Что такое мещанство. Кто такие мещане? Мещанство: значение слова

Слово «мещанин» за годы Советской власти приобрело стойкий негативный смысл, стало нарицательным. Например, братья Стругацкие характеризуют мещанина, как индивидуалиста, эгоиста, довольного собой и всегда уверенного в себе, недоступного для идей глупца; он ленив интеллектуально, уверен, что смысл жизни заключается в удовольствиях и развлечениях, а работа является лишь средством к добыванию денег и славы. А.М. Горький замечает: «одно из свойств мещанской души - раболепие, рабье преклонение перед авторитетами». Большая Советская энциклопедия: «мещанами называют людей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индивидуализм, стяжательство, аполитичность, безыдейность».

Так кто такие мещане? В толковом словаре Даля дано следующее определение: «мещанин - горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принадлежат также ремесленники, не записанные в купечество»; по словарю Ефремовой мещане - «городское сословие, преимущественно состоящее из мелких торговцев, ремесленников, низших служащих и т.п. в Российском государстве до 1917г.»
По «Жалованной грамоте городам» (1785г.) наименование «мещане» имело три значения: 1) городовые обыватели, 2) среднего рода люди («среднего рода людей или мещан название есть следствие трудолюбия или добронравия, чем и приобрели отличное состояние»), 3) мелкие торговцы и ремесленники.

В украинском, польском, белорусском языке сохранилось славянское «место», «мЯсто» - «город». Отсюда и пошло название сословия «мещанин» - горожанин. Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Московской Руси, в основном - мелких ремесленников и торговцев. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей»: «К числу традиционных мещанских ценностей, составлявших основу менталитета средних городских слоев, можно отнести личную ответственность, чувство долга в семейной жизни, уважение к труду, почитание старших по возрасту, религиозность. Они ценили труд не только как источник средств к существованию, но и как возможность помочь своим близким, соседям. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в мещанской среде. Широко употреблявшееся ранее выражение «мещанский стиль» характеризовало комплекс эстетических воззрений, присущих основной массе мещанства». (Шрейдер Г.И., Город и Городовое положение 1870 года // История России в 19 веке. Т.4. СПб., 1908-1909).

Становлением сословия мещан стала организация сословий при Петре I, когда все городские обыватели («регулярные граждане») получили общее наименование «мещане». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге. Звание мещанина было наследственным и потомственным. Мещане по регламенту Главного магистрата 1721 г. были разделены на две гильдии и цехи. К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы («гости»), городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы; ко второй - все те, «которые мелочными товарами и харчевыми редкими припасами торгуют, а также рукомесленные: резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные». Ремесленники, входившие в состав второй гильдии, подразделялись, в свою очередь, на цехи, созданные по профессиональной принадлежности.

Окончательное оформление мещанского сословия происходит путем узаконений Екатерины II, касающихся управления городов. 30 июля 1767 года Екатериной Второй был дан Наказ Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. Глава 16 называется: «О среднем роде людей». В статье сказано: «В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. Сей род людей, о котором говорить надлежит, и от которого государство много добра ожидает, если твердое на добронравии и поощрении к трудолюбию основанное положение получит, есть средний. Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ни к хлебопашцам. К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах». Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы.

Как видно из всего вышеизложенного, мещанин - добропорядочный, законопослушный и работящий человек, средний класс, основа Российской, да и любой другой, государственности (в 1811 году в России было 949,9 тыс. мещан, что составляло 35 % городского населения, в 1897 - 7449,3 тыс. (44 %)). За что же Советы так невзлюбили мещан? Революционным движением в России руководили в первую очередь дворяне (В. Ульянов, Ф. Дзержинский, Г. Плеханов и другие); люди образованные, они прекрасно понимали значение среднего класса. Увлечь революционным движением людей, ценящих стабильность – задача нереальная. И свергнуть строй, не сломав и не сломив средний класс, невозможно. Именно поэтому сразу после пролетарской революции 1917 года началось не только физическое, но и моральное уничтожение мещанства как класса, как образа мышления. Думаю, не последнюю роль в этом уничтожении сыграл и дворянский снобизм по отношению к «низшему сословию».

После развала СССР многие наши соотечественники бросились разыскивать дворянские корни; к модной «голубой крови» примазалось немало и тех, чьи предки были крестьянами, мещанами или купцами. А я горжусь своими мещанскими корнями: мои давно умершие родственники были мастеровыми, рыбаками, мореходами - людьми, на чьих плечах держалась и до сих пор держится Россия!


Интерес к изучению мещанского сословия, наметившийся в последние годы продиктован тем, что историческая наука до сих пор уделяла мещанству явно недостаточное внимание. Наиболее изученными являются сословия дворян и крестьян. В последнее десятилетие интенсивно идет изучение купечества.

Мещанство являлось одним из наиболее массовых сословий Российской империи. К началу XX в. в России насчитывалось более 13 млн. мещан (10,7% всего населения), это было самое многочисленное сословие после крестьянства. Именно мещанство являлось основным носителем городской культурной традиции.

В исторической литературе можно найти лишь отдельные сюжеты, касающиеся сибирского мещанства. До революции в изучении истории городского населения региона определенный вклад внесли такие авторы как Н. А. Абрамов, К. М. Голодовников, Н. М. Костров, И. И. Завалишин. Основное внимание советских историков было привлечено не к сословной, а классовой структуре общества и история сибирского мещанства нашла свое отражение в исследовании сибиреведов в контексте общих вопросов, связанных с изучением отдельных городов и регионов, развития торговли, городского самоуправления, населения городов и т.п. (работы Н. А. Миненко, В. В. Рабцевич, В. М. Кабузана, А. Д. Колесникова, Д. Я. Резуна, М. Г. Рутц и др.). В последние годы появились и работы, специально посвященные мещанству, например диссертация Л. В. Останиной. Однако большинство сюжетов, касающихся сибирского мещанства, относится к дореформенному периоду. Сибирское мещанство второй половины XIX – начала XX в. рассматривалось преимущественно в работах посвященных численности и составу населения городов региона.

Исследование истории западносибирского мещанства, своеобразие которого определилось спецификой городов региона (поздний генезис, удаленность от центра, особенности состава населения) позволит более полно выяснить процессы развития социальной структуры русского города второй половины XIX – начала XX в. Очевидно, что необходимо комплексное изучение сибирского мещанства, как особой социальной группы, выявление его роли и места в системе социальной и экономической структуры общества.

