Черты характера левинсона. Роман Фадеева «Разгром»: анализ. Мужики и “угольное племя”

Левинсон Иосиф (Осип) Абрамович

РАЗГРОМ
Роман (1927)

Левинсон Иосиф (Осип) Абрамович — командир партизанского отряда. О биографии героя известно, что он сын торговца подержанной мебелью. Главная черта портрета— «голубые, как омуты, глаза», «нездешние глаза Левинсона, глубокие и большие, как озера». О герое говорится, что «он был на редкость терпелив и настойчив, как старый таежный волк». В начале романа Л. беседует с вернувшимся разведчиком, пытаясь получить от него не только фактическую информацию, но и узнать о его интуитивных ощущениях. Когда крестьянин Рябец приходит с жалобой на ординарца Морозку, Л. приказывает собрать сельский сход вместе с отрядом; кроме того, Л., основываясь на собственной интуиции и предвидя скорые боевые действия, просит Рябца, чтобы крестьяне насушили для партизан сухарей, а своему помощнику Бакланову приказывает увеличить лошадям порцию овса. Перед началом схода Л. пытается уловить слухи, циркулирующие среди крестьян. «Он был такой маленький, неказистый на вид — весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен. Но, вслушиваясь в растрепанные мужицкие голоса, Левинсон улавливал в них внятные ему одному тревожные нотки». Во время схода Л. внешне не принимает участия в обсуждении поступка Морозки, однако незаметно направляет события.

В неясной военной обстановке Л. колеблется, хотя в отряде его считают никогда ни в чем не сомневающимся: «...он ни с кем не делился своими мыслями и чувствами, преподносил уже готовые «да» или «нет». Большинству партизан он представляется «человеком особой, правильной породы», не имеющим слабостей. Получив известие о начале наступления японцев, Л. медлит и дожидается более достоверной информации. Со стороны кажется, будто он имеет обдуманный план действий, но на самом деле пребывает в растерянности. Разведчик из города приносит известие о провале революционного подполья. Перед партизанами ставится задача — «сохранить хотя бы небольшие, но крепкие и дисциплинированные боевые единицы»; задача эта становится для Л. главной. На военном совете он приказывает готовиться к тому, чтобы покинуть насиженное место и отступить. Ночью, написав письма в город и главному врачу госпиталя, Л. читает письмо от жены — о том, что семья бедствует, дети болеют. Он пишет ответ: в нем «много было таких слов, о которых никто не мог бы подумать, что они знакомы Левинсону». Отправившись затем проверять посты, Л. встречает разведчиков соседнего отряда и узнает, что их отряд разгромлен наступающими японцами. На следующую ночь Л. организует учебную тревогу и, когда партизаны собираются, объявляет об отступлении. Мечик, приехав в отряд, видит Л. играющим с бойцами в городки; он напоминает Мечику «гнома из детской сказки». Когда отряд, отступая, уходит в тайгу, Л. постоянно находится среди партизан: «водил их в бой самолично, ел с ними из одного котелка, не спал ночей, проверяя караулы, и был почти единственным человеком, который еще не разучился смеяться». Тем не менее он постепенно «превращается в силу, стоящую над отрядом», и идет на все, чтобы сохранить боеспособность, — например, реквизирует единственную свинью в бедной многодетной корейской семье. В разговоре с врачом Сташинским Л. фактически приказывает отравить смертельно раненного Фролова, из-за которого отряд не может двигаться достаточно быстро. Морозка, глядя на Л., думает, что тому «хорошо» и у него нет особых проблем, «не предполагая, что у Левинсона болит простуженный бок, что Левинсон несет в себе ответственность за смерть Фролова, что голова его оценена и раньше всех может расстаться с телом».

Проверяя ночью посты, Л. встречает Мечика, стоящего в дозоре. Выслушав его, Л. понимает, что не сможет словами повлиять на Мечика, но разговор волнует его, поскольку основа мироощущения Л. — «жажда нового, прекрасного, сильного и доброго человека». Л. вспоминает себя в юности, сравнивает с Мечиком и думает: «Нет, все-таки я был крепкий парень, я был много крепче его». Наутро, вспоминая разговор с Мечиком, Л: чувствует «смутное недовольство» и делает вывод: «Я болен и с каждым днем все хуже владею собой». Не дожидаясь возвращения взводного Метелицы, отправившегося в разведку, Л. приказывает выступать. Заметив впереди казачий эскадрон, он организует на дороге засаду и, ожидая врага, чувствует необычное волнение, давно не испытываемое им в бою. Через сутки отряд Л., отступая под натиском врага в тайгу, попадает в трясину; люди близки к панике, и их гнев готов обратиться на Л. «Он появился среди них, в самом центре людского месива, подняв в руке зажженный факел, освещавший его мертвенно-бледное бородатое лицо со стиснутыми зубами, с большими, горящими, круглыми глазами». Л. обуздывает панику, и по его приказу люди начинают делать гать через болото; им удается переправиться и оторваться от противника. Глядя на отряд, «поредевший втрое», Л. чувствует, что «он уже не руководит ими, и только сами они еще не знали этого и покорно тянулись за ним, как стадо, привыкшее к своему вожаку». Услышав выстрелы дозорного Морозки, Л. ощущает полную беспомощность; тем не менее он подает команду идти на прорыв, в котором сам участвует в «полусознательном состоянии». Когда он приходит в себя, то оказывается, что прорваться удалось лишь девятнадцати партизанам. «Не скрывая своей слабости», Л. плачет, затем вновь едет вперед. «Так выехали они из леса— все девятнадцать». Думая о будущем, Л. перестает плакать: «нужно было жить и исполнять свои обязанности».

Методические приемы: лекция с элементами беседы, контроль знаний учащихся - тест.

Ход урока.

I. Лекция учителя

Александр Александрович Фадеев прошел путь от начинающего писателя, чей первый же роман был высоко оценен советской критикой, до поста председателя Союза писателей СССР, и закончился этот путь трагически.

1. Рассказ о жизни, творчестве и смерти А. А. Фадеева.

2. Краткий обзор литературной ситуации времен создания Фадеевым романа «Разгром» .

«Кровь» и «мораль», «насилие» и «нравственность», «цель» и «средство» - эти коренные вопросы жизни и революции, занимавшие великие умы всех времен, мучительно решавшиеся классиками мировой и русской литературы и особенно болезненно Достоевским и Толстым, в первые годы после Октябрьской революции приобрели небывалую остроту.

Революция и гражданская война, расколовшие общество и страну надвое, заставляли каждого сделать жесткий выбор, неизбежно ставили вопросы: с кем я? за кого я? Особенно остро и бескомпромиссно встали эти вопросы перед представителями интеллигенции, с одной стороны сочувствовавшими народу, идеям революции, с другой - защищавшими ценности культуры от разрушения, отстаивавшими принципы гуманизма, нравственности как высшие критерии человеческого существования. В дискуссии об «истинном» и «ложном» гуманизме, о гуманизме «революционном» и «абстрактном», о «мертвой» морали и «большевистской» этике выступали в эти годы В. Иванов, К. Федин, М. Шолохов , Б. Лавренев, К. Тренев, Л. Сейфуллина.

