Сочинение: Обломов и «лишние люди. Как общество повлияло на Обломова?К чему это привело? Может ли человек жить без общества обломов

Итоговое сочинение на тему «Человек и общество» с аргументами из литературы представлено ниже.

«Способен ли один человек противостоять обществу?»

Вступление

Общество – это целая система со своим укладом, законами и нормами оценок. Каждый из нас – часть этого большого целого, способного либо поглотить нас целиком, либо наделить возможностями успешного сосуществования.

Проблема

Способен ли человек противостоять обществу, общественному мнению или это заведомо проигранный бой?

Тезис №1

«Один в поле не воин», — утверждает древняя пословица. Сложно противостоять мнению большинства, для этого нужно обладать особым даром убеждения и харизмой.

Аргументация

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» мы видим героя, способного повести за собой окружающих людей. С одной стороны, Данко подчинил людей своей воле, ведя их к спасению, убеждая в лучшем будущем ценой собственной жизни. Но с другой стороны, что он получил в ответ? Как только он вывел их из чащи, толпа тут же забыла его, растоптав последние искры, напоминающие о его вырванном из груди горящем сердце.

Вывод

Одному человеку очень сложно противостоять целому обществу. Но это возможно, и такие люди есть и будут. Они обладают уникальным даром убеждения, особым складом характера.

Тезис №2

К людям, способным изменить изменить мир, относятся многие руководители государств, военные предводители и религиозные деятели. Но есть такие и среди простых людей.

Аргументация

«И один в поле воин, если он Чацкий», — говорил И.А. Гончаров. Действительно, в своей пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедов изобразил человека, способного обличить пороки целого поколения, в котором сам же существовал. Чацкий явился к людям, живущим по уже устоявшимся правилам и перевернул все с ног на голову. Затем он уехал, никем не понятый и никому не нужный.

Вывод

Обладая бесстрашием и особым складом характера можно повлиять на общественный строй, хотя бы в ближайшем окружении. Однако это может грозить одиночеством.

Тезис №3

Есть люди, которые, отказавшись от попыток изменить мир, продолжают свое одинокое существование, отстранившись ото всех. Общество не принимает таких людей, а у них нет сил бороться с ним.

Аргументация

К таким людям относится Илья Ильич Обломов, главный герой романа А.И. Гончарова «Обломов». Илья Ильич обладает рядом положительных качеств, он духовно высоко развит, но не может найти применения своим талантам. Люди, окружающие его, живут по законам, чуждым ему – они лживы, они способны идти по головам ради достижения поставленных целей. Обломов не принимает таких правил, но не способен справиться с собой и хоть как-то приспособиться к законам жизни. Поэтому он самоустраняется и живет практически отшельником, проводя дни на диване в засаленном халате.

Вывод

Общество – достаточно сильная система. Она с легкостью может поглотить отдельно взятую личность, не похожую на остальных, если она не способна противостоять ему.

Общий вывод (заключение)

Законы социума таковы, что все мы, каждый из нас – часть одного большого целого. Мы вынуждены жить по единым законам для всех, даже если нас что-то не устраивает. Есть мужественные люди, отважившиеся пойти против устоев или возглавить новое направления в развитии. Но против течения могут плыть только сильнейшие. Остальных же общество ломает и обрекает на одиночество.

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю жизни главного героя – Ильи Ильича Обломова, прожившего всю свою жизнь в мечтах, так и не сумевшего переступить через себя и выйти за рамки собственных иллюзий. У читателя Илья Ильич вызывает смешанные эмоции – с одной стороны, судьба его была понятна почти с первых глав романа – уж слишком далек был герой от реального мира, а его лень и апатичность скорей раздражают, чем привлекают, с другой стороны, читателю в чем-то близок этот образ, вобравший в себя все признаки мещанского и истинно русского менталитета. Чтобы понять, в чем состоит трагедия жизни Обломова, и почему герой остается интересен и современным читателям, требуется подробное рассмотрение образа Ильи Ильича как персонажа-носителя черт «обломовщины».

Истоки «обломовщины»

Гончаров впервые в русской литературе вводит такое социально-философское понятие как «обломовщина». В социально-историческом плане явление проявляется как приверженность персонажа к старым, отжившим себя ценностям, мещанскому укладу жизни, нежеланию трудиться и двигаться вперед, пока за тебя судьбу мира будут вершить другие.

