Как правильно провести первую консультацию косметологу? Как проводить индивидуальную консультацию

Очень часто, при работе с начинающими косметологами, СПАспециалистами и массажистами возникает ситуация, когда понимаешь, что они не знают основ коммуникаций со своим и клиентами.

Как часто, впервые пришедший клиент уходил от Вас, так ничего и не купив, те даже не поинтересовался ценами на Ваши услуги?

Почему же так происходит?

Что же нужно сделать?

Ошибка номер 1.

Правильно общайтесь с клиентами. Как? Когда к Вам впервые приходит клиент, всегда помните, что он пришел к Вам и ему надо решить свои задачи у Вас в кабинете.

Вместо этого специалисты начинают много говорить,.. Вы понимаете, это происходит потому, что Ваша неуверенность заставляет Вас искать пути общения с клиентом и Вы, начинаете много говорить.

Есть в правилах коммуникации один момент, на первой встрече должен говорить клиент.

Вам нужно включить глубинное слушание и услышать — что же нужно этому человеку? Когда Вы начинаете много говорить, а не задавать вопросы и решать проблемы клиента, Вы теряете экспертную позицию.

Здесь нужно помнить еще и о таком моменте, когда человек начинает задавать Вам много вопросов, Вы также теряете свою экспертную позицию.

В коммуникации есть правило, кто задает вопросы, того экспертность выше. Коучинговая программа, которую я даю косметологам, помогает обучиться правильным правилам коммуникации с клиентом.

Ошибка номер 2.

Научитесь услышать глубинные мотивы, почему он к вам пришел. Особенно это часто видно, когда приходят на процедуры контурной пластики, процедуры по коррекции тела …

Женщина не только хочет сделать процедуру, а она надеется сохранить отношения в своей семье, утереть нос подруге и другие глубинные желания, о которых она вслух не говорит…

Она говорит намеками.. Но когда Вы научитесь вести со своей клиенткой коучинговую беседу, Вы поймете ее глубинные потребности.

Научитесь понимать ее ценности и возвращать ей ценностные слова так, чтобы она захотела стать Вашей клиенткой.

Здесь я призываю не путать процедуры, которые причисляются к разряду лечебных, мы говорим сейчас о работе эстетистов.

Ошибка номер 3.

Доводите свое предложение до конца.

Представьте себе, что к Вам в первый раз пришла клиентка. Она как-то особенно себя вела и Вы рассказали ей все о том, сколько Вы учились, какие курсы Вы закончили и как Вы любите свою работу,.. И… Все …

Вы не сделали предложение, не назвали цену…

Все же вы сумели понять ее нужды и ожидания, но не сделали самого главного шага.

Вы не продали себя. Да, каждое наше общение с тем или иным человеком — это продажи…

Вы не смогли продать себя, Вам было неудобно, Вы постеснялись, ведь у человека может быть трудный этап в жизни…

И клиент ушел. Вы сделали самую сложную работу, а сливки с пирога снимет другой, тк Вы не довели до конца продажу. Знакомая ситуация?

На моей новой программе, посвященной улучшению взваимодействия косметолога с клиентом, мы рассмотрим эти вопросы.

