Что такое ономастика? Ономастика – что это за наука

Ономастика

Ономастика

ОНОМАСТИКА (от греческого onoma - «имя») - раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей, животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений. Часть О., посвященная изучению географических названий, обычно выделяется под названием топонимики.
Исследование имен собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. Вследствие своей социальной функции - служить простым индивидуализирующим указанием на определенный предмет - имя собственное способно сохранять свою основную значимость при полном затемнении его этимологического значения, т. е. при полной невозможности связать его с какими-либо другими словами того же языка (ср. например такие названия рек в русском языке, как скифское «Дон», финские «Москва», «Волга» и т. д.).
Отсюда - огромная устойчивость имен собственных, сохраняющихся не только при революционных сдвигах в истории определенного яз., но даже при полной смене яз. одной системы другим. Тем самым устанавливается возможность путем этимологического разъяснения тех или иных названий установить характер яз., на к-ром было впервые создано соответствующее наименование.
О. и топонимика дают так. обр. ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений и пути миграций часто исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях. Так напр. анализ древнейших племенных и географических названий Средиземноморья приводит исследователей к утверждению огромного вклада яфетидов (предшествовавших семитам и индоевропейцам) в построение средиземноморской культуры. Анализ географических названий южной части Восточноевропейской равнины приводит к положительному решению вопроса о скифском вкладе в русский яз. Анализ названий русских городов по Великому водному пути (названий типа «Вышний Волочек») позволяет установить особенности речного транспорта соответствующей эпохи и т. д.
Изучение имен собственных в литературных произведениях и методов их образования должно было бы дать ценные материалы для характеристики различных стилей и творческих методов. Достаточно напомнить об именах-персонификациях в дидактических и сатирических жанрах (Стародум, Скотинин, Обалдуев, город Глупов); об именах комических по своей этимологии (Siebenkas, Ноздрев, Собакевич) или по своей звукописи (Schnabelwopski, Horribilicribilifax, Чичиков, Халтюпкина); о методах образования имен положительных персонажей в различных стилях (классические и сентиментальные: Альцест, Эраст, Памела, Лиза, романтические: Ансельм, Вольдемар, Ольга, реалистические: Левин, Безухов, Облонский) и о влиянии этих имен на бытовой ономастикон (см. «Стилистика»); об использовании имен для социальной характеристики героя (ср. напр. у Блока игру на именах «Текла» и «Фекла» в «На берегу моря»).
Однако материал для поэтической О. не только не разработан, но и не собран. Не собраны также и многочисленные высказывания поэтов и писателей об именах собственных, характеризующие методы их работы в этой области (напр. замечания В. Гюго об именах в «Les miserables», Стерна - в «Тристрам Шенди», Лескова - в «Соборянах», записи имен собственных - в записных книжках Чехова).Библиография:
по лингвистической О. очень велика; Акад. Mapp, Яфетический Кавказ и третий этнический элемент в создании средиземноморской культуры, Л., 1922; Kleinpaul R., Lander- und Volkernamen, Berlin, 1919; Solmsen F., Indogermanische Eigennamen als Spiegel der Kulturgeschichte, Hdlb., 1922 (библиографич. обзор); Sturmfels W., Etym. Lexikon deutscher u. fremdlandischer Ortsnamen, Berlin, 1925; Dauzat A., Les noms de lieux, P., 1926; Olsen M., Farms and Fanes of Ancient Norway, Osl., 1928. По поэтической О.: Горнфельд А. Г., Новые словечки и старые слова, П., 1922.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Онома́стика

Раздел лексикологии, изучающий имена собственные (онимы). Как особая наука стала развиваться с 1930-х гг. Описывает типы имён собственных, в первую очередь – именующие пространство (Тверь, Старая Ладога, Нева, Байкал) и людей (Иванов, Петрович, Шура). Онимы прочнее другой лексики связаны с культурой и историей народа. Изучает ономастика и литературные имена (Фамусов, Нью-Васюки). Исследования ономастики востребованы обществом: вырабатываются принципы наименования и переименования разных объектов, напр. городов и городских улиц, учреждений и организаций, товаров (товарные знаки).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Ономастика" в других словарях:

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Ономатология Словарь русских синонимов. ономастика сущ., кол во синонимов: 7 антропонимика (2) … Словарь синонимов

    - (от греческого onomastikos относящийся к наименованию), 1) собственные имена различных типов антропонимы, топонимы и др. (смотри Антропонимика, Топонимика). 2) Раздел лексикологии, изучающий собственные имена … Современная энциклопедия

