Аренский биография. Аренский. Музыкальная гордость Новгородской земли. Антон Степанович Аренский. Фортепианное творчество

Замечательный русский композитор - лирик, автор, создавший прекрасные романсы и изящные фортепианные миниатюры Антон Степанович Аренский родился в 1861 году в Новгороде, в весьма музыкальной семье. Отец, доктор, играл на виолончели, мать была хорошей пианисткой. Выдающиеся музыкальные способности Аренского проявились тогда, когда он начал брать уроки игры на фортепиано. Ему было в это время около семи лет. Вначале руководителем Аренского в занятиях теорией музыки был профессор Зикке, дальнейшее же музыкальное образование он получил в петербургской консерватории, которую с блеском окончил в 1882 году по классу композиции профессора Римского-Корсакова. В том же году Аренский был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классам гармонии и контрапункта, а позднее, получив звание профессора, вел там же классы инструментовки, фуги и свободного сочинения. Среди его учеников С.В.Рахманинов, Г.Э.Конюс, А.Н.Корещенко, А.Б.Гольденвейзер и многие другие.

В 1895 году он оставил московскую консерваторию и был назначен управляющим Придворной певческой капеллы по рекомендации М.А.Балакирева. Должность управляющего Придворной певческой капеллы Аренский занимал до 1901 года, когда вышел в отставку. Он много концертирует как пианист и дирижер в России и за рубежом. Однако это не мешает ему писать много музыки и в вокальном и в инструментальном жанрах, музыки, для которой характерны элегически - созерцательные настроения. При этом нельзя не отметить значительного влияния на творчество Аренского русских композиторов и, прежде всего, П. И. Чайковского.

Главные сочинения: оперы «Сон на Волге» (поставлена на сцене Большого театра в Москве в 1892 году), «Рафаэль» (поставлена в 1894 году), «Наль и Дамаянти» 1899 год; музыка к «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина (соло, хоры и оркестровые номера), кантата на десятилетие коронования Императора Александра III; балет «Египетская ночь» (1900 год); две симфонии, фортепианное трио, фортепианный квинтет, два струнных квартета, концерт для фортепиано и фантазия для фортепиано с оркестром на темы Рябинина, концерт для скрипки, три сюиты для двух фортепиано, множество романсов и пьес для фортепиано в две и четыре руки, для скрипки, виолончели, светских хоров, а также духовно-музыкальных сочинений. Кроме того, Аренским изданы: «Руководство к практическому изучению гармонии», «1000 задач» к этому руководству и «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки».

Антон Аренский умер в феврале 1906 года, в возрасте 45 лет, в Перкярви. Он занимал выдающееся место среди современных ему русских композиторов. Отличительными качествами его творчества были и остались по сей день - красота, мелодичность и грация.

Виктор Каширников

Я хочу остановиться на личности видного российского композитора и музыкального деятеля Антона Степановича Аренского . Он – автор замечательных произведений русской классической музыки, пианист, дирижёр, педагог. Был профессором Московской консерватории и управляющим петербургской Придворной певческой капеллы. Антон Аренский прожил относительно небольшую, но яркую и плодотворную жизнь. Погребён в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге .

Скоро, 30 июня 2011 года , исполнится 150 лет со дня рождения Антона Степановича Аренского . Этот материал посвящён предстоящему юбилею замечательного композитора. К сожалению, его имя немного подзабыто современниками, что совершенно незаслуженно. Убеждён, имя Антона Аренского золотыми буквами вписано в историю отечественного и мирового музыкального искусства, его прекрасные произведения всегда будут радовать своих слушателей.

В статье приводятся биографические данные и сведения о могиле: об исторической могиле и современном положении.

