Что такое "обломовщина"? Гончаров и. а

Нам знакомо со средней школы. Там нам внушается, что "обломовщина - это моральное разложение, ничегонеделание, паразитический патологического лентяя". Однако так ли это? И насколько это явление характерно для современности, для

Как правило, говорится, что обломовщина - это отголоски барской, дворянской России в худшем варианте. Но вспомним, с каким любованием писатель воссоздает неспешный ритм жизни усадьбы. Как поистине нежно он описывает сон своего героя, его мечты, его только завязывающиеся отношения с Ольгой Ильинской. Может, обломовщина - это, по Гончарову, характерная черта русской картины мира? Не случайно ведь предприимчивый Штольц в романе - немец, то есть как бы инородное тело в мировосприятии славянофилов и традиционалистов. Слово "обломовщина" в современном языке давно стало чуть ли не ругательным, во всяком случае, содержащим негативную оценку явления. Но ведь роман - не пасквиль, не памфлет. Он воссоздает борьбу двух начал, западнического и славянофильского, прогрессивного и традиционного, активного и пассивного. Современные критики интерпретируют его в более широком философском контексте. По мнению некоторых, обломовщина - это не столько социальное, сколько мировоззренческое явление.

Это тяготение к природе и красоте, отвержение технического прогресса и ускоряющегося темпа жизни. верность устоям. Это своего рода азиатский, почти буддистский дух. Ленив ли Илья Ильич? Безусловно. Только вот лень его - органичное продолжение его воспитания и образа жизни. Ему ни к чему бороться за средства к существованию, ему не нужно работать, ведь он помещик. В критике принято было осуждать его отношение к Ольге Ильинской, его апатию и безволие, его нежелание брать на себя ответственность. А вот современный семейный психолог, вероятнее всего, похвалил бы его решение и отказ от романтических чувств. Обломов сам осознал, насколько они разные с невестой, понял, что любой компромисс был бы настоящей ломкой личности.

А вот с Агафьей Пшеницыной он обрел счастье - тихое, домашнее, семейное. Да и Ольга получила то, что хотела.

Следовательно, так ли уж отрицательно понятие "обломовщина"? С ним ассоциируется вечный, до дыр заношенный халат, паутина, энтропия, упадок. Но, с другой стороны, автор нарисовал своего героя не однобоким. Образ Обломова неоднозначен, как и то мировоззрение, воплощением которого он является. Никуда не спешить, не строить планов, не рваться во все стороны, не суетиться. Жить, наслаждаясь сегодняшним днем, красотой окружающего мира, искусством - это ли не мечта современного человека? Гонимые непрерывным прогрессом, постоянно повышающимися требованиями, мы забываем о том, как мало на самом деле нам надо для ощущения гармонии. А вот Илья Ильич находил ее интуитивно. Обломовщина - это своего рода эскапизм, уход в мир фантазий. Такие люди не восстают против жизненного уклада, не переделывают действительность, а примиряются с ней. Можно ли однозначно утверждать, что это пораженческая позиция? Сам Гончаров не дает прямого ответа, а предоставляет возможность читателю самому оценить героя и его мир.

Понятие «обломовщины» в романе И. А. Гончарова «Обломов»

лирика пушкин лермонтов гончаров

В романе «Обломов», Гончаров затронул проблемы, которые выдвинуло время, и показал реальное состояние русского дворянского общества в пореформенный период в России.

Роман “Обломов” -- это роман о герое и о явлении, породившем этого героя, - “обломовщине”.

Исследование обломовщины во всех ее проявлениях сделало роман Гончарова бессмертным. Главный герой -- Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в юности о бескорыстном служении России. Чтобы понять причины возникновения такого явления, как обломовщина, нужно вспомнить “Сон Обломова”. В нем Илья Ильич видит своих родителей, свою родовую усадьбу и весь ее быт. Это был быт, который не менялся десятилетиями; все, казалось, замерло, заснуло в этой усадьбе; жизнь шла неторопливо, размеренно, лениво и сонно. Ничто не нарушало быта Обломовки. При описании жизни помещичьей усадьбы Гончаров часто употребляет слова “тишина”, “застой”, “покой”, “сон”, “молчание”. Они очень точно передают саму атмосферу дома, где жизнь протекала без изменений и волнений от завтрака до обеда, от послеобеденного сна до вечернего чая, от ужина -- снова до утра, где самым запоминающимся событием было то, как Лука Савельич неудачно съехал зимой с горки на салазках и расшиб себе лоб. Можно сказать, что быт обломовцев определялся одним словом -- “застой”, это было типичное существование русской провинциальной помещичьей усадьбы, и Гончаров не выдумал ее: он сам вырос в такой семье.