Гражданская война, потрясшая огромную страну, осознавалась в литературе по-разному: и как трагедия народа, влекущая за собой необратимые последствия, и как романтически окрашенное великое событие, закрепившее победу большевиков в революции. В условиях «диктатуры пролетариата» главенствовала и побеждала, конечно, точка зрения, оправдывавшая любые средства на пути революционных завоеваний. Новую «мораль» ясно выразила, например, Л. Сейфуллина, которая из всех человеческих эмоций предпочитала «классовую ненависть»: «Сострадание и любовь можно обмануть; ненависть - священное, боевое чувство в борьбе человека со злом, дает человеку видеть это зло во всей его черноте сквозь всякие приукрасы».

Характерной не только для тех, но и многих последующих лет, была романтизация гражданской войны . Страшная трагедия, имевшая необратимые для страны последствия, в художественных произведениях советских лет была окутана неким героическим и романтическим ореолом. Прочитаем хотя бы стихотворение М. Светлова «Гренада», вспомним цикл фильмов о «неуловимых мстителях». Для революционной романтики характерны чрезвычайные обстоятельства, «приподнятость» героев, явное пристрастие автора к своим героям, героизация «своих» и принижение «чужих», мифологизация действительности.

Автор «Разгрома», вышедшего отдельным изданием в 1927 году, был молодым писателем, не понаслышке знавшим о событиях гражданской войны. Он был ее непосредственным участником, очевидцем. Книга сразу была высоко оценена. Ее называли «произведением большого идейного и художественного масштаба», говорили о том, что ее героем является «эпоха и борьба», М. Горький отнес ее к числу книг, дающих «широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны». Фадеев был признан достойнейшим продолжателем толстовской эпической традиции : явное сходство интонаций, приемов раскрытия характеров, пристальное внимание к деталям, психологизм . Роман отличает романтическое мировосприятие, лирический голос автора, однозначно определившего свое место в революции.

Сам Фадеев видел идею своего романа в переделке «человеческого материала» в ходе революции под руководством коммуниста-организатора : «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе.

Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка людей происходит потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитаться. Так я могу определить тему романа» (1932 г.).

Однако реальное произведение вышло за эти схематические рамки.

Роман о становлении личности в борьбе за революцию в партизанском отряде на Дальнем Востоке называется «Разгром».

II. Предварительная беседа по роману
- Почему произведение с масштабным названием «Разгром» ограничено историей одного отряда ?

Фадееву важно было показать не столько широту, размах революции, сколько ее глубину - влияние на человека , важно было исследовать изменения, происходившие с отдельным человеком под воздействием великих исторических событий . Всем тоном повествования автор подчеркивает значительность и трагизм описываемых событий, оттеняет при этом идею победы «революционного гуманизма».

Каковы особенности композиции романа ?

Роман содержит семнадцать глав . В первых девяти дается обрисовка характеров и ситуации. По существу, это экспозиция романа. В Х-ХIII главах раскрывается внутренний мир героев, в ХIV-ХVII - проверка характеров «в деле».

Сюжетная композиция такова, что разгром отряда, очевидность этого разгрома надвигается с каждой главой. Путь к разгрому - это внешняя сюжетная канва. Но вместе с тем это постепенное проникновение во внутренний мир и осложняющиеся отношения героев. Три части романа, которые мы выделили условно, - три этапа по пути к разгрому отряда. Но вместе с тем это постепенное проникновение во внутренний мир и осложняющиеся отношения героев .

Развернутая экспозиция знакомит с положением дел в отряде, с обстановкой вокруг отряда, дает первые характеристики героям, их взаимоотношениям и конфликтам. Боевые действия не показаны. Пятую неделю отряд находится на отдыхе . Левинсон, командир отряда, получает указание из города «сохранить боевую единицу» , хотя бы небольшую, но крепкую, дисциплинированную. Это сюжетная завязка романа .

Во второй части описываются бесконечные переходы и борьба с противником с целью «сохранить боевую единицу», отряд. Батальных сцен нет, авторское внимание останавливается на сценах передышки, ночевок, отдыха. Именно в этих сценах происходят ключевые в проблематике романа эпизоды : смерть Фролова, случай с глушением рыбы, конфискация свиньи у корейца, разговор Левинсона с Мечиком. Эти сцены полны драматизма и динамики не меньше, чем батальные, а для главной задачи - сохранения отряда - имеют решающее значение.

В последней части происходят и кульминация и развязка . Фадеев рисует отряд в сражениях. Здесь изображается разгром отряда, разрешаются все конфликты. Главное же - показано, на что способен каждый герой в решительную минуту, как проявляется его сущность .

III. Тест по творчеству А. М. Горького, А. А. Блока, В. В. Маяковского (см. )

Домашнее задание
Сопоставить образы Морозки и Мечика: подобрать эпизоды, характеризующие героев.

Для Фадеева как пролетарского писателя и активного деятеля РАПП очень важно противопоставление героев в классовом, социально-политическом плане . Противопоставление это всегда прямолинейно и однозначно.

В чем особенность этого противопоставления ?

Антитеза - главный прием романа . Противопоставление происходит на разных уровнях: внешнем («красные» и «белые») и внутреннем (инстинкт - сознание, добро - зло, любовь - ненависть, анархия - дисциплина и т. д.) . В системе образов также явна антитеза. Это прежде всего противопоставление двух героев - Мечика и Морозки . Морозка - рабочий, Мечик - интеллигент. Этим противопоставлением Фадеев по-своему решает важнейший вопрос: каковы пути народа в революции . Вспомним, как ставили и решали этот вопрос Бунин, Горький, Блок. Посмотрим, как отвечает на этот вопрос автор «Разгрома».

II. Сопоставительный анализ образов Морозки и Мечика

Каков путь становления Морозки ?

Морозке посвящена первая глава романа. Тема образа Морозки - трудный, через подъемы и срывы, путь становления личности .
Осознание себя личностью, вероятно, начинается с того момента, когда человек начинает задаваться вопросами:
в чем смысл моего существования? Зачем я родился? В чем суть жизни?
Морозка до того, как попал в отряд, подобных вопросов себе никогда не задавал. Он был «шахтер во втором поколении». Родился он «в темном бараке, у шахты № 2, когда сиплый гудок звал на работу утреннюю смену». Описание этого радостного события - рождение человека - описано жестко, по-деловому темными красками. Морозка появился свет по гудку, и дальнейшая его жизнь казалась запрограммированной: «В двенадцать лет Морозка научился вставать по гудку, катать вагонетки, говорить ненужные, больше матерные слова и пить водку». Писатель подчеркивает типичность, обыкновенность жизни героя : «В этой жизни Морозка не искал новых дорог, а шел старыми, уже выверенными тропами». Несколько эпизодов даже начинаются одинаково: «Когда пришло время...» Никаких намеков на революционность и не было. Разве что обращает на себя внимание факт, что Морозка не выдал полицейским зачинщиков стачки. А в общем-то «он все делал необдуманно: жизнь казалась ему простой, немудрящей, как кругленький муромский огурец...»