Биография:

АРЕНСКИЙ Антон (Антоний) Степанович [30 VI (12 VII) 1861 , Новгород - 12 (25) II 1906 , Перкярви, близ Териоки, ныне Зеленогорска Ленинградской обл.] - русский композитор, пианист, дирижёр, педагог. Сын врача. Учился в Петербурге в частной музыкальной школе Руссо (у К. К. Зикке). В 1882 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. С этого же года преподавал в Московскую консерватории (общие музыкально-теоретические предметы, в 1889-1894 специальные теоретические дисциплины и класс свободного сочинения; с 1889 профессор). Его ученики: С. В. Рахманинов, Г. Э. Конюс, А. Н. Корещенко, А. Б. Гольденвейзер и другие. В 1888-1895 руководил концертами Русского хорового общества. В 1895-1901 был управляющим петербургской Придворной певческой капеллы. С 1901 занимался композиторской и исполнительской деятельностью (выступал в России и за границей как пианист и дирижёр). Творчество Аренского сформировалось под влиянием русский композиторов и прежде всего П. И. Чайковского. Аренский по-преимуществу лирик, для музыки его характерны элегически-созерцательные настроения. Лучшие произведения Аренского принадлежат к жанру камерной вокальной и инструментальной музыки. Популярны романсы «Разбитая ваза» (сл. А. Н. Апухтина), «Не зажигай огня» (сл. Д. М. Ратгауза), «Осень» (сл. Т. Л. Щепкипой- Куперник). Значительное место в творчестве композитора занимают фортепианные сочинения, отличающиеся богатством звуковой палитры, изобретательностью в области ритмики, формы. Его фортепианным миниатюрам свойственны изящество, тщательность разработки фактуры; большей частью они объединены в серии-циклы («Пестрота», ор. 20; 4 пьесы, ор. 25; «Характеристические пьесы», ор. 36, и др.). Из фортепианных произведений крупной формы выделяются концерт f-moll (1882), фантазия на темы И. Т. Рябинина (1899), где в виртуозно-концертном стиле разрабатываются народные былинные темы. Аренский одним из первых среди русских композиторов обратился к концертным произведениям для 2 фп. (4 сюиты, лучшие из них - 2-я и 3-я). Значительное место в творчестве Аренского занимают инструментальные ансамбли (2 фп. трио, 2 квартета, фп. квинтет), наиболее популярно среди них - фп. трио d-moll (1894), посвящённые памяти виолончелиста К. Ю. Давыдова. Операм Аренского недостаёт драматизма и целостности. В опере «Сон на Волге» (по А. Н. Островскому, 1888; Аренский дополнил и переработал переданное ему Чайковским либретто оперы «Воевода») более всего удались жанрово-бытовые эпизоды. Пользовалась успехом одноактная опера Аренского «Рафаэль» (1894). Склонность Аренского к лирической камерности проявилась и в симфониях. В 1-й симфонии (1883) заметно влияние Чайковского и Римского-Корсакова; 2-я (1889) - характеризуется сжатостью формы, придающей симфоническому циклу черты лирической поэмности. Из симфонических сочинений Аренского чаще исполняется орк. сюита g-moll (1886).

