Темы на тему честь и бесчестие. Сочинение по направлению: Честь и бесчестие. Литература в помощь

Направление итогового сочинения «Честь и бесчестие »

Презентация по литературе

учителя русского языка и литературы

Репиной Екатерины Кирилловны


Какими бывают рассуждения

1 . Рассуждение – доказательство:

тезис-аргументы, доказательства- вывод.

2. Рассуждение-объяснение:

Что это такое? Например, «Что такое честь?»

3.Рассуждение-размышление:

Как быть? Что делать? Почему это происходит?


Работа над сочинением

  • 1.Учимся писать вступление по теме.
  • 2.Работаем с основной частью сочинения, раскрываем тему :
  • составляем первый тезис
  • .составляем второй тезис и подбираем литературные аргументы.
  • 3.Пишем заключение по теме сочинения.
  • 4.Проверяем черновик сочинения 3 раза (орфографию, пунктуацию, стилистику). Редактируем текст сочинения.
  • 5 Аккуратно, чётко и разборчиво переписываем гелевой ручкой сочинение на бланк ответов.

Учимся составлять тезисы к сочинению

Как нужно составлять тезисы для раскрытия темы сочинения?

1.Задайте вопрос по теме сочинения.

2. Дайте ответ на этот вопрос.

3.Этот ответ и будет тезисом к основной части сочинения.

4.Докажите тезисы, используя литературные аргументы. При этом

текст пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные

размышления и рассуждения, используя аргументы из книг.


Итоговое сочинение «Честь и бесчестие». Базовый уровень.

1. Вступление.

Честь… Что же это такое?

Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные

уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна

удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости.

Для большинства из нас состояние утраченной чести (бесчестия) – это

тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу

духовную связь другими людьми, с обществом. Без чести нет у

человека настоящей жизни.


Основная часть сочинения

Классики мировой художественной литературы, в том числе и русской,

создали немало произведений, где рассказывается о таких героях, которые

по-разному относятся к понятию чести и достоинства.

Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести уделяется самое серьёзное внимание. Автор показывает двух русских

офицеров- Гринёва и Швабрина. Пётр Андреевич Гринёв-человек чести и

долга, а вот Швабрина таким назвать нельзя. Почему же так происходит?

Жизнь часто испытывает людей, ставит их перед выбором. Как быть, что

делать в конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или

прийти к бесчестию?


Основная часть сочинения

В родительском доме Пётр получил здоровые начала в жизни, его моральные

качества и жизненные принципы достойны уважения. Отец, провожая

Петра на службу, дал ему наказ о том, чтобы служил честно и помнил, что

для человека честь-это самое главное. Молодой офицер помнит отцовскую

заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву присущи благородство и верность.

Честь и долг для русского офицера являются смыслом жизни. Он

отказался служить Пугачёву, объяснил это тем, что давал присягу служить

государыне-императрице. Пётр Андреевич держится смело, честно, ведёт себя

достойно.

Пугачёв оценил Гринёва как человека чести.

И мы видим, что путь чести – очень трудный, но правильный в жизни.


Раскрываем тему сочинения. Аргумент первый.

А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но какой? У Швабрина

отсутствуют чувства долга и человеческого достоинства. Нарушив

воинскую присягу, перешёл на сторону Пугачёва, ползал в ногах

у самозванца, вымаливал прощение. Он предал Родину, своего

сослуживца Гринёва, принёс столько страданий Маше Мироновой, которая отвергла его любовь.

А это и есть настоящее бесчестие.

Перечитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы начинаем отчётливо понимать, что «честь с мундиром не выдаётся. Честь-

это нравственная начинка», что бесчестие ведёт к краху человеческой

личности.


Второй аргумент в сочинении

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показывает двух помещиков, старых

друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.

Что значит честь для каждого из них? Долгое время единственным человеком,

к которому Троекуров относился с почтением и уважением, был его сосед

из Кистенёвки-Дубровский. Старые друзья поссорились Оба помещика имели

вспыльчивый характер, оба гордые.

Троекуров поддерживал это состояние в себе сознанием богатства и власти.

А Дубровский-осознанием древности своего рода и дворянской чести.

Случай на псарне показывает Дубровского как человека гордого, который

обладает чувством собственного достоинства. Троекуров своими

предпринятыми действиями довёл бывшего друга до умопомешательства и

смерти. Такие поступки разрушают личность.


