Что не входит в структуру стандартной оратории. Что такое оратория в музыке? Жанр оратории в девятнадцатом веке

Возникновение вокально-симфонических жанров относится к рубежу XVI – XVII столетий. Именно в этот период широкий процесс отделения искусства от церкви (секуляризация), проявивший своё благотворное влияние на поэзию и изобразительное искусство эпохи Возрождения, охватил и музыку. Освободившись от тысячелетних церковных оков, она начала развиваться на основе нового гомофонного стиля. На смену мессе, бывшей единственным циклическим вокально-хоровым жанром, пришла опера, оратория и кантата.

Все эти жанры возникли не вдруг, их появление было лишь логическим завершением целой цепи преобразований, накапливавшихся постепенно в поэзии, музыкальном и театральном искусстве XVI века. Поворот от многоголосной полифонии хора без сопровождения к одноголосному пению с инструментальным сопровождением произошёл на основе новой эстетики, питавшейся гуманистическими идеями Ренессанса. Идеалом прекрасного в этой эстетике был не Бог, как в средневековье, а человек, поэтому композиторы стремились в единении художественных средств поэзии, музыки и театра достигнуть правдивой передачи человеческих чувств.

Новый смысл драматической выразительности музыки предполагал обязательное донесение до слушателя смысла поэтического текста. А это невозможно при использовании полифонии, так как голоса, вступая в разное время с одним и тем же текстом, затрудняли его восприятие. Гомофонный склад, исподволь развивавшийся внутри контрапунктического, занял в музыкальной драме господствующее положение. К началу XVII века в музыкальной практике уже сложился принцип basso continuo – прообраз современной гармонии. Дальнейшее развитие его в вокальной музыке, особенно в зарождающейся опере, способствовало появлению оратории и кантаты.

Слово «оратория» имело в давние времена два значения. Первоначально, оно обозначало название молитвенного зала при монастырях и лишь впоследствии стало названием нового музыкально-драматического жанра. В 1645 году название «ораториум» впервые встречается в литературе о музыке как обозначение формы. Сами композиторы называют этого рода сочинения ораториями уже в позднейшую эпоху, эпоху А.Скарлатти и Г.Генделя. Раньше господствовали иные названия, например представление, драма с музыкой, духовная кантата и др.

Одним из первых предшественников жанра оратории принято считать средневековые литургические представления, целью которых было разъяснить прихожанам малопонятный латинский текст богослужения. Литургические представления сопровождались пением и подчинялись церковному ритуалу, установленному в конце VI века папой Григорием Великим. К концу XV века в связи с общим указом католической церкви литургические драмы начинают вырождаться.

В эпоху Реформации католическая церковь перестраивалась, искала новые способы воздействия на массы. В 1551 году католический деятель Филиппе Нери основал при римском монастыре «Молитвенное собрание» («Congregazione dell"oratorio»). Целью этой «Конгрегации ораториума» являлось распространение католического вероучения вне храма. «Молитвенные собрания» пропагандировали духовные истины и священную историю при помощи молитвы, проповеди, духовного пения и драматического изображения. «Собрание» развёртывалось в двух отделениях, которые разделялись проповедью. Повествование вёл рассказчик виде псалмодии, а хор – все присутствующие – исполнял духовные песнопения, именуемые лаудами. Лауды в воскресных собраниях Ф.Нери выполняли функцию художественного толкования проповеди, основной чертой которой было повествование библейских сюжетов.

«Молитвенные собрания» Ф.Нери – следующий за литургическими представлениями этап в развитии оратории. Учреждение это имело большой успех. Выражение «ходить в ораторию» стало употребляться наравне с выражением «ходить в церковь». Поэтому не удивительно, что название места, где проходили эти представления, скоро перешло на сами представления. Оратория стала противопоставляться мессе, постепенно связываясь в представлении публики с возникшей вскоре после этого крупной художественно-музыкальной формой, и со временем стала обозначать саму эту форму.

