Мы вместе одна многонациональная семья. Методические рекомендации. Смотр-конкурс: «Моя многонациональная семья». Традиции нашей семьи

Материал из Wiki-Сибириада

Номинация: «МОЯ БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ»

Темa: «Моя многонациональная семья»


На мой взгляд, любовь к родному краю начинается с любви и уважения к родителям, друзьям, родному языку, обычаям своих предков.
Каждая семья, как могучее дерево, сильна своими корнями. И чем глубже эти корни, тем устойчивее чувствует она себя в современном мире и тем лучше удается ей сохранить свои традиции. Память и знание прошлого своей семьи наполняет и делает меня одухотворенной.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Сохранять и развивать народные традиции, укреплять дружбу между членами своей семьи разной национальности и углублять знания истории культуры своего села.

1. Исследовать традиции, которые сохранились в моей семье до сих пор.

2. Изучить значение понятия «традиция».
3. Показать необходимость сохранения традиций на примере национальной кухни.
ПРОБЛЕМА:
Недостаточность знаний об этнической родине членов моей семьи и народов, проживающих на территории моего села. Низкая информированность о богатой культуре национальностей моей семьи.

ГИПОТЕЗА:
Если я буду вести поисково-исследовательскую работу в направлении традиций моей семьи, то это приведет к систематизации знаний об этнографии национальностей, повышению культурного уровня, информированности, заинтересованности, а также любви не только к членам семьи, но и к родному народу, к своей малой Родине.

Родилось моё село в 1675 году, (это является официальной датой основания деревни Осинцево). Первым поселенцем нашего села был Павел Федорович Осинцев- отставной солдат русской армии, прибывший в Сибирь в поисках счастливой жизни. Так и появилось название нашего села - Осинцево. Здесь проживают народы различных национальностей в составе: удмуртов – 87 человек, немцев - 41 чел., цыган – 9 чел., марийцев-18 чел., казахов – 9 чел., русских–312 чел., татар – 28 чел. и других – 119 человек.

«Традиция- это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действия, обычаи, одежда, еда). То есть это установившийся порядок в поведении» С.И Ожегов СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА М. 1987

Традиции бывают: государственные, народные, религиозные и семейные.
МОИ РОДИТЕЛИ: ПАПА – ЦЫГАН ПО ОТЦОВСКОЙ ЛИНИИ, НЕМЕЦ ПО МАТЕРИНСКОЙ, МАМА - УДМУРТКА

ЦЫГАНЕ: Цыганская легенда гласит, что Бог очень сильно любил цыган за их веселье и талант, поэтому он не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. Цыгане ведут обособленный образ жизни – они везде чужаки. Но те, кто задерживался надолго в той или иной местности, с годами перенимал обычаи коренного населения.

Мой дедушка Матюшенко Алексей Иванович

Мой дедушка выходец из украинских цыган (сэрвы). Отсюда и фамилия Матюшенко. Он по вероисповеданию православный христианин. Цыгане умеют воровать и попрошайничать. К счастью, это к моей семье не относится. Мой дедушка всю жизнь работал в колхозе, да и сейчас без дела не сидит. Имеет много поощрений. Все мужчины влюблены в лошадей, у нас тоже есть лошади. У цыган не принято говорить вслух о любви, нельзя прикоснуться к чужой женщине даже в танце. Но тем не менее случаются и смешанные браки. Мой дедушка женился на немке. 10 марта моему дедушке исполнилось 75 лет! Цыгане очень любят танцы, золотые украшения. Видно, и мне передались от деда танцевальные способности. Я очень люблю танцевать.
НЕМЦЫ: Я узнала, в поселке Юрки нашего района большинство населения составляют российские немцы, в школе преподается немецкий язык и функционирует Центр немецкой культуры. Там ученики знакомятся с немецкой культурой, народными традициями и обычаями российских немцев. 28 августа 2011 года исполнится 70 лет с момента начала депортации российских немцев.

Моя прабабушка Вундер Софья Ивановна.

