Орловский Александр Осипович - Каталог картин. Биография. Цены. Орловский александр осипович – галерея произведений (43 изображения) Художник орловский александр осипович картины

Александр Осипович Орловский (польск. Aleksander Orowski; 1777, Варшава - 1832, Петербург) - русский живописец-баталист и жанрист польского происхождения.

Биография

Александр Орловский родился в небогатой шляхетской семье. Княгиня Изабелла Чарторыйская, случайно заметив в будущем художнике склонность к рисованию, отдала его в ученье к жившему в Варшаве живописцу Ж. Норблену де ла Гурдену. Движимый патриотизмом и любовью к приключениям, Орловский в 1794 году поступил на службу в польское войско, участвовал в нескольких битвах восстания Костюшко и, будучи ранен в одной из них, вернулся в Варшаву. Здесь он стал вести беспорядочную жизнь и даже пристал к труппе фокусника. Норблен, ценя его артистическое дарование, старался отклонить его от этих похождений и снова принял в свой дом. С той поры Орловский посвятил себя всецело искусству, которое вскоре доставило ему некоторую известность среди варшавян. Затем он провёл целый год в Литве, переезжая с места на место и изучая нравы местного дворянства и народный быт. По возвращении в Варшаву, он нашёл покровителя в лице князя Юзефа Понятовского и вошёл в моду у польской аристократии.

В 1802 году приехал в Санкт-Петербург, где попал в милость к великому князю Константину Павловичу, был поселён при его дворе и своими рисунками и карикатурами составил себе имя в обществе. Дабы ближе познакомиться с Россией, ездил в Москву, Новгород и другие местности империи; путешествовал, кроме того, по Франции, Италии и Германии. В 1809 году за картину «Бивуак казаков» Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1819 году он был причислен к генеральному штабу для сочинения рисунков военных костюмов.

Орловский - талантливый, бойкий, но нестрогий рисовальщик, умевший схватывать характерные черты изображаемых лиц и фигур и придавать им движение, но впадавший при этом зачастую в утрирование. Кроме картин, писанных масляными красками, каковы, например, находящиеся в Эрмитаже «Казак, убивающий тигра», «Коровы на пастбище», «Отдых охотников», «Домашний скот на лугу», «Стадо на пастбище», «Морской вид» и «Кораблекрушение», Орловский произвёл несчётное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков, рассеянных в альбомах особ царской фамилии и любителей искусства. Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкир и других всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы.

Орловский упоминается в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

Бери свой быстрый карандаш,

Рисуй, Орловский, ночь и сечу!

Вспомнил Пушкин Орловского также в «Путешествии в Арзрум»:

У кибиток… пасутся уродливые, косматые кони, знакомые вам по прекрасным рисункам Орловского.

Литература

  • Орловский, Александр Осипович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Александр Осипович Орловский

Поляк по происхождению, Александр Орловский большую часть своей жизни провел в России, поэтому его искусство отразило особенности культуры обеих стран. Орловский был замечательным живописцем, карикатуристом, графиком. С одинаковым мастерством он работал в самых разных жанрах, писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, баталии.

Александр Осипович Орловский родился в Варшаве. Его отец являлся владельцем заезжего дома, где останавливались самые разные люди. Мальчик часто слышал разговоры о трагической судьбе польского народа, и это во многом повлияло на дальнейшее творчество будущего художника.

Орловский учился живописи в Варшаве, в мастерской Я. Норблина и М. Баччарелли (1793–1802). В эти годы он написал ряд жанровых картин сатирического характера («Базар в местечке», 1794–1795, Национальный музей, Варшава; «Сцена в корчме», 1795–1796; «Постоялый двор в польском местечке», 1795, Национальный музей, Варшава). Кроме того, художник создал несколько портретов и композиций, посвященных польскому восстанию 1794 года. Именно жанровые картины принесли первый успех мастеру.