В философском аспекте «обломовщина» представляет собой более глубокое и емкое понятие. Она является воплощением всей российской культуры и истории, российского менталитета – не удивительно, что Обломовка в сознании Ильи Ильича связан с обрядами, сказками и преданиями, то есть с вековой мудростью предков, не столько материальным, сколько духовным наследством.

Центральным персонажем русских сказок является Иван Дурак – персонаж якобы не глупый и не ленивый, но воспринимаемы людьми именно таким, так как постоянно лежит на печи и ждет чуда, которое само его найдет и захватит в водоворот событий. Обломов – проекция Ивана Дурака из сказочного повествования в мир 19 века. Как и сказочный образ, Илья Ильич является лишним персонажем, однако, в отличие от Ивана, чудо к Обломову так и не является, ведь он живет в реальном, а не выдуманном мире. Именно поэтому «обломовщина» – это не только чрезмерное лелеяние в себе устаревших и неактуальных ценностей и проживание жизни в другом, прошедшем времени, когда прошлое в разы важнее настоящего, но и замена реальности иллюзиями, эскапизм приводящий к деградации и застою личности, в чем и состоит внутренняя трагедия Обломова.

Обломов и общество

Для Обломова общество и окружающие его люди выступают словно декорацией в его полусне-полусуществовании. Это ярко прослеживается в первой части произведения, когда к Обломову по очереди приходят Волков, Судьбинский и Пенкин – Илья Ильич на самом деле мало интересуется их жизнью, ему даже лень подняться с постели, чтобы поздороваться с гостями. Даже более «важные» для Обломова Алексеев и Тарантьев на самом деле также мало значат для Обломова – первый выступает фоном для его размышлений и позволяет выговориться, второй нужен Обломову в качестве такого себе второго Захара, но более активного и готового действовать, даже несмотря на то, что Тарантьев всячески обманывает Обломова.

Подобное отношение к людям сформировалось видимо на основе первой неудачи – службы Обломова, где ему было трудно, тяжело, не интересно. Илья Ильич думал, что на работе его ждет «вторая семья», подобная семье обломовской, однако, когда оказалось, что здесь каждый за себя, героя ждало полное разочарование в этой сфере жизни. Социальная трагедия Обломова состоит в его инфантильности, неумении жить реальной жизнью и подстраиваться под обстоятельства – малейшая неудача или препятствие становятся для Ильи Ильича катастрофой и приводят к уходу героя от истинного существования к существованию иллюзорному.

Обломов и любовь

Такой же эскапизм прослеживается и в вопроса любви Обломова – их расставание было предначертано еще в момент их встречи. Ольга, влюбившаяся не сколько в реального Илью Ильича, сколько в навеянный ей Штольцем образ, лелеяла именно это представление об Обломове как добром, мягком, чувствительном человеке, при этом не беря во внимание его чрезмерную погруженность в свой внутренний мир, куда он него готов пустить кого-то еще.

Любовь Обломова также была скорей поэтичной влюбленностью, самым важным в которой была недостижимость счастья, о котором о мечтал – именно поэтому Илья Ильич неосознанно отодвигал признание о своих отношениях тете Ольги и дату свадьбы – если бы женитьбы произошла, его мечта стала бы реальностью. Трагедия жизни Обломова состоит в том, что для Ильи Ильича смыслом существования были именно мечты, а не их достижение – подобная реализация желанного привела бы к катастрофе, внутреннему опустошению героя, потерей им цели и сути жизни.

В момент очередного отодвигания Обломовым дня женитьбы, Ольга поняла, что мужчине важна не столько реальная любовь и семья, сколько томление по прекрасной и недостижимой даме сердца, далекой и недоступной. Для девушки же, представляющей практичные взгляды на мир это не приемлемо, поэтому она первая инициирует расставание с Обломовым.

Выводы

Обломов – сборный персонаж, изображающий человека, полностью живущего прошлым, не желающего и не умеющего подстраиваться под новые обстоятельства. Как отзывался о романе Гончарова Добролюбов – автор рано «похоронил» «обломовщину», более того, она остается тенденциозным проявлением общества даже в наше время, представляя людей ищущих, пытающихся познать свое место в мире, но апатичных, быстро разочаровывающихся в собственной жизни и уходящих в мир иллюзий. Трагизм Обломова – это трагизм нереализованного человеческого потенциала, постепенное и полное отмирание думающей, но инертной личности.

