Язык племен весь мери чудь. Страхов, Валентин. Чудь, весь, вепсы и другие народы, образовавшие Русь и Россию. Вы сказали, что чудь ушла под землю…

Н. К. Рерих. Чудь подземная

Племя Чудь является одним из самых загадочных явлений на территории нашей страны. Его история давно обросла тайнами, былинами и даже слухами, как вполне правдоподобными, так и совсем фантастичными. Об этом племени известно не очень много, чтобы судить по этим сведениям о полной истории его представителей, но вполне достаточно, чтобы плодить самые невероятные сказания. Учёные и исследователи пытались и пытаются раскопать свидетельства той эпохи, расшифровать тот удивительный мир, полный загадок, который подарило нам племя Чудь.

Племя Чудь иногда сравнивают с племенем Майя американских индейцев. Как те, так и другие, вдруг и неожиданно бесследно исчезли, оставив после себя лишь воспоминания. В официальной истории термин «Чудь» считается древнерусским названием нескольких финно-угорских племён. Само название племени «Чудь » также до конца не совсем понятно. В народе принято считать, что так назвали представителей этих племён за их непонятный язык, на котором они разговаривали и который не понимали другие племена. Есть предположение, что изначально племя было германским или готским, поэтому их и называли Чудью. В те времена «Чудь» и «Чужой» были не только одного корня, но и имели одинаковое значение. Однако в некоторых финно-угорских языках именем Чудь называли одного из мифологических персонажей, что также нельзя отбрасывать со счетов.

Об этом племени, которое внезапно исчезло, упоминается в « «, где летописец прямо повествует: «…варяги из заморья обложили данью чудь, ильменских словен, мерю и кривичей… «. Однако и здесь не всё так просто. К примеру, историк С.М.Соловьёв сделал предположение, что чудью в Повести Временных Лет назвали жителей Водской долины пятины Новгородской Земли — Водь. Ещё одно упоминание датируется 882 годом и относится к походу Олега: «…отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, ильменских словен, кривичей, весь, чудь и пришёл к Смоленску и взял город… «.

Победоносный поход на Чудь предпринял в 1030 году Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев». Впоследствии выяснилось, что чудью называли целый ряд племён, таких как: эсты, сету (чудь псковская), водь, ижора, корелы, заволочье (чудь заволочская). В Новгороде же есть Чудинцева улица, где ранее проживали знатные представители данного племени, а в Киеве — Чудин двор. Также считается, что от имени этих племён образованы названия: город Чудово, Чудское озеро, река Чудь. В Вологодской области есть деревни с названиями: Передние Чуди, Средние Чуди и Задние Чуди. В настоящее время потомки Чуди проживают в Пенежском районе Архангельской области. В 2002 году Чудь внесена в реестр самостоятельных национальностей.

Особый интерес, кроме исторического, занимает фольклор, в котором племя предстаёт, как Чудь Белоглазая. Странный эпитет «Белоглазая «, которым окрестили представителей чуди, также является загадкой. Одни считают, что белоглазой чудь является от того, что живёт под землёй, где нет солнечного света, а другие считают, что в былые времена белоглазыми называли сероглазых или голубоглазых людей. Чудь белоглазая, как мифологический персонаж, встречается в фольклоре коми и саамов, а также манси, сибирских татар, алтайцев и ненцев. Если объяснить в двух словах, то чудь белоглазая — это исчезнувшая цивилизация. Следуя этим повериям, легендарная чудь белоглазая обитала на севере европейской части России и Приуралья. В описаниях этого племени фигурируют описания, как о людях невысокого роста, которые обитают в пещерах и глубоко под землёй. Кроме того, чудь, чоудь, шудь — чудовище, и означало великана, часто великана-людоеда с белыми глазами.

Одно из преданий, которое записано в поселке Афанасьево Кировской области, гласит: «И когда стали появляться по течению Камы другие люди, эта чудь не захотела общаться с ними. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется - Чудской берег «. Хозяйка медной горы, сказ о которой поведал нам русский писатель Бажов П.П., многими считается одной из той самой Чуди.

Судя по преданиям, встреча с представителями чуди белоглазой, которые иногда появлялись ниоткуда, выходили из пещер, появлялись в туман, могла приносить одним удачу, а другим — несчастье. Обитают они под землёй, где ездят на собаках, пасут мамонтов или земляных оленей. Мифические представители чуди белоглазой считаются хорошими и умелыми кузнецами, металлургами и отменными воинами, что можно сравнить с поверием скандинавских племён в , которые также обладают невысоким ростом, являются хорошими воинами и искусными кузнецами. Чудь белоглазая (они же сиртя, сихиртя) могут украсть ребёнка, навести порчу, напугать человека. Они умеют внезапно появляться и так же внезапно исчезать.

О земляных поселениях чуди сохранились свидетельства миссионеров, исследователей и путешественников. Впервые о сиртя говорил ещё А. Шренк в 1837 году, который обнаружил чудские пещеры с остатками некой культуры в низовьях реки Коротаихи. Миссионер Вениамин писал: «Река Коротаиха замечательна обилием рыбных промыслов и чудскими земляными пещерами, в которых, по самоедским преданиям, когда-то в древности жила Чудь. Пещеры эти в десяти верстах от устья, на правом берегу, на косогоре, который издревле по-самоедски назывался Сирте-ся — «Чудская гора «. И. Лепехин в 1805 году писал: «Вся самоедская земля в Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некогда древнего народа. Находят оные на многих местах: при озерах, на тундре, в лесах, при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи и находят железные, медные и глиняные домашних вещей обломки «. Этим же вопросом в свое время озадачился В.Н. Чернецов, который писал о чуди в своих докладах 1935-1957 гг., где собрал множество преданий. Кроме того, он обнаружил памятники сиртя на Ямале. Таким образом, существование племени, которое реально существовало в этих местах некогда, подтверждено документально. Ненцы, предки которых были свидетелями существования в этих местах загадочного племени, утверждают, что оно ушло под землю (в сопки), но не исчезло. И до сей поры можно встретить людей небольшого роста и с белыми глазами, и эта встреча чаще всего не предвещает ничего хорошего.

После того как чудь ушла под землю, вслед за тем, как на их земли пришли другие племена, потомки которых живут здесь и до сей поры, они оставили много кладов. Клады эти заговорённые и по преданию найти их могут только потомки самой чуди. Клады эти охраняют чудские духи, которые предстают в самых разных обличьях, например, в виде богатыря на коне, медведя, зайца и других. По причине того, что многие бы хотели проникнуть в тайны подземных жителей и завладеть несметными богатствами, некоторые до сих пор предпринимают различные шаги по поиску этих схронов, полных золота и драгоценностей. Легенд, сказаний и быличек про смельчаков, которые решились на поиски чудских сокровищ, существует огромное количество. Все, или большинство из них, оканчиваются, увы, плачевно для главных героев. Некоторые из них погибают, другие остаются калеками, третьи сходят с ума, четвёртые пропадают без вести в подземелье или пещерах.

О легендарной чуди пишет и Рерих в своей книге «Сердце Азии». Там он описывает свою встречу со старовером на Алтае. Этот человек отвёл их на каменистый холм, где находились каменные круги древних погребений и, показав их семье Рерихов, поведал такой рассказ: «Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами «. Годом ранее (1913) этих событий Николай Рерих, будучи прекрасным художником, написал картину «Чудь под землю ушла». Как бы то ни было, загадка племени Чудь до сих пор остаётся открытой. Официальная история в лице археологов, этнографов, краеведов считают чудью обычные племена, например угров, хантов, манси, которые ничем особенным не отличались и покинули места своего обитания из-за прихода на их земли других племён. Другие же считают Чудь Белоглазую — великим народом, которые обладают даром волшебства и магии, которые живут глубоко в пещерах и подземных городах, которые время от времени появляются на поверхности, чтобы предупредить людей, предостеречь, наказать или защитить свои сокровища, охотников за которыми никогда не поубавится.

«— Но где-то и до сих пор, — рассказывает Василий, — верят лопари не в Христа, а в «чудь». Есть высокая гора, откуда они бросают в жертву богу оленей. Есть гора, где живет нойд (колдун), и туда приводят к нему оленей. Там режут их деревянными ножами, а шкуру вешают на жерди. Ветер качает ее, ноги шевелятся. И если есть мох или песочек внизу, то олень как будто идет Василий не раз встречал в горах такого оленя. Совсем как живой! Страшно смотреть. А еще бывает страшней, когда зимой на небе засверкает огонь и раскроются пропасти земные, и из гробов станет выходить чудь. «

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов.

Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство.

Особенно много о них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы. В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам.

Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки.

Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

В отличие от чуди, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны. О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

Древний народ таинственным образом исчез, оставив после себя легенды, топонимы и клады.

