Как живут староверы в бразилии. Откуда в Бразилии появились русские староверы? «Ой, мороз, мороз» под пальмами

И что из этого получается

Почти 8 месяцев назад в селе Огорь Жиздринского района поселилось две семьи староверов из Латинской Америки. А в октябре в ЖЖ появилось сообщение о том, как плохо живется нашим соотечественникам на вновь обретенной родине, с какими бюрократическими препонами и проблемами им приходится сталкиваться.

Корреспондент «Калужского перекрестка» решила проверить это и побывала в гостях у староверов, в семьеИосифа и Терентия МУРАЧЕВЫХ.

Воздушные замки о переезде из далекой жаркой Бразилии в холодную и суровую Россию долгие годы строил отец Иосифа. Он уже готовился покинуть Латинскую Америку, узнав о программе добровольного переселения соотечественников, да не дожил. Но его мечту осуществили сыновья.

Первым отправился Терентий. С женой и семерыми детьми он перебрался на Дальний Восток.

Иосиф наоборот не стал бросаться в омут с головой и сначала приехал с женой, сыном и дочерью в Москву, как турист. В столице у них тут же объявились знакомые, которые объяснили, как действует программа, какие документы нужно собрать. Больше года семья Иосифа Мурачева жила в Обнинске. Глава семьи работал на железобетонном заводе. Они с женой сразу поняли, что городская суета не для них. И как только появилась возможность, перебрались в Жиздринский район, в село Огорь.

О том, как долго и муторно приходилось собирать документы, чтобы получить гражданство, Мурачевы рассказывают неохотно. Лишь вскользь упоминают, что переводчика с португальского на русский в Калужской области не нашлось, и за всеми справками приходилось мотаться в Москву. Вообще жаловаться на трудности не в их характере. Они лишь благодарят всех, кто помог.

Вскоре к Иосифу в Огорь перебрался и его брат Терентий с семьей. Ему на Дальнем Востоке устроится так и не удалось. А переезд из одного конца страны в другой и вовсе разорил. Тем более, кормить приходится 7 детей. В Огорь семья перебралась в конце июня, сажать многие культуры было уже поздно. Денег хватило только на покупку кур. Узнав о плачевном состоянии семьи Терентия, старообрядцы со всех концов России стали перечислять деньги. Да и Иосиф помогает брату как может.

До весны проживем и потом не пропадем, - уверен Иосиф. - В Бразилии Терентий работал на ферме, зарабатывал в переводе на наши деньги около 25 тысяч рублей. Он специалист по посевам.

Доехать из Жиздры до села Огорь или обратно непросто, автобусы ходят только 2 раза в день: в 7 утра и в 2 часа дня. В остальное время можно добраться только на такси за 500 рублей. Остановки как таковой в селе нет - машины тормозят возле парка «Культуры и отдыха».

Для Жиздринского района старообрядцы оказались настоящей находкой. Работящие, непьющие, семейные. Молодежь не остается жить на селе. Половина домов заброшена. Много покосившихся, ветхих, пустых избушек.

В двух из них, что покрепче, на самом краю села и поселились братья. Их дома напротив друг друга.

Семья Иосифа Мурачева хоть и с трудом, но обустраивается в Калужской области.

Душа желала перебраться на родину, в Бразилии чувствовали себя как на чужбине - язык другой, все чужое. С малости мечтали о России, - признается Иосиф.

Он с неохотой рассказывает о том, что сначала ему дали совершенно необжитый дом - даже без пола. В итоге старенькую избушку со всей мебелью им отдал (не бесплатно, конечно) местный житель. Последнюю сумму Мурачевы внесли накануне нашей встречи. Так что теперь дом целиком и полностью принадлежит им.

Поправили избу маленько летом, много было здесь поломано, - рассказывает Иосиф. - С краю фундамента нет, а у самого дома он нормальный. Все здесь надо утеплять.

Из всех удобств в доме Иосифа только свет и холодная вода. Воду к дому подводили уже сами.

А где же вы моетесь? - удивленно спрашиваю я. - Во дворе есть баня?

Воду нагреваем и в тазике моемся, - спокойно отвечает Мария - жена Иосифа. - Но это не проблема, мы понимаем, что в первый год сразу обустроиться невозможно.

Обед готовят на печке, благо дрова достать не трудно. Газ в селе есть. Иосифу в администрации Жиздринского района пообещали в ближайшее время подвезти голубое топливо и к их с братом домам. А пока в избе холодно, дует из всех щелей. Как только ударили небольшие морозы, вода в кране замерзла.

Но хозяйством обзавестись староверы уже успели. Каждый день встают чуть свет - топят печь, доят коров, дают корм козам, гусям, уткам, курам.

Женщины у староверов настоящие рукодельницы. Сами шьют сарафаны, плетут половики, ухаживают за животными и помогают мужчинам в поле. Мария каждый день печет хлеб и местные его с удовольствием покупают. Хлеб, кстати, вкуснейший. Я такого никогда не пробовала.

Дети Иосифа и Марии учатся в пятом классе. Еремию 17, Агапии (на фото) - 18. Родители смогли им дать только домашнее образование. Учеба мальчику дается с трудом, а вот Агапия ходит в школу с удовольствием. Учителя говорят, что если она и дальше будет также стараться, то в следующем году ее экстерном переведут в 7 класс. Дети добираются до школы, которая находится в 20 минутах ходьбы от дома, на велосипедах.

Агапия в России продолжает придерживаться старообрядческих традиций - не стрижет волосы, коса спускается ниже пояса. Она маме перед школой помогает и сама вяжет, шьет. Свои сарафаны Агапия вышивает цветами из страз.

Еремий с восторгом вспоминает, как на днях позади села увидел лису.

Шубка у нее такая прекрасная, как на картинке из книжки, - рассказывает подросток.

Мурачевым обещали - проблем с землей не будет - дадут столько сколько надо. Но помимо земли им нужна еще и техника. Ведь приехали старообрядцы не картошку сажать, а развивать сельское хозяйство.

Нонче у нас планы гектар 150 на две семьи сработать, - рассказывает Мария. - Хотелось бы иметь 40 голов коров. Тогда можно будет сразу сдавать молоко.

Мурачевы хотят оформиться как фермеры, тогда можно будет и кредит получить.

Министерство сельского хозяйства по просьбе братьев выдало им трактор. Правда, он буквально сразу же сломался. Попросили местного тракториста, и он одолжил им свой. Денег у переселенцев нет, поэтому договорились расплачиваться урожаем следующего года. Время не ждет, пашут на тракторе Иосиф и Терентий сами - и днем, и даже ночью.