Описание элемнтов трагедии в жизни Обломова и раскрытие причин этих проблем будет полезно для изучения учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «В чем состоит трагедия жизни Обломова».

Тест по произведению

Федулов Алексей 11 класс

Исследовательский проект на тему: «Российское общество 19 века между Западом и Востоком. Осмысление пути развития в романе И.А.Гончарова «Обломов».

Эта тема мною выбрана в связи с необходимостью исследования проблем взаимодействия между западной и восточной цивилизациями, которая не стала менее актуальной в 21 веке.

Споры о путях развития России шли с допетровских времён и особую остроту приобрели в послепетровскую эпоху, вылившись в два социально-политических течения под названием «Западники и славянофилы». Исторический спор между приверженцами традициионного и западного пути развития получил своё отражение в различных художественных произведениях 19 века. Писатели «Золотого века литературы» не могли остаться в стороне от важных общественных проблем времени: это и романы И.С.Тургенева «Рудин», повести Н.С. Лескова «На ножах», «Соборяне», Повесть Ф.М.Достоевского «Бесы». ча И.А.Гончаров символически и в то же время с большим реализмом описал представителей этих направлений в романе «Обломов».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Московский комитет образования

Южное Окружное управление

ГБОУ Гимназия №1526

Исследовательский проект на тему:

«Российское общество 19 века между Западом и Востоком.

Осмысление пути развития в романе И.А.Гончарова

«Обломов».

Работу выполнил

Федулов Алексей,

ученик 11»А» класса

Руководитель

Учитель литературы

Птушкина Л.Н.

Москва 2016г.

План работы:

Введение:

1)Понятие о западной и восточной цивилизациях, черты западноевропейского

и традиционного общества.

Основная часть:

1)Роман И.А.Гончарова «Обломов»

2)Образы героев: Ильи Ильича Обломова и Андрея Штольца как воплощение

3)Сравнительная характеристика героев и смысл их сопоставления для изучения

культурного и общественного развития России в середине 19 века.

Заключение:

1)Актуальность выбранной темы

Споры о путях развития России шли с допетровских времён и особую остроту приобрели в послепетровскую эпоху, вылившись в два социально-политических течения под названием «Западники и славянофилы». Исторический спор между приверженцами традициионного и западного пути развития получил своё отражение в различных художественных произведениях 19 века. Писатели «Золотого века литературы» не могли остаться в стороне от важных общественных проблем времени: это и романы И.С.Тургенева «Рудин», повести Н.С. Лескова «На ножах», «Соборяне», Повесть Ф.М.Достоевского «Бесы». ча И.А.Гончаров символически и в то же время с большим реализмом

Задачи проекта:

1). Изучить исторические источники по теме «Российское общество 19 века между Западом и Востоком.

Отражение пути развития в романе И.А.Гончарова«Обломов».

3). Сравнить исторические и художественные источники, отражающие проблему 4). Сделать выводы по теме ”Российское общество 19 века между Западом и Востоком”.

Объект исследования : Отражение в романе И.А.Гончарова исторической реальности, связанной со спором о путях развития России между Западом и Востоком.

Предмет исследования: Художественные личности Андрея Штольца и Ильи Ильича Обломова как символов исторической действительности,а также авторская позиция по проблеме спора о путях России середины 19 века.

Методы:

1). Метод сравнительного исторического описания;

2). Метод интерпретации фактов;

3). Метод анализа теоретических источников и исторических документов;

4). Метод сравнения при выявлении общего и особенного;

5). Метод аналогии.

Гипотеза:

На примере романа И. А. Гончарова методом аналогии можно выявить особенности мировоззрения людей, живших в России в середине 19 века, увидеть разницу в их взглядах, привычках, быте, понять культуру и социально-политические особенности русской жизни.

В образе И.И.Обломова угадываются привычки и национальный характер русского барина и любого русского, а в образе А. Штольца–характер человека западной цивилизации.

Обломов символизирует восточный путь развития России, спокойный, медленный, консервативный. Штольц- символ западного направления в развитии общества-делового, быстрого, прогрессивного.

Ввведение.

Эта тема мною выбрана в связи с необходимостью исследования проблем взаимодействия между западной и восточной цивилизациями, которая не стала менее актуальной в 21 веке.