Моя прабабушка Вундер Софья Ивановна (1901-1967) и
бабушка Вундер Мария Иоганесовна (1929-2002) - уроженки села Коненталь в Саратовской области. Высланы в Сибирь на спецпоселение в 1941 г. Знаю по рассказам, что было очень тяжело. Баба Маша была передовой дояркой, за это её поощрили путевкой на ВДНХ. А я помню б.Машины вкусные кребли. Они готовились по такому рецепту: на кислом молоке и соде заводится тесто, режут на треугольники и жарят с двух сторон на сковороде, затем посыпают сахаром, они такие вкусные! А вот ещё!
Штрудели. Ингредиенты: для начинки 500 г фарша, 500 г картофеля, 250 г лука, соль, перец, растительное масло. Для теста 1 стакан кефира, 2 яйца, 2 ч.л. разрыхлителя (или 1 ч.л. соды), 400-450 г муки. Яйца смешать с кефиром. Добавить соду, соль, муку и замесить не очень крутое тесто. Накрыть полотенцем и поставить на 1 час в теплое место. Фарш посолить, поперчить, добавить специи и хорошо перемешать. Тесто раскатать в круг. Выложить на него фарш, разровнять. После этого тесто с фаршем свернуть в рулет. Рулет нарезать на кусочки шириной 2-3 см и оставить на 15 минут. Лук мелко нашинковать. Картофель почистить, крупно нарезать. В глубокой кастрюле на растительном масле обжарить лук до золотистого цвета. Когда лук обжарится, положить картофель, налить немного воды (так, чтобы вода покрывала картофель на 1/3), посолить и довести до кипения.
УДМУРТЫ: Большое место и важное значение в жизни удмуртской деревни имели календарно-обрядовые праздники, которые связаны с важнейшими этапами ритуала. Кто придумал пельмени? Удмурты. Когда-то это блюдо считалось у сибирских удмуртов ритуальным и называлось «пельняни», что в переводе означает «тестяное ухо» («пель» с пермяцкого ухо, «нянь» - тесто). В России о пельменях впервые узнали в XIV-XV вв. Мы с мамой часто готовим это кушанье. А рецепт? Пожалуйста! Заводят крутое тесто из яиц, молока, муки, соли. Раскатывают тонкие пласты и вырезают рюмкой сочни. На середину кладут мясной фарш из свинины и говядины, добавляют специи и обязательно кабачки. Формируют пельмень. А ещё мы готовим манты. Бабушка рассказывала, что это их семейное блюдо, а значит и моё!

Моя прабабушка Петрова Анна Петровна.

Моя прабабушка Петрова Анна Петровна (1902-1975) и бабушка Прокопьева Мария Васильевна (1927-2005) приехали в Сибирь с двумя детьми на руках в 1962 г. В Татарии в то время было тяжело с питанием, и 12 семей дружно выехали на вольные хлеба. Всю жизнь моя б.Маша работала дояркой, имела много наград.

КАЗАХИ: Моя сестра Ольга замужем за казахом. У них растет дочка казашка.