Настоящая оратория, как отмечает Э.К. Розенов, зарождалась лишь в начале XVII столетия одновременно с оперой, в знаменитую эпоху Возрождения, в самом центре этого движения, во Флоренции, при дворе Медичи. В 1600 году появляется первая оратория под названием «Представление о душе и теле» Э.Кавальери. Это была попытка совместить духовное содержание с зарождавшимся светским жанром оперы. Тема «О мирской суете и вечном блаженстве» излагалась в монологах, диалогах и хорах. Музыка представляла собой соединение хоровых мадригалов и речитатива. Полифоническое многоголосие уступило место мелодии, опирающейся на цифрованный бас. Функция оркестра сводилась к простому дублированию голосов. Позднее оркестр стал исполнять различные вступительные, заключительные и промежуточные ритурнели обычно танцевального характера: гальярды, куранты, пассакальи и симфонии – инструментальные пьесы мадригального типа.

«Тополи, тополи, скорей идите во поле...» Слушая эту звонкую песенку пионеров из оратории Шостаковича «Песнь о лесах», трудно поверить, что жанр оратории зародился в церкви.

Это было в Риме, в конце XVI века, когда верующие католики стали собираться в специальных помещениях при церкви - ораториях (от латинского oratoria - красноречие) - для чтения и толкования библии. Обязательным участником таких собраний была музыка, которая сопровождала проповеди и чтение. Так возникли особые духовные произведения повествовательного склада для солистов, хора и инструментального ансамбля - оратории.

В XVIII веке появляется светская оратория, то есть не церковная, а предназначенная для концертного исполнения. Ее создал великий немецкий композитор Георг Фридрих Гендель . Героические оратории Генделя, написанные на библейские сюжеты, нередко звучат и в наши дни.

В те же годы расцветает и близкий оратории жанр - кантата . Когда-то этим словом обозначали любое произведение для пения с инструментальным сопровождением (cantare в переводе с итальянского - петь). В XVII веке кантата - концертная вокальная пьеса лирического характера, состоящая из арий и речитативов. Она исполнялась певцами-солистами или хором в сопровождении оркестра. Вскоре появляются духовные кантаты философского или назидательного содержания, а также кантаты приветственные, поздравительные. Много замечательных кантат написал великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах .

В прошлом столетии жанр кантаты привлек русских композиторов. Постарайтесь послушать торжественную кантату Чайковского «Москва» для солистов, хора и оркестра или поэтичную кантату Рахманинова «Весна», написанную на текст известного стихотворения Некрасова «Зеленый шум».

Новую жизнь кантате и оратории дали советские композиторы. В их творчестве уменьшаются различия между этими двумя жанрами, существовавшие в прошлом.

Раньше оратория, подобно опере, сочинялась на какой-либо драматический сюжет. В кантате, как правило, такого сюжета не было, она воплощала ту или иную мысль, идею. Например, кантата Глазунова написана к 100-летию со дня рождения Пушкина. Теперь же часто встречаются сюжетные кантаты (например, «Александр Невский» Прокофьева) и несюжетные оратории (как «Песнь о лесах» Шостаковича, с которой мы начали начали наш разговор об оратории, или «На страже мира» Прокофьева). В наше время ораториями и кантатами называют крупные многочастные вокально-симфонические произведения, посвященные важным событиям народной жизни.

Л. В. Михеева

Сходство со словом "оратор", вероятно, уже создает определенное представление об этом жанре, как связанном со старинными величественными торжествами. И это верно. Однако подробности достойны внимания.

Латинское слово ого означает "говорю", "молю", а поздне-латинское oratorium - "молельня". В Италии ораториями назывались специальные залы в церквах, где совершалось толкование Библии. А чтобы верующим было понятнее, нагляднее и интереснее, - многие сцены из Библии разыгрывались в виде драматических произведений с музыкой. Постепенно представления стали называть по имени помещений ораториями, и это слово получило дополнительное значение музыкального жанра.