Какое событие заставило Морозку взглянуть на жизнь по-другому ?

Первой вехой осознания себя стал для героя суд над ним (глава V) .
Морозка сначала и не понял что его судят: подумаешь, дыню украл; в поселке «шахтерские» часто воровали арбузы, огурцы - это было в порядке вещей. Но когда он почувствовал на себе «сотни любопытных глаз», когда наткнулся на суровые лица товарищей, когда услышал тяжелые слова Дубова, что он «позорит угольное племя», Морозка дрогнул, стал «бледным как полотно», «сердце падало в нем, словно подбитое». Угроза изгнания его из отряда оказалась для него неожиданной и страшной : «Да разве б я... сделал такое... Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтобы позор или как!..» Дав «шахтерское» слово, Морозка держал его до конца.

Что мы узнаем о жизненных устремлениях Морозки ?

Морозка точно знает, зачем он в отряде. Он свой в революционном потоке , так как, несмотря на все свои выходки и стихийные срывы, тянулся он всегда к лучшим, к «правильным» людям: «Он всеми силами старался попасть на ту, казавшуюся ему прямой, ясной и правильной, дорогу, по которой шли такие люди, как Левинсон, Бакланов, Дубов» (глава ХII). «Злые» мысли Морозки о том, что кто-то упорно мешает ему выйти на эту «правильную дорогу», не привели его к выводу, что «этот враг сидит в нем самом, ему особенно приятно и горько было думать о том, что он страдает из-за подлости людей - таких, как Мечик, в первую голову».

Как развивается образ Мечика в романе?

Фадеев с самого начала противопоставляет дебоширу, пьянице и сквернослову Морозке чистенького, благообразного Мечика .
Мечик впервые показан вместе с мечущимися в панике людьми : «в кургузом городском пиджачишке, неумело волоча винтовку, бежал, прихрамывая, сухощавый парнишка». Так же Мечик будет метаться, когда, предав товарищей, будет спасаться от погони (не от этих ли метаний и его имя?). «Лицо у парня было бледное, безусое, чистенькое, хотя и вымазанное в крови». Обратим внимание, что эта кровь случайна, как будто герой и не ранен, а только испачкал свое «чистенькое» лицо. Фадеев описывает Мечика таким образом, что сразу становится ясен и его жалкий вид, и отношение автора к нему . Морозка спасает его, рискуя собственной жизнью. В последней главе Морозка спасает весь отряд, преданный Мечиком, ценой свой жизни.

Мечику посвящена вторая глава романа, таким образом в первых двух главах определяется главная антитеза, намечается конфликт : «Сказать правду, спасенный не понравился Морозке с первого взгляда» - Морозка здесь проявляет «классовое», интуитивное чутье. «Морозка не любил чистеньких людей. В его жизненной практике это были непостоянные, никчемные люди, которым нельзя верить». Первое впечатление Морозки полностью оправдывается в конце романа. Так автор через Морозку сразу дает оценку Мечику , подчеркивая ее различными уничижительными наименованиями : «зануда», «желторотый», «сопливый».

При описании Мечика Фадеев часто использует слова с уменьшительными суффиксами, которые придают образу презрительный оттенок : «в кургузом городском пиджачишке», «бодро насвистывал веселенький городской мотивчик» - постоянно подчеркивается «городское» происхождение героя. Мечик то и дело краснеет, вздыхает, говорит неуверенно, «зажмуривается от жути».

Чем вызван внутренний конфликт Мечика ?

Втянувшийся в мясорубку гражданской войны, Мечик ужаснулся грязи, насилию несоответствию двух миров - внутреннего и внешнего. Сначала он «очень смутно представлял себе, что его ожидает». Попав в отряд, он увидел, что «окружающие люди нисколько, не походили на созданных его пылким воображением. Эти были грязнее, вшивей, жестче и непосредственней». Внешние «чистота» и «грязь» будут противопоставлены внутренним, только поменяются местами .
На самом деле Мечик мечтает о «мире, сне, тишине». Он тянется к доброй, заботливой Варе, и тут же предает свою былую любовь - «девушку в светлых кудряшках»: когда Варя случайно наступила на фотографию ногой, «Мечику стыдно было даже попросить, чтобы карточку подняли», а затем он сам рвет портрет девушки в клочки. Однако и любовь к Варе у Мечика ненастоящая. Он испытывает к ней «почти сыновнюю благодарность», мечтает о «розово-тихих облаках», о косах, «золотых, как полдень», о «хороших словах». Тут же автор прямо говорит, что «все, о чем думал Мечик, было не настоящее, а такое, каким он хотел бы все видеть» .

Столкновения с действительностью приносят Мечику все новые разочарования в его романтических представлениях о жизни. Например, в IX главе (эпизод с лошадью) рушатся «мальчишески-гордые надежды» героя. Вместо доброго коня ему приказали ухаживать за «слезливой скорбной кобылой, грязно-белого цвета, с продавленной спиной и мякинным брюхом». Он почувствовал себя униженным и решил, что не будет ухаживать за кобылой - «пускай подыхает». Так автор выявляет несостоятельность Мечика , объясняет нелюбовь к нему в отряде - все считали его лодырем и задавалой». Если Морозка тянется к «правильным людям», то Мечик сошелся с Пикой, Чижом, да и учился у них худшему.

Как в композиции романа проявляется авторское отношение к Мечику ?

Фадеев строит роман так, что предоставляет Мечику целый ряд возможностей слиться с отрядом , понять внутреннюю сущность происходящего. Но Мечик так и не увидел «главных пружин отрядного механизма и не чувствовал необходимости всего, что делается». Мечик любит прежде всего самого себя, жалеет себя, оправдывает себя.

Какой эпизод раскрывает истинную суть Морозки и Мечика ?

Самая жестокая проверка человека - ситуация выбора между жизнью и смерть ю. В последней главе Фадеев ставит героев в такую ситуацию, причем одинаковую для обоих. Выбор человека зависит от того, чем он жил до этого, каков его нравственный стержень .
Гибель Морозки , его подвиг показали, что он настоящий товарищ, что он тот самый «новый человек» , каких должна родить и воспитывать революция. Не задумываясь о себе, Морозка отдает свою жизнь ради жизни товарищей: «Он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о какой-либо иной возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности».

