Сообщение на тему творчество толстого. Толстой лев николаевич. Краткая биография Толстого

Лев Толстой — русский классик, один из наиболее почитаемых на мировой литературной сцене писателей, создатель масштабного эпического романа «Война и мир», лауреат Нобелевской премии, участник военных действий на Кавказе и под Севастополем, мыслитель и просветитель.

Лев Толстой — известный русский писатель.

Его литературные и публицистические работы насчитывают 90 томов, а жизнь и творчество Толстого послужили основой для этического и религиозного течения — толстовства, которое имеет множество последователей по всему миру..

Краткая справка

Лев Толстой уже при жизни был признанной литературной величиной. Его творчеством открывается новый этап русского и мирового реализма. По его романам и повестям многократно снимались художественные фильмы и ставились спектакли по всему миру. Он был самым читаемым писателем в советское время. За период 1918-1986 гг. общий тираж его произведений составил 436,261 млн экземпляров.

Краткая биография Толстого

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1928 г. в дворянской усадьбе Ясная Поляна. Расцвет его литературной деятельности пришелся на 1960-1970-е годы. В это время он создает романы «Война и мир», «Анна Каренина». В общей сложности он написал 174 литературных произведения и более 300 публицистических статей.

Во главу своего творчества и жизненного уклада Толстой ставил нравственное служение. Литератор всю свою жизнь посвятил просветительской работе и благотворительности. Открыл школу для детей из крестьянских семей, помогал бедным во время голода.

Был женат на одной из сестер Бернс — Софье Андреевне. У супругов было 13 детей. Был предан анафеме за свои радикальные взгляды, подвергался негласному надсмотру со стороны государства. Умер в 82 года от продолжительной тяжелой болезни в доме у железнодорожной станции Астапово 20 ноября 1910 г. Похоронен возле своей усадьбы.

Родители и первые годы жизни

Лев Николаевич родился 9 сентября 1928 г. в 14 км от Тулы в родовом имении Ясная поляна. Основной вклад в обустройство усадьбы внес дед писателя Н. С. Волконский. Лев Николаевич был 4-м ребенком в семье. Его отец — граф Толстой — принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать — Мария Николаевна Толстая, в девичестве княжна Волконская, была потомком Рюриков.

Толстой имел родственные связи со многими русскими аристократами и даже общего предка с Пушкиным — адмирала Ивана Головина. Некоторые из именитых родственников автора впоследствии стали прототипами для персонажей его романов.

Родители писателя умерли рано, и он вместе с другими детьми графа Толстого остался на попечении родственницы Т. А. Ергольской, а затем графини А. И. Остен-Сакен. Когда последней не стало в 1841 г., дети переселились к своей тете П. И. Юшковой в Казань.

Домашним обучением юного Толстого занимался Сен-Тома — гувернер, образ которого нашел свое отражение в автобиографической повести «Детство», а затем немец Ресельман. После того как молодой Лев поселился в семье Юшковых, он задался целью поступить в Императорский Казанский университет, считавшийся престижным в те годы.

Лев так и не получил высшее образование.

В 1844 г. Толстой сдал вступительные экзамены и был зачислен на факультет восточной словесности. В конце учебного года по итогам экзамена он не прошел на следующий курс, поэтому перевелся на юридическое отделение, где учился еще 2 года и затем бросил университет, так и не получив ученой степени.

В 1847 г. писатель вернулся в семейную усадьбу, где занялся самообразованием. Многие факты из жизни литератора до сих пор остаются загадкой. Достоверно неизвестно, сколько языков знал Толстой, но, по свидетельствам современников, их было более 15.

В это время он начинает переосмысливать отношения между помещиком и крестьянами. Толстой занялся благотворительностью и открыл свою первую школу для крестьянских детей, где часто вел занятия самостоятельно.

Увлечения и военная служба

В 1848 г. будущий писатель отправился в Москву. Там он намеревался готовиться к сдаче кандидатского экзамена, но вместо этого с головой окунулся в светскую жизнь и увлекся карточными играми. Лев Николаевич был азартным человеком и часто проигрывал. Зимой 1849 г он уехал в Петербург, где проводил время в непрерывных кутежах и развлечениях вместе с приятелем К. А. Иславиным.

В эти же годы его захватило увлечение музыкой. Он посещал концерты, с удовольствием слушал произведения Баха, Шопена и Генделя. Литератор любил играть на рояле и поселил у себя в усадьбе музыканта по имени Рудольф, с которым играл в 4 руки. В соавторстве с приятелем Зыбиным сочинил вальс, нотную запись которого в начале 1900-х сделал композитор С. И. Танеев.

Для того чтобы расплатиться с карточными долгами, весной 1851 г. Толстой уезжает на Кавказ. Там по настоянию старшего брата Николая Толстого он поступил на военную службу. Осенью он сдал экзамен и получил звание юнкера. В течение 2 лет участвовал в военных стычках на Кавказе.Затем перевелся в Дунайскую армию в Крым. В 1854-1855 гг. участвовал в сражениях под Севастополем, за оборону которого был награжден орденом Святой Анны 4-й степени и медалями.

