С михалков важный совет конспект урока. Конспект урока литературного чтения с. михалков "фома". Упражнения для дыхания

  • обобщить и закрепить знания детей о творчестве С.В. Михалкове, познакомить с его биографией;
  • совершенствовать навык чтения; расширять словарный запас детей;
  • развивать память, воображение, мышление;
  • воспитывать любовь к книге.

ХОД УРОКА

Учитель читает отрывок из стихотворения С.В. Михалкова СЛАЙД 1 (Приложение 1 )

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

– Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).

– Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (Это поэты).

– Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения.

Сказки пишут... Сказочники.
Басни сочиняют... Баснописцы
Переводят с других языков... Переводчики.
Театральные пьесы пишут... Драматурги.
Статьи в газеты и журналы пишут... Журналисты.

– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?

– Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.

– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.

– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.

Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.

12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.

– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России) СЛАЙД 4

– А какие стихи Сергея Михалкова вы знаете?

СЛАЙД 5 Дети рассказывают стихотворения.

– Давайте проверим, все ли знакомы со стихами С. Михалкова. Я буду читать отрывки, а вы заканчивайте их:

– Давайте отдохнём. Физкульт.минутка. СЛАЙД 10

А теперь попробуйте ответить из какого стихотворения эти строчки:

* Писать красиво не легко:
“Дает корова молоко”
За буквой буква,
К слогу слог.

Ну хоть бы кто-нибудь помог! (“Чистописание”)

  • А теперь давайте вспомним это стихотворение.

Дело было вечером,
Делать было нечего.... (“А что у вас?”.) Продолжают.

* А мамы каких профессий упоминаются в этом стихотворении (летчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портниха, доктор, учительница)

* Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет! (“Прививка”)

Михалков написал много стихов о ваших сверстниках. Я напомню вам отрывки из нескольких произведений писателя.

*Вспомните, как называется стихотворение о мальчике, который не хотел идти в школу и поэтому сделал следующее:

Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу.
И про себя прошу, прошу:
Родная миленькая ртуть,
Ну, поднимись еще чуть-чуть! (“36,5”)

– Что вы можете сказать о таких учениках? (Они трусливы, не хотят учиться, ссылаются на болезнь).

*А вот стихотворение о другом мальчугане:

Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят от рук отбился
От каких, скажите, рук?! (“Лапуся”)

*О каком лекарстве идет речь в следующих строчках:

Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета,
Нет, не два, а целых три,
Нужно, что ни говори!.. (“Чудесные таблетки от лени”)

*О каком заболевании идет речь:

У меня печальный вид –
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип
Что такое? Это … (грипп)

А теперь мне хочется поговорить с вами о двух проказниках-щенках. Послушайте отрывки из стихотворений и вспомните их название:

* Я сегодня сбилась с ног
У меня пропал щенок.
Два часа его звала.
Два часа его ждала. (“Мой щенок”)

На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его. (“Трезор”)

– И что же натворили каждый из этих щенков:

* Утром всех разбудил, утащил одеяло, порвал папины стихи, залез в клей, в кладовке перевернул жбан с медом и его покусали пчелы. Девочка его лечила.

* Порвал кукле платье, зайцу вырвал клок, уволок туфли, кота загнал, в уголь залез, а потом опрокинул кувшин. Его отмывали.

– А теперь поработаем командами. Каждой команде кроссворд. Посмотрим, какая команда знакома с творчеством Михалкова лучше. (Приложение 2):

После разгадывания кроссворда в командах, коллективно проверить.

Вопросы:

  1. 36, 5 на градуснике – это …
  2. Как называется стих о красивом письме?
  3. Что опубликовал Сергей Михалков в 15 лет?
  4. Какую фамилию носит дядя Стёпа?
  5. В стихотворении “Котята” каким был первый котёнок?
  6. На дверях висел замок,
    Взаперти сидел … Кто?
  7. Стихотворение “Как мужик … продавал”. Вставь слово.
  8. Куда звали 1 класс?

– Давайте определим, какая команда выполнила все задания в кроссворде, поаплодируем им.

– Вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями. Закончить это занятие я бы хотела таким пожеланием: Любите книги! Читайте книги! СЛАЙД 12

Тема урока: С.В. Михалков. Басня «Завидное упорство

Цель:

Познакомить учащихся с творчеством С.В. Михалкова как писателя-баснописца;

бобщить знания учащихся о басне, как жанре литературы; знакомство с произведениями писателя;

Развивать творческие способности, навыки выразительного чтения, инсцени ровани я;

Воспитание навыков общения и совместной деятельности; уяснение общечеловеческих моралей басен.