Нетрудно увидеть, что оратория по всем признакам имеет сходство с оперой. Так оно и есть. И начиная с 1600 года (когда была создана первая оратория как самостоятельное произведение) и по сей день опера и оратория развиваются параллельно, влияя друг на друга и взаимо- обогащаясь. Они даже по времени рождения совпадают (первая не сохранившаяся опера "Дафна" была создана в 1597-98 годах, вторая - "Эвридика" - в 1600). Однако постепенно откристаллизовалась и принципиальная разница. Опера - произведение театральное, с действием на сцене, с декорациями, исполняется в помещении театра. Оратория же, родившись как церковно- театральное сочинение, постепенно из церкви вышла, но пришла не в театр, а в концертный зал. Элементы сценического действия и декорации со временем отпали, и все внимание сосредоточилось на музыке и тексте.

До начала XVIII века оратории сочинялись исключительно на сюжеты из Библии и Евангелия (последние называются пассионами или страстями, поскольку повествуют о "страстях Господних", то есть о страданиях Иисуса Христа). Но великий композитор и великий мастер оратории Георг Фридрих Гендель расширил тематику ораторий, создав произведения на мифологические и светские сюжеты. С этого времени круг тем ораторий, создававшихся в разных странах на протяжении двух с половиной веков, постоянно обновлялся. Было написано немало ораторий лирических, патриотических. Композиторы продолжали, хотя значительно реже, сочинять и духовные оратории.

Надо сказать, что, как бы помня о своем духовном происхождении, оратория всегда оставалась жанром высоким. Ей совершенно не свойственны комические или бытовые черты. Имея в истоках коллективное молитвенное действо, оратория всегда оставалась жанром крупным, массовым - как по исполнению, так и по направленности на слушателя. В оратории всегда главная роль принадлежит хору (обычно в сопровождении оркестра), а затем уже солистам, чтецу (если он нужен). И исполняются оратории всегда в больших помещениях или на открытом воздухе, то есть в присутствии большого количества людей. Камерных ораторий не бывает.

Оратории часто объединяют, а иногда и путают с кантатами, тем более что и сами музыканты часто говорят: "кантатно-ораториальный жанр". Повод для путаницы действительно есть, между ораторией и кантатой много общего. Но кантаты (при том, что встречаются и среди них весьма монументальные образцы) обычно бывают меньше и по протяженности, и по составу исполнителей, нередки и камерные кантаты. Если сравнить кантату и ораторию с жанрами живописи, то кантата ближе к пусть очень большой, но картине, а оратория - к стенной росписи, фреске.

М. Г. Рыцарева

Крупномасштабное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора, оркестра (и органа), сюжет которого, чаще всего, основан на библейских темах.

Структура стандартной оратории:
- инструментальная увертюра, устанавливающая основные темы произведения;
- арии солистов;
- речитатив (как правило, используется для объяснения сюжета);
- хоровые арии, часто монументальные во славу Божию (типичные инструменты, которые сопровождают эти арии литавры и трубы).

Оратория, также как опера и кантата, появились одновременно в начале 17 века и являются относительно схожими жанрами, созданными для солистов, хора и оркестра.

Если сравнивать ораторию с , то основным отличием является отсутствие какого-либо видимого сценического действия, а соответственно декораций и костюмов в оратории. Второе отличие - большинство ораторий основаны на священных текстах, в то время как у оперы безгранично широкий спектр сюжетов. Третье отличие - в ораториях доминируют материалы для хора, а опера в большей степени позволяет каждому актёру продемонстрировать свою драматическую игру и вокальный талант. Четвертое - в оратории много речитатива, как правило на одной ноте и в очень быстром темпе. По продолжительности опера значительно длиннее оратории, которая обычно длится не более одного часа (редко до 2-х часов).
В свою очередь, в отличие от кантаты, в оратории больше драматизма и сольных номеров, а также оратории продолжительнее кантаты и кантата может быть частью оратории, так "Рождественская оратория" И.С.Баха является набором шести самостоятельных кантат, образующих полное художественное целое, как любая классическая оратория.

История оратории.

