Сочинение. Опыт и ошибки. Сочинение на тему опыт и ошибки

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Универсальное вступление По словарю Д.Ушакова, ошибка – это неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность. И в том же словаре читаем: «Опыт – это совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков» Как видим, между этими понятиями очень тесная связь. И действительно, наша жизнь – это череда различных поступков, решений, это каждодневный выбор, в результате которого мы не застрахованы от ошибок. Но, совершая их, анализируя причины неудач, мы приобретаем ценный жизненный опыт.

3 слайд

Описание слайда:

Возможное вступление Человек в течение своей жизни пытается добиться определённых целей, хотя часто при этом допускает ошибки, промахи. Люди по-разному переносят трудности: кто-то впадает в депрессию, другой пытается начать все заново, а многие ставят перед собой новые цели, учитывая печальный опыт в достижении предыдущих. На мой взгляд, в этом и заключается смысл человеческой жизни. Жизнь - это вечный поиск себя, постоянная борьба за свое предназначение. И если в борьбе за достижение цели появляются «раны» и «ссадины», то это не повод для уныния, потому что это наши собственные ошибки, на которые мы имеем право.

4 слайд

Описание слайда:

Пословицы, которые могут быть использованы во вступлении «На ошибках учатся», «Все, что ни делается, к лучшему», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает», «Знать бы, где упасть, обязательно соломки бы подстелил»

5 слайд

Описание слайда:

Возможные тезисы Горький опыт. Непоправимые ошибки. Цена ошибок. (Порой человек совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям. И, хотя он в конце концов понимает, что сделал ошибку, исправить уже ничего нельзя. Часто цена ошибки – чья-либо жизнь)

6 слайд

Описание слайда:

Аргументы Обратимся к рассказу А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки, которую зовут Валентина… Вспомним рассказ «Каникулы» Рея Бредбери, герои которого пожелали остаться в мире одни. Что же из этого получилось?... А в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» говорится о девушке Насте, которая слишком занята делами и почти не вспоминает о матери, доживающей свой век в деревне. Сказка Н. Д. Телешова «Белая цапля» Рассказ Р. Бредбери «Вельд»

7 слайд

Описание слайда:

Возможные тезисы 2. Ошибки, без которых невозможно движение по жизненному пути. Делая ошибки, человек приобретает опыт. (Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. И порой именно благодаря ошибкам он приобретает ценный жизненный опыт, многому учится)

8 слайд

Описание слайда:

Аргументы Обратимся к рассказу В.Осеевой «Почему?». В нем говорится о маленьком мальчике, который …. Иногда требуется много времени, чтоб понять свою ошибку, и хорошо, если это происходит до того, как станет слишком поздно ее исправить. Героине рассказа Б.Екимова «Говори, мама, говори» потребовались годы, чтоб осознать, как важно для ее матери внимание дочери.

9 слайд

Описание слайда:

Возможные аргументы 3. Опыт, предотвращающий ошибки. (Жизнь – лучший учитель. Порой возникают непростые ситуации, когда человек должен принять верное решение. Делая правильный выбор, мы приобретаем бесценный опыт, который поможет избежать ошибок в дальнейшем)

10 слайд

Описание слайда:

Аргументы В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления» автор повествует о подростке Грише, который приезжает на каникулы к бабушке… Автор как будто хочет сказать нам: необходимо прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами. Это именно тот жизненный опыт, который направляет нас по верному пути, помогает избежать многих ошибок.

11 слайд

Описание слайда:

Аргументы В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание… Именно этот случай научил героиню владеть собой, своими чувствами. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой.

12 слайд

Описание слайда:

Аргументы Делая тот или иной выбор, мы многому учимся. Однако для нас ценен не только собственный опыт, важную роль в нашей жизни играют другие люди, чьи поступки оказывают влияние на наше мировоззрение. Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице … Думается, такой жизненный опыт поможет мальчику вырасти чутким человеком, убережет от равнодушия.

13 слайд

Описание слайда:

Возможные тезисы 4. Опыт человечества. Исторический опыт. Война. (Люди, знающие свою историю, знают и о великой трагедии войны. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь)

14 слайд

Описание слайда:

Аргументы Трагедия войны показана и в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»… Андрей Соколов, вспоминая недавнее прошлое говорит: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Так война вмешивается в жизнь человека, разрушает его дом, его судьбу.

15 слайд

Описание слайда:

Аргументы В основу повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами в своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.

Перед вами небольшая коллекция тезисов, которые могут быть использованы в качестве вступлений или заключений к сочинениям по тематическому направлению Опыт и ошибки . Не списывайте эти слова бездумно. Вступление и заключение должны быть связаны с темой сочинения и с главной мыслью.