Соч.: оперы - Сон на Волге (ор. 16, 1888, пост. 1890 [ст. стиль], Большой театр, Москва), Рафаэль (ор. 37, пост. 1894, Москва, силами учащихся консерватории), Наль и Дамаянти (ор. 47, 1903, пост. 1904, Большой театр, Москва); балет - Ночь в Египте (Египетские ночи, ор. 50, 1900, пост. 1908, Париж, «Русские сезоны» С. П. Дягилева; 1909, Мариинский театр, Петербург); кантаты - Лесной царь (на текст И. В. Гёте, пер. В. А. Жуковского, ор. 3, 1882), На 10-летие коронования (на текст А. Крюкова, ор. 26, 1893); для голоса с орк. - баллада Волки (на текст А. К. Толстого, ор. 58, 1902), баллада Кубок (с хором, на текст Ф. Шиллера, пер. Жуковсксго, ор. 61, 1902), сюита Воспоминание (на текст П. Б. Шелли, пер. К. Д. Бальмонта, ор. 71, 1904), мелодекламации на тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева (Нимфы, Лазурное царство, Как хороши, как свежи были розы, 1903) и др.; для орк. - 2 симфонии (h-moll, op. 4, 1883, и A-dur, op. 22, 1889), сюита g-moll (op. 7, 1886), Фантазия Маргарита Готье (ор. 9, 1886), Интермеццо (g-moll, для струн. орк., ор. 13, 1888-89), Сюита из балета «Египетские ночи» (ор. 50, 1900), Вариации на тему Чайковского (для струн. орк., ор. 35), марши; для фп. с орк. - концерт (f-moll, op. 2, 1882), фантазия на темы Рябинина (ор. 48, 1899); концерт для скр. с орк. (a-moll, op. 54, 1901); камерно-инстр. ансамбли - фп. квинтет (D-dur, op. 51, 1900), 2 струн. квартета (G-dur, op. 11, 1888, и a-moll, ор.35, 1894), 2 фп. трио (d-moll, op. 32, 1894, и f-moll, ор. 73, 1905), пьесы для скр. и фп., для влч. и фп. (ор. 12, 30, 56, 72); для фп. в 2 руки - ор. 1, 5, 8, 19, 20, 24, 25, 28, 36, 41, 42, 43, 52, 53, 63, 67, 74; для фп. в 4 руки - ор. 34, 66; для 2 фп. в 4 руки - 4 сюиты (ор. 15, 1890; ор. 23, «Силуэты», 1892; ор. 33, 1894; ор. 62, 1902), Детская сюита (Каноны, ор. 65, 1903); хоры - светские, в т.ч. a cappella (жен., 3 муж., смешанный), и духовные; романсы - ор. 6, 10, 17, 21, 27, 38, 44, 60, 64, 70; вок. ансамбли - 3 квартета (с влч.), 2 квартета (a cappella), 5 дуэтов (с фп.), дуэты ор. 29, 45 и др.; музыка к сценич. и лит. произв. - к инсценировке поэмы «Бахчисарайский фонтан» Пушкина (ор. 46, 1899), к драме «Буря» Шекспира (ор. 75, пост. 1905, Малый театр, Москва); перелож. собств. произведений. Лит. соч.: Краткое руководство к практическому изучению гармонии, М., 1891, М., 1929; Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки, М., 1893-94, М., 1930; Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии, М., 1897, посл. изд., М., 1960; Музыкальная заметка [замечания к напевам И. Т. Рябинина], «Этнографическое обозрение», 1894, М 4. Письма: П. И. Чайковскому, в кн.: Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. III, M., 1903; С. И. Танееву, «СМ», 1937, No 6, также в сб.: С. И. Танеев, Материалы и документы, т. 1, М., 1952, с. 69-197; А. И. Зилоти, «РМГ», 1909, NoNo 40-42; А. П. Ленскому, в статье: Заметки А. П. Ленского и переписка с ним А. С. Аренского по поводу «Бури» Шекспира, «ЕИТ», 1909, вып. IV.

Публикуется по:

  • Музыкальная энциклопедия в 6 тт., М., 1973-1982. Том I. [электронная версия ].