Вдохновленный военной службой, Толстой пишет трилогию «Севастопольские рассказы». Первую часть из трилогии он отправляет на публикацию в журнал «Современник». Это произведение было высоко оценено императором Александром. В эти же годы Толстой начинает работу над повестями «Детство» и «Отрочество», которые затем вошли в автобиографическую трилогию.

Пишет рассказ «Рубка леса», начинает работу над повестью «Казаки». В 1856 г. писатель окончил службу в звании поручика и погрузился в литературное творчество.

Путешествия по Европе

После окончания службы Толстой уже был принят в литературной среде Петербурга, кружках и светских салонах. Там он знакомится и начинает дружить с именитыми литераторами Н. А. Некрасовым, И. С. Гончаровым, А. В. Дружининым, В. А. Соллогубом. В это время он заканчивает работу на последней частью из трилогии «Юность», пишет «Метель» и «Два гусара».

Несмотря на насыщенную светскую жизнь в 1857 г. у Толстого случился внутренний передом и разлад с писательским кружком. Он оставляет Петербург и отправляется в путешествие по Европе.

Во время поездок по Франции, Швейцарии, Германии, Италии и Англии он разочаровывается в европейской жизни. Толстой замечает пропасть между богатыми и бедными, которая был спрятана под напыщенным покровом европейской культуры. Свои критические мысли о европейском укладе жизни он высказал в рассказе «Люцерн».

Педагогическая деятельность

В 1859 г. Толстой возвращается в родную усадьбу и основывает крестьянские школы в Ясной Поляне. И через год после этого снова отправляется в 9-месячное путешествие по Европе для того, чтобы узнать о народном образовании в других странах. Вернувшись, он упраздняет дисциплинарные правила и программы в созданных им школах. С 1862 г. он начинает издавать журнал о педагогике «Ясная Поляна».

Лев Толстой в Николаеве.

Позднее Толстой создает «Азбуку» и «Новую азбуку», в которых присутствуют как его собственные рассказы для детей начальных классов, так и переложения народных сказок и басен.

Ранние публикации

Свои первые литературные шаги Толстой делает еще до службы на Кавказе. В 1847 г. он начинает вести дневник, который будет дополнять до конца жизни, изредка пишет стихотворения. Одно из них было нанесено на памятник на могиле его тети и опекунши А. И. Остен-Сакен. В период 1850-1851 гг. начинает писать повесть «Детство», но активно берется за творчество лишь после во время военной службы.

В 1852 г. он оправляет «Детство» на публикацию в передовой журнал «Современник», которой издавал Н. А. Некрасов. После публикации своего дебюта он сразу же получает признание в литературных кругах.

В эти годы Толстой создает:

  • «Севастопольские рассказы» (1855-1856 гг.);
  • «Детство. Отрочество. Юность» (1852-1857 гг.);
  • «Набег» (1653 г.);
  • «Рубка леса» (1855 г.);
  • «Метель» (1856 г.);
  • «Два гусара» (1856 г);
  • «Люцерн» (1857 г.).

После того как писатель покинул Париж, литературная элита охладела к Толстому. Он и сам не стремится к общению, его единственным приятелем в этот период жизни становится А. Фет.

В дневниковых записях этих лет он выражает недовольство жизнью и описывает творческий кризис: «Нерешительность, праздность, тоска, мысль о смерти. Надо выйти из этого. Одно средство. Усилие над собой, чтобы работать». В 1862 г. Толстой женится на 18-летней Софье Бернс. Женитьбой ознаменован период расцвета его творчества.

Основные романы

После женитьбы у писателя начинается творческий подъем. Он пишет романы «Война и мир», «Анна Каренина». Первый отрывок из романа- эпопеи «Война и мир» был опубликован в 1865 г. в журнале «Русский вестник». К моменту окончания работы над произведением в 1869 г. книга имела большой успех.

В 1870-х Толстой становится признанным литератором. Его называют величайшим русским автором. Лев Николаевич был доволен своей работой, но при этом в письме к Фету отзывается о романе, как о «многословной дребедени».

В 1873 г. Лев Николаевич отправляется в Самарскую губернию вместе с семьей и там начинает работу над «Анной Карениной». Этот роман считается переходом к драматическому периоду его творчества. В нем нет простоты и идиллии, а характеры героев усложнены.

Обращение в веру

Лев Николаевич со своей женой Софьей Андреевной.

В начале 1880-х у писателя начинается период духовного и нравственного поиска. В эти годы он пишет философские трактаты, в которых задается вопросами о религии, искусстве и жизни.

Во время работы над «Исповедью» его начинают волновать вопросы о нравственности, смысле существования. В его дневниковых записях проскальзывают мысли о самоубийстве.

В поисках ответа Толстой обращается к богословию. Он читает религиозные трактаты, общается с монахами из Оптиной Пустыни, беседует со старцами, посещает множество храмов.

В эти годы литератор изучает древнееврейский и древнегреческий языки, чтобы читать христианские первоисточники. Сближается с московским евреем Шломо Минором. Одновременно с этим он начинает общаться со старообрядцами, крестьянскими проповедниками, мусульманами.