Когда я бываю у них в гостях, они угощают меня они своими традиционными блюдами. Главное в рационе казахов Сибири отводится мясу (конина, баранина). Но мне по вкусу их пышки из кислого теста - сомса с начинкой. Сомса (пирожки по-казахски) Для теста: мука – 2 ст, масло сливочное - 50 г, простокваша – 1ст., соль. Для начинки: легкие - 400 г, сердце - 200 г, печень - 100г, лук репчатый – 3 шт., мука - 5 г, бульон - 60 г, перец черный молотый, соль. Для смазывания пирожков: яйцо - 1 шт. Сделать фарш из варенных: легкие, сердце, печень, добавить нашинкованный обжаренный репчатый лук, черный молотый перец, соль, перемешать и развести горячим бульоном, в который добавлена обжаренная до кремового цвета мука. Из муки, сливочного масла и горячей подсоленной воды замесить некрутое тесто, разделить его на куски по 100 г и раскатать. На середину каждой лепешки положить фарш, защипать края треугольником, смазать яйцом и печь в жиру. Объедение!
Мой проект посвящен изучению прошлого и настоящего моей семьи, народов, проживающих на территории села Осинцево. Он дает прекрасные возможности в формировании любви к родителям, малой Родине, нравственного начала, гражданских чувств, воспитании патриотизма, представляет знакомство с традициями, бытом, фольклором немцев, цыган, удмуртов, казахов, русских и др.
Приезжайте к нам на осинцевские земли, полюбуйтесь удивительным по красоте просторам её лугов и полей, послушайте в тихом и спокойном течении нашей речки Омки напевный голос многонациональных корней деревенской глубинки России.
ВЫВОД: Мы должны знать и хранить историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом, и кончая страной и даже миром.
Придерживаясь традиций своего народа, мы не будем похожи на «Иванов не помнящих родства». В стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. Исследовав традиции моей семьи, я обнаружила, что они складывались на протяжении многих лет существования. Сначала хранителем семейных традиций были бабушки, которые жили с нами, а сейчас хранительницей является мама. Она стремится к тому, чтобы все родные собирались за праздничным столом, принимает гостей и нам нет разницы, какой ты национальности. Чем крепче связь между поколениями семьи, тем продолжительнее традиции. Изучив смысл понятия «традиция», я поняла, что кроме народных традиций, есть государственные, религиозные и др. Я считаю, что сохранение традиций национальной кухни в нашей семье укрепило и сблизило всех членов моей большой и дружной многонациональной семьи.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: В ходе исследования мне удалось получить ответы на
многие вопросы. Главным считаю, что через свою Семью мне роднее и понятнее стало всё человечество. У меня зародилось чувство гордости и патриотизма за культуру народа в семье. Появилось большее уважение к культуре других национальностей. Систематизировался материал по этнографии народов моего села. Укрепилась толерантность в отношении к человеку другой национальности.
Литературный обзор:
Архивная справка. МВД РФ УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 410822 г.Саратов ул Дзержинского 30. 1993 г
О.А.Магазов. «Экосистема», 1996
С.И Ожегов СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА М. 1987
Л.Л.Ганькова. Уходят корни в глубь веков. 2006.
Л.С.Христолюбова. Этнография. 1991.
Рассказы родных и воспоминания о прошлом
Фотографии взяты из семейного альбома

Белорусы. Крупнейшие города Российской Федерации. Абазины. Ханты. Российская Федерация. Русские. Политическая карта России. Мордва-мокша. Исламская мечеть. Религия в культуре народов России. Культурное многообразие. Политическая карта мира. Народы России. Еврейская синагога. Буддийский храм. Храмы. Ижорцы. Коми. Язык РФ.

«Основные народы России» - Яранга -жилище чукчей. Любимый праздник – сабантуй. Татары живут к востоку от Москвы. Европейская часть России. Сибирь и Дальний Восток. Кабардинский народный танец «Молодежная кафа». В пище бурят большое место занимали блюда, приготовленные из молока. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки, которую носили навыпуск. Верхняя одежда мужчин и женщин - суконный кафтан, зипун; зимой - шуба. Русские люди испокон веков жили в избах.

«Россия - многонациональная страна» - Мир вашему дому. Ислам – религия чистоты. Закон РФ «Об образовании». Каждая из религий мира – это бесценное сокровище человечества. Совместные уроки. Цель курса ОРКСЭ. Особенности подготовки учителей. Мировые религии. Россия – многонациональная страна. Межведомственный координационный совет. Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет. Структура курса ОРКСЭ. Распоряжение Правительства РФ.

«Народы на территории России» - Евреи. Калмыки. Кабардинцы. Марийцы. Кумыки. Аварцы. Лезгины. Ненцы. Буряты. Казахи. Россия - многонациональное государство. Чукчи. Украинцы. Адыгеи. Алтайцы. Удмурты. Якуты. Чеченцы. Черкесы. Коми-пермяки. Башкиры. Даргинцы. Коми. Татары. Осетины. Карелы. Азербайджанцы. Ингуши. Мордва. Чуваши. Карачаевцы. Армяне. Русские. Балкарцы. На территории России проживает 160 народов. Киргизы. Белорусы.

«Многообразие народов России» - Чечня. Верующие в России. Кавказская семья. Разнообразие культурных миров на территории России. Участники карельского фольклорного ансамбля. Игры народов Севера. Алтайская семья. Народы России. Самодийская группа. Угорская группа. Конституция. Тюркская группа. На территории РФ проживает 130 народов. Россия – многонациональная страна. Индоевропейская семья. Монгольская группа. Возникновение религий в России.

«Россия - многонациональное государство» - Северный Кавказ. Языковые группы и народы. Второй по численности народ России. Отток населения. Религии народов России. Область распространения. Санкт-Петербург – многонациональный и поликультурный город России. Живут в России разные народы с давних пор. Языковые семьи. Титульный народ. Национальный и религиозный состав населения России. Россия – многонациональное государство. Население России. Крупнейшие народы России.