    МОГИЛА

    Антон Степанович Аренский скончался 12 февраля 1906 в Перкярви, близ Териоки, Великое княжество Финляндское.
    Погребён в Некрополе мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург .
    Могила Антона Аренского имеет свою судьбу, к сожалению, с некоторыми трагическими нотами.
    После смерти композитор был погребён на Тихвинском кладбище. В том же году на могиле была сооружена ажурная металлическая застеклённая часовня. В ее интерьере в мае 1908 года был установлен гипсовый горельеф работы М. Л. Диллон. Памятник был заказан скульптору вдовой композитора Е. В. Аренской в 1907 году за 1000 руб. Надгробие экспонировалось в 1908 году на Весенней выставке в Академии художеств, также как созданный в процессе работы бюст композитора под названием «Вдохновение» (ныне - в собрании Государственной Третьяковской галереи). В 1936 году в процессе реконструкции Некрополя мастеров искусств горельеф был помещен в нише на стене здания бывшей Тихвинской церкви (ныне - Выставочный зал Государственного музея городской скульптуры). Часовня не сохранилась. В 1952 году гипсовый оригинал заменен копией, выполненной из искусственного камня (цементе мраморной крошкой), изготовленной в мастерских ЛО Худфонда РСФСР.
    Описание надгробия. Пристенный горельеф. Скульптор М.Л. Диллон, 1908 (отлив 1952). Искусственный камень, 247x166x31. Внизу слева: М.Диллонъ. 1908. Горельеф трапециевидной формы, помещенный в пристенную нишу. В центре портрет композитора, сидящего за роялем. В верхней части композиции аллегорическое изображение мелодий в виде полуфигур юных дев с распущенными волосами, играющих на музыкальных инструментах. Внизу справа -лавровый венок и пальмовая ветвь. Внизу слева высечены нотные строки с текстом начальных фраз романса Аренского на стихи Н.П. Огарева («Звуки», 1841): «Какъ дорожу я прекраснымъ мгновеньемъ, / Музыкой вдругъ наполняется слухъ». В нижней части горельефа справа надпись: АРЕНСКIЙ/1861-1906.

    Изяслав Тверецкий ,
    май 2011.

  • Пожалуй, во всей истории музыки не найдется другого такого композитора, который бы с такой страстью «прожигал жизнь», но при этом состоялся и как композитор, и пианист, и дирижер, и более того как знаменитый педагог. Видимо, в этом весь Аренский, по крайней мере, так был прожит его путь.

    Антон Степанович Аренский родился 12 июля в Нижнем Новгороде. Его семья была очень музыкальной: отец – врач по профессии – был музыкантом-любителем, играл на виолончели, мать прекрасно владела фортепиано. Именно родители стали для семилетнего мальчика первыми учителями музыки, позднее он обучался у профессора Зикке. Первые попытки сочинять музыку Антон предпринимал в девятилетнем возрасте.

    Дальнейшее творческое становление Антона Аренского связано с Петербургской консерваторией, где он обучается в классе . Аренского нельзя было назвать идеальным студентом, тем не менее, он проявил незаурядное композиторское дарование. Весьма высоко были оценены его работы, представленные на выпускном экзамене – Симфоническое скерцо и «Лесной царь» для солиста с хором на стихи Иоганна Вольфганга Гёте, и выпускник удостоился золотой медали.

    Почти сразу после завершения консерваторского курса – в 1882 г. – он приглашен был в Московскую консерваторию для преподавания музыкально-теоретических дисциплин, где он становится профессором. Именно он ввел курсы по новым дисциплинам, таким, как инструментовка, фуга и класс свободного сочинения. Антон Аренский написал учебники по гармонии, по ним обучались и продолжают обучаться многие поколения студентов. Он был невероятно любим своими студентами и слушателями, среди которых были, кстати, Рейнгольд Глиер, Александр Скрябин.

    В Москве Аренский познакомился с , чью музыку страстно любил, в связи с чем, конечно, испытал сильное влияние, проявившееся в его сочинениях. Надо сказать, что их отношение другу к другу было переполнено взаимной любви и уважения. говорил о нем как об «интересной музыкальной личности», отмечал, что Аренский «…удивительно умен в музыке». Именно он отдал Антону Степановичу либретто «Воеводы» – своей ранней оперы, благодаря чему родилась знаменитая опера Аренского «Сон на Волге» (1888). Год спустя она успешно прошла в Большом театре. именовал ее «превосходной русской оперой» и добавлял: «Сцена сна Воеводы заставила меня пролить немало сладких слез».

    Другом Антона Степановича становится в Москве и другой композитор – Сергей Танеев, который тоже очень высоко оценивал творчество Антона Степановича. Танеев в оценке музыкальных произведений был очень строг, и ему отнюдь не была присуща сентиментальность, однако в отношении оперы Аренского «Рафаэль» он упоминает в своем дневнике, что был «тронут до слез». Эта опера не стала репертуарной, но солисты-тенора нередко включают в свои концертные программы один из ее номеров – Песню певца за сценой («Страстью и негою сердце трепещет»).