Оборудование: портреты И.А. Крылова и С.В. Михалкова, иллюстрации к басням «Завидное упорство», «Лиса и пчела», «Лев и муха», тексты басен для инсценирования.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Психологический настрой: телесная терапия- приветствуем друг друга каким-нибудь необычным способом, но обязательно взяв за руку либо обняв.

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, настрой на урок.

    Начальная рефлексия : беседа «Чего вы ждете от этого урока?»

    Вступительное слово учителя: Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас на экскурсию в мир произведений Сергея Михалкова. Когда мы знакомимся с новым писателем или поэтом, что нам всегда хочется узнать? (что это за человек (биографию), что написал, о чем)

    Как мы узнаем о жизни писателя? (прочитав статью в учебнике, написав резюме)

При каком условии у нас получится добыть знания? (если будем внимательными, активными)

Посмотрите внимательно на доску- на ней портреты И.А. Крылова и С.В. Михалкова. Как вы думаете, какая связь между этими писателями? (оба баснописцы). Но прежде, чем мы познакомимся с Сергеем Владимировичем Михалковым, давайте вспомним, что мы знаем о басне.

II. Повторение пройденного о басенном жанре.

Беседа

В чем особенность жанра басни?

Ответ: Басня - это короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый аллегорический смысл.

Кто чаще всего является героями басен?

Герои басни - животные, растения, предметы, люди.

Какие качества олицетворяют собой эти животные?

Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество.

В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни - мораль .

Викторина (за правильный ответ- жетоны)

1. Человек, пишущий басни. (баснописец)

2. Вид литературного произведения.(басня)

3. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория)

4. Веселая и добродушная насмешка (юмор)

5. Известный русский баснописец XIX века.(Крылов)

6. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления (олицетворение)

Откуда берет свои истоки басня?

Ответ: родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого баснописца Эзопа. За шесть веков до нашей эры был создан его прозаический сборник басен. Этот сборник обошел весь мир.

III. Знакомство с творчеством С. Михалкова.

Составьте резюме по статье о Сергее Владимировиче Михалкове.

Я предлагала вам к уроку найти еще какую-нибудь дополнительную информацию о С. Михалкове. Сейчас мы отыщем среди вас знатока творчества Сергея Михалкова. За правильный ответ вы снова будете получать жетоны.-очки.

(II Биография и творчество С.В. Михалкова.

Сочинением стихов Михалков увлёкся ещё в школе. Отец, желая помочь сыну определиться в жизни, послал стихи мальчика поэту Безыменскому, который отметил способности юного автора.

В 1930 году его первое стихотворение было опубликовано в ростовском журнале. Закончив школу, Михалков отправляется в Москву, решив стать писателем. В 1935 году Сергей Владимирович поступил в Литературный институт. Примерно в это же время он написал первый вариант «Дяди Стёпы». Встреча с Маршаком оказалась решающей для дальнейшего творчества Михалкова. Он решает писать для детей. В 23 года у Сергея Владимировича вышла первая книга – «Стихи». Михалков был принят в Союз писателей. Многие его произведения вошли в детские учебники и хрестоматии. Это «А что у вас?», «Фома», «Песенка друзей» и другие. Во время Великой Отечественной войны Михалков был военным корреспондентом. В 1943 году он принял участие в создании Гимна нашей страны. Новый Гимн тоже написан с его участием. После войны Михалков стал писать басни, в которых высмеивает разные человеческие пороки – жадность, глупость, высокомерие. Сюжеты для них автор брал прямо из жизни.)

IV. Чтение и анализ произведений. («Завидное упорство»)

Выразительное чтение басни «Завидное упорство» учителем. Беседа по вопросам.

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Что? (кувшин)- Кто? (лягушата) -Где? (в сметане) Когда? (днем) Почему? (были любопытные и шкодливые)

Что? (сметана) Кто? (первый лягушонок) Где? (в кувшине) Когда? (днем) Почему? (решил, что уже не выберется)

Что? (масло)---Кто? (второй лягушонок)- Где? (в кувшине) Когда (ночью) Почему? (чтобы выжить)

Вывод по морали: Нужно бороться за жизнь любой ценой! Никогда не пасовать перед трудностями! Выход можно найти всегда! Записать!