На Урале, и в Сибири, и на севере России, и даже на Алтае во множество преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием «чудь». Предания о чуди чаще всего рассказываются в местах, где проживают или ранее проживали финно-угорские народы, поэтому в науке было принято считать чудью финно-угров. Но проблема в том, что финно-угорские народы, в частности коми-пермяки, и сами рассказывают предания о чуди, называя чудь другим народом.

Н.Рерих "Чудь под землю ушла"

Когда в эти места пришли люди, проживающие здесь и поныне, чудь заживо захоронила себя в землю. Вот что рассказывает одно из преданий, записанных в поселке Афанасьево Кировской области: «…И когда стали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться христианством. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется - Чудской берег».

Иногда также говорится, что чудь «ушла под землю», а иногда о том, что ушла жить в другие места. Но, уходя, чудь оставила много кладов. Клады эти заговорённые, «заветные»: на них наложен завет, что найти их могут только потомки чудского народа. Чудские духи в разных обличьях (иногда в облике богатыря на коне, иногда зайца или медведя) охраняют эти клады.
Что же это за народ - «Чудь белоглазая», «дивьи люди», «сирты»? Почему они избегают контактов с обычными, «наземными» людьми?


Владимир Конев "Хозяйка медной горы"


Очень многие факты говорят в пользу того, что «Чудь белоглазая» - не мифический народ, она действительно существует, видимо, как-то приспособившись к жизни под землей. Зафиксированы рассказы людей,
встречавшихся с выходцами из загадочного народа. Русский ученый А. Шренк беседовал со многими самоедами, и вот что рассказал ему один из них: «Однажды, - продолжал он, - один ненец (то есть самоед), копая яму
на каком-то холме, вдруг увидел пещеру, в которой жили сирты. Один из них сказал ему: «Оставь нас в покое, мы сторонимся солнечного света, который озаряет вашу страну, и любим мрак, господствующий в нашем подземелье…».

Часто заблудившиеся охотники и рыбаки встречаются с высоким седовласым стариком, который выводит их к
безопасному месту и после этого исчезает. Местные жители называют его Белым Стариком и считают одним из подземных жителей, изредка выходящим на поверхность.


На Урале рассказы о чуди в большей степени распространены в Прикамье. Предания указывают конкретные места, где проживала чудь, описывают их внешность (а были они в основном темноволосые и смуглые), обычаи, язык. Из языка чуди предания сохранили даже некоторые слова: «Однажды в деревне Важгорт появилась чудская девка - высокая, красивая, широкоплечая. Волосы длинные, чёрные, в косу не заплетены. Ходит по деревне и зазывает: «Приходите ко мне в гости, я пельмени варю!» Нашлось человек десять желающих, все пошли за девкой. Ушли они к Чудскому роднику, и никто больше домой не вернулся, все куда-то исчезли. Назавтра повторилось то же самое. Не из-за глупости своей попадались люди на девкину удочку, а из-за того, что обладала она какой-то силой. Гипнозом, как сейчас говорят. На третий день бабы из этой деревни решили отомстить девке. Они вскипятили несколько вёдер воды, и когда чудская девка вошла в деревню, бабы облили её кипятком. Девка побежала к роднику и запричитала: «Одэге! Одэге!» Вскоре жители Важгорта навсегда покинули свою деревню, ушли жить в другие места…»

Одэге - что означает это слово? Ни в одном из финно-угорских языков такого слова нет. Каким же этносом являлась эта загадочная чудь?

Загадку чуди с давних времён пытались разгадать этнографы, лингвисты, краеведы. Существовали разные версии о том, кто такая чудь. Этнографы-краеведы Федор Александрович Теплоухов и Александр Федорович Теплоухов чудью считали угров (хантов и манси), так как имеются документальные сведения о пребывании угров на территории Прикамья. Учёный-лингвист Антонина Семеновна Кривощёкова-Гантман не соглашалась с этой версией, потому что в Прикамье практически отсутствуют географические названия, расшифровывающиеся при помощи угорских языков; она считала, что вопрос требует дополнительного изучения. Казанский профессор Иван Николаевич Смирнов считал, что чудь - это коми-пермяки до принятия христианства, так как в некоторых преданиях говорится о том, что чудь - это «наши предки». Последняя версия получила наибольшее распространение, и большинство этнографов придерживалось до последнего времени этой версии.

Открытие на Урале в 1970-80-е годы древнейшего города ариев Аркаима и «Страны городов» Синташты несколько пошатнуло традиционную версию. Начали появляться версии о том, что чудь - это древние арии (в более узком смысле - предки индоиранцев, а в более широком - предки индоевропейцев в целом). Эта версия нашла немало сторонников среди учёных и краеведов.


Если лингвистами и ранее признавалось, что в финно-угорских языках есть много «иранизмов», то в последние годы появилось мнение, что финно-угорские и индоиранские языки имеют очень большой общий лексический пласт. Появилась версия о том, что названия рек Кама на Урале и Ганг (Ганга) в Индии имеют одно происхождение. Не зря и на Русском Севере (Архангельская и Мурманская области) имеются географические названия с корнем «ганг»: Ганга (озеро), Гангас (залив, возвышенность), Гангос (гора, озеро), Гангасиха (залив). Не зря географические названия на -кар (Кудымкар, Майкар, Дондыкар, Иднакар, Анюшкар и др.) никак не расшифровываются при помощи местных пермских языков (удмуртского, коми и коми-пермяцкого). По преданиям, в этих местах находились чудские городища, и именно здесь чаще всего находят бронзовые украшения и другие предметы, условно объединённые названием Пермский звериный стиль. Да и на само искусство Пермского звериного стиля «иранское влияние» специалистами признавалось всегда.



Не секрет, что существуют параллели и в мифологии финно-угорских и индоиранских народов. В преданиях древних ариев сохранились воспоминания о полумифической прародине, расположенной где-то далеко к северу от Индии. Обитавшие в этой стране арии могли наблюдать удивительные явления. Там семеро небесных мудрецов-риши движутся вокруг Полярной звезды, которую творец Брахма укрепил в центре мироздания над Мировой горой Меру. Там обитают и прекрасные небесные танцовщицы - апсары, сияющие всеми цветами радуги, а солнце восходит и светит полгода подряд. Семь риши - это, вероятно, созвездие Большой Медведицы, а апсары - воплощение северного сияния, которое поражало воображение многих народов. В мифах эстонцев северное сияние - это павшие в битвах герои, живущие на небе. В индийской мифологии на небо могут добраться только волшебные птицы, в том числе вестник богов Гаруда. В финно-угорской мифологии Млечный путь, соединявший север и юг, именовался Дорогой птиц.

Сходство имеется и непосредственно в названиях. Например, бог у удмуртов - Инмар, у индоиранцев Индра - бог грома, Инада - праматерь; в скандинавском эпосе Имир - первочеловек; в мифологии коми имя Ёма носят и первочеловек, и болотная ведьма, в индоиранской мифологии Йима - также первочеловек; созвучно название бога также у финнов - Юмала, и у марийцев - Юмо. «Арийское влияние» проникло даже в этнонимы финно-угров: татары и башкиры удмуртов, своих соседей, называют этнонимом «ар».

Так кого же на Урале называли чудью? Если ариев, то снова возникает вопрос: почему возникла путаница с тем, кого считать чудью, и почему этноним чудь «прилип» именно и только к финно-угорским народам? Какая существует взаимосвязь между индоиранскими и финно-угорскими народами? Видимо, здесь следует вспомнить мнение Льва Гумилёва, который считал, что новый этнос, так же, как человек, рождается от двух родителей-этносов. Тогда становится понятно, почему предания называют чудь то «другим народом», то «нашими предками».

…И всё же, что кричала чудская девка, облитая кипятком? Может быть, слово «одэге» есть в индоиранских языках? Если мы откроем санскритско-русский словарь, то найдём там похожее по звучанию слово - «удака», означающее «вода». Может быть, она стремилась добежать до Чудского родника, единственного места, где могла спастись?

«Затерялась Русь в мордве и чуди,
Нипочём ей страх…»
Сергей Есенин.

От Балтийского моря до Уральских гор - по северу европейской России растянулся огромный финно-угорский пояс - место обитания многочисленных финских и угорских племён. Часть этих народов сохранилась до нашего времени, а часть - таинственно исчезла, оставив после себя легенды, предания и древние курганы от Волги и Вятки до седого Урала!
Один из таких народов - древняя чудь, которая известна от Чудского озера на западе до Чудских городищ и пещер на Северном Урале. Много преданий ходит как о самой чуди, так и о подземных городах этого народа, об их таинственных кладах, погребениях и загадках. Очень часто поминают чудь в легенде об их уходе в подземный мир, где они, якобы, закрылись до иных времен…

Есть легенды о чудских народах, как о древних и искусных рудокопах, в чем-то похожих на гномов, обитавших в штольнях и шахтах европейских гор. Отголоски таких преданий сохранились, например, в Сарманово (Татарстан), где был старинный медный рудник. Таких же легенд много в Кировской области, где обнаружены могильники и городища чудского народа!
Есть легенды о чуди и у марийского народа - очень распространена легенда о том, как в древности сами мари уходили в подземелья и пещеры и подрубали столбы, удерживающие землю, после этого ходы в таинственные подземелья закрывались навечно. Сами марийцы ассоциируют эти легенды со своими предками, вероятно, что древняя чудь (как и меря) сыграли свою роль в этногенезе марийского народа.
Если вспомнить загадочную Овду, то в каждом втором случае - живет Овда либо в пещере, либо в землянке, роста невысокого, обычно прячется от людей, а потом ушла далеко на Север.
Ушёл в скальное подземелье и легендарный князь Чембулат, о чем гласит древний памятник и святилище на Немде (приток Пижмы и Вятки).