Для многонациональной Волгоградской области тема смешанных браков очень актуальна. Пока эксперты всех мастей спорят о плюсах и минусах разнонациональных союзов, интернациональные семьи в нашем регионе демонстрируют нерушимость брачных уз на протяжении десятилетий.

Крепкий союз

Волгоградцы Василий и Саппара Кияевы счастливы вместе 37 лет. Представитель древнего мордовского субэтноса эрзя и казашка встретились и познакомились в рабочей столовой.

Я в то время работал по окончании техникума на канатном заводе, а моя Светлана Михайловна лаборантом на «Каустике». Ни с её, ни с моей стороны родственники не были против нашего союза. А моя тёща по-казахски ласково обращалась ко мне, что в переводе означало «мой милый». И я считаю, что межнациональный брак только обогащает людей, потому что в отдельно взятой семье мы изучаем культуру народов, обогащаемся духовно, воспитываем детей в уважении к традициям разных национальностей, - считает Василий Кияев.

Саппара и Василий Кияевы с детьми Никифором и Еленой. Фото: Из личного архива

По сложившейся за десятилетия семейной традиции вся семья в День Победы возлагает цветы к памятникам павшим солдатам. Самое почётное место в доме отведено участнику Великой Отечественной войны - отцу Никифору Васильевичу, который за героизм и мужество был награждён медалью «За отвагу».

Наша задача, чтобы дети не росли «Иванами, не помнящими родства», они должны знать свою родословную, почитать старших. И научить этому можно только собственным примером. Если мы уважительно относимся к своим родителям, изучаем историю своего народа, почитаем и помогаем старшим родственникам, так и наши дети будут относиться к нам. В семьях, где царит взаимопонимание, взаимоуважение, нет места конфликтам ни на бытовой, ни на межнациональной почве, - считает Василий Никифорович.

Василий Никифорович - успешный предприниматель, председатель Совета директоров ОАО «ВЭМЗ». Вместе с тем он активно занимается установлением партнёрских связей с родными для семьи Кияевых регионами. Он является уполномоченным торговых представительств республик Казахстан и Мордовия в РФ по Волгоградской области. И эта народная дипломатия приносит ощутимые результаты. Благодаря инициативам Кияева налаживается деловое сотрудничество предпринимателей Волгограда с братскими республиками, а в Мордовии был организован завод по производству комплектующих для волгоградских предприятий.

Я большую часть жизни прожил в Волгограде, этот город стал для меня родным, потому что здесь родилась моя семья, появились на свет прекрасные дети: сын Никифор и дочь Елена, которые дважды богаты, потому что впитали в себя культуру и традиции двух народов. Моё сердце неразрывно связано с родиной - Мордовией, я никогда не прерывал с ней связь. В нашем землячестве в Волгограде мы стремимся объединить всех эрзя, которые здесь проживают. Не для того, чтобы обособиться, а для того, чтобы сохранить самобытность древнего народа и вместе с тем содействовать межнациональному диалогу. На многолетнем опыте своей дружной многонациональной семьи могу утверждать, что мир в нашем регионе возможен, если мы начнём уважать свои традиции и уважительно относиться к обычаям и культуре других национальностей.

В единстве - наша сила

Волжане Казбек и Татьяна Хутинаевы недавно отпраздновали золотую свадьбу.

Мы познакомились с моей дорогой женой Татьяной на Урале. Я тогда работал начальником заготовительного участка «Пермьлеспром», - рассказывает Казбек Александрович. - В те годы мы подавали заявки в Госснаб на молодых специалистов (врачей, педагогов). Прислали Татьяну, воспитателя детского сада. Месяца два мы встречались. А потом написал письмо родителям Татьяны, что прошу благословить наш союз.

В семье Хутинаевых обожают внуков и гордятся их успехами. Фото: Из личного архива

Меня абсолютно не смущало, что Казбек другой национальности. Он такой красивый, так галантно ухаживал… Родители, конечно, поначалу не одобрили мой выбор: «своих мальчишек много». А когда познакомились, души в Казбеке не чаяли. И его родители, наверное, хотели, чтобы он женился на осетинке. Но встретили меня в его родном осетинском селе Рассвет очень душевно, - вспоминает Татьяна Павловна.