Нас природа очень хорошо приветила. В дар дало семя в прибыток. Мы много лет хотели третьего ребенка, - откровенничает Мария.- Я к врачам ходила и в Бразилии, и здесь в Обнинске. Мне сказали - надо много анализов сдавать, и все, что будут рекомендовать врачи, все делать. А вот сколь прошло месяцев после переезда? Три- четыре, и без всяких медикаментов забеременела. Калужская земля нам большой подарок дала - у нас семья прибудет.

От староверов веет настоящей добротой и теплом, которые мы, городские жители потеряли. Они встречают вас с улыбкой, сажают за стол как самого дорогого гостя, угощают всем, что у них есть. Они не жалуются на жизнь, не любят говорить о своих трудностях, смело смотрят вперед. Хочется верить, что их мечты о больших стадах скота, о колосящихся бескрайних полях овса осуществятся несмотря на все сложности и препоны. Ведь если не они, то кто будет поднимать деревню?

Дынникова И.В. Старообрядцы Бразилии: жизнь и традиции /Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 2002. - С. 241-244.

В настоящее время в Бразилии существует несколько колоний русских старообрядцев. Как известно, они переселились в страны Латинской Америки в середине XX в.

В 2002 г. Научным Центром Русской Церковной Музыки имени прот. Димитрия Разумовского была подготовлена научная экспедиция с целью изучения жизни и культуры старообрядцев Бразилии. Финансовую поддержку и маршрут экспедиции осуществили и разработали федеральные университеты штатов Espirito Sancto (Vitoria) и Mato Grosso (Ciiiaba). (В состав экспедиции входили профессор Федерального университета штата Espirito Sancto Владимир Иванович Дынников и от Центра Русской Цер-ковной Музыки Ирина Дынникова.)

Экспедиция была осуществлена в общину, расположенную в штате Mato Grosso, н 300 км от его столицы Cuiaba. Штат находится на северо-западе страны и граничит с Амазонией и Боли-вией. Местность, где живут старообрядцы (40 км от города Prmiavera do Leste) очень напоминает среднюю полосу России: поля и перелески, раскинувшиеся на равнине, отличаются от российских только тропической растительностью.

В ходе экспедиции удалось познакомиться с жизнью и традициями данной общины. Старообрядцы здесь проживают в двух деревнях. Население составляет около 500 человек. Жители обеих деревень относят себя к Спасову согласию.

Краткая история переселения

По рассказам самих жителей, после второй мировой войны большую общину старообрядцев Харбина (куда они пришли из Сибири, через Маньчжурию) привезли в США. Затем, по решению ООН, их поселили в одном из национальных парков Бразилии — Paranagua, на юге страны, в штате Curitiba. Однако, большая часть старообрядцев там не прижилась. Небольшими группами они стали уезжать в другие регионы. Причиной переселения явился поиск более плодородных земель, прохладного климата и, естественно, удалённости от цивилизованного мира для сохранения веры, желание скрыться. Таким образом, примерно четверть века назад старообрядцы поселились близ Primavera do Leste.

Хозяйственный уклад

Основное занятие здешних старообрядцев — земледелие. Существует социальное расслоение общества (деление на богатых, середняков и бедных), следствием чего является разное количество земли у семей. Выращиваются все зерновые (кроме пшеницы), а также кукуруза, бобовые, хлопок. Климат позволяет снимать несколько урожаев в год, поэтому работают все без перерыва. В период страды на работы выходят все члены общины: родители и дети, мужчины и женщины. Более состоятельные семьи нанимают работников из членов своей общины. Следует отметить, что старообрядцы практически не берут на работу бразильцев, считая их ненадёжными и ленивыми. Весь собранный урожай не перерабатывается, а продаётся заготовителям. В целом, в общине превалирует натуральное хозяйство. Покупается только техника, ткани, обувь, а также кофе и чай.

Семейный уклад

Семьи в общине многодетные (обычно 5-9 детей). Главой семьи является отец. Старообрядцы предпочитают селиться родовыми кланами, но каждая семья имеет свой дом. Данный принцип расселения зачастую связан с расположением земельных наделов. Самые богатые семьи имеют более 20 га земли. Браки ранние (юноши женятся в 16-19 лет, девушки выходят замуж в 14-16). Заключаются браки со старообрядцами, проживающими в странах Латинской Америки, США, Канады и Австралии. Следует отметить, что запрета на вступление в брак с местным населением (бразильцами) не существует, но сами старообрядцы этого не хотят. Детей воспитывают строго, с раннего возраста девочки выполняют работу по дому, а мальчики помогают отцу в поле. Старообрядцы данной общины сохранили старинный тип одежды в повседневной жизни (женщины носят длинные сарафаны и платки, мужчины — косоворотки), обязательны длинные рукава. Сохранена традиция «чашечничества».

Контакты с внешним миром

В настоящее время часть старообрядцев имеет бразильское гражданство. Благодаря этому снимаются многие ограничения (облегчается процесс покупки земли, легко получить визу в другую страну, чтобы навестить родственников). В общине функционирует государственная бесплатная восьмилетняя школа, которую посещают все дети. Обучение ведётся на португальском языке, по бразильской программе, бразильскими преподавателями, с обязательной работой на ком-пьютере и в Интернете. После окончания школы большинство молодёжи остаётся в деревне. Хотя запрета на дальнейшую учёбу не существует, продолжают её лишь единицы. Периодически префектура организует бесплатные курсы для жителей общины (например, по использованию удобрений или обработке сахарного тростника). Колония значительно удалена от других населённых пунктов, а деревни друг от друга, поэтому единственным средством коммуникации является автомобиль, который есть в каждой семье. Телевидение и радио в домах отсутствуют.

Религиозная жизнь

Старообрядцы описываемой колонии называют себя спасовцами. Однако вопрос принадлежности их к религиозному согласию предстоит выяснить. В семье Кузнецовых хранится рукописная «Книга памятная», в которой зафиксирован устав общины, правила, а также все соборы и основные исторические события. Как считают сами носители культуры, их предки в XVTII-XIX вв. находились под сильным «духовным влиянием Керженца». В колонии имеется 3 молельных дома. Один из них, построенный в самом начале и единственный до недавнего времени, является главным. Другие построены недавно. В каждом моленном доме есть человек, которого называют настоятелем. В его функции входит ведение службы (вместе с уставщиком и головщиком). Настоятель совершает таинство крещения, заключает брак, отпевает, даёт благословение на все важные дела в жизни христианина, решает спорные вопросы. Это выборная должность. Совет старейшин назначает кандидата, а затем община просит его быть настоятелем. По решению того же совета его могут переизбрать: Эта должность не эквивалентна должности духовного наставника у старообрядцев-поморцев. Так, для крещения в общине могут выбрать другого, специального, человека, а исповедуются её члены друг другу. Данные особенности религиозной жизни объясняются тем, что предки нынешних жителей колонии являлись, ещё до Харбина, выходцами из разных мест, и соответственно, разных старообрядческих согласий. Поэтому необходимо дальнейшее уточнение того, к какому именно согласию они относятся.

