Понятие и виды культуры: художественная, физическая, массовая. Понятие культуры

Лекция 5. Социология культуры

План

      Социологическое понятие культуры

      Основные элементы культуры

      Формы и разновидности культуры

      Развитие и Механизмы распространения культуры

      Культура как фактор социальных изменений. Теории культурно-исторических типов

Культура, Социальная культура, Культурнуя статика и Куль­турнуя динамика, Этноцентризм, Культурный релятивизм, Социальные ценности, Социальные нормы, Элитарная культура, Народная культура, Массовая культура, Доминирующая культура, Субкультура, Селективность, Культурный лаг, Культурная трансмиссия, Культурная аккумуляция, Культурная интеграция,

«…не существует единодушия в определении понятия культуры.

Но здесь можно выделить три основных момента этого определения.

Во-первых: Культура передается, она составляет наследство или

социальную традцию;во-вторых, это то, чему обучаются,

культура не является проявлением генетической

природы человека; и в-третьих, она является общепринятой»

Т. Парсонс

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание) У европейских мыслителей 18 в. Культура приобрела духовный оттенок этим понятием стали обозначать духовное совершенство человека. В наше время содержание термина культура получило еще одно значение, которое привнесли в него антропологи. (Маргарет Мид и др.) Культура – это система убеждений и верований, выражающихся через язык, письменность, танцы, традиции, памятники материальной культуры.

в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию.

В конце 70-х Моль выделил порядка 250 определений термина «культура». Впервые его применил Иоганн Гердер в «Идеи к философии истории человечества»

Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом иссле­дования для самых различных научных дисциплин - философии, культурологии, истории, этнографии, со­циальной антропологии и др. Социологию, прежде всего, интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии «социальная культура», которое все больше утверждается в научной и учеб­ной литературе.

Социальная культура - это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и пра­вил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Социологи и антропологи предложили множество опреде­лений человеческой культуры, отражающих различные направ­ления мысли. Э. Тайлор в своей «Первобытной культуре» (1871) дал классическое определение, согласно которому куль­тура включает в себя все способности и привычки, приобре­тенные человеком как членом общества. К. Клакхон (1967) считает: «Понятие культуры вызвано к жизни самой пластич­ностью человеческого существа. Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрог­раммированное поведение.

Л. Уайт определял культуру следующим образом: «Культу­ра представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помо­щью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, от­ношений, ценностей), выраженных в символической фор­ме» 1 . Американский культурный антрополог У. Гуденау по­лагал, что «культура общества состоит из того, что необходи­мо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы дей­ствовать взаимоприемлемым способом и исполнять любые зна­чимые для них роли» 2 .

Культура формирует личности членов общества, тем са­мым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гирц (1973) называет культуру «системой регули­ рующих механизмов, включающей планы, рецепты, прави­ ла, инструкции... которые служат для управления поведени­ ем». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтан­ным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт». Ре­шительно порвав с функционализмом, Гирц заявил, что та­кие институты культуры, как ритуал, миф и искусство, дол­жны рассматриваться не как отображение социальной струк­туры, но как отдельные символические системы. Он подхо­дит к культуре как к системе символов, и потому исследова­ние феноменов культуры приобретает характер поиска интерпретации этих символов.

При определении в самом общем плане, что такое культура, часто рассматривают ее как совокупность материальных и духовных цен­ностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической практики. Однако и здесь не все однозначно. Сущест­вует и такая точка зрения, что далеко не всякий материальный и духов­ный продукт, созданный людьми, охватывается понятием культура. Чтобы стать частью культуры, он должен быть принят членами общест­ва (или их частью), а также закреплен в их сознании и материализован. Поэтому в строгом плане понятие "культура" включает те духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвое­ны и разделяемы членами общества, а так же могут передаваться другим людям или последующим поколениям (60, с. 47, 48).

В современном значении термин "культура" весьма многозначен. Он несет большую семантическую нагрузку. Социологи находят, по мень­шей мере, пятьсот значений слова культура. Обратим внимание на са­мые основные значения, которые могут фиксироваться в этом понятии.