Супруги Хутинаевы на резонный вопрос: «Не было ли семейных конфликтов на межнациональной основе?» единодушно отвечают: «Да никогда за всю жизнь».

Неважно, однонациональный союз или разнонациональный. Благополучие, гармоничность и прочность семьи зависят от умения прощать обиды, от терпимости и терпения, уважения, от теплоты и полноты чувств, доверия друг к другу, серьёзного отношения к семье, ответственности, - убеждена Татьяна Павловна.

В нашей интернациональной семье наши двое детей и четверо внуков росли в атмосфере не противопоставления, а единства двух народов, богатого культурного наследия, традиций. Своих детей и внуков я учил, что главное - это уважение к родителям, к старшим.Так меня учили мои родители и деды в Осетии, так я наставляю и своих детей, - говорит Казбек Александрович.

Он вырос в многодетной семье. Единственным добытчиком в семье, где воспитывалось 10 детей, был отец, который работал за трудодни. Выручало небольшое приусадебное хозяйство. Каждый в семье старался помогать как мог.

В семье Хутинаевых справляют и русские, и осетинские праздники. Но один из самых главных праздников в семье Хутинаевых - День Победы. И эту священную дату Казбек Александрович каждый год отмечает в Северной Осетии. Хутинаевы на свои средства в родном селе возвели обелиск в честь воинов-освободителей.

Всё что связано с памятью о войне, у нас в генах уже заложено. Мне было четыре года, когда в наше село вошли фашистские оккупанты. На долю русских и осетин выпало много страданий, но сильный духом русский народ и гордый осетинский народ доказали, что нас невозможно ни сломить, ни запугать. Я осетин и горжусь этим, но Волжский, где я прожил с семьёй более 40 лет, - моя судьба, родной мне город, - подчеркнул Хутинаев.

И в радости, и особенно в горе наши народы вместе. Когда весь мир ужаснулся жестокой расправе над детьми в Бесланской школе, диаспоры в нашем регионе протянули руку помощи, Казбек Хутинаев, как представитель осетинского землячества, был одним из первых. И в родном Волжском он - основатель и генеральный директор предприятия «Иристон-плюс» - активно занимается благотворительностью и откликается на все просьбы о помощи. Его организация перечислила 27 миллионов на строительство православного храма-часовни в Волжском. За трудовые заслуги и активную гражданскую позицию Казбеку Хутинаеву присвоено звание «Почётный гражданин города Волжского».

Я люблю и уважаю мою дорогую супругу Татьяну Павловну. Горжусь своими детьми и внуками. Я их обожаю, они всё делают хорошо, заканчивают вузы, занимаются спортом. Внучка Нателла, мастер спорта, заняла третье место на Всероссийских соревнованиях по художественной гимнастике, Казбек - чемпион Волгоградской области по гребле, а Георгий по тхэквандо, Кристина сейчас в Москве получает высшее образование в Плехановской академии. Я счастливый человек.

Официально

Власти Волгоградской области придают большое значение деятельности национальных общественных организаций. На территории региона их сегодня зарегистрировано около 60.

Активную работу ведут представительства республик Ингушетия, Чечня, Дагестан, консульства Республики Армения, торговые дома Белоруссии и Татарстана, что создаёт дополнительные благоприятные условия для эффективного этнокультурного развития в регионе.

Национальные общественные организации при поддержке администрации Волгоградской области проводят активную работу: организуют фестивали, открывают школы по изучению различных языков, проводят «круглые столы» с лидерами национальных объединений.

Многосторонний межнациональный диалог носит созидательный характер и способствует стабилизации обстановки в регионе, воспитанию толерантности, сохранению культурного богатства и многонационального разнообразия Волгоградской области.

Материал подготовлен в рамках проекта «Добрые соседи»

М. А. Лифанова

Студентка

СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского

г. Саратов, Российская Федерация

ВОСПИТАНИЕ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬЕ

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам воспитания в межнациональных

семьях, где приводится ряд тенденций развития межнациональных браков.

Представлены направления обучения толерантности, которые освещены

федеральной целевой программой "Формирование установок толерантного

сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". В статье

показывается роль сказок в воспитании в многонациональной семье.