Огромное количество легенд про чудь сохранилось на Урале, про это будет упомянуто в статьях про аномальные зоны Башкирии, Пермского края, Свердловской и Челябинской областей, отдельно расскажем и про эти легенды.
В данной статье будет рассказано про следы чудского народа на Вятской земле (Кировская область). В этом краю (и вокруг него) множество упоминаний про чудь - вспомним, например, з , куда по легендам ушло чудское племя!
Ведь до сих пор спорят, где же это место находится???

Чудь уходит под землю (Н. Рерих)

ЧУДСКИЙ НАРОД
Чудь - собирательное название ряда финно-угорских племён и народов. Иногда так называют мифологический персонаж, близкий по значению к слову "леший" (встречается в фольклоре, в том числе и у коми и у саамов).
В зависимости исторической хронологии и от территории использования значение слова несколько отличается:
в "Повести временных лет" (859 год), Нестор сообщает, что
"варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары - с полян, северян, вятичей, брали дань по серебряной монете и веверице (по белке) с дыма)"; здесь существует различие между меря и чудью; за 882 год, когда Олег "отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерян, весь и кривичей и пришёл к Смоленску и взял город"; здесь различие в том, что, в том числе, упоминается и весь; в 1030 Ярослав I Мудрый предпринял поход на чудь, "и победил их, и поставил город Юрьев"), здесь чудь вероятно - эсты;
из летописных источников также известно, что знатные представители чуди жили в Новгороде (Чудинцева улица) и Киеве (двор Чудин, куда переселил "лучших мужей" из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди в 982 году Владимир Красное Солнышко);
вятский летописец сообщает, что новгородцы на реке Чепец, по которой они спустились к Вятке, нашли два народа - чудь и остяков;
в конце XIX века историком C. М. Соловьёвым на IV археологическом съезде было высказано, предположение, что чудью, о которой упоминает "Повесть временных лет" в рассказе о призвании Рюрика, следует считать водь - жителей Водской пятины Земли Новгородской, потомки которых проживали в то время в Нарвском уезде (см. "Нарова (народность)"), их тогда в быту называли чудью. Официально же в Российской империи до 1917 года чудью именовались вепсы.
у удмуртов есть родовые наименования Чудъя (Шудья), Чудна;
коми, так называли своих ещё некрещённых предков.


ЧУДЬ-ВОДЬ
Ухвачусь за фразу, что Чудью называли народ Водь живший к северо-западу от Новгорода. Отсюда уже вырисовыватся связь с Вяткой и первыми пришельцами в неё со стороны Новгорода. Собственно, чудь-водь была одной из составляющих населения Новгорода и Вятки. Действительно, что это за народ, который был расселен на значительной территории (от Новгорода до Оби, центр - Вятка), но бесследно исчез как раз в то время, когда эти края прихватила Московия? Напомню, археологи связывают Чудь с городищами-карами (Кар в названии), к которым можно отнести наши Кошкар и Карино (татары на Вятке). Так что связи с казачеством прослеживаются.

В языках коми и удмуртов некоторые исследователи видят ираноязычное влияние, которое связывают с народом Чудь, жившим среди указанных народов до 15в. легендарная Чудь жила и на Вятке.

СЕВЕРНЫЕ ПРЕДАНИЯ
О связях Сысолы и Вятки.
На Сысоле (приток Вычегды со стороны Вятки) есть городища с названиями Кариил (Кара-иль?), Вотча (Вотка?) и Гуль-Чунь ("Чертов палец" на языке Коми) содержащих новгородские находки 13-14 в. По легендам в них жила Чудь. "Чудское городище" упомянуто в Вымско-Вычегодской летописи. Выходит, под Чудью можно понимать новгородо-вятское население, существовавшее до покорения Москвой Вятки и сопредельных с ней территорий. Выходцы с Сысолы могли получить прозвища-фамилии Сысолятин и Сысоев (от Сысой, Сыса).

Напомню, в верховьях Сысолы находится Кайгородок, - название можно перевести как город на дороге (кай - волок, дорога через лес, если вспомнить марийский: кай- уходить). То есть, в этом месте шел древний путь с Вятки на север, - Сысолу, Вычегду и Двину. Вокруг Вятки во все стороны существуют (в прошлом) предания о народе Чудь. Рассказы о чуди разняться, в одних говорят о чудских богатырях, вроде тех, что у нас на Чурше. В других "чудиков" осмеивают и вообще отзываются пренебрежительно. На Вятке их звали чучками, отсюда глагол "зачучкать" (испортить, запачкать). Чудским городом назван в ПСВ Микулин. Получается, что Чудь - это население Вятских город в 15 в. Можно предположить, что пренебрежительное отношение к старому населению Вятки и ее окрестностей было намеренно привито в 16 в. среди вновь прибывших сюда из Московии и Устюга.


ТОПОНИМИКА
(Кудымкар, Майкар, Дондыкар, Иднакар, Анюшкар и др.) никак не расшифровываются с помощью местных пермских языков (удмуртского, коми и коми-пермяцкого). По преданиям в этих местах находились чудские городища, и именно здесь чаще всего находят бронзовые украшения и другие предметы, условно объединенные названием Пермский звериный стиль. Да и на само искусство Пермского звериного стиля "иранское влияние" специалистами признавалось всегда.
На Урале рассказы о чуди в большей степени распространены в Прикамье. Предания указывают конкретные места, где проживала чудь, описывают их внешность (а были они в основном темноволосые и смуглые), обычаи, язык. Из языка чуди предания сохранили даже некоторые слова: "Однажды в деревне Важгорт появилась чудская девка - высокая, красивая, широкоплечая. Волосы длинные, черные, в косу не заплетены.
Вот что рассказывает одно из преданий, записанных в поселке Афанасьево Кировской области: "...И когда стали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться христианством. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется - Чудской берег".

"Следами" чуди (реально относимым к разным этническим группам и разным историческим периодам - от неолита до средневековья) могут считаться - курганы и городища; насыпи и ямы; остатки строений, пашен, сенокоса; рощи, почитавшиеся священными; архаические предметы домашнего обихода; древние захоронения (в частности, "чудские" могильники, которые представляли собой опущенные в ямы срубы с деревянными перекрытиями) <Северные предания, 1978>. Ср.: Некоторые курганы - места захоронения чуди белоглазой, которая, испугавшись русских, "сама в землю ушла", "живьем закопалась" (Вят.) Кудрявцев, 1901>. В Шенкурском уезде Архангельской губернии рассказывали, что "тамошние коренные обитатели, чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжения новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам", с остервенением защищались из крепостей, бежали в леса, умерщвляли себя, погребались живыми в глубоких рвах (выкопав яму, ставили по углам столбики, делали над ними крышу, накладывали на крышу камни, землю, сходили в яму с имуществом и, подрубив подставки, гибли). "Закапывалась" чудь и от Ермака.

Один из возможных "следов" чуди - считающийся и в XIX в. необычным, таинственным местом Холмогорский ельник (на Курострове, близ г. Холмогора). По упоминаемой II. Ефименко легенде, в ельнике якобы находился когда-то "чудской идол". Идол, слитый из серебра, "прикреплен был к одной самой матерой лесине и держал в руках большую золотую чашу". Украсть идола и окружавшие его сокровища было, казалось, невозможно: "Чудь берегла своего бога крепко: постоянно около него стояли часовые, около самого идола были проведены пружины. Кто дотронется до идола, хотя одним пальцем, сейчас же пружины эти заиграют н зазвенят разные колокольчики, и тут не уйдешь никуда; часовые сейчас же позаберут, а окаянная чудь поджарит на сковороде да и принесет в жертву своему идолу"
Несмотря на эти предосторожности, русские все же сумели ограбить священное иное место и уйти невредимыми. Согласно одной версии, сбежавшаяся чудь постояла, посмотрела на удалявшиеся корабли, похлопала руками да и разошлась - "и с этой самой поры перестала собираться в ельнике". По другой версии, чудинцы гнались за новгородцами верст десять до теперешнего селения Курьи вниз по Двине и там иступили н бой с ними, но одолеть похитителей не смогли (Арх.) <ЕФИМЕНКО),1869Г.)

