Как правильно провести первую консультацию косметологу? Как проводить индивидуальную консультацию
Очень часто, при работе с начинающими косметологами, СПАспециалистами и массажистами возникает ситуация, когда понимаешь, что они не знают основ коммуникаций со своим и клиентами.
Как часто, впервые пришедший клиент уходил от Вас, так ничего и не купив, те даже не поинтересовался ценами на Ваши услуги?
Почему же так происходит?
Что же нужно сделать?
Ошибка номер 1.
Правильно общайтесь с клиентами. Как? Когда к Вам впервые приходит клиент, всегда помните, что он пришел к Вам и ему надо решить свои задачи у Вас в кабинете.
Вместо этого специалисты начинают много говорить,.. Вы понимаете, это происходит потому, что Ваша неуверенность заставляет Вас искать пути общения с клиентом и Вы, начинаете много говорить.
Есть в правилах коммуникации один момент, на первой встрече должен говорить клиент.
Вам нужно включить глубинное слушание и услышать — что же нужно этому человеку? Когда Вы начинаете много говорить, а не задавать вопросы и решать проблемы клиента, Вы теряете экспертную позицию.
Здесь нужно помнить еще и о таком моменте, когда человек начинает задавать Вам много вопросов, Вы также теряете свою экспертную позицию.
В коммуникации есть правило, кто задает вопросы, того экспертность выше. Коучинговая программа, которую я даю косметологам, помогает обучиться правильным правилам коммуникации с клиентом.
Ошибка номер 2.
Научитесь услышать глубинные мотивы, почему он к вам пришел. Особенно это часто видно, когда приходят на процедуры контурной пластики, процедуры по коррекции тела …
Женщина не только хочет сделать процедуру, а она надеется сохранить отношения в своей семье, утереть нос подруге и другие глубинные желания, о которых она вслух не говорит…
Она говорит намеками.. Но когда Вы научитесь вести со своей клиенткой коучинговую беседу, Вы поймете ее глубинные потребности.
Научитесь понимать ее ценности и возвращать ей ценностные слова так, чтобы она захотела стать Вашей клиенткой.
Здесь я призываю не путать процедуры, которые причисляются к разряду лечебных, мы говорим сейчас о работе эстетистов.
Ошибка номер 3.
Доводите свое предложение до конца.
Представьте себе, что к Вам в первый раз пришла клиентка. Она как-то особенно себя вела и Вы рассказали ей все о том, сколько Вы учились, какие курсы Вы закончили и как Вы любите свою работу,.. И… Все …
Вы не сделали предложение, не назвали цену…
Все же вы сумели понять ее нужды и ожидания, но не сделали самого главного шага.
Вы не продали себя. Да, каждое наше общение с тем или иным человеком — это продажи…
Вы не смогли продать себя, Вам было неудобно, Вы постеснялись, ведь у человека может быть трудный этап в жизни…
И клиент ушел. Вы сделали самую сложную работу, а сливки с пирога снимет другой, тк Вы не довели до конца продажу. Знакомая ситуация?
На моей новой программе, посвященной улучшению взваимодействия косметолога с клиентом, мы рассмотрим эти вопросы.