Здравствуйте. В школьное время мне пришлось ходить к психологу, потому что меня очень доставала подруга, с которой я больше не хотела общаться. Я не хотела иметь рядом с собой человека, который стремится к тому, что изменить и подавить меня. Она была очень гулящей и доступной, с самого детства смотрела … порнуху (!). После того, как она в 12 лет, позвала меня в гости и показала такой ролик, я не захотела с ней больше общаться. Мне не нравятся такие фильмы и люди, которые это смотрят. Тогда я решила с ней больше не общаться, но она стала говорить, что кроме нее со мной никто дружить не будет и т.д. Я в это время была хорошей девушкой (и сейчас остаюсь такой же), которая всегда хорошо училась и у которой до этого случая списывал весь класс. Она же спала со всем городом и пользовалась бешенной популярностью: она за ночь могла переспать сразу с десятью (!) парнями – многие люди лично все это видели (у нее было очень много друзей и подруг, но они не забывали сплетничать и о ней). И, по всей видимости, она хотела, чтобы я тоже стала такой же как и она…. Так, вот она вместе со своими дружками и подругами стали меня доставать, чтобы я с ней дружила и дальше и чтобы я изменилась. Но мне от этого всего еще меньше хотелось с ней общаться… Это было очень трудно и от пережитого стресса мне даже пришлось ходить к психиатру. Так как мои родители всегда обо мне очень заботились, они решили отвести меня еще и к психологу , но этот психолог не помог, а только навредил… Она давала мне следующие советы: сделать маникюр, улыбаться им и попробовать с ними подружиться… Однажды она довела меня до попытки самоубийства, сказав, что у меня всегда так будет… В ответ на мое недовольство она говорила мне «Да, о чем ты переживаешь, ты же такая красавица, а у многих и этого нет». Я всегда хорошо училась в школе, однако вследствие моей ужасной проблемы (которую психолог еще больше усугубил и с которой я умудрилась справиться самостоятельно), я плохо училась. Представьте себе, ты подвергаешься нападкам со стороны друзей-отморозков своей гулящей подруги, а она тебя постоянно подкарауливает везде, естественно из-за таких стрессов моя успеваемость резко снизилась (хотя и не очень сильно), но мой психолог так и не смогла понять, что это все вследствие огромного стресса, который переживал практически ребенок. Мало того, что она однажды дала мне совет, в результате которого у меня была попытка самоубийства (в ответ на то, как я всех их ненавижу, она сказала «у тебя всегда так будет».) По ее мнению я должна была перед ними извиниться и опять дружить с подругой, которая меня ни во что не ставила и пыталась показать, что без нее я никто.
В то время я мечтала стать переводчиком, но наш психолог советовала мне поступать только на какую-то фигню. Я не послушала ее и решила поступать на любимый факультет (она же считала меня ужасно неспособной, потомум что в то время, когда я с ней общалась я училась далеко не блестяще, но ей не хватило ума или профессионализма понять, как все было на самом деле). Я поступила, туда куда хотела и успешно там отучилась. Как я уже говорила, я хотела поступать на факультет иностранных языков, у меня всегда были огромные способности к языкам, например, когда я перешла в конце третьего класса в другую школу, весь класс уже учил язык год, я же за месяц смогла быстро догнать одноклассников. Однако ей показалось, что я ничего не знаю и не способная (у меня были четверки в четвертях и пара троек в трех классах – восьмом, девятом и десятом; до этого я была отличницей; в одиннадцатом хорошисткой со многими пятерками; но оценки это неважно, они ничего не значат на самом деле…), решила, что я смогла отучиться за счет того, что спала с богатыми и платила учителям взятки. Она сделала такой вывод, потому что ей в свое время не хватило ума понять, что ребенку трудно хорошо учиться в такой ужасной стрессовой ситуации и что тут не может быть никакой речи о способностях вообще. Они всем городом обо мне трепались. Она не забыла рассказать всему городу о том, что я такая сумасшедшая и что я очень плохой человек (потому что я не хотела делать то, что она мне говорила: она никогда не спрашивала, что бы я хотела делать, а всегда давала директивные советы о том, как я должна поступить, и я в обязательном порядке должна была делать только так, как она мне сказала). Этот психолог считает, что она, владея различными методиками, вроде определения лжи, теперь может выносить категоричные оценки и додумывать ситуации. Она, например, уверена, что владеет методикой определения лжи и что меня раскусила (когда раньше я ходила к ней на прием, она также меня «раскусила», воспользовавшись такой методикой, в общем, она или не владеет этой методикой или нужно знать что-то еще, кроме методик..). Насчет, этого ее мнения о том, что я спала с богатыми, не училась и все время гуляла (на самом деле, все было прямо противоположно), у нее нет никакого реального подтверждения того, что это на самом деле было так (это все чистой воды фантазии, потому что я ни с кем из нашего города не общалась, только с одной девочкой, но ей я ничего не рассказывала никогда). Все их домыслы основаны только на том, что она видела в контакте раз в год (!) фотки с боулинга, в который я ходила вместе с одногруппниками и на основании этого она решила, что я все время гуляла, не училась, спала с богатыми и платила взятки…. (кроме боулинга раз в год я больше никуда и не ходила…) Она очень многое обо мне утверждает, но это все основано только на фантазии и домыслах, тем не менее, я обязана это все признать. Она бесконечно пытается показать мне, что я вообще ничего не знаю (хотя я сейчас уже, наверное, знаю иностранные языки лучше наших школьных учителей), я же, как оказалось, не имею права указывать на ее ошибки (например, на то, как она вела прием в качестве психолога-консультанта, сама она наш школьный психолог). Я, конечно, не психолог , но мне кажется, что все, что она делала, консультируя меня, было одной большой ошибкой. Но самое ужасное, что за все это она требует от меня благодарности! Скажите, обязана ли я быть ей за это благодарной? Может быть, она и правда, делала все правильно и она действительно гениальный психолог?
Мне, в принципе, на нее пофиг, но сейчас она умудрилась влезть и в мою настоящую жизнь. Например, я сейчас общаюсь на форуме. Там у нас также был парень из нашего города. Теперь жители нашего города, обсуждают меня и с нашими форумчанами, и они почти убедили их, что я тупая проститутка. Теперь меня там никто не воспринимает всерьез, хотя я этого никак не заслуживаю – так как я училась всем моим «одногородникам» и не снилось и я реально намного больший профессионал, чем она и все наши учителя. Но я теперь на нашем форуме не имею права задавать вопросы, касающиеся ее ошибок, потому что она в их глазах, великий профессионал, борющийся с маньяком, а я сумасшедшая проститутка…
Скажите, пожалуйста, нормально ли, если психолог вешает на человека «ярлыки», если он не разбирается в людях, если он доводит клиента до самоубийства и считает, что тот и сам виноват, если он делает категоричные суждения и судит человека по внешности ? Если он вообще судит человека только по внешнему? Если он требует за все это благодарности и при этом считает себя правым и супер-профессионалом? Как должен был повести себя грамотный психолог и обязаны ли мы слушать такого человека, как она?