Оформление правового положения мещанского сословия было произведено Жалованной грамотой городам 1785 г. По ней наименование «мещане» имело 3 значения:

1) «городовые обыватели»,

2) «среднего рода люди»,

3) мелкие торговцы и ремесленники.

Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге. Это звание было наследственным и потомственным.

Мещане считались отдельным сословием городских жителей – «мещанским обществом». Для причисления в мещане необходимо было иметь в городе недвижимую собственность, заниматься торговлей и ремеслом, нести податные обязанности и исполнять городские общественные службы. При соблюдении этих условий записаться в мещане города мог каждый желающий, а вот лишить прав мещанина мог только суд или мещанское общество. По Жалованной грамоте городам мещане получили право корпоративного объединения и сословного самоуправления (мещанские управы). Судились мещане особым мещанским судом. Мещане обязаны были приписаться к определенному городу, они платили подушную подать, внутренние городские сборы, отбывали рекрутскую повинность. Мещане, регулярно занимавшиеся ремеслом, переходили в разряд цеховых. Цеховые в сибирских городах не были замкнутой корпорацией: доступ в цех и выход из него не представлял особых затруднений.

Вступление России в период модернизации после буржуазных реформ 60–70-х годов XIX в. предопределило и изменение роли мещанства. В 1865 г. мещане были освобождены от телесных наказаний. В ходе судебной реформы были ликвидированы сословные суды. По Городовым положениям 1870 и 1892 гг. они сохранили свое право на участие в городском самоуправлении, но их избирательные права были ограничены высоким имущественным цензом, что давало преобладание в городских органах дворянам, купцам и почетным гражданам.

В пореформенный период, с одной стороны, мещане получили широкий доступ к государственной службе, из их среды выходят лица «свободных профессий», интеллигенция, они выступают одним из источников формирования буржуазии и пролетариата. С другой стороны, сословные права и привилегии мещанства все больше утрачивают свое значение.

В предреформенные годы, по данным X ревизии, в Западной Сибири мещан насчитывалось 40747 чел., они составляли 39,6% жителей городов региона (47,5% в Тобольской губ. и 39,1% в Томской). Наименьшей доля мещанства была в Ялуторовске – 19,0%, где основную часть населения составляли крестьяне, в военно-чиновничьем Омске – 18,7% и горнозаводском Барнауле – 10,3%. К мещанскому сословию относилась значительная часть населения преимущественно торговых городов: Бийска (52,5%), Колывани (58,2%), Тюмени (68,1%) и Тары (68,6%).

По данным 1880 г. численность мещан в городах региона (в границах Томской и Тобольской губерний а также Омского уезда учрежденной в 1868 г. Акмолинской области) достигла уже 68580 чел., что составляло 43,7% городского населения (156911 чел.). Доля мещан была выше в городах Томской губ. – 49,5% и ниже в Тобольской – 45,8%. Больше всего мещан было в Томске (14,5 тыс.), Тюмени (9,2 тыс.), Барнауле (6,9 тыс.), Омске (5,3 тыс.), Тобольске (5,1 тыс.). Наибольшую часть городского населения мещане составляли в Нарыме – 84,7%, Колывани – 76,4%, Таре – 73,4%; наименьшую в Тобольске – 29,4%, Омске – 21,5%, Ялуторовске – 16,5% и Сургуте – 9,2%. Нетрудно заметить быстрый рост численности мещанства в пореформенное время. Главным источником роста было переселение. Так, только в течение 1879 г. в томские мещане перечислилось 476 человек разного звания. В состав барнаульских мещан с 1865 по 1878 гг. перечислилась 421 семья переселенцев из Европейской России, к бийскому мещанскому обществу с 1875 по 1879 г. таких переселенцев причислилось 1337 человек.

По первой всеобщей переписи 1897 г. в городах Западной Сибири насчитывалось уже 121,5 тыс. мещан, они составляли 48,1% от численности городского населения региона (252,7 тыс.). Большое число мещан проживали в крупнейших городах региона: в Томске (23089), Бийске (13987), Омске (13929), Барнауле (12941), Тюмени (10696). Доля мещанства в городском населении различалась как по отдельным городам, так и по губерниям. В городах Томской губернии мещане составляли 56,9%, Тобольской – 39,8%. По отдельным городам наибольшей доля мещанства была в Бийске – 81,3%, Колывани – 79,2%, Нарыме – 78,3%, Мариинске – 76,3%, Барнауле – 61,4%. Ниже всего процент мещан был в Томске – 44,2%, Тобольске – 38,6%, Омске – 37,3%., Кургане – 36,4%, Тюмени – 36,2%.

Формирование мещанского сословия в городах региона имело свои особенности, связанные с тем, что Сибирь являлась местом ссылки. Административные ссыльные, находясь под надзором полиции, записывались в городское сословие «с причислением к обществу без согласия оного». Доля ссыльных в сибирских городах была довольно значительной. Так, по данным однодневной переписи 16 марта 1880 г. в г. Томске в общем числе мещан 14,5 тыс. чел., 973 человека, или 6,7% показаны перечислившимися из ссыльных. Часть ссыльных не удовлетворяли своим поведением мещанское общество. Случалось, что на таких составляли статейные списки и администрация, идя навстречу обществу, отсылала их дальше в Сибирь.

В городах проживали далеко не все мещане. Так в Тобольской губернии в 1897 г. из 46465 мещан в городах жили 34729 (77,8%). В Томской губернии из 139003 лиц мещанского сословия к постоянному городскому населению относились только 72835 чел. или 54,3%. Остальные постоянно жили в сельской местности. Один из современников писал, что это происходило потому, что «многие крестьяне находят выгодным перечислиться в мещане, оставаясь по-прежнему на житье в деревне и на самом деле, продолжая быть теми же крестьянами».

К началу второго десятилетия XX в. численность мещанства в городах региона превысила 200 тыс. человек и продолжала расти. Например в Омске в 1909 г. насчитывалось 29422 чел. мещан (33,1% всего населения), а на 1 января 1913 г. уже 42203 (30,8%). В городах Тобольской губернии в 1910 г. насчитывалось 57835 мещан (44,1%), кроме того 4224 мещанина постоянно проживали в уездах. Наибольшее число мещан было в городах: Кургане – 13611 (38,8%), Тюмени – 12025 (34,0%), Тобольске – 11120 (53,6%), Ишиме – 8653 (72,6%). В Томской губернии рост численности мещанства происходил не только за счет старых городов, но также и в результате образования новых. В начале XX в. статус города получили: Ново-Николаевск, Камень, Боготол, Тайга, Татарск. И хотя в быстрорастущем Ново-Николаевске мещане в 1913 г. составляли всего 26% жителей, только в этом городе их было более 23 тыс. человек.