Основная часть сочинения

Перечитывая роман А. С. Пушкина «Дубровский», мы задумываемся над

тем, что честь-это главный стержень человека, его нравственный хребет,

когда судьёй поступков и действий человеческих становится совесть,

которая является и лучшим нашим контролёром


О заключении к сочинению

В заключении необходимо сделать вывод по написанному рассуждению.

Оно должно перекликаться с вступлением.

Такая композиция сочинения называется кольцевой.

Этот вариант композиции (построения работы) считается одним из самых лучших.


Заключение по теме сочинения

Итак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая страницы двух

романов Александра Сергеевича Пушкина, я прихожу к выводу о том, что

понятие чести никогда не устареет, так как именно честь помогает человеку

жить, быть на высоте, по могает сделать правильный нравственный выбор,

осуществлять духовную связь с людьми, с обществом. А это

немало в человеческой жизни. И очень хочется надеяться на то, что и в

наше время среди моих современников будет как можно больше людей, для которых понятие чести никогда не потеряет своей

высокой значимости.


Оценка сочинения по пяти критериям

Критерий 1 .Соответствие теме.

Критерий №2 .Аргументация.Привлечение литературного материала.

Критерий №3. Композиция (построение сочинения) и логика рассуждений.

Критерий №4. Качество письменной речи .

Критерий№5 .Грамотность.

Оценка -зачёт-незачёт


Использованные источники

1.А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

2.А. С. Пушкин. «Дубровский».

3.Итоговое сочинение в выпускном классе. Подготовка. Написание. Редактирование. Составитель Г. В. Цветкова. «Учитель». Волгоград.

4.О.И. Щербакова. Виды сочинений по литературе.10-11 класс. «Просвещение:2015 ».

5 .Елена Стародубцева. « Капитанская дочка » на уроках литературы (Я иду на урок литературы).

Многие любят употреблять слово честь, не все готовы в наше время ее отстаивать. Трусость вызывает бесчестие, неуважение, безразличие и лень, заставляют не отстаивать свои интересы и интересы близких нам людей.
Иногда мне кажется, что мужчины, отстаивающие свою честь, и честь своих возлюбленных канули вместе со временами средневековья. Именно в это время понятие чести отстаивали мужчины и были готовы отдать за него жизнь.
Но, к моему большому счастью я еще могу наблюдать за мужчинами, которые никогда не позволят их обесчестить. Это дает мне надежду на то, что наш мир будет избавлен от обид, оскорблений и неуважения.

Сочинение №2 Честь и бесчестие Полное для 11 класса

Приятно наблюдать за людьми, которым нравиться отстаивать свою честь, которые не бояться высказывать свою точку зрения, и верны своим жизненным принципам. Честь позволяет быть увереннее в себе, понимать, что тебе необходимо от жизни, за что ты готов бороться и, что для тебя действительно важно.

Есть вещи, которые, по мнению многих людей, важнее чести. Тут проявляется бесчестие. Деньги могут заставить людей отказаться от чести, деньги могут заставить обижать людей, хамит, предавать. Многие политики не отстаивают интересы страны, многие мужчины не готовы защищать своих женщин. Все это проявление бесчестья, бестактности и неуважение. Также бесчестие говорит об отсутствии совести у человека. Сейчас в наше время стресса и постоянной спешки легко можно оскорбить человека, обидеть и проявить неуважение. Важно, чтобы такое поведение не оставалось безнаказанным. Важно воспитывать детей на принципах отстаивания чести, своих интересов и проявлении уважения. Именно такое воспитание способно избавить от постоянного негатива, корысти, наглости.

Такое понятие, как совесть неразрывно связано с честью. Совестливые люди не будут обманывать, предавать, оскорблять и обижать человека. Совесть позволяет задуматься о своем поведение и о последствиях, которые могут возникнуть.

Воспитание в человеке таких положительных качеств, как честь начинается с атмосферы в семье. Именно так, как поступали родители, будут поступать их дети. Поэтому крайне важно растить детей в семье с благоприятным климатом, в семье, где защищают честь семьи, страны и близких по духу людей.

Человек всегда сама решает, как ему поступать по совести, или выбрать путь бесчестья. Его нравственная сторона всегда в ответе за поступки и поведение в различных жизненных ситуациях.

Сочинение № 3 на тему Честь и бесчестие

Сегодня, как никогда важно такое понятие, как честь. Происходит это потому, что сейчас практически вся молодежь пытается лишиться этого ценного качества и остаться бесчестным человеком. Сегодня не цениться помощь, уважение, принципиальность. Многие не пытаются беречь свою честь смолоду, а оказывается, что происходит это зря.