Здравствуйте. В школьное время мне пришлось ходить к психологу, потому что меня очень доставала подруга, с которой я больше не хотела общаться. Я не хотела иметь рядом с собой человека, который стремится к тому, что изменить и подавить меня. Она была очень гулящей и доступной, с самого детства смотрела … порнуху (!). После того, как она в 12 лет, позвала меня в гости и показала такой ролик, я не захотела с ней больше общаться. Мне не нравятся такие фильмы и люди, которые это смотрят. Тогда я решила с ней больше не общаться, но она стала говорить, что кроме нее со мной никто дружить не будет и т.д. Я в это время была хорошей девушкой (и сейчас остаюсь такой же), которая всегда хорошо училась и у которой до этого случая списывал весь класс. Она же спала со всем городом и пользовалась бешенной популярностью: она за ночь могла переспать сразу с десятью (!) парнями – многие люди лично все это видели (у нее было очень много друзей и подруг, но они не забывали сплетничать и о ней). И, по всей видимости, она хотела, чтобы я тоже стала такой же как и она…. Так, вот она вместе со своими дружками и подругами стали меня доставать, чтобы я с ней дружила и дальше и чтобы я изменилась. Но мне от этого всего еще меньше хотелось с ней общаться… Это было очень трудно и от пережитого стресса мне даже пришлось ходить к психиатру. Так как мои родители всегда обо мне очень заботились, они решили отвести меня еще и к психологу , но этот психолог не помог, а только навредил… Она давала мне следующие советы: сделать маникюр, улыбаться им и попробовать с ними подружиться… Однажды она довела меня до попытки самоубийства, сказав, что у меня всегда так будет… В ответ на мое недовольство она говорила мне «Да, о чем ты переживаешь, ты же такая красавица, а у многих и этого нет». Я всегда хорошо училась в школе, однако вследствие моей ужасной проблемы (которую психолог еще больше усугубил и с которой я умудрилась справиться самостоятельно), я плохо училась. Представьте себе, ты подвергаешься нападкам со стороны друзей-отморозков своей гулящей подруги, а она тебя постоянно подкарауливает везде, естественно из-за таких стрессов моя успеваемость резко снизилась (хотя и не очень сильно), но мой психолог так и не смогла понять, что это все вследствие огромного стресса, который переживал практически ребенок. Мало того, что она однажды дала мне совет, в результате которого у меня была попытка самоубийства (в ответ на то, как я всех их ненавижу, она сказала «у тебя всегда так будет».) По ее мнению я должна была перед ними извиниться и опять дружить с подругой, которая меня ни во что не ставила и пыталась показать, что без нее я никто.
В то время я мечтала стать переводчиком, но наш психолог советовала мне поступать только на какую-то фигню. Я не послушала ее и решила поступать на любимый факультет (она же считала меня ужасно неспособной, потомум что в то время, когда я с ней общалась я училась далеко не блестяще, но ей не хватило ума или профессионализма понять, как все было на самом деле). Я поступила, туда куда хотела и успешно там отучилась. Как я уже говорила, я хотела поступать на факультет иностранных языков, у меня всегда были огромные способности к языкам, например, когда я перешла в конце третьего класса в другую школу, весь класс уже учил язык год, я же за месяц смогла быстро догнать одноклассников. Однако ей показалось, что я ничего не знаю и не способная (у меня были четверки в четвертях и пара троек в трех классах – восьмом, девятом и десятом; до этого я была отличницей; в одиннадцатом хорошисткой со многими пятерками; но оценки это неважно, они ничего не значат на самом деле…), решила, что я смогла отучиться за счет того, что спала с богатыми и платила учителям взятки. Она сделала такой вывод, потому что ей в свое время не хватило ума понять, что ребенку трудно хорошо учиться в такой ужасной стрессовой ситуации и что тут не может быть никакой речи о способностях вообще. Они всем городом обо мне трепались. Она не забыла рассказать всему городу о том, что я такая сумасшедшая и что я очень плохой человек (потому что я не хотела делать то, что она мне говорила: она никогда не спрашивала, что бы я хотела делать, а всегда давала директивные советы о том, как я должна поступить, и я в обязательном порядке должна была делать только так, как она мне сказала). Этот психолог считает, что она, владея различными методиками, вроде определения лжи, теперь может выносить категоричные оценки и додумывать ситуации. Она, например, уверена, что владеет методикой определения лжи и что меня раскусила (когда раньше я ходила к ней на прием, она также меня «раскусила», воспользовавшись такой методикой, в общем, она или не владеет этой методикой или нужно знать что-то еще, кроме методик..). Насчет, этого ее мнения о том, что я спала с богатыми, не училась и все время гуляла (на самом деле, все было прямо противоположно), у нее нет никакого реального подтверждения того, что это на самом деле было так (это все чистой воды фантазии, потому что я ни с кем из нашего города не общалась, только с одной девочкой, но ей я ничего не рассказывала никогда). Все их домыслы основаны только на том, что она видела в контакте раз в год (!) фотки с боулинга, в который я ходила вместе с одногруппниками и на основании этого она решила, что я все время гуляла, не училась, спала с богатыми и платила взятки…. (кроме боулинга раз в год я больше никуда и не ходила…) Она очень многое обо мне утверждает, но это все основано только на фантазии и домыслах, тем не менее, я обязана это все признать. Она бесконечно пытается показать мне, что я вообще ничего не знаю (хотя я сейчас уже, наверное, знаю иностранные языки лучше наших школьных учителей), я же, как оказалось, не имею права указывать на ее ошибки (например, на то, как она вела прием в качестве психолога-консультанта, сама она наш школьный психолог). Я, конечно, не психолог , но мне кажется, что все, что она делала, консультируя меня, было одной большой ошибкой. Но самое ужасное, что за все это она требует от меня благодарности! Скажите, обязана ли я быть ей за это благодарной? Может быть, она и правда, делала все правильно и она действительно гениальный психолог?