Споры о путях развития России шли с допетровских времён и особую остроту приобрели в послепетровскую эпоху, вылившись в два социально-политических течения под названием «Западники и славянофилы». Исторический спор между приверженцами традициионного и западного пути развития получил своё отражение в различных художественных произведениях 19 века. Писатели «Золотого века литературы» не могли остаться в стороне от важных общественных проблем времени: написаны романы И.С.Тургенева,например, «Рудин», повести Н.С. Лескова «На ножах», «Соборяне», повесть Ф.М.Достоевского «Бесы».

И.А.Гончаров символически и в то же время с большим реализмом

описал представителей этих направлений в романе «Обломов».

Я рассматриваю тему реферата «Российское общество 19 века между Западом и Востоком», анализируя образ жизни и взгляды главных героев романа

И. А. Гончарова “Обломов”.

Восток и Запад

Эта тема мною выбрана в связи с необходимостью исследования проблем взаимодействия между западной и восточной цивилизациями, которая не стала менее актуальной в 21 веке.

Споры о путях развития России шли с допетровских времён и особую остроту приобрели в послепетровскую эпоху, вылившись в два социально-политических течения под названием «Западники и славянофилы». Исторический спор между приверженцами традициионного и западного пути развития получил своё отражение в различных художественных произведениях 19 века. Писатели «Золотого века литературы» не могли остаться в стороне от важных общественных проблем времени: это и романы И.С.Тургенева «Рудин», повести Н.С. Лескова «На ножах», «Соборяне», Повесть Ф.М.Достоевского «Бесы». И.А.Гончаров символически и в то же время с большим реализмом

описал представителей этих направлений в романе «Обломов».

«Запад есть Запад, Восток есть Восток,

Не встретится им никогда.

Лишь у подножья престола Божия

В день Страшного суда».

Это отрывок из «Баллады о Востоке и Западе» Р.Киплинга.

В чем же состоят различия между Востоком и Западом? И действительно ли им не понять друг друга?

Согласно древневосточной картине мира существует единый мир, объединяющий все сущее. Человек, как и все сущее, должен следовать его законам, естественному ходу вещей. Только так можно достичь гармонии с окружающим миром. Таким образом, человек не является центром мироздания, не вправе считать себя «царем природы».

Один человек вообще величина не очень значимая. Его силы умножаются, когда он выступает как неотъемлемая часть какого-либо коллектива – семьи, племени, касты, сословия, религиозной общности. Такие воззрения означают, что личностное начало приглушается, подчиняется принципу коллективизма.

Установки человека на коллективную солидарность и неизбежность иерархического устройства общества влияют на отношение к труду и богатству. К труду относились как к средству приобретения необходимых благ, удовлетворяющих насущные потребности человека. Но труд во имя накоплений, которые можно использовать для последующего расширения своего дела, так ценимый западным обществом, не поощрялся, а нередко и осуждался на Востоке. На это повлияли не только религиозные ценности, но и представление о богатстве как постоянной величине. Значит, если один будет стремиться получить больше, другому неизбежно достанется меньшая доля.

Восточные цивилизации относят к традиционному обществу. Действительно, традициям, обычаям здесь придавалось и придается особое значение. К примеру, в Китае древние тексты и сегодня рассматриваются как источник знания и мудрости. Хранителем традиций выступает старшее поколение, и именно оно окружается почётом и уважением.

Особую роль на Востоке играло государство. В древности и Средневековье восточные государства были преимущественно деспотиями. Во главе стоял верховный правитель – царь, император, шах, султан, считавшийся верховным собственником всей земли – главного богатства аграрных обществ.

Восточное государство нередко становилось теократическим, когда верховный правитель являлся и религиозным главой. Такое государство стремилось поставить под свой контроль духовную сферу общества, заставить население руководствоваться религиозными нормами в повседневной жизни. Наиболее полно принцип единства религиозной и государственной власти воплотился в странах мусульманского мира.

А с понятием «западное общество» мы связываем такие черты, как рыночная экономика, охраняемая законом частная собственность, гражданское общество, демократия, правовое государство, классовое расслоение, массовое производство, массовая культура.

Изначальное «великое единое» не пугало древних китайцев или японцев. Напротив, они стремились слиться с ним, уподобиться ему. Иное отношение к первозданному хаосу у древних греков.