    - (от греч. onomastikos относящийся к наименованию) ..1) собственные имена различных типов (см. Антропонимика, Топонимика)2)] Раздел лексикологии, изучающий собственные имена … Большой Энциклопедический словарь

    ОНОМАСТИКА, ономастики, мн. нет, жен. (греч. onomastiko) (филол.). 1. Совокупность собственных имен. 2. То же, что ономатология. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ОНОМАСТИКА, и, жен. 1. В языкознании: совокупность собственных имён какого н. языка. 2. Раздел языкознания, изучающий собственные имена. | прил. ономастический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Ономастика - (от греческого onomastikos относящийся к наименованию), 1) собственные имена различных типов антропонимы, топонимы и др. (смотри Антропонимика, Топонимика). 2) Раздел лексикологии, изучающий собственные имена. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Ономастика, ономатология (от др. греч. ὀνομαστική, ономастикэ искусство давать имена, от ὄνομα, онома имя, название и λέγω, лего выбирать, говорить, сообщать) раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю… … Википедия

    Ономастика - [от греч. ὀνομαστική (τέχνη) искусство давать имена] раздел языкознания, изучающий собственные имена. Термином «ономастика» называют также совокупность собственных имён, которая обозначается и термином «онимия». В некоторых работах термин… … Лингвистический энциклопедический словарь

    ономастика - и, только ед., ж., лингв. 1) Лингвистическая дисциплина, изучающая собственные имена. Региональная ономастика. 2) Совокупность каких л. собственных имен. Ономастика художественных текстов. Родственные слова: ономасти/ческий Этимология: От… … Популярный словарь русского языка

В Азербайджане и Турции ребенку давали два имени - одно из них было ложным, второе настоящим, - все в той же, что и у россиян, надежде ввести в заблуждение недобрых духов. У некоторых народов детям дают заведомо плохие имена - Сын Шлюхи, Собачий Хвост и т. п. - отталкивая этим злых духов. Обычай скрывать свое имя историки и этнографы находят почти у всех народов мира.

Древние были уверены, пишет кандидат исторических наук Александр Горбовский, что судьба человека, города и даже государства предначертана его именем С этим представлением, по его мнению, связан и сегодняшний обычай перемены имени. Как и у древних, он предполагает и перемену в судьбе. Именно в этом смысл того, что, вступая в брак, женщина берет новое имя (фамилию) мужа. Так поступают писатели и актеры, сочиняя себе псевдоним; меняя имя, принимая пострижение или церковный сан, вступая в тайное общество.

О поражающей однородности характеров и свойств носителей одного и того же имени писал в начале нашего века русский исследователь С. Р. Минцлов. Основываясь на анализе имен выдающихся личностей прошлого, он пришел к выводу, что среди Алексеев чаще всего встречаются расчетливые люди, Александры, как правило, весельчаки, а Петры в большинстве - люди тихие, негромкие, но с твердым и упрямым характером. Сергее, считает Минцлов, очень часто являются отцами выдающихся людей: Пушкин, Грибоедов, Тургенев, Даргомыжский были Сергеевичами. С последним трудно не согласиться, если вспомнить, что из небольшого числа руководителей Советского государства, сыгравших наиболее заметную роль в его истории, двое - Хрущев и Горбачев - тоже были Сергеевичами.

Павел Флоренский, выдающийся русский ученый и философ, полагал, что имя Александр соответствует в своей основе сангвиническому, с уклоном к холерическому характеру. Александры в отношении к женщинам предупредительны и любезны, но чувство к женщине у них редко “взрывает плугом внутреннюю жизнь ” и чаще ограничивается легким флиртом. С Алексеями хорошо сейчас и нужно быть довольным этим, не рассчитывая особенно на то, что так же хорошо будет и в будущем. Имя Елена знаменует женскую природу, Николай по складу характера очень добр, Василии обычно прячут нежные чувства в себе. Константин отличается непостоянством.

Касаясь мистики имен, В. А. Никонов, специалист в области антропонимики - науки об именах, вспоминает в своей книге “Имя и общество” рассказ Джека Лондона, в котором одна женщина называет своих сыновей именем погибшего любимого брата Самуила, и их всех четверых, одного за другим, уносит смерть. Интересны наблюдения Г. Эйса, который проанализировал триста современных детективных романов и нашел связь между именами и судьбами героев.