Традиционно считается, что оратория возникла в конгрегации ораторианцев, основанной Св. Филиппом Нери в Риме в конце 16-го века. Термин "оратория" произошел от латинского "oratorium ", означающего "помещение для моления", где проходили встречи членов конгрегации. Первой ораторией можно считать духовное музыкальное представление , поставленное в 1600 году в церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме, оно состояло из коротких сольных фраз, более разнообразных, чем речитатив, но ещё недостаточно мелодично развитых, с инструментальным сопровождением и хоровыми частями. Хотя слово "оратория" ещё около полувека не применялось к этому музыкальному жанру, существует неразрывная традиция между музыкальными упражнениями Филиппа Нери и периодом, когда новое искусство обрело устоявшуюся форму.
В это же время, в светском музыкальном искусстве композиторы обращают своё внимание на возрождение древнегреческой монодии и совершенствуют композиции для голосов и инструментов, которые в конечном итоге .
На протяжении первой половины 17-го века активное участие в создании и распространении этой новой формы церковных музыкально-драматических спектаклей принимали иезуиты, которые, особенно в Германии, использовали эти музыкальные спектакли во всех своих школах и колледжах. Основными сюжетами были страсти мученика, жизнь святого или раскаяние грешника.

Среди тех, кто культивировал или помогал в разработке оратории в Италии, были Бенедетто Феррари (1597-1681), "Самсон "; Агостино Агаццари (1578-1640), пасторальная драма "Эумелио "; Лорето Витори (1588-1670) "La pellegrina costante ", "Sant" Ignazio Loyola ". Джакомо Кариссими (1604-1674), внесший заметный прогресс в ораторию, был первым мастером, обратившимся к текстам из Священного Писания. Его работы, многие из которых сохранились, показывают практически такую же конструкцию, как принята в настоящее время: речитативы, арии, дуэты и терцеты, чередующиеся с одним или двумя хорами и инструментальные номера. Сочинения Кариссими отличаются обилием красок, чистотой, легкостью и обаянием, среди них выделяются "Иеффай " и "Иона ". После него, следующим итальянским мастером оратории был его ученик Алессандро Скарлатти (1659-1725), среди ораторий которого главными были "Боль Девы Марии " (Il Dolore di Maria Vergine) и "Жертвоприношение Авраама " (Il Sacrificio d"Abramo).

Примерно в это время лидерство в развитие оратории перешло к Германии, где ранее подготовил почву своими композициями "Страсти " (Passion music) и другими работами в традициях итальянской оратории. Другими композиторами, получившими образование в Италии, но работавшими и перенёсшими ораторию в Германию, были Игнац Якоб Хольцбауэр (1711-83) "Bethulia liberata ", Иоганн Адольф Хассе (1699-1783) "La Conversione di S. Agostino ", Антонио Кальдара (1670-1736), Никколо Йомелли (1714-1774).
С именем Иоганна Маттезона (1681-1764) оратория стала идентифицироваться с протестантской верой в Германии, он написал 24 оратории, на тексты из Писания. Библейские события связывались и контрастировали с современными событиями. Важными фигурами в культивировании оратории в протестантской Германии были Джордж Филипп Телеман (1681-1767), Константин Беллерманн (1696-1758) и Дитрих Букстехуде (1637-1707).
Во Франции большой популярностью пользовались работы талантливого композитора Марка-Антуана Шарпантье (1634-1704), ученика Кариссими, который помимо множества других произведений, написал восемнадцать ораторий в стиле своего учителя. Его "Reniement de St. Pierre " недавно был возрожден с большим успехом в Париже.

В (1685-1759) оратория достигла наивысшей позиции в английском музыкальном искусстве, как никогда прежде и никогда в будущем, своей одарённостью он объединил итальянские и германские традиции и сделал ораторию очень популярной в Англии, в которой он провёл наиболее продуктивный период жизни. Так же Гендель, как и немного позже Гайдн, является создателем светской лирико-созерцательной оратории.
Серия его работ "Мессия ", "Израиль в Египте ", "Саул ", "Иевфай ", "Валтасар ", "Самсон " и др. остается непревзойдённой за их величие и блеск. После него английские композиторы ещё 150 лет пытались с переменным успехом сочинять оратории, но не смогли превзойти его.
(Злые языки утверждают, что свою популярность оратории обрели лишь потому, что во время поста все театры были закрыты и только Церковь имела монополию на развлечения. И Гендель, у которого последние оперы были неудачные, решил, что сочинение ораторий гораздо легче, чем опер и их гарантированно будут ставить, особенно во время поста.)

Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) обновил традиции немецкой оратории и в своём громадном творческом наследии оставил работы: "Рождественская оратория ", "Пасхальная оратория ", а также близкий к оратории, особый жанр музыкального повествования - "Страсти по Иоанну ", "Страсти по Матфею ".
создал две величайших оратории: "Сотворение мира " и "Времена года ". Используя светские тексты и рассматривая бытие простого человека, они дышат радостью и демонстрируют неисчерпаемые богатства лирики и высокой музыки.
Два гения классической музыки представили по одной оратории - Вольфганг Амадей Моцарт "Кающийся Давид " и Людвиг ван , оба произведения на самом высоком художественном уровне.

С середины 19-го века начинается возвращение к ранним чертам оратории, позволяющим аудитории участвовать в исполнении хоралов и гимнов, тексты которых состоят из размышлений и медитации. Начинается эпоха католической оратории, новый толчок которой дали Феликс Мендельсон (1809-47) в работах "Илия " и "Св. Павел " и Ференц Лист (1811-86) с его произведениями "Христос " и "Легенда о Святой Елизавете ".
Франция, где со времён Шарпантье практически забыли ораторию и, вероятно по французскому темпераменту и вкусу, предпочитали только оперу, снова представила несколько замечательных работ. Шарль-Франсуа Гуно (1818-1893) с его "Искуплением " и "Смертью и жизнью " дал новый импульс развития оратории. "Самсон и Далила " может быть исполнена либо в виде оперы или как оратория, но бесспорно как опера она приобрела большую известность. Жюль Массне (1842-1912) попробовал силы в этой форме своими "Ева " и "Мария Магдалина ", но его стиль слишком чувственный и мелодраматический не подошел к тексту. "Крестовый поход детей " Габриэля Пьерне (1863-1937) пользуется большой популярностью в Европе и Америке. Оратории Сезара Огюста Франка (1822-1890) "Руфь ", "Ребекка ", "Искупление " и прежде всего "Заповеди Блаженства " входят в число величайших работ в этом роде.

В 20-м веке развитие оратории характеризуется её сближением с оперой и кантатой. Темы традиционно берутся из библейских сюжетов, но по-новому просходит их трактовка, отвечая на животрепещущие вопросы современности.
Тенденция сближения с кантатой наиболее заметно проявляется у одного из наиболее значимых композиторов оратории 20-го века Артюра Онеггера (1892-1955) в "Пляске мертвецов " и "Рождественской кантате ". Появляется новый жанр - оратория-опера, которая может исполняться как в концертном зале, так и в театре, к этому направлению относятся "Царь Давид " Онеггера, "Царь Эдип " Игоря Фёдоровича Стравинского (1927-1971), "Христофор Колумб " Дариюса Мийо (1892-1974).

Рождественская оратория. Финал. БСО им. Чайковского, Хор Государственной Третьяковской Галереи, Хор Муз. Колледжа при Моск. Консерватрии, Моск. Хоровая Капелла Мальчиков. Дирижер Алексей Пузаков

ОРАТОРИЯ (Итал. oratorio, от позднелатинского oratorium - молельня, молельный дом) - музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра , имеющее драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.