Под культурой следует прежде всего понимать:

Общее отличие человеческой жизнедеятельности от биоло­гической формы жизни;

Качественное своеобразие исторически-конкретных форм человеческой жизнедеятельности на различных исторических этапах, в различные исторические эпохи (античная культура, современная и т. д.)

специфику жизнедеятельности этнических и национальных культур (русская культура, американская культура и т.п.), определенный культурный тип;

специфику деятельности, поведения, сознания (мышления) людей в различных сферах общественной жизни (культура производственная, политическая культура и т. д.)

В социологическом понимании культура выступает прежде всего как ценностно-нормативная система социальной регуляции

6.2. Основные элементы культуры

(4.1). Эта сложно организованная система состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию.

В 1959 году американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий - общих для всех куль­тур элементов: возрастная градация, спорт, нательные укра­шения, календарь, соблюдение чистоты, общинная органи­зация, приготовление пищи, кооперация труда, космология ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, тол­кование снов, разделение труда, образование, эсхатология этика, этноботаника, этикет, вера в чудесные исцеления, семья, празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуалы, игры, жестикулирование, обы­чай дарить подарки, правительство, приветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, домохозяйство, гиги­ена, запрет кровосмешения, право наследования, шутки, родственные группы, номенклатура родственников, язык, закон, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завт­рак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправ­лении естественных надобностей, траур, музыка, мифоло­гия, число, акушерство, карательные санкции, личное имя, полиция, послеродовый уход, обращение с беременными, право собственности, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зрелости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограничения, учение о душе, статусная дифференциация, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, отучение ребенка от груди, наблюдение за погодой.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потреб­ности и сталкиваются с общими проблемами, которые ста­вит перед человечеством окружающая среда. Люди рождают­ся и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут со­вместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.

В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эф­фективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духов­ных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, восприни­мать и оценивать происходящее в определенном свете.

В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и куль­турную динамику. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая - развития культурных про­цессов.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: матери­альные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые - духовную.

Материальная культура - это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (ору­дия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа я т.д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, тра­диции, обычаи, обряды и многое другое - все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни.

Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем - в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как лю­ди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм - это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культу­ры, с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерская деятельность с целью обратить «варваров» в свою веру, попытки на­вязать тот или иной «образ жизни» и т.д.). В условиях нестабильности общества, ослабления государствен­ной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий на­ционализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.

Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт , ни одна цен­ность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обще­стве - сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их само­бытность и значение.

Гирц считает, что в каждой куль­туре имеются ключевые слова-символы, значение которых открывает доступ к интерпретации целого.

От развития структурных элементов культуры во многом зависит ее способность эффективно выполнять свою роль в обществе. В качестве основных, наибо­лее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы и обычаи, традиции и обряды.

1. Язык - система знаков и символов, наделенных определенным значением. Язык - это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет, по крайней мере, два взаимосвязан­нее значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; 2) конкретный, т. н. этнический язык - конкретная реально существующая знаковая система, исполь­зуемая в конкретном социуме, в конкретное время и в конк­ретном пространстве.

Язык возникает на определенной стадии развития обще­ства для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является полифункциональной системой. Основные его функ­ции - создание, хранение и передача информации. Высту­пая средством человеческого общения (коммуникативная фун­кция), язык обеспечивает социальное поведение человека.

Одним из признаков примитивного языка является отно­сительная многозначность. На языке бушменов «гоне» озна­чает «солнце», «жара», «жажда» или все это вместе (обраща­ет на себя внимание включенность значения слова в опреде­ленную ситуацию); «нени» означает «глаз», «видеть», «здесь». В языке жителей Тробриандских островов (к востоку от Но­вой Гвинеи) одно слово обозначает семь различных родствен­ников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры ма­тери отца, сына дочери сестры отца, сына сына" брата отца отца и сына сына сестры отца отца.

Одно и то же слово часто выполняет несколько различных функций. Например, у бушменов «на» означает «давать». Одновременно «н"а» является частицей, указывающей на да­тельный падеж. В языке эве дательный падеж также строит­ся с помощью глагола «на» («давать»).