1) Часто приходится слышать «не ошибается тот, кто ничего не делает». Но значит ли это, что все ошибки, которые совершает человек в своей жизни, были неизбежны? Конечно нет! Нередко ошибок можно избежать, нужно лишь прислушиваться к советам людей, чьему опыту и уму ты доверяешь.

2) Военные говорят: каждая строчка в уставе написана кровью тех, кто пытался поступить как-то иначе и заплатил за это жизнью. Но то же самое можно сказать и о многом другом. Например, правила поведения возникли из-за множества конфликтов и глупых поступков людей, живших до нас.

3) Даже если говорят, что целый народ совершил какие-то тяжелые преступления и ошибки, здравый смысл подсказывает нам, что это преувеличение. Сразу весь народ ошибаться не может. Всегда найдутся те, кто шёл не в ногу с ошибающимся и преступным большинством. И если позже народ бывает осужден за преступления или сам раскается в своих прошлых грехах, то поступки этих шедших не в ногу могут спасти честь этого народа.

4) Хотя людям свойственно ошибаться, считается, что это не так уж и плохо. Ошибки дают нам ценный опыт, «мы учимся на своих и чужих ошибках», «отрицательный результат – тоже результат», «не ошибается тот, кто ничего не делает». Однако эта житейская мудрость работает не всегда. Порой люди совершают ошибки, из которых извлечь никакого опыта невозможно, ибо извлекать его уже некому. Или же совершенные ошибки так сильно травмируют души, что люди просто сходят с ума и опыт перестаёт иметь значение.

5) Считается, что наука невозможна без постоянного поиска, в котором к правильным решениям почти всегда приходят после множества ошибок. Случается и так, что прошлый опыт и казавшиеся правильными решения начинают мешать. И ради дальнейшего продвижения вперед их необходимо отбросить.

6) Житейская мудрость подсказывает нам, что следует учиться на ошибках и опыте других людей. И все же мы нередко пренебрегаем ею. Почему? Мы часто ощущаем, что чужой опыт касается других людей и пригоден только для них или для людей, на них похожих. Если нам кажется, что мы «не такие как все», то и чужой опыт не представляется нам ценным. Мы считаем, что нам вполне может удастся то, чего не удавалось другим, потому что мы - не они. И только жизнь может показать нам – переоценили мы себя или нет.

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических. ФИПИ

Это направление нацеливает на рассуждения о важности знаний, умений и навыков, приобретенных в практической деятельности, и о значении тех выводов, которые мы делаем в результате совершенных ошибок.

Обратимся к словарям

Опыт (Словарь С.И. Ожегова)

1. - отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания. Пример: Чувствительный о.

Опыт (Словарь синонимов)

испытание, проба, эксперимент; квалификация; попытка, (первый) дебют; компетенция, исследование, умение, опытность, школа, искушенность, умудренность, навык, практика, сноровка, знакомство, знание, зрелость, квалифицированность, натренированность, бывалость.

Опыт (Словарь эпитетов)

О характере, размере, основе опыта. Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, долголетний, душевный, живой, жизненный, житейский, индивидуальный, исторический, коллективный, колоссальный, личный, мировой, многовековой, многолетний, накопленный, народный, немалый, непосредственный, обобщенный, общественный, объективный, огромный, основательный, практический, реальный, сгущенный, серьезный, скромный, сложившийся, собственный, солидный, социальный, субъективный, фундаментальный, чужой, широкий.

Об оценке опыта . Бесценный, высокий, горький, драгоценный, жестокий, замечательный, мрачный, мудрый, неоценимый, передовой, печальный, плачевный, полезный, положительный, поучительный, сокровенный, творческий, трезвый, трудный, тяжелый, хладный (устар.), холодный, ценный.

Ошибка (Словарь Т.Ф. Ефремовой)

Ошибка (Словарь синонимов)

Грех, погрешность, заблуждение, неловкость, оплошность, опечатка, описка, отступление, промах, уклонение, упущение, неправильность, шероховатость, ложный шаг, провес, промер, просмотр, просчет.

Ошибка (Словарь эпитетов)

Большая, гибельная, глубокая, глупая, грубая, губительная, детская, досадная, жестокая, закономерная, извинительная, исправимая, коренная, кричащая, крупная, легкомысленная, маленькая, мальчишеская, мелкая, невероятная, невинная, незаметная, незначительная, неисправимая, нелепая, непоправимая, непростительная, несущественная, нечаянная, обидная, опасная, основная, очевидная, печальная, позорная, поправимая, постыдная, простительная, распространенная, редкая, роковая, серьезная, случайная, стратегическая, страшная, существенная, тактическая, теоретическая, типичная, трагическая, ужасная, фатальная, фундаментальная, чреватая (разг.), чудовищная, явная. Голая, легкомысленная. Арифметическая, грамматическая, логическая, математическая, орфографическая, орфоэпическая, психологическая, пунктуационная...