Гончаров суров и непреклонен в анализе участи своего героя, хотя писатель и не замалчивает добрых его качеств. “Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить”.

Обломовщина -- это не только сам Илья Ильич Обломов. Это и крепостная Обломовка, где начинал свою жизнь и воспитывался герой; это и “Выборгская Обломовка” в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, где Обломов закончил свое бесславное поприще; это и крепостной Захар, с его рабской преданностью барину, и сонмище жуликов, проходимцев, охотников до чужого пирога (Тарантьев, Иван Матвеевич, Затертый), сновавших вокруг Обломова и его даровых доходов. Крепостной строй, порождавший такие явления, говорил всем своим содержанием роман Гончарова, был обречен на гибель, его уничтожение стало насущным требованием эпохи.

Не смогла пробудить у Обломова интереса к жизни и любовь прекрасной девушки, Ольги Ильинской. “Поэма любви” с ее страстями, взлетами и падениями кажется герою “претрудной школой жизни”. Обломов пугается тех высоких свойств души, которыми он должен обладать, чтобы стать достойным любви девушки. Ольга, тщетно пытаясь спасти своего возлюбленного, спрашивает его: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” -- “Есть... Обломовщина”,-- отвечает Илья Ильич. Гораздо боль ше устраивает Обломова другой вариант взаимоотношений. Свой “идеал” он находит в лице Агафьи Матвеевны Пшеницы-ной, которая, ничего не требуя от предмета своей любви, во всем старается ему потакать.

Возможно, истоки трагедий обоих героев кроются в воспитании. Виной неестественности Штольца является “правильное”, рациональное, бюргерское воспитание.

Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, -- вот судьба главного героя романа.

“Голубиная душа” Обломова решительно отрицает мир фальшивой активности, враждебной человеку, жизни, природе,-- прежде всего мир активного буржуазного дела, мир всякого хищничества и подлости. Но сама эта душа, как показывает Гончаров, в своей слабости выступает враждебной жизни стихией. В этом противоречии --действительное бессмертие трагического образа Обломова.

Понятие “обломовщина” стало нарицательным для обозначения всяческой косности, инертности и застоя.

1. Сюжетная канва романа «Обломов».
2. Штольц - антипод Обломова.
3. Значение романа И. Л. Гончарова в наше время.

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был закончен в 1857 году, в то время, когда на смену крепостнической эпохе стали приходить новые общественные отношения. В России стало зарождаться «третье сословие», класс буржуазии. Развитие промышленности диктовало другой ритм жизни, но старые полуфеодальные отношения, «барство» тормозили развитие нового.

Эти проблемы волновали И. А. Гончарова, когда он работал над романом. Его интересовало «барство» с социальной и с психологической точек зрения. Мы говорим о «барстве души». Сюжетная канва произведения такова. В первой части Илья Обломов лежит на диване. Во второй части он влюбляется в Ольгу Ильинскую. В третьей части Ольга понимает, что ошиблась в Обломове. В заключительной части Ольга выходит замуж за друга Обломова Андрея Штольца, а Илья Ильич женится на хозяйке дома, в котором он снимает квартиру. Краткое содержание романа умещается в нескольких строчках. Но события не столь важны. Важно отсутствие их. Это произведение о том, что ни любовь, ни дружба, ни работа не пробуждают к активной деятельности главного героя романа, Илью Ильича Обломова.

Первая часть романа посвящена подробному описанию образа жизни Обломова. Главный герой лежит на диване весь день и вяло переругивается с Захаром (со своим слугой). «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее... для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память... на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки... можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и, вообще, лишено было следов человеческого присутствия».

Друзья не могут вытащить Обломова на прогулку: он отговаривается, ищет всевозможные предлоги для того, чтобы полежать дома на диване. Все, что происходит вокруг, Илья Ильич узнает с чужих слов, но несмотря на это, суждения его весьма разумны. Он не занимается хозяйством, дела его крайне запутаны. Обломов надеется, что все решится само собой и ждет приезда своего друга Андрея Штольца, который поможет разобраться со всеми проблемами.

Писатель пытается понять причину характеров таких людей как Обломов и Штольц. Мы узнаем об их детских годах, о том, как и под воздействием чего формировались их жизненные взгляды. Обломов, выросший в окружении мамок и нянек, впитал в себя мысль, что лучше и проще не работать. А получать все блага жизни за счет других. Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» говорил, что характер Обломова сформировали «Захар и еще 300 Захаров». Леность души, которая въелась в главного героя романа, руководит всеми его поступками. Когда Илья Ильич приехал в город поступать на должность, он тянул время, нерадиво справлялся со своими обязанностями. После этого он «заболевает» и не появляется на службе. Так же безуспешно закончились попытки Штольца пробудить Обломова, но даже возникшая в сердце Ильи Ильича любовь к Ольге Ильинской не может вывести его из состояния сна.