По данным газеты “За рубежом” (№ 39, 1986 год), психиатры из США провели исследование и нашли, что люди с забавными и странными именами в четыре раза больше остальных предрасположены к разного рода психическим комплексам, а ребенок с именем, вызывающим насмешки, с самого детства находится в оборонительной позиции, он вынужден бороться за нормальное отношение к себе , что формирует определенные черты его характера. Специалисты из университетов Сан-Диего и Джорджии установили, что учителя в школах упорно ставят низкие оценки учащимся с одними именами, высокие - с другими. Девушки с привлекательными именами плохо продвигаются по службе в деловом мире, но зато могут достичь заметных успехов в шоу-бизнесе. Английский терапевт Тревор Уэстон определил, что лица, чьи имена начинаются с букв последней трети алфавита, в три раза чаще подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.

Не отрицает связи между именем человека и его личностными особенностями академик А. А. Бодалев. Он считает, что имя, как часто слышимое слово, субъективно очень значимо для формирования комплекса форм и способов проявления личностных особенностей.

Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом имя человека может влиять на его характер .

Социальная теория. С социальной точки зрения имя человека представляет собой сгусток социальной информации о его носителе. Прасковья, Октябрина, Оксана, Гурам, Исаак, Николай... Зная лишь одно имя, мы уже имеем представление о происхождении, национальности, возможном вероисповедании, основных свойствах характера и темперамента человека. Представления зги приблизительно одинаковы у разных людей, что, в свою очередь, определяет приблизительно одинаковое отношение к носителю данного имени. Ну а когда тысячи людей встречают человека “по имени”, то это не может не формировать у разных носителей одного имени схожих черт характера. Социальность имени была сильнее выражена в прошлом веке, когда имена давали по святцам и за каждым именем стояла история жизни святого с вполне конкретными формами поведения, чертами характера, отношением к окружающей действительности и т. п. - житие. “По имени и житие” - гласила стереотипная формула житий, и этой формуле церковь и православный люд следовали, воспитывая будущего христианина.

Эмоциональная теория. Согласно этой теории, имя человека рассматривается в качестве эмоционального раздражителя. Одни имена звучат мягко, ласково и вызывают у окружающих своим звучанием чувство приятного, нежного, возвышенного, другие, наоборот, вызывают неприятные эмоции, заставляют внутренне съежиться, напрячься, похолодеть. Это так называемая “музыка имен”. От того, какова она, будет во многом зависеть изначальное отношение окружающих к носителю имени. В дальнейшем это отношение может коренным образом измениться, но когда неприятно звучащее имя вызывает у тысячи человек однотипную негативную реакцию, то это скажется, конечно же, на особенностях характера человека.

Звуковая теория. Имя представляет собой набор звуков разной высоты и тембра. Разные имена - разные наборы звуков, неодинаковые для мозга звуковые раздражители. А разные раздражители, как известно, приводят в возбуждение разные структуры мозга. И поэтому у ребенка с именем Вася, который в течение всего доречевого периода своего развития тысячекратно слышит “вас” в словах “Вас-я”, “Вас-илек”, “Вас-ютка”, происходит тысячекратное возбуждение мозговых структур, связанных с отражением звуков “в”, “а” и “с”. Совсем иначе происходит дело у мальчика с именем Коля. У него мозговые структуры, связанные с отражением звуков “в”, “а” и “с” находятся в состоянии относительного покоя, зато постоянно возбуждаются структуры, связанные с восприятием звуков “к”, “о” и “л”. Звуковая нагрузка на одни мозговые образования у одногоребенка и совершенно другая по своему физиологическому рисунку нагрузка у другого не может, на наш взгляд, не сказаться на формировании различий в психике этих детей. Оригинальное подтверждение этой теории нашел инженер-электрик харьковчанин Владимир Санжаревский. Через каскад усилителей он соединил микрофон с мембраной, на которой был насыпан металлический порошок. После этого в микрофон несколько раз подряд произносилось имя. И выяснилось: одному и тому же имени всегда соответствует строго определенный рисунок на мембране.