Ключевые слова

Многонациональная

воспитание

сказками,

толерантность,

культурные ценности.

Одним из распространенных явлений в наши дни становятся браки с

иностранцами

национальностей.

возникает

множество проблем: на каком языке будет говорить ребенок, какую веру он

примет, как будет происходить процесс воспитания детей, в силу того, что

менталитет и культура родителей могут отличаться?

социологи,

исследуя

межнациональные

межнациональный

обладает

особенностью,

прочность.

определяющий

прочность

состоит в том, что вступающие в него взвешивали все "за" и "против", т.е.

вступают с большей социальной ответственностью.

Хачатрян

приводят

тенденций развития межнациональных браков и семей:

в городах и регионах с этнически смешанным населением доля

межнациональных семей достигает 50 % от общего числа семей;

структуре

населения

преобладают

представителями близких по культуре и языку наций;

наблюдается

принадлежат к различным историческим и национально-культурным

традициям;

количество разводов примерно такое же, как и в этнически

смешанных семьях;

чаще всего межнациональные браки двуязычны.

современном

обществе

достаточно

способов

познакомиться

партнером другой национальности. Вот некоторые из них:

брачные агентства;

обмен студентами;

интернет.

Взаимодействия

осложняться

взглядами на воспитание детей, неумение распределить роли в семье.

воспитания

общечеловеческие

ценности. Это

ценности,

позволяют

носителям

национальных культур, разных религий и идеологий найти «общий язык»,

ценности,

позволяют

зависимости

происхождения

самоидентификации

культурой

ставить общие цели и обеспечивать их совместное достижение, решать

наднациональные, порой и глобальные проблемы таким образом, чтобы

оптимальным

ценности,

делают возможным баланс интересов личности, народа и человечества, в

конечном

выживание

поступательное

развитие

общем, таком, в сущности, небольшом мире.

Политика

направлена

достижение

высокого

культуры межнационального общения, сохранение и упрочение традиций,

развитие

межкультурного

формирование

толерантности

представителям других национальностей. Соответственно воспитание в

семье должно ориентироваться на эти установки.

Президента

федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного

сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001-

программы

сформировать

внедрить

социальную

практику

толерантного

поведения,

определяющих

устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных

различных

ситуациях

социальной

напряженности

гражданского

согласия

демократическом

государстве.

Подпрограмма

"Семья" включает в себя разработку и реализацию комплекса мероприятий

по повышению социальной роли семьи в воспитании у подрастающего

поколения

толерантности

снижении

социальной

напряженности

обществе.

Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего

школьного

возраста"

предназначена

реализации

предусматривает следующие направления обучения толерантности:

Знакомство

принципом

уважения

человеческого

достоинства всех без исключения людей.

2. Понимание того, что каждый человек – уникальная личность, и

уважение различий между людьми.

3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты

различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как

дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в

4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных

действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и

разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как

выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

5. И как результат – приобщение к культуре мира. Дети, на практике

познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим,

получают

необходимые

созидания

развития

сообщества.

Основы нравственных качеств закладываются в семье. Очень важно,

отношения

складываются

родителями, родителями и детьми, между детьми.

Необходимо

сформировать

национальной

идентичности,

сформировать

личности

представления

многонациональном

Российской

Федерации

гражданской

нации и воспитать у ребенка чувство патриотизма.

Следует отметить, что народные традиции и культурные ценности

выступают

факторов

становления

личности

гражданина. В многонациональных семьях, где родители говорят на двух

языках, дети владеют ими обоими, но обычно один знают лучше, чем

другой. Это зависит от степени влияния языка родителей на формирование

речи их ребёнка.

Известны

окружении

коллектива

говорить

остальные

смеяться. Чтобы такого не произошло, необходимо учить своих детей не

только хорошо разговаривать на втором языке, но любить и гордиться им.

Ребёнок должен знать свои этнические корни, культуру той страны, где

родителей.

приучайте

ребенка не просто разговаривать на вашем языке, но и думать на нем.

Первыми помощниками, естественно, станут национальные сказки. Их

можно не только рассказывать, чтобы ребенок усвоил и певучую речь

героев, и диалектные слова. Их можно вместе читать, произнося большую

собой, и обмен традициями.