Певческие традиции

На богослужении в данной общине в передней части молельного дома стоят мужчины, в задней жен-щины. Отдельной группы церковных певчих нет. Во время богослужения песнопения исполняют мужчины. Вместе с ними поют и женщины, стоя на своих местах. Певческая книга кладётся на специальную подставку перед молящимися мужчинами. Возможно, по этой причине девочки не учат крюки, хотя запрета на их обучение нет. В отличие от большинства общин России, пение данных старообрядцев можно назвать общинным. Оно поражает чёткой дикцией, синхронностью, красивым бархатным тембром.

Певческие книги, имеющиеся в общине, можно разделить на 4 группы. К первой относятся рукописные, привезённые из Китая; ко второй — напечатанные в Бразилии; третья группа — книги, напечатанные в США; четвёртая — калашниковская азбука, привезённая из России. Палеографический анализ книг первых трёх групп — предмет дальнейшей работы. Объединяет все эти группы то, что тексты в них истинноречные, нотация знаменная с пометами и признаками.

При самом старом моленном доме существует церковная школа. Каждый вечер, кроме воскресений и праздников, мальчики и юноши собираются там для обучения знаменному пению и чтению. Занятия ведёт головщик. Хорошее состояние церковного пения на сегодняшний день является следствием как этих заня-тий, так и непрерывной певческой традиции.

Всё вышеизложенное является первоначальным этапом изучения традиций старообрядцев Бразилии. Необходимы новые поездки в данную общину и в общины других регионов этой страны.

Сейчас я периодически вожу к староверам наших туристов, у нас хорошие отношения с одним из главных и уважаемых там людей. Расскажу, как я попал туда впервые. Я сопровождал туристов , ехали мы на автомобиле по разным городам Аргентины и Уругвая. И решили заехать к староверам. Информации про староверов в интернете очень мало, нет чётких координат, не ясно, где их искать, и вообще не понятно, насколько информация актуальна. Была только информация о том, что колония староверов находится неподалёку от города Сан Хавьер . Мы приехали в этот город, и я начал выяснять у местных, где найти русских. "Аааа, барбудос!?" - сказали в первом же магазинчике. "Барбудос" по-испански - бородачи. "Да, они тут неподалёку живут. Но они вас не пустят к себе, они агрессивные", - заявили нам сан-хавьерцы. Такое заявление слегка насторожило. Но всё-таки я выяснил, как туда добраться просёлочными грунтовыми дорогами. Уругвайцы говорили, что "барбудос" никого не принимают и ни с кем не общаются. К счастью, это оказалось не так. Удивительно, но многие "русские" сан-хавьерцы ничего толком не знают о своих русских соседях. А всего непонятного и другого, человек, как известно, боится. Поэтому особой дружбы между бывшими русскими санхавьерцами и русскими староверами нет.

Мы приготовились было отправляться в путь, на поиск деревни, но в этот момент нас окликнул кто-то из сан-хавьерцев, показывая пальцем на банкомат. "Это как раз один из них", сказал он. Из банка вышел странного вида человек в зелёной рубахе, подбитой верёвочным поясом, с бородкой. Завязалась беседа. По русски. Человек оказался совсем не агрессивным, а наоборот, добрым и открытым. Первое, что поразило, - это его язык, говор. Он говорил на том языке, который я слышал только в кино. То есть это наш, русский язык, но многие слова там произносятся по-другому, и есть много слов, которые мы вообще больше не используем, например, дом они зовут избой, вместо сильно говорят "шибко". Говорят не "знаешь", а "знашь", "хошь", "понимашь"... Вместо "сильнее" говорят "пуще". Говорят не "бывает" а "быват", не "может" а "могёть", не "начнёшь" а "зачнёшь", не "другие" а "други". Сколь, евошный, туды-сюды, подле... Пообщавшись так чуток мы спросили, нельзя ли глянуть, как они там живут. Старовер согласился, и мы поехали за евошной машиной. Нам повезло, что мы его встретили, без него, по схеме, нарисованной сан-хавьерцами, мы бы точно ничего не нашли бы. И вот мы подъехали к деревне...

Попадая впервые в деревню староверов, испытываешь шок. Полное ощущение, что попал в прошлое на машине времени. Именно так выглядела Россия когда то... Въезжаем в деревню, дом, во дворе женщина в сарафане доит корову, бегают босые дети в рубахах да сарафанчиках... Это кусок старой России, который был из неё вынут и перенесён в другой, чужой мир. И поскольку русские не интегрировались в этом чужом мире, это позволило дожить до наших дней этому кусочку старой России.


Фотографировать в этой колонии категорически нельзя. И все те снимки, которые вы увидите ниже, сделаны с разрешения староверов. То есть групповые, "официальные" снимки возможны. Нельзя без спросу, тайно фотографировать их жизнь. При выяснении, почему они так не любят фотографов, выяснилось, что к ним под видом туристов пробирались журналисты. Снимали их, а потом выставляли в виде клоунов на посмешише. Один из таких глупых и бессмысленных репортажей сделало уругвайское ТВ скрытой камерой

Техника у них очень серьёзная. Вся в собственности. Имеются и фуры, и комбайны, и разные орошалки, поливалки.

Приехав в деревню, мы познакомились с одним из старейшин, и он рассказал нам про жизнь этого кусочка старой России... Так же как нам интересны они, мы интересны для них. Мы - часть той России, которую они как-то себе представляют в голове, с которой живут многими поколениями, но которой никогда не видели.


Староверы не бьют баклуши, а трудятся как папы Карло. У них в собственности порядка 60 гектаров, и ещё около 500 гектаров они арендуют. Здесь, в этой деревне живут около 15 семей, всего порядка 200 человек. То есть, согласно простейшему подсчёту, в каждой семье в среднем по 13 человек. Так оно и есть, семь большие, детишек много.


Вот несколько "официальных", разрешённых фотографий. Те, которые без бород - не староверы - это я и мои туристы.