ПРЕДАНИЯ СААМОВ
О давние времена в наши земли приходила чудь белоглазая. Поверх одежды враги носили железные латы, на головах - железные рогатые шлемы. Лица закрывали железными сетками. Страшными были враги, всех подряд вырезали. Мужчин, женщин, детей, стариков - всех убивали, никого не щадили. Хотели они весь наш род свести, чтобы не осталось на свете саамов. Всё добро они забирали, всех оленей угоняли, собак убивали, не оставалось после набега на стойбище ни одной живой души.
Приходила чудь осенью, по первому льду. Как реки льдом схватит, так вражья сила и набегала. Саамы очень боялись врагов, в горы уходили, в земле прятались, строили подземные селения. Далеко в тундру, однако, чудь не заходила. Враги сами боялись.
Однажды большой отряд чуди пришёл по реке на лодках.

УДМУРТСКАЯ СКАЗКА
Батыры из племени чудь
Когда, в какие далёкие времена это случилось, никто сказать не может, но только само собой разумеется, что и алангасаров (великаны) уже на свете не было, и потомки Уда расселились в лесном краю разными племенами, и Инмар с Кылдысином не появлялись больше людям. Именно тогда-то на реке Каме поселилось племя, которое называли чудь светлоглазая. И жило это племя на горе, на высоком берегу. Люди этого племени любили простор и волю, а потому расселились не грудно, не теснились один возле другого. Но жили дружно: как завидят, что на кого-то из них надвигается неприятель, то пускали упреждающие стрелы собратьям. Возьмут и пустят стрелу на курган, что у реки Белой, и дальше, к Чегандинскому урочищу. Как долетит стрела, так они немедля собирались все вместе и встречали неприятеля.
Росту они были очень высокого, силы непомерной, а характера независимого. Другие племена называли их батырами.

ПРЕДАНИЯ СТАРОВЕРОВ
"Когда-то давным-давно в этой плодородной долине жило и процветало могущественное племя Чуди. Они знали, как изыскать минералы и как вырастить богатый урожай. Самым миролюбивым и трудолюбивым было это племя. Но потом пришел Белый Царь с неисчислимыми отрядами жестоких воинов. Миролюбивая и трудолюбивая Чудь не смогла сопротивляться насилию завоевателей и не хотела терять свою свободу; они остались слугами Белого Царя. Потом впервые белая береза начала расти в этом районе. И, согласно старинным пророчествам, Чудь узнала, что пришло время их ухода. И Чудь, не желая оставаться в подчинении у Белого Царя, ушла под землю. Только иногда вы можете услышать пение святых людей; сейчас их колокола звонят в подземных храмах. Но придет славное время человеческого очищения, и в эти дни Великая Чудь снова появится в полной славе".


ИСТОРИЧЕСКИЙ ДАННЫЕ
Покорение Германарихом некой Тиуди-Чуди можно связать с появлением в Прикамье и Вятке той поры захоронений рыцарей 4-5 в. - готов и сменивших их гуннов (об этом говорилось выше). Интерес к нашему региону объясним не только пушным золотом, к северу от устья Камы проходил важный международный транссиб восток-запад. Достаточно взять глобус и соединить кратчайшей линией север Китая и центральную Европу. В стране предков удмуртов был перевалочный пункт, владевшие им контролировали весь путь. Обходной вариант пути через южные степи был более сложен и опасен. Так появилась Арсания.
Чудь была двух типов: смуглая и светлая, соответственно южного происхождения и северного. Южный ираноязычный тип можно считать первоначальным. Северяне появились несколько позже. Это могли быть скандинавы, русы и балты. Конкурировали они друг с другом или как-то уживались - вероятно, и то и другое. Нельзя исключить, что выходцев севера нанимали для пополнения войска, из них формировали особые отряды.
Чудь была высокоразвитым народом, хорошими воинами. Ее верования поначалу были своеобразны, лишь в поздний период часть чуди крестилась. Но их вера, похоже, отличалась от Московского православия. Чудские богатыри жили в особых крепостях - Карах, расположенных на высоких приречных холмах. В бассейне Вятки наиболее выдающиеся Чуршинское и Елабужское городища.

Периоду жизни чуди соответствует своеобразная археологическая культура Прикамья. Помимо финноугорского и булгарского компонента она включает заметный древнерусский (северорусский и скандинавский) материал.
Отрывки из диссертации Л. Д. Макарова
"Древнерусское население Прикамья 10-15 веков":
"...Таким образом, в западной части Нижнего Прикамья выявлено
большее число древнерусских находок. Имеются основания связать
памятники этой части Волжской Болгарии с "серебряными болгарами"
русских летописей - одним из возможных болгарских племенных
объединений, имеющих в своем составе заметный древнерусский
компонент. По мнению лингвистов, тюркское название Вятки - "Нукрат"
- искаженное от "Новгород".
В болгарско-татарском прочтении, р.Вятка именовалась как "Новгородская река" (Ахметзянов М., 1991; Добродомов И.Г., 1994).
Постепенно первоначальный смысл названия забылся и, по-видимому, стал объясняться болгарами из созвучного арабского слова "нукрат" - "серебро". В этом понятии и попали в русские летописи "серебряные болгары" (на самом деле - "болгары, проживавшие близ новгородской реки"), что может быть объяснено сосредоточением
здесь весомого древнерусского компонента.
Отмечу, что именно в нижнекамском регионе наиболее активно шли процессы интеграции керамических традиций славян, пермских и верхневолжских финнов с тюрками (Васильева И.Н., 1988).
Не исключено, что после разгрома Волжской Болгарии Батыем часть древнерусского населения мигрировала в Марийско-Чувашское Поволжье, на Среднюю и Нижнюю Вятку, в Среднее Прикамье, а оставшееся население постепенно растворилось в преобладавшей тюркоязычной среде.

Итак, Чудское государство - это Нукрадская (вятско-новгородская) Булгария - существовало более 500 лет. В лучшие времена оно простиралось от владений Новгорода и верхней Оки до Оби. Границы со временем изменялись, западные окраины отпадали, но до монгольского завоевания сохранялась центральная область - северный берег нижней Камы со столицей каменной крепостью Арса, - ныне Казань, - где находился могущественный правитель - Арский царь булгаро-русского происхождения. На военной службе у него, в основном, состояли русы - скандинавы, балты и славяне. К югу от Камы примерно в этот же период существовалов государство Булгар. Отношения между ними складывались разные, от вражды до союзничества. Раздел произошел в 10 в. с принятием Волжскими булгарами ислама. Нукратские булгары оставались в язычестве, но со временем и им пришлось сделать выбор веры
Существует татарское имя НУКРАТ - помимо названия р. Вятка и поселения Карино у татар оно означает "мелкая серебряная монета", а также слитки серебра. В Новгороде в 15в. печатали свои монеты "новгородки", а до той поры использовали слитки. Кроме того, новгородцы добывали серебро на Югре. Отсюда появление у татар (булгар) смыслового соотнесения серебра с Новгородом. Серебряные монеты русские называли словом "серебро".

По археологическим данным Л. Макарова на Вятской земле в 12-15 веках существовали 4 отдельные территории.
1. Никулинская волость - 4 селища: Никульчино-2, Родионово, Кривоборье на Чепце, Вятское в Кирове; и 3 городища: Слободское, Чуршинское и Никульчинское.
2. Котельничская волость - 6 селищ и 3 городища: Ковровское, Шабалинское, Орловское.
3. Пижемская волость - 8 селищ и городище Подрелье.
4. Лебяжско-Уржумская волость - 3 селища: Покста-2 и др.
Городища - остатки древних городов, - укрепленных поселений, пограничных крепостей или центров власти. Селища - древние поселения без заметных следов искусственных укреплений, - земляных валов и рвов, а также стен и башен. Заметим, что поселение 15 в. на месте Котельнича к городищам он не относит.

Дополнение о Чуди - КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
На р. Великой есть с. Чудиново (рядом деревни Курень, Шиш-кари). По преданию здесь жила "чудь безданная" - не платившая податей, возможно, освобожденная от них или уклоняющаяся.
http://www.tataroved.ru/publicat/fu_10.pdf 5,0 МБ (с. 133, там же о сакральном Великорецком месте - очень интересно)
д. Чудные - возле с.Шестаково. Есть у нас фамилии Чудинов, Чудиновский.
Таким образом, чудь на Вятке жила какое-то время бок о бок с предками современного населения. Под "новгородцами", как мы вяснили, по тексту СВ взявшими Чудской город, нужно понимать события 1489г. Населению с 17в. внушалось мифическое понимание истории: столкновения с прежним чудским населением приписывали неким новгородцам, а самим чудинам придавали негативные черты. А ведь это, в немалой степени наши предки, люди жившие на Вятке и окрест до появления в крае переселенцев из Московии. Слово Чудь приобрело значение чудные, странные, непонятные, и даже чуждые люди. Для обычных крестьян таковыми казались вятчане-старожилы, жившие по своим казачьим уставам, вероятно, в особой христианской вере. Большинство из них покинули Вятку, оставшиеся постепенно растворились в русском населении, примкнули к старообрядцам. Чудь как бы исчезла, ушла под землю...