Образу Обломова противопоставлен образ Андрея Штольца. Воспитание его в корне отличалось от воспитания Ильи Ильича. Отец-немец приучал сына с малых лет к ответственности за собственные поступки. Говорил ему о том, что только упорный труд, работа приносят и личное и общественное благополучие. Вспомним тот эпизод, когда отец выставляет его из дома «в люди», Андрей обращается к богатым знакомым не за помощью, а как равный к равным. Он зарабатывает свои собственные «сто тысяч дохода и двухэтажный каменный дом». И. А. Гончаров воплотил в образе Штольца свой идеал деятельного и вместе с тем богатого внутренне человека. По мнению писателя, этот симбиоз немецкой практичности и русской духовности должен прийти на смену барствующим бездельникам.

И. А. Гончаров видел опасность «обломовщины», так как она проникала в российскую жизнь. Как отмечал Н.А. Добролюбов, «давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым». Нам вспоминаются характеры Евгения Онегина, Григория Печорина. Они берутся за многое, но ничего стоящего не достигают. Они не умеют любить, не знают, чего искать в любви да и в жизни. Разница между ними и Обломовым только в том, что Гончаров уложил своего героя на диван, надел на него старый халат и приставил к нему Захара, который заботился о своем господине.

В своем произведении Гончаров в образе Обломова показал русский человеческий тип, показал стиль русской жизни, одну из характерных сторон ее действительности. Писатель поднимает образ своего героя до уровня символа, выводя из него социальное явление, губительное для человека - «обломовщину», которая душит любые начинания, усилия личности подавляет волю человека. Так все-таки «обломовщина» - это врожденное или приобретенное состояние души? Разумеется, приобретенное. Ведь жизнь человека заключается в действии, в желании ввести что-то новое, в стремлении придать осмысленность своей жизни, в конце концов, в попытке ускорить процесс развития и своего существования, и развития общества. Это естественные потребности людей. Но все эти стремления и качества могут погибнуть, если их не развивать, если не работать над собой. А это непросто, это постоянный процесс движения мысли. И хотя мы понимаем, что И. А. Гончаров искренне жалеет своего героя, сочувствует ему, но будущее за такими героями, как Андрей Штольц. Кстати, сам писатель говорил, что образ Штольца «не живой, а просто идея». И тем не менее роман «Обломов» вызывал и вызывает много споров среди читателей, потому что проблемы, которые решал автор, злободневны и в наше мобильное сложное время.

Само понятие «обломовщина» появилось вместе с выходом в свет романа Гончарова «Обломов» в 1859 году. Роман социально-психологический, четко отображающий кризис крепостнического строя и его пагубное влияние на развитие человека как личности. Смысл обломовщины и означает это самое влияние. Поскольку помещикам не надо было трудиться, чтобы себя обеспечить, в некоторых усадьбах жизнь застыла в тоске и бездействии. Люди ничем не интересовались, ничего не делали и запускали себя до такой степени, что уже ни психологически, ни физически не могли подняться с дивана. Таким образом, смысл понятия обломовщины – это хандра и апатия, захватившие не человека, а целое сословие в лице главного героя романа Гончарова.

Илья Ильич Обломов – дворянин. В детстве – любознательный мальчик, живо интересующийся окружающим миром и людьми вокруг. Позже – получивший образование и поступивший на службу чиновником в Петербурге, молодой человек. Ныне – затворник, отгородившийся от всего мира персидским халатом. Целыми днями Обломов лежит на диване, коротая время в мечтах и размышлениях. Его не могут растормошить ни активный делец Штольц, ни решительная яркая Ольга. Апатия и лень губят героя, заводят в нравственный тупик, лишая надежды на дальнейшее развитие.