Тонкая наблюдательность и умение живописца передать типические черты отразились уже в ранних работах, изображавших людей из народа. Таковы картины «Крестьянин с мешком на спине» (1797–1798, Русский музей, Санкт-Петербург), «Крестьянин, закинувший за спину руки» (1797–1798, собрание Оссолинеум, Вроцлав), «Молодой мужчина в костюме XVIII века» (1797–1798, Национальный музей, Варшава), «Щеголь» (1798, Государственный исторический музей, Москва).

А. О. Орловский. «Польские повстанцы в лесу ночью», начало XIX века, Третьяковская галерея, Москва

В 1802 году Орловский поселился в Петербурге. Он много работал, создавая самые разнообразные по тематике картины. Среди них - полотна, посвященные лошадям и другим животным («В конюшне», 1802, Русский музей, Санкт-Петербург; «Орел с распростертыми крыльями», 1807, Национальный музей, Варшава; «Кляча», 1809, Третьяковская галерея, Москва; «Пасущаяся лошадь», 1811, Третьяковская галерея, Москва), проникнутые романтическим пафосом морские пейзажи («На берегу моря», 1809, Русский музей, Санкт-Петербург; «Кораблекрушение», ок. 1809, Русский музей, Санкт-Петербург), портреты («Портрет А. Д. Давыдова», 1806, Русский музей, Санкт-Петербург; «Портрет неизвестного в кресле», 1809, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Портрет Ч. Камерона», 1809, Русский музей, Санкт-Петербург).

А. О. Орловский. «Портрет великого князя Константина Павловича», 1802, Третьяковская галерея, Москва

А. О. Орловский. «Бивуак казаков», 1809, Русский музей, Санкт-Петербург

Глубоко поэтичны созданные мастером образы героев Отечественной войны 1812 года («М. И. Платов», 1812–1813, «Портрет М. И. Кутузова», 1812–1813, оба - Государственный исторический музей, Москва; «Портрет А. П. Ланского», 1813, Третьяковская галерея, Москва).

Важное место в творчестве Орловского занимает батальная живопись. Его картины, посвященные русским воинам, выполнены в романтических традициях («Казак-всадник», 1807, Русский музей, Санкт-Петербург; «Казак на белой лошади», ок. 1808; «Отряд уральских казаков с пиками», 1808; «Всадник-казак с пикой в руке, мчащийся на сером коне», 1810; «Вооруженный казак на неспокойном коне», «Уральский казак в красной шапке, сидящий на сером коне» - все в Национальном музее, Варшава).

Эти композиции отмечены героическим пафосом, их герои, эмоциональные и напряженные, готовы к подвигам во славу отечества.

В 1809 году за одну из лучших своих работ в батальном жанре - картину «Бивуак казаков» (1809, Русский музей, Санкт-Петербург) - Орловский получил звание академика. В этой многофигурной композиции, как и в ряде других работ художника с похожим сюжетом, выразилось новое, нехарактерное для живописи первой четверти XIX столетия: героем батальной сцены стал не военачальник, не командир, а простой казак. Полотно привлекало своим мажорным звучанием, мастерством рисунка и колористической насыщенностью.

Интерес к обычному человеку заметен во многих работах Орловского, который первым начал изображать представителей малых народностей России: калмыков, башкир, киргизов, монголов («Всадники-башкиры», 1807, Русский музей, Санкт-Петербург; «Монголы», 1807, Национальный музей, Варшава; «Монголы», 1808, Краевой художественный музей имени А. В. Луначарского, Краснодар; «Башкирский отряд», 1813, Русский музей, Санкт-Петербург). Эти картины имеют не только художественную, но и этнографическую ценность.

В более поздних произведениях Орловского романтическое влияние значительно ослабло. В его живописи постепенно появлялись черты реализма. Размышления мастера о тяжелом положении народа в России нашли отражение в картинах «Пашущий крестьянин» (ок. 1812, Русский музей, Санкт-Петербург), «Крестьянин на возу» (1812, Третьяковская галерея, Москва), «Двое арестованных крестьян, сопровождаемых конными казаками» (Русский музей, Санкт-Петербург), «Крестьянская телега» (1814, Исторический музей, Москва).