Внутренний состав мещанского общества не был однородным и устойчивым. Принадлежность мещан к одному сословию не означала их социальной однородности: одни мещане входили в состав мелкой буржуазии, другие становились наемными рабочими. Мещане занимались мелкой торговлей, извозом, содержанием постоялых дворов, харчевен, трактиров, домашним хозяйством (скотоводство, огородничество, заготовка сена), служили у купцов приказчиками, доверенными, работали по найму на торговых складах, мануфактурах, пушных и рыбных промыслах.

Значительная часть мещанства, проживавшая вне городов, занималась сельскохозяйственной деятельностью. Да и жившие в городах активно занимались скотоводством, земледелием и огородничеством. Вот как писал современник о мещанах Мариинска, получившего статус города только в 1857 г.: «Коренные жители Мариинска, до переименования в мещане, занимавшиеся исключительно земледелием, с переходом их в новое звание усвоили одно только имя горожан, в сущности же остались прежними земледельцами».

Мещане составляли большинство среди городских ремесленников Сибири. Так из 4000 ремесленников Тюмени конца 1870-х годов, более 2500 приходилось на долю мещан. В других сибирских городах ремесло и промышленность были развиты гораздо слабее, часто ремесленников на весь город насчитывалось всего несколько десятков, поэтому многие из сибирских мещан занимались отхожими промыслами вне пределов своего города. Так, тобольские мещане нанимались на рыбные промыслы в низовьях Оби, тюменские занимались мелкой торговлей по селам округа, томские – извозом, жители Ишима, Тары, Мариинска, Колывани уходили на заработки на золотые прииски. В 1875 г. мещанам было выдано паспортов для отлучек: в Тобольске – 1019, Тюмени – 525, Ишиме – 225, Таре – 729, Омске – 434, Томске – 820, Каинске – 359, Бийске – 398, Мариинске – 761. Практически не занимались отхожими промыслами в эти годы мещане Барнаула, где «сереброплавильный завод... доставляет занятие большей части местных жителей из мещан,... занятие это настолько прибыльно и настолько вошло в обычай населения, что почти никто из жителей города не обращается к сельским промыслам и не ходит для заработков в другие места».

Часть мещан занималась коммерцией, торгуя самостоятельно (по закону – только в розницу) или нанимаясь приказчиками и торговыми агентами к купцам. В течение всего времени своего существования, мещанство являлось одним из основных источников пополнения купечества. По подсчетам Г. Х. Рабиновича более 40% крупнейших капиталистов Сибири в 1890–1917 гг. (преимущественно купцов 1-й гильдии) были выходцами из мещанства. Некоторые мещане становились крупными предпринимателями не оставляя своего сословия. Особенно это характерно для начала XX в., когда после принятия Положения о промысловом налоге 1898 г. запись в гильдии становится необязательной. Так, например, оставались барнаульскими мещанами одни из крупнейших пароходчиков Обь-Иртышского бассейна, миллионеры Евдокия Ивановна Мельникова и ее сын Александр. Наряду с купечеством, мещанство было самой динамичной социальной стратой западносибирского общества.

Семейный уклад и быт горожан во многом отличался от строя крестьянской семьи. Дети мещан, даже став взрослыми, не всегда могли отделиться: они были привязаны к месту жительства, своему сословию, семье и профессии и поэтому часто должны были следовать дорогой, проложенной их родителями.

Средняя людность (количественный состав) городской семьи значительно различалась по сословиям. Так, например, в Барнауле, в 1897 г. мещанская семья в среднем насчитывала 3,7 чел., в то время как среди дворян и чиновников – 3,2 чел., духовенства – 6,5 чел., купечества – 5,3 чел.

Возраст вступления в брак и разница в возрасте супругов в среде мещан были значительно ниже, чем среди купечества, дворянства, военных. Мещане обычно женились в возрасте 20–24 лет и были старше своих жен на 2–4 года, в то время как среди других сословий эти цифры составляли 27–30 и 8–10 лет. Как отмечал современник в середине XIX в. в Тюмени «здешнее мещанство... женит сыновей своих молодыми» . По данным метрических книг г. Тобольска 1873–74 гг. средняя разница в возрасте женихов и невест составляла для купцов – 7,0 года, дворян и чиновников – 6,7 года, военных – 6,6 года, духовенства – 5,9 года, мещан – 4,1 года.

Межсословные браки не являлись редкостью в городах Сибири. Мещане чаще всего роднились с купечеством и проживавшими в городах крестьянами. Так, в Томске в 1854 г. из всех женатых купцов 46,9% были женаты на мещанских дочках, в конце 1870–1880-х годов этот показатель составлял 44,8%. Широкое бытование у сибирского мещанства межсословных браков не позволяет говорить о нем как о замкнутой касте.

В семьях горожан долгое время были господствующими патриархально-авторитарные отношения. В среде мещан, ремесленников, а также купцов глава семьи управлял всем домом, всеми членами семьи и домочадцами. Его приказания должны были выполняться беспрекословно, к непослушным и провинившимся применялись наказания, в том числе и физические. Особенностью внутрисемейных отношений городских сословий было то, что они носили публичный характер. По выражению Б. Н. Миронова, отдельные семьи «не представляли из себя крепости, куда запрещен был вход посторонним лицам». Напротив, каждая семья находилась, с одной стороны, в тесном контакте с родственниками, с другой стороны – с соответствующей корпорацией: мещанским обществом, ремесленным цехом. Семья являлась как бы продолжением, проекцией корпорации.

Однако в целом условия жизни в городах, распространение образования, более либеральные законы способствовали мало-помалу улучшению правового и фактического положения женщин и детей в семье и обществе. Но гуманизация внутрисемейных отношений в семьях мещан и ремесленников делала более скромные успехи, чем в семьях богатых предпринимателей-купцов.