Честь была важна во все времена. Мужчины долгом чести считали защищать свою семью и свою родину. Женщины берегли свою честь ради любимых мужчин. Дети воспитывались патриотически. Сейчас все это отошло на второй план. Сейчас бьют собак, оскорбляют стариков и выкладывают это все в интернет. Однако стоит остановиться и задуматься, а правильными ли являются такие поступки. Ведь лучше быть человеком честным и совестливым, чем бесчестным и беспринципным.

Важно с самого раннего детства прививать детям чувство собственного достоинства. Важно научить детей уважать других людей и любить родину. Важно понять, что честному человеку живется легче и проще. Ведь когда на душе нет тяжести от бесчестных поступков, хочется творить добро, жить счастливо и весело, а не скрываться от общества с грузом преступлений. Поэтому я всегда выбираю честные поступки и совестливые решения.

Сочинение для 11 класс. ЕГЭ

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Д-503 в рассказе Мы Замятина сочинение

    Повествование ведётся от лица главного героя романа - Д-503. Точнее, мы как бы читаем дневник Д-503, который записывает, что с ним происходило в определённый момент времени

  • Каким мог бы быть идеальный мир? И может ли он вообще существовать в нашей реальности? Иногда я задаю себе эти вопросы. Думаю, над ними ломали головы немало философов.


Прежде всего это не слова, а поступки. Можно тысячу раз говорить, что вы честны, добры и благородны, а на деле быть лживым злодеем. Настоящая честь редко идет вместе с высокопарными речами. Не обязательно выставлять напоказ свои хорошие поступки, чтобы быть благородным человеком. Честь не требует благодарности и признания. Люди, у которых это качество на первом месте, помогают просто так, ничего не ожидая взамен. По – настоящему благородный человек не обращает внимания на общественное мнение, а живет по законам и совести. Для него это выше всего. Хотя, конечно, оскорбление чести не оставляли без ответа: раньше конфликты, связанные с унижением достоинства, разрешались дуэлью. И здесь уже некоторый вес имело и общественное мнение, но это было в прошлом и чаще случалось с молодыми, порывистыми людьми.

Очень тонкими и романтичными натурами. Люди старше и опытнее, или просто обладающие холодным и расчетливым умом редко попадали в подобные ситуации, так как руководствовались мудростью прожитых лет, а утверждавшееся в некоторых душах разочарование обществом заставляло их все меньше считаться с мнением окружающих. Конечно, если они получали вызов, то, как личности благородные, были обязаны его принять, иначе за ними закрепились бы звания трусов и подлецов, но самому поединку ни один человек не предавал никакого значения. Все это касается личной чести, а вот когда было задето достоинство более слабого, женщины, родных, оно защищалось ими до последней капли крови.

Но, как уже сказано, это все в прошлом. А что же настоящее? Дуэли уже давно ушли из жизни, принципиальных и правдивых людей становится все меньше. Какое же место у чести в нынешнем обществе? Пожалуй, благородство и теперь имеет важное значение, хоть его и нелегко разглядеть за множеством масок. Правда, может и не всегда, но торжествует. Еще защищают слабых, даже во вред себе. И по сей день смотрят не только на слова человека, но и на его дела. И остаются те, кто следует важному правилу, высказанному древнегреческим философом Теофрастом: «Ни тщеславием, ни красотою одежд или коней, ни украшением не добывай себе чести, но мужеством и мудростью».

А что же бесчестие? Это полная противоположность всему благородному. К сожалению, людей с нечистыми помыслами было много во все времена. Сладки речи бесчестия, легко оно затягивает в свои сети. У него много лиц, но главные - ложь и предательство. Бесчестный человек не может быть правдивым. Его всегда сопровождает обман. Бесчестные люди никогда не помогут просто так, без выгоды для себя. Они не держат свои обещания. Верность слову, идеалам ничего для них не значит. Бывает так, что бесчестные люди пытаются показаться принципиальными и благородными. Они говорят красивые речи, создают видимость хороших поступков, а сами при первой же возможности нарушают все слова и обеты. Такие личности по сути своей трусливы и ничтожны. Но большое количество их опасно. Бесчестие словно чума, с которой нужно бороться.

О чести написано множество книг. Немало великих авторов занимал этот вопрос. Кто только не писал о нем! Это одна из самых многочисленных и важных тем в литературе. Вопрос чести занимал людей во все времена.