    Кроме того, его музыку необычайно ценил Лев Николаевич Толстой. В особенности нравились писателю сюиты для двух фортепиано, которые – по свидетельству Сергея Танеева – «примирили Льва Николаевича с новой музыкой». Любимой пьесой Толстого стала «Испанская танцовщица». Впоследствии фортепианные произведения Аренского нередко исполняли его ученики – и Александр Гольденвейзер.

    Одним из самых известных творений Аренского для фортепиано стала Фантазия на тему Рябинина. В начале 1890-х гг. в Москве побывал крестьянин из олонецкой губернии Иван Трофимович Рябинин – представитель семьи певцов-сказителей. Аренский встретился с ним и записал несколько былинных напевов, в частности – «Вольга и Микула» и былину о боярине Скопине-Шуйском, и эти мелодии стали в 1899 г. материалом для Фантазии.

    Прославленным исполнителем вокальных творений Антона Аренского был сам . Он пел и «Детские песни», и «Менестреля». Антон Степанович посвятил великому певцу романтическую балладу «Волки».

    Аренского нельзя было причислить к числу композиторов-новаторов, быть может, его музыка не всегда отличалась глубиной – но красота мелодий и искренняя, элегическая лирика привлекали к ней сердца слушателей. Музыка Аренского была весьма популярна в начале ХХ столетия, и не удивительно, что такому известному и авторитетному композитору Дирекция императорских театров доверила выполнение ответственного заказа: создание музыки для балетного спектакля, посвященного визиту персидского шаха в Российскую империю в 1900 г. Так родился балет « », основанный на новелле Теофиля Готье «Ночь Клеопатры». Эмоциональная насыщенность мелодий, стилизованные в салонном духе подлинные восточные мотивы, яркость оркестровых красок – все это сделало партитуру Аренского подходящей основой для впечатляющего балетного спектакля, постановкой которого занимался . К сожалению, спектакль так и не был представлен публике, но в 1908 г. « » поставил . Позднее балет представлялся в Париже труппой под заглавием «Клеопатра», но при этом в партитуру включались фрагменты произведений других композиторов.

    Музыкальное наследие Антона Степановича Аренского невелико, но в то же время ярко и широко, с присущей только ему одному тональностью и звучностью.

    Аренский умер в 45 лет, в самом расцвете сил, в 1906 году от туберкулеза.

    Музыкальные Сезоны

    30 июня 1861, Великий Новгород - 12 февраля 1906, Перкярви, близ Териоки (ныне Кирилловское близ Зеленогорска Ленинградской области)

    Композитор, пианист, дирижер, педагог. Ординарный профессор 2-й степени (1888). Управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге (1895-1901)

    Родился в семье врача, любителя музыки. Мать, На-дежда Антипьевна, - сестра писателя и драматурга А.А. Потехина, прекрасная пианистка, «лишь по застен-чивости не пожелавшая выступать публично » (Аренска -я Е.В. Биография А.С. Аренского). В 7 лет начал обучать-ся игре на фортепиано, затем обнаружил склонность к сочине-нию. Переехав в Петербург, учился в частной музыкальный школе Ф.И. Руссо у К.К. Зике (фортепиано и теория музыки). В 1882 с золотой медалью окончил Петербургскую консерваторию по классу спец. тео-рии и композиции Н.А. Римского-Корсакова. Сочинение дава-лось Аренскому легко. По свидетельству современников, пока Римский-Корсаков проверял тетради других учеников, успе-вал сочинить фугу, которая оказывалась лучшей в классе.