Для вдохновения

ПРИТЧА

У одного французского крестьянина был сын, который отличался дурным нравом. Тогда крестьянин решил забивать гвоздь в столб после каждого проступка своего чада. Вскоре на столбе не осталось живого места: всё было покрыто гвоздями. Увидев это, мальчик начал исправляться, и после каждого доброго поступка отец выдёргивал из столба по гвоздю. Наступил знаменательный день, когда был выдернут последний гвоздь. Однако мальчик не испытывал радости, он плакал! Увидев удивление на лице отца, мальчик сказал: «Гвоздей-то нет, но дырки остались!»

Возможные темы сочинения

1. Может ли опытный человек ошибаться?

2. «Опыт - самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль).

3. «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».

4. Всегда ли неопытность ведёт к беде?

5. Источник нашей мудрости - наш опыт.

6. Ошибка одного - урок другому.

7. Опыт - самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика.

8. Опыт учит только тех, кто на нем учится.

9. Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем.

10. Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту.

11. Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь.

12. Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью.

13. Самая плохая черта, которая есть во всех людях - это забывать о всех хороших поступках после одной ошибки.

14. Всегда ли нужно признавать собственные ошибки?

15. Могут ли ошибаться мудрецы?

16. Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

17. Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках.

19. Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?

20. Можно ли приобрести опыт, не совершив ошибок?

21. "...Опыт, сын ошибок трудных..." (А.С. Пушкин)

22. Путь к истине лежит через ошибки.

23. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?

24. Почему нужно анализировать свои ошибки?

25. Какие ошибки невозможно исправить?

26. Что такое заблуждения?

27. Какой опыт дает человеку война?

28. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

29. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

(Выделены курсивом темы из пособия "Итоговое выпускное сочинение в 11 классе". А.Г. Нарушевич и И.С. Нарушевич. 2016 г. )

Хорошо сказано!

Цитаты и афоризмы

"Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь." С. Коллридж

"Опыт породил больше робких людей, чем умных." Г. Шоу

"Опыт - это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям." А. Мюссе

"Опыт не имеет никакого морального значения; опытом люди называют свои ошибки. Моралисты, как правило, всегда видели в опыте средство предостережения и считали, что он влияет на формирование характера. Они славили опыт, ибо он учит нас, чему надо следовать и чего избегать. Но опыт не обладает движущей силой. В нем так же мало действенного, как и в человеческом сознании. По существу, он только свидетельствует, что наше грядущее обычно бывает подобно нашему прошлому и что грех, совершенный однажды с содроганием, мы повторяем в жизни много раз – но уже с удовольствием." О. Уайльд

"Опыт - это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше." Г. Шоу

"Добрую часть своей жизни мы выпалываем то, что вырастили в сердце своем в юности. Операция эта называется приобретением опытности." О. Бальзак

"Некоторых людей ничего не учит, даже собственный опыт." С.Кинг

"Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт." Л. Гумилев "Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опытжизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми." Д. Лихачев

"Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое." А. Эйнштейн

"Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький." Конфуций

"Забыть боль так трудно - но ещё труднее помнить хорошее. Счастье не оставляет шрамов. Мирные времена ничему нас не учат." Чак Паланик

"Вовсе не легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими." Ф. Ницше

Пословицы и поговорки

Человек не ангел, чтобы не согрешить.

Человек не знает, гда найдет, где потеряет.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Как пошатнулся, так и свихнулся.

Молодому ошибка - улыбка, старому - горькая слеза.

Ошибся что ушибся - вперед наука.

Не бойся первой ошибки, избегай второй.

Ошибка красна поправкой.

Раз ошибся - на всю жизнь памятно.

- "Повесть о Петре и Февронии";

Д.И. Фонвизин "Недоросль" (ошибки в воспитании и их последствия);

Н.М. Карамзин "Бедная Лиза" (непоправимая ошибка Эраста, предательство, совершенное им по отношению к самому себе, - и последствия неверного выбора);

А.С. Грибоедов "Горе от ума" (Чацкий, и в этом его ошибка и трагедия, поначалу не воспринимает Молчалина, не видит в нем достойного соперника. Ошибки Чацкого и их последствия.)