Орловского справедливо называют основоположником шаржа и политической карикатуры («Французский эмигрант Дю-Селон», 1806; «Ш. Л. Дидро», ок. 1810). Его рисунки изобличали пороки современного общества: жадность, самодовольство, глупость («Неудобство кирасирской формы для толстых», 1816, Русский музей, Санкт-Петербург; «Неудобство кирасирской формы для худощавых», 1816, Русский музей, Санкт-Петербург; «Высший офицер в треуголке с перьями и орденами на груди», 1818, Национальный музей, Варшава; «Монах, топчущий книгу», ок. 1818, Национальный музей, Краков; «Шляхтич в полосатом жупане», ок. 1818, Национальный музей, Варшава).

В 1816 году Орловский увлекся литографией. В этой технике он исполнил ряд работ, среди которых «Всадники» (1816, ГМИИ, Москва), «Наказание батогами» (1819, ГМИИ, Москва), «Персидский преступник в кандалах».

Почти все произведения мастера проникнуты ощущением сопричастности к событиям истории и современности. Многие из них затрагивали животрепещущие проблемы, волновавшие общество в первой половине XIX века.

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Мастера и шедевры. Том 2 автора Долгополов Игорь Викторович

Из книги Путешествие рок-дилетанта автора Житинский Александр Николаевич

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Желание чуда автора Бондарчук Сергей Фёдорович

Из книги Русские живописцы автора Сергеев Анатолий Анатольевич

Иван Шишкин 1832-1898 Русский реалистический пейзаж всегда будил в людях самое лучшее. Любовь к родной природе, способность в обыденном увидеть прекрасное, возможность, как выразился Крамской, «стать самому лучше, добрее, здоровее». «На севере диком»Лев Толстой недооценивал

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Эдуард Мане (1832–1883) В 1863 году император Наполеон III организовал Салон Отверженных, где экспонировались работы, представленные для участия в Салоне, но по тем или иным причинам отвергнутые жюри. Среди них оказались картины Мане «Викторина Мёран в костюме эспада», «Молодой

Из книги Зодчие Санкт-Петербурга XVIII–XX веков автора Исаченко Валерий Григорьевич

Павел Петрович Чистяков (1832–1919) Чистяков, почти всю свою жизнь работавший над исторической композицией «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия», в 1870 году писал: «Маленькие Боткины говорят, что я, когда 70 лет буду, и все еще не кончу Мессалины. А что,

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Александр Ераков На кладбище Новодевичьего монастыря (Московский пр., 100), неподалеку от могилы Некрасова, находится скромное захоронение. Здесь погребен инженер путей сообщения Александр Николаевич Ераков (1817–1886), имя которого когда-то было хорошо известно передовой

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Александр Иванов В связи с комплексной реконструкцией центра Петербурга во весь рост встает проблема сохранения «петербургского» городского пейзажа, того неповторимого облика города, который сложился на рубеже XIX–XX веков. Малоискушенному зрителю нелегко разобраться

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Александр Жук Жук Александр Владимирович (1917–2007). Окончил Академию художеств (1940 г.). Активный участник Великой Отечественной войны. После ее окончания работал в мастерской Е.А. Левинсона и И.И. Фомина института «Ленпроект». Среди первых его построек – на редкость

Из книги автора

Эдуар Мане (1832–1883) Флейтист 1866. Музей д’Орсе, ПарижДля картины позировал музыкант из оркестра Национальной гвардии. Считается, что лицо юноши воспроизводит портретные черты сына художника, Леона.Здесь Мане использует стилистику японских гравюр, ставших образцом для