Оратория за-ро-ди-лась од-но-вре-мен-но с опе-рой и кан-та-той и име-ет не-ко-то-рое сход-ст-во с ни-ми. Оратория круп-нее кан-та-ты по размерам, от-ли-ча-ет-ся бо-лее раз-ви-тым сю-же-том. В от-ли-чие от опе-ры, не со-дер-жит по-ста-но-воч-ной час-ти (сце-нического дей-ст-вия, де-ко-ра-ций и другого). Пред-ше-ст-вен-ни-ки Оратории (и опе-ры): те-ат-ра-ли-зованные пред-став-ле-ния с му-зы-кой - сред-не-ве-ко-вые (ли-тур-ги-че-ская дра-ма, jeu parti тру-ба-ду-ров и тру-ве-ров, лау-да) и ре-нес-санс-ные (диа-ло-гический мад-ри-гал). Оратория сфор-ми-ро-ва-лась в конце XVI - 1-й половине XVII веков в Ита-лии (главным образом в Ри-ме) в рус-ле ка-то-лической Контр-ре-фор-ма-ции пу-тём вне-дре-ния эле-мен-тов дра-ма-тического те-ат-ра в па-ра-ли-тур-ги-че-скую му-зы-ку. Основные ис-точ-ни-ки сю-же-тов - Биб-лия и жи-тия свя-тых. Для раз-ви-тия жан-ра Оратории ис-то-ри-че-ски зна-чи-мой счи-та-ет-ся по-ста-нов-ка в 1600 году опе-ры «Пред-став-ле-ние о Ду-ше и Те-ле» Э. де Ка-валь-е-ри в мо-лель-ном до-ме ора-то-ри-ан-цев в Ри-ме.

Тер-мин «Оратория» при-ме-ни-тель-но к музыкальному жан-ру впер-вые от-ме-ча-ет-ся в 1640 году, ра-нее по-доб-ные со-чи-не-ния су-ще-ст-во-ва-ли под другими на-зва-ния-ми. Ти-пич-ный об-ра-зец ран-ней итальянской Оратории - «диа-ло-ги» Дж.Ф. Ане-рио из сборника «Гар-мо-ни-че-ский и ду-хов-ный мад-ри-галь-ный те-атр» (1619), са-мый мас-штаб-ный из ко-то-рых длит-ся около 20 мин и на-пи-сан для 4 со-лис-тов-муж-чин, двой-но-го хо-ра и ин-ст-ру-мен-таль-но-го ан-самб-ля (2 скрип-ки, кор-нет, лют-ня, тео-рба и ор-ган). Из-на-чаль-но су-ще-ст-во-ва-ли два ви-да Оратории: «италь-ян-ская» (итал. volgare, т. е. не на ла-ты-ни) и «ла-тин-ская» (latino). До 1680-х годов в них пре-об-ла-да-ли арии в со-про-во-ж-де-нии бас-со кон-ти-нуо, при-чём ре-приз-ные фор-мы встре-ча-лись ред-ко; позд-нее воз-рос-ла роль ор-ке-ст-ра, арии с ор-ке-ст-ро-вым со-про-во-ж-де-ни-ем при-ня-ли фор-му da capo. Сре-ди итальянских ба-роч-ных ком-по-зи-то-ров - ав-то-ров Ораторий: Дж. Ка-рис-си-ми («Да-ни-ил»; «Иев-фай», до 1648 года; «Суд Со-ло-мо-на», 1669; «Вал-та-сар»; либ-рет-то на итальянском и латинском язы-ках), А. Стра-дел-ла («Эс-фирь»; «Су-сан-на», 1681; «Ио-анн Кре-сти-тель», 1675), А. Скар-лат-ти (три Оратории под названием «Юдифь», са-мая из-вест-ная - 1697; «Бит-ва и по-бе-да Да-ви-да», 1700; «Святой Фи-лип-по Не-ри», 1705), А. Каль-да-ра («Ма-гда-ли-на у ног Хри-ста», 1699; «Стра-сти Ии-су-са Хри-ста», 1730).