Есть еще один механизм возможного влияния имени на формирование характера. Как мы полагаем, он действует на уровне бессознательных ассоциаций и ощущений человека. К такому выводу мы пришли в результате исследований, в ходе которых просили людей ответить на вопрос, с каким цветом у них ассоциируются разные имена. Оказалось, что у статистически преобладающего большинства исследованных имя “Татьяна” вызывает представление о красном (и близких к нему) цветах, имя же “Елена” обычно ассоциируется с голубым (и близким к нему) цветами. Из психологии цвета известно, что красный цвет пробуждает у человека состояние тревоги, опасности, страдания, голубой же, напротив, вызывает чувство успокоения и умиротворенности. По данным Хигира, Татьяны в основном натуры властные, несколько грубоватые и несдержанные, упрямые, стараются в чем-то походить на мужчин и присваивать их функции. Елены же, наоборот, - и об этом писал еще Флоренский - есть олицетворение мягкости и нежности. Мы предполагаем, что Татьяны, вызывая своим именем чувство бессознательной тревоги и опасности, принуждены с самого детства испытывать к себе настороженно-отрицательное отношение людей я быть потому в постоянной “глухой защите”. Отсюда - такой тип характера. Девочки же с именем Елена, получив от родителей в подарок имя, вызывающее у окружающих бессознательную реакцию покоя, растут и формируются в обстановке более благоприятного психологического комфорта.

Не знаю, как кого, но меня вышеприведенные данные, наблюдения, исследования, теории убедили, что связь между именем человека и его психическими особенностями есть. Разумеется, нельзя абсолютизировать эту связь, разумеется, она не является жесткой, разумеется, на формирование психического склада личности влияет множество других факторов, но это не значит, что имя не влияет на характер человека.

Ономастика ‒ это слово, имеющее греческое происхождение. В переводе с данного языка оно означает "имя". Нетрудно догадаться, что ономастика как наука изучает имена собственные людей. Однако не только их. Ее интересуют также названия народов, животных, географических объектов. Кроме того, в отдельную науку выделяется часть ономастики, изучающая названия гор, рек, населенных пунктов и прочего. Она называется топонимикой.

Ономастика в разных смыслах

Имена собственные сегодня изучают представители различных наук (географы, историки, этнографы, лингвисты, литературоведы, психологи). Однако в первую очередь они исследуются именно лингвистами. Ономастика ‒ это раздел лингвистики. Она изучает историю возникновения и преобразования имен в результате употребления их в течение длительного времени в языке-источнике или же благодаря заимствованию их у других языков. Однако ономастика ‒ это понятие, которое может рассматриваться не только как наука. В более узком смысле это просто различных типов собственные имена. Иначе они называются ономастической лексикой.

Особенности изучения имен собственных

Значительную часть человеческой жизни охватывает такое понятие как имена собственные. Примеры их многочисленны. Они даются всему, что создают люди, а также географическим объектам, включая расположенные за пределами нашей планеты. Происхождение названий можно рассматривать комплексно ‒ с точки зрения логики и этимологии.

Изучая имена собственные, можно заметить специфические особенности их передачи и сохранения. Благодаря этому их исследование представляет научный интерес. Происхождение тех или иных названий может быть забыто, и сами они могут не иметь никакой связи с другими словами данного языка. Тем не менее, имя собственное даже в этом случае сохраняет социальное значение, то есть оно является понятным указанием на тот или иной предмет.

Нередко имена собственные очень устойчивы. На них зачастую не влияют происходящие в языке революционные изменения, и даже исчезновение языка и замена его другим не приводит к прекращению их употребления. К примеру, сегодня в русском языке все еще существуют названия, такие как Дон или Волга, которые не имеют в нем значения. Однако осуществив этимологический анализ, можно увидеть, что они имеют скифское происхождение. Такие исследования предоставляют возможность восстановить характер языка, который преобладал во время создания того или иного названия, выяснить многие аспекты, связанные с ним.

Ономастика и история

Зоонимика, как вы, наверное, догадались, занимается кличками и собственными именами животных (Бекингем, Арнольд, Беся, Бритни, Мурка, Шарик).

Хрематонимика

Хрематонимику также интересует имя собственное. Примеры того, что относится к области ее изучения, многочисленны. Хрематонимику интересуют те имена, которые принадлежат предметам материальной культуры (пушка "Гамаюн", меч Дюрандаль, алмаз "Орлов"). Мы знаем, что собственные имена часто используются для обозначения спортивных обществ, стадионов, отдельных партий ("Бессмертная партия", "Вечнозеленая партия"), праздников (День геолога, Первое мая), воинских частей, а также отдельных сражений (Куликовская битва, Бородинская битва). Предприятия обозначают свои услуги или товары с помощью товарных знаков, которые также являются собственными именами. Кроме того, хрематонимику интересуют названия книг, произведений искусства, отдельных стихотворений.