Из книги автора

Василий Кузьмич Шебуев 1777–1855 Шебуев родился в дворянской семье в Кронштадте. Его отец был смотрителем при складах Адмиралтейской коллегии. В пятилетнем возрасте Шебуева зачислили воспитанником в Академию художеств, в которой он пробыл пятнадцать лет. Шебуев учился в

Из книги автора

Александр Алексеевич Златов 1810–1832 Златов был крепостным человеком помещицы Н. М. Змеевой из Кашинского уезда. В 1826 году Златов стал учеником А. Г. Венецианова, который помог ему получить вольную. Златов жил на квартире у Венецианова в Петербурге вместе с другими

Из книги автора

Пукирев Василий Владимирович (1832–1890) Неравный брак Пукирев выставил на суд «общественного внимания» типичную жизненную ситуацию в России того времени. Композиция строится по принципу выхваченного кадра, благодаря чему возникает эффект присутствия зрителя

Из книги автора

Шишкин Иван Иванович (1832–1898) Сосны, освещенные солнцем Этюд, написанный в Сестрорецке, – шедевр пленэрной живописи Шишкина. «Вырисовывая» кистью смолистые стволы сосен, художник «вдруг» переходит на волшебную маэстрию мелкого подвижного мазка: передает отдельными

1777, Варшава – 1832, Санкт-Петербург

Художественное образование получил в Варшаве у Ж.П. Норблена, в придворных мастерских М. Баччарелли, а также у миниатюриста В. Лессера и гравера Б. Фолино. Участвовал в восстании Т. Костюшко (1793 - 1795). В 1799 - 1800 был на службе у графа Юзефа Понятовского, с 1801 жил в Литве. В 1802 приехал в Санкт-Петербург. Пользовался покровительством великого князя Константина Павловича; в 1807 по его заказу разрабатывал эскизы мундиров императорского батальона милиции и гвардейских полков. Это обстоятельство определило его положение в Петербурге: последовало много официальных заказов; он стал модным художником. В 1809 был удостоен звания академика ИАХ. С 1819 состоял на службе в военно-топографическом депо Главного штаба рисовальщиком и живописпцем. Одним из первых в России обратился к технике литографии.

Живописец, акварелист, рисовальщик, литограф. Портретист, исполнял пейзажи, произведения на исторические, бытовые, батальные сюжеты. Иллюстратор, карикатурист

Александр Осипович Орловский (1777, Варшава - 1832, Петербург) - русский живописец-баталист и жанрист польского происхождения.

Биография Александра Орловского

Александр Орловский родился в небогатой шляхетской семье.

Княгиня Изабелла Чарторыйская, случайно заметив в будущем художнике склонность к рисованию, отдала его в ученье к жившему в Варшаве живописцу Ж. Норблену де ла Гурдену.

Движимый патриотизмом и любовью к приключениям, Орловский в 1794 году поступил на службу в польское войско, участвовал в нескольких битвах восстания Костюшко и, будучи ранен в одной из них, вернулся в Варшаву. Здесь он стал вести беспорядочную жизнь и даже пристал к труппе фокусника.

Творчество Орловского

Норблен, ценя его артистическое дарование, старался отклонить его от этих похождений и снова принял в свой дом.

С той поры Орловский посвятил себя всецело искусству, которое вскоре доставило ему некоторую известность среди варшавян. Затем он провёл целый год в Литве, переезжая с места на место и изучая нравы местного дворянства и народный быт.

По возвращении в Варшаву, он нашёл покровителя в лице князя Юзефа Понятовского и вошёл в моду у польской аристократии.

В 1802 году приехал в Санкт-Петербург, где попал в милость к великому князю Константину Павловичу, был поселён при его дворе и своими рисунками и карикатурами составил себе имя в обществе.

Дабы ближе познакомиться с Россией, ездил в Москву, Новгород и другие местности империи; путешествовал, кроме того, по Франции, Италии и Германии.

В 1809 году за картину «Бивуак казаков» Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1819 году он был причислен к генеральному штабу для сочинения рисунков военных костюмов.