Немецкая Оратория эпо-хи ба-рок-ко (час-то под латинскими на-зва-ния-ми historia, ac-tus musicus) пер-во-на-чаль-но на-хо-ди-лась под силь-ным воз-дей-ст-ви-ем италь-ян-ской. Наи-бо-лее зна-чи-тель-ны в этом жан-ре сочи-не-ния Г. Шют-ца («Ис-то-рия Вос-кре-се-ния», 1623; «Ис-то-рия Ро-ж-де-ст-ва», 1664; «Семь последних слов»; либ-рет-то на немецком языке). К немецкой тра-ди-ции при-мы-ка-ет ора-то-ри-аль-ное твор-че-ст-во чешского ком-по-зи-то-ра Я.Д. Зе-лен-ки («Ии-сус на Кра-ние-вом мес-те», 1735; «Каю-щие-ся на мо-ги-ле Спа-си-те-ля», 1736). Осо-бое рас-про-стра-не-ние в Гер-ма-нии по-лу-чи-ли ора-то-рии на сю-жет по-след-них дней Стра-ст-ной не-де-ли - пас-сио-ны («стра-сти»); сре-ди ав-то-ров - Р. Кай-зер, Г.Ф. Те-ле-ман, И. Мат-те-зон. Вер-ши-на немецких ора-то-ри-аль-ных «стра-стей» - «Стра-сти по Ио-ан-ну» (1724) и «Стра-сти по Мат-фею» (1727 или 1729 год; окон-чательная редакция 1736 года) И.С. Ба-ха. Английские Оратории ос-но-вы-ва-лись на тра-ди-ци-ях мас-ки, ан-те-ма, французской клас-си-ци-ст-ской дра-мы, итальянской опе-ры-се-риа; к выс-шим дос-ти-же-ни-ям английской Оратории при-над-ле-жат со-чи-не-ния Г.Ф. Ген-де-ля («Из-ра-иль в Егип-те», 1739; «Мес-сия», 1742; «Сам-сон», 1743; «Иу-да Мак-ка-вей», 1747, и другие). Во Фран-ции эпо-хи ба-рок-ко жанр Оратории был не столь по-пу-ля-рен, как в Гер-ма-нии; сре-ди ав-то-ров французских Ораторий («дра-ма-ти-че-ских мо-те-тов») - М.А. Шар-пан-тье («Блуд-ный сын», 1680; «От-ре-че-ние Пет-ра»; несколько Ораторий под названием «Це-ци-лия, де-ва-му-че-ни-ца», по-след-нее - 1686; все на латинском языке).

Оратории про-дол-жа-ли со-чи-нять ком-по-зи-то-ры вен-ской клас-сической шко-лы, хо-тя и не так мно-го, как в эпо-ху ба-рок-ко. К зна-ме-нитым об-раз-цам от-но-сят-ся со-чи-не-ния Й. Гайд-на «Семь пос-лед-них слов на-ше-го Спа-си-те-ля на кре-сте» (около 1795 года), «Со-тво-ре-ние ми-ра» (1798) и «Вре-ме-на го-да» (1801). В твор-че-ст-ве ком-по-зи-то-ров-ро-ман-ти-ков XIX века Оратория пред-став-ле-на ду-хов-ны-ми со-чи-не-ния-ми Ф. Мен-дель-со-на («Па-вел», 1836; «Илия», 1846) и Ф. Лис-та («Ле-ген-да о Святой Ели-за-ве-те», 1862; «Хри-стос», 1872). В русской му-зы-ке XIX века Оратории еди-нич-ны: «Ми-нин и По-жар-ский» С.А. Дег-тя-рё-ва (1811), «По-те-рян-ный рай» А.Г. Ру-бин-штей-на (1856).

В XX веке ин-те-рес к Оратории воз-ро-дил-ся. В Рос-сии в советский пе-ри-од Оратория (на-ря-ду с кан-та-той) бы-ла вы-со-ким «офи-ци-аль-ным» жан-ром, в ко-то-ром до-ми-ни-ро-ва-ла те-ма гражданского по-д-ви-га; в этом жан-ре ра-бо-та-ли Ю.А. Ша-по-рин («Ска-за-ние о бит-ве за рус-скую зем-лю», 1944), Д.Д. Шос-та-ко-вич («Песнь о ле-сах», 1949), С.С. Про-кофь-ев («На стра-же ми-ра», 1950), Г.В. Сви-ри-дов («Па-те-ти-че-ская ора-то-рия», 1959), Р.К. Щед-рин («Ле-нин в серд-це на-род-ном», 1969). Оратория ста-ла «ла-бо-ра-то-ри-ей» для раз-но-го ро-да экс-пе-ри-мен-тов в твор-че-ст-ве ря-да ев-ропейских и российских ком-по-зи-то-ров: И.Ф. Стра-вин-ско-го («Царь Эдип», 1927), А. Онег-ге-ра («Царь Да-вид», 1923; «Жан-на д’Арк на ко-ст-ре», 1935), К. Ор-фа («Ко-ме-дия о кон-це вре-мён», 1973), К. Пен-де-рец-ко-го («Стра-сти по Лу-ке», 1966), Х.В. Хен-це («Плот Ме-ду-зы», 1968), В.А. Гав-ри-ли-на («Во-ен-ные пись-ма», 2-я редакция, 1995; «Ско-мо-ро-хи», 1967), Э.В. Де-ни-со-ва («Ис-то-рия жиз-ни и смер-ти Ии-су-са Хри-ста», 1992).