В сознании людей неизбежно возникало стремление преодолеть хаос, противопоставив ему упорядоченный мир – космос. И этот организованный мир не может возникнуть без усилий со стороны человека, общества. На основе этой идеи постепенно складывались некоторые определяющие черты ментальности Запада. Во-первых, это нацеленность на изменение, переустройство. Во-вторых, было положено начало разрыву человека с природой. В-третьих, из представления о первоначальном несовершенстве мира вытекало то, что древние греки называли «архе» - воля, властвование, и не только над природой.

Установка на преобразование постепенно вела к разрыву с традицией. В западном обществе это произошло в Новое время. Прошлое уже не обладает такой ценностью, как в традиционном обществе. Людей интересует настоящее и будущее.

Как это относится к героям романа?

Роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов” впервые был опубликован в 1859 году.

Главный герой романа Обломов Илья Ильич – дворянин лет 32-33 от роду, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица, мягкость была господствующим и основным выражением всей его души. Обломов целыми днями проводит у себя дома на диване, ничем не силах заниматься. Он не способен управлять своим имением Обломовкой,не может решить проблему переезда на новую квартиру. Душа Обломова не лишена мечтательности. Он лирик, умеющий глубоко чувствовать, философ, рассуждающий о смысле жизни. Но его апатия приглушила эту душевную особенность героя.

Халат становится символом лени Обломова,он облекает его тучное тело. Другой непременный атрибут лени Обломова - диван, на котором Обломов проводит все дни от рассвета до заката в мечтаниях, полудреме и сне. Обстановка обломовской квартиры - свидетельство упадка, пренебрежения окружающими вещами, апатии и безволия.

«Халат имел в глазах Обломова тьму неоценимых достоинств: он мягок, гибок…как послушный раб покоряется хозяину…»

О жизни он размышлял так:

“Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья. От этого главное поприще – служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом”, - пишет автор в пятой главе.

“Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записывания в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец”.

“Он полагал, что чиновники одного места составляли между собой дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях, что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождениюв должность”.

Ненадолго разбудить ее способен только старый друг Обломова – Штольц.

Штольц- положительный тип практического деятеля. В образе Штольца, по замыслу Гончарова, должны были гармонично соединиться такие противоположные качества, как, с одной стороны, трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей материалиста-практика; с другой - душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, высокие духовные устремления, поэтичность. Образ Ш. создают, таким образом, две эти взаимоисключающие стихии: первая происходит от отца, педантичного, сурового, грубоватого немца («отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места»); вторая - от матери, русской, поэтичной и сентиментальной натуры («она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки, пела ему о цветах, о поэзии жизни мечтала с ним о высокой роли…»). Мать боялась, что Ш., под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Штольца,а также княжеский замок в Верхлеве с портретами изнеженных и гордых дворян «в парче, бархате и кружевах». «С одной стороны Обломовка, с другой -княжеский замок, с широким раздольем барской жизни, встретились с немецким элементом, и не вышло из Андрея ни доброго бурша, ни даже филистера».

Штольц, в противоположность Обломову, пробивает дорогу в жизни сам. Он выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Штольца- мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви. Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…» Идеал жизни Ш.- непрестанный и осмысленный труд, это - «образ, содержание, стихия и цель жизни». Этот идеал Штольц отстаивает в споре с Обломовым, называя утопический идеал последнего «обломовщиной» и считая его вредным во всех сферах жизни.

“Однажды отец спросил: готов ли у него перевод из Корнелия Непота на немецкий язык?”

“–Нет, отвечал он.Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел ему на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног.”

“- Ступай, откуда пришел, - прибавил он, - и приходи опять с переводом, вместо одной, двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала: без этого не показывайся! Андрей воротился через неделю и принёс и перевод и выучил роль.”

“Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, не доглядел, дал промах.”

Штольц получил своеобразное воспитание. Русская мать хотела видеть в нем воспитанного, благородного, романтичного юношу. Отец же воспитывал сына как сильного мужчину, способного постоять за себя и справиться со всеми трудностями.

В портрете Обломова подчёркиваются детали восточного образа жизни: широкий халат, удобный диван, в мечтах его «одна сторона дома обращена на восток»,

Жить он хочет со своей семьёй на природе: «встал утром и пошёл бы в сад»,

«нарвал для жены цветов». А в облике Штольца- западный образец,недаром отец у него –немец.