научившись

переживать

любимыми

приключения. Так сформируется и внутренний мир маленького человечка,

и привьётся любовь ко второму языку, на котором он без стеснения станет

говорить вне стен дома, ведь так важно не бояться быть самим собой.

межнациональные

современном

обществе

популярны,

воспитанию

относиться

особенно

трепетно,

"перетянуть

культуры"

В условиях нашей многонациональной страны часто вместе учатся

дети разных национальностей. Задача родителей воспитывать детей в духе

уважения к любой национальности. Для этого необходимо рассказывать

им о славных традициях различных народов, об их вкладе в дело мира, в

науку, культуру, искусство

Список использованных источников :

Калинина Х. С. Воспитание сказками детей в многонациональных семьях /

Х. С. Калинина // Ребенок в поликультурном пространстве

Ф е д е р а л ь н а я

ц е л е в а я

п р о г р а м м а

"ФОРМИРОВАНИЕ

УСТАНОВОК

ТОЛЕРАНТНОГО

СОЗНАНИЯ

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ"

Хачатрян

Межнациональная

современном

российском обществе / Л. А. Хачатрян // Вестник Пермского университета.

Философия. Психология. Социология. / 2016. № 1 (25). С. 127-134

Классный час

«Мы дружная многонациональная семья!»

Цель: создание благоприятного микроклимата в классе и школе, формирование представлений о бесконфликтном межнациональном общении.

Задачи:

    Помочь учащимся осознать ценность бесконфликтного общения.

    Прививать навыки осознания себя в конфликтной ситуации.

    Воспитывать доброжелательность, умение поддерживать друг друга, дружить.

    Учить воспитанников проявлять позитивное восприятие друг друга, видеть хорошее в каждом человеке.

    Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за свою семью, школу, класс.

Ход занятия

Оглядитесь, улыбнитесь друг другу. Посмотрите на всех. Вы все похожи? Посмотрите, у вас у всех разные волосы, глаза, вы разного роста, у вас разный цвет кожи. Но вас что-то объединяет. Скажите, что? (Мы учимся в одном классе, живем в Благовещенке, Алт. Крае, в России)

Каждый из вас – индивидуальность.

Даю связку прутьев. Попробуй сломать эти прутья. Получилось? А что нужно сделать чтобы получилось их сломать? Вытащи один прутик и попробуй его сломать. Получилось? А почему?

Из этого мы можем сделать вывод. Какой?

Люди порознь не сделают того, что можно сделать вместе.

Один посадит дерево, а все вместе – сад.

Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, уже Дом готов!

Значит, нам нужно поддерживать дружеские отношения с другими, даже с теми, кто на нас не похож, у кого другой возраст, у кого другие глаза, другой город, в котором они живут, и с теми, кто другой национальности.

А много ли национальностей в России?

В нашей стране почти 200 национальностей. Что объединяет все эти народы? Нас соединяет дружба.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья ,

И этим гордиться должны мы друзья

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России .

А что нужно для того, чтобы жить дружно?

Какие черты характера должен иметь человек, чтобы с ним приятно было общаться? (Честность, вежливость, доброта и т.д.)

А знаете ли вы такое слово как толерантность?

Что оно обозначает?

Давайте посмотрим, что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

    в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

    во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

    в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

    в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

    в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

    в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Из данных предложений выберете только те, которые помогут жить в мире и согласии (хлопните в ладоши, если считаете правило необходимым) и назовем их нашим школьным законом:

Правила жизни в нашем классе.

    Уважать друг друга.

    Помогать только соседу по парте.

    Быть терпимым.

    Помогать друг другу.

    Быть доброжелательным.

    Соблюдать чистоту и порядок только у себя дома.

    Уметь прощать.

    Быть честным.

    Беречь только свое имущество.

    Любить свою школу, гордиться ею, и делать все возможное, чтобы она становилась лучше.

Давайте создадим теплую и дружескую атмосферу в нашем классе. Для этот мы сыграем в игру «Комплименты».

Идет игра

Возьмите лепестки, что лежат на ваших партах. Прочитайте, что на них написано. Есть ли место этим словам в нашей многонациональной семье?

Давайте соберем ромашку из этих лепестков.

Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Россия – многонациональная страна. И это делает наше государство сильнее, прочнее, могущественнее, так как за ней стоит стена дружбы, закрепленная миллионами рук людей, называющих себя россиянами!