Даже общего знакомства с историческим материалом достаточно, чтобы увидеть, что жизнь рядовых горожан, мещанства вовсе не была «темным царством», обитатели которого знали лишь каторжный труд, классовую борьбу и беспросветное пьянство. Мещане участвовали в общественной жизни своего города. Представители этого сословия часто избирались членами городских дум и управ. В небольших сибирских городах мещане обычно составляли большинство в органах городского самоуправления. Так, например в 1895 г. в Кузнецке из 10 уполномоченных 6 были мещанами, в Колывани из 27–17, в Нарыме из 21–16. По выборам 1892 г. в городских думах Томской губернии мещане имели наибольший удельный вес среди сословий – 47,2% (купцы и почетные граждане – 37%, дворяне и разночинцы – 15,8%).

В наиболее крупных городах общественная жизнь мещан была связана с деятельностью мещанских обществ. Активно действовало мещанское общество в губернском Тобольске. Оно владело, совместно с купеческим обществом, каменным домом, где помещались сословные управления, имело свои отдельные капиталы: полавочный 2525 руб., продовольственный 1539 руб., и недоимочный 3356 руб. Мещанское общество Омска в 1901 г. насчитывало 3225 плательщиков общественных сборов, каждый из которых платил в пользу общества ежегодно от 50 коп. до 10 руб., общая сумма годового сбора составляла 3087 руб. 19 коп. Среди расходных статей общества были: на содержание сиротского суда – 180 руб., на содержание благотворительных и учебных заведений – 350 руб., на пособия престарелым, убогим и неимущим – 150 руб.

К числу традиционных мещанских ценностей, составляющих основу менталитета средних городских слоев можно отнести: личную ответственность, чувство долга, как основу семейной жизни, уважение к труду, почитание старших по возрасту, религиозность. Они ценили труд не только как источник средств к существованию, но и как возможность помочь своим близким, соседям. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в мещанской среде. «Мещанский стиль» – выражение эстетических воззрений, присущих основной массе мещанства. Мещанский стиль, выделенный и описанный в художественной литературе XIX – начала XX в., являлся закономерным этапом в культурном развитии народа. Сам мещанин не только не стеснялся своего сословия, но даже гордился им. В целом, по уровню духовной и материальной культуры мещане стояли на ступень выше крестьян, хотя разрыв был вполне преодолимым.

Средоточием личных интересов мещанина был его дом – обычно деревянный, на каменном фундаменте, с небольшим двором и огородом. Такой дом иногда делился между наследниками, по частям сдавался внаем, но строился, в основном на одну большую семью. Мещанам принадлежала большая часть городских недвижимых имуществ. Так владение собственным домом было одним из условий причисления в мещанство. В 1880 г. в Тюмени из общего числа владельцев недвижимой собственности 2100 человек, 1227 или 58% составляли мещане; в Тобольске эта цифра составляла 42,8% (при доле сословия в населении города 29,4%), в Бийске – 75%.

Как современники оценивали мещанство сибирских городов второй половины XIX – начала XX в., показывают строки К. Голодовникова, который так писал о тобольских мещанах: «В Тобольске жизнь мещанина находится в более благоприятных условиях, чем члена всякого другого сословия. Средняя жизнь мещанина долее и он доживает до глубокой старости, чем чиновник или даже крестьянин. Причина очевидна: мещанин не окружен такими заботами как чиновник или крестьянин... имея ограниченные потребности, имеет более и возможности к удовлетворению их».

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что сословия в пореформенное время постепенно утрачивают свои сословные привилегии, несмотря на активно протекавшие в обществе процессы образования классов буржуазного общества, сословные традиции оказывались весьма живучими. Мещанство продолжало сохранять свою собственную субкультуру, традиции продолжали сохранять свое значение. При этом мещанство, являясь самым массовым городским сословием, являлось и главным носителем городского образа жизни. К числу специфических черт западносибирского мещанства можно отнести особенности формирования сословия (значительное число ссыльных и переселенцев из Европейской России), значительная доля мещан, проживавших в сельской местности, низкую роль ремесла и промышленности в занятиях горожан. Живучесть традиций способствовала сохранению специфических черт в развитии мещанской семьи. Определенная часть сибирских мещан в меру сил участвовала в общественной жизни города.



Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля мещанин — это «горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принадлежат также ремесленники, не записанные в купечество». Считается, что это слово происходит от польского и белорусского названия небольших городов — «местечко». То есть мещанин — это горожанин.

Мещанство берет свое начало от жителей городов и посадов Московского государства, в основном — ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. При Петре I все городские обыватели («регулярные граждане») получили общее наименование мещане. По регламенту Главного магистрата 1721 года они были разделены на две гильдии и цехи. К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы («гости»), городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы. Во вторую гильдию вошли все те, «которые мелочными товарами и харчевыми редкими припасами торгуют, а также рукомесленные: резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные». В свою очередь ремесленники подразделялись на цехи, созданные по профессиональной принадлежности.

Официально мещанство как сословие было оформлено при Екатерине II. В Жалованной грамоте городам («Грамота на права и выгоды городам Российской империи») мещане были определены как «городовые обыватели» и «среднего рода люди»: «К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, каждый мещанин был приписан к определённому городу. Записаться в мещане мог любой городской житель, имевший в городе недвижимую собственность, занимавшийся торговлей или ремеслом, плативший подати и исполнявший общественные службы. Все мещане города объединялись в мещанское общество. Как правило, на запись в мещанское общество того или иного города требовалось согласие общества, но ряд категорий (законнорожденные воспитанники сиротских домов, питомцы воспитательного дома; принявшие христианство иноверцы; дети церковнослужителей; дети канцелярских служителей и т. д.) мог быть приписан к обществу и без его согласия. Запись в мещане производилась казенными палатами. В компетенцию последних входила также фиксация фамилий, избранных лицами, которые приписывались к городскому состоянию, если они фамилий не имели. Покинуть на время место своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а переехать в другой населенный пункт — с разрешения властей. Звание мещанина было наследственным. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещане платили подушную подать (от которой они были освобождены в 1866 году), внутренние городские сборы; отбывали рекрутскую повинность; подлежали телесному наказанию (отменено в середине XIX века); не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся. В мещане нередко переходили отставные военнослужащие, получавшие при этом ряд льгот, в том числе освобождение от податей.

Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого, поэтому обедневшие купцы переходили в мещанство, а после 1863 года, когда была отменена третья гильдия купечества, в это сословие были переведены все купцы, приписанные к ней. Запись в мещане была возможна и для государственных крестьян, а после отмены крепостного права — для всех крестьян, но при условии выхода из сельского общества (общины) и с согласия властей. После 1860 года мещанское сословие значительно пополнилось крестьянами, которые зачастую переходили в него только для того, чтобы не платить подати. Купив дом в городе, они арендовали землю и продолжали жить за счет земледельческого труда, не занимаясь ни ремеслом, ни торговлей. В свою очередь разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, а некоторые, получив образование, в сословие разночинцев.