Мало слов, обозначающих родовые понятия. У бушме­нов есть много слов для называния различных плодов, но нет слова для соответствующего общего понятия. Слова на­сыщены наглядными аналогиями. По-бушменски выраже­ние «к"а-та» - это «палец», но при буквальном переводе оно означает «голова руки». «Голод» переводится как «живот уби­вает человека»; «слон» - «зверь ломает деревья» и т. д. Дей­ствительный элемент включен здесь в само название объекта или состояния. Будучи исходным услови­ем образования любых сообществ, предпосылкой любого социального взаимодействия, язык выполняет раз­нообразные функции, главная из которых - создание, хранение и передача информации.

Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социаль­ное поведение человека. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т.е. ее распространения. На­конец, в языке содержатся понятия, с помощью которых люди осмысливают окружающий мир, делают его понятным для восприятия.

Какие же признаки характеризуют основные тенденции развития языка к более совершенным формам? Прежде всего, происходит замена грубых, трудно различимых звуковых ком­плексов более дробными единицами с четкими дискретными смыслоразличительными признаками. Такими единицами являются наши фонемы. Благодаря обеспечению лучшего распознавания речевых сообщений резко снижаются энерге­тические затраты участников процесса речевой коммуника­ции. Исчезает и повышенная эмоциональная экспрессив­ность, заменяясь относительно нейтральной формой выраже­ния. Наконец, значительное развитие претерпевает синтак­сическая сторона речи. Из сочетания фонем образуются сло­ва устной речи.

«Гипотеза языковой относительности», или гипотеза Сепи- ра-Уорфа связана с идеей В. Гумбольдта (1767-1835) о том, что каждый язык есть своеобразное мировоззрение. Особен­ность гипотезы Сепира Уорфа состоит в том, что она была построена на обширном этно-лингвистическом материале. Согласно этой гипотезе, естественный язык всегда наклады­вает свою печать на мышление и формы культуры. Картина мира в значительной степени бессознательно строится на ос­нове языка. Таким образом, язык неосознанно для его но­сителей формирует их представления об объективном мире вплоть до основных категорий времени и пространства; так что, например, эйнштейновская картина мира была бы иной, если она создавалась на основе, скажем, языка ин­дейцев хопи. Это осуществляется благодаря грамматической структуре языков, которая включает в себя не только спосо­бы построения предложений, но и систему анализа окружа­ющего мира.

Сторонники невозможности культурного диалога ссылают­ся прежде всего на слова Б. Уорфа о том, что человек живет в своего рода «интеллектуальной тюрьме», стены которой воз­ведены структурными правилами языка. И многие люди даже не подозревают о факте своего «заключения».

2. Социальные ценности - это социально одобряемые и принятые убеждения относительн оттого,к чему человек должен стремиться.

В социологии ценности рассматриваются как важнейший элемент социальной регуляции. Они опреде­ляют общую направленность этого процесса, задают нравственную систему координат, в которых существу­ет и на которые ориентируется человек. На основе общности социальных ценностей достигается согласие (консенсус) как в малых группах, так и в обществу в целом.

Социальные ценности являются продуктом взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о справедливости, добре и зле, смысле жизни и т.д. Каждая социальная группа выдвигает, утверждает и защищает свои ценности. В то же время могут быть и общечеловеческие ценности, к числу которых в демократическом обществе относят мир, свободу, равенство, честь и достоинство личности, со­лидарность, гражданский долг, духовное богатство, материальное благополучие и др.

Выделяют также индивидуальные ценности, для характеристики которых социологи используют поня­тие «ценностные ориентации». Это понятие отражает ориентацию индивида на определенные ценности (здоровье, карьеру, богатство, честность, порядочность и т.д.). Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах соз­нания личности.

На основе социальных ценностей возникает другой важный элемент системы регуляции жизнедеятель­ности людей - социальные нормы, которые определяют границы допустимого поведения в обществе.

3. Социальные нормы - это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодейст­вия людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Социальные нормы обеспечивают повторяемость, устойчивость и регулярность взаимодействий людей в обществе. Благодаря этому поведение индивидов становится прогнозируемым, а развитие социальных от­ношений и связей приобретает предсказуемый характер, что способствует стабильности общества в целом.