Орловский - талантливый, бойкий, но нестрогий рисовальщик, умевший схватывать характерные черты изображаемых лиц и фигур и придавать им движение, но впадавший при этом зачастую в утрирование.

Кроме картин, писанных масляными красками, каковы, например, находящиеся в Эрмитаже «Казак, убивающий тигра», «Коровы на пастбище», «Отдых охотников», «Домашний скот на лугу», «Стадо на пастбище», «Морской вид» и «Кораблекрушение», Орловский произвёл несчётное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков, рассеянных в альбомах особ царской фамилии и любителей искусства.

Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкир и других всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы.

Русский живописец-баталист и жанрист польского происхождения Орловский А.О. в своих картинах и, еще более в рисунках, проявился одним из первых представителей реального направления и, отчасти, жанровой живописи.

Предметом его живописи чаще всего служили сцены из военной жизни, казаки, башкиры, бой со зверями и особенно удававшиеся ему лошади.

Его картины, несмотря на ряд технических недостатков, отличаются жизненностью и живостью колорита. Значительную художественную ценность имеют и его мелкие рисунки и карикатуры, которым сам автор придавал большое общественное значение.

Орловский упоминается в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

Бери свой быстрый карандаш,

Рисуй, Орловский, ночь и сечу!

Историк русского искусства барон Николай Николаевич Врангель в одной из своих работ дал такую характеристику художнику Александру Осиповичу Орловскому: "Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. Первый художник быта, насмешник-карикатурист, портретист, живописец животных, пейзажист, может быть скульптор. Поляк, ученик француза, проведший полжизни в России. Художник, солдат, странствующий актер, любимец Великого князя Константина. Атлет, обманутый муж, "ленивый, преленивый" автор тысяч рисунков. Странная смесь способностей и недостатков, характерная фигура тревожной и мирной жизни Александровского времени. Его рисунки - целый дневник эпохи романтической и увлекательной ". Действительно так и есть, хотя часто авторство Орловского даже и не обозначается при печатании его рисунков и литографий. А встречаются они в исторической литературе довольно часто, но только имя художника в настоящее время почти совсем забыто.



Орловский А.О. Портрет польского шляхтича 1820


О жизни художника известно очень мало, его относили к чудакам и оригиналам. Говорят, что именно поэтому его очень полюбил Великий князь Константин Павлович, брат императора Александра I. Благодаря его покровительству художник не бедствовал и был защищен от тех, кто становился персонажами его карикатур.





Орловский А.О. Рыцарь





Орловский А.О. Портрет польского дворянина




Орловский А.О. Резня в Праге 1810






Орловский А.О. Битва за Костюшко 1801





Орловский А.О. Портрет Тадеуша Костюшко



Весной 1794 года началось польское восстание под предводительством Тадеуша Костюшко и как истинный поляк, переживающий за свою Родину, Орловский не остался в стороне от этого события. Он много рисует батальных сцен, делает зарисовки военных, солдат. Восстание было подавлено, Польша не смогла получить независимость. А художник в 1802 году уезжает с Родины и до конца жизни обосновывается в Петербурге.




Орловский А.О. Портрет императора Александра I на фоне Петропавловской крепости



(колоризация черно-белого рисунка)





Орловский А.О. Портрет великого князя Константина Павловича 1802



С 1803 года Орловский значится в особом списке у Великого князя Константина Павловича с указанием на то, что он находится среди "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям ". Благодаря этому покровительству Александр Осипович может свободно работать: он делает карандашные рисунки, пишет маслом картины военной тематики, пейзажи, портреты, виды Петербурга и его окрестностей, выполняет иллюстрации по заказу писателей и поэтов... За картину "Бивуак казаков" (1809) его удостоивают звания академика "как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии".