Со временем Толстой разочаровывается в христианстве и в 1880-1881 гг. пишет «Четвероевангелие», в котором переписывает священные тексты и удаляет из них то, что считает избыточным и неверным.

По причине его радикальных взглядов некоторые из его произведений этих лет были запрещены духовной и государственной цензурой. 24 февраля (по старому стилю) 1901 г. синод опубликовал заявление об отлучении от церкви Толстого. В своем тексте «Ответ синоду» литератор подробно рассказывает о расхождении своих взглядов на учение Христа с догмами Православной церкви.

Итогом его духовных поисков становится отказ от удобств и благ богатой жизни. Он все больше занимается физическим трудом, становится вегетарианцем, носит простую одежду, отказывается от авторских прав на свои работы. Многие из его поступков считались чудачеством и послужили поводом для анекдотов. Так, у Даниила Хармса есть цикл стихотворений, в которых он высмеивает пристрастия Толстого.

Этим аскетизмом и стремлением к нравственности открывается третий этап его творчества. Отличительной чертой этапа является отрицание большинства устоев государственной и светской жизни. С сентября 1882 г. император Александр 3 устанавливает за писателем негласный надзор. Идеи Толстого постепенно начинают проникать в общественную жизнь России. Из них формируется новое религиозно-этическое течение — толстовство.

Поздняя художественная литература

Перелом в сознании Толстого и религиозно-нравственные искания отразились на его поздних произведениях.

В эти годы он пишет:

  • «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886 гг.);
  • «Исповедь» (1879-1880 гг.);
  • «Записки сумасшедшего» (1884-1903 гг.);
  • «Крейцерова соната» (1887-1889 гг.);
  • роман «Воскресение» (1889-1899 гг.);
  • повесть «Хаджи-Мурат» (1896-1904 гг.).

Отношение к поздним работам автора было двояким. Поклонники считали, что в эти годы он достиг вершины своего творчества. Другие же упрекали Толстого в том, что он превратился из писателя в проповедника. Противоречивые отзывы вызвала и «Крейцерова соната», произведение чуть было полностью не попало под цензуру, но было напечатано в урезанном виде усилиями жены литератора, добившейся встречи с императором.

Последним крупной литературной работой Толстого стал роман «Воскресение», в котором он подвергает критике систему правосудия, светский быт и сближение духовенства с государственной властью. В поздних дневниковых записях Толстой сетует на то, что его последние произведения недооценены публикой и критиками.

Он пишет: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся важными». Сам же литератор придавал большее значение своим нехудожественным текстам.

Личная жизнь

Лев Толстой со своей семьей.

С юношеских лет Лев Толстой дружил с Любовью Александровной Иславиной, в замужестве Берс, и часто проводил время в кругу ее семьи. Когда дочери Берсов выросли, он решил жениться на старшей Лизе, но не смог найти с ней общий язык и сделал выбор в пользу средней сестры Софьи. 23 сентября 1962 г. 34-летний писатель женился на своей 18-летней избраннице.

Жена становится помощницей литератора. Она не только ведет хозяйство, но и выполняет функцию личного секретаря, переписывая черновики литератора. Со временем взаимоотношения супругов ухудшаются, между ними случаются размолвки. Одной из причин разлада стала ревность. Толстой ревновал жену к композитору Танееву, который часто бывал в их доме.

Другой причиной для ссор послужило желание Толстого избавиться от обременяющего его имущества. Он отдавал часть дохода бедным или на нужды деревенской школы, раздавал то, что считал избыточным: фортепьяно, мебель, экипаж и пр. Под давлением супруги в 1892 г. писатель подписал акт о передаче недвижимости жене и детям.

От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось 9 сыновей и 4 дочери, 5 детей умерли в детстве. Кроме этого, Толстой имел внебрачного сына от яснополянской крестьянки Аксинии Базыкиной. Самые доверительные отношения у Толстого сложились с младшей дочерью Сашей. В 16 лет она стала маленькой подружкой Льва Николаевича.

Она освоила машинопись, выполняла роль секретаря, переписывала работы отца. Дочь была единственным человеком, которому Толстой сообщил о своих планах и местоположении, когда принял решение уйти из дома.

Старость писателя

Всю жизнь Толстой посвятил поиску нравственных идеалов и следованию им. С годами его взгляды оформились в религиозно-этическое учение, названное толстовством. Главными постулатами этого учения становятся нравственное самосовершенствование, любовь к миру, равенство религий и национальностей, опрощенье (термин ввел сам Толстой).

Лев Николаевич в старости вел аскетичную жизнь. Он ходил босиком, носил льняную рубаху, не ел мясо, отказывался от предметов роскоши, сам работал в поле, общался с крестьянами и старался помогать им в трудные годы.

На почве фанатичного следования идее опрощенья у Толстого обострились отношения с женой. Софья Андреевна не поддерживала мужа в желании отказаться от авторских прав, земли и имения. В конечном счете конфликт писателя с семьей стал причиной его ухода из дома.