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» произведение о чести и благородстве. Многие герои живые воплощения этих качеств, но есть и те, которым они чужды. Петр Гринев - молодой офицер, приехавший служить в Белогорскую крепость. Он на протяжении всего произведения рос духовно и совершал благородные поступки. Гринев, несмотря на запрет, вызвал Швабрина на дуэль, защищая честь Маши Мироновой. Юноша не дрогнул, когда в крепость пришел Пугачев. Гринев отказался перейти на его сторону, невзирая на щедрые предложения высоких должностей. Недаром отец юноши говорил: «Береги платье снову, а честь смолоду». Гринев следовал этому завету стоически и неукоснительно.

Антагонистом ему выступает Швабрин. Он самолюбив и эгоистичен. Этот человек распускал лживые слухи о Маше Мироновой только потому, что не смог добиться ее любви. А потом удерживал девушку в плену, вынуждая стать его женой. Швабрин при взятии крепости перешел на сторону Пугачева и всячески перед ним пресмыкался. Нарушив присягу, герой придает честь офицера и показывает свое малодушие и не способность быть верным однажды данному слову.

Поэма А.С Пушкина поднимает проблему чести в эпизодах, связанных с дуэлью. Ленский, по горячности своей, вызывает Онегина на поединок, оскорбившись поведением Евгения на балу. Отказаться главный герой не может. Дуэль состоялась - финал трагичен. Онегин поступает, конечно, бесчестно по отношению к другу, но все же делает это не намеренно, а случайно, и сильно корит себя. Возможно, будь Ленский менее пылким, трагедии можно было бы избежать.

В качестве еще одного примера предлагаю роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин, главный персонаж, индивидуалист, получающий удовольствие от игры на чувствах других, но, несмотря на это по-своему честен. Он, зная, что навязываемая ему дуэль изначально проигрышная, все рано принял ее, защищая честь княжны Мэри. Печорин дает Грушницкому возможность отказаться от своих слов и прекратить поединок, но тот оказывается слишком слаб и ничтожен для того, чтобы признаться в обмане и принять поражение.

аргументы к сочинению

Сочинения на тему чести на нашем сайте:

⁠ _____________________________________________________________________________________________

Проблема чести и бесчестия – одна из самых важных в жизни человека. Нас с детства учат тому, что поступать бесчестно плохо. Проходя мимо детской площадки, мы то и дело слышим: «Это нечестно! Надо переиграть!»
Вот какое определение чести мы находим словаре С.И. Ожегова:
Там же смотрит определение слову «честный» :
В словаре В.И. Даля даны такие поговорки о бесчестии:

Честь – категория нравственная. Понятие чести неразрывным образом связано с понятием совести, то есть быть честным человеком – это жить по совести, по глубоким внутренним убеждениям, что одно – хорошо, а другое – плохо.
С проблемой, как поступить: честно или бесчестно (соврать или сказать правду; предать или остаться верным стране, человеку, слову, принципам и т.д.), человек сталкивается буквально каждый день. Именно поэтому вся мировая литература так или иначе обращалась к ней.
проблема чести и бесчестия – одна из важнейших. Эраст, ветреный молодой человек, дворянин, увлекшись Лизой, крестьянской девушкой, думает оставить ради неё привычное общество и отказаться от прежнего образа жизни. Но в итоге его мечты оказываются самообманом. Лиза, глубоко влюблённая в Эраста, искренне верит молодому человеку и отдаёт ему самое дорогое, что есть у неё, бедной девушки, - свою девичью честь. Карамзин горько упрекает Лизу за этот поступок:

