Что такое стедикам steadicam. Стедикам. Что это

Операторы не понаслышке знают, насколько тяжело проводить съемку и не допускать при этом дрожания изображения. Они используют разные способы, чтобы держать видеокамеры: прижимают их к поясу или груди, держат на вытянутых руках или просто стараются не двигаться. Но результат всегда один и тот же – никакой плавности движений. Так неужели нет никакого способа добиться качественной съемки?

Способ есть – cтедикам . Это приспособление было создано еще в прошлом веке и использовалось при создании многих знаменитых фильмов, таких как «Чужие» и «Рокки». В нашу страну стедикам попал намного позже, уже в этом веке. С его помощью были сняты «Турецкий гамбит», «Антикиллер» и другие. Из мира кино стедикам идет в народ труднопроходимым путем. На сегодня неизвестно, когда он дойдет до обыкновенных операторов-любителей. Надежда на это не покидает любителей, ведь сегодня подобными агрегатами уже пользуются видеографы и специалисты, которые занимаются профессиональной съемкой событий.

Стедикам имеет прямое назначение, заключающее в обеспечении плавного, мягкого перемещения видеокамеры при движении во время съемки. Стедикамы различаются между собой конструкцией и комплектностью. В зависимости от запросов и денежных возможностей пользователь может выбрать агрегат ку3старной системы производства или более сложный механизм, в котором использованы фирменные детали.

Профессиональные киношники пользуются невероятными сооружениями, состоящими из специального жилета, жесткого рукава и вертикальной стойки. Такие системы оснащаются мониторами для вывода картинки с камеры и другими необходимыми приспособлениями, например, дополнительными аккумуляторами. В таком облачении оператора даже разглядеть трудно, зато работать ему намного удобнее, поскольку он может спокойно удерживать равновесие при перемещении.

Регулировать стедикам довольно сложно. После его монтажа он должен стать уравновешенной системой, работающей по принципу инерции массы. При большей массе система будет более устойчивой. Но даже с самой тяжелой видеокамерой достичь абсолютно прямолинейного движения одним только стедикамом будет трудно. Без практики здесь никак не обойтись. Ровной съемки с долгими проходами не получится без дополнительных приспособлений: рукава, жилета и вертикальной стойки. Так что стедикам более подходит для коротких пробежек. Видео получается исключительно прелестным при съемке стедикамом из движущегося автомобиля. Такой агрегат больше всего нужен тем операторам-любителям, которые не представляют свою жизнь без видеокамеры и часто практикуют. Относительно удобства съемки со стедикамом можно сказать только, что комфортно с ним будет лишь человеку с крепкими тренированными мышцами.

История и принцип действия

Исторически, для съёмки приходилось применять одну из трёх технологий.

  • Неподвижная камера. Жидкостные головки избавили камеру от дрожания при панорамировании.
  • Съёмка с тележки или крана . Требуется прокладывать рельсы, развёртывать кран и т. д.
  • Съёмка с плеча. Даже очень умелый оператор не способен полностью избавить камеру от толчков, поэтому такая съёмка применялась только для документальных кадров и как творческий инструмент.

В 1970-е годы появилась удачная альтернатива. Система Steadicam изобретена кинооператором Гарретом Брауном (англ. Garrett Brown , ) , который в 1973 году продал права на свое изобретение компании Cinema Products.

Использование

Система стабилизации камеры типа стедикам обеспечивает плавное движение камеры в разных плоскостях. Стедикам используется в кино- и видеосъёмках, часто при съёмке сериалов, так как это максимально простой способ получить картинку в движении без тряски, при этом с минимальными затратами. В отличие от операторских рельс и использования операторского крана, стедикам более мобилен. Транспортные расходы, количество рабочих и ассистентов, время подготовки к съёмке значительно сокращаются при использовании стедикама.

Конструкция стедикама состоит из жилета, который надевается на оператора, пантографа и вертикальной стойки. Также система может быть дополнена просмотровым монитором, аккумуляторами, иногда в комплект стедикама входят крепления для автомобиля и вертолета.

Первый фильм с применением системы Steadicam был снят в 1976 году, это был фильм «Bound for Glory» . Позднее технология развивалась и система стала применяться всё чаще: фильмы «Рокки », «Житие Брайана по Монти Пайтону », «Чужие » были сняты с применением этой технологии съёмки.