Мечик же, посланный в дозор, «соскользнул с седла». Это предопределено автором: Мечик «плохо понимал, зачем его послали вперед, но под чинился»; он даже задремал в седле и «не было ни конца, ни начала тому сонному, тупому, не связанному с окружающим миром состоянию, в котором он сам находился». Предательство Мечика подчеркивается его «унизительными телодвижениями»; он «барахтается на четвереньках», «делает невероятные прыжки», спасал свою жизнь. И мучается он не столько потому, что из-за него погибли десятки доверившихся ему людей, сколько потому, что «несмываемо-грязное, отвратительное пятно этого поступка противоречило всему тому хорошему и чистому, что он находил в себе».

Как через образы Морозки и Мечика решает автор проблему интеллигенции и революции ?

Морозке присущи трезвое, реальное отношение к действительности, растущая осознанность происходящего, понимание смысла и цели борьбы . Мечик - переполненный не жизненно-реальными, а книжными знаниями, человек, не обладавший четким, ясным видением событий и не осознавший еще своего места в жизни , а главное - не обремененный политическими и нравственными принципами. Сопоставление Морозки и Мечика демонстрирует, по мысли Фадеева, превосходство одного и ущербность другого .

III. Заключительное слово учителя

Главной причиной и безответственности, и трусости, и слабости «образованного», «чистенького», «городского» Мечика Фадеев считает его чрезмерно развитое чувство личности . Предательство, по Фадееву, - естественный финал, к которому приходит (и не может не прийти!) интеллигент, не связанный глубинными корнями с народом, с массами, с пролетариатом и его партией. Однако Фадеев показывает, что и в среде интеллигентов есть люди, преданные делу революции. Это люди «особой породы».

Домашнее задание
Подобрать эпизоды, характеризующие образ Левинсона.

Урок 3. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А. А. Фадеева «Разгром»

Методические приемы: аналитическая беседа.

Ход урока

I. Слово учителя

В Левинсоне Фадеев воплотил образ человека, «идущего всегда во главе», гармонично сочетающего в себе инстинкт, волю и разум. Это «особенный человек». В композиции романа ему тоже посвящена отдельная глава (VI) . Левинсон открывает и закрывает роман: он выступает в первом и последнем абзацах романа.

Самое важное в общем движении действия - судьба всего коллектива, всего партизанского отряда. Левинсон является носителем общего, объединяющего, сплачивающего и организующего начала.

Фадееву было очень важно художественно воспроизвести в «Разгроме» особый тип взаимоотношений коммуниста-руководителя с партизанами : «На своем опыте партизанской борьбы я видел, что при больших элементах стихийности в партизанском движении решающую, организующую роль играли в нем большевики-рабочие, - говорил он. - Эту мысль… мне хотелось подчеркнуть в романе «Разгром». Фадеев показывает, как коренные, классовые интересы людей подчас идут вразрез с их частными, временными интересами, желаниями и представлениями. В глазах Фадеева Левинсон - средоточие именно этих главных, коренных интересов народа.

II. Беседа

Как рисует Фадеев образ Левинсона ?

Левинсон представляется непререкаемым авторитетом, человеком несгибаемой воли, уверенным в себе, рожденным, чтобы руководить . Фадеев рисует образ Левинсона через отношение к нему других персонажей : «никто в отряде не знал, что Левинсон может вообще колебаться: он ни с кем не делился своими мыслями и чувствами, преподносил уже готовые «да» или «нет». Поэтому он казался всем... человеком особой, правильной породы». Каждый партизан думал, что Левинсон «все понимает, все делает как нужно... Поэтому нельзя не доверять и не подчиняться такому правильному человеку...» Автор подчеркивает в Левинсоне природное, интуитивное чувство правды, умение ориентироваться в обстановке: «особенный нюх... шестое чутье, как у летучей мыши»; «он был на редкость терпелив и настойчив, как старый таежный волк, у которого, может быть, недостает уже зубов, но который властно водит за собой стаи - непобедимой мудростью многих поколений» (глава III).

Какое значение имеют воспоминания Левинсона о детстве ?

Воспоминания о детстве Левинсона , его внешность находятся в противоречии с его образом «человека особой породы» . «В детстве он помогал отцу торговать подержанной мебелью, а отец его всю жизнь хотел разбогатеть, но боялся мышей и скверно играл на скрипке» - таких вещей Левинсон никому не рассказывал. Левинсон вспоминает «старинную семейную фотографию, где тщедушный еврейский мальчик - в черной курточке, с большими наивными глазами - глядел с удивительным, недетским упорством в то место, откуда, как ему сказали тогда, должна вылететь птичка».

Со временем Левинсон разочаровался «в лживых баснях о красивых птичках» и пришел к «самой простой и самой нелегкой мудрости: «Видеть все так, как оно есть, - для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть».

Какова роль портретной характеристики ?

Внешность Левинсона совсем не геройская : «Он был такой маленький, неказистый на вид - весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен». Мечику Левинсон напоминает «гнома из сказки». Фадеев подчеркивает физическую слабость, внешнюю неказистость героя, выделяя, впрочем, его «нездешние глаза», глубокие, как озера . Эта портретная деталь говорит о незаурядности, значительности личности.

Каковы основные черты характера Левинсона ?

В сцене суда над Морозкой Левинсон показан жестким, подчиняющим себе людей: «Морозка заколебался. Левинсон подался вперед и, сразу схватив его, как клещами, немигающим взглядом, выдернул из толпы, как гвоздь». Морозка «был уверен, что командир «видит все наскрозь» и обмануть его почти невозможно». Левинсон может говорить «удивительно тихо», но его все слышат, ловят каждое его слово. Слова его убедительны, хотя он может внутренне колебаться, не иметь плана действий, чувствовать себя растерянно. Однако он никого не пускает в свой внутренний мир.

Замкнутость, сдержанность, воля, хладнокровие, ответственность, целеустремленность, настойчивость, знание психологии людей - основные его черты.

Что дает Левинсону такую уверенность и власть над людьми? Как он понимает свою ответственность перед ними ?

Левинсон глубоко верил в то, что людьми движет не только чувство самосохранения, но и другой, «не менее важный инстинкт, не осознанный даже большинством из них, по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью». Этот инстинкт, считает Левинсон, «живет в людях под спудом бесконечно маленьких, каждодневных, насущных потребностей и забот о своей - такой же маленькой, но живой - личности, потому что каждый человек хочет есть и спать, потому что каждый человек слаб». Люди передоверяют «самую важную свою заботу» таким, как Левинсо н.

Идея романа раскрывается на примере судьбы одного из революционных партизанских отрядов, действовавших в 1919 году в таежном Приморье. Ядро отряда составляют рабочие, “угольное племя”. Это командир шахтерского взвода Дубов, пожилой, но сильный человек; подрывник Гончаренко; шахтер Морозка. Два взвода и отряде состоят из крестьян. Одним из них командует бывший пастух Метелица. Есть в отряде и представители интеллигенции: командир отряда Левинсон, бывший студент Чиж, бывший гимназист Мечик.
Командир отряда Левинсон – герой романа.