Людям, испытывающим проблемы в повседневной жизни, просто необходимы консультации, которые должны проводиться квалифицированными и опытными специалистами. Необходимость таких консультаций в том, чтобы помочь людям в решении проблем (как личных, так и социальных). Задача психолога (социального педагога) заключается в том, чтобы помочь человеку увидеть свои трудности со стороны, поговорить с ним о тех сторонах поведения и взаимоотношений, которые стали источником проблем и о которых пациент, обычно, не догадывается, а, следовательно - не может контролировать. Но ведь не все имеют соответственного образования, а помощь человеку, порой, необходимо оказать срочную, посоветовать, успокоить, дать рекомендации и т.д. Так как же это делать правильно?

  1. Чтобы давать людям консультации, необходимо самому прекрасно разбираться в таких вопросах.
  2. Нужно иметь определенный авторитет и уважение в коллективе, среди коллег и знакомых людей.
  3. Надо хорошо чувствовать ситуацию и уметь в любой момент подстроиться, перестроиться, чтобы для консультируемого это было незаметно.
  4. Обязательно следует быть доброжелательным, терпеливым, чтобы человек мог раскрыться и рассказать о своих трудностях.

Как правило, за помощью, посторонние люди обращаются сами, они уже знают, что этот человек сможет помочь и посоветовать, или им подсказывают, к кому именно следует обращаться.

Самая доступная и эффективная консультация - это контактная беседа. Условно, ее можно разделить на несколько этапов.

Первый этап. Знакомство и начало разговора.

Рекомендуется, не суетясь, встать навстречу человеку, пригласить его присесть. Необходимо некоторое время, чтобы ему оглядеться и немного привыкнуть к обстановке (которая должна располагать к диалогу). После минутной паузы, когда оба пригляделись друг к другу, можно начинать беседу. Самое лучшее, когда разговор будет вестись на равных. При затруднении со стороны консультируемого начать беседу, можно использовать реплику примерно такого типа: «Вам, наверное, есть о чем-то мне рассказать?» или «Внимательно вас слушаю».

Второй этап. Расспрос консультируемого человека.