В Россию технология впервые пришла в 2002 году когда Александр Сокуров создал уникальный фильм «Русский ковчег ». Из последних российских фильмов снятых с применением этой технологии можно назвать фильмы «Антикиллер », «Старые клячи », «Турецкий гамбит », «Спартак и Калашников», «9 рота », «Трудно быть Богом ».

Также с помощью данной технологии был снят новогодний мюзикл Старые песни о главном 3 .

Системы стабилизации Steadicam последние годы получили широкое распространение не только в коммерческом кинопроизводстве, но и в любительском видео. Как правило, используются стабилизаторы без жилета, так как в любительском видео используются камеры весом до 3-х кг, что позволяет использовать облегчённую и упрощённую конструкцию. Наибольшее распространение получили системы типа Glidecam и их аналоги - Easy Step, Flycam, Stabicam, MY Steadicam и другие.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Стедикам" в других словарях:

    Стедикам (англ. Steadicam) cистема стабилизации камеры во время съёмки. Иногда называется «подвесным штативом». Оператор Стедикам за работой Система Steadicam изобретена кинооператором Гарретом Брауном (англ. Garrett Brown, en). Первый фильм… … Википедия

    - «Free as a Bird» Сингл The Beatles из альбома Anth … Википедия

С самого начала кинопроизводства операторы искали и экспериментировали со способами перемещения камеры, увеличивали эмоциональное воздействие, передавали новую информацию аудитории, не прибегая к редактированию и, в общем, создавая более захватывающие и интересные кадры, привлекающие внимание аудитории. Еще в 1970-х годах использовались рельсы, по которым ездили тяжелые тележки и краны. В них перевозились два человека, управляющие массивной установкой весом не мене 20кг, по сравнению с которой современный цифровой зеркальный фотоаппарат или экшн камера размером со спичечный коробок выглядят, как космический корабль по сравнению с конной упряжкой.

Но все изменилось в 1970-х с изобретением стедикама (Steadicam). Он был изобретен Гарретом Брауном, оператором, который искал способы работать с тяжелой техникой без проблем. Стедикам включал жилет и руку, которая поддерживала бы камеру на карданной установке. Жилет удерживал бы руку, а она, в свою очередь, поддерживала устройство, передавая большую часть нагрузки от рук и плеч оператора на его корпус. Рука также изолировала технику от вибраций, позволяя оператору ходить, пока камера «плавала».

Еще одна грань успеха заключалась в том, что освободил камеру от плотного прикосновения к глазу оператора для кадрирования. Это позволяет увеличить диапазон движений, а используя внешний накамерный большого размера, можно более точно и тонко настроить фокусировку.

Возможность отвести взгляд от фотоаппарата позволяет использовать более продуманные, плавные движения. Это не значит, что смотреть в видоискатель не нужно вовсе. Существует много случаев, когда вы работаете с легкими зеркалками, тогда действительно полезно удерживать ее напротив вашей головы. А удобный использовать как опорную точку, как в случае с .

Тем не менее, в этой статье мы хотим охватить постоянно растущее множество стабилизирующих установок, которые вы можете использовать с чем угодно: как стабилизатор для телефона, смартфона, фотоаппарата, GoPro. К слову, вопросу выбора стабилизатора для телефона посвящен материал:

Выбираем систему: стедикам электронный или механический

Механический стабилизатор для камеры

При выборе стедикама возможность регулировки фотоаппарата на площадке «вперед-назад и «вправо-влево» становится очень важной для получения плавной съемки и возможности управления устройством.

Достигается это исключительно за счет добавления и настройки противовеса.Настройка вертикального баланса также чрезвычайно важна, и именно здесь на первое место выходят настройка вертикальной штанги и контрбаланса. Вообще говоря, с карданными установками утяжеляется снизу, поэтому зеркалка «хочет» оставаться в вертикальном положении. У каждого производителя есть свои рекомендации по настройке, видеообзоры, которым мы рекомендуем следовать, по крайней мере, до тех пор, пока вы не приобретете достаточно опыта, чтобы знать, когда следует отклоняться от рекомендуемой процедуры, в зависимости от поставленных задач. Помните, что независимо от того, какую систему вы выберете, чем больше времени вы проводите с ней и узнаете, как максимизировать ее производительность, тем лучше будут ваши результаты.

