Мадонны леонардо да винчи и рафаэля санти. “Рождение Венеры” Боттичелли. Тайна божественной красоты. Женская красота в живописи Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля и Тициана: сравнительный анализ

Пять столетий имя Рафаэля окружено ореолом восхищения и поклонения. Современники, высоко ценившие его талант, назвали художника «божественный Рафаэль». И это не было преувеличением. Как никто другой из живописцев он умел убедить в правдивости своих образов и в то же время зародить в душе стремление к прекрасному.

Рафаэль прожил ровно 37 лет. Родился в страстную пятницу 6 апреля 1483 года, умер 6 апреля 1520 года тоже в страстную пятницу. Рафаэль родился в маленьком итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Его отец был «художник посредственный, но человек здравомыслящий», а кроме того еще и поэт, писавший стихотворные хроники. Отец сделался учителем сына. И все было хорошо в их доме, пока не умерла Маджия. Только 8 лет исполнилось тогда Рафаэлю, а через три года он потерял и отца. Мастерскую Джованни Санти, как уже говорилось, украшала фреска, написанная на стене им самим: красавица мать (мадонна) с малышом на коленях и книгой в руке. Рафаэлло считал эту фреску изображением Маджии и иногда проводил около стены долгие часы. Время отрочества Рафаэля совпало с началом эпохи Возрождения.

В отличие от Леонардо Рафаэль полностью принадлежал своему времени. В его произведениях нет ничего странного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало. Главной темой его творчества стала тема Мадонны, которая нашла у него непревзойденное, идеальное воплощение.

Ему еще не исполнится 19 лет, когда он напишет свой шедевр «Мадонну Конестабиле». В круге, точно вписанном в квадрат, Рафаэль изобразил молодую женщину, укрытую синим платком. Она держит в правой руке книгу, левой прижимает к себе маленького сына и они вместе – голенький мальчик и его мама – смотрят в книгу. »Здесь Рафаэль выступает как мастер раннего Возрождения, как рассказчик, который боится упустить малейшую деталь повествования». Юность художника и робость стиля, еле приметная неуверенность в себе и все приметы приближающейся зрелости придают этой первой из рафаэлевских Мадонн совершенно особое очарование, немного зыбкое, кажется, готовое исчезнуть, раствориться в глубокой дали, где едва зеленеют весенние поля и еще без листвы стоят деревья…

За эти полотном последовала целая серия вариаций на ту же тему - «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница», «Мадонна среди зелени», «Мадонна с безбородым Иосифом», «Мадонна под балдахином». А. Бенуа определил эти вариации как «чарующие живописные сонеты». Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.
В 1504 году Рафаэль написал вслед за свои учителем Перуджино алтарный образ «Обручение Марии» – картину совершенно изумительной красоты, просветленной грусти и мудрости, которая особенно потрясает, если отчетливо представишь себе, что тайновидец и прозорливец, создавший «Обручение», - это юноша чуть за двадцать лет.
Тема покорности, полного предания себя во власть высшего начала, смирения перед ним, бывшая главной духовной темой Рафаэля, раскрытая полнее всего во многих и многих образах его Мадонн, звучит здесь поразительно ясно. Мария, стоящая перед первосвященником, протянув руку Иосифу, благочестивый Иосиф, седобородый первосвященник-патриарх написаны юношей Рафаэлем с такой глубиной и мастерством, похожим, собственно, больше на знание, чем на мастерство, которые не объяснить только художественной гениальностью, - за этим безусловно стоит человеческий (личный) опыт, и загадку его нам едва ли удастся когда-нибудь разгадать до конца…