Мне, в принципе, на нее пофиг, но сейчас она умудрилась влезть и в мою настоящую жизнь. Например, я сейчас общаюсь на форуме. Там у нас также был парень из нашего города. Теперь жители нашего города, обсуждают меня и с нашими форумчанами, и они почти убедили их, что я тупая проститутка. Теперь меня там никто не воспринимает всерьез, хотя я этого никак не заслуживаю – так как я училась всем моим «одногородникам» и не снилось и я реально намного больший профессионал, чем она и все наши учителя. Но я теперь на нашем форуме не имею права задавать вопросы, касающиеся ее ошибок, потому что она в их глазах, великий профессионал, борющийся с маньяком, а я сумасшедшая проститутка…
Скажите, пожалуйста, нормально ли, если психолог вешает на человека «ярлыки», если он не разбирается в людях, если он доводит клиента до самоубийства и считает, что тот и сам виноват, если он делает категоричные суждения и судит человека по внешности ? Если он вообще судит человека только по внешнему? Если он требует за все это благодарности и при этом считает себя правым и супер-профессионалом? Как должен был повести себя грамотный психолог и обязаны ли мы слушать такого человека, как она?
Людям, испытывающим проблемы в повседневной жизни, просто необходимы консультации, которые должны проводиться квалифицированными и опытными специалистами. Необходимость таких консультаций в том, чтобы помочь людям в решении проблем (как личных, так и социальных). Задача психолога (социального педагога) заключается в том, чтобы помочь человеку увидеть свои трудности со стороны, поговорить с ним о тех сторонах поведения и взаимоотношений, которые стали источником проблем и о которых пациент, обычно, не догадывается, а, следовательно - не может контролировать. Но ведь не все имеют соответственного образования, а помощь человеку, порой, необходимо оказать срочную, посоветовать, успокоить, дать рекомендации и т.д. Так как же это делать правильно?
- Чтобы давать людям консультации, необходимо самому прекрасно разбираться в таких вопросах.
- Нужно иметь определенный авторитет и уважение в коллективе, среди коллег и знакомых людей.
- Надо хорошо чувствовать ситуацию и уметь в любой момент подстроиться, перестроиться, чтобы для консультируемого это было незаметно.
- Обязательно следует быть доброжелательным, терпеливым, чтобы человек мог раскрыться и рассказать о своих трудностях.
Как правило, за помощью, посторонние люди обращаются сами, они уже знают, что этот человек сможет помочь и посоветовать, или им подсказывают, к кому именно следует обращаться.
Самая доступная и эффективная консультация - это контактная беседа. Условно, ее можно разделить на несколько этапов.
Первый этап. Знакомство и начало разговора.
Рекомендуется, не суетясь, встать навстречу человеку, пригласить его присесть. Необходимо некоторое время, чтобы ему оглядеться и немного привыкнуть к обстановке (которая должна располагать к диалогу). После минутной паузы, когда оба пригляделись друг к другу, можно начинать беседу. Самое лучшее, когда разговор будет вестись на равных. При затруднении со стороны консультируемого начать беседу, можно использовать реплику примерно такого типа: «Вам, наверное, есть о чем-то мне рассказать?» или «Внимательно вас слушаю».
Второй этап. Расспрос консультируемого человека.