Что еще нужно учитывать, так это то, что чем тяжелее , тем больше и быстрее вы будете уставать от нее, но более легкие камеры по-прежнему имеют присущие проблемы. По крайней мере, у более тяжелой камеры, есть масса и инерция, которые помогают сохранять видео плавным, когда вы ее перемещаете. С более легкими моделями с течением времени становится все труднее стабилизировать или удерживать их, а управление дыханием становится невероятно важным, потому что даже малейший вдох при попытке сменить ракурс может привести к рывку, что непременно отобразится на готовом видео.

Самое большое преимущество механических систем стабилизации от моторизированных, это, помимо цены, полный контроль над процессом съемки. У вас гораздо больше контроля над тонкими движениями камеры. Если вы отслеживаете движущийся объект с помощью, и вы хотите, чтобы фотоаппарат слегка наклонялся на поворотах, чтобы подчеркнуть действие, вы можете сделать это очень легко. Попытка получить тот же эффект на электронном стабилизаторе будет очень сложной в реализации, если вообще реальной.

Недостатком такого типа управления является то, что немоторизованные системы несколько сложны в настройке и работе. Конечно, производителями предусмотрены многочисленные фото и видеоинструкции. Однако, настройка займет больше времени, также необходимо время для получения начальных навыков. Механический стабилизатор для камеры , как правило, требует большего взаимодействия с операторами, чем его электронные аналоги. Зато со временем вы сможете получать кадры, о которых даже не мечтали. В какой-то момент вы обнаружите, что стедикам стал вашей второй натурой.

Электронный стедикам

Его еще называют гироскопический стедикам , поскольку в конструкции используются 2 или три гироскопических датчика. Поэтому бывают 2-х и 3-х осевые гироскопические стабилизаторы.

Большим преимуществом электронного стабилизатора является то, что это достаточно сложное устройство изначально настроено и сбалансировано. Вы просто берете его и начинаете съемку. Чтобы привыкнуть к эксплуатации камеры на электронном стедикаме, не нужно много времени. Электронный стедикам все сделает за вас, вам просто нужно ходить и наводить камеру на объекты. Большинство моделей позволят настроить фотоаппарат с наклоном вверх или вниз, если вы хотите получить ракурс с высокой или нижней точки. Гироскопический стабилизатор будет поддерживать этот угол для вас. Единственным недостатком является то, что вы порой не можете отклоняться от этого угла во время съемки.

Еще одно преимущество электронного стабилизатора заключается в том, что вы не всегда должны присутствовать рядом с ним. Просто установите его на тележку или и пишите видео удаленно.

Самые большие недостатки гироскопических стабилизаторов, - это вес и стоимость. Некоторые из более крупных моделей, таких, как , могут быть очень тяжелыми после установки техники, поэтому проведение длительной съемки в день может быть сложной задачей. Что касается именно этой модели, то весит 2,3кг, прибавьте вес фотоаппарата 1-1,5кг, в сумме получится почти 4кг в руках. Данная модель предназначена для съемки кино и имеет потрясающий функционал. Цена соответствует уровню стедикама и ее сложно назвать доступной.

Другая модель, достойная внимания, это электронный стедикам . Предназначен для широкого круга любителей, владеющих системными камерами Sony A7, A7 II, Sony NEX , Panasonic GH5, Canon EOS M и другими. Впрочем, если ваша зеркалка «вложится» в вес 1600грамм, можете смело приобретать это устройство - оно точно подойдет. Цена на стедикам меньше в 2 раза, чем у DJI, но в 3 раза выше, чем у . Пока сохраняется такая ситуация, механические стедикамы будут востребованны. Однако тенденция такова, что будущее за автоматикой. Электронные стабилизаторы с каждым годом становятся все дешевле и дешевле, делать качественное видео по силам каждому, ведь для этого не требуется специальная подготовка.

Update: январь 2018г.