Орловский А.О. Петербург Сенная площадь 1820





Орловский А.О. Черкесы






Орловский А.О. Казаки на бивуаке





Орловский А.О. Верховой казак, конвоирующий крестьянина






Орловский А.О. Казачий патруль





Орловский А.О. Рядовой лейб-гвардии Казачьего полка



У А.Н.Бенуа в книге "Русская живопись в XIX веке. Первые портретисты" читаем про А.О.Орловского: "...его... заметил великий князь Константин Павлович, большой охотник до всяких чудаков, и...взял его к себе во дворец, после чего он, разумеется, стал пользоваться таким успехом, что не поспевал справляться с заказами. Особенно способствовали этому его карикатуры. Было принято возить его на балы, на ужины, на обеды, в интимные кружки и на парадные фестивали, и всюду он должен был показывать свои штуки, до бесконечности разнообразные. В час времени создавал он громадные композиции, разливал по столам чернильные кляксы в виде всяких кикимор и животных, с престидижитаторскои ловкостью рисовал карандашом, мазал пальцами, спичками, носом всякую всячину; то принимался делать шаржи на присутствующих, аллегории на злобы дня, то рисовал костюмы для маскарадов или народные сценки в юмористическом духе. Тут же принимал он участие в крупной карточной игре, как ни в чем не бывало проигрывал пол своего состояния или вдруг выигрывал невероятные суммы, которые на следующий же день растрачивал до последней копейки на покупку всякого исторического старья (как характерно для времени!) на толкучке: лат, пик, шлемов, панцирей, старинных костюмов. Дом его мало-помалу от всего этого принял вид какого-то средневекового мрачного арсенала, куда, впрочем, с охотой приходили похохотать и поспорить русские бары и польские паны."





Орловский А.О. Всадник 1819





Орловский А.О. Портрет молодой дамы






Орловский А.О. Морской вид




Орловский А.О. Крестьянин на телеге 1812






Орловский А.О. Быстрая тройка





Орловский А.О. Автопортрет в строю казацком



Оригинальность Орловского была притчей во языцах. Так М.Пыляев в своей книге "Замечательные чудаки и оригиналы" рассказывает о нем: "...известный художник Орловский очень часто выходил из дому в наряде лезгинца, с кинжалом и в папахе. Орловский был мужчина высокого роста, смуглый, черноглазый и силы большой, наряд черкеса очень шел к нему, нередко ему сопутствовали два его камердинера, из которых один желтолицый, узкоглазый калмык в своем родном одеянии, и другой – черный как смоль араб в широких шальварах, куртке и чалме ." Кроме того Орловского не обошло стороной и модное в то время увлечение масонами. Он был членом масонской ложи "Соединенные друзья" и ложи "Палестина", запрещенных императором Александром I и потому строго законспирированных. На почве этого он часто общался с представителями театральной и литературной среды Петербурга с И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, Д. В. Давыдовым, которые любили его и даже отводили ему место в своих произведениях.





Орловский А.О. Мужской портрет





Орловский А.О. Портреты-карикатуры на архитектора Джакомо Кваренги 1811





Орловский А.О. Портрет Левушки Пушкина 1822




Орловский А.О. Портрет Дениса Давыдова 1814



После себя Александр Осипович Орловский оставил огромное количество рисунков, но как водится все как-то "распылилось" и разошлось по рукам. И опять А.Н.Бенуа об А.О. Орловском: "Не было же у него школы потому, что на него глядели как на чудака, фокусника, налепили ему не особенно важную в то время кличку русского Ваувермана и сейчас же после смерти забыли даже те, у кого были богатейшие собрания его рисунков и набросков, сваленных в одну кучу, в одни альбомы со всякими силуэтами, любительскими карикатурами и помарками заезжих шарлатанов ."