Необходимо сформировать и проверить гипотезы, по которым нужно будет давать советы и консультации. Иначе говоря, на этом этапе нужно разговорить человека. Самый лучший прием - это стимулировать его рассказ уточняющими репликами.
Через 10-15 минут разговора, обычно, становиться ясна ситуация и возникшая проблема собеседника. После этого, когда сформировались консультативные гипотезы, наступает следующая фаза беседы. Консультант проверяет возникшую гипотезу, задавая уточняющие вопросы и реплики. Это поможет выявить те факты, которые не замечены клиентом, в силу своей субъективности.
Третий этап. Воздействие.
Самый простой способ - это заострить внимание человека на выявленные противоречия в его рассказе. Задача в том, чтобы еще раз проверить и проанализировать поведение консультируемого, лежащее в основе проблемы. Нужно уточнить, чего человек хочет добиться. Необходимо обсудить с ним различные варианты поведения. Задать для этого вопрос такого плана: «Может как-то по-другому можно поступить в такой ситуации?». Другими словами, нужно показать консультируемому, что есть много других вариантов поведения, применимо к этой ситуации, что можно найти наиболее оптимальный и наименее конфликтный.
Четвертый этап. Завершение консультации.
На завершающем этапе, обобщается итог разговора, обговариваются вопросы, которые касаются дальнейших действий собеседника, обратившегося за помощью.
Придерживаясь такого расклада, можно дать хорошую и человеку, тем самым, оказать ему настоящую помощь.
Знакомо ли вам волнение при ожидании нового клиента? Спокойно ли вы рассказываете о своей деятельности и называете стоимость своих услуг? Нет? Тогда эта статья для вас.
Миф №1. Нет диплома – рано начинать консультировать.
«Как я могу начать консультировать, если у меня еще нет диплома на руках?» — такой вопрос возник в моей голове, когда я получала свое первое психологическое образование. Я специально выбирала учебное заведение, где можно получить больше опыта, тем не менее, когда пришло время начинать практиковать, наступил ступор.
Мой первый настоящий клиент нашел меня в интернете. На одном из тематических форумов я оставила комментарий, указав, что являюсь психологом, и вскоре была назначена первая консультация. К намеченному времени я испытала всю гамму чувств и эмоций: непреодолимое волнение, жуткое сопротивление, панику, сомнение, страх. Мне казалось, что проще прыгнуть с парашютом, чем провести часовую консультацию. Я, честно говоря, даже надеялась, что клиент передумает и не придет. Но все получилось иначе.
Клиент пришел, и моя паника сменилась легкой неуверенностью. При этом, она была заметна только мне. Не буду лукавить и говорить, что на своей первой консультации я смогла перевернуть мир клиента и сразу помочь решить все его проблемы. Я не сделала ничего особенного, просто дала человеку выговориться, внимательно слушала и иногда задавала наводящие вопросы.
По итогам консультации клиент признался, что получил облегчение, и его проблема уже не кажется такой значимой.
Многие попадают в ловушку двух противоречивых убеждений. Нельзя работать за деньги с клиентами, пока нет образования. И, также, нельзя получить реальный опыт без практики. Решение может быть простым: сначала отработка методик и практик с сокурсниками и друзьями. Они будут знать, что у вас нет диплома, но навредить вы тоже вряд ли сможете, потому что действовать будете осторожно и всегда сможете спросить помощи преподавателей. В худшем случае – вы не поможете, а в лучшем – приобретете опыт и закрепите знания.
И своих первых настоящих клиентов лучше искать уже в процессе обучения, пока вы еще находитесь в команде единомышленников и под чутким наблюдением опытных коллег.
Вывод: начинаем безопасную практику еще во время учебы.
Миф №2. Пока ты не можешь красиво себя назвать – рано начинать консультировать.
Закончив обучение, я получила диплом по специальности «Психологическое консультирование». Диплом есть, можно начинать активно себя продвигать, правильно?
«Как-то это слишком обширно! Психологов много, как же себя продвигать?» — посетила меня очередная умная мысль. Тогда я задумалась, что намного эффективнее быть психологом в определенной нише. Тогда мой потенциальный клиент точно будет знать, по каким вопросам обращаться именно ко мне.