Представляем новинку, которая привлекла внимание специалистов на выставке CES 2018. Это гироскопический стабилизатор с потрясающим функционалом. В нем реализован режим POV с наклоном до 45 градусов, режим отслеживания объектов, режим ночной съемки и тайм-лэпс. Полный обзор читайте тут:

Помните, независимо от того, какой стедикам для фотоаппарата вы выбираете, следуйте инструкциям от производителя для достижения оптимального баланса и предотвращения износа вашего оборудования. Надеемся, вы нашли это руководство полезным, и теперь вам будет проще определиться с моделью стабилизатора из огромного множества, представленных в магазине Вточку. Следите за новинками в разделе , где найдете только актуальные продукты.

В последние годы из сферы кинопроизводства в любительское видео перешли системы стабилизации Steadicam, которые стали пользоваться немалой популярностью. Стабилизаторы, используемые в любительском кино, не оснащаются жилетами, поскольку работают с камерами весом до трех килограмм, благодаря чему видеографы могут использовать упрощенные и облегченные конструкции или прибегать к созданию стедикама для камеры своими руками. Системы типа Glidecam не только получили наибольшее распространение, но и чаще всего используются в качестве образца для создания самодельных стедикамов.

Для чего нужен стедикам

Плавное передвижение камеры в разных плоскостях обеспечивается системами стабилизации камеры - теми самыми стедикамами. Такое оборудование часто применяется при видео- и киносъемках. Особенно при съемках сериалов, поскольку данный способ позволяет без лишних затрат получить высококачественное изображение без тряски. Стедикамы, в отличие от операторских рельс, характеризуются большей мобильностью. Использование такой системы позволяет значительно сэкономить транспортные расходы и выплаты ассистентам и рабочим, сократив при этом время подготовки к съемкам и сам съемочный процесс.

Конструкция стедикама

Создание стедикама своими руками во многом возможно за счет простой конструкции оборудования: профессиональные модели систем состоят из надеваемого на оператора жилета, вертикальной стойки и пантографа. Нередко система оснащается дополнительным оборудованием: аккумуляторными батареями, просмотровым монитором, креплениями для вертолета и автомобиля, входящими в комплект стабилизатора.

Принцип работы системы стабилизации камеры

Стедикам функционирует на основе физического закона о сохранении энергии.

Во время движения оператора рычагу сообщаются резкие короткие толчки, которые полностью гасятся специальными пружинами-амортизаторами. Одновременно происходит полная компенсация вибраций, передаваемых от тела оператора к системе. Получается, что так называемая рука стабилизатора соединяет две движущиеся массы и колеблется между ними. По аналогии можно рассмотреть автомобиль, движущийся по неровной трассе на высокой скорости: благодаря силе инерции, кузов остается неподвижным, несмотря на то, что колеса ходят вверх и вниз. Амортизаторы машины в данном примере выполняют ту же роль, что и пружины руки стедикама.

Система стабилизации камеры соединена с пружиной руки, причем данное соединение оптимизируется посредством трехосевого гимбл-шарнира, который позволяет вращать стедикам вокруг двух осей и переворачивать его вверх ногами. Такие конструктивные возможности позволяют осуществлять в движении панорамирование съемки. Проще говоря, при использовании даже сделанного своими руками стедикама камера может одновременно вращаться, наклоняться и выполнять панорамирование. Дополнительный способ балансировки основывается на том же принципе, согласно которому эквилибристы удерживают равновесие. Если на поставленный строго вертикально шест закрепить камеру и противовес в нижней его части, то образуется конструкция с двумя силами и расположенным посередине между противовесом и камерой центром тяжести.

Практически в центре несущей стойки стедикама находятся три оси гимбл-шарнира. Силы тяжести противовеса (монитора, электронной части и аккумуляторной батареи) и камеры уравновешивают друг друга в точке крепления камеры.

При создании электронного стедикама своими руками гимбл, как и в заводских моделях систем стабилизации, желательно размещать несколько выше нейтральной точки между противовесом и камеры для утяжеления основания в сравнении с ее площадкой. Это позволяет системе сохранять равновесие по оси вертикали.

Эффект амортизации и стабилизации камеры создается не только пружиной руки, но и самим механизмом. При сдвижении центра тяжести камеры на стедикам можно добавить практически идентичный по весу противовес, поскольку под его действием начинает работать закон момента инерции массы. При этом не требуется, чтобы противовес и камера обладали аналогичным весом.

Больший вес камеры компенсируется по принципу рычага гимбл-шарниром, который может двигаться по несущей стойке вверх и вниз.