И вот ещё фотографии, снятые с разрешения староверов человеком, который у них работал комбайнёром. Зовут его Слава. Простой русский парень долго путешествовал по разным латиноамериканским странам и пришёл поработать к староверам. Они его приняли, и целых 2 месяца он жил с ними. После чего всё-таки предпочёл уволиться. Он художник, потому фото получились такие хорошие.

Очень атмосферно. как в России... раньше. Сегодня-то в России комбайнов нет и тракторов тоже. Всё сгнило, и деревни стоят пустые. Россия так увлеклась вставанием с колен путём продажи нефти и газа гевропейцам, что не заметила, как русская деревня умерла. А вот в Уругвае русская деревня жива! Вот так могло бы быть в России сейчас! Я конечно утрирую, где-то в России, конечно, есть комбайны, но я своими глазами видел множество мёртвых деревень вдоль главных российских трасс. И это впечатляет.





Давайте очень деликатно, с огромным уважением заглянем за шторочку приватной жизни староверов. Фотографии, которые я здесь выкладываю, сняли они сами. То есть это официальные фото, которые сами староверы выложили в открытый доступ в социальные сети. А я просто собрал из фейсбука и перепостил эти фотографии здесь для вас, мой дорогой читатель. Все фотографии здесь из разных южноамериканских колоний староверов.

В Бразилии староверы живут штате Мато Гроссо (Mato Grosso), в 40 км от города Prmiavera do Leste. В штате Амазонас недалеко от городка Умайте (Humaita). А также в в штате Парана, рядом с Понта Гросса (Ponta Grossa).

В Боливии живут они в провинции Санта Круз, в поселении Тоборочи (Toborochi).

И в Аргентине поселение староверов находится под городком Чоель-Чоель (Choele Choel).


И здесь я расскажу всё то, что узнал от староверов про их жизненный уклад и традиции


Странные ощущения, когда начинаешь общаться с ними. Сперва кажется, что они должны быть какие-то совсем иные, "не от мира сего", погружённые в свою религию, и ничто земное их не может заинтересовать. Но при общении выясняется, что они такие же как мы, только маленько из прошлого. Но это не значит, что они какие-то отрешённые, и им ничего не интересно!


Эти костюмы - не какой то маскарад. Так они живут, в этом ходят. Женщины в сарафанах, мужики в рубахах, подвязанных верёвочным поясом. Женщины сами шьют одежду. Да, конечно, эти фотографии в основном с праздников, поэтому и одежда особо нарядная.


Но как видите, и в повседневной жизни староверы одеваются по старо-русски.


Невозможно поверить, что все эти люди и родились и выросли вне России. Мало того, их родители тоже родились здесь, в Южной Америке...


И обратите внимание на их лица, они все улыбаются. Всё-таки в этом сильное различие между нашими, российскими верующими и южноамериканскими староверами. У российских православных почему-то при всех разговорах о боге и религии лицо становится скорбно-трагичным. И чем сильнее современный россиянин верит в бога, тем печальнее лицо его. У староверов же всё на позитиве, и религия тоже. И я думаю, в старой России было так же как у них. Ведь великай российскай поэт Пушкин шутил и издевался над "попом-толоконным лбом", и это было тогда в порядке вещей.



Живут староверы в Южной Америке уже в течении почти 90 лет. В 30-х годах они бежали из СССР, так как вовремя почуяли опасность от новой советской власти. И правильно сделали, они бы не выжили. Бежали они сперва в Манчжурию. Но со временем и там их стала притеснять местная коммунистическая власть, и тогда они перебрались в Южную-Северную Америки и Австралию. Самая большая колония староверов находится на Аляске. В США они живут также в штатах Орегон и Миннесота. Староверы, к которым я езжу в Уругвай, сперва жили в Бразилии. Но там им стало некомфортно, и в 1971 году многие семьи перебрались в Уругвай. Долго выбирали земли, и наконец осели рядышком с "русским" городом Сан-Хавьер. Уругвайские власти сами присоветовали русским это место. Логика простая, те русские - эти русские, авось вместе-то лучше. Но ведь русские не всегда любят русских, это наша национальная особенность, поэтому особой дружбы у русских сан-ховьерцев со староверами не сложилось.


Приехали на пустое место. Стали всё строить, обосновываться в чистом поле. Поразительно, но в уругвайской колонии до 1986 года не было электричества! Освещали всё керосинками. Ну и приспособились жить по солнцу. Поэтому уругвайская колония самая интересная, ведь всего-то 30 лет назад они были отрезаны от остального мира полностью. И жизнь тогда была действительно как в позапрошлом веке в России. Воду носили коромыслами, землю пахали на лошадках, дома тогда были деревянные. Разные колонии жили по-разному, какие-то больше интегрированы в страну, где они находятся, например американские колонии. Каким-то колониям нет особо повода интегрироваться, например боливийской колонии. Ведь Боливия - страна довольно дикая и отсталая. Там, за пределами колонии такая нищета и разруха, что ну её, эту интеграцию!

Имена у староверов частенько старославянские: Афанасий, Евлампея, Капитолина, Марфа, Парасковея, Ефросинья, Ульяна, Кузьма, Василиса, Дионисий...


В разных колониях староверы живут по-разному. Кто-то более цивилизованно и даже богато, кто-то поскромнее. Но уклад жизни - такой как в старой России.


За соблюдением всех правил ревностно следят старшие. Молодёжь иногда не очень мотивированна верою. Ведь кругом столько интересных соблазнов...

Поэтому у стариков стоит непростая задача, ответить подрастающим молодым на множество вопросов. Почему им нельзя пить алкоголь? Почему им нельзя слушать музыку? Почему не обязательно учить язык страны, в которой живёшь? Почему им нельзя пользоваться интернетом и смотреть фильмы? Почему нельзя поехать и посмотреть какой-нибудь красивый город? Почему им нельзя общаться с местным населением и вступать с местными в какие-либо нехорошие связи? Зачем нужно молится с трёх до шести утра, и с шести до восьми вечера? Зачем поститься? Зачем креститься? Зачем соблюдать все остальные религиозные ритуалы?... Пока старшим как-то удаётся отвечать на все эти вопросы...



Пить староверам нельзя. Но если помолясь да покрестясь, то можно. Староверы пьют бражку. Готовят её сами. Ей угощали и нас. Причём довольно настойчиво, по русской традиции практически вливая её внутрь, стакан за стаканом. Но бражка хорошая и люди хорошие, чего ж не выпить то!


Староверы больше всего любят работать на земле. Без этого они себя не мыслят. Да и вообще они люди вполне работящие. Ну и кто поспорит, что это не Россия?!