    С 1882 преподавал в Московской консерватории сначала все обяза-тельные музыкально-теоретические предметы (кроме элементарной теории музыки и сольфеджио), в 1889-95 - спец. теорию и свободное сочинение. Тогда же познакомился с С.И.Та-неевым, который писал: «От теории я освобожден благода-ря приезду Аренского… Я с ним очень подружился, захо-жу к нему почти каждый день; премилый молодой чело-век и очень талантливый… » (из письма П.И.Чайковскому от 24 окт. 1882, см. Чайковский - Танеев. Письма. М., 1951. С. 88). Аренский был одним из лучших педагогов-теорети-ков Московской консерватории, вызывал восхищение учеников неорди-нарностью, артистизмом, творческим отношением к предме-ту. Р.М. Глиэр, в частности, считал особенно ценным то, что с ними занимался «не рядовой педагог, который дол-жен… подготовить к сдаче экзамена, а подлинный худож-ник, композитор исключительно даровитый, глубоко ценимый и любимый не только публикой, но и лучшими музыкантами того времени » (Цит. по: Цыпин Г. А.С. Арен-ский. С. 14, 15). В мемуарах А.Б. Гольденвейзера Аренский предста-ет как человек блестяще одаренный от природы, «обла-давший каким-то личным обаянием, которого, несмот-ря на его недостатки, все любили. У него было очень яркое композиторское дарование, очень гармоничное и безукоризненное в смысле музыкального инстинкта… » (Цыпин Г.С. 17). Среди учеников едва ли не все исполни-тели, теоретики и композиторы того периода. Особое предпочтение отдавал занятиям с С.В. Рахманиновым, Г.Э. Конюсом, А.Н Корещенко, Гольденвейзером, К.Н.Игум-новым, Глиэром и др. С некоторыми учениками отношения, однако, сложились неблагоприятно. Так, из-за конфлик-та с педагогом ученик Аренского А.Н.Скрябин не получил права сдавать экзамен на получение диплома композитора.

    В 1888-95 Аренский руко-водил концертами Русского хорового общества. В 1895-1901 был управляющим Придворной певческой капеллы (Петер-бург; сменил М.А.Балакирева).

    С 1901 занимался композиторской и исполнительской деятельностью, которая наиболее активно протекала в 1900-е гг. Он выступал в городах России (Харьков, Рига, Нижний Новгород, Киев, Одесса, Кишинёв, Николаев, Орёл, Курск, Саратов и др.) и за рубежом (Лейпциг) в качестве дирижера, пианиста, в том числе с исполнением собственных сочинений. В 1900 осуществил концертное турне по го-родам России с квартетом герцога Мекленбургского. Несмотря на дефекты техники (не получил специального фортепиано об-разования), умел придать своей игре артистизм и блеск.

    Критики характеризовали как «последнего лирика русской фортепианной музыки». Произведения для фортепиано составляют примерно половину творческого наследия композитора, и их популярность при жизни автора была довольно велика. Аренский был известен и как пианист, вдохновенный исполнитель своих сочинений. Его пианистическая манера выглядела оригинально и даже эксцентрично – сохранились свидетельства современников о «плоских и даже вытянутых пальцах», но при этом отмечалось, что рояль у него «звучал превосходно». Манера игры Аренского покоряла своей свободой и изысканностью – настолько, что многие молодые музыканты пытались перенять ее. Он не был ярким виртуозом, музыкант покорял публику изящной фразировкой, мягкостью певучего звука. Он не стремился воплощать трагедийные образы или исполнять нечто философски-углубленное – его любимой образной сферой была задушевная лиричность, и именно это привлекало публику в Аренском-пианисте. Те же черты характерны и для Аренского-композитора, творившего для фортепиано.

    В фортепианном творчестве Аренского проявляется тяготение скорее к шопеновской, чем к листовской традиции. Для него характерна удивительная гибкость мелодий. Продолжал он и традиции русских композиторов, но по-своему. Например, в отличие от кучкистов, он крайне редко цитировал фольклорный материал, не стремился к этнографической точности – но русская природа его мелодий сомнений не вызывает.