В XIX веке мещанам принадлежала большая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей». Мещанам были присущи такие качества, как личная ответственность, чувство долга в семейной жизни, уважение к труду, почитание старших по возрасту, религиозность. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в мещанской среде.

Во второй половине XIX века мещане, как правило, сочетали разные способы получения дохода. Преобладали различные виды отходничества, работа по найму, огородничество, торгово-посреднические операции, ремесленная деятельность. Лишь небольшая часть мещан смогла стать хозяевами небольших предприятий. В основном они были связаны с тремя сферами — трактирным промыслом, производством одежды и торговлей в лавках (преимущественно табачными и галантерейными товарами). Многие мещане нанимались прислугой к частным лицам, служили приказчиками, работали в сфере образования. Мещане-домохозяева, как правило, владели подсобным хозяйство: небольшим огородом и садом, содержали домашний скот и имели право пользоваться городским общественным пастбищем. Часть дома сдавали в аренду, а продукты с огорода продавали. И ремесленники, и торговцы (составлявшие основную часть мещанства в провинциальных городах средней полосы России), нередко занимались ростовщичеством.

В 1811 году в России насчитывалось 949,9 тысяч мещан, что составляло 35% городского населения. Большинство из них проживало в Европейской части России, особенно в западных губерниях, где численность мещан достигала 60-90% населения. Согласно данным переписи 1897 года численность мещан уже насчитывала 13386,4 тысячи человек — 10% всего населения Российской империи и 40% городского населения. Половина их проживала в городах, а другая часть в сельской местности.

Октябрьская революция 1917 года отменила сословное деление. За годы советской власти слово мещанин приобрело стойкий негативный смысл и стало нарицательным.

Мещанин не только не стеснялся своего сословия, но даже гордился им...Слово "Мещанин" - происходит от польского слова “място” - город Городское население делилось на почетных граждан, купцов, цеховых, мещан и рабочий люд.Почетное гражданство было введено с целью выделения верхушки возникающей буржуазии из общей массы городского люда. Оно разделялось на потомственное и личное. Первое присваивалось по праву рождения, второе - по представлению министров или личной просьбе. Почетные граждане пользовались, как и дворяне, целым рядом привилегий: свободой передвижения, освобождением от телесных наказаний и от личных принудительных работ. Но самым существенным было их освобождение от всех налогов и податей.Купцы приписывались к одной их двух гильдий (занятие оптовой торговлей - первая гильдия; розничной - вторая). Наряду с общими правами (свобода передвижения, право награждения чинами и орденами, свобода от телесных наказаний) купцы первой гильдии имели право приезда к императорскому двору, носить губернский мундир, получать звание коммерц- и мануфактур-советников. Во главе городского купеческого общества был выборный староста.Всякий , кто занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.Концентрация производства на фабриках и заводах способствует разрушению цеховой организации. XVIII век завещал XIX несвободную фабрику двух видов: вотчинную - дворянскую и купеческую - посессионную .Вотчинной называлась фабрика, где работали крепостные помещика, а посессионной - где работали посессионные крестьяне, т.е. крестьяне, прикрепленные к фабрикам и заводам по закону Петра 1 от 1721 г. Их нельзя было отчуждать без фабрик и заводов и использовать на иных работах, кроме фабричных.

Мещанство - основное городское податное сословие в Российской империи - берет начало от посадских Московской Руси, объединенных в черные сотни и слободы.

Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидать которые могли только по временным паспортам, а перечислять в другие - с разрешения властей.

Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся.

Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии.

Организация мещанского сословия была окончательно установлена в 1785 г. В каждом городе они образовывали мещанское общество, избирали мещанские управы или мещанских старост и их помощников (управы введены с 1870 г.) .

В середине XIX в. мещане освобождаются от телесного наказания, с 1866 г. - от подушной подати.

Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной .

Запись в мещане была открыта для лиц, обязанных избирать род жизни, для государственных (после отмены крепостного права - для всех) крестьян, но для последних - лишь при увольнении из общества и разрешения властей

Положения сословий в период разложения крепостнического строя (первая половина XIX в.)

Классовая структура российского общества начинала изменяться. Наряду со старыми классами феодалов и крестьян зарождались новые классы- буржуазия и пролетариат. Но официально всё население делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство, городские жители (мещане).

Дворянство . Дворянство, как и в предшествующий период, являлось экономически и политически господствующим классом. Дворяне владели большей частью земли, эксплуатировали живших на этих землях крестьян. Им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми. Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нём все командные должности.

Во время правления Александра I дворянство получило новые капиталистические права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю на равне с купечеством.

Духовенство . Духовенство также как и в предшествующий период делилось на чёрное и белое. Однако правовое положение окончательно превратилось в служилое, существенно изменилось. С одной стороны сами служители церкви получили ещё большие привилегии. С другой стороны, самодержавие стремилось духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церкви.

Важно отметить, что наиболее преданных церковников самодержавие стремилось привлечь к своей социальной среде, где господствовала дворянская аристократия. Дворянские права приобретало награждённое орденами духовенство. Белое духовенство получало наследственное дворянство, а чёрное возможность передавать имущество по наследству вместе с орденом.

Всего за период 1825-1845 гг. дворянские права получили более 10 тыс. представителей духовенства.

Крестьяне . Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения, они подразделялись на помещичьих, государственных посессионных и удельных принадлежащих царской фамилии. Особо тяжёлым было положение помещичьих крестьян, Помещики распоряжались крестьянами как своей собственностью.
Государство предприняло ряд мер по улучшению положения помещичьих крестьян. 20 февраля 1803г был принят указ о вольных хлебопашцах. По этому указу помещики получали право отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп.

В 1842 году появился указ об обязанных крестьянах. Помещики могли предоставлять крестьянам в пользование землю, за что крестьяне должны нести определённые повинности.
С 1816 года часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они должны были заниматься сельским хозяйством и нести военную службу.
В 1837 году проведена реформа управления государственными крестьянами. Для управления ими было учреждено Министерство государственных имуществ. Было упорядочено оброчное обложение, несколько увеличены наделы государственных крестьян, регламентированы органы крестьянского самоуправления.