Я сначала не понимал, почему староверы Уругвая, к которым я езжу, называют уругвайцев "испанцами". Потом понял: они сами-то тоже граждане Уругвая , то есть уругвайцы. А испанцами называют уругвайцев потому, что те говорят по-испански. Вообще дистанция между уругвайцами и староверами огромна. Это совсем разные миры, именно поэтому уругвайцы Сан-Хавьера рассказывали нам об "агрессивности" староверов. Староверы же характеризуют "испанцев" как ленивых бездельников, которые не хотят работать, сосут своё мате и вечно жалуются на правительство и государство. У староверов же другой подход к государству: главное, чтоб не мешало. К уругвайскому правительству у староверов есть тоже ряд претензий. Например, недавно в Уругвае вышел безумный закон, по которому, прежде чем землю засеять, нужно спросить у начальства, что там можно сеять. Начальство пришлёт химиков, они сделают анализ почвы, и вынесут вердикт: садить помидоры! А с помидорами бизнес староверов прогорит. Им нужно сажать фасоль (например). Поэтому староверы начинают подумывать, а не начать ли им поиск новой страны? И живо интересуются, а как там в России к крестьянину относятся? Стоит ли в Россию переезжать? Вы бы что им посоветовали?


Тема комбайнов, орошения, пахоты и засева занимает в жизни староверов одно из главных мест. Об этом они могут говорить часами!


Бескрайняя бразильская Русь...


Техника: комбайны, орошалки, сеялки и проч., у староверов своя. И каждый комбайн (который, к слову, стоит 200-500 тысяч долларов) староверы умеют чинить сами. Они могут разобрать и собрать заново каждый свой комбайн! У староверов в собственности сотни гектаров земли. И ещё больше земли они арендуют.


Семьи у староверов большие. Например у главы уругвайской общины в которую я иногда вожу туристов, целых 15 детей, а ему всего 52 года. Есть много внуков, сколько точно, он не помнит, приходится подсчитывать, загибая пальцы. Жена у него тоже молодая и вполне земная женщина.

В официальные школы детишек не отдают. Всё очень просто: если дети выучат язык той страны, где живут, то очень велика вероятность того, что соблазняться яркой окружающей жизнью, и выберут её. Тогда и колония растворится, и русские растворяться точно так же, как за 10 лет русские из города Сан Хавьер превратились в уругвайцев . И такой пример уже был, в бразильской колонии дети стали ходить в обычную бразильскую школу, которая была по-соседству. И почти все из детишек когда выросли, выбрали бразильскую жизнь вместо староверской. Я уж не говорю про староверов США. Там уже во многих семьях староверы общаются друг с другом на английском.


Старшие староверы из всех колоний прекрасно понимают риск растворения колонии в стране, и всеми силами сопротивляются этому. Поэтому не отдают детей в государственные школы, а стараются обучать их сами по мере возможности.


Чаще всего детишек учат дома. Учат читать по-церковнославянски. На этом языке написаны все религиозные книги староверов и на этом языке они молятся ежедневно с 3 до 6 утра и с 18 до 21 часу вечера. В 21 час староверы укладываются спать с тем, чтобы встать в 3, помолится и идти работать. Расписание дня столетиями не менялось и подстроено под световой день. Чтобы работать пока светло.

В колониях Бразилии и Боливии для детей в школу приглашаются местные учителя, которые учат их соответственно португальскому и испанскому. Но в обучении языку староверы видят исключительно практический смысл: это нужно, чтобы вести бизнес с местными. Староверские дети играют в русские традиционные игры, в лапту, пятнашки и многие другие, с чисто-русскими названиями.









Большинство фотографий, которые вы здесь видите со староверских праздников, чаще всего со свадеб. Девочки выходят замуж чаще всего в 14-15 лет. Парни в 16-18. Сохранены все традиции со сватаньем. Жену сыну должны подбирать родители. Стараются подбирать из другой колонии. То есть жениху из уругвайской колонии привозят невесту из боливийской или бразильской и наоборот. Староверы очень стараются избегать кровосмешения. Не стоит думать, что бедным несовершеннолетним детишкам не оставляют выбора. Формально должны выбирать родители, на практике же всё происходит довольно мягко и естественно, и конечно мнение подростка учитывается. Никто никого насильно не женит. Да вы наверное и сами видите по этим фотографиям, что никаким насилием над личностью здесь не пахнет.


Но у вас конечно встаёт законный вопрос - замуж в 14 лет??? Да, именно так. И да, тем самым они нарушают законы тех стран, в которых живут. Они шумно празднуют свадьбу, после чего живут вместе, и считаются мужем и женою. А когда им исполняется 18, регистрируют свой брак в официальных органах.


Кстати, у староверов совсем другое летоисчисление. Живут они по израильскому календарю. Считают, что именно он правильный. Но какой сейчас год "мирской", тоже знают: они же должны разбираться во всех документах об аренде земель, закупке сои, оплате счетов.


Кстати, евреев староверы зовут жидами. Сперва я подумал, что это у них махровый антисемитизм. Но потом понял, что произносят они это слово совсем без негатива. Ведь так звали евреев в старину...




Видите, на фото все как на подбор, в одинаковых сарафанах? Дело в том, что одёжа и её окрас играют в жизни староверов огромную роль. Жёлтые штаны - два раза ку. Например, на свадьбу все гости со стороны невесты одеваются в один цвет, а со стороны жениха - в другой. Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели, а когда нет цели...

У староверов дома не бревенчатые, а бетонные, построенные в традициях строительства того места, где они живут. Но весь уклад наш, старо-русский: сени, заваленки, посидушки женщин с детями пока мужики то на работе.


А внутри дома всё равно русские! Староверы обшивают дом внутри деревом. Так живее. И дом они называют избой.



Бабы и девки (так здесь называются особи женского пола) не работают на земле, а заняты по хозяйству. Готовят еду, следят за детишками... Роль женщины у них всё-таки слегка пришибленная, чем-то даже напоминает роль женщины в арабских странах, где женщина - бессловесное животное. Вот мужики сидят, кушают, бражку пьют. А Марфа с кувшином, поодаль. "Ну-ка Марфа, принесь ещё бражки, да помидоров давай туды-сюды!", и беззвучная Марфа бросается исполнять задание... Как-то неловко даже за неё. Но не всё так сурово и жёстко. Видите, вон и бабы тоже сидят, отдыхают да смартфонятся.

Мужики занимаются и охотой и рыбалкой. Вполне насыщенная жизнь. Да и природа тут у нас, я вам скажу!