Вот последующие этапы творческого пути Рафаэля: его пребывание во Флоренции (1504-1508 г.г.) – время пристального изучения работ Леонардо да Винчи, анатомии, перспективы, время усиленного самовоспитания, в котором натура гениальная остро нуждается на пороге окончательной зрелости. Затем – работа над «станцами» (росписями парадных зал) Ватиканского дворца в Риме, куда Рафаэль отправился по приглашению папы Юлия ІІ (с осени 1508 года до середины 1510г.); там Рафаэлю впервые понастоящему открылась античность, и он, будучи уже знаменитым мастером, увлекся ею с энтузиазмом неофита. Она пробудила в нем скрытый до той поры талант ваятеля и талант зодчего. Наконец, последний, тоже римский, период, венцом которого стал рафаэлевский шедевр – «Сикстинская Мадонна» (1515-1519 г.г.), наверное, самая знаменитая картина во всей мировой живописи. Мадонна изображена легко парящей на облаках. Держа в руках своего младенца, она спускается на землю к людям, и движение ее, едва уловимое, передано Рафаэлем с исключительным мастерством. Слева от зрителя – папа Сикст покровитель монастыря, охваченный благоговением и восторгом при виде мадонны, справа – святая Варвара, которая считалась покровительницей города Пьяченцы. Спокойно сидящий на руках у мадонны младенец полон недетской серьезности, взгляд пристальный и внимательный.
В картине царит мера. Уравновешенность и гармония. Ее отличают плавные и закругленные линии, мягкий и мелодичный рисунок, богатство и сочность колорита. Сама Мадонна излучает энергию и движение. Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса.

Рафаэль считается художником женственной и небесной стихии, которому «звуков небес заменить не могли… скучные песни земли». И это верно до известной степени. Только неправильно было бы думать, что причина этому – его незнание или непонимание жизни и людей. Лучшее доказательство этому – его портреты. Этот художник Мадонн был блистательным портретистом, причем в эпоху, когда, «скульптурный или живописный портрет говорил людям больше, чем самая лучшая биография». Свое понимание людей Рафаэль, прежде всего, обнаружил своим «Автопортретом» 1506 года: прекрасное лицо написано вполоборота, в огромных глазах – бесконечная печаль, даже и отрешенность, но не обманитесь: взгляд этих глаз зорок – от него не ускользнет ничто из того, что он только удостоит заметить.

Рафаэль исполнил много портретов, мужских и женских. Назовем еще два из них: «Портрет Аньоло Дони» - молодого человека, складом характера совершенно противоположного самому Рафаэлю: властного, трезвого, возможно, жесткого, и знаменитый портрет «Папы Льва Х с двумя кардиналами» – этот папа римский был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы его жизни. Но художник не польстил ему: пухлое лицо, настороженный взгляд, руки, выдававшие тайное беспокойство, воплощение строгой и нелицеприятной правды…

В 1508 году он приезжает в Рим, где вместе с известными художниками расписывает в Ватикане покои папы римского. Уже к тридцати годам Рафаэль становится знаменитостью, создает непревзойденные по монументальности, размаху, совершенству композиции и глубине содержания фрески, которые вошли в последствии в историю мирового искусства.
По эскизам великого художника создавали свои произведения архитекторы и скульпторы. В качестве архитектора с 1515 года Рафаэль руководил строительством собора св. Петра.

По мотивам открытых им древних росписей при археологических раскопках он создает замечательный декоративный ансамбль ватиканских лоджий. По эскизам художника в Брюсселе были вытканы огромные ковры, предназначенные для украшения Сикстинской капеллы.

В полном расцвете творческих сил умер выдающийся художник, признанный главой римской художественной школы. Похоронен он в римском пантеоне. Могилу украшает мраморная статуя мадонны с надписью «Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

Современную живопись невозможно представить без влияния на неё творчества величайших художников эпохи Ренессанса. Творчество это – признанная классика, и она всегда будет существовать в подсознании живописцев наших дней. Именно в период Возрождения появилось большинство уникальнейших произведений искусства, частью которого является живопись, а особенно живопись мастеров итальянской школы.

Ренессансом называют период с конца тринадцатого до конца шестнадцатого веков, а главной фигурой, центром внимания художников, становится человек. Развиваются основы воздушной и линейной перспективы, композиции, подробно изучается строение человеческого тела, появляется портрет. Художники совершенствуют технику живописи, стараясь добиться максимальной реалистичности картины, подобно фото детально описывающей сюжет.