Смерть и наследие

Аскетичный образ жизни с годами все больше захватывал Толстого. Ему опостылел помещичий быт, он считал его слишком роскошным. 13 ноября 1910 г. он собрал вещи и покинул Ясную Поляну вместе со своим врачом Д. П. Маковецким. Он начал свое путешествие со станции Щекино и отправился от туда в Шамординский монастырь.

Попутчики свидетельствовали, что плана поездки у Толстого не было, а его путешествие больше напоминало бегство. По пути Лев Николаевич почувствовал себя плохо, у него обнаружилось воспаление легких. Сопровождающие вынесли Толстого на станции Астапово, где после тяжелой болезни он скончался в доме начальника станции 20 ноября 1910 г.

Могила Льва Николаевича Толстого.

В день погребения в Ясную Поляну пришло несколько тысяч человек. Кроме родственников и друзей, в имении собрались крестьяне и государственные деятели.

Это были первые в России публичные похороны, проводимые не по церковному обряду. Власти опасались, что они могут превратиться в демонстрацию. Но вопреки опасениям все прошло тихо и без инцидентов.

Лев Николаевич Толстой погребен на поляне возле леса в усадьбе Ясная Поляна 10 ноября 1910 г. Когда гроб с телом писателя опускали в могилу, все присутствующие опустились на колени.

После смерти усадьба была превращена в дом-музей. Ежегодно в день рождения Толстого здесь проводится праздник, во время которого проходят литературные чтения, спектакли по произведениям Льва Николаевича. Книги, дневники и публицистические статьи Толстого издаются по всему миру большим тиражом. Педагогическое и философское наследие продолжается в работах его последователей.

Цитаты Льва Толстого

Вот основные из них:

  1. «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя».
  2. «Величайшие истины — самые простые».
  3. «Разумное и нравственное всегда совпадают».
  4. «Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный — тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни».
  5. «Люди живы любовью; любовь к себе — начало смерти, любовь к Богу и людям — начало жизни».

Во время своих лекций по литературе В. Набоков любил демонстрировать величие Толстого. Он закрывал шторы, выключал свет, произносил имена русских писателей и одновременно с этим зажигал лампочку, словно звезду на небосклоне. Когда Набоков доходил до имени Льва Толстого он поднимал все шторы и свет, олицетворяющий величие писателя, заливал всю аудиторию.

«Великий писатель земли русской», Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в селе Ясная Поляна Тульской губернии. Отец его, гусарский подполковник, и мать, урожденная княжна Волконская, описаны отчасти в «Детстве» и «Отрочестве», отчасти в «Войне и мире». Мальчику было полтора года, когда умерла его мать, и девять лет, когда умер отец; круглый сирота, он остался на попечении своей тетки, графини Остен-Сакен; воспитание мальчика было поручено дальней родственнице, Т. А. Ергольской. Об этой доброй и кроткой женщине, имевшей благотворное влияние на порученных её воспитанию детей, впоследствии трогательно вспоминал Толстой. Будучи 24-х лет, он писал ей с Кавказа: «Слезы, которые я проливаю, думая о вас и о вашей любви к нам, так радостны, что я позволяю им течь без всякого ложного стыда».

Получивши домашнее воспитание, обычное в то время для детей помещиков, Толстой в 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков; через год он переходит на юридический. Юноша не по летам развитой, склонный к самонаблюдению и к критическому отношению ко всему окружающему, Толстой остается чрезвычайно неудовлетворенным составом профессоров и университетским преподаванием. Вначале он довольно усердно принялся за занятия, стал писать сочинение, где проводил параллель между «Наказом » Екатерины Великой ІІ сочинениями Монтескье ; но вскоре эти занятия были заброшены, и Толстым на время завладели интересы светской жизни: блестящая внешняя сторона светского мира и его вечных празднеств, пикников, балов, раутов, увлекла впечатлительного юношу; он отдался интересам этого мира со всей страстностью своей натуры. И, как во всем в своей жизни, он был и здесь последователен до конца, отрицая в ту пору все, что не входит в круг интересов светского человека.

Но, как показано в «Детстве, Отрочестве и Юности», содержащих много автобиографического материала, в Толстом еще в детстве проявлялись черты самоуглубления, каких-то упорных нравственных и умственных исканий; мальчику вечно не давали покоя вопросы его еще смутного внутреннего мирка. Можно сказать, судя по оставленному нам писателем художественному материалу, что он беззаботного детства, с его бессознательной радостью, почти не знал. Самолюбивый, всегда все подчиняющий своему размышлению, он, как большинство великих людей, провел детство мучительное, подавленный разнообразными вопросами жизни внешней и внутренней, разрешить которые было не по его детским силам.