Помимо бражки пьют и пиво. Однако про алкашей я не слыхал. Как то все при деле. Алкоголь не заменяет им жизнь

Тут собранны фото из разных колоний. И в каждой из них свои правила, где-то пожёстче, а где и помягше. Для баб косметика недопустима. Но если очень хочется, то можно.


Интересно староверы рассказывают про сбор грибов. Естественно про подберёзовики, подосиновики и белые они не знают. В этой местности растут немного другие грибы, похожи они на наши маслята. Сбор грибов у староверов не является обязательным атрибутом жизни. Хотя они перечисляли некоторые названия грибов, и они русские, хотя и мне не знакомые. Про грибы они говорят примерно так: "иногда кто хочет собирает. Да вот только иногда насобирют плохих, потом животы болят...". И выезды на джипах на природу, и мясо на гриле, и все остальные атрибуты так нам хорошо знакомых пикников, у них тоже имеются.

И даже шутить умеют. Кстати, с чувством юмора у них тоже все в порядке.






Вобщем вы сами видите, самые обыкновенные люди


Здороваются староверы словом "Здорова!". Ни "здравствуйте" ни тем более "привет" они не используют. Вообще, у староверов нет обращения "Вы". Всё на "ты". Кстати, меня они называют "вожак". Но вожак не всмысле главный. А в том смысле, что я вожу людей. Гид , стало быть.


Кстати, почувствовали одно яркое несоответствие русскости? Что не так в этих улыбках? Чувствуете, что когда фотографии с улыбками, что-то неуловимо не наше? Они улыбаются с зубами. Россияне же обычно улыбаются, зубов не показывая. С зубами улыбаются американцы и прочие иностранцы. Вот такая деталь откуда-то появилась в этой параллельной маленькой России.

Хотя вы наверное заметили даже на этих фотографиях, сколько у людей позитива на лицах! И радость эта не притворная. У нашего же народа больше какой то тоски и беспросветности.



Вот репортаж бразильского ТВ о бразильских староверах. Обратите внимание, многие знают португальский, или как говорят староверы "бразильский" язык.



Староверы довольно часто для письма используют латиницу. Но и кириллицу не забывают.



В большинстве своём староверы - состоятельные люди. Конечно, как и в любом обществе кто-то богаче, кто-то беднее, но в целом живут они весьма недурственно.


Здесь на этих фото в основном жизнь бразильской, аргентинской и боливийской колоний. О боливийской колонии староверов имеется целый репортаж, там правила не такие жёсткие, как в уругвайской колонии и снимать там иногда разрешается

Обычная нашенская свадьба, наш дом на заднем плане. Только два пальмовых ствола дают понять, что это не Россия





Староверская молодёжь любит футбол. Хотя они и считают эту игру "не нашей".



Хорошо ли живут староверы или плохо? Они живут хорошо. Во всяком случае уругвайские и боливийские староверы живут лучше средних уругвайцев и боливийцев. Староверы ездят на джипах по 40-60 тысяч долларов, у них смартфоны последних моделей...



Основная письменность у староверов на латинице и по-испански. Но и русский многие знают тоже.






">

Но на староверов наложено много ограничений. Телевизоры запрещены, компьютеры тоже. Да и про телефоны староверы говорят, что это всё от дьявола. Но уж ладно, есть и есть. Телевизоры тоже бы появились, да не нужны они. Староверы привыкли жить без них многими поколениями, и уже не понимают, для чего они нужны. Компьютеры в каких-то колониях запрещены, в каких-то используются тайно от старейшин. Да и в современных смартфонах имеется мобильный интернет...








Есть в фейсбуках староверов даже самодельные комиксы. Этот его не очень понял: "Я её люблю", "Хочу обнять его", "Хочу спать!". Кстати, в фейсбуке староверы переписываются частенько по-португальски и по-испански. Переписываются те, кто так или иначе получил местное образование. Писать по-испански-португальски их научили. А по-русски они не умеют, только разговаривать. Да и клавиатуры русской у них нету.


Староверам очень интересна нынешняя Россия. Многим из них деды, бежавшие из Советской России 30-х годов, наказали обязательно вернуться в Россию, когда там будут подходящие условия. Так почти целое столетие староверы жили на чужих землях в ожидании того, что настанет благоприятный момент для возвращения. Но этот момент всё не наступал: Сталин стал загонять народ в лагеря, и главное, что было важно для староверов - душил деревню своими безумными коллективизациями. Потом пришёл Хрущёв, который стал отбирать у народа скот, и насильно внедрять кукурузу. Потом страна стала заниматься различными гонками вооружений, и из заграницы, особенно отсюда, из Южной Америки, СССР казался ОЧЕНЬ странной и экзотической страной. Потом началась перестройка и в России наступила нищета, и, наконец, пришёл Путин... И вот с его приходом староверы встрепенулись. Начало казаться, что может быть и настал тот самый подходящий момент для возвращения. Россия оказалась нормальной страной, открытой к остальному миру, без экзотических коммунизмов и социализмов. Россия стала, и вправду, делать шаги навстречу русским, живущим в других странах. Появилась "государственная программа о возвращении на родину", к староверам приехал российский посол в Уругвае и стал водить с ними дружбу. С бразильскими и боливийскими староверами тоже начались разговоры со стороны российских властей, и в конце концов, небольшая группа староверов переехала в Россию и расселилась в селе Дерсу Приморского края. И об этом репортаж российского ТВ:

Репортёры в этом репортаже рассказывают официальную версию относительно традиций староверов. Но не нужно думать, что у староверов так всё жёстко регламентировано, и такой железный распорядок. Репортёрам и разным заезжим, приезжим, чьи отчёты можно встретить в интернете, староверы рассказывают как ДОЛЖНО быть. Но для того, чтобы так было, люди должны быть не людьми, а машинами. Они стараются придерживаться своих правил. Но они живые люди, и американская зараза в виде глобализации и прочей пакости активно внедряется в их жизнь. Шаг за шагом, по чуть-чуть. Но устоять уж больно тяжело...

Всё по-нашенски! Селфи на смартфон с губками бантиком... Всё-таки родные корни! .....А может это американское влияние и сюда добралось?

Нет ответа...



Вообще, принято думать, что любые ортодоксальные верующие - люди непонятные и сильно странные. Я не знаю, насколько сильно веруют староверы, но это абсолютно нормальные, земные, свои в доску люди. С юмором, и со всеми теми же желаниями и хотениями, что есть у нас с вами. Они ничем не святее нас. Или мы ничем не хуже их. Все хорошие, в общем.