Труд посессионных крестьян был малопроизводителен, в следствии чего в промышленности стало всё больше увеличиваться применение наёмного труда. В 1840 г. заводчикам было разрешено освобождать посессионных крестьян.
Положение удельных крестьян в сравнении с предыдущим периодом не изменилось.

Городское население . Городское население в первой половине XIX в. делилось на пять групп:

почётные граждане купцы цеховые мастерамещане мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму

Особая группа именитых граждан , к которой относились крупные капиталисты, владевшие капиталом свыше 50 тыс. руб. оптовые торговцы, владельцы кораблей с 1807 г. назывались первостатейным купечеством, а с 1832 г. - почётными гражданами. Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных.

Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д. Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров. Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т,д.

Купечество делилось на две гильдии: к первой относились оптовые торговцы, ко второй розничные торговцы. Как и в предыдущий период, купцы сохраняли свои привилегии

Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Цехи имели свои органы управления. Большинство городского населения составляли мещане, значительная часть которых работала на фабриках и заводах по найму. Их правовое положение не изменилось.

В первой половине XIX в. абсолютная монархия в России достигает своего апогея. Стремление укрепить феодально-крепостнические порядки служит систематизация законодательства. Несмотря на свой крепостнический характер, Свод законов Российской империи0большое достижение юридической масли. В недрах феодального строя растёт и крепнет новая сила - буржуазия.

Сословия в России периода развития и утверждения капитализма (вторая половина XIX в)

Кризис феодально-крепостнического строя в России, обострившийся в результате поражения в Крымской войне, мог быть преодолён лишь проведением коренных реформ, основной из которых являлась отмена крепостного права. Эта реформа была проведена в царствование Александра II. После долгой подготовки 19 февраля 1861 г. царь подписал манифест об отмене крепостного права.

Крестьяне . В соответствии с новыми законами крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.

Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям.
Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её они назывались временнообязанные и несли в пользу помещиков различные повинности.

Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда несколько сельских обществ образовывали волость. В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.

Дворянство . Потеряв бесплатный труд миллионов крестьян, часть дворянства так и не смогла перестроиться и разорилась. Другая часть дворянства вступила на путь предпринимательства. Несмотря на реформы, дворянству удалось сохранить своё привилегированное положение. Политическая власть находилась в руках дворянства.
Предприниматели. Крестьянская реформа открыла дорогу развитию рыночных отношений в стране. Значительную часть предпринимательства составляло купечество. Промышленный переворот в России в конце XIX в. превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны.

Под мощным напором рынка остатки феодализма (сословия, привилегии) постепенно утрачивают своё былое значение. Рабочие. В результате промышленного переворота происходит формирование рабочего класса, который начинает отстаивать свои интересы в борьбе с предпринимателями. Во второй половине XIX в. знаменуется существенными изменениями в общественном строе. Реформа 1861 г., освободив крестьян, открыла дорогу развитию капитализма в городе. Россия делает решительный шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Положение сословий в России в XX в

В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий. Закон различал четыре главных сословия:
дворянство духовенство городскоесельское население

Из городских обывателей была выделена особая сословная группа почётных граждан. Дворянство сохраняло большинство привилегий. Наиболее существенные изменения в его правах произошли в результате проведения крестьянской реформы 1861г.

Дворянство продолжало быть господствующим классом, самым сплочённым, самым образованным и наиболее привыкшим к политической власти. Первая русская революция дала толчок к дальнейшему политическому объединению дворянства. В 1906 г. на всероссийском съезде уполномоченных дворянских обществ был создан центральный орган этих обществ - Совет объединённого дворянства. Он оказывал заметное влияние на правительственную политику.

Развитие капитализма в России привело к значительному росту буржуазии и усилению её влияния в экономике. Буржуазия в начале XX в. представляет собой самый экономически могущественный класс России.

В единую и сознательную политическую силу российская буржуазия стала складываться в годы первой революции 1905-1907гг. Именно в это время она создала свои политические партии: Союз 17 октября, партия кадетов.

Крестьяне составляли в начале XX века около 80% населения России. И после отмены крепостного права они продолжали быть низшим, неравноправным сословием. Революция 1905-1907гг. всколыхнула многомиллионные массы крестьян. Год от года число крестьянских всё увеличивалось. Революционное движение в стране и борьба крестьян вынудило царское правительство отменить некоторые постановления крепостнической системы.

В марте 1903 г. была отменена круговая порука в сельском обществе; в августе 1904 г. были отменены телесные наказания крестьян, применявшиеся по приговору волостных судов. Под влиянием революции 3 ноября 1905г. был опубликован манифест Об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения. Манифест 1 января 1906 г. выкупные платежи сокращались на половину, а с 1 января 1907 г. взимание их полностью прекратилось.

9 ноября 1906 г. указ О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землеустройства по которому каждый домохозяин получал право требовать предоставления земельного надела в частную собственность. Важную роль в проведении реформы играл Крестьянский банк, созданный ещё в XIX в.

Аграрная реформа 1906-1911 гг. не затронула помещичьего землевладения, не ликвидировала докапиталистические порядки, привела к разорению массы крестьян, обострила кризис в деревне. Развитие капитализма в России привило к созданию рабочего класса-пролетариата.

Рабочий класс России был той общественной силой, которая была способна возглавить революционную борьбу широких народных масс против царизма.

Заключение

Сословия, возникшие еще в Киевской Руси, на протяжении многих веков не претерпели каких-либо коренных изменений. Конечно, надо отметить, что монархи пытались изменить положение страны и сословий в частности, направляя свою политику на “европеизацию” (т.е. пытались следовать примерам стран Европы в политике, общественном устройстве и т.д.), но при этом преобразования направлялись на определенное сословие, определенный круг общественности.

МЕЩАНСТВО - го-род-ское по-дат-ное со-сло-вие в Российской им-пе-рии, в XIX веке вто-рое по чис-лен-но-сти по-сле кре-сть-ян-ст-ва.