Вот эта-то особенность натуры юноши-Толстого взяла в нем верх через некоторый промежуток времени, проведенного в светских удовольствиях. Под влиянием собственных размышлений и чтения, Толстой задумал резко изменить свою жизнь. То, что он решил, было тотчас же приведено в исполнение. Убедившись в пустоте светской жизни, разочарованный занятиями университетскими, Толстой возвращается к своим постоянным идеалам жизни. В «Детстве» и Отрочестве» мы читаем не раз о том, как мальчик, герой повести, составляет программы будущей чистой и разумной жизни, отвечающей каким-то смутным требованиям совести. Словно неведомый голос всегда раздавался в его душе, голос нравственных велений, и заставлял идти за собой. То же было и в Казани. Толстой бросает светские развлечения, перестает посещать университет, увлекается Руссо и просиживает дни и ночи над книгами этого писателя, имевшего на него большое влияние.

В книгах Толстой ищет не умственных наслаждений и не знаний самих по себе, но практических ответов на вопросы, как жить и чем жить, т. е. в чем увидать смысл и истинное содержание жизни. Под влиянием этих размышлений и чтения книг Руссо, Толстой пишет сочинение «О цели философии», в котором определяет философию как «науку жизни», т. е. как такую, которая выясняет цели и образ жизни человека. Уже в это время книги Руссо поставили перед юным Толстым проблему, неотразимо привлекшую его умственный взгляд: о нравственном совершенствовании. Толстой путем усиленного духовного напряжения определяет план будущей своей жизни: она должна проходить в осуществлении добра и в деятельной помощи людям. Придя к этому выводу, Толстой бросает университет и едет в Ясную Поляну заняться бытом крестьян и улучшить их положение. Здесь его ждали многие неудачи и разочарования, описанные в рассказе «Утро помещика »: силами одного человека сразу такую большую задачу невозможно было решить, тем более, что работу затрудняли многие незаметные мелочи и помехи.

Лев Толстой в молодости. Фото 1848 г.

В 1851 году Толстой уезжает на Кавказ; здесь ждет его масса впечатлений, сильных и свежих, которых жаждала богатырская натура 23-летняго Толстого. Охоты на кабанов, лосей, на птиц, грандиозные картины кавказской природы, наконец, стычки и битвы с горцами (Толстой зачислился юнкером в артиллерию) – все это производило большое впечатление на будущего писателя. В битвах он был хладнокровен и отважен, всегда находился в самых опасных местах и не раз представлен был к награде. Образ жизни в то время Толстой вел спартанский, здоровый и простой; хладнокровие и мужество не покидали его в самые опасные минуты, как например, в том случае, когда на охоте на медведя он дал промах по зверю и был им смят, спасенный через минуту другими охотниками и чудом отделавшийся двумя неопасными ранами. Но он вел жизнь не только боевую и охотничью, – были у него и часы для работы литературной, о которой немногие пока знали. В конце 1851 года он сообщает Ергольской, что пишет роман, не зная, будет ли когда-нибудь он напечатан, но работа над ним доставляет ему глубокое наслаждение. Характерно для молодого Толстого это отсутствие честолюбия и выдержка в неторопливом и усердном труде. «Я три раза переделал работу, которую начал уже давно, – пишет он Ергольской, – и я рассчитываю еще раз переделать ее, чтобы быть довольным; я пишу не из тщеславия, но по влеченью, мне приятно и полезно работать, и я работаю».

Рукопись, над которой работал в то время Толстой, была – повесть «Детство »; среди всех впечатлений Кавказа молодой писатель любил с грустью и любовью оживлять воспоминания детства, возрождая каждую черту прошлой жизни. Жизнь на Кавказе не огрубила его впечатлительной и по-детски нежной души. В 1852 году в журнале Некрасова «Современник» была напечатана первая повесть Толстого со скромной подписью Л. Н.; лишь немногие близкие люди знали автора этой повести, отмеченной в критической литературе. За «Детством» появилось «Отрочество » и ряд рассказов из кавказской военной жизни: «Набег», «Рубка леса» и крупная повесть «Казаки», выдающаяся по своим художественным достоинствам и отразившая черты нового миросозерцания. В этой повести Толстой впервые подчеркнул отрицательное отношение к городской культурной жизни и перевес над ней простой и здоровой жизни на свежем лоне природы, в близости к простым и чистым духовно народным массам.

Военная скитальческая жизнь Толстого продолжалась во время начавшейся тогда Крымской войны . Он участвовал в неудачной осаде Силистрии на Дунае и с любопытством наблюдал быт южных народов. В 1854 году произведенный в офицеры, Толстой прибыл в Севастополь, где пережил его осаду вплоть до сдачи города в 1855 году. Здесь Толстой пытался завести журнал для солдат, но не получил разрешения. Отважный, как всегда, находившийся и здесь в местах, наиболее опасных, Толстой богатые наблюдения этой осады воспроизвел в трех рассказах «Севастополь в декабре, в мае и в августе ». Появившиеся также в «Современнике», эти рассказы обратили на себя всеобщее внимание.

После падения Севастополя Толстой выходит в отставку, переселяется в Петербург и отдается по преимуществу интересам литературным; он сближается с кружком литераторов того времени – Тургеневым , Гончаровым , Островским , Некрасовым , Дружининым , дружит с Фетом . Но в значительной мере определившиеся в Толстом во время уединенной жизни в кавказской глуши его новые взгляды на жизнь, на культуру, на цели и задачи личной жизни человека – были чужды общим взглядам литераторов и отдаляли от них Толстого: он оставался в общем замкнут и одинок.