А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (жизненный опыт Евгения Онегина привел его к хандре, встреча

Татьяны с Онегиным дала ей опыт любви и разочарования); "Дубровский" (Является ли ошибкой отказ Маши Троекуровой бежать с Дубровским, который не успел спасти ее от замужества и остановил свадебный кортеж лишь на обратном пути из церкви?)

А.Н. Островский "Гроза", "Бесприданница";

Л.Н. Толстой "Война и мир" (Пьер Безухов, путь истинной дружбы, настоящей любви, обретения цели в жизни, путь проб и ошибок: женитьба на Элен, неудачные преобразования в южных имениях, разочарование в масонстве, сближение с народом во время войны 1812 г., уроки Платона Каратаева; Андрей Болконский, опыт ошибок и обретения смысла жизни);

И.С. Тургенев "Отцы и дети" (Евгений Базаров - путь от нигилизма к принятию многогранности мира);

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" (ошибочность теории Раскольникова, "освобождение" от нравственных преград, которое ведет к разрушению личности, страданию, душевным мукам; путь к осознанию ошибки и духовному прозрению);

А.П. Чехов "Крыжовник", "О любви", "Ионыч" (духовная деградация героев, совершивших непоправимые ошибки на пути к своему счастью); "Вишневый сад";

М. Горький "На дне" (ошибался или был прав Лука в том, что человек может исправить свои ошибки, потому что каждый хранит в себе возможности, еще не открытые миру);

М. Булгаков "Записки юного врача" (Бомгард, приобретение профессионального опыта, его цена); "Собачье сердце" (в чем ошибка профессора Преображенского);

Л.Н.Андреев, рассказ «Кусака»;

К.Г. Паустовский "Телеграмма" (горькая и непоправимая ошибка Насти, опоздавшей на похороны матери и не пожелавшей облегчить ее одинокую и беспросветную жизнь);

В. Астафьев "Царь-рыба";

Б. Акунин, детективы об Эрасте Фандорине;

Ч. Паланик "Бойцовский клуб" (приобретение опыта оборачивается для героя трагедией);

Д. Сэлинджер "Над пропастью во ржи" (обретение жизненного опыта Холденом);

Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" (ошибки и опыт Гая Монтэга), "И грянул гром".

Нужно ли анализировать свои ошибки? Для того, чтобы раскрыть поставленную тему, необходимо определиться с определениями основных понятий. Что такое опыт? И что такое ошибки? Опыт — те знания и умения, которые получил человек в каждой из жизненных ситуаций. Ошибки – неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях. Эти два понятия, которые не могу существовать друг без друга, они крепко связаны между собой. Чем больше опыта, тем меньше ты совершаешь ошибок – это расхожая истина. Но нельзя набраться опыта, не совершив ошибки – это суровая реальность. Каждый человек в своей жизни спотыкается, допускает погрешности, делает глупости. Без этого не обойтись, именно падения и взлёты учат нас жить. Только ошибаясь и извлекая уроки из проблемных жизненных ситуаций, мы можем развиваться. То есть, заблуждаться и сходить с пути можно и даже нужно, но главное анализировать ошибки и исправлять их.

Очень часто в художественной мировой литературе писатели затрагивают тему ошибок и опыта. Так, например, в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого один из главных героев Пьер Безухов проводил всё своё время в компании Курагина и Долохова, ведя праздный образ жизни, не отягощенный заботами, печалями и раздумьями. Но, постепенно осознавая, что щегольство и светский променад – занятия пустые и бесцельные, он понимает, что это не для него. Но он был слишком юн и несведущ: чтобы сделать такие выводы, нужно опираться на опыт. Герой не сразу может разобраться в окружающих людях, и очень часто ошибается в них. Это ярко проявляется в отношениях с Элен Курагиной. Позже он понимает, что их брак был ошибкой, его обманули «мраморные плечи». Через некоторое время после развода, он вступает в масонскую ложу и, судя по всему, находит себя. Безухов занимается общественной деятельностью, встречается с интересными людьми, словом, его личность обретает целостность. Любимая и преданная жена, здоровые дети, близкие друзья, интересная работа – составляющие счастливой и полной жизни. Пьер Безухов — именно тот человек, который путём проб и ошибок находит свой смысл существования.