Его отличает революционная сознательность, умение организовать массы и руководить ими. Внешне Левинсон ничем не примечателен: маленький, неказистый на вид, в лице его привлекательными были только глаза, голубые, глубокие, как озера. Однако партизаны видят в нем человека “правильной породы”. Командир все умел: и разрабатывать план спасения отряда, и потолковать с людьми о хозяйственных вопросах, и играть в городки, и вовремя отдать приказание, и, главное, убедить людей. Левинсону присуща политическая прозорливость. Понимая, что сила партизан в поддержке народа, он строго следит за тем, чтобы партизаны не уронили себя в глазах населения. В воспитательных целях он устраивает показательное осуждение проступков Морозки, предлагает принять решение, обязывающее партизан в свободное время помогать населению.
В трудные для Левинсона минуты колебаний никто не замечал в его душе смятения, ни с кем не делился он своими чувствами, сам стремился найти правильное решение; в отношениях с людьми был всегда тверд. Как командир отряда, Левинсон обладал огромной силой убеждения. Но бывали случаи, когда возникала необходимость в принуждении. Так, когда необходимо было продовольствие, он вынужден был отдать приказание угонять у мужиков коров. Он делал это в силу революционного гуманизма, чтобы спасти отряд. Революционный гуманизм определил и поведение Левинсона по отношению к больному Фролову. Партизан был безнадежно болен. Взять его с собой отряд не мог, госпиталя поблизости не было. Бросить товарища командир не хотел. Считая, что смерть избавит Фролова от мук, Левинсон ускорил ее, видя в этом проявление человечности.
Роль Левинсона как руководителя отряда, его авторитет, его воля с необычайной художественной убедительностью показаны Фадеевым в сцене, когда командир властно приказывает гатить болото, которое преграждало отряду единственно возможный путь. Он появляется с факелом среди отчаявшихся людей, напоминая Данко из легенды Горького. Люди подчинились его воле и переправились через трясину.
На основе огромного опыта революционной борьбы Левинсон определяет задачи коммуниста: “Видеть все так, как оно есть, – для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть”.
Под влиянием командира отряда закаляются в революционной борьбе, поднимаются до героических подвигов бойцы-партизаны. Иван Морозов, прозванный Мороз-кой,- ординарец Левинсона. С 12 лет он начал трудиться в шахте; “не искал новых дорог, а шел старыми, – уже выверенными тропами”. Морозка – опытный партизан, осознавший необходимость борьбы, но многое в нем и от старой жизни. Из-за личных дел он отказывается выполнить распоряжение командира – доставить, пакет в другой отряд; ему “надоели скучные казенные разъезды, никому не нужные пакеты”. Но под влиянием, Левинсона Морозка начинает анализировать свои поступки, он осознает, что связь с отрядом для него дороже всего. Революционная борьба, с которой Морозка связал свою жизнь, воспитывает в нем высокую сознательность, чувство ответственности, готовность к самопожертвованию ради спасения товарищей. В горниле революционной борьбы формируется и раскрывается каждый характер. Бесстрашный разведчик Метелица, попав в беду, защищается до последнего, а перед смертью думает о том, что все самое большое и важное “он делал ради людей и для людей.”
Чужим для партизан оказался Павел Мечик. Воспитанный буржуазной средой, он не смог проникнуться силой революционных идей, не смог понять революционкого гуманизма и в конце романа скатывается к прямому предательству.
Так, в судьбах действующих лиц романа раскрылся идейный замысел писателя – показать, как в революции происходила “переделка человеческого материала”, отсеивалось все чуждое революционным идеалам, формировались и закалялись в боях характеры будущих строителей социализма.

  1. 13 мая 1956 года в подмосковном поселке Переделкино, на втором этаже одной из писательских дач прозвучал пистолетный выстрел. Эхо от него вскоре достигло Кремля и вызвало замешательство в высшем эшелоне...
  2. “Разгром” (1927) – социально-психологический роман, в котором изображается народ в годы гражданской войны. Сюжет и композиция романа построены так, чтобы показать ростки нового (советского) сознания в душах бойцов маленького партизанского...
  3. Александр Александрович Фадеев, пройдя дорогами гражданской войны, прекрасно знал жизнь. Ему хотелось поделиться своими впечатлениями с людьми, сказать свое слово в литературе. В 1927 году выходит первый роман писателя Разгром,...
  4. Во время Великой Отечественной войны Фадеев вел большую работу в Союзе писателей, часто выезжал на фронт, редактировал газету “Литература и искусство”. Летом 1943 года писателя пригласили в ЦК комсомола и...
  5. Есть ли на свете мальчишка, который бы не мечтал стать сильным, мужественным, готовым без стона снести любые муки?. Лично на меня, когда мне было лет одиннадцать, огромное впечатление произвел роман...
  6. Дет время – текут дни истории. Изменяемся мы, изменяются наши представления о прошлом, даже о самих себе. Мы начинаем многое переоценивать и переосмысливать, но главное – это не вычеркнуть из...
  7. К лучшим произведениям А. Фадеева двадцатых годов относится роман “Разгром”. “Я могу их определить так, – говорил Фадеев. – Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала,...
  8. Читая роман А. Фадеева “Разгром”, невольно задумываешься, кто больше нужен России: думающий, образованный, много знающий и понимающий человек или же беспрекословный исполнитель чужой воли. Во все времена по-настоящему талантливым и...
  9. Левинсон Иосиф (Осип) Абрамович – командир партизанского отряда. “Он был такой маленький, неказистый на вид – весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен”. Но главная черта внешности...
  10. Среди героев романа А. Фадеева “Молодая гвардия”, простых юношей и девушек, ставших борцами за свободу с фашистскими захватчиками, трудно выделить какую-то одну фигуру: все они, несмотря на различие характеров и...
  11. “И наконец Россия, именно Россия избирает новый, никем, никогда неопробованный путь, и с первых же шагов слышна ее поступь по миру.” А. Толстой. “Хождение по мукам” Что бы ни говорили...
  12. Конечно, мы знаем накал речей Фадеева-публициста: “.В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается”. Этот...
  13. Сказавшаяся в приведенном отрывке тенденция соответствовала исканиям Фадеева-человека, в котором “слишком сильна была органическая, я бы сказала – биологическая любовь к жизни, к природе”. Это почти инстинктивное стремление человека сохранить...
  14. I Идейный смысл романа. II Становление героя в романе: 1) Бывших пастуха и шахтера – Метелицы и Морозки; 2) Интеллигентов Левинсона и Мечика. III Историческая и нравственная ценность романа. Фадеев...
  15. Характерной особенностью композиции романа А. Фадеева “Молодая гвардия” являются лирические отступления. Лирические отступления – непосредственное выражение эпическим писателем своих мыслей и чувств. Эти отступления – характерная особенность только эпических произведений,...
  16. Первый роман “Разгром”, над которым он работал в Ростове в 1925-1926 годах, Фадеев задумал и писал, исходя из заранее намеченной политической задачи. “Какие основные мысли романа “Разгром”? – говорил он,...
  17. Мечик является одним из главных героев романа Фадеева “Разгром”. В отряд Мечика привели романтические представления о революционной борьбе, о партизанах. Эти иллюзии отделяют его от остальных. Герой разочаровывается, отчаяние его...
  18. Александр Александрович Фадеев – писатель, биография которого тесно связана с историей советского государства. Его юность опалена огнем революции и гражданской войны. Свои впечатления от боев на Дальнем Востоке он отразил...
  19. Александр Александрович Фадеев знал о революции не понаслышке, он был активным участником партизанского движения на Дальнем Востоке. Позже свои впечатления он отразил в романе “Разгром”. Сам писатель так определил главную...
  20. Многие литературоведы видят в названии романа Фадеева иносказательный смысл. В критических разборах часто приводится цитата из статьи В. Фриче, напечатанной в 1927 году, сразу же после журнальной публикации “Разгрома”: “В...