Необходимо сформировать и проверить гипотезы, по которым нужно будет давать советы и консультации. Иначе говоря, на этом этапе нужно разговорить человека. Самый лучший прием - это стимулировать его рассказ уточняющими репликами.

Через 10-15 минут разговора, обычно, становиться ясна ситуация и возникшая проблема собеседника. После этого, когда сформировались консультативные гипотезы, наступает следующая фаза беседы. Консультант проверяет возникшую гипотезу, задавая уточняющие вопросы и реплики. Это поможет выявить те факты, которые не замечены клиентом, в силу своей субъективности.

Третий этап. Воздействие.

Самый простой способ - это заострить внимание человека на выявленные противоречия в его рассказе. Задача в том, чтобы еще раз проверить и проанализировать поведение консультируемого, лежащее в основе проблемы. Нужно уточнить, чего человек хочет добиться. Необходимо обсудить с ним различные варианты поведения. Задать для этого вопрос такого плана: «Может как-то по-другому можно поступить в такой ситуации?». Другими словами, нужно показать консультируемому, что есть много других вариантов поведения, применимо к этой ситуации, что можно найти наиболее оптимальный и наименее конфликтный.

Четвертый этап. Завершение консультации.

На завершающем этапе, обобщается итог разговора, обговариваются вопросы, которые касаются дальнейших действий собеседника, обратившегося за помощью.

Придерживаясь такого расклада, можно дать хорошую и человеку, тем самым, оказать ему настоящую помощь.

Знакомо ли вам волнение при ожидании нового клиента? Спокойно ли вы рассказываете о своей деятельности и называете стоимость своих услуг? Нет? Тогда эта статья для вас.

Миф №1. Нет диплома – рано начинать консультировать.

«Как я могу начать консультировать, если у меня еще нет диплома на руках?» — такой вопрос возник в моей голове, когда я получала свое первое психологическое образование. Я специально выбирала учебное заведение, где можно получить больше опыта, тем не менее, когда пришло время начинать практиковать, наступил ступор.

Мой первый настоящий клиент нашел меня в интернете. На одном из тематических форумов я оставила комментарий, указав, что являюсь психологом, и вскоре была назначена первая консультация. К намеченному времени я испытала всю гамму чувств и эмоций: непреодолимое волнение, жуткое сопротивление, панику, сомнение, страх. Мне казалось, что проще прыгнуть с парашютом, чем провести часовую консультацию. Я, честно говоря, даже надеялась, что клиент передумает и не придет. Но все получилось иначе.

Клиент пришел, и моя паника сменилась легкой неуверенностью. При этом, она была заметна только мне. Не буду лукавить и говорить, что на своей первой консультации я смогла перевернуть мир клиента и сразу помочь решить все его проблемы. Я не сделала ничего особенного, просто дала человеку выговориться, внимательно слушала и иногда задавала наводящие вопросы.
По итогам консультации клиент признался, что получил облегчение, и его проблема уже не кажется такой значимой.

Многие попадают в ловушку двух противоречивых убеждений. Нельзя работать за деньги с клиентами, пока нет образования. И, также, нельзя получить реальный опыт без практики. Решение может быть простым: сначала отработка методик и практик с сокурсниками и друзьями. Они будут знать, что у вас нет диплома, но навредить вы тоже вряд ли сможете, потому что действовать будете осторожно и всегда сможете спросить помощи преподавателей. В худшем случае – вы не поможете, а в лучшем – приобретете опыт и закрепите знания.

И своих первых настоящих клиентов лучше искать уже в процессе обучения, пока вы еще находитесь в команде единомышленников и под чутким наблюдением опытных коллег.

Вывод: начинаем безопасную практику еще во время учебы.

Миф №2. Пока ты не можешь красиво себя назвать – рано начинать консультировать.

Закончив обучение, я получила диплом по специальности «Психологическое консультирование». Диплом есть, можно начинать активно себя продвигать, правильно?

«Как-то это слишком обширно! Психологов много, как же себя продвигать?» — посетила меня очередная умная мысль. Тогда я задумалась, что намного эффективнее быть психологом в определенной нише. Тогда мой потенциальный клиент точно будет знать, по каким вопросам обращаться именно ко мне.