    У Аренского есть крупные произведения для фортепиано с оркестром – Фантазия на темы Рябинина, Концерт – и все же предпочтение композитор отдавал малым формам, что в наибольшей степени соответствовало лирической природе его творческого облика. В этом выражается и трактовка музыкальных форм и жанров. Так, в прелюдиях Аренский не стремится к выходу за пределы миниатюры, в отличие от . В большинстве случаев пьесы Аренского имеют трехчастную форму, но средний раздел не вносит контраста, а развивает музыкальный материал первого раздела. Фактура пьес Аренского насыщена подголосками, полифонична. Характерной чертой его фортепианного стиля является преобладание мелкой техники, что придает пьесам особое изящество.

    Среди фортепианных произведений Аренского – танцевальные и программные пьесы, прелюдии, этюды. Его этюды не только сложны, но и весьма необычны. В них нередко встречаются широкие интервалы, которые требуют растяжения соседних пальцев, особой пластичности и свободы кисти. Подобно этюдам и Сергея Васильевича Рахманинова, этюды Аренского не являются чисто техническими пьесами – композитор поэтизирует этот жанр.

    Прелюдии Аренского отличаются элегантностью «акварельной» фактуры. Они не похожи ни на прелюдии Рахманинова, перерастающие границы миниатюры, ни на страстно-импульсивные прелюдии Скрябина – их отличает лиричность, поэтичность в сочетании с уравновешенностью чувств. отмечает оригинальность этих миниатюр: «В каждой пьесе всегда наличествует какая-либо «выдумка» касательно ритмики, конструкции, колорита или орнамента».

    Наряду с виртуозными сочинениями – такими, как этюды или скерцо – Аренский создавал кантиленные пьесы. Многие из них названы романсами, что подчеркивает их вокальную природу. К лучшим страницам творчества композитора принадлежит Романс фа мажор Op. 53 № 5. В духе инструментальной «песни без слов» с напевно-повествовательной мелодией и незатейливым аккомпанементом написан Экспромт си мажор Op. 25 № 1. Его скромная фактура рассчитана скорее на любительское домашнее музицирование, чем на профессиональное исполнение.

    Аренский создал немало программных фортепианных пьес. Многие из них носят «пейзажные» заглавия – «Незабудка», «Лесной ручей», «В поле». В «Незабудке» в полной мере проявилось влияние : ниспадающие окончания фраз, нисходящие секвенции, некоторые черты гармонии и фактуры.

    Как правило, фортепианные миниатюры Аренского объединены в циклы, и некоторые из них имеют программные названия. Один из самых интересных циклов Аренского – сюита для фортепиано в четыре руки «Силуэты». Пять пьес, входящих в нее – яркие музыкальные «портреты». В первой пьесе – «Ученый» – интеллектуальное начало в образе персонажа подчеркнуто использованием самой «ученой» формы – фуги. Тема, лишенная напевности, кажется «математически высчитанной». Суховатой суровости «Ученого» контрастирует «Кокетка» – мажорный лад, подвижный темп, изысканная напевная мелодия с обилием форшлагов и иных украшений, легкий аккомпанемент в духе вальса. В пьесе «Паяц» динамические и тембровые контрасты, синкопы и причудливые акценты прекрасно передают ужимки и прыжки персонажа. Четвертый номер – «Мечтатель» – написан в форме неделимого десятитактового периода, повторяемого дважды. Неторопливо развертывающуюся тему сопровождают фигурации. Иллюзорность, бесплотность «мира», в котором живет этот мечтательный персонаж, подчеркнута тем, что в пьесе ни разу не появляется тоника основной тональности. Завершающая цикл пьеса «Танцовщица» построена на характерной ритмической формуле испанского танца.

    Фортепианные миниатюры Аренского, когда-то любимые публикой, сегодня можно услышать нечасто, и об этом остается только пожалеть. Пьесы этого композитора не поражают эффектной виртуозностью, но подкупают своей проникновенностью. Несомненно, они заслуживают внимания и исполнителей, и публики.

    Все права защищены. Копирование запрещено