И хоть парни и выросли на другом континенте, а ведь всё наше: и целлофановые пакеты, и сидят по-пацански...


Ну а кто скажет что это не средне-российский пикник?


Эх, уругвайская Русь!...

Хотите посмотреть Уругвай своими глазами? Я могу быть вашим гидом по Уругваю .

Если вы собираетесь в Монтевидео и хотите поселится в хорошем месте, выберете себе отель по вкусу на букинге , и пришлите мне его адрес на е-мейл . И я расскажу вам, в удачном ли месте он расположен, безопасно ли там, красиво ли и далеко ли оттуда добираться до интересных мест.

НАШИ В БРАЗИЛИИ
О Бразилии омичи наслышаны, как о стране футбола, самбы, карнавалов,фазенд, мыльных опер, джунглей Амазонки и родине Пауло Коэльо. Оксане Иссерс, профессору, декану филфака ОмГУ, побывавшей там в составе исследовательской экспедиции, она предстала в лице русской женщины в длиннополом сарафане, верхом на мотоцикле.
Эх, дороги...
Целью экспедиции было изучить быт, язык, культуру русских староверов, покинувших Родину в 20-е годы, когда их стали раскулачивать.В Рио-де Жанейро члены экспедиции добирались из Москвы через Мюнхен, потом - пятичасовой перелет в штат Гайана. Вылеты в аэропортах осуществлялись непунктуально, рейс могли задержать минут на 40, или за 5 минут до посадки отправить в другой терминал, приходилось бежать, как соревнующимся легкоатлетам. Затем ехали автобусом несколько часов до Рио Верде, через неделю был долгий ночной переезд на автобусе в городок Примавера. Это бразильская глубинка, штаты центральной части страны. Дороги там заасфальтированные, но разбитые.Поэтому, когда участники экспедиции арендовали автомобиль, не успели проехать десяти минут, как в стекло из-под колес втлетел камень, оно все пошло трещинами. Пришлось платить, а ведь и аренда не дешевая - от 100 долларов в день (со страховкой).
Язык-то доведет, но картинка надежнее
Среди участников экспедиции лишь один знал португальский язык. А общаться по-английски с бразильскими провинциалами - все равно что на иностранном с жителями Усть-Ишима. Поэтому случались сложности. Так, снять комнату с балконом удалось лишь распечатав из Интернета соответствующую картинку. Наши исследователи в местных городках с трудом искали по путеводителю улицы, иногда встречалась молодежь, которая знала английский и подсказывала верное направление. Дорогу иногда подсказывали и староверы. Ориентиры выглядели примерно так: «Там будет эвкалиптовая лесина, а потом низьмина, дальше - сигнатура на деревню...»
Староверы Примаверы
Когда русские староверы прибыли в Бразилию, их заселили на неплодородные земли. Но эмигранты использовали минералы, чтобы удобрить красную глину, и засеяли поля соей. Благодаря трудолюбию сейчас почти все они - люди зажиточные.
Между собой староверы разговаривают только по-русски, детей родному языку учат в собственноручно построенных школах по старым советским букварям и красочным книжкам, привезенным из России (как правило, это сказки). Кроме того, все дети посещают бразильскую школу. Женщины одеваются в длинные сарафаны, руки должны быть закрыты, на голове у замужних- шамшура (платок, прикрывающий волосу).У каждой староверки больше 100 сарафанов (или стилизованных под них платьев), их принято шить к каждому празднику. Мужчины носят косоворотки и не бреют бороды.Так как жениться на родне до восьмого колена нельзя, а община не так уж велика, создаются интернациональные семьи, хотя это не очень одобряется. В таком случае могут сказать: «бразилюху взял». Принятая в семью «аборигенка», как правило, учится говорить по- русски, носит сарафаны. Нередки ранние браки, лет с 15-ти: если подросла хорошенькая невеста, надо успеть ее взять замуж! Назарий, Мелапея, Гликерия, Олимпиада - такие имена, наряду с более привычными (Иван, Елена), встречаются у наших соотечественников. Обычный способ перемещения по деревне или между деревнями – на мотоцикле или, как они называют, на «моте». Им легко управляют и женщины, независимо от возраста.
Исследователей староверы гостеприимно приглашали к столу, угощали, хотя, в соответствии с верованиями и традициями не принято, чтоб чужие пользовались их посудой, ночевали под их крышей.
Чужие там не ходят
Бразилия входит в десятку наиболее криминальных стран мира. В ней много фавелл - это трущобы, группа домов, возведенных на занятых самовольно участках земли, поблизости от большого строительства, часть материалов которого и идет на постройки. В лачугах ютится беднота, здесь же обитают наркоторговцы, воры, трансвеститы и проч. «Фавеллы слеплены друг с другом, как ласточкины гнезда, часто проехать можно только на мотоцикле.Туда ходить не рекомендуется.Можно живым не выйти. Также опасно бродить вечером по отдаленным улицам и особенно находиться на безлюдном пляже. Окружат, и никто не поможет. В лучшем случае просто ограбят. Мы как-то из кафе вышли в 9 вечера, к нам подбежала американка, услышавшая иностранную речь, и взволнованно сказала, что надо скрываться, потому что «будет борьба с наркобаронами». В тот день зачищали фавеллы, были столкновения», - рассказывает Оксана Иссерс.
Опасно и на дорогах: в провинции автомобилисты водят лихо, часто проезжают на красный цвет светофора, много мотоциклистов, которые откуда-нибудь выскакивают неожиданно.
Есть риск заразиться желтой лихорадкой. Прививку от нее в Омске не делают, в Москве поставить ее можно платно лишь в двух центрах. Оксана Иссерс не успела с вакцинацией, но «пронесло». «Выше вероятность заболеть в сезон дождей или в заболоченных джунглях», - комментирует она.
«Аборигены»
Название страны происходит от португальского brasa, что означает «жар». «У нас нет зимы, есть два сезона - дожжи и засУха», - говорят староверы.
Хотя бразильцам не так важно, как сибирякам, закаляться, оздоровительные пробежки там популярны. «Утром в Рио де Жанейро мы пошли на пляж Капакабана и поразились. Вся набережная была запружена бегущими в шортах, купальниках бразильцами. Это продолжалось с 9 до 11 утра. Многие, чтобы пробежаться вдоль Атлантического океана, приезжали на машинах», - вспоминает Оксана Иссерс.
Кстати, поплавать в океане участникам экспедиции не довелось - на побережье в Рио-де-Жанейро огромные волны, поднимавшиеся выше человеческого роста, давали возможность лишь окунуться, стоя в воде.
«Бразильцы приветливы, жизнерадостные. Как рассказывали нам староверы, любят отдыхать, и не очень - работать. Толерантные», - делится исследователь впечатлением. Не случайно в Рио-де-Жанейро городские тротуары, выложеные черно-белой мозаикой в виде морских волн, символизируют мирное сосуществование черной и белой рас.
Без труда не выудишь рыбку
Бразильская кухня считается одной из самых оригинальных, но меню зависит от района. Наших исследователей удивило, что в отелях предлагали мало блюд из рыбы, хотя у многих местных жителей есть собственные прудики, где ее разводят. Зато - изобилие фруктов и углеводной пищи: пирожочки, зажаренные в масле пончики, блинчики. Через неделю уже очень хотелось салатов, а их не было. Приходилось покупать огурец, помидор, готовить самим.(Цены на продукты близки к омским.) Пришелся по вкусу шашлык из куриных сердечек. Но самое характерное для всей Бразилии блюдо - фейжоада (feijoada): готовится из черной фасоли, различных видов мяса со специями, колбасы, муки маниоки, подается с капустой, ломтиками апельсина, соусом из перца.
«Планета» обезъян
В Бразилии действительно «водится много диких обезъян». Громадное количество мартышек рассматривали иностранных гостей с веток деревьев, когда они были в Пантанале – территории, которая в период дождей превращается в гигантское болото, самое большое в мире. Сюда слетается невероятное количество пернатых, и туристы плавают на лодках, наблюдая и фотографируя птиц, крокодилов и прочих обитателей. Но больше всего наших путешественников поразил Фосс Игуассу - 275 водопадов, разделенных скалами и обильной растительностью. Это излюбленное туристами место находится на границе 3-х стран – Аргентины, Бразилии и Уругвая. Там же расположен и знаменитый Парк птиц, в котором оборудованы огромные клетки, где собрано множество видов пернатых. Можно зайти и полюбоваться на обитающих там попугаев, туканов и др.
Ольга Ермоленко
(фото из домашнего архива Оксаны Иссерс)
Цифры
30 сортов деревьев манго может расти у одной семьи староверов на фазенде - зеленые, желтые, волосатые. Их так много вызревает с одного дерева, что некуда девать: ни продать, ни скормить овцам: даже скот все не поедает.
50-60 долларов в день стоит провинциальная гостиница в Бразилии
10 детей в среднем принято иметь в семье бразильских староверов
127 В составляет электронапряжение в большинстве районов страны
1 доллар равен примерно 2,4 бразильских реалов. В провинции может не быть банкоматов, а в банках - не оказаться долларов.