Согласитесь, намного экспертнее звучит, если ты «перинатальный психолог», «детский психолог», «психолог-регрессолог», «психолог-логопед», «семейный психолог», «психолог-сексолог», «бизнес-психолог» и т.п.
Итак, я снова отложила практику. И, прежде чем начать себя активно продвигать, занялась поиском ниши.
Моей дочери было 2 года, а сын только родился, когда я решила, что хочу заниматься перинатальной психологией. Я снова плотно занялась учебой, изучила теорию, даже прошла практику в питерском роддоме и получила два удостоверения. Но когда пришло время начать работать, я поняла, что это совсем не то, чем хотелось бы заниматься всю жизнь. Тогда я продолжила поиски ниши, снова отодвинув начало активной практики.
В процессе обучения мы наблюдаем за работой профессионалов, которые имеют многолетний опыт. Глядя на то, как легко и интересно получается у них, – хочется так же, причем сразу. На деле получается иначе, и начинает казаться, что где-то в другой нише будет все по-другому, просто надо ее найти.
Может быть. Но, как быть, если эту самую нишу не получается найти и выбрать сразу?
Невозможно понять, чем именно хочется заниматься, пока не попробуешь разные направления. К тому же вкусы, предпочтения и интересы с течением времени меняются. Поэтому важно начинать практиковать даже, если вы еще не выбрали основную нишу. Пробуя себя в разном, у вас будет возможность прочувствовать именно на своем опыте, насколько близко вам то или иное направление. И, возможно, это убережет вас от посещения лишних дорогостоящих курсов и семинаров.
Вывод: начинаем работать в общей практике еще до выбора своего любимого направления. Этот выбор происходит чаще всего в процессе практической работы.
Миф №3. Ты не самый умный – рано начинать консультировать.
Когда я только начала изучать психологию, казалось все просто. Есть алгоритм консультирования, мой личный опыт и желание помогать людям – казалось, что этого достаточно. Даже была уверенность, что это все легко, и я запросто могу стать лучшим психологом. Но чем больше я изучала, тем чаще вспоминала Сократа. Если уж он знает, что ничего не знает, что говорить обо мне. Я проходила курсы за курсами, но, чем больше я училась, тем больше казалось, что еще мало знаю.
Каждый раз алгоритм повторялся. «Вот сейчас я пройду курс по перинатальной психологии (транзактному анализу, КПТ, коучингу, клинической психологии, семейному консультированию, эриксоновскому гипнозу, НЛП, коррекции пищевого поведения…), а сразу после этого начну активно работать, продвигать себя и консультировать. Но каждый раз во время обучения я понимала, что мне еще не хватает опыта, знаний, регалий и квалификации, чтобы быть настоящим психологом.
И вот мои 3 диплома, стопка сертификатов и удостоверений пылятся на полочке, а мои «коллеги», имеющие сертификат о прохождении двухмесячных курсов «практической психологии» преспокойно работают и консультируют таких же, как я, хранительниц внутреннего саботажника.
Безусловно, я не призываю равняться на вышеупомянутых, но вот смелости у них поучиться стоит. Ведь знания, которые не находят практического применения, теряются. Можно сколько угодно читать о том, как шить, но научиться это делать можно только с иголкой в руках.
Единственное место, где можно действительно научиться консультировать – это сами консультации. Ни один семинар, ни один тренинг не научит вас слышать клиента и чувствовать, что именно ему в данный момент поможет. Знания, навыки и тренировка важны, безусловно. Когда человек начинает ходить в тренажерный зал, крайне важно знать, как пользоваться тренажерами, правильно поднимать штангу и приседать, без этих знаний можно навредить своему здоровью. Но вы никогда не сделаете свою фигуру более подтянутой, имея только эти знания и не занимаясь регулярно. Важны и знания, и регулярная практика. А для наилучшего и более быстрого результата можно воспользоваться услугами тренера. В консультативной практике это опытные коллеги, супервизоры, менторы.
Вывод: принимаем свою неидеальность и начинаем работать. А если чувствуете неуверенность, страх или сомнения – обращайтесь за помощью!
Миф №4. Если тебе страшно – рано начинать консультировать.