Урок 54. Образ Левинсона и проблема гуманизма

в романе А. А. Фадеева «Разгром»

Методические приемы: аналитическая беседа.

Ход урока

I . Слово учителя

В Левинсоне Фадеев воплотил образ человека, «идущего всегда во главе», гармонично сочетающего в себе инстинкт, волю и разум. Это «особенный человек». В композиции романа ему тоже посвящена отдельная глава (IV). Левинсон открывает и закрывает роман: он выступает в первом и последнем абзацах романа.

Самое важное в общем движении действия - судьба всего коллектива, всего партизанского отряда. Левинсон является носителем общего, объединяющего, сплачивающего и организующего начала.

Фадееву было очень важно художественно воспроизвести в «Разгроме» особый тип взаимоотношении коммуниста-руководителя с партизанами: «На своем опыте партизанской борьбы я видел, что при больших элементах стихийности в партизанском движении решающую, организующую роль играли в нем большевики-рабочие, - говорил он. - Эту мысль… мне хотелось подчеркнуть в романе «Разгром». Фадеев показывает, как коренные, классовые интересы людей подчас идут вразрез с их частными, временными интересами, желаниями и представлениями. В глазах Фадеева Левинсон - средоточие именно этих главных, коренных интересов народа.

II. Беседа

Как рисует Фадеев образ Левинсона?

Левинсон представляется непререкаемым авторитетом, человеком несгибаемой воли, уверенным в себе, рожденным, чтобы руководить. Фадеев рисует образ Левинсона через отношение к нему других персонажей: «никто в отряде не знал, что Левинсон может вообще колебаться: он ни с кем не делился своими мыслями и чувствами, преподносил уже готовые «да» или «нет». Поэтому он казался всем... человеком особой, правильной породы». Каждый партизан думал, что Левинсон «все понимает, все делает как нужно... Поэтому нельзя не доверять и не подчиняться такому правильному человеку...» Автор подчеркивает в Левинсоне природное, интуитивное чувство правды, умение ориентироваться в обстановке: «особенный нюх... шестое чутье, как у летучей мыши»; «он был на редкость терпелив и настойчив, как старый таежный волк, у которого, может быть, недостает уже зубов, но который властно водит за собой стаи - непобедимой мудростью многих поколений» (глава III).

Какое значение имеют воспоминания Левинсона о детстве?

Воспоминания о детстве Левинсона, его внешность находятся в противоречии с его образом «человека особой породы». «В детстве он помогал отцу торговать подержанной мебелью, а отец его всю жизнь хотел разбогатеть, но боялся мышей и скверно играл на скрипке» - таких вещей Левинсон никому не рассказывал. Левинсон вспоминает «старинную семейную фотографию, где тщедушный еврейский мальчик - в черной курточке, с большими наивными глазами - глядел с удивительным, недетским упорством в то место, откуда, как ему сказали тогда, должна вылететь птичка». Со временем Левинсон разочаровался «в лживых баснях о красивых птичках» и пришел к «самой простой и самой нелегкой мудрости: «Видеть все так, как оно есть, - для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть».

Какова роль портретной характеристики?

Внешность Леви совсем не геройская: «Он был такой маленький, неказистый на вид - весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен». Мечику Левинсон напоминает «гнома из сказки». Фадеев подчеркивает физическую слабость, внешнюю неказистость героя, выделяя, впрочем, его «нездешние глаза», глубокие, как озера. Эта портретная деталь говорит о незаурядности, значительности личности.

Каковы основные черты характера Левинсона?

В сцене суда над Морозкой Левинсон показан жестким, подчиняющим себе людей: «Морозка заколебался. Левинсон подался вперед и, сразу схватив его, как клещами, немигающим взглядом, выдернул из толпы, как гвоздь». Морозка «был уверен, что командир «видит все наскрозь» и обмануть его почти невозможно». Левинсон может говорить «удивительно тихо», но его все слышат, ловят каждое его слово. Слова его убедительны, хотя он может внутренне колебаться, не иметь плана действий, чувствовать себя растерянно. Однако он никого не пускает в свой внутренний мир.

Замкнутость, сдержанность, воля, хладнокровие, ответственность, целеустремленность, настойчивость, знание психологии людей - основные его черты.

Что дает Левинсону такую уверенность и власть над людьми? Как он понимает свою ответственность перед ними?

Левинсон глубоко верил в то, что людьми движет не только чувство самосохранения, но и другой, «не менее важный инстинкт, не осознанный даже большинством из них, по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью». Этот инстинкт, считает Левинсон, «живет в людях под спудом бесконечно маленьких, каждодневных, насущных потребностей и забот о своей - такой же маленькой, но живой - личности, потому что каждый человек хочет есть и спать, потому что каждый человек слаб». Люди передоверяют «самую важную свою заботу» таким, как Левинсон.

Комментарий-учителя:

Мы видим, что роль личности сводится здесь Фадеевым к инстинктивным, мелочным потребностям. Левинсон же умеет эти насущные потребности подавить, взять ответственность за «слабых» людей на себя. В Левинсоне соединяются жалость и жестокость. Он и «с» отрядом и «над» отрядом. Смысл жизни его «в преодолении скудости и бедности»; «жила в нем огромная, не сравнимая ни с каким другим желанием жажда нового, прекрасного, сильного и доброго человека». Вспомним образ Человека у Горького.

Как реализуется в романе идея об оправдании любых средств «конечной целью»?