Согласитесь, намного экспертнее звучит, если ты «перинатальный психолог», «детский психолог», «психолог-регрессолог», «психолог-логопед», «семейный психолог», «психолог-сексолог», «бизнес-психолог» и т.п.

Итак, я снова отложила практику. И, прежде чем начать себя активно продвигать, занялась поиском ниши.

Моей дочери было 2 года, а сын только родился, когда я решила, что хочу заниматься перинатальной психологией. Я снова плотно занялась учебой, изучила теорию, даже прошла практику в питерском роддоме и получила два удостоверения. Но когда пришло время начать работать, я поняла, что это совсем не то, чем хотелось бы заниматься всю жизнь. Тогда я продолжила поиски ниши, снова отодвинув начало активной практики.

В процессе обучения мы наблюдаем за работой профессионалов, которые имеют многолетний опыт. Глядя на то, как легко и интересно получается у них, – хочется так же, причем сразу. На деле получается иначе, и начинает казаться, что где-то в другой нише будет все по-другому, просто надо ее найти.

Может быть. Но, как быть, если эту самую нишу не получается найти и выбрать сразу?

Невозможно понять, чем именно хочется заниматься, пока не попробуешь разные направления. К тому же вкусы, предпочтения и интересы с течением времени меняются. Поэтому важно начинать практиковать даже, если вы еще не выбрали основную нишу. Пробуя себя в разном, у вас будет возможность прочувствовать именно на своем опыте, насколько близко вам то или иное направление. И, возможно, это убережет вас от посещения лишних дорогостоящих курсов и семинаров.

Вывод: начинаем работать в общей практике еще до выбора своего любимого направления. Этот выбор происходит чаще всего в процессе практической работы.

Миф №3. Ты не самый умный – рано начинать консультировать.

Когда я только начала изучать психологию, казалось все просто. Есть алгоритм консультирования, мой личный опыт и желание помогать людям – казалось, что этого достаточно. Даже была уверенность, что это все легко, и я запросто могу стать лучшим психологом. Но чем больше я изучала, тем чаще вспоминала Сократа. Если уж он знает, что ничего не знает, что говорить обо мне. Я проходила курсы за курсами, но, чем больше я училась, тем больше казалось, что еще мало знаю.

Каждый раз алгоритм повторялся. «Вот сейчас я пройду курс по перинатальной психологии (транзактному анализу, КПТ, коучингу, клинической психологии, семейному консультированию, эриксоновскому гипнозу, НЛП, коррекции пищевого поведения…), а сразу после этого начну активно работать, продвигать себя и консультировать. Но каждый раз во время обучения я понимала, что мне еще не хватает опыта, знаний, регалий и квалификации, чтобы быть настоящим психологом.

И вот мои 3 диплома, стопка сертификатов и удостоверений пылятся на полочке, а мои «коллеги», имеющие сертификат о прохождении двухмесячных курсов «практической психологии» преспокойно работают и консультируют таких же, как я, хранительниц внутреннего саботажника.

Безусловно, я не призываю равняться на вышеупомянутых, но вот смелости у них поучиться стоит. Ведь знания, которые не находят практического применения, теряются. Можно сколько угодно читать о том, как шить, но научиться это делать можно только с иголкой в руках.

Единственное место, где можно действительно научиться консультировать – это сами консультации. Ни один семинар, ни один тренинг не научит вас слышать клиента и чувствовать, что именно ему в данный момент поможет. Знания, навыки и тренировка важны, безусловно. Когда человек начинает ходить в тренажерный зал, крайне важно знать, как пользоваться тренажерами, правильно поднимать штангу и приседать, без этих знаний можно навредить своему здоровью. Но вы никогда не сделаете свою фигуру более подтянутой, имея только эти знания и не занимаясь регулярно. Важны и знания, и регулярная практика. А для наилучшего и более быстрого результата можно воспользоваться услугами тренера. В консультативной практике это опытные коллеги, супервизоры, менторы.

Вывод: принимаем свою неидеальность и начинаем работать. А если чувствуете неуверенность, страх или сомнения – обращайтесь за помощью!

Миф №4. Если тебе страшно – рано начинать консультировать.