Начало эпохи Ренессанса связано с такими именами как Мартини, Джотто, Боттичелли. Развивалось искусство живописи Возрождения настоящими титанами, великими и непревзойдёнными мастерами: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль, Микеланджело Меризи де Караваджо. Именно благодаря этим художникам появляется идеальный стиль, исполненный возвышенной величавостью и предельной ясностью. Античная или религиозная тематика картин трактуется как современный, светский сюжет, а их персонажи поэтичны и изящны.

Отдавая дань мастерству многих живописцев итальянского Возрождения, нужно отдельно упомянуть великого Леонардо. Вклад этого человека в развитие классической живописи огромен. Ведь, именно он разработал и начал применять для написания своих полотен особый приём, «сфумато», с помощью которого картина смотрелась, будто сквозь лёгкую дымку. Это придавало произведениям Да Винчи ту самую знаменитую таинственность, загадочность, а самая известная картина мастера – «Джоконда» - до сих пор является предметом научных споров, диссертаций и невероятного количества книг.



С творчеством Рафаэля (1483-1520) в истории мирового искусст­ва связывается представление о воз­вышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Воз­рождения, в котором Леонардо оли­цетворял интеллект, а Микеланджело - мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Ко­нечно, в той или иной степени ка­ждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к свет­лому совершенному началу прони­зывает всё творчество Рафаэля, со­ставляет его внутренний смысл.

Рафаэль первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у мест­ного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он переехал в столицу Умбрии Перуджу, чтобы продолжить образование в мастерской известно­го живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой мастер быстро превзошёл своего учителя.

Рафаэля называли Мастером Ма­донн. Настроение душевной чисто­ты, ещё несколько наивное в одной из его первых небольших картин - "Мадонна Конестабиле" (1502 -1503 гг.), - приобрело возвышенный характер раннего периода Рафаэля - "Обручение Марии" (1504 г.). Происходящая на фоне чудесной архи­тектуры сцена обручения Марии и Иосифа представляет собой образ высокой красоты. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. Вырази­тельны, певучи, метки и пластичны их движения, позы и жесты: напри­мер, сближающиеся руки Марии и Иосифа, надевающего ей на палец кольцо. В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Золотистые, красные и тёмно-зелёные тона, со­звучные с мягкой голубизной неба, создают праздничное настроение.
В 1504 г. Рафаэль переехал во Флоренцию. Здесь его творчество обрело зрелость и спокойное вели­чие. В цикле Мадонн он варьировал изображение молодой матери с Младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. Особенно хороша "мадонна в зелени" (1505г.). В картине использована пирамидальная композиция Леонардо, а колориту присуща тонкая гармония красок.

Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508 г. его пригласили к папскому двору в Рим. Художник получил заказ на роспись парадных апартаментов Папы, так называемых станц (комнат) в Ватиканском дворце. Росписи ватиканских станц (1509 - 1517гг.) принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие мастера не только Рима, но и Италии.
Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем. Мастер готовился к созданию своего великого шедевра - "Сикстинской Мадонны" (1515 - 1519гг.) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. В истории искусства "Сикстинская Мадонна" - образ совершенной красоты.

Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Здесь ярко проявилось его безупречное, легкое, свободное чувство линии. Значительный вклад он внес и в архитектуру. Само имя Рафаэля - Божественного Санцио - в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника.

Рафаэль вошёл в историю живописи как создатель идеально-прекрасных образов. Его первые произведения были созданы во Флоренции под воздействием традиции позднего флорентийского портрета.

С годами портреты Рафаэля приобрели большую глубину и значительность.

В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г.), обладатель сильного характера, на другом – неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая “Дама в покрывале” (около 1514 г.). В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита. Самое лучшее из трёх – портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г.), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. Его книга об идеальном человеке своей эпохи “Придворный” (1513 – 1518 гг.) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени.

С великими почестями он был погребен в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо во Флоренции. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи. Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико. Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. «Мадонна с цветком» – это хронологически первая мадонна.

Молодая мать, одетая в костюм современниц Леонардо и причесанная по моде тех лет, играя с сыном, протягивает ему цветок красного цвета. Традиционный символ распятия воспринимается как невинная игрушка, к которой по-детски неловко тянется младенец Иисус, вызывая улыбку юной мадонны.