Физминутка.

Инсценирование басен по группам.

Подведение итогов. Рефлексия.

Что узнали на уроке? Какие нравственные уроки извлекли из басен Михалкова?

Удовлетворены ли своей работой на уроке? Оправдались ваши ожидания от урока?

Домашнее задание: В учебнике остались две басни. Что будем с ними делать?

На ваш выбор- можете подготовить выразительное чтение, можете выучить одну басню наизусть.

Выставление оценок. Подсчет дополнительных очков (бонусы)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

Конспект урока литературного чтения

Тема: В. Осеева «Собака яростно лаяла»,

И. Токмакова «Купите собаку».

Березники, 2011

Цели урока:

    познакомить с произведениями В. Осеевой « Собака яростно лаяла», И. Токмаковой « Купите собаку»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся:

    осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно - популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой в обсуждении проблемных ситуаций.

Оборудование:

Выставка книг по теме «Собака – друг человека» компьютер мультимедийный проектор, экран набор толковых словарей диск или флешка с материалами урока документ – камера учебник

Ход урока:

Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок.

Он позвал нас на урок.

Ну – ка, проверяй, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ли на месте? Всё ли в порядке?

Есть ли учебник? Есть ли тетрадка?

Есть ли ручка и карандаши?

Всё на парту положи.

Речевая разминка:

Коль готовы, не зевайте

За мной чистоговорку повторяйте:

Шо – шо – шо – с другом очень хорошо,

Ши – ши – ши – с ним играю от души,

Шу – шу – шу – ему я хвостик расчешу,

Ша – ша – ша – стала шерстка хороша,

Ше – ше –ше – зря не лает он уже.

Что это за друг такой? (ответ: собака)


Проверка домашнего задания:

(Выразительное чтение текста Н. Сладкова и стихотворений

С. Михалкова « Трезор», Р. Сефа «Кто любит собак…», выставка иллюстраций к прочитанным произведениям.)

ФИЗМИНУТКА: руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

А потом их развернём и к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей хлопай – топай веселей.

Пошумели, снова сели, на меня все посмотрели.

4. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

а). Игра: «собери пословицу» (слайд)

Малодушных, одного, сто, мужественного, не заменят.

ОТВЕТ: Сто малодушных одного мужественного не заменят. (слайд)

Как Вы понимаете слово « малодушный»?

б). работа с толковым словарем (работа в парах)

Малодушие – отсутствие твердости духа, решительности, мужества.

Малодушный человек – слабовольный человек, проявляющий малодушие.

Объясните смысл пословицы.

Предположите, о чём расскажут новые произведения сегодня на уроке? Как эта пословица может быть связана с животными и малодушием человека?

5. Работа по теме урока.

Откройте учебник на стр. 60 и прочитайте, кто автор рассказа?

Валентина Александровна Осеева (1902 – 1969) (слайд)

б). первичное знакомство с содержанием текста.

Прочитайте название рассказа. О чём говорит название?

Что означает слово « яростно»? (Ярость - сильный гнев)

(Чтение рассказа учителем).

в). Беседа по содержанию прочитанного:

Какие чувства появились у вас при слушании текста?

Что произошло в рассказе?

Почему рассердилась женщина?

Как бы Вы поступили на месте ребят?

г). перечитывание текста детьми «по цепочке» (по предложениям)

Найдите описание котёнка.

Кто спас котёнка?

Чему удивились мальчики?

Могли ли мальчики поступить иначе?

Выберите слова, которые наиболее точно характеризуют поведение ребят.

ФИЗМИНУТКА: мы читали, мы читали и немножечко устали,

А теперь все дружно встали,

ручками похлопали,

ножками потопали,

наклонились влево – вправо,

спинку выправили браво,

снова все за парту сели

и в учебник посмотрели.

д). работа с иллюстрацией.

(учитель проецирует иллюстрацию на экран через документ – камеру)

Рассмотрите иллюстрацию и попробуйте пересказать содержание рассказа, используя план действий на с. 61. (план высвечивается на экране при помощи документ – камеры)

Могли ли ребята помочь котёнку? Каким образом?

А как бы Вы поступили?

е). На стр. 62 есть ещё одно произведение о собаке.

В какой форме оно написано?(стихотворение)

(читает учитель)

О чём мечтает малыш?

