Ре - один тон. Значит, плюс два знака. Но До-минор - минус три от До Мажора.
Значит, будет -3 + 2 = -1. То есть, Ре-минор имеет один бемоль.
Для ми-минора нужно прибавить "два плюса". Итого: -1 + 2 = 1 диез.
Вообще-то эти тональности выучиваются быстро. Однако запомнив всего ТРИ (!) Правила, очень легко высчитать количество знаков, скажем, в Фа# мажоре: До - Ре - Ми - Фа# = 6 диезов.
Или в Миb миноре: Ля - Соль - Фа - Миb = 0-2-2-2 = 6 бемолей.
Считаем, от чего удобнее. Чтобы было легче и быстрее. Три правила - это немного. Слегка попрактиковаться, и данный вопрос НАВСЕГДА будет снят с повестки дня.
Успехов!
С ув. Дядя Коля Иванов.


Ответ от - [гуру]
Эти гаммы с одним знаком при ключе- Ре-минор- си бемоль, а ми-минор- фа диез, при условии, что гамма натурального вида, но есть еще гармонический и мелодический минор, где повышаются VII ступень (в гармоническом миноре) в обоих направлениях, и повышаются Vi и VII ступени в восходящем движении (в мелодическом миноре) , при нисходящем движении повышение ступеней отменяется


Ответ от Bloody Mary [гуру]
В Ми миноре - Фа диез, а в Ре миноре - Си бемоль


Ответ от Андрей Боев [гуру]
ми минор-Еm,ре минор-Dm....


Ответ от ~KriSstiNk@~ [новичек]
в ми миноре - фа диез)))
в ре миноре - си бемоль))


Сегодня можно встретить большое количество обучающей литературы, в которой расписано практически все. Если вы решили играть классическую музыку, то вам придется выучить теорию. Это нужно для того, чтобы хорошо ориентироваться , уметь импровизировать и придумывать музыку.

При полном незнании теории музыки лучше всего начать обучение с интервалов. Только после изучения этого раздела вы можете приступать к изучению тональностей. Всего существует 24 тональности. Две из этих тональностей не имеют знаков при ключе, а остальные характеризуются наличием диезов или бемолей.

Какие знаки в ре миноре

Ре минор можно назвать одной из легких тональностей, так как в ней присутствует всего 1 ключевой знак – си-бемоль. Также следует помнить, что все натуральные минорные тональности могут приобретать временные знаки. Например, в гармоническом миноре будет повышаться 7 ступень гаммы. Если спроектировать это правило на тональность ре минор, то вы получите ноту до-диез. Существует и мелодический вид минорной гаммы. По звучанию она будет напоминать мажор, но с небольшими изменениями. У мелодического минора при движении вверх будут повышаться 6 и 7 ступени, а вниз вам нужно будет сыграть или спеть натуральный минор (на письме знаки повышения или понижения ноты отменяются бекаром).

Квинтовый круг, или как научиться импровизировать

Определению названия тональностей по знакам при ключе обучают в музыкальных школах. Вы можете разучить тональности и ключевые знаки в них самостоятельно, воспользовавшись изображением квинтового круга. На нем изображены тональности в зависимости от степени родства. Например, в верхней точке круга расположены тональности без знаков, затем идут тональности с 1, 2, 3 и т. д. знаками при ключе. Справа будут указаны диезные тональности, а слева – бемольные. Если вы запомните квинтовый круг, то вы сможете без труда подобрать аккомпанемент к мелодии, сымпровизировать, а также разобраться в тональности, в которой при ключе большое количество знаков.

Как определить тональность произведения по ключевым знакам

При разучивании незнакомого произведения изначально нужно определить тональность, в которой оно написано. Для этого вам следует обратить внимание на знаки при ключе. Также необходимо взять в расчет и окончание произведения, так как одни и те же ключевые знаки могут присутствовать в двух тональностях – мажоре или параллельном миноре. Только при учете этих двух факторов вы сможете безошибочно определить тональность пьесы.

Следует отметить,