Перед Левинсоном стоит задача «сохранения отряда как боевой единицы». Это - главное, все остальное - второстепенно. Поэтому, когда появляется необходимость, Левинсон действует решительно, как «сила, стоящая над отрядом»: «С этого дня Левинсон не считался уже ни с чем, если нужно было раздобыть продовольствие, выкроить лишний день отдыха. Он угонял коров, обирал крестьянские поля и огороды, но даже Морозка видел, что это совсем не похоже на кражу дынь с Рябцева баштана». Левинсон убежден, что сила его «правильная». Гуманизм «абстрактный», по мнению Фадеева, должен быть заменен гуманизмом «классовым».

III. Дискуссия

Прокомментируем сцену конфискации свиньи у корейца, эпизод с решением судьбы Фролова (глава ХI) Прав ли Левинсон? Оправданны ли его действия? Можно ли чувства Мечика назвать гуманными? (Обсуждение).

Комментарий учителя:

Истинная сила Левинсона - в его нравственном воздействии на людей, для которых он был человеком «другой, правильной породы». Левинсон давно расстался с детскими иллюзиями. Но не станет ли его мечта о «новом, прекрасном, сильном и добром человеке», которого можно воспитать в революции, еще одной иллюзией, заблуждением?

Гуманизм «абстрактный» и гуманизм «революционный» сталкиваются в романе в непримиримом противоречии. Жестокие поступки Левинсона, которые осуждает Мечик, видятся Фадеевым как осознанная необходимость. Однако не надо называть жестокую, трагическую неизбежность войны актом гуманизма; нельзя именовать гуманным жертвование одним во имя многих.

I V . Задания по роману А. А. Фадеева «Разгром»

1. Сравните отношение к проблеме «народ и интеллигенция» А. А. Фадеева с позициями И. А. Бунина, А. М. Горького, А. А. Блока. Чья позиция вам ближе?

2. В чем, по вашему, заключается сила Левинсона?

3. Что вы думаете по поводу «классового гуманизма»?

4. На кого из героев А. А. Фадеева вам хотелось бы походить и почему?

Домашнее задание

Написать сочинение по одной из тем:

1. Образ Человека в произведениях Горького и Фадеева.

2. Интеллигенция и революция с точки зрения Горького, Блока, Фадеева.

3. Существует ли «абстрактный» гуманизм?

Творчество Е. И. Замятина

Урок 55. Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы»

Цели урока: углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомить с биографией писателя.

Методические приемы: проверка знаний учащихся; разъяснение понятий (теория литературы); рассказ учителя; лекция с элементами беседы по тексту романа.

Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?

Н. А. Бердяев

Ход урока

I . Проверка домашнего задания (чтение и анализ 2-3 сочинений по роману А. А. Фадеева «Разгром»).

II. Работа с эпиграфом

Запишем эпиграф и вспомним, что такое утопия.

Утопия (от греч. U - «нет» и topos - «место») в литературе - развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Первые утопические описания встречаются у Платона и Сократа. Термин «утопия» - от названия произведения Т. Мора. Классические образцы утопий - «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона.

Утопия - мечта.

Почему же философ Н. Бердяев предостерегает от осуществления утопии? Ответим на вопрос в конце урока.

III. Слово учителя

Роман Замятина «Мы», написанный в 1921-22 годах, впервые опубликован на английском языке в 1924 году в Нью-Йорке, впервые на русском языке - там же, в 1952 году. В нашей стране роман увидел свет лишь в 1988 году в 4-5 номерах журнала «Знамя». История романа драматична, так же как и судьба его автора.

Евгений Иванович Замятин - одна из ярких фигур среди писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшихся свободными в своем творчестве, в художественной оценке событий.

Замятин родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии в семье священника. Стал кораблестроителем. О выборе профессии писал так: «В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума». Дух противоречия привел Замятина, выросшего в патриархальной семье, в партию большевиков. С 1905 года он участвует в нелегальной работе, подвергается аресту и проводит несколько месяцев в «одиночке».

В годы Первой мировой войны Замятин уезжает в Англию экспертом по строительству ледоколов для русского флота, в частности участвует в постройке знаменитого «Красина» (освоение Арктики). Однако уже в сентябре 1917 года возвращается в революционную Россию.

В 1922 году Замятин публикует рассказы («Пещера», «Дракон» и др.), в которых революционные события предстают как разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившееся бытие. В рассказе «Пещера» на смену былому образу жизни, духовным интересам, нравственным представлениям приходит одичавшая жизнь с убогими ценностями: «В центре этой вселенной - бог. Коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, жадный, пещерный бог: чугунная печка».

Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом, не мог примириться с господством диктатуры, ее жертвами, тяжестью потерь. Как писатель он был всегда честен: «У меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой». Разумеется, печатать его перестали. Критика травила писателя даже за неопубликованные произведения. В октябре 1931 года благодаря посредничеству Горького Замятин выехал за границу и с 1932 года жил в Париже.

I V . Предварительная беседа по роману

Что является предметом изображения Замятиным в романе «Мы»?

Далекое будущее, ХХХI век. Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. До ХХ века это будущее обычно представлялось прекрасным. Со времен долитературных фантазия работала в основном в направлении «технического усовершенствования» мира (ковры-самолеты, золотые яблочки, сапоги-скороходы и т. п.).

Для чего изображается это далекое будущее? (Обсуждение.)

Один из главных героев романа «Разгром» Фадеева - командир отряда партизан, бесстрашный Осип Абрамович Левинсон.

Главной чертой внешности Левинсона были огромные синеватые глаза, глубокие, как омут. Сам по себе он был низким человеком с рыжей растительностью на лице, но его рост - это ещё одно доказательство того, что уважение к человеку, авторитет перед человеком вызывает не столько внешность, сколько поступки, слова и характер. А характер у Осипа Абрамовича был жесткий, хлёсткий и порой даже жестокий.

На протяжении всего романа он несколько раз идёт на преступления против человека и любых цивилизованных прав, но делает он это не из самодурства или ненормальной жестокости, он делает это ради того, чтобы спасти свой отряд. Он очень ответственный командир, который выше всего ставит заботу о своём отряде партизан, он понимает, что жизни этих людей во многом в его руках, что он за них отвечает.

Можно сказать, что Левинсон - опытный командир, потому что он ни с кем не обсуждает своих мыслей из отряда, чтобы не допустить смуты в рядах воинов. Он не делится своими переживаниями или сомнения по поводу решений, которые принимает, он всё носит в себе.

Приказы из его уст вылетают, точно пули, которые беспрекословно исполняются, какими бы неоправданными они не казались героям отряда. Так больной Фролов, которого отряд больше не может содержать, который будет только обузой для партизан, принимает приказание командира о том, что его умертвят. Один лишь молодой и слабохарактерный Мечик, который не привык к тому, что на войне цинизм - залог успеха, пытается донести до окружающих, что Левинсон отдаёт неправомерные и не щадящие никого приказы. Остальные же партизаны не смеют даже подумать о том, чтобы оспаривать приказ командира, настолько он был для них авторитетным.