Имя Чудь (Заволочская) явно стороннего происхождения, оно было дано по преемственности от более раннего народа гунно-готского происхождения, правившего Прикамьем еще в середине 1 тысячалетия. Чуди соответствует своеобразная синтетическая археологическая культура 9-14в. на Вятке и в соседних с ней областях. Она включает скандинавские, славянские и финноугорские элементы. Об этом не принято говорить, так как по офиц. доктрине у нас сначала жили финноугры, а потом сразу за ними - русские. Иное толкование не приветствуется. Так и делают: финские черепки налево, древнерусские - направо, остальные - в долгий ящик. Все ясно и понятно, без лишних вопросов.

ПРЕДАНИЯ КОМИ
Вот еще кое-что о Чуди в преданиях Коми. Автор часто относит чудь к предкам народа Коми. Однако, очень схожие предания о богатырях есть у Чепецких удмуртов, у Подчуршинских и других жителей Вятки.
"У них больше названий было на букву К: Коча, Кудымов, Кöч, Кöс. Все они тогда были уже говорят" (С.И.Бузинов. д. Маскали Кочевского района К-П. нац. округа)...
Жили во ржи они, бегают там - только рожь колышется" (М.Зюлева, д. Пятигоры Гайнского района К-П. нац. округа)...
"Раньше жила здесь чудь. У них вал был недалеко отсюда - и теперь есть. Распахивали топоры медные, серьги литые большие и др. Народ приезжий стал наступать - она слилась или сама изжилась. Их били разбойники, которые сверху ехали, на больших лодках. У них были секиры. Чудины на разбойников с высоких берегов скатывали бревна". (П.А.Кашин с. Гайны Коми-Пермяцкого нац. округа.)...
Были тут разбойники какие-то. Их вождя и пуля не брала: выстрелишь - рукой поймает пулю. Они грабили здесь. Войдут в избу, требуют денег, золота. Хозяин не дает - расколют заслонку печную, на полу огонь разведут, на огне хозяина жарят... А ведь старые такие были: бьют их розгами, на огне жарят - денег просят - а он держит во рту монету и не отдает. Сильный был народ, крупный..." (Н.А.Сидоров, д. Москвина Кочевского района К-П. нац. округа.) Чуди приходилось якобы для защиты строить укрепления, подземные ходы из кара в нор (городище), забрасывать своих врагов камнями, бревнами и т.д...
Старики рассказывали, как Степан Пермский просвещал народ по р. Каме, казнил их. Чердынь раньше называлась Великой Пермью. Чердынью назвали позже, как место казни: Чердын - у топора, близ топора. Чердынью же называли после многих чудей. Чудь не хотела принимать православную веру; они уходили в леса, выкапывали ямы, обрушивали перекрытия на себя и погибали. Здесь находили чудские вещи: луки, стрелы, топоры, копья, серьги"
К данному типу преданий близко примыкают предания о чуди богатырской. В них чудь - большой, сильный народ, строивший крепости, кары, укрепленные городки с подземными ходами и чугунными воротами. Богатыри, якобы, с кара на кар топоры, палки железные, гири бросали. Богато жил этот народ: серебра, золота у них много было.
"Чудских мест много. В сторону Вершинино чудское городище есть, там грядки до сих пор заметны, - садили, видимо. В поле Попшотём, за логом, от места сажени 3, клад, говорят, есть - из серебра, золота...
По р. Онолве у моста, на левой руке, колодец чудской. На Курогкар-мысе они же жили, говорят. При пахоте их вещи находили. Там будто бы пещера была, в нее вход с воротами. У д. Чаняыб Быльдöг-мыс есть, там тоже их городище было.
Курöгкар-мыс и Быльдöг-мыс сообщались, пешком ходили. Говорят, с одного мыса на другой палками перебрасывались (около 7 км) - такие богатыри были сильные. Раньше, вообще народ был сильнее.
У чудей и дороги были. Тракт был с Гайн на Юрду через леса. Здесь через Пельем они ходили, дорога здесь проходила. Они, говорят, все сами себя загубили. Зашли в ямы и засыпали себя землей" (А.И.Андров, д. Отопкова Кочевского района Пермской области).
Подобных легенд довольно много. Рассказы никогда не выглядят сказками, рассказчики обычно конкретно указывают кары (обычно родановские городища), места их захоронений и места, где спрятаны их богатства, добавляя при этом, что они или другие искали их клады и т.д...
Легенды о чуди богатырской более всего распространены также среди чердынских коми-пермяков...
Можно высказать предположение, что представление о чуди у древних русских, новгородцев, возникли в период их столкновений с Чудью Заволочской, этническая принадлежность которой до сих пор не ясна."

Обратим внимание на распространенность чудских топонимов типа "Коч". Это находит объяснение, если слово "Коч" или "Кош" имеет казачье значение "Лагерь".
Разбойники "на больших лодках" нападавшие на чудь, это, вероятно, ушкуйники. О разбойниках есть южновятские предания, а вот о чуди несколько меньше, особенно в центральных районах. Интересно, что Чуршинских богатырей (по описаниям совершенно аналогичным чудинам) чудью не звали. Рассказы о богатырях носят здесь нейтральную или положительную окраску. Богатыри были явно своими. Чуршинским богатырям противостояли победившие их Никулицкие.
Чепецкие удмурты имеют предания о богатырях живших на местных городищах-карах. У них также существует сюжет о перебрасывании предметов. Отношение к богатырям двоякое. Слободские удмурты о чуди не поминают, свой род выводят из городка без названия, располагавшегося в центре Кирова. Еще недавно раз в год поминали неких убитых на Чуршинской горе.

ТАТАРСТАН
По преданиям южных удмуртов, их царь жил в Арске (Татарстан), там проходили ежегодные моления удмуртов и других народов и племен. Из района Арска предки удмуртов были, якобы, изгнаны татарами более 500 лет назад. Это событие можно отнести к 13 веку.
В Татарстане вблизи границы с Кировской обл. в районе поселения удмуртов есть большая гора-холм с названием Кукмор. По записанным здесь преданиям часть Арских удмуртов ушла "за Вятку", вероятно, в район г.Кирова. Отсюда попавшая легенда о первоначальном месте существования города Хлынова "на Кикиморской горе". Вместе с удмуртами тогда на север, похоже, перебрались и Арские князья. По Каринским преданиям на Вятке они оказались в 50-х годах 13в. при отступлении от войск Батыя.
Стефан Пермский в преданиях Коми похож на крестоносца - принудительного крестителя. Из всего сказанного проступает борьба в 14в. новгородцев с чудью, - древним военно-торговым сословием страны Вису.
Если учесть, что на средней Вятке существовали предания о поселении здесь новгородцев, то нужно признать, что чуди пришлось потесниться. Хотя часть ее, судя по всему, продолжала жить и в 15 - начале 16в. На мой взгляд, произошло смешение уцелевшей чуди с северными русскими. Эта этническая группа и стала основой будущего русского казачества.


ПАМЯТНИКИ И ГОРОДИЩА ЧУДИ
Чудь - народ во многом легендарный. Видимо, под ним понимали не один народ, а группу народов и племен живших на огромной северной территории в разное историческое время до вхождения его в Россию, но связанных чем-то общим. Вятская Чудь 14-15в. - это русские булгары, вероятные предки казаков Украины и Дона.
На территории Прикамья также расположено огромное количество древних "Чудских копей". Это и понятно. Только в больном воображении может привидеться, что руду привозили за сотни километров. Конечно, нет. Где плавили, там неподалёку и копали.
Оказывается, нередко высокие холмы на равнинной местности имеют залегающие в них на небольшой глубине рудные слои, содержащие медь, олово, никель, железо. На этих месторождениях не поставишь крупный горнодобывающий комплекс, а маленькие разработки сегодня считаются нерентабельными...

ПРЕДАНИЯ О ЧУДИ
"...вся страна, Пермяками обитаемая, преисполнена остатками древнихъ укреплений, известныхъ подъ именемъ Чудских городищей; да и далее отъ них къ югу по обеимъ сторонамъ Камы доволь-но находятъ сихъ памятниковъ древности, - писал Н. Попов в первые годы XIX в. - Сверхъ описанныхъ выше городищей въ Чердынокомъ уезде... находятся еще въ Ссликамскомъ... В Пермскомъ уезде... В дачахъ Княгини Голицыной... В Кунгурскомъ уезде... Кроме сихъ находятся еще некоторые другия не столько известныя городища въ разных местах Пермской губернии по сю сторону Уральского хребта, не говоря о техъ, коихъ несколько находят также по восточную ихъ сторону". (Н. Попов. Хозяйственное описание..., ч. III . 1813, стр. 63-65).
В преданиях рассказывалось о местах, на которых сохранились остатки чудских укреплений и жилищ: стены, валы, рвы, ямы. В преданиях XIX в. мотив чудских городищ, так же как и в преданиях XVIII в., редко встречается отдельно. В большинстве случаев он входит в рассказы о чудском рудокопстве (чудских копях), чудских курганах или могильниках, чудских кладах, чудских писан-цах, о гибели чуди. Археолог М. В. Малахов следующим образом описывает чудские городища в 1878 г.: "Имеющиеся же в большом числе памятники представляют собою чудские городища, состоящие из земляных валов; их много в Соликамске (Чердынь.), Верхотурском и Шадринском уездах. Городища уст-раивались обыкновенно на возвышенных местах, на утесах и защищались валом и рвом со стороны, недостаточно защищенной природой. На некоторых городищах ясно обозначаются ямы - остатки чудских жилищ (близ дер. Нелобы). ...Раскопки городищ дают весьма богатые результаты, находят массу чудских вещей, относящихся к религии, оружию, убранству и домашней увари" (М.В. Малахов. На чудском городище (из путевых записок по Пермской губернии), 1878. - Архив РГО, ф. 29, оп. 1, ед.хр. 60, л. 1, об., л.2).