После нескольких лет жизни самоуглубленной и одинокой, достигнув нескольких определенных пунктов собственного, большим духовным напряжением созданного, миросозерцания, Толстой теперь с какой-то умственной жадностью стремится охватить все достояние духовной культуры запада. После занятий в Ясной Поляне сельским хозяйством и школой, он едет за границу, посещает Германию, Францию, Италию и Швейцарию, присматривается к жизни и учреждениям западного мира, поглощает массу книг по философии, социологии, истории, по народному образованию и пр. Все виденное и слышанное, все прочитанное, все, что поражает его ум и душу, становится материалом для внутренней переработки в процессе достижения твердых устоев миросозерцания, которых неустанно ищет мысль Толстого.

Большим событием для его внутренней жизни была смерть его брата, Николая; вопросы о цели и смысле жизни, вопросы о смерти с еще большей силой овладели его душой, склонив на время к крайне пессимистическим выводам. Но вскоре горячая жажда умственного труда и деятельности снова охватывает его. Изучая в западноевропейских странах постановку школьного дела, Толстой приходит к собственной педагогической теории, которую и пытается осуществить по возвращении в Ясную Поляну. Он заводит там школу для крестьянских детей и педагогический журнал под названием «Ясная Поляна». Воспитание, как могучее орудие для общественных реформ, представляется ему важнейшим делом жизни. В Ясной Поляне он хотел в миниатюре сделать то, что потом могло бы привиться во всем мире. В основе теории Толстого была все та же точка зрения необходимости личного совершенствования человека не путем насильственной прививки взглядов и убеждений, но в согласии с основными свойствами его натуры.

Женившись на С. А. Берс и устроив спокойную семейную жизнь, Толстой отдается изучению философии, древних классиков, собственным литературным работам, не забывая ни школы, ни сельского хозяйства. Период времени с шестидесятых до восьмидесятых годов минувшего столетия отличается для Толстого исключительной художественной производительностью: за эти годы им написаны наиболее важные по художественной ценности и выдающиеся по объему его произведения. От 1864 года по 1869-й он занят громадной исторической эпопеей «Война и мир» (см. краткое содержание и анализ этого романа). С 1873 по 1876-й год он работает над романом «Анна Каренина ». В этом романе, в истории внутренней жизни Левина уже отражается наступивший перелом в духовной жизни самого Толстого. В нем окончательно берет верх то стремление к осуществлению в личной жизни признанных им идей добра и правды, которое проявлялось в нем от юности. Интересы религиозные и морально-философские первенствуют над интересами литературно-художественными. Историю этого духовного поворота он изобразил в «Исповеди », написанной в 1881 году.

Портрет Льва Николаевича Толстого. Художник И. Репин, 1901

С этих пор Толстой свою литературную деятельность подчиняет принятым нравственным идеям, становясь проповедником и моралистом (см. толстовство), отрицая свою прожитою художественную деятельность. Умственная производительность его все так же громадна: кроме целого ряда религиозно-философских и общественных трактатов, он пишет драмы, рассказы и романы. С конца восьмидесятых годов появляются рассказы для народа: «Чем люди живы», «Два старика», «Свечка», «Упустишь огонь, не потушишь»; повести: «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хозяин и работник», драмы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения», и роман «Воскресение ».

Известность Толстого в эти годы становится всемирной, произведения его переводятся на языки всех стран, имя его пользуется большим почетом и уважением среди всего образованного мира; на западе устраиваются специальные общества, посвященные изучению произведений великого писателя. Ясную Поляну, где он жил, посещали люди всех стран, движимые стремлением побеседовать с великим писателем. До самого конца его жизни, конца неожиданного, поразившего весь мир, Толстой, 80-летний старец, неутомимо отдавался умственным занятиям, создавая новые философские и художественные произведения.

Желая перед концом жизни уединиться и жить в полном согласии с духом своего учения, что было всегда заветным его стремлением, Толстой выехал в последних числах октября 1910 г. из Ясной Поляны, но по пути на Кавказ заболел и должен был остановиться на станции Астапово, где скончался через 11 дней – 7 (20) ноября 1910 года.

Толстой Лев Николаевич (28.08. (09.09.) 1828- 07(20).11.1910 гг.)

Русский писатель, философ. Родился в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Поступил в Казанский университет, но затем оставил его. В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Здесь начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

На Кавказе участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и в журнале «Современник» опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которое его разочаровало.

С 1853 по 1863 гг. писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимаясь просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.

В 1863-1869 гг. написал свое фундаментальное произведение «Война и мир». В 1873-1877 гг. создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».

Учение изложено в философско-религиозных трудах «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», где главный упор делается на нравственном совершенствовании человека, обличении зла, непротивлении злу насилием.
Позже вышла в свет дилогия: драма «Власть тьмы» и комедия «Плоды просвещения», затем серия рассказов-притч о законах бытия.

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. вышел в свет роман «Воскресение».