Социальные нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно в отношении цен­ностно-нормативной регуляции социальной жизни их разграничение на правовые и моральные. Первые про­являются в форме законов и содержат четкие установки, определяющие условия применения той или иной нормы. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, нравственного долга личности.

Социальные нормы также могут опираться на обычаи, традиции и обряды, совокупность которых обра­зует еще один важный компонент культуры.

4. Обычаи, традиции и обряды - это воспринятые из прошлого формы социальной регуляции поведения людей.

Обычаи означают исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется вы­полнять. Это своего рода неписаные правила поведения. К их нарушителям применяются неформальные санкции - замечания, неодобрение, порицания и т.д. Обычаи, имеющие моральное значение, образуют нра­вы. Это понятие характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приоб­ретают характер традиций.

Традиции - это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени. Традиции являются объединяющим началом, способствуют консолидации социальной группы или общества в целом. В то же время слепое следование традициям порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Обряд - это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и тради­циями и воплощающих в себе определенные нормы и ценности. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу, погребение, отпевание и т.д. Сила обрядов за­ключается в их эмоционально-психологическом воздействии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последо­вательность символических действий, по поводу какого-либо торжественного события (коронации, награж­дения, посвящения в студенты и т.д.). В свою очередь ритуалы связаны с символическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному. Это, как правило, стилизованный набор слов и жестов, цель которых - вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

Отмеченные выше элементы (в первую очередь, язык, ценности, нормы) образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы регуляции поведения людей. Существуют и другие элементы культуры, выполняющие определенные функции в обществе. К ним относятся привычки (стереотипы пове­дения в тех или иных ситуациях), манеры (внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих), этикет (особые правила поведения, принятые в определенных социальных кругах), мода (как проявление индивидуальности и как стремление поддерживать свой социальный престиж) и др.

Таким образом, культура, представляя собой сложную систему функционально взаимосвязанных эле­ментов, выступает как важный механизм человеческого взаимодействия, определяющий социальное про­странство деятельности людей, их образ жизни и главные ориентиры духовного развития.

Конспект по культурологии

Принято делить культуру на материальную и духовную . Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие).

Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур. Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества). Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы. В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т.п.

Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль - это роль творца, а место его в культуре - это место центра мироздания артефактов, то есть центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития.

Структура включает в себя

Систему образования,

Искусство,

Литературу,

Мифологию, нравственность,

Политику,

Религию,

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того, в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы , как

Мировая и национальная культура,

Классовая,

Городская и сельская,

Профессиональная и др.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

В структуре культуры следует отличать личную культуру индивида от культуры общности. Личная культура – это совокупность личных средств, методов деятельности, образцов поведения, идей и мыслей. Культура общности (социальной группы, сословия, народа и т.п.) – это совокупность средств и способов деятельности, поведения, которые приняты и признаны общностью и приобрели значение для ее членов, считаются «обязательными» (напр. правила общежития и др.). Культуру общности нужно отличать от культурного наследия, которое передается следующему поколению, сдало экзамен на устойчивость во времени. Например, сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а то, что становится комплексом освященных ценностей (идеи, произведения искусства, научные теории, машины, архитектурные произведения и др.) составляют культурное наследие.

уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности (культура труда, культура речи…) – степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо.

Отличное определение

Неполное определение

КУЛЬТУРА

исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. - сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. Понятие "К." употребляется для характеристики определенной исторической эпохи (например, античная К.), конкретных обществ, народностей и наций (К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, политическая, хозяйственная и т.д.). Выделяются две сферы К. - материальная и духовная. Материальная К. включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), К. духовная объединяет те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Материальная и духовная К. находятся в органическом единстве, интегрируясь в некоторый единый тип К., который исторически изменчив, но на каждом новом этапе своего развития наследует все наиболее ценное, созданное предшествующей К. Ядро К. составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, К. воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности. Передача К. от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта, но не совпадает с утилитарным овладением результатами предшествующей деятельности. Культурная преемственность осуществляется не автоматически; необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности. Усвоение К. - это взаимонаправленный процесс, для которого справедливы все осн. закономерности коммуникативной деятельности. - высокий уровень чего-то, высокое развитие, умение (н-р, культура труда, культура речи). (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001.) См. также Культура поведения, Культура речи