» побывал в гостях у русских старообрядцев, живущих в Бразилии, и узнал, в частности, об их отношении к проходящему сейчас в этой стране чемпионату мира по футболу. Оказалось, билетов на матчи в самой Бразилии никак не достать, даже по интернету…

Ванька-Жоан

Полтора часа езды от Куритибы (город, где на днях проводился матч сборная Россия — Алжир) — и сворачиваем по шоссе по указателю: «Colonia dos russos». На полях пасутся коровы, а на гравийной дороге приходится лавировать между лепешками. С пригорка скатываешься как раз к дому самого разговорчивого местного жителя.

Антон Николаевич Санаров , — представляется дедушка в соломенной шляпе, которого встречаю на стройке дома. Правда, сначала он справляется, кто я есть такой.

Антону Николаевичу 80 лет. Родился в Харбине в русской семье. Из Китая путь лежал уже в Бразилию. Тут он уже больше полувека. Санаров — староста в русском поселении Санта-Крус (что можно перевести как Святой Крест). Показывает молельный дом. Но туда пускают только староверов. Зато можно посмотреть рыбник, где плещется хорошая рыбешка.

— Дом стар стал, видишь, доски гниют, — показывает уже свое жилье Антон Николаевич. — Поэтому задумали строить новый, кирпичный.

— Ванька, а ну-ка поди сюда! — староста зовет темнокожего парня, работающего на стройке. Хотя он вообще-то Жоан. Это его на местный, то есть русский, лад так кличат. А еще говорили, что русская община живет замкнуто, без телевизоров и телефонов…

— Хорошо, когда этого люди придерживаются, — говорит Антон Николаевич. — У нас в доме — а живем мы с женой и дочерью — телевизора нет. А без телефона нельзя. Скоро позвонят, скажут, какая цена на сожу — это здесь так бобы называют. Когда спрашиваю, почему у Санаровых семейство небольшое, староста улыбается.

— У меня 17 детей. 10 дочерей и три сына, — говорит Антон Николаевич. И, помолчав, добавляет. — Еще четверо померли маленькими.

Билеты на жого

У Марьи, которая замужем за одним из сыновей Антона Николаевича, детей только трое. И свекра она называет исключительно тятей.

— Как мы живем? Да проходите в дом, поговорим, — приглашает она. Дом обставлен современно. На столе — фрукты, рядом ноутбук.

— Очень хотели на жого попасть. Как это по-русски? На игру! Но билетов в Куритибе никак не достать, даже по интернету — жалуется Марья.

— В каждой семье говорят по-русски, — Антон Николаевич показывает на поселок. — Раньше-то здесь было 23 дома с русскими семьями. Теперь осталось только девять.

Кто-то уезжает в другие штаты Бразилии, кто-то возвращается обратно, как семья Марьи. Но так или иначе пустеет не только русская деревня.

Удивительно, конечно говорить про футбол и сборную России с русскими людьми, которые родились в бразильской деревне и никогда в России не бывали.

— Мы с мужем живем хозяйством. Работаем и в поле, скотину держим, птицу, — говорит Марья. — Но дети этим уже не хотят заниматься. Они видят жизнь в городе, где ходят в школу, общаются с друзьями. Я тут спросила у дочки: «Тебе какой язык ближе — русский или португальский?». Она мне отвечает: «Мама, у меня так уже все в голове перемешалось — и русский, и бразильский». И правда, дома мы говорим только по-русски, а в школе они общаются на португальском.

Обращение русского человека

Про футбол говорим и с Антоном Николаевичем. «С кем теперь играет Россия? — уточняет он. — Ну, Алжир должны заиграть». «Заиграть» — значит, выиграть. Пока, правда, заиграть у сборной России не получается.

— Надо было натренироваться и поучиться хорошенько, — наставляет староста футболистов сборной России. И по моей просьбе составляет им письмо — из деревни от дедушки:

Поздравляю всех русских футболистов. Желаю чтобы вы выполнили свою задачу. Русский человек Антон Николаевич Санаров.