Последние произведения писателя - рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в жесткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации.

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе, как основа всемирного братства людей. В 1901 г. последовала реакция Синода: всемирно известный писатель был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

28 октября 1910 г. Толстой тайно от семьи покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни.

Лев Николаевич Толстой - выдающийся писатель в русской литературе, а также педагог, общественный деятель и публицист. Невозможно в двух строчках описать, в чем заключается его творчество, ведь каждое произведение поразительно масштабно и отражает в себе личность писателя. Мировоззрение Льва Николаевича очень противоречиво, и в течение всей жизни оно претерпевает серьезные изменения, что, естественно отразиться на всех произведениях.

Мысль о том, что все люди духовно связаны с окружающем миром не покинет его до конца жизни.

Произведения Толстого несут в себе нравственную проблематику, где объектами познания являются внутренние миры и духовные составляющие людей. Бесспорно, каждого поразит то, насколько реалистичны события, действия, поведение людей, а также то как подробен и точен анализ всего описанного. Особый акцент писателя в творчестве - это раскрытие внутреннего становления разных личностей, а одна из кардинальных идей-это, конечно, нравственное совершенствование. Важной составляющей произведений великого писателя также является «диалектика души», то есть литературное описание внутреннего мира героев с детальным описанием в развитии и движении. Это принцип точно отражает толстовский реализм во многих произведения: «Детство», «Отрочество», «Юность», а также в более объемных, таких, как «Анна Каренина», «Война и мир», «Воскресенье». Те герои, которые для писателя любимые, будут изображены в постоянном духовном развитии, чего нельзя сказать о нелюбимых.

Стоит отметить особую чуткость Л. Н. Толстого к движению истории. В «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире» нельзя не отметить, что в писателе проявляется патриотическое сознание. «Война и мир» - это не только роман, это историческая хроника, отражение действительности той эпохи во всех красках. «Историческая эпопея» - это самое близкий жанр, который выделили исследователи. Эта эпопея содержит описание не только всего народа, но и его движение во времени, в истории. Именно здесь нам открывается еще одна сторона творчества Толстого:» мысль народная». Многие пониманию под народом что-то обычное, у писателя же это люди, как носители нравственных и социально-значимых качеств. Это и крестьяне, и мужики, и дворяне, и офицеры. Конкретно в романе «Война и мир» «мысль народная» напрямую связана с представлениями писателя о смысле существования.

Отпечаток Л. Н. Толстого в русской литературе весьма существенен. Такие произведения, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» были хорошо восприняты публикой и многими критиками ХIX-XX веков. По сей день они остаются нашими ценнейшими сокровищами и достоянием литературы.

Тем не менее, были и те, кто не смог понять содержание творчества выдающегося писателя. Наверное, потому что вопросы и проблемы, затронутые в произведениях, слишком серьезны и масштабны для каждого из нас, а потому для того, чтоб осознать значимость каждой строчки Толстого требуется время, много времени.

Лев Николаевич Толстой – классик русской литературы, великий писатель, номинант Нобелевской премии, мыслитель и просветитель. Его жизненные взгляды положили начало новому религиозно-нравственному движению – толстовству, а его произведения известны по всему миру. Ещё при жизни признанный «главой русской литературы», Толстой сделал огромный вклад в развитие русского и мирового реализма.

Замечание 1

Л. Н. Толстой был самым издаваемым писателем в СССР вплоть до 1990-х годов.

Л.Н. Толстой творил на рубеже XIX и XX веков. Именно он перевёл жанр романа на новый уровень, своим творчеством ознаменовав новый этап в литературе. Обладая очень активной жизненной позицией, за свою долгую жизнь писатель успел побыть военным, участвуя в обороне Севастополя. Был проповедником, ввиду своей деятельности отлученным от церкви, и преподавателем, основывавшим школы для крестьянских детей; путешественником и общественным деятелем. Влияние творчества Л. Н. Толстого на мир и литературу трудно переоценить. Каким же было творчество великого русского писателя?

Ранние годы и начало литературной деятельности

Лев Николаевич Толстой происходил из старинной дворянской семьи, он получил соответствующие своему социальному статусу образование и воспитание. О жизни писателя в детские и юношеские годы можно прочесть в его автобиографических (на самом деле псевдо-автобиографических) повестях:

  • «Детство»,
  • «Отрочество»,
  • «Юность».

Писательская деятельность Толстого началась, когда ему было 18 лет. Начав вести дневник, Лев Николаевич ставил самому себе задачи по самосовершенствованию и отмечал успешность их выполнения. Толстой сформулировал для себя огромное количество правил и целей, не всем из которых он следовал.

В молодые годы Толстой, будучи помещиком, пытался наладить отношения с крестьянами. Именно тогда он создал школу для крестьянских детей, где сам часто проводил занятия. Однако уехав из родного имения в Петербург, писатель больше времени посвящал кутежам, охоте и карточной игре, чем литературной деятельности.