У кого из вас есть такая же мечта, поднимите руку.

Чтобы иметь собаку, надо хотя бы немного о собаках знать.

Какие бывают собаки? (ответы детей)

В этом вам поможет разобраться с.64

(текст дети читают про себя)

Каких собак вы ещё для себя открыли?

Сравните рассказ В. Осеевой и этот текст. Какой из них написал учёный, а какой – писатель?

(обсуждение в парах)

СПРАВКА: тексты написанные учёными называются научными текстами.

Рефлексия.

Какое открытие вы сегодня сделали для себя во время урока?

Что вас радовало?

Что огорчало?

Что особенно тронуло вашу душу?

Какое произведение (из прочитанных сегодня на уроке) вы обязательно перечитаете дома?

7. Итог урока:

Спасибо вам, ребята, за работу на уроке! (слайд)

Рекомендую вам изучить книжки, представленные на выставке и если вас заинтересовала тема о собаках, предлагаю взять в библиотеке и прочитать другие произведения о собаках или приготовить рассказ об особенностях какой – то одной породы собак.


Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: «И.Токмакова «Купите
собаку». С.Михалков «Важный совет».
У р о к 35. И. ТОКМАКОВА «КУПИТЕ СОБАКУ».
С. МИХАЛКОВ «ВАЖНЫЙ СОВЕТ»
Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых
умений; совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения
целыми словами; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к
животным.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
П р е д м е т н ы е: умение осмысленно читать вслух, передавая нужную
интонацию; находить фрагменты текста, необходимые для ответа на
поставленные вопросы.
Л и ч н о с т н ы е: умение оценивать свои эмоциональные реакции на
поступки людей по отношению к животным; представления о добре и зле,
общих нравственных категориях.
М е т а п р е д м е т н ы е (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его
названию, ключевым словам; устанавливать причинно­следственную связь
между поступками героев, понимать символы, знаки.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять
учебные действия в устной и письменной форме, сравнивать свой ответ с
ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в
процессе обсуждения поступков героев, описании их внешности, высказывать
своё отношение и оценивать высказывания партнёра, работая в паре.
Формы и методы обучения:
фронтальная,
индивидуальная;
объяснительно­иллюстративный.
Образовательные ресурсы: ребусы; изображения собак; энциклопедия о
животных; таблица со слогами; карточки с опорными словами.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Актуализация знаний.
– Назовите автора рассказа «Собака яростно лаяла».

– Расположите карточки с опорными словами по порядку.
– Используя опорные слова, перескажите рассказ.
II. Постановка цели урока.
– По первым буквам названий изображенных предметов прочтите название
животного, о котором мы сегодня будем читать произведения.
О т в е т: собака.
– Сегодня мы прочитаем произведение о собаках. Есть ли у вас дома
четвероногий друг?
– Какой породы?
– Как зовут вашу собаку?
– Как вы ухаживаете за своей собакой?
– Какую пользу приносят собаки?
III. Изучение нового материала.
1. Р е ч е в а я м и н у т к а.

скороговорку
Прочтите

медленно, затем быстро и четко:
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.
2. О т р а б о т к а

н а в ы к а
ч т е н и я.
– Прочтите спрятанные слова.
– Рассмотрите двух ёжиков,
которые встретились под волшебным
деревом.
Какой ёжик несёт
двусложные слова?
– Какой несёт трёхсложные слова?
– Составьте эти слова.
– Сколько слов из 2 и сколько из 3
слогов унесут на спинках ёжики?
ро­га ка­ре­та

ро­за мо­ло­ко
но­га
мо­ре
ко­за
ре­ка
3. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я И. Т о к м а к о в о й «Купите собаку».
– Прочтите название стихотворения.
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это стихотворение?

словами:
въе­дет – въедет
но­во­сёл – новосёл
сгры­зёт – сгрызёт
съест – съест
– Объясните значение слова «новосёл».
Новосёл – новый житель.
Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворение И.
Токмаковой.
4. А н а л и з п р о и з в е д е н и я.
– От чьего имени написано стихотворение?
– О чём мечтает малыш?
– Кого ребёнок просит купить собаку?
– Как малыш убеждает своих родителей купить ему собаку?
– С какими животными он сравнивает щенка?
– С какой интонацией надо читать эти строки?