При создании чертежей стедикама своим руками и сборке всей конструкции необходимо иметь четкое представление о физических основах и принципах работы оборудования, дабы избежать ошибок при его настройке.

Комплектующие для сборки стедикама

  • Сантехнические трубы диаметром 20 мм в количестве трех штук, причем одна должна быть длиннее двух других.
  • Фитинг с диаметром отверстия 20 мм, выполненный в форме буквы Т.
  • Две гайки.
  • Винт.
  • Заглушки для труб аналогичного диаметра - 20 мм.
  • Фланец с отверстиями диаметром б20 мм.
  • Для фланца саморезы по древесине.
  • Скотч.
  • ПВХ-труба длиной 15 см и диаметром 25 мм.
  • Лакокрасочный материал черного цвета.

Создать своими руками стедикам для смартфона и тем более камеры без специального оборудования не получится. Можно арендовать необходимую технику либо обратиться к знакомым, располагающим необходимым инструментарием.

Необходимые инструменты и приборы

  • Ленточная пила.
  • Торцовочная пила.
  • Станок для шлифовки.

Как сделать стедикам своими руками: шаг первый

Основа системы стабилизации собирается их трех труб, прикручиваемых к фитилю. На расположенную перпендикулярно остальным трубу устанавливается заглушка, после чего к основанию стабилизатора крепится фланец.

Создание разъема для штатива: шаг второй

В оставшейся заглушке для труб высверливается отверстие диаметром 20 мм, в которое в дальнейшем будет закручен винт шляпкой внутрь. С обратной стороны винт крепится двумя гайками, одна из которых фиксирует сам винт, а вторая остается незакрепленной, поскольку будет фиксировать камеру. Заглушка закрепляется на трубе.

Держатель стабилизатора: шаг третий

От ПВХ-трубы отрезается кусок длиной 10-15 см, на котором ленточной пилой выполняется продольный разрез ровно посередине. С оставшимися обрезками трубы повторяется аналогичный процесс. В итоге на руках останутся четыре слегка загнутые пластины, три из которых понадобятся для дальнейшего создания стедикама своими руками. ПВХ-пластины обкатываются на шлифовальном станке для избавления от заусениц и стачивания углов.

Обрезки ПВХ-труб размещаются на полотне из скотча. Края скотча аккуратно обрезаются с трех сторон, в то время как четвертая полоса пригодится для крепления держателя к корпусу стабилизатора.

Четвертый шаг

Выполненному своими руками стедикаму из сантехнических труб необходимо придать привлекательный внешний вид. С этой целью самодельную систему стабилизации покрывают лакокрасочными материалами, к примеру, черной краской. Перед окрашиванием обязательно снимаются винт для штатива и держать стедикама. Фланец прикручивается к деревянному брусу, что позволяет закрепить у основания стабилизатора груз.

Подготовка к съемке: пятый шаг

Самодельный стедикам позволяет компенсировать перепады высоты в горизонтальной плоскости, однако абсолютно бессилен при направлении камеры вверх-вниз. Для устранения такого нюанса к деревянному основанию крепится груз с целью балансировки веса.

Особенности стедикама

Оператор при использовании системы стабилизации практически не притрагивается к камере, поскольку она находится на большом расстоянии от центра тяжести. Стедикам позволяет сократить передвижения видеографа в пространстве.

Рука выполненного своими руками стедикама для телефона сгибается и идеально повторяет движения руки оператора. Нежелательные колебания со стороны видеографа полностью гасятся шарнирами. Механическое соединение с рукой осуществляется посредством жилета оператора, помимо этого, вес консоли равномерно распределяется и направляется на ноги.

Корректная балансировка всех осей - продольной и поперечной - обеспечивает надежную и качественную работу со стедикамом. Специалисты с многолетним опытом съемок рекомендуют для ускорения процесса балансировки размещать одну руку на узле, а саму систему держать строго вертикально.

Распределение веса между низом и верхом стедикама не играет особой роли: видеографы и операторы, как правило, пробуют сразу несколько настроек для определения наиболее подходящего параметра. Зачастую настройки распределения веса на систему стабилизации приходится менять во время съемок для получения качественных кадров.

Система стабилизации камеры (стедикам) - незаменимое для видеографа и оператора оборудование, позволяющее снимать качественное видео без тряски кадра.