Очень значима 4 глава 2 части, в которой представлен автором диалог главных героев. Обломов возмущается после ежедневных поездок со Штольцем по

делам: «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь…вечная беготня взапуски…вечная игра дрянных страстишек…Где же тут человек? Где его целость?Куда он скрылся,как разменялся на всякую мелочь?...Всё это мертвецы,

спящие люди,хуже меня…»

Идеалом жизни его является патриархальная жизнь на лоне природы среди добрых трудолюбивых крестьян и большой заботливой семьи: «Колосья

волнуются от ветерка,река чуть плещет…сесть в лодку. Жена правит…»

В словах Обломова звучит декларация русского традиционного мышления,

И мы видим человека умного, мыслящего, нежного и глубокого. Осуждение его звучит из уст Штольца,но отнюдь не Гончарова, автор сам словно согласен с героем.

Ведь об этом Штольц никогда не мечтает и поэтому не может понять друга и

не может дать ему развёрнутого ответа на его философские тирады.

Только говорит: «Да ты поэт,Илья…ты философ!» и прибавляет:

«И весь век так?» «Нет, это не жизнь!» «Это обломовщина».

«Для чего же жить?»-спрашивает Обломов.

«Для самого труда, больше ни для чего. Труд-образ,содержание и цель жизни»,-

говорит Штольц, словно цитируя М.Вебера,говорящего о ценностях европейского человека, для которого труд приравнен к молитве.

«Да цель всей вашей беготни,страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?»-возражает Илья Ильич.

Любовь к одной женщине –Ольге Ильинской- объединяет их, но её выбор не в пользу Обломова. Полюбив его добрую душу, она не остаётся с ним.

«Ты голубь,Илья, но что сгубило тебя?»- спрашивает Ольга.

«Обломовщина!!»-отвечает Илья Ильич.

Что такое эта «обломовщина»? Русская лень и хандра или особый образ жизни?

Наблюдая и анализируя поступки героев, я сравнил внешность, характер, образ жизни, привычки, идеалы и мечты Обломова и Штольца и пришел к выводу, что передо мной герои -антиподы.

И. А. Гончаров вошел в русскую литературу как прогрессивный писатель, выдающийся представитель той школы художников-реалистов 40-х годов, которые продолжали традиции Пушкина и Гоголя, воспитывались под непосредственным воздействием критики Белинского. Гончаров - один из создателей великого русского реалистического романа.

Современник Герцена и Тургенева, Островского и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Л. Толстого, Гончаров вместе с ними на протяжении десятилетий привлекал к себе внимание передовой демократической критики и широких кругов читателей. Роман «Обломов» был напечатан в первых четырех книгах журнала «Отечественные записки» за 1859 год. Обильный материал для романа дали писателю его впечатления детских лет. Вспоминая свое

* детство, Гончаров писал: «Мне кажется, у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья и зародилось неясное представление об «обломовщине». Впоследствии это представление обогатилось впечатлениями симбирской и столичной жизни». Роман Гончарова имел большой и шумный успех. Один из современников, критик А. М. Скабичевский, писал: «Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвел он на все общество. Он как бомба упал в интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя».

«Обломов» появился в обстановке подъема демократического движения и имел большое значение в борьбе передовых кругов русского общества против крепостного права. Сам Гончаров видел в своем новом произведении продолжение той критики, с которой он выступал в «Обыкновенной истории» против отсталых, косных и застойных нравов, присущих феодально-крепостническому порядку, породившему обломовщину. «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель», - писал Гончаров.

Обломова превратила в кисель, в «ком теста» крепостная среда. Гончаров показал, что обломовщина сложилась на почве владения «крещеной собственностью», «тремястами Захаров», что Обломова взрастила дворянская усадьба с ее застойным бытом и помещичьими нравами. Сам Илюша, как и большинство обитателей Обломовки, незлобивый и добродушный человек. Но, по словам Добролюбова, «гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу». Апатия и неподвижность отражены Гончаровым даже во внешнем облике Ильи Ильича Обломова - изнеженного, обрюзгшего не по летам человека, который «наспал свои недуги».