И вот я, наконец, поняла, что дальше тянуть бессмысленно и пора начать работать. Я привела в порядок соцсети, зарегистрировалась на психологических сайтах, разместила объявления не хуже, чем у других, указала адекватную цену, но очереди из клиентов почему-то не было. Не идут, не звонят, не пишут. Я долго не могла понять, почему. Оказалось, что я сама делаю все, чтобы ко мне не шли. Я случайно забывала отправить ответ потенциальному клиенту, отвечала на вопросы так, чтобы в процессе общения чем-то отпугнуть, в моем голосе звучала неуверенность и как будто призыв: «Лучше найти более опытного психолога, я дилетант, вряд ли смогу вам помочь!»
Если вам знакомо подобное чувство, знайте, вы далеко не одиноки! Скорее всего, вам, как и многим, мешает страх.
Подумайте, чего именно вы боитесь?
Самые распространенные страхи:
- не смогу помочь клиенту или даже могу навредить;
- нет должного образования;
- неудобно брать деньги;
- клиент останется недоволен и больше не придет;
- мне уже 30 (40, 50…), поздно начинать;
- вокруг много более опытных специалистов;
- сложно найти клиентов;
- не все знаю, не смогу ответить на какой-то вопрос.
Чего бы вы не боялись, важно осознать, что страх – это вполне нормально. Даже хорошо. Для специалистов разных профессий, страх – это прекрасное чувство, которое позволяет развиваться, стремиться быть лучше, работать над собой. Многие боятся выступать на публике, общаться со значимыми людьми, делать что-то новое.
И даже великие люди испытывают чувство страха. Знаете ли вы, что Наполеон Бонапарт однажды, когда вышел к своему войску и хотел обратиться с речью к солдатам, упал в обморок?
Если и вам знакомо чувство страха, то предлагаю, во-первых, порадоваться. Это значит, что вы адекватный человек. А, во-вторых, если вы действительно уверены, что это та деятельность, которой вы хотите заниматься, то попробуйте переключить акцент с себя на клиентов. Ведь вы хотите именно помогать людям, а не лечить себя за их деньги, правда?
Если это так, то самое время набираться опыта и становиться лучшим специалистом для своих клиентов.
Вывод: помним, что бояться – это нормально, и переключаем акцент на клиентов.
Ни один человек не рождается квалифицированным специалистом, с опытом, регалиями и очередью из клиентов. Каждый когда-то вынужден делать первые шаги, пробовать новую деятельность, учиться, переступать через свои страхи и двигаться вперед. Вокруг много людей, которым нужна квалифицированная помощь и поддержка. И, возможно, именно сейчас, пока вы сидите и боитесь, они ищут своего специалиста, очень похожего на вас.
Просто начните, делайте, работайте!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!
Является одной из форм профессиональной помощи клиенту, оказавшемуся в сложной ситуации, требующей помощи специалиста. В процессе работы выбираются эффективные средства и методы, позволяющие клиенту лучше узнать и понять самого себя, использовать на практике полученные знания для устранения факторов, мешающих личностному развитию, снижающих качество жизни.
История
Индивидуальное психологическое консультирование начало практиковаться сравнительно недавно. Спрос на эту услугу сформировался в середине прошлого века. Впервые эта форма психологической помощи появилась в США еще в XIX столетии. Промышленная революция, стремительное развитие образовательной системы, интенсивная эмиграция оказали неблагоприятное воздействие на психологическое состояние граждан.
Люди, у которых не было клинических психических заболеваний, нуждались в помощи специалистов. Причины обращения к психологам были различными: понижение самооценки, кризис, возрастные кризисы, проблемы в семье и на работе. тех времен заключались в том, что специалист только предоставлял информацию, давал советы по улучшению ситуации.
В 50-е годы прошлого века в Соединенных Штатах был принят Закон, учреждающий институты, обучающие психологов-консультантов. Это способствовало развитию молодой, важной науки. В 60-е годы вступил в силу Закон об образовании общественных Центров психического здоровья. Всплеск интереса к индивидуальному психологическому консультированию наблюдается в 90-е годы.