Этот раздел ономастики имеет не только академический интерес. В странах Запада, например, часто возникают судебные процессы, которые связаны с использованием названия товарного знака, похожего на название другого, принадлежащего фирме, которая выпускает конкурирующий товар. Решение о том, можно ли считать такие наименования подобными, может быть принято только с использованием научного анализа.

Карабонимика

Карабонимика занимается изучением собственных имен катеров, судов и кораблей ("Варяг", "Аврора", "Память Меркурия", "Бородино"). Заметим, что этот термин предложил российский ученый Алексушин вместо терминов "каронимика" и "наутонимика", употреблявшихся ранее.

Эргонимика

Эргонимика занимается исследованием наименований различных деловых объединений людей. К примеру, фирмонимы ‒ это названия фирм, а эмпоронимы ‒ слова, обозначающие названия магазинов. Эргонимику интересуют наименования кафе, баров, профсоюзов, бильярдных клубов, парикмахерских и др.

Прагмонимика

Прагмонимика ‒ это направление, в рамках которого исследуются названия видов товаров. Парфюнонимы, к примеру, это наименования ароматов, парфюмерной продукции (Lauren, Chanel), чоконимы обозначают названия шоколадной продукции ("Метелица", "Кара-Кум").

Теонимика

Теонимика занимается изучением имен богов, духов, демонов, персонажей легенд и мифов. Она показывает, как в имена собственные превращались нарицательные ‒ наименования огня, ветра, грома, грозы и других явлений природы.

Вопросы ономастики весьма интересны, не правда ли? Следует заметить, что разделы этой науки непосредственным образом связаны с практикой. Поэтому ономастику нельзя рассматривать лишь как занятие ученых-"чудаков". Имя собственное (примеры некоторых мы привели) изучает наука, которая тесным образом связана с нашей жизнью.

от греч. onoma - имя, название) - имена собственные в их совокупности, а также наука, занимающаяся изучением имен собственных: личных имен (эта отрасль О. носит назв. антропонимики, или О. в узком смысле слова), географич. названий (см. Топонимика) и названий племен и народов (см. Этнонимика). О. (в узком смысле слова). Уже первые памятники письменности различных народов фиксируют существование в глубокой древности личных и родовых имен. Постепенно создается б. или м. стабильная (но изменявшаяся с развитием общества) система ношения имен (разная у разных народов). Так, напр., в Др. Риме гражданин имел личное имя (praenomen), родовое имя (nomen) и прозвище (cognomen); осн. и неизменным являлось родовое имя. В Др. Греции граждане к личному имени присоединяли имя отца (напр., Перикл, сын Ксантиппа). Имена носили клас.-сословный характер. Так, в Риме в качестве родового имени неполноправных граждан и зависимых лиц фигурировало родовое имя покровителя (патрона), рабы не имели твердого имени (имя часто давалось господином раба), их имена нередко образовывались из этнонимов ("Сириец", "Скиф" и т. д.). Имена (и возникшие позже фамилии) обычно восходят к словам, обозначавшим: явления природы, предметы материальной культуры и явления быта, хоз. жизнь, профессии, явления социально-политич. жизни, географич. названия, индивидуальные особенности того или иного человека, понятия верований, культа и идеологии и др. У слав. и герм. племен с принятием христианства широкое распространение получили имена, заимствованные из евангелий, а также от имен греч., лат. и местных святых; продолжало удерживаться и нек-рое количество имен др.-герм. и др.-слав. происхождения. Совр. способ наименования (личное имя, отчество, фамилия) утверждается в России лишь постепенно, с 16-18 вв. (раньше для бояр, затем для дворян и купцов, горожан; фамилии крепостных крестьян впервые фиксировались 10-й ревизией 1858, но и там осн. масса крепостных еще не имела фамилий). В Японии вплоть до "революции Мэйдзи" (1867-68) право носить фамилии имели только дворяне и небольшое число других привилегированных; во мн. странах Востока не существует фамилий. История имен и фамилий, тесно связанная с историей народа (отражает родовые отношения, разложение родовых связей, семейные отношения, расширение общественных связей, социально-клас. структуру общества, изменение и развитие обществ. институтов, культуры и т. д.), может использоваться исследователем- историком в качестве дополнит. источника для реконструкции нек-рых ист. явлений и процессов, особенно тех ист. периодов (в частности, древности, раннего средневековья), от к-рых сохранились скудные ист. источники. Таким образом, О., будучи отраслью языкознания, выполняет и роль вспомогательной ист. дисциплины. Данные О. привлекаются, напр., при разрешении вопроса об этнич. принадлежности древних народов, при исследовании миграц. процессов, определении роли местных и пришлых элементов в ист. развитии к.-л. района; О. дает нек-рый материал для решения вопроса об источниках рабства (этнич. принадлежность рим. рабов по их именам) и мн. др. Однако при всех случаях данные О. служат лишь вспомогательным мат-лом и рассматриваются в совокупности с данными других источников. Лит.: Барсегян О. X., Собственное имя. Теоретико-описательный очерк, Ер., 1964 (на арм. яз.); Суперанская А. В., Как вас зовут? Где вы живете?, М., 1964; Witkowski T., Grundbegriffe der Namenkunde, В., 1964; Чичагов В. К., Из истории рус. имен, отчеств и фамилий (вопросы рус. ист. ономастики XV-XVII вв.), М., 1959; Тупиков Н. M., Словарь древнерусских личных собственных имен, СПБ, 1903; Holma Н., Die assirisch-babylonischen Personennamen..., Hels., 1914; Zgusta L., Die Personennamen griechischer St?dte der n?rdlichen Schwarzmeerk?ste, Praha, 1955; Schulze W., Zur Geschichte lateinischer Eigennamen, В., 1904; Trombetti A., Saggio di antica onomastica mediterranea, 2 ed., Firenze, 1941; Bach A., Deutsche Namenkunde, Bd 1-3, Hdlb., 1952-56; Miklosich F., Die Bildung der slavischen Personen- und Ortsnamen, Hdlb., 1927; Onomastica slavogermanica, hrsg. von R. Fischer, Bd 1, В., 1965; Caetani L., Gabrieli G., Onomasticon Arabicum, v. 1-2, Roma, 1915; Словарь япон. имен и фамилий, 2 изд., М., 1958 (со ст.: Капул Н. П., Япон. имена и фамилии как явление языка и письменности); Taszycki W., Bibliografia onomastyki polskiej.., Kr., 1960; Wegweiser zur Namenforschung, Halle, 1962; Smith E., Personal names. A bibliography, N. Y., 1952. Л. E.