Вся жизнь Обломова рисуется как страшный, удручающий процесс постепенного духовного и морального оскудения человеческой личности, как превращение живого человека в мертвую душу. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам и собственному пониманию цельного и гармоничного человека. Он лишен тщеславия, его не прельщают карьеризм, погоня за выгодной женитьбой и богатством. «Нет, - восклицает он, - это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека». Но, рисуя себе идеал ничем не нарушаемой и благородной праздности, беззаботной и привольной помещичьей жизни, обеспеченной трудом крепостных, Обломов не видел ничего странного в получении оброка с крепостных крестьян и даже, несмотря на свое благодушие, «придумал новую меру против лени и бродяжничества крестьян». Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, не отдавая себе отчета в том, что сам является частью ненавистного ему мира. Лишь иногда он с гнетущим беспокойством задумывается над своей жизнью и приходит к выводу, что «…какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения…». На самом же деле этим врагом, который погубил все доброе в Илье Ильиче, явился сам образ его жизни, все то, что впоследствии приобрело стойкое определение - обломовщина.

В образе Обломова критик Н. А. Добролюбов увидел отражение русского национального характера, назвал его «коренным типом» русской жизни, а литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский характеризовал свойства Обломова как «черту национального склада». В одном из откликов на роман говорилось о том, что Захар и Обломов «выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками», да и сам автор подчеркивал, что его I герой воплощает «элементарные свойства русского человека». Не случайно слуга Захар, которого отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, косность и неряшливость, преклонение перед барством и прежде всего - лень, выведен в романе как двойник главного героя. Но обломовское начало живет не только в его слуге. Сходные черты мы без труда замечаем и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Сходный образ жизни укоренился по деревням и селам крепостнической России и в ее столице. Он, проявляется не только в поведении бар, но и в косности чиновников, л крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Обломове воплотились черты характера, порожденного всей русской патриархальной помещичьей жизнью. Образ этот является крупнейшим обобщением.

Однако современники Гончарова поняли буржуазно-эксплуататорский характер деятельности Штольца. Критик А. П. Милюков писал: «В этой апатичной натуре под маской образования и гуманности, стремления к реформам и прогрессу скрывается все, что так противно русскому характеру и взгляду на жизнь… Из этих-то господ выходят те честные дельцы, которые, добиваясь выгодной карьеры, давят все, что ни попадается на пути… все учредители мнимо-благодетельных предприятий, эксплуатирующие работников на фабрике, акционеры в компании, при громких возгласах о движении и прогрессе, все великодушные эмансипаторы крестьян без земли…» Под трезвым пониманием жизни у Штольца скрывались сухой деловой расчет, подчинение человеческих черт предпринимательскому практицизму.

В образе Штольца Обломов стремился вскрыть буржуазную ограниченность: «Мы - не титаны… мы не пойдем…на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним голову и смиренно переживем трудную минуту, и опять потом улыбнется жизнь, счастье». Самой буржуазии, выросшей на почве крепостного права, была присуща обломовщина, питавшаяся и после падения крепостного права многочисленными крепостническими пережитками. Гончаров был совершенно прав, указывая на неизбежную гибель обломовщины. Но это не могло случиться очень быстро: обломовщина продолжала мешать всему дальнейшему прогрессивному развитию русской общественной жизни.

Настоящего положительного героя романа Н. А. Добролюбов видел в невесте Обломова - Ольге Ильинской. В ней критик усмотрел «намек на новую русскую жизнь»: «… от нее можно ожидать слов, которые сожгут и развеют обломовщину». Другой критик, Д. И. Писарев, в личности Ольги справедливо находил «естественность и присутствие сознания… правдивость в словах и в поступках, отсутствие кокетства, стремление к развитию, умение любить просто и серьезно, без хитростей и уловок…» Ольга не способна покорно подчиняться своей судьбе. Она мечтает спасти Обломова, заставить его «жить, действовать, благословлять жизнь», спасти его погибающие ум и душу. Но когда Ольга убеждается в тщетности своих усилий и видит, что любимый человек не соответствует ее высокому представлению об идеале, она порывает с Обломовым.

Подчеркивая в Ольге стремление к борьбе во имя благородных, а не эгоистических целей, Добролюбов, видевший в героине романа передовую русскую женщину, пишет: «Она оставит иШтольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать давать ей советы - принять их как новую стихию жизни и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над нею суд беспощадный…»

Критически изображен в романе не только Обломов, но и другие персонажи: преуспевающий чиновник-бюрократ Судьбинский (не зря автор решил дать этому персонажу «говорящую» фамилию), пустой светской фат Волков, плут и вымогатель Тарантьев, мещанка Пшени-цына. Во всех этих типах Гончаров показал проявление все той же обломовщины как страшного зла русской жизни.