И вот я, наконец, поняла, что дальше тянуть бессмысленно и пора начать работать. Я привела в порядок соцсети, зарегистрировалась на психологических сайтах, разместила объявления не хуже, чем у других, указала адекватную цену, но очереди из клиентов почему-то не было. Не идут, не звонят, не пишут. Я долго не могла понять, почему. Оказалось, что я сама делаю все, чтобы ко мне не шли. Я случайно забывала отправить ответ потенциальному клиенту, отвечала на вопросы так, чтобы в процессе общения чем-то отпугнуть, в моем голосе звучала неуверенность и как будто призыв: «Лучше найти более опытного психолога, я дилетант, вряд ли смогу вам помочь!»

Если вам знакомо подобное чувство, знайте, вы далеко не одиноки! Скорее всего, вам, как и многим, мешает страх.

Подумайте, чего именно вы боитесь?

Самые распространенные страхи:

  • не смогу помочь клиенту или даже могу навредить;
  • нет должного образования;
  • неудобно брать деньги;
  • клиент останется недоволен и больше не придет;
  • мне уже 30 (40, 50…), поздно начинать;
  • вокруг много более опытных специалистов;
  • сложно найти клиентов;
  • не все знаю, не смогу ответить на какой-то вопрос.

Чего бы вы не боялись, важно осознать, что страх – это вполне нормально. Даже хорошо. Для специалистов разных профессий, страх – это прекрасное чувство, которое позволяет развиваться, стремиться быть лучше, работать над собой. Многие боятся выступать на публике, общаться со значимыми людьми, делать что-то новое.

И даже великие люди испытывают чувство страха. Знаете ли вы, что Наполеон Бонапарт однажды, когда вышел к своему войску и хотел обратиться с речью к солдатам, упал в обморок?

Если и вам знакомо чувство страха, то предлагаю, во-первых, порадоваться. Это значит, что вы адекватный человек. А, во-вторых, если вы действительно уверены, что это та деятельность, которой вы хотите заниматься, то попробуйте переключить акцент с себя на клиентов. Ведь вы хотите именно помогать людям, а не лечить себя за их деньги, правда?

Если это так, то самое время набираться опыта и становиться лучшим специалистом для своих клиентов.

Вывод: помним, что бояться – это нормально, и переключаем акцент на клиентов.

Ни один человек не рождается квалифицированным специалистом, с опытом, регалиями и очередью из клиентов. Каждый когда-то вынужден делать первые шаги, пробовать новую деятельность, учиться, переступать через свои страхи и двигаться вперед. Вокруг много людей, которым нужна квалифицированная помощь и поддержка. И, возможно, именно сейчас, пока вы сидите и боитесь, они ищут своего специалиста, очень похожего на вас.

Просто начните, делайте, работайте!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Является одной из форм профессиональной помощи клиенту, оказавшемуся в сложной ситуации, требующей помощи специалиста. В процессе работы выбираются эффективные средства и методы, позволяющие клиенту лучше узнать и понять самого себя, использовать на практике полученные знания для устранения факторов, мешающих личностному развитию, снижающих качество жизни.

История

Индивидуальное психологическое консультирование начало практиковаться сравнительно недавно. Спрос на эту услугу сформировался в середине прошлого века. Впервые эта форма психологической помощи появилась в США еще в XIX столетии. Промышленная революция, стремительное развитие образовательной системы, интенсивная эмиграция оказали неблагоприятное воздействие на психологическое состояние граждан.

Люди, у которых не было клинических психических заболеваний, нуждались в помощи специалистов. Причины обращения к психологам были различными: понижение самооценки, кризис, возрастные кризисы, проблемы в семье и на работе. тех времен заключались в том, что специалист только предоставлял информацию, давал советы по улучшению ситуации.

В 50-е годы прошлого века в Соединенных Штатах был принят Закон, учреждающий институты, обучающие психологов-консультантов. Это способствовало развитию молодой, важной науки. В 60-е годы вступил в силу Закон об образовании общественных Центров психического здоровья. Всплеск интереса к индивидуальному психологическому консультированию наблюдается в 90-е годы.