Рисунки Алексанра Осиповича Орловского






Орловский А.О. После боя





Орловский А.О. Польский дворянин





Орловский А.О. Пьяницы





Орловский А.О. Портрет мужчины с бородой 1822





Орловский А.О. Портрет танцовщика Луи Антуан Дюпора 1809





Орловский А.О. Портреты Ланской А.М и Ланского А.П. 1816-1817





Орловский А.О. Портрет девочки






Орловский А.О. Любовная пара 1822






Орловский А.О. Кошка






Орловский А.О. Собака





Орловский А.О. Голова лошади






Орловский А.О. Подорожная




ПАМЯТИ ЖИВОПИСЦА ОРЛОВСКОГО



Грустно видеть, Русь святая,

Как в степенные года

Наших предков удалая

Изнемечилась езда.



То ли дело встарь: телега,

Тройка, ухарский ямщик;

Ночью дуешь без ночлега,

Днем же — высунув язык.



Но зато как всё кипело

Беззаботным удальством!

Жизнь — копейка! бей же смело,

Да и ту поставь ребром!



Но как весело, бывало,

Колокольчик рассыпной;



А когда на водку гривны

Ямщику не пожалеть,

То-то песни заунывны

Он начнет, сердечный, петь!



Север бледный, север плоский,

Степь, родные облака —

Где слышна была тоска;



Но тоска — струя живая

Из родного тайника,

Полюбовная, святая,

Молодецкая тоска.



Сердце сердцу весть давало,

И из тайной глубины

Всё былое выкликало,

И все слезы старины.



Не увидишь, как проскачешь,

И не чувствуешь скачков,

Ни как сердцем сладко плачешь,

Ни как горько для боков.



А проехать ли случится

По селенью в красный день?

Наш ямщик приободрится,

Шляпу вздернет набекрень.



Как он гаркнет, как присвиснет

Горячо по всем по трем, —

Вороных он словно вспрыснет

Вдохновительным кнутом.



Тут знакомая светлица

С расписным своим окном;

Тут его душа девица

С подаренным перстеньком.



Поравнявшись, он немножко

Вожжи в руки приберет,

И растворится окошко, —

Словно солнышко взойдет.



И покажется касатка,

Белоликая краса.

Что за очи! за повадка!

Что за русая коса!



И поклонами учтиво

Разменялися они,

И сердца в них молчаливо

Отозвалися сродни.



А теперь, где эти тройки?

Где их ухарский побег?

Где ты, колокольчик бойкий,

Ты, поэзия телег?



Где ямщик наш, на попойку

Вставший с темного утра,



И загнать готовый тройку

Из полтины серебра?



Русский ям молчит и чахнет,

От былого он отвык;

Русским духом уж не пахнет,

И ямщик уж не ямщик.



Дух заморский и в деревне!

И ямщик, забыв кабак,

Распивает чай в харчевне

Или курит в ней табак.



Песню спеть он не сумеет,

Нет зазнобы ретивой,

И на шляпе не алеет

Лента девицы милоМЃй.



По дороге, в чистом поле

Колокольчик наш заглох,

И, невиданный дотоле,

Молча тащится, трёх-трёх,



Словно чопорный германец

При ботфортах и косе,

Неуклюжий дилижанец

По немецкому шоссе.



Грустно видеть, воля ваша,

Как, у прозы под замком,

Поэтическая чаша

Высыхает с каждым днем;



Как всё то, что веселило

Иль ласкало нашу грусть,

Что сыздетства затвердило

Наше сердце наизусть,



Все поверья, всё раздолье

Молодецкой старины —

Подъедает своеволье

Душегубки-новизны.



Нарядились мы в личины,

Сглазил нас недобрый глаз,

И Орловского картины —

Буква мертвая для нас.



Но спасибо, наш кудесник,

Живописец и поэт,

Малодушным внукам вестник.

Богатырских оных лет!



Русь былую, удалую

Ты потомству передашь:

Ты схватил ее живую

Под народный карандаш.



Захлебнувшись прозой пресной,

Охмелеть ли захочу,

И с мечтой из давки тесной

На простор ли полечу, —



Я вопьюсь в твои картинки

Жаждой чувств и жаждой глаз,

И творю в душе поминки.

По тебе, да и по нас!



П.А. Вяземский 1833