Передайте при чтении желание мальчика иметь щенка.
5. Ч т е н и е т е к с т а о с о б а к а х на с. 64 учебника (часть 2).
– Прочтите текст выразительно вслух.
– Что нового вы узнали о собаках?
– Какая порода собак вам нравится?
– Что вы ещё знаете о собаках?
– Какие книги о собаках вы читали?
– Кто был предком собак?
– Какие породы собак, изображённых на рисунках, вам знакомы?
– Что вы о них знаете?
– Какие ещё породы собак вам известны?
– Сравните текст о собаках, который вы только что читали, и рассказ В.
Осеевой «Собака яростно лаяла». Какой текст написан учёным, а какой –
писателем?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ПОДАРИЛИ СОБАКУ
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока…
Он идёт смешной­смешной,
Путается в лапах.
Подрастёт щеночек мой –
Он поправдашний, живой, –
Только косолапый.
IV. Продолжение изучения нового материала.
1. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я С. М и х а л к о в а «Важный совет».
– Прочтите название произведения.
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком это стихотворение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми
словами:
вос­пи­ты­вать – воспитывать
по­сред­ством – посредством
вос­пи­тан­ный – воспитанный
вос­пи­та­те­ли – воспитатели
– Объясните значение слов и выражений:
Посредством – при помощи.
Преданный – верный, любящий.
Воспитатели пеньки – бесчувственные (плохие) хозяева.
Учитель читает стихотворение.
2. А н а л и з п р о и з в е д е н и я.
– О чём это стихотворение?
– Какой важный совет даёт автор?
– Как нельзя воспитывать щенка?
– Когда щенок не будет преданным хозяину?
– Как называет автор плохих хозяев?
– Прочтите последние две строки стихотворения.
– Объясните их значение.
– Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания.
V. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились?
– Как вы думаете, почему многие родители не решаются купить своему
ребёнку собаку?

– Как собака может оказаться на улице?
– Какие вопросы вы задали бы малышу, который мечтает о собаке?
– Может ли ребёнок быть ответственным за своего четвероногого друга?
– Какие черты характера должны быть у хозяина собаки?
– В чём заключается «важный совет» С. Михалкова?
– Какие породы собак вам известны?
Внеурочная деятельность:
выразительное чтение наизусть
понравившегося стихотворения; подготовить рисунок о собаке.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 35
Справочный материал для учителя.
Давно уже сложилось мнение, что самые обходительные из собак –
ш о т л а н д с к и е о в ч а р к и, к о л л и.
Своё название колли получили от черноголовых овец – коллиз, которых с
древности пасут в Шотландии. Внешне колли чем­то похожи на лису. Морда у
них длинная, узкая, сухая, но, конечно, больше лисьей и хитрости в глазах нет,
полное добродушие и доверчивость. Свою нежность и мягкость в обращении с
подопечными колли ещё раз доказали в 1952 году, когда привезли их в
оленеводческие совхозы Приморья к пятнистым оленям. Раньше оленей
держали в загонах, но им нужен простор, дыхание степей и предгорий. Каких
только собак не пробовали на роль пастухов! Ни одна не подошла. А колли
справились. Олени быстро привыкли к мохнатым подпаскам и во всём
подчинялись им.
Из Германии в Россию завезли немецкую овчарку. Много воды утекло с тех
пор. Много поработали селекционеры­собаководы. И в результате сложилась
новая порода собаки – в о с т о ч н о е в р о п е й с к а я о в ч а р к а.
Кажется, нет такой работы, которая была бы ей неизвестна. Она освоила
много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и
склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы
преступников. И пастухам помогает, служит подпаском: собирает
разбредшихся животных, зорко следит, чтобы коровы или овцы ненароком не
забрели в рожь или овёс и не потравили посевы. Словом, собака эта – мастер
на все лапы. Оно и понятно: восточноевропейская овчарка – собака смелая,
чуткая, выносливая и недоверчивая к чужим.
М о с к о в с к а я с т о р о ж е в а я – одна из самых молодых пород. Но
прародители этой собаки имеют древнюю и интересную историю.
С е н б е р н а р. Далеко в Альпах, на высоте двух с половиной километров,
лежит знаменитый Сен­Бернарский перевал. В давние времена перевал этот
был единственной ниточкой, связывающей Италию со странами Северной
Европы. Много людей проходило здесь.
Но не для всех переход через Альпы оказывался счастливым. Снежные
лавины и обвалы, снегопады и метели подстерегали путников. И тогда
случалась беда.