Без показа колебаний принимает Осип Абрамович и решение о том, чтобы расстрелять человека в жилетке, так же уверенно он решает забирать силой все продукты из ближайших поселений и огородов, когда у партизан закончилось продовольствие.

Сильнее всего читатель проникается сочувствием к Левинсону, когда в последней главе романа партизаны попадают в окружение казаков и борются с ними на смерть. Командир партизан, оставшийся почти без сил, делает последний приказ своим подчинённым - идти в прорыв. В живых остаются девятнадцать человек, среди которых и сам Левинсон. Он потерял товарищей, но спас тех, которые остались, а значит, поступил правильно. Он любуется мирной жизнью.

Вариант 2

Роман Фадеева «Разгром» рассказывает читателю о реальных события в истории России, а именно про трагичную судьбу партизан на Дальнем Востоке.

Герой, описанный Фадеевым, является фантазией автора, такого человека в литературе мы нигде больше не встретим.

Иосиф Левинсон описывается нам как ничем не выделяющийся человек, у него нет особых физических качеств, он не наделен особой красотой, но пусть с виду он представляется нам самым простым человеком, внутри же он сложен и непредсказуем.

Левинсон пользуется у подчиненных особым авторитетом и уважением, он терпелив, умен, умеет находить выходы из всех, пусть самых безвыходных, ситуаций.

Партизаны видят в Левинсоне настоящего человека с большой буквы, он полон отваги, в нем нет ни капельки трусости, он надежен и мудр.

Левинсон обладает характеристикой тонкого психолога, он умеет находить общий язык с любым. Эти черты мы видим в его отношениях с Метелицей, когда юноша, видя безвыходность сложившейся ситуации, предлагает партизанами план отступления. Но Левинсон, будучи умным человеком, не стал открыто ругать его идею, он, наоборот, подменил его планом более осторожным, и никто этого не понял. Этим действием командир сумел повысить значимость Метелицы в глазах людей, заставил поверить парня в свои силы.

Левинсон справедлив, но вместе с тем и строг, ведь только кнутом и пряником можно сохранить в отряде железную дисциплину. Узнав о том, что Морозко совершил кражу дынь, Левинсон устраивает для него суд. Для помощи в выносе решения командир приглашает на мероприятие местных жителей. В конце концов, суд обязывает Морозко помогать крестьянам по хозяйству. Разумеется, в свободное от войны, время

Автор особое значение придает взгляду Левинсона. Его взора боялись, виновные понимали всю глубину и тяжесть своих проступков. Взгляд командира заставлял партизан говорить правду и испытывать стыд за свои незаконные действия.

Но Фадеев не желал максимально идеализировать своего героя. Левинсон обычный человек со своими проблемами и страхами, но он пытается спрятать свои слабости от других, подавить их. Люди считают его самым правильным человеком на земле, и этому имиджу, несмотря на тяжесть, приходится соответствовать.

Сочинение про Левинсона

В произведения такого автора как Фадеев всегда присутствовали интересные персонажи и их образы, создающие общую атмосферу произведения, которыми автор давал своим читателям полнейшее представление о персонажах и их характере. Конечно, во многих произведениях многих авторов присутствуют интересные и продуманные персонажи, однако у данного автора получалось описывать их наиболее чётко. Ярким примером послужит Левинсон из произведения “Разгром”.

Левинсон – командир партизанской бригады, которая занималась непосредственно своего рода работой в небольшом месте, в котором описывается действие произведения. Левинсон был человеком весьма своенравным, не щадящим никаких оплошностей. Как человека Левинсона описывают как внешне хоть и не совсем вызывающего доверие, но после более близкого знакомства с ним становилось ясно, что в его случае внешность обманчива. Хоть на первый взгляд он и был человеком простеньким, достаточно безобидным, возможно даже не вызывающим доверия, после личной беседы с ним становилось ясно одно – Левинсон не такой уж и простой, каким кажется на первый взгляд.

После близкого знакомства с Левинсоном многие отмечали его образованность, тактичность, умение поддержать разговор, и, конечно же, не дюжую хитрость, которой он, несомненно, обладал, так как всегда находил выход из любых, даже из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Также многие отмечают в нём храбрость, желание двигаться только вперёд, постоянный задор, что постоянно подбадривало его подчинённых и придавало ещё больший боевой дух.

Автор придаёт Левинсону черты строгого начальника, дабы показать насколько он был верен своему делу, что порой даже жертвовал мирными жителями на благо своей цели. Однако, даже несмотря на эту всю свою строгость, он всё-таки был простым человеком, со своими страхами и переживаниями, что и описывается в произведении. Хоть он и человек серьёзный и смелый, он всё равно переживает за то, что будет в будущем, за то сможет ли он достичь своей цели, преодолев все невзгоды достичь заветной вершины.

Характеристика 4

Чтобы подавить волнения в каком-то регионе иногда привозят войска из другого региона. Собственно эта практика известна с давних времен, а фадеевский Осип Абрамович Левинсон – характерный представитель именно таких людей. При этом в книге он конечно в большей степени дается как художественный образ.

Левинсон маленький и щуплый, рыжеватый и с большими голубыми глазами. При этом субтильность командира партизанского отряда не влияет на его положение, точнее влияет в обратную сторону. Внешне щуплый Левинсон отличается твердостью характера, которая, вероятно, является следствием комплекса Наполеона или чего-то подобного.

Левинсон представляет собой строгого командира, который ставит впереди всего коллектив и не считается с конкретными личностями. Благодаря этому он собственно и пользуется авторитетом, которым, вероятно, дорожит и поэтому принимает твердые решения. Он расстреливает «человека в жилетке», травит больного Фролова, и эти действия оправдывает интересами отряда.

Подобно всем людям, который остаются при власти, Левинсон исповедует довольно эфемерные и пространные идеалы, он хочет видеть нового, сильного и доброго человека. Он сам старается быть похожим на этого человека, но в действительности он просто человек влекомый водами истории, просто человек, который занял наиболее выгодное положение. Безусловно, Левинсон переживает за собственный отряд, он волнуется, когда в заключительной главе казаки практически всех перебили, тем не менее он принимает верные для своего отряда решения и выбирается в мирное пространство.

Однако, о чем думает Левинсон, когда видит мирных людей, которые просто живут и возделывают хлеб? Он хочет сделать этих людей «своими» такими же, как части его отряда. По сути, он хочет владеть в некотором смысле другими людьми, подчинить идеям, которые сам не полностью понимает, он хочет «исполнять свои обязанности», но в искренности этого героя сомневаешься, возможно, он делает свое дело просто как способ выживания в суровых условиях.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Графа в повести Выстрел Пушкина сочинение

    Одним из основных персонажей произведения, входящего в цикл рассказов «Повести Белкина», является военный офицер, происходящий из богатой знатной фамилии, красивый, умный и отважный граф Б.

    Обелиск - исторически бессмертная повесть Василя Быкова.В произведении тронута глобальная тема преемственности поколений, верности традиций отца, деда.