«Мадонна в гроте» – первое вполне зрелое произведение Леонардо, утверждает торжество нового искусства.

Совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Это целое, т.е. совокупность четырех фигур, очертания которых чудесно смягчены светотенью, образует стройную пирамиду, плавно и мягко, в полной свободе вырастающую перед нами. Взглядами и расположением все фигуры объединены неразрывно, и это объединение исполнено чарующей гармонии, ибо даже взгляд ангела, обращенный не к другим фигурам, а к зрителю, как бы усиливает единый музыкальный аккорд композиции. Взгляд этот и улыбка, чуть озаряющая лицо ангела, исполнены глубокого и загадочного смысла. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. И тайна, леонардовская тайна, сквозит и в их лицах, и в синеватых расщелинах, и в полумраке нависших скал.

«Тайная вечеря» – величайшее творение Леонардо и одно из величайших произведений живописи всех времен – дошла до нас в полуразрушенном виде.

Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и солдаты Бонапарта.

Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление.

На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия.

Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты.

Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига.

Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны – и в этом глубокий смысл показанной драмы.

Увидев «Тайную вечерю» Леонардо, французский король Людовик XII так восхитился ею, что только боязнь испортить великое произведение искусства помешала ему вырезать часть стены миланского монастыря, чтобы доставить фреску во Францию.

Сандро Боттичелли родился в 1444 (или в 1445) году в семье кожевника, флорентийского гражданина Мариано Филиппепи. Ботичелли был самым младшим, четвертым сыном Филиппепи.
Боттичелли уступал многим художникам XV века, одним - в мужественной энергии, другим - в правдивой достоверности деталей. Его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма, их преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны. Но как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Сандро Ботичелли впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья - щемящей тоской, спокойная созерцательность - неудержимой страстностью.
Необычайно остро для своего времени почувствовал Боттичелли непримиримые противоречия жизни - противоречия социальные и противоречия своей собственной творческой личности, - и это наложило яркий отпечаток на его произведени
Беспокойное, эмоционально утонченное и субъективное, но вместе с тем бесконечно человеческое, искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обновил и обогатил своими поэтическими образами
Боттичелли - величайший мастер линии. Этим простейшим элементом изобразительного языка он владеет виртуозно. Его картины буквально пронизаны линейным началом. Линия служит главным средством построения фигур и главным средством их эмоциональной выразительности, линейный ритм связывает отдельные части в единую композициюю.
В картинах эпохи Возрождения человек всегда составляет центр композиции; весь мир строится вокруг него и для него, и именно он является главным героем драматического повествования, активным выразителем содержания, заключенного в картине. Однако в картинах Боттичелли человек утрачивает эту активную роль он становится скорее страдательным элементом, он подвержен силам, действующим извне, он отдается порыву чувства или порыву ритма.
Это ощущение внеличных сил, подчиняющих человека, переставшего владеть собой, прозвучало в картинах Боттичелли как предчувствие новой эпохи, когда на смену антропоцентризму Ренессанса, приходит сознание личной беспомощности, представление о том, что в мире существуют силы, независимые от человека, неподвластные его воле

Мадонны Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

М а д о н н ы

Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

Леонардо да Винчи - один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, пример «универсального человека».

Он был художником, скульптором, архитектором, учёным (анатомом, естествоиспытателем), изобретателем, писателем, музыкантом.
Полное его имя - Leonardo di ser Piero da Vinci , в переводе с итальянского языка это значит «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
В современном смысле Леонардо не имел фамилии - «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи».
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник.

Мона Лиза — 1503-1506Леонардо да Винчи

Кто не знает «Джоконду» — знаменитый шедевр Леонардо да Винчи?! Лицо Джоконды знакомо всему миру, ее образ по-прежнему является наиболее часто репродуцируемым изображением. Однако, несмотря на свою популярность и растиражированность, «Джоконда» остается для нас загадкой.

Эта картина окутана тайной, и каждый раз, глядя на нее, мы испытываем удивительное чувство открытия чего-то нового, не изведанного ранее — подобно тому, как мы заново открываем для себя хорошо знакомый с лета пейзаж, увидев его однажды осенью погруженным в таинственную туманную дымку…

В