Задачи психологического консультирования
Индивидуальная консультация психолога решает ряд важнейших задач:
- развитие личности, ее самореализация и социализация;
- решение имеющихся жизненных проблем;
- формирование правильных моделей поведения в различных жизненных ситуациях;
- согласование социальных и личных интересов;
- выработка умения делать выбор и нести ответственность за принятые решения.
Особенности психологической индивидуальной формы помощи
Особенности психологической консультации обусловлены формой работы специалиста с клиентом один на один. У нее есть свои плюсы и минусы. К преимуществам консультаций относятся:
- психолог сосредотачивается на конкретном человеке, его индивидуальном внутреннем мире, что позволяет лучше понять его, выявить корни проблем;
- специалист уделяет все внимание одному клиенту, исключаются риски психологических негативных воздействий извне;
- соблюдается полная конфиденциальность информации;
- методики, способы помощи выбираются эксклюзивно, что гарантирует высокую эффективность.
К недостаткам данной формы можно отнести:
- ограниченность психологическим полем клиента;
- у психолога нет возможности работать с близким окружением клиента, оказывающим на него непосредственное влияние.
Требования к психологу, его роль
Индивидуальная консультация психолога
проводится на основе общего принципа. Он гласит: «Профессиональная деятельность консультанта обусловлена интересами клиентов, направлена на благо». Психолог должен пройти курс обучения по утвержденной программе для оказания эффективной помощи.
Однако требования к психологическому консультанту касаются не только профессиональной квалификации. Специалист должен обладать определенными личностными качествами.
Особенности психологической консультации требуют большого терпения, способности дружелюбно относиться к клиенту, умения конкретно, кратко, понятно доносить информацию. Работа с клиентами отнимает немало физических, психологических энергетических запасов. Поэтому специалисту важно заботиться о своем здоровье.
Этические принципы психолога-консультанта
В своей работе специалист должен руководствоваться этическими принципами:
- в полной мере применять профессиональную компетентность;
- нести ответственность за свою работу перед клиентами;
- соблюдать конфиденциальность информации.
Порядок проведения психологической консультации
Особенности психологической консультации заключаются в индивидуальности работы с каждым клиентом. Однако есть определенные алгоритмы, которые используются в консультировании. Процесс включает несколько стадий:
- Выявление проблем . Консультант внимательно выслушивает клиента, проявляя заботу и искренность, что позволяет сформировать доверительные отношения, необходимые для эффективной работы. Психолог не оценивает поступки и мысли клиента, не пытается им манипулировать. Специалист лишь внимательно изучает чувства, невербальные признаки, содержание речи. На этой основе он выбирает техники, позволяющие клиенту самостоятельно определить свои проблемы.
- Конкретизация имеющихся проблем . На этом этапе консультант конкретизирует имеющиеся проблемы, определяя их познавательные и эмоциональные аспекты. Специалист подталкивает клиента к самораскрытию, поощряя вербализацию переживаний, выражения отрицательных эмоциональных переживаний. Достигается полное взаимопонимание с клиентом, выявляются причины появления проблем, подбираются способы их устранения. Если возникают сложности, психолог возвращается к первому этапу.
- Выбор альтернатив . Специалист и клиент обсуждают возможные варианты разрешения проблем. Причем подходящие реальные версии называет сам клиент, консультант лишь подталкивает его при помощи наводящих вопросов. Психолог только формулирует высказанные варианты, не навязывая собственного решения.
- Выработка плана реализации . Клиент и специалист вместе критически оценивают все альтернативные варианты решений. Психолог на основании своего опыта, знаний помогает в них тщательно разобраться. Варианты проверяются в процессе ролевых игр.
- Реализация поставленных целей . Осуществляется последовательная реализация намеченного плана. Деятельность клиента строится с учетом ритма жизни, индивидуальных обстоятельств затрат. На этом этапе важно донести до клиента о существующем риске неудач, о том, что они не должны быть причиной отказа от реализации плана.
- Поддержание обратной связи . Психолог работает с клиентом на этапе движения к цели, оценивает степень ее достижения, корректируя планы при необходимости. Если в данном процессе выявляются проблемы, которые были скрыты, требуется вернуться к первым этапам.