Словарь Ушакова

Оратория

орато рия , оратории, жен. (лат. oratorium от oro - говорю, молю).

1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз. ). Оратория Баха.

2. В католическом храме - часть, предназначенная для молящихся (архит. ).

Культурология. Словарь-справочник

Оратория

(ит. oratorio , лат. oro – говорю, молю) – музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения.

Словарь музыкальных терминов

Оратория

(ит. oratoria , от лат. оrо - говорю, молю) - крупное концертное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра, написанное на определенный сюжет. Оратория возникла почти одновременно с кантатой и оперой (XVII в.) и по своей структуре близка к ним, отличаясь от кантаты большими размерами и развернутым сюжетом, а от оперы - преобладанием повествовательного элемента над драматическим действием, а также отсутствием сценического действия и художественного оформления (за редкими исключениями). Классические образцы оратории на легендарные библейские и античные сюжеты создал Г. Ф. Гендель («Самсон», «Мессия», «Иуда Мак­кавей», «Геракл» и др.). В наше время оратория получила развитие как монументальная вокально-симфоническая форма, способная к воплощению тем большого общественного значения. Образцами таких произведений являются оратории: «Емельян Пугачев» М. Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Ю. Шапорина, «Песнь о лесах» Д. Шостаковича, «На страже мира» С. Прокофьева, «Патетическая оратория» Г. Свиридова, «По следам Руставели» О. Тактакишвили, «Поэтория» Р. Щедрина, «Путями Октября» А. Штогаренко и др.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Оратория

внехрамовое музыкальное произведение, опирающееся по преимуществу на библейскую текстовую основу. Как жанр оратория сложилась в XVI - XVII вв. В ней соединились традиции духовной музыки и новации профессионального музыкального творчества нового времени. Это дало возможность композиторам воссоздавать эпическую мощь библейских сцен.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Оратория

♦ (ENG oratorio)

(итал. от лат. oratorium)

музыкально-драматическое сочинение, в к-ром важнейшее место отводится солистам, хору и оркестру.

Энциклопедический словарь

Оратория

(итл. oratorio, от лат. oro - говорю, молю), музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью. Сложилась к кон. 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относятся к нач. 19 в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов 20 в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.).

Словарь Ожегова

ОРАТО РИЯ, и, ж. Монументальное эпико-драматическое музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра.

| прил. ораторный, ая, ое и ораториальный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Оратория

  1. ж. Музыкальное произведение для хора, оркестра и солистов, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.
  2. ж. Часть, предназначенная для молящихся (в католическом храме).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Оратория

(oratorium, лат., oratorio итал.) - духовная музыкальная драма на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальный аккомпанимент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, в которых пелись "Laudes spirituales", происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскими сюжетами; но главное назначение О. - не сцена, а эстрада. Старейшей О. считается "Rappresentazione di anima е di corpo", Эмилио дель Кавалиере (1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео и Гассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в О. имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе (см.); не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности увеличилось число арий. Духовные музыкально-драматические произведения Шютца и И. С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме с О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие их называют О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Рубинштейн и др. В позднейшее время явилось название светской О., напр. музыкально-драматические произведения Шумана, не предназначенные для сцены ("Странствование розы", "Рай и Пери"). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия о ней стали неопределенными. См. B ö hme. "Geschichte des О." (1887); Kretzschmar, "F ührer durch den Konzertsaal" (1890).