Отличное определение

Неполное определение ↓

Материальные и духовные ценности, традиции и опыт многих поколений, всемирное наследие и мораль - все эти понятия объединяются в одну сложную систему под названием культура. Дать четкое определение, что такое культура никто не может уже многие десятки лет. В ее содержание входит огромное количество понятий обозначающих обмен навыками, знаниями и способностями. Единственное, что можно проследить – это структуру и основные элементы культуры, которые присущи всему человечеству и становятся основой для морального и духовного развития.

Понятие и основные элементы культуры

В общем смысле культура – это понятие, которое включает в себя общественную деятельность и жизнь людей. Под культурой принято понимать ненаследуемые материальные объекты, идеи и образы, созданные людьми. Это созданная искусственная среда самореализации и существования регулирует социальное поведение и взаимодействие людей между собой. Иными словами в понятие культуры входят следующие аспекты: степень развития личности, социально-культурная деятельность человека и результаты этой деятельности. Для полноценного изучения культуры, необходимо учитывать из каких элементов она состоит:

  1. Понятия (или концепты). Главным образом содержатся в языке и являются главной помощью в организации и упорядочивании опыта. Это опыт человеку дает изучение слов определенного языка.
  2. Отношения. Любая культура характеризуется взглядами на взаимоотношения мира реального и сверхъестественного и содержит представления, из чего состоит мир и как его части связаны друг с другом во времени и пространстве.
  3. Ценности. Определенные моральные доктрины, в основе которых лежат общие человеческие убеждения, касающиеся целей к которым необходимо стремиться.

Структура и основные элементы культуры

В структуре культуры существует два уровня – специализированный и обыденный. Обыденный уровень в свою очередь подразделяется на кумулятивный и трансляционный. Согласно антропологической модели человека культура на кумулятивном является взаимосвязью элементов которые представляют собой предрасположенность человека той или иной деятельности. Различные виды деятельности позволяют выделить следующие основные структурные элементы культуры: религиозная, художественная, философская, правовая, научно-техническая, политическая и хозяйственная. Все эти элементы тесно взаимосвязаны и имеют большое влияние друг на друга.

Несмотря на столь разнообразную структуру, культура является цельным общечеловеческим понятием, и о ней можно говорить лишь в единственном числе. Помимо культуры труда, быта, музыкальной, нравственной, правовой и политической, существуют также элементы, охватывающие социальную сторону человечества. Например, такие, как массовая и элитарная культура. Особое место в системе культуры занимают мораль, религия, наука и искусство.

Сущность и основные элементы культуры также имеют ряд общих функций, главная из которых – гуманистическая. Культура позволяет человеку стать личностью и прививает ему такие качества как любовь к другим людям, чувство такта, милосердие и альтруизм. Культура это неотъемлемая часть жизни, владение которой является высшей ценностью.

Предметом культурологии является изучение сущности, структуры в основных функциях культуры, исторических закономерностей ее развития. Иными словами, культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

2.Понятие культуры,типы определений.

Культура (лат.cultura, от colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изученияфилософии,культурологии,истории, искусствознания,лингвистики(этнолингвистики),политологии,этнологии,психологии,экономики,педагогикии др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности

(характера,компетентностей,навыков,уменийизнаний).

Различные определения культуры

Многообразие существующих в мире философских и научных определенийкультуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации : Культура понимается как…

    «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»

    «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);

    «общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев);

    «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);

    «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);

    «вся совокупность внебиологических проявлений человека» ;

    признанный значимый уровень в областях изящных искусствинаук-элитарная культура ] .знаний,верованийиповедений, который основан насимволическом мышлениии социальномобучении. Как основуцивилизацийразличают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох,способов производства, товарно-денежных ипроизводственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д

    «Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды.»(Э. О. Уилсон);

    Функции культуры

1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция "возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение.

Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

3. Функция познавательная (гносеологическая ) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.