В по-ня-тие мещанство в раз-ное вре-мя вкла-ды-ва-лось раз-ное со-дер-жа-ние. Пер-во-на-чаль-но ме-ща-на-ми на-зы-ва-лись жи-те-ли го-ро-дов Южной и Западной Ру-си, на-хо-див-ших-ся на тер-ри-то-рии Великого княжества Ли-тов-ско-го , а впо-след-ст-вии - Ре-чи По-спо-ли-той (главным образом ре-мес-лен-ни-ки, мел-кие до-мо-вла-дель-цы и тор-гов-цы). В XVII веке ме-ща-не - на-се-ле-ние Ме-щан-ской сло-бо-ды (ква-ли-фи-ци-ров. мас-те-ра, тор-гов-цы и «це-ло-валь-ни-ки» при По-соль-ском дво-ре), об-ра-зо-ван-ной в 1671-1672 годах под Мо-ск-вой вы-ход-ца-ми из Ре-чи По-спо-ли-той. В XVIII веке на-име-но-ва-ние рас-про-стра-не-но на всё по-сад-ское на-се-ле-ние русских го-ро-дов. В та-ком зна-че-нии сло-во «ме-ща-не» упот-реб-ле-но в «Про-ек-те за-ко-нов о пра-вах сред-не-го ро-да го-род-ских жи-те-лей», со-став-лен-ном в хо-де ра-бо-ты Уло-жен-ной ко-мис-сии 1767-1768/69 годов. В Ма-ни-фе-сте императрийцы Ека-те-ри-ны II от 17(28).03.1775 года «О Вы-со-чай-ше да-ро-ван-ных раз-ным со-сло-ви-ям ми-ло-стях по слу-чаю за-клю-чён-но-го ми-ра с Пор-тою От-то-ман-скою» ме-ща-не вы-де-ле-ны как по-дат-ная ка-те-го-рия городских жи-те-лей с ка-пи-та-лом ме-нее 500 рублей, обя-зан-ных пла-тить по-душ-ную по-дать, от-бы-вать рек-рут-скую и другие на-ту-раль-ные и де-неж-ные по-вин-ности. Ме-ща-не с ка-пи-та-лом свыше 500 рублей мог-ли пе-рей-ти в ку-пе-че-ст-во с уп-ла-той гиль-дей-ско-го сбо-ра. В Жа-ло-ван-ной гра-мо-те го-ро-дам 1785 года ме-ща-на-ми на-зва-ны все го-ро-до-вые обы-ва-те-ли («ме-ща-не во-об-ще»), ко-то-рые де-ли-лись на 6 раз-ря-дов, из них 4 раз-ря-да («на-стоя-щие го-ро-до-вые обы-ва-те-ли», то есть ли-ца, имев-шие в го-ро-де не-дви-жи-мость; «це-хо-вые гра-ж-да-не»; «ино-го-род-ние и ино-стран-ные гос-ти»; «по-сад-ские») фак-ти-че-ски со-ста-ви-ли со-сло-вие мещанства в уз-ком смыс-ле сло-ва. За-кон закре-пил за ме-ща-на-ми пра-во бес-пре-пят-ст-вен-но за-ни-мать-ся мел-кой тор-гов-лей в го-ро-дах и раз-но-го ро-да про-мыс-ла-ми (со-дер-жать мас-тер-ские, трак-ти-ры и прочее), ус-та-но-вил под-суд-ность мещанства ме-щан-ско-му су-ду, га-ран-ти-ро-вал оп-ре-де-лён-ные пра-ва. Вме-сте с тем су-ще-ст-во-ва-ли ог-ра-ни-че-ния на за-ня-тие ме-ща-на-ми государственных долж-но-стей (до конца 1850-х годов), ме-ща-не под-ле-жа-ли те-лес-ным на-ка-за-ни-ям (до 1904 года). Со-слов-ный ста-тус ме-щан объ-яв-лял-ся на-след-ст-вен-ным.

В по-сле-дую-щих за-ко-но-дательных ак-тах рас-ши-рял-ся и уточ-нял-ся круг лиц, имев-ших пра-во или обя-зан-ных всту-пать в со-сло-вие ме-щан. В не-го вхо-ди-ли вос-пи-тан-ни-ки за-ве-де-ний, под-ве-дом-ст-вен-ных при-ка-зам об-щественного при-зре-ния, а так-же вос-пи-тательных до-мов; при-няв-шие российское под-дан-ст-во ино-стран-цы; ис-клю-чён-ные из сво-их преж-них об-ществ кре-щё-ные ев-реи; ра-зо-рив-шие-ся куп-цы. Главным ис-точ-ни-ком по-пол-не-ния со-сло-вия (648 тысяч человек обое-го по-ла в 1789 году, 950 тысяч человек в 1811 году) бы-ли вы-ход-цы из кре-сть-ян. При этом бывшие кре-по-ст-ные кре-сть-я-не пред-став-ля-ли уволь-ни-тель-ные от сво-его по-ме-щи-ка, удель-ные кре-сть-я-не - от удель-но-го ве-дом-ст-ва, двор-цо-вые кре-сть-я-не - от двор-цо-во-го, государственные кре-сть-я-не - от ка-зён-но-го. При-чис-ле-ние к мещанству про-из-во-ди-лось ка-зён-ны-ми па-ла-та-ми по при-ём-но-му до-го-во-ру и с одоб-ре-ния 6 «бла-го-на-ме-рен-ных» чле-нов ме-щан-ско-го об-ще-ст-ва, к ко-то-ро-му осу-ще-ст-в-ля-лась при-пис-ка. Про-жи-ва-ние ме-ща-ни-на в го-ро-де, к ме-щан-ско-му об-ще-ст-ву ко-то-ро-го он был при-пи-сан, не счи-та-лось обя-за-тель-ным; по-лу-чив пас-порт, он мог жить по мес-ту на-хо-ж-де-ния его тор-го-во-промышленного за-ве-де-ния. В 1906 году от-ме-не-на обя-зательная при-пис-ка ме-щан к оп-ре-де-лён-но-му го-ро-ду.