Другой пример можно найти в повести «Очарованный странник» Н.С. Лескова. Главному герою Ивану Северьянычу Флягину пришлось испить горькую чашу проб и ошибок. Всё началось с несчастного случая в юности: озорство молодого форейтора стоило жизни старому монаху. Иван явился на свет «сыном обещанным» и с самого рождения был предназначен для служения Богу. Жизнь его ведёт от одной беде к другой, от испытания к испытанию, пока его душа не очистится и не приведёт героя в монастырь. Долго он будет умирать и не умрёт. Многим ему пришлось заплатить за свои ошибки: любовью, свободой (он был пленником в киргиз-кайсацких степях), здоровьем (его рекрутировали). Зато этот горький опыт лучше всяких уговоров и требований научил его, что от судьбы не уйти. Призванием героя с самого начала была религия, но молодой человек с амбициями, надеждами и страстями не мог принять сан осознанно, чего требует специфика церковной службы. Вера в священнике должна быть непоколебима, иначе как он поможет ее обрести прихожанам? Именно тщательный анализ собственных ошибок мог вывести его на путь истинному служению Богу.

Размышляя над судьбами разных героев, мы понимаем, что именно совершенные ошибки и их исправление помогли им обрести себя. Без них они бы не получили бесценного жизненного опыта, который научил их лучше разбираться в людях, событиях и, что самое главное, позволил им познать свою индивидуальность и разобраться в себе. Таким образом, я могу сделать вывод, нужно всегда анализировать свои ошибки, применяя полученные знания на практике.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Что первым приходит на ум, когда мы слышим слова "опыт и ошибки"? Совершенно верно, одно из бессмертных творений нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина:

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]

Поэтому не исключаю, что разработчикам тематических направлений итогового сочинения этого года они тоже пришли на ум. И есть вероятность, что в сочинении нужно будет прослеживать путь героя к опыту через пробы и ошибки.

Словарь Д.Н. Ушакова:

"Ошибка - неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность."

"Опыт - совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков; отражение в человеческом сознании объективного мира, получаемое через посредство чувственного восприятия на основе практики изменения мира (филос.)"

Словарь Т.Ф. Ефремовой:

"Опыт - отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания; совокупность практически усвоенных знаний, навыков; знание жизни, основанное на пережитом, испытанном."

При подготовке к итоговому сочинению, а также при выполнении заданий на дом хорошо помогают цитаты известных людей. По ним можно определить и примерные аспекты, которые могут быть заявлены в теме самого сочинения в декабре.

"Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь." С. Коллридж

"Опыт породил больше робких людей, чем умных." Г. Шоу

"Опыт - это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям." А. Мюссе

"Опыт не имеет никакого морального значения; опытом люди называют свои ошибки. Моралисты, как правило, всегда видели в опыте средство предостережения и считали, что он влияет на формирование характера. Они славили опыт, ибо он учит нас, чему надо следовать и чего избегать. Но опыт не обладает движущей силой. В нем так же мало действенного, как и в человеческом сознании. По существу, он только свидетельствует, что наше грядущее обычно бывает подобно нашему прошлому и что грех, совершенный однажды с содроганием, мы повторяем в жизни много раз – но уже с удовольствием." О. Уайльд

"Опыт - это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше." Г. Шоу

"Добрую часть своей жизни мы выпалываем то, что вырастили в сердце своем в юности. Операция эта называется приобретением опытности." О. Бальзак

"Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни . Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми." Д. Лихачев

"Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое." А. Эйнштейн

"Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький." Конфуций

"Забыть боль так трудно - но ещё труднее помнить хорошее.

Счастье не оставляет шрамов. Мирные времена ничему нас не учат." Чак Паланик

"Вовсе нелегко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими." Ф. Ницше

Возможно, тематическое направление "Опыт и ошибки" - не самое сложное, потому что путь большинства героев к финалу произведения - это путь проб и ошибок. Кто-то приобретает опыт и меняется, а кого-то ошибки ничему не учат. Поэтому смело можно брать практически любое произведение литературы, особенно объемное:

А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (жизненный опыт Евгения привел его к хандре, встреча татьяны с Евгением дала ей опыт любви и разочарования);

Л.Н. Толстой "Война и мир" (Пьер Безухов, путь истинной дружбы, настоящей любви, обретения цели в жизни);

И.С. Тургенев "Отцы и дети" (Евгений Базаров - путь от нигилизма к принятию многогранности мира);

М. Булгаков "Записки юного врача" (Бомгард, приобретение профессионального опыта, его цена);

Б. Васильев "Самый последний день" ("- Политически товарищ Ковалев человек девственный, - сказал года два назад начальник отделения комиссару Белоконю - просто пришлось к случаю... - Но девственность восполняется большим опытом, товарищ комиссар. Большим опытом и исключительным старанием...");

Б. Акунин, детективы об Эрасте Фандорине;

Ч. Паланик "Бойцовский клуб" (приобретение опыта оборачивается для героя трагедией);

Д. Сэлинджер "Над пропастью во ржи" (обретение жизненного опыта Холденом);

Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" (ошибки и опыт Гая Монтэга).