Но если Лизу мы можем понять и оправдать (она по-настоящему влюблена!), то Эраста оправдать невозможно. Воспитанный в дворянской среде так, что самостоятельно зарабатывать себе на жизнь он не может, герой, которому грозит долговая яма, так как он проиграл в карты всё своё состояние, решает жениться на богатой вдове. Лиза, ожидающая возлюбленного с войны, случайно узнаёт обо всем, и Эраст, застигнутый врасплох хочет откупиться от девушки деньгами. Поступок глубоко бесчестный, показывающий малодушие Эраста, его безволие, эгоизм. Лиза оказалась порядочнее Эраста, заплатив за свою любовь и потерянную честь очень высокой ценой – собственной жизнью.
все герои проходят испытание на честь. Береги честь смолоду - вот главное наставление отца Петру Гринёву, отправляющемуся на службу. И герой достойно выполняет наказ родителя. Он отказывается присягать Пугачёву, тогда как другой герой – Алексей Швабрин – делает это без особых колебаний. Швабрин – предатель, но если бы его поступок можно было объяснить только вполне понятным страхом смерти, то его хоть как-то можно было оправдать. Но Швабрин подлый, низкий человек. Мы знаем это из того, как он пытался очернить Машу Миронову в глазах Гринёва, как он подло ранил Петра во время дуэли. Поэтому его предательство вполне закономерно и не находит оправдания.
Бесчестными людьми показывают себя и приспешники Пугачёва, предавшие его. В то время как сам Пугачёв, хотя и представлен Пушкиным как неоднозначная фигура, оказался человеком чести (он с благодарностью помнит тулуп, подаренный Гринёвым, по просьбе главного героя тут же вступается за Машу и освобождает её из плена Швабрина).
проблема чести так же ключевая. Испытание на честь проходят оба главных героя – и Евгений Онегин, и Татьяна Ларина. Для Онегина это испытание заключается в отказе или согласии на дуэль с Ленским. Хотя по неписаным правилам светского общества отказываться от дуэли было малодушно, бесчестно (совершил поступок – отвечай!), в случае с Ленским бОльшим достоинством и честью для Онегина было бы принести свои извинения и отказаться от поединка. Но Евгений проявил малодушие, испугавшись осуждения света: он не стал объясняться с Владимиром. Итог дуэли всем известен: молодой поэт погиб в самом расцвете сил. Таким образом, формально Онегин ни в чём не был виноват: он принял вызов и судьба оказалась к нему благосклоннее, чем к Ленскому. Но совесть героя была нечиста. Именно сознание того, что он поступил нечестно, непорядочно, на наш взгляд, и вынудило Евгения оставить общество на долгих семь лет.
Татьяна же свой экзамен на честь выдержала с огромным достоинством. Она по-прежнему любит Онегина, в чём искренне ему и признаётся, но отказывается от отношений с ним, так как хочет сберечь доброе имя своей семьи. Для неё, замужней женщины, эта связь невозможна.
Сам А.С. Пушкин трагически погиб в рассвете сил, защищая честь своей жены, Натальи Николаевны, которую обвинили в связи с молодым французом Дантесом. На его смерть М.Ю. Лермонтов написал замечательные слова:
понятие чести заменено понятием выгода. Писатель неспроста даёт ему характеристику человека осмотрительно-охлаждённого характера. Чичиков с детства хорошо усвоил наказ отца «беречь и копить копейку». И вот маленький Павлуша продаёт своим однокашникам еду, делает воскового снегиря и так же продаёт. Повзрослев, он не гнушается бессовестной аферы с покупкой «мёртвых душ», находя к каждому продавцу подход, кого-то обманывая, сочинив для этого невероятную историю (как он это сделал с Маниловым), кому-то просто ничего не объясняя (Коробочка). Но другие помещики (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) вполне осознают смысл данного мероприятия, но тем не менее их «честь» нимало не страдает от предложения Чичикова. Каждый из этих помещиков с радостью продаёт главному герою «мёртвые души», тем самым улучшая и своё материальное положение.
Чиновники в поэме так же показаны бессовестными и бесчестными людьми. И хотя в произведении нет крупных, детально прорисованных образов, Гоголь даёт прекрасные портреты-миниатюры служителей государства. Так, Иван Антонович Кувшинное Рыло – типичный чиновник, который, пользуясь своим служебным положением, вымогает взятки у посетителей. Именно он знакомит Чичикова со всеми тонкостями бюрократической машины.
В отличие от поэмы

представлено подробное описание быта и нравов чиновников небольшого городка N. Все они бесчестны, так как не стесняются брать взятки, да и не особо это скрывают. Чиновники чувствуют себя полноправными хозяевами городка, и единственное, чего боится городничий, это донос. Привычка брать и давать взятки так глубоко укоренилась в сознании чиновников, что лучшим средством задобрить Хлестакова, которого они принимают за ревизора, они так же считают взятку. Хлестаков же, молодой человек, по определению Гоголя, «без царя в голове», не воспитанный в строгих понятиях чести и достоинства, проигравшись в Петербурге в карты и сидя в гостинице городка N без гроша в кармане, с радостью принимает деньги чиновников, поначалу даже не понимая, в чём дело и почему вдруг ему так неслыханно повезло. Его не заботят последствия его слов и поступков. И он рад обманывать, приписывая себе всё новые и новые заслуги (и с Пушкиным на дружеской ноге, и сам пишет и публикуется в журналах, и со всеми министрами знаком), его не стесняет то, что он объяснялся в любви и Марье Антоновне, дочери городничего, и его жене Анне Андреевне, а потом и вовсе пообещал жениться на Марье Антоновне.
честь оказалась пустым звуком для Андрия – младшего сына Тараса, старого козацкого полковника. Андрий с лёгкостью предает козаков ради своей возлюбленной – польской пани. Не таковы Тарас и брат Андрия, Остап. Для них козацкая честь важнее всего. Отец, как ни тяжело ему было, обезумев от гнева после того, как увидел сына, рубящего в бою своих же козаков, выстрелом убивает сына.
говорит само за себя. Герой рассказа – мальчик, которому подростки во время игры доверили охранять воображаемый военный склад, взяв с него честное слово не оставлять поста. И он не оставил, несмотря на то, что все давно разошлись и в парке становилось темно и страшно. Только разрешение военного, по счастливой случайности оказавшегося рядом, освободило ребёнка от данного обещания.
В жизни также нередко бывает, что слово, данное человеком, оказывается выше любых личных выгод, обстоятельств и прочего. Всё это говорит о высокой чести подобных людей. Так произошло с А.П. Чеховым, отказавшимся от звания академика после того, как такого же звания лишили М. Горького, за которого в своё время Антон Павлович горячо голосовал и которого тепло поздравлял с избранием. Но Академия наук решила отменить своё решение. Чехов был с этим категорически не согласен. Он говорил, что его голос в пользу избрания Горького академиком был искренним и решение Академии абсолютно не согласуется с его личным мнением.
В произведениях А.П. Чехова проблема чести, в том числе и чести профессиональной, поднималась не раз.

он говорит о докторе Осипе Степановиче Дымове, который остался верен своему врачебному долгу до конца. Он принимает решение отсасывать дифтеритные плёнки у больного мальчика, хотя это было очень опасно для врача, поэтому не предписывалось как обязательная мера лечения. Но Дымов идёт на это, заражается и умирает.

Честь и бесчестие… Наверное, многие задумывались над тем, что означают эти слова. Честь – это чувство собственного достоинства, нравственные принципы, которые человек готов отстаивать в любой ситуации, даже ценой собственной жизни. В основе бесчестия - трусость, слабость характера, не позволяющие бороться за идеалы, заставляющие совершать гнусные поступки. Оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Многие писатели обращались к теме чести и бесчестия. Так, в повести В. Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить смерть. Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя. Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не о себе, а о спасении других. И хотя его попытка не привела к успеху, он исполнил свой долг до конца. Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти.

Совсем по-другому ведет себя товарищ Сотникова, Рыбак. Страх смерти взял верх над всеми его чувствами. Сидя в подвале, он только и думает, что о спасении собственной жизни. Когда полицаи предложили ему стать одним из них, он не оскорбился, не возмутился, напротив, он «чувствовал остро и радостно - будет жить! Появилась возможность жить - это главное. Все остальное – потом». Конечно, он не хочет становиться предателем: «Он вовсе не собирался выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто». Он надеется, что «вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами…». Внутренний голос подсказывает Рыбаку, что он вступил на путь бесчестия. И тогда Рыбак пытается найти компромисс с совестью: «Он шел на эту игру, чтобы выиграть себе жизнь - разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там оно будет видно, только бы не убили, не замучили на допросах. Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит. Разве он враг своим?» Оказавшись перед выбором, он не готов жертвовать жизнью ради чести.

Писатель показывает последовательные этапы морального падения Рыбака. Вот он соглашается перейти на сторону врага и при этом продолжает убеждать себя, что «большой вины за ним нет». По его мнению, «он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы улучить удобный момент - может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят...»

И вот Рыбак принимает участие в казни Сотникова. Быков подчеркивает, что даже этому страшному поступку Рыбак пытается найти оправдание: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул этот обрубок. И то по приказу полиции». И лишь шагая в строю полицаев, Рыбак наконец понимает: «Из этого строя дороги к побегу уже не было». В. Быков подчеркивает, что путь бесчестия, который выбрал Рыбак, – это путь в никуда.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы, оказавшись перед непростым выбором, не будем забывать о высших ценностях: чести, долге, мужестве.