В 1850 году, в возрасте 22 лет, Толстой принялся за настоящую литературу, начав писать «Детство». Дописано произведение было в 1852 году, после того, как писатель отправился на службу. Впервые повесть была опубликована в журнале «Современник». В ответ на появление повести Н. А. Некрасов написал Толстому ободряющее письмо. Вдохновлённый похвалой и большим успехом «Детства» у широкой публики, Толстой принялся писать с ещё большим усердием.

Замечание 2

Сразу после публикации «Детства» юный Л.Н. Толстой был причислен к числу самых выдающихся литературных деятелей своего времени.

Сам Лев Николаевич не считал себя профессиональным литератором.

Расцвет творчества

Будучи юнкером, Толстой несколько лет отслужил на Кавказе, а затем стал участником обороны Севастополя во время Крымской войны. Находясь в осаждённом городе, он сумел написать рассказ «Рубка леса», в котором отразились впечатления от Кавказа, и первый из трёх «Севастопольских рассказов». Это произведение, ярко описывающие картину ужасов, пережитых защитниками Севастополя, вновь вызвали положительный отклик российских читателей, в том числе императора Александра II. «Севастопольские рассказы» утвердили Толстого в роли представителя нового литературного поколения.

После окончания службы Толстой отправился в Петербург, где был с радостью принят в литературных салонах, а также обзавёлся дружбой с самыми выдающимися писателями того времени – И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, Н. А. Некрасовым и др. Написав в это время несколько повестей и закончив «Юность» и «Севастопольские рассказы», Толстой, впрочем, очень скоро оставил город, вступив в конфликт с близким ему кругом писателей.

Л. Н. Толстой отправился путешествовать по Европе, продолжая писать, однако доселе восхвалявшая его критика охладевает к его творчеству. Ровно до выхода в свет, пожалуй, самых известных его романов – «Войны и мира» и «Анны Карениной». Теперь в своих произведениях писатель преследовал цель показать способность личности к нравственному росту.

Роман-эпопея «Война и мир» стал поистине уникальным явлением в русской литературе. Его психологичность и размах потрясли читателей. Отечественная война 1812 года, показанная во всём своём масштабе, герои из разных социальных слоёв, патриотизм и «мысль народная» - не было составляющей романа, которая не нашла бы отклика в сердцах читателей. «Война и мир», центральное произведение в творчестве Л.Н. Толстого, - это роман о судьбе России, о судьбе народа и о народном подвиге.

Тончайшие нюансы любви и жизнь в пост-реформенной России, показанные Толстым в «Анне Карениной», вызвали не меньший восторг у читателей. Этот роман стал поворотной точкой в творчестве писателя, начав его драматический период.

Последние произведения

В 1880-ые годы Толстой с семьей переезжает в Москву, чтобы дать образование своим детям. Наблюдая за тяготами жизни простых людей, Лев Николаевич способствует открытию порядка двухсот бесплатных столов для нуждающихся и публикует несколько статей, в которых яро осуждает политику правительства.

В 1880 – 1890-ых годах Толстой много пишет. В это время из-под его пера выходят в том числе «Смерть Ивана Ильича», «Хаджи-Мурат» и «После бала». За отражённый в произведениях яркий настрой против религии и самодержавия писатель отлучён от церкви. «Воскресенье» - последний роман писателя.

Последняя запись в дневнике, начатом писателем в 18-летнем возрасте, сделана за четыре дня до смерти Толстого. Дневниковые записи сам писатель считал самыми важными из его произведений.

Особенности стиля Л.Н. Толстого

Авторский стиль Толстого сложен для восприятия. Его произведения написаны тяжелым языком и объединяют в себе разные стили. Обилие сложных предложений, длинные и запутанные фразы, тавтология – всё это делает книги Льва Николаевича несколько сложными для восприятия.

Главная проблема, поднимаемая Толстым в творчестве, - это проблема противоборства «естественного» и «искусственного» в человеке, иными словами, этическая проблематика. В философии Л.Н. Толстого нравственный человек – это сильный, активный человек, в душе которого постоянно происходит работа. Герои писателя не делятся на главных и второстепенных, они делятся на тех, кто меняется, и на тех, кто остаётся в стагнации. В своём творчестве Толстой интересуется личностью, близко и в деталях её рассматривает, разбирает и анализирует внутренние мотивы человеческих поступков. Психологизм и аналитизм, наблюдающиеся в современной литературе, корнями уходят в произведения Льва Толстого, где одним из самых ярких средств характеристики героя становится внутренний монолог.

Произведения Льва Николаевича полны субъективной авторской оценки. Он как автор часто вмешивается в события, оценивая явления окружающей героев действительности. Ещё одной особенностью писательского стиля Толстого является частое использование «ключевых слов», образующих идейное ядро произведения. Голос автора то и дело показывается в повествовании, часто одним эпитетом донося строгую и лаконичную мысль.

В своих произведениях Лев Николаевич Толстой стремился к тому, чтобы показать психологическую правду и раскрыть законы нравственной жизни человечества, анализируя самые глубинные мысли и самые незначительные, казалось бы, поступки.

Замечание 3

«Срывание всех и всяческих масок» - господствующая черта в реализме Толстого.