ГРУНТОВЫЕ МОГИЛЬНИКИ В СВЯЩЕННЫХ РОЩАХ-"КУСТАХ" НА КОКШЕНГЕ И СУХОНЕ
В 1981 г. автором на р. Уфтюга (левый приток р. Кокшенга) в д. Игнатовская (другое название Подкуст), в местности, которая носит название "Куст", обнаружен разрушенный грунтовой могильник. Ориентировка сохранившегося погребения - головой на запад (с отклонением к северу на 35R); руки сложены на груди, кисти рук - под подбородком. Вещей при погребенном не было. Этническое определение и датировка вызвали затруднения. Краевед из Тарноги А. А. Угрюмов писал, в частности, о "кустах", известных на Кокшенге, и называл их древними чудскими рощами . Само слово "куст" выводилось из вепского "кууз" (ель) и марийского "кусото" (мольбище). В 1984 г. во время разведки по Тарногскому району автор осмотрел несколько таких "кустов". Местное кокшенгское название "куст" относится к охранявшимся традициями рощам . Обычно это островки елового или соснового, иногда смешанного, маточного леса. В начале XX в., по сведениям директора Тотемского районного музея Н. А. Черницына, эти "кусты" занимали площадь 1-3 га . Они обычно расположены на возвышении и хорошо видны издалека. В "кустах" растут вековые деревья. В Тиуновском "кусте" обхват наибольшей сосны составляет 3,8 м. В настоящее время у части "кустов" значительно сократилась площадь. Ярыгинский и Долговицкий II "кусты" распаханы.

Карта могильников и "кустов" (кружки пустые):

Могильники автор относит к чудским XIV - XV вв. "Можно считать, что это финно-угорский или финно-угорско-славянский языческий могильник с элементами христианизации населения". "Кисть правой руки находилась на левой плечевой кости, кисть левой - на бедре правой ноги". - Как видим, часть захоронений по обрядности близка к казачьим из Чигирина и Никульчино. Подобное веерное захоронение тел встречается и на Вятке.
Еще цитата: "Если признать, что грунтовые могильники (Игнатовский, Раменьский, Тиуновский и Долговицкий) на Кокшенге и Сухоне в священных рощах-"кустах" не случайны, то можно предложить следующую схему превращения языческих могильников и священных рощ в понятие "куст": грунтовые могильники в священных рощах принадлежали местному финно- угорскому (или в какой-то мере смешанному со славянами) населению - крещение "кустов" посредством "явления" иконы - постройка в "кустах" на месте "явления" иконы часовни. В священных рощах-"кустах" у часовен раз в году проходили церковные праздники. Рощи охранялись традицией. Иногда в "кустах" были "заветные" пеньки, которые грызли от зубной боли, или кусочки от них настаивали и настойку принимали при желудочных заболеваниях. Иногда рядом имелись "святые" родники, воду которых употребляли при различных болезнях (Маркушевский и Ярыгинский "кусты"). На месте Маркушевского "куста" возник монастырь.
"На основе изучения научной и краеведческой литературы и полевых изысканий можно утверждать, что подобные священные рощи распространены значительно шире бассейна Кокшенги. Имеются сведения о священных рощах на пространстве от Сухоны почти до Белого моря и от Вычегды до Онежского озера. Информация о таких священных рощах различна по степени полноты. Например: "У зырян устьвымских доныне сохраняется предание, что Архангельская церковь святителем Стефаном основана была на месте необыкновенно великой березы, коей идолопоклонствующие предки их поклонялись и на коей в жертву вешивали они соболей, куньи, горностайные и прочие звериные меха, которые торговлею народ сей и доныне промышляет; обширный пень сего дерева оставлен под престолом Архангельской деревянной церкви до самого построения на месте том нынешней каменной церкви, в коей теперь место сие уде под диаконовским амвоном. Вообще же устьвымские зыряне предков своих идолопоклонников доныне называют Ельниками, потому что они обожали как всякие, так наипаче еловые необыкновенной величины дерева" . Конец цитат.

Еще одна работа этого же автора, археолог Никитинский И. Ф.
http://www.nikivan.chat.ru/russ.htm - ТИУНОВСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ
В ней описано подробно чудское святилище, которое находится в 3,5 км северо-восточнее д. Тиуновской Тарногского района Вологодской области в бассейне р. Кокшенги, у местного населения оно было известно как "камень с крестами". "В наше время святилище состоит из двух частей: основная - камень (около 3м) с рисунками и алтарная плита.

Расположение камней, каждый рисунок святилища имеют свой смысл, также имеет свой смысл взаимное расположение рисунков на камне. На четырехугольном, куполообразном камне отображено языческое понимание мира: его трехъярусное вертикальное строение, Мировое дерево , солнце в зените и солнце на закате.. Кроме того, имеется лестница на небо, лестница под землю, вход и окно на небо, небесный корабль и пантеон богов с сюжетами, им сопутствующими. В конфигурации камня (план, близкий к квадрату, вписанный в него купол), в ориентированности его по сторонам света, в размещении богов по кругу реализуется принцип мандалы. В центре мандалы на куполе камня святилища должен был помещаться руководитель ритуалов или тот, кто хотел, чтобы на него сошел дух главного бога (демиурга), который не изображался. Следы ритуалов прослеживаются в нанесении ударов по бегам и сюжетам, им сопутствующим, а также в виде угля и утрамбованности грунта вокруг святилища.

КАРТА ГОРОДИЩ

1 - Монастырь св. Федора. 2 - Минский погост. 3 - Ивасское Никольское городище. 4 - Спасский погост. 5 - Богородицкое городище. 6 - Дружинина Савватиевская пус-тынь. 7 - Долговицкий погост. 8 - Новгородовское городище. 9 - Кремлевское горо-дище. 10 - Озерецкий погост. 11 - Верхнекокшеньгский погост. 12 - Илезский по-гост. 13 - Спасский Печенгский монастырь. 14 - Лондужский погост. 15 - Марку-шевский Агапитов монастырь. 16 - Тиуновское чудское святилище. 17 - Шебенгский погост. 18 - Ваймежское городище. 19 - Ромашевское городище. 20 - Заборский по-гост. 21 - Лохотский погост. 22 - Поцкий погост. 23 - Верховский погост. 24 - Кулой-ский Покровский погост. 25 - Брусяной городок (Брусенец). 26 - Городищенский по-гост. 27 - Кичменгский городок.


ВЯТСКИЕ ПРЕДАНИЯ И РАССКАЗЫ О ЧУДИ
Вот что пишут Подосиновские краеведы:
"....народ, названный новгородцами чудью заволоцкой обитал в бассейнах рек Мезени и Северной Двины, по берегам Лузы, Юга, Пушмы (заметим, вятские фамилии Мезенцев, Лузянин, Южанин - borgheus). Есть деревня Чудалово в Опаринском районе, село Чудиново в Орловском районе, Чудь - гора в Аникино Лузского района, - примеров очень много. По предложению Захарова население Лузской Пермцы и есть осколок чудского пле-мени...
...У чуди также были шумящие подвески, но особой формы, характерной только для них. Археологических памятников чуди пока найдено очень немного. На Сухоне и ее притоках это Усть-Пуя, Корбала, Марьинская, Кудрино; в верховьях Лузы - Лойма и Векшор. По археологическим находкам можно предполагать, как выглядели когда-то обитавшие здесь люди, как они жили, чем занимались.
Это были люди среднего и выше среднего роста, предположительно светловолосые и со светлыми глазами, по облику более всего напоминавшие современных карелов и финнов. Про одежду мужчин известно немного. Они носили плащи, которые скреплялись застежками - фибулами, и кожаные пояса с металлическими пряжками, украшенные накладными бронзовыми фигурными пластинами. Женщины носили льняные длинные рубашки с открытым воротом и длинными рукавами, собранными у запястья; косоклинный глухой сарафан, головной убор типа обруча с твердой подкладкой их бересты. Женщины носили много украшений из бронзы - браслеты, гривны, височные кольца, перстни, подвески, серьги, а также стеклянные бусы. Кое-что из бронзовых украшений носили и мужчины. Интересно, что до 10 в. н.э. литьем из бронзы занимались женщины: литейные формочки находят в женских захоронениях.
Чудские племена владели гончарным и кузнечным ремеслом, умели ткать, обрабатывать дерево и кость. Жили, занимаясь охотой и рыболовством. Занимались и земледелием, выращивали неприхотливые северные культуры: овес, рожь, ячмень, лен.
Вот что пишет лальский историк И.С. Пономарев о чуди, жившей в наших краях до поселения здесь новгородцев:
"Были ли окрестности Лальска в то время заселены "Чудью", или новгородцы поселились в совершенно пустом краю, достоверно неизвестно, но нужно полагать, что окрестности Лальска в то время были уже заселены. Данные к этому следующие:
1) Сохранилось несколько преданий, что на поселенцев, новгородцев, нападала "Чудь"; причем одно из них добавляет, что, в один из набегов, "Чудь", вблизи Лальска, по молитве Лалетян к святителю Николаю, была поражена слепотою. Место это находится на выгонной земле города и до ныне называется Поклонною горкою.
2) Летописатель Сольвычегодска А. Соскин пишет: "думать и утвердительно заключить можно, что население Новгородцев и других российских народов в бывший город Чернигов (около Сольвычегодска) и уезд онаго было уже в обитаемое Чудским народом место".
3) Среди дремучих лесов в ближайших к Лальску волостях Целяковской и Папуловской и доныне сохранились следы пашни; но когда и кто жил тут, из местных жите-лей никто не знает, а слыхали от стариков, что будто в тех местах жила "Чудь", и будто бы, в последствии, "Чудь" эта, в избежании ли столкновений с пришельцами, или из нежелания принять христианство, или же, наконец, по малосилию, - отодвинулась дальше на восток и ушла к Сибири."

______________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие
Статья Устинова Б.Г.
http://samlib.ru/editors/u/ustinow_b_g/vrk6.shtml
http://paranormal.org.ru/
сайт Википедия
http://www.wowwi.orc.ru/folks/nr/nr-chud/nr-chud1.htm
http://www.ursmu.ru/
http://badelskkomi.svoiforum.ru/

Статья А.В. Шмидта из "Записок УОЛЕ" 1927 г.

Каждому жителю Уральской области известно о Чуди-белоглазой. У населения твердо укрепился взгляд, что Чудь – это племя, жившее на Урале и в Прикамье до прихода русских. Когда русские пришли, чудь скрылась в ямы, подрубила столбы, на которых было укреплено покрытие этих ям и таким образом заживо погребла себя. Нередко попадающиеся в земле различные вещицы и являются остатками имущества этой Чуди.

Так рассказывают в массах. Многие образованные уральцы, даже учительство, принимают этот рассказ за предание о действительном факте и считают племя Чудь древними обитателями Урала, трагически сошедшими с лица земли при появлении русских. Это тем удивительнее, что большая часть рассказов о Чуди носит явно фантастический характер и повторяется в совершенно одинаковой форме в местностях, удаленных друг от друга на огромное расстояние. Странно, что хотя бы эти обстоятельства не заставили отнестись более критически к преданиям о Чуди. Между тем, в настоящее время есть возможность доказать, что не только предания об Уральской Чуди являются народным вымыслом, но даже народа с именем Чудь никогда не существовало на Урале. Все, что касается Чуди, может быть очень интересным для изучающего русскую народную словесность, но для историка и археолога не имеет ровно никакого значения.

Вследствие этого, конечно, совершенно отпадают вопросы вроде того, является ли Уральская Чудь финнами, или уграми, или еще каким-нибудь другим народом.

Свою работу я начну с названия Чудь. Чудь слово не финское: оно не встречается ни в одном из современных финских языков. Как неоднократно указывалось многими выдающимися лингвистами, в том числе, например, покойным академиком А.А. Шахматовым, это название происходит с одного из германских языков, именно готского. «Чудь» представляет славянское произношение готского tjuda, что означает «люди». Конечно, готами это слово часто употреблялось при разговоре, почему славяне и прозвали готов tjuda – Чудь, что произошло, вероятно, в II-IV веках от Р.Хр., когда готы сидели в нынешней Украине, а славяне жили на ср. Висле, в нынешней Польше, и были их соседями. Готам подчинялись многие из финских племен, населявших в то время значительные пространства Европейской России к северу от Киева. Полагают, что славяне безразлично называли и готов, и подвластных им финнов чудью, так же как не так давно русские одинаково называли немцами и настоящих немцев, и подвластных им латышей и эстов.

В V в. по Р.Хр., под давлением свирепых орд наездников-гуннов, готы передвинулись на запад, сначала в Венгрию и на Балканский полуостров, потом в Испанию и Италию. Таким образом они ушли от соседства славян. Финны остались на своих местах; у славян за ними сохранилось название Чуди.

Между прочим, от этого слова Чудь и происходят такие русские слова, как чудной, чудо и т.д.

С VI-VII веков славяне проникают в русскую равнину и теснят финнов на север и северо-восток. В VIII-IX веках одно из восточно-славянских племен, так называемые славяне ильменские, садятся на землю в области, где скоро был основан Новгород Великий. В их языке продолжает сохраняться слово «Чудь»; новгородцы называют так своих соседей финнов Прибалтики, Финляндии, берегов Ладожского и Онежского озер, отчасти и бассейна Северной Двины. Эти народы принадлежат к группе финского племени, носящей в науке название западных финнов. Другие финские племена, например, Мерю, жившую в IX в. в районе Ярославля и Владимира, соседние славяне никогда не называли чудью.

Таким образом только западных финнов славяне называли чудью. Это имя, судя по летописи, прочно держалось в эпоху дотатарского нашествия, т.е. в X-XIII веках.

Западные финны никогда не проникали в Приуралье. Северную часть Пермского Прикамья, часть бассейна р. Вятки и бассейна р. Вычегды населяли, по крайней мере, начиная с XIV века, а весьма вероятно и ранее, вотяки, пермяки и зыряне , принадлежащие к так называемой германской группе финского племени; ближе к Уральскому хребту и в Прикамье к югу от Чусовой жили, во всяком случае с XV века, а возможно также и ранее, вогулы и остяки, принадлежащие к угорскому племени. Поэтому остается выяснить не назывались ли когда-нибудь чудью народы пермской или угорской групп. Уже сказано, что этим употреблявшимся славянами словом ни одно финское племя не называло само себя. Но может быть русские дали это имя одному из упомянутых восточно-финских племен? Поищем в исторических документах. Восточно-финские народы упоминаются с XI века. В летописи, в различных грамотах, новгородских, княжеских, царских, в житии св. Стефана и некоторых других памятниках встречаются только югра, пермичи или просто пермь, вогуличи, остяки, вотяки и зыряне. Последние три названия появляются только в более поздних памятниках. Других имен не встречается. Таким образом русские при своем появлении в Приуралье никакой Чуди не встретили и никакого из живших в то время народов этим именем не называли.

Получается, следовательно, определенный вывод: никогда на Урале не жил народ, носивший название Чудь. Откуда же попало на Урал это слово? Из Новгорода. Каким образом? Мы уже знаем, что оно применялось новгородцами к западным финнам. Новгородцы в IX-X веках, в эпоху начала Руси, конечно, еще помнили, что финны-чудь не задолго перед этим сидели на занятых славянами равнинах и возвышенностях в окрестностях озера Ильмень. Поэтому они, отчасти совершенно правильно, приписывали чуди различные медные украшения и другие предметы, попадавшиеся в земле при пашне. Действительно, многие из этих вещиц принадлежали финнам. Когда новгородские поселенцы попали в бассейн р. Двины, они по старой привычке продолжали приписывать Чуди встречавшиеся в земле предметы.

С XVI века переселенцы из бассейна р. Двины, из Вологды, Тотьмы, Устюга, Сольвычегодска и других мест стали проникать в Верхокамье, к Чердыни и Соликамску . В камском крае соха также довольно часто обнаруживала разнообразные предметы. У находчиков естественно возникал вопрос, какому народу принадлежали эти вещи? От дедов переселенцы прочно усвоили и привычку считать чудскими всякие изделия рук человеческих попадающиеся в земле. Не удивительно, что попав на реку Каму , они также стали называть подобные вещицы чудскими, хотя народа с таким именем на Каме никогда не жило, как нам уже известно. Память о Чуди, бывшая фактическим преданием на берегах Волхова, стала чистой легендой на берегах Камы. Нечто подобное произошло и в Германии, где словом «Hunengraber» «могилы гуннов» - широкие массы называют курганы и в таких местах, где гуннов никогда не было.

Приписывание находок в земле народу Чудь распространилось и за Урал. Переселенцы с Камы и Двины, бывшие первыми русскими, попавшими на Туру и Исеть, перенесли это имя и туда. Потом оно проникло в Западную Сибирь, а затем и далее, вплоть до Байкала. Даже в Забайкалье находки в земле считаются чудскими. То же самое на Алтае и Южном Урале, вплоть до Киргизской степи.

Между прочим, столь широкое распространение этого названия уже само по себе говорит о легендарности его. Ведь никому же серьезно не придет в голову, чтобы от Балтийского моря до Амура жил некогда один народ.

Таким образом, название Чудь проникло на Урал (и далее) благодаря эмиграции из новгородской земли. Привычка приписывать Чуди всякие находки в земле занесена оттуда же. В поверии о существовании Чуди нет никакого воспоминания о действительном прошлом Урала или Сибири.

Не Чудь сидела на Урале и Каме в доисторические эпохи, но различные народы; из них пермяки, вогулы и остяки, а также башкиры были непосредственными предшественниками русских, а о других мы можем лишь догадываться и то с весьма малой степенью достоверности.

Доисторические древности Урала и прилегающих районов относятся к эпохам, в своей совокупности продолжавшимся около четырех тысяч лет. Не может быть никаких сомнений, что за столь долгое время на этой территории сменились многие народы. Наличность ряда доисторических культур и резкая разница между ними определенно говорят в пользу этого. Поэтому я никоим образом не могу согласиться с выводом А.Ф. Теплоухова, который в своей очень интересной и содержательной работе («Записки УОЛЕ», т. XXXIX, 1924 г.), кажется, хочет считать угорскими все пермские доисторические вещи. Среди этих предметов имеются угорские – в этом я совершенно согласен с А.Ф.Т. – но наряду с ними несомненно встречаются и древне-пермяцкие. Вообще вопрос о принадлежности тех или иных древностей определенным народам очень сложен. В настоящей работе ограничусь указанием, что предметы XI-XIV вв. из б. Соликамского, Чердынского и северной части Пермского уездов, по-видимому, древне-пермяцкие; вещи же VI-VIII веков с той же территории, вероятно, угорские; о принадлежности предметов IX-X веков пока сказать затруднительно. Затем не может быть сомнения, что многие культурные остатки принадлежат совершенно неизвестным нам народностям (например, остатки бронзового века).

Теперь остается разобрать отдельные легенды о Чуди. Их очень мало; три из них повторяются с томительным однообразием по всему При- и Зауралью.

Первая легенда описывает Чудь, как народ малорослый. Чудаки будто бы были ростом намного меньше современных людей. Этот рассказ объясняется очень просто: различные железные и бронзовые доисторические топоры, ножи и др. предметы по своим размерам нередко гораздо меньше соответствующих современным. Одна крестьянка деревни Вакиной б. Тиминской волости б. Соликамского уезда мне определенно сказала, что на пашне возле Вакиной нередко находили чудские топоры, ножи и др. орудия малых размеров. «Видно Чудь была народ мелкий», - заключала она свой рассказ.

Другая легенда рассказывает о перебрасывании медных и железных топоров с одной горы на другую. Этот рассказ приурочивается к очень многим возвышенностям, отделенным одна от другой расстоянием иногда до десятка верст. У Чуди, согласно этой легенды, был всего один топорик на всех чудинов, живших по различным горам. В случае надобности этот единственный топор перебрасывали с одной возвышенности на другую.

Основанием для этой легенды являются находки топоров (или других предметов: иногда рассказывают о перебрасывании медных ложек и т.д.) на тех или иных соседних возвышенных местах, как мне удалось проверить, например, в отношении деревень Галкиной и Турбиной (на Каме, к северу от Перми), о которых тоже существует подобное сказание. Эта легенда представляет тот интерес для археолога, что по ней он может иногда установить места находок доисторических предметов.

Теперь нам остается разобрать самую известную легенду, именно сказание о погибели Чуди. Оно повторяется в совершенно почти одинаковой форме и в Приуралье, и в Зауралье, и записывалось несчетное количество раз. Повторю подробное ее содержание.

Некогда жид в крае народ Чудь. Когда впервые появились русские и раздался звон колоколов, Чудь волновалась. Принять православие, жить под русским владычеством ей не хотелось. Тогда она со всем своим имуществом удалилась в леса и нарыла себе подземные убежища, покрытие которые было укреплено на столбах. Когда русские проникли в глубь лесов, Чудь подрубила столбы. Крыша, сверху покрытая землей, рухнула и схоронила под собой Чудь и все ее добро, тоже унесенное в землянку. По представлению крестьянских масс, различные предметы, попадающиеся в земле, и являются остатками этого добра.

Как создалась эта легенда? Дать этому объяснение, полагаю, не так трудно. Очевидно, рассказ сложился под влиянием каких-то находок, допускавших возможность изложенного толкования. В Камском районе не встречается ничего подходящего. То же самое в частях Зауралья, непосредственно прилегающих к хребту. Более интересны для нас равнины Западной Сибири. Они изобилуют курганами. Начиная с низовьев Исети и Тобола далеко на восток тянутся бесконечные группы курганов. Многие из этих курганов сооружены следующим способом. На поверхности земли укрепляются толстые столбы, поставленные полукругом или четырехугольником. Столбы поддерживают накат из бревен или жердей. В центре иногда стоит такой же столб для лучшей поддержки покрытия. Покойник кладется на поверхность земли. Рядом с ним помещается могильный инвентарь, иногда очень богатый. Сверху все сооружение засыпается землею. Подобного типа курганы обнаружены, например, финляндским ученым Гейкелем в районе Тюмень - Ялуторовск .

Во второй половине XVII века, русские поселенцы начали усиленно раскапывать эти курганы, по-местному «бугры». Бугровщики – так называли копателей – искали в курганах драгоценные металлы, изделия из которых в них встречались довольно часто. Начались эти раскопки с курганов нижней Исети и Тобола, а затем они распространились на район Ишим-Тара-Омск.

Картина костяка с богатыми украшениями, столбов, наката, часто обвалившегося от тяжести набросанной земли, очевидно, и создала известную легенду о самопогребении.

Не понимая необычайного для них погребального обряда, оставляющего целые богатства вместе с покойником, русские копатели и объяснили по своему курганные могилы.

Легенда могла возникнуть только в бассейне Тобола-Иртыша, т.к. погребения такого типа не встречаются ни в бассейне Камы, ни вообще в средней или северной России.

Правда, подобные или сходные погребения известны на Украине, северном Кавказе, в Киргизской степи, но эти области слишком далеки от Урала. К тому же русские поселенцы, по крайней мере, в некоторые из них проникли только в XVIII веке и даже позже. Поэтому неудивительно, если одно из первых упоминаний легенды о самопогребении Чуди мы встречаем как раз в произведении, составленном в Западной Сибири, именно в труде монаха Гр. Новицкого «Краткое описание о народе остяцком», написанном в 1715 г. в Тобольске.

Раз создавшись, легенда была, конечно, связана с Чудью, которой приписывались, как нам известно, вообще все находки – изделия рук человеческих, и стала повсеместно распространяться. Она проникла на Урал, на Каму, даже на Двину, следуя тому же Сибирско-Московскому пути, через Верхотурье – Соликамск – Устюг – Вологду, по которому двигались поселенцы и шли вообще все сношения.

Так представляется мне возникновение этой драматической легенды. Несколько слов хочу еще сказать о рассказах тех или иных туземцев, пермяков и вотяков, об их происхождении от Чуди.

Прежде всего, это довольно редкие рассказы. Вероятнее всего, они вовсе и не принадлежат самим туземцам, а просто возникли в результате какого-нибудь недомыслия исследователей, не знавших туземных языков. Допустим, однако, что они записаны со слов туземцев. Но и в таком случае нет оснований считать их исконным туземным преданием. Предания о Чуди проникли к туземцам от русских так же, как отрывки христианских представлений и сказаний, как славянское языческое представление о существе Полезница – Полудница, живущем во ржи, о котором рассказывают, например, зыряне, и как многие другие элементы русской духовной культуры. В этих рассказах мы имеем в лучшем случае такую же переработку русских народных сказаний, как, например, в некоторых вогульских мифах, рассказанных Н.Л. Гондатти.

Резюмирую теперь полученные выводы:

1) Народ Чудь никогда не жил на Урале.

2) Слово Чудь отсутствовало у финнов в момент их соприкосновения со славянами. У последних оно известно давно и заимствовано от готов.

3) Представления о Чуди проникло на Урал вместе с переселенцами из новгородского края.

4) Чудь на Урале – это легендарный народ, которому приписываются древности всех эпох, находимые в земле.

5) Легенда о самопогребении создалась на Тоболе, или вообще в Западной Сибири, во второй половине XVII века.

6) Доисторические древности Урала принадлежат различным народностям, сменявшим друг друга в течение многих тясячелетий.

А.В. Шмидт
«Записки УОЛЕ», том XL, вып. 2-й, 1927
сайт

Поддержать "Ураловед" 100 рублей