Слово ономастика произошло от греческого слова, в переводе обозначающего «имя». Как наука ономастика изучает имена собственные, т.е. имена людей, названия животных, народов, географических объектов. Та часть ономастики, которая посвящена изучению названий рек, гор, поселений и прочего, выделяется в отдельную науку – топонимику.

Собственные имена охватывают значительную часть нашей жизни. Имена даются не только всему, что создает человек, но и географическим объектам, включая и те, что находятся за пределами земного шара. Происхождение названий рассматривается в комплексе, как с точки зрения этимологии, так и с точки зрения логики.

Среди имен собственных можно проследить специфические особенности их сохранения и передачи. Именно поэтому их исследования важны с научной точки зрения. Происхождение названий может быть полностью забыто, и само название может никак не связываться с другими словами того же языка. Однако при всем при этом имя собственное сохраняет свое социальное значение, т.е. служит понятным указанием на определенный предмет.

Имена собственные могут быть очень устойчивы. Часто на них не влияет ни революционные изменения в языке, ни даже полная смена одного языка другим. Например, в русском языке по-прежнему существуют названия подобные названиям рек Волга или Дон, которые с точки зрения русского языка не имеют какого-либо значения. Однако после этимологических разъяснений можно проследить их скифское происхождение. Благодаря таким исследованиям становится возможным восстановление характера языка, преобладавшего в момент создания какого-либо названия, а также выяснение многих других аспектов.

Так ономастика собирает ценнейший материал для истории, позволяя прослеживать пути миграции народов и давая представление о том вкладе, который внесли в построение культуры не только существующие сейчас, но и уже исчезнувшие народы. В качестве примера можно сказать, что анализ происхождения названий русских городов (например, Вышний Волочек) позволяет судить о существовавших в той эпохе транспортных путях, а исследования названий различных географических объектов на Восточно-Европейской равнине показывают влияние скифской культуры на русский язык.

Таким образом, ономастические исследования в большей мере направлены на выявление путей миграций и мест расселения народов в былые времена, а также на определение существовавших тогда контактов между культурами и исследование древних языков. Зачастую только по ономастическим исследованиям можно судить об исчезнувших языках и народа.

Однако этим поле деятельности ономастики не заканчивается. В литературных произведениях содержится очень богатый материал для изучения имен собственных, нацеленных отражать разные стили и творческие методы. Достаточно упомянуть целый набор «говорящих» имен и названий, таких как Скотинин, Собакевич или Чичиков, имена