Задачи психологического консультирования

Индивидуальная консультация психолога решает ряд важнейших задач:

  • развитие личности, ее самореализация и социализация;
  • решение имеющихся жизненных проблем;
  • формирование правильных моделей поведения в различных жизненных ситуациях;
  • согласование социальных и личных интересов;
  • выработка умения делать выбор и нести ответственность за принятые решения.

Особенности психологической индивидуальной формы помощи

Особенности психологической консультации обусловлены формой работы специалиста с клиентом один на один. У нее есть свои плюсы и минусы. К преимуществам консультаций относятся:

  • психолог сосредотачивается на конкретном человеке, его индивидуальном внутреннем мире, что позволяет лучше понять его, выявить корни проблем;
  • специалист уделяет все внимание одному клиенту, исключаются риски психологических негативных воздействий извне;
  • соблюдается полная конфиденциальность информации;
  • методики, способы помощи выбираются эксклюзивно, что гарантирует высокую эффективность.

К недостаткам данной формы можно отнести:

  • ограниченность психологическим полем клиента;
  • у психолога нет возможности работать с близким окружением клиента, оказывающим на него непосредственное влияние.

Требования к психологу, его роль


Индивидуальная консультация психолога
проводится на основе общего принципа. Он гласит: «Профессиональная деятельность консультанта обусловлена интересами клиентов, направлена на благо». Психолог должен пройти курс обучения по утвержденной программе для оказания эффективной помощи.

Однако требования к психологическому консультанту касаются не только профессиональной квалификации. Специалист должен обладать определенными личностными качествами.

Особенности психологической консультации требуют большого терпения, способности дружелюбно относиться к клиенту, умения конкретно, кратко, понятно доносить информацию. Работа с клиентами отнимает немало физических, психологических энергетических запасов. Поэтому специалисту важно заботиться о своем здоровье.

Этические принципы психолога-консультанта

В своей работе специалист должен руководствоваться этическими принципами:

  • в полной мере применять профессиональную компетентность;
  • нести ответственность за свою работу перед клиентами;
  • соблюдать конфиденциальность информации.

Порядок проведения психологической консультации

Особенности психологической консультации заключаются в индивидуальности работы с каждым клиентом. Однако есть определенные алгоритмы, которые используются в консультировании. Процесс включает несколько стадий:

  1. Выявление проблем . Консультант внимательно выслушивает клиента, проявляя заботу и искренность, что позволяет сформировать доверительные отношения, необходимые для эффективной работы. Психолог не оценивает поступки и мысли клиента, не пытается им манипулировать. Специалист лишь внимательно изучает чувства, невербальные признаки, содержание речи. На этой основе он выбирает техники, позволяющие клиенту самостоятельно определить свои проблемы.
  2. Конкретизация имеющихся проблем . На этом этапе консультант конкретизирует имеющиеся проблемы, определяя их познавательные и эмоциональные аспекты. Специалист подталкивает клиента к самораскрытию, поощряя вербализацию переживаний, выражения отрицательных эмоциональных переживаний. Достигается полное взаимопонимание с клиентом, выявляются причины появления проблем, подбираются способы их устранения. Если возникают сложности, психолог возвращается к первому этапу.
  3. Выбор альтернатив . Специалист и клиент обсуждают возможные варианты разрешения проблем. Причем подходящие реальные версии называет сам клиент, консультант лишь подталкивает его при помощи наводящих вопросов. Психолог только формулирует высказанные варианты, не навязывая собственного решения.
  4. Выработка плана реализации . Клиент и специалист вместе критически оценивают все альтернативные варианты решений. Психолог на основании своего опыта, знаний помогает в них тщательно разобраться. Варианты проверяются в процессе ролевых игр.
  5. Реализация поставленных целей . Осуществляется последовательная реализация намеченного плана. Деятельность клиента строится с учетом ритма жизни, индивидуальных обстоятельств затрат. На этом этапе важно донести до клиента о существующем риске неудач, о том, что они не должны быть причиной отказа от реализации плана.
  6. Поддержание обратной связи . Психолог работает с клиентом на этапе движения к цели, оценивает степень ее достижения, корректируя планы при необходимости. Если в данном процессе выявляются проблемы, которые были скрыты, требуется вернуться к первым этапам.