В ка-ж-дом го-ро-де соз-да-ва-лось ме-щан-ское об-ще-ст-во. Оно из-би-ра-ло на 3 го-да ме-щан-скую упра-ву из ста-рос-ты, его по-мощ-ни-ка и не-сколь-ких «де-сят-ни-ков», ко-то-рые ут-вер-жда-лись гу-бер-на-то-ром. Ста-рос-та вёл спи-ски лиц, со-сто-яв-ших в дан-ном ме-щан-ском об-ще-ст-ве, вы-да-вал пас-пор-та на от-луч-ку, ве-дал рас-клад-кой и сбо-ром по-да-тей. Ме-ща-нин, же-лав-ший пе-рей-ти из од-но-го ме-щан-ско-го об-ще-ст-ва в дру-гое, а так-же в иное со-сло-вие, дол-жен был по-лу-чить от сво-его об-ще-ст-ва со-гла-сие на это - уволь-ни-тель-ный при-го-вор, в ко-то-ром ука-зы-ва-лось, что он не име-ет не-дои-мок по по-да-тям, ча-ст-ных дол-гов, не со-сто-ит под след-ст-ви-ем и не ос-тав-ля-ет на преж-нем мес-те жи-тель-ст-ва род-ст-вен-ни-ков, не спо-соб-ных се-бя про-кор-мить. Для при-ня-тия в другое ме-щан-ское об-ще-ст-во тре-бо-ва-лось его пред-ва-рительное со-гла-сие, для че-го бы-ли не-об-хо-ди-мы ре-ко-мен-да-ции со-се-дей по ста-ро-му мес-ту жи-тель-ст-ва. Су-ще-ст-во-ва-ла и не-зна-чительная про-слой-ка лиц (от-став-ные сол-да-ты, си-ро-ты и другие), ко-то-рых при-пи-сы-ва-ли к ме-щан-ско-му об-ще-ст-ву без со-гла-сия по-след-не-го. Эти ли-ца в те-че-ние 5 лет со вре-ме-ни при-пис-ки обя-за-ны бы-ли ис-хо-да-тай-ст-во-вать со-гла-сие ме-щан-ско-го об-ще-ст-ва на окон-чательное и по-сто-ян-ное их при-чис-ле-ние. По ука-зу императора Алек-сан-д-ра I от 12(24).12.1801 года ме-ща-не, на-ря-ду с государственными кре-сть-я-на-ми и куп-ца-ми, по-лу-чи-ли пра-во по-ку-пать не-на-се-лён-ные зем-ли (во 2-й половине XIX века раз-мер ме-щан-ско-го зем-ле-вла-де-ния су-ще-ст-вен-но вы-рос). Гиль-дей-ская ре-фор-ма 1824 года вве-ла про-мыс-ло-вое об-ло-же-ние ме-щан, за-ни-мав-ших-ся тор-гов-лей, раз-де-лив их на «тор-гую-щих ме-щан» и «по-сад-ских ме-щан». Ус-та-нов-лен-ное этой ре-фор-мой на-ло-го-об-ло-же-ние ока-за-лось для ме-щан не-по-силь-ным, в 1826-1827 годах оно от-ме-не-но.

Чис-лен-ность мещанства осо-бен-но воз-рос-ла во 2-й половине XIX века: около 4,6 миллионов человек (1858 год), свыше 9,9 миллионов человек (1897 год; 44,3% от все-го на-лич-но-го городского на-се-ле-ния, в не-ко-то-рых го-ро-дах - до 90%). Уве-ли-че-ние про-ис-хо-ди-ло главным образом за счёт при-то-ка из других со-сло-вий, по-преж-не-му пре-имущественно из кре-сть-ян-ст-ва, осо-бен-но по-сле кре-сть-ян-ской ре-фор-мы 1861 года . Ме-ща-не, как пра-ви-ло, за-ни-ма-лись мел-кой тор-гов-лей, ре-мес-лом, слу-жи-ли при-каз-чи-ка-ми, по-сту-па-ли в ус-лу-же-ние. По до-сти-же-нии оп-ре-де-лён-ных чи-нов на государственной и во-енной служ-бе ме-ща-нам мог-ло быть по-жа-ло-ва-но дво-рян-ст-во, пос-ле окон-ча-ния выс-ших учеб-ных за-ве-де-ний их мог-ли при-чис-лить к почётным граж-да-нам (с 1832 года). Во 2-й половине XIX века мещанство ста-ло од-ним из ис-точ-ни-ков фор-ми-ро-ва-ния бур-жуа-зии. В 1863 году от-ме-не-на по-душ-ная по-дать с ме-щан, за-ме-нён-ная уме-рен-ным тор-го-во-про-мы-сло-вым об-ло-же-ни-ем. С из-да-ни-ем за-ко-на о про-мы-сло-вом на-ло-ге (1898 год), ко-то-рый рас-про-стра-нял-ся и на ме-щан, их хо-зяйственная дея-тель-ность окон-ча-тель-но пе-ре-ста-ла за-ви-сеть от со-слов-ной при-над-леж-но-сти. Со-сло-вие мещанство уп-разд-не-но по-сле Октябрьской ре-во-лю-ции 1917 года.

С 1840-х годов по-ня-тие «ме-ща-не» ста-ло упот-реб-лять-ся в пе-ре-нос-ном смыс-ле - лю-ди с мел-ки-ми ин-те-ре-са-ми, ог-ра-ни-чен-ным кру-го-зо-ром, «спло-чён-ная по-сред-ст-вен-ность» (А.И. Гер-цен), «за-жи-точ-ность без куль-ту-ры» (А.С. Ма-ка-рен-ко). Те-ма мещанства как со-ци-аль-но-го и этического яв-ле-ния на-шла во-пло-ще-ние в русской литературе и пуб-ли-ци-сти-ке XIX-XX веков: ро-ма-не А.Ф. Пи-сем-ско-го «Ме-ща-не», пье-се М. Горь-ко-го «Ме-ща-не», ро-ма-не Е.И. За-мя-ти-на «Мы» и других.

Дополнительная литература:

Дру-жи-нин Н.П. Ме-ща-не и зе-мель-ный во-прос. М., 1906; он же. Ме-ща-не, их по-ло-же-ние и ну-ж-ды. 2-е изд. М., 1917;

Рынд-зюн-ский П.Г. Го-род-ское гра-ж-дан-ст-во до-ре-фор-мен-ной Рос-сии. М., 1958; он же. Го-род-ское на-се-ле-ние // Очер-ки эко-но-ми-че-ской ис-то-рии Рос-сии пер-вой по-ло-ви-ны XIX в. М., 1959;

Клок-ман Ю.Р. Со-ци-аль-но-эко-но-ми-че-ская ис-то-рия рус-ско-го го-ро-да: вто-рая по-ло-ви-на XVIII в. М., 1967;

Но-ви-ков А.И. Ме-щан-ст-во и ме-ща-не. Л., 1983;

Мер-ков-ский В.Г. Ро-до-слов-ные пе-ре-кре-ст-ки: кре-сть-я-не, ме-ща-не, куп-цы, ка-за-ки и дво-ря-не. СПб., 2001;

Ми-ро-нов Ю.В. Ре-во-лю-ция и ме-ща-не. М., 2003;

Ан-ку-ше-ва К.А. Ме-щан-ст-во про-вин-ци-аль-но-го го-ро-да // Си-бир-ский ис-то-ри-че-ский жур-нал. 2004. № 1.