К своим 32 годам Илья Ильич превратился в безразличного ко всему, ведомого человека, закованного в небольшую квартирку на Гороховой. Такое состояние не дает развиваться положительным качествам. К сожалению, не спасает героя и любовь, прекраснейшие чувство, толкающие людей на подвиги и перемены. Обломов находит свое место в доме Агафьи Пшеницыной, напоминающем ему об родной Обломовке. Он прекрасно осознает свое духовное падение, страдает, но не может этому противостоять. Сам герой и дает название «обломовщина» болезни, поразившей его и множество других крепостников по всей России.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в свет в 1859 году, в тот момент, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознало губительность существующих порядков. Глубокое знание жизни и точность социального анализа характеров позволили писателю найти удивительно верное определение уклада русской жизни того времени - «обломовщина».
Главная задача автора в романе - показать, как постепенно умирает в человеке человек, насколько не приспособлен к жизни помещик, не привыкший что-либо делать. Главные качества доброго, милого Ильи Ильича Обломова - его инертность, апатия, отвращение к какой-либо деятельности. Верный традициям реализма, И. А. Гончаров показывает, что эти качества явились результатом воспитания Обломова, они рождены уверенностью в том, что любое желание его будет исполнено и для этого не надо прилагать никаких усилий. Обломов - дворянин, ему не надо трудиться ради куска хлеба - на него трудятся сотни крепостных Захаров в имении и полностью обеспечивают его существование. А значит, он может целыми днями лежать на диване, не потому, что устал, а потому, «что это было его нормальным состоянием». Он почти слился со своим мягким удобным халатом и длинными широкими туфлями, в которые виртуозно попадал с первого раза, едва только свешивал ноги с дивана.
В молодости Обломов «был полон всяких стремлений, надежд, ждал много от судьбы и самого себя, все готовился к какому-то поприщу, к какой-то роли». Но время шло, а Илья Ильич все собирался, готовился начать новую жизнь, но не продвинулся ни на шаг ни к какой цели. В Москве он получил хорошее образование, но голова его «была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных по частям знаний». Поступая на службу, которая ранее представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, он и не предполагал, что жизнь сразу разделится для него на две половины, одна из которых будет состоять из труда и скуки, что для него было синонимами, а другая - из покоя и мирного веселья. Он понял, что «надобно быть по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому человеку на службу», а потому он вскоре подал в отставку, потом прекратил выезды в свет и полностью затворился в комнате. Если Обломов и признает какой-то труд, то только труд души, поскольку десятки поколений его предков «сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным».
В жизни Обломова бывали минуты, когда он задумывался о причинах, побудивших его вести такую жизнь, когда он задавал себе вопрос: «Отчего я такой?» В кульминационной главе романа «Сон Обломова» писатель отвечает на этот вопрос. Он создает картину провинциального помещичьего быта и показывает, как ленивая спячка постепенно становится нормальным состоянием человека.
Во сне Обломов переносится в имение своих родителей Обломовку, «в благословенный уголок земли», где нет «моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов - нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Перед нами предстает идиллическая картина, ряд прекрасных пейзажей. «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Глубокая тишина лежит на полях. Тишина и жизненное спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю», - пишет И. А. Гончаров. Обломов видит себя маленьким мальчиком, стремящимся заглянуть в неизвестное, задать больше вопросов и получить на них ответы. Но лишь забота о пище становится первой и главной жизненной заботой в Обломовке. А все остальное время занимает «какой-то
всепоглощающий, ничем не победимый сон», который И. А. Гончаров делает символом, характеризующим людей типа Обломова, и который называет «истинным подобием смерти». С самого детства Илья был приучен к тому, что не должен ничего делать, что для любой работы есть «Васька, Ванька, Захарка», да и сам в какой-то момент понял, что так «покойнее гораздо». А потому все «ищущие проявления силы» в Илюше «обращались внутрь и никли, увядая». Такая жизнь лишила героя романа всякой инициативы и постепенно превратила его в раба своего положения, своих привычек и даже раба своего слуги Захара.
В своей статье «Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбов писал: «Обломов - не тупая апатичная фигура без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в жизни, о чем-то думающий». Он наделен многими положительными качествами, да и не глуп. В его суждениях есть грустная правда - также следствие российской жизни. К чему стремятся все эти Судьбинские, Волкины, Пенковы? Действительно, стоит ли вставать с дивана ради той мелочной суеты, которой заняты его бывшие товарищи?
В духе традиции, созданной русскими писателями, И. А. Гончаров подвергает своего героя величайшему испытанию - испытанию любовью. Чувство к Ольге Ильинской, девушке огромной душевной силы, могло бы воскресить Обломова. Но И. А. Гончаров - реалист, и он не может показать счастливый финал романа. «Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя?» - с горечью пытается понять Ольга. И писатель дает ответ на эти вопросы, совершенно точно определив имя этого зла - обломовщина. И не один Илья Ильич стал ее жертвой. «Наше имя легион!» - говорит он Штольцу. И действительно, поражены «обломовщиной», стали ее жертвами почти все герои романа: и Захар, и Агафья Пшеницына, и Штольц, и Ольга.
Величайшая заслуга И. А. Гончарова состоит в том, что он удивительно точно изобразил болезнь, поразившую русское общество середины XIX века, которую Н. А. Добролюбов охарактеризовал как «неспособность деятельно захотеть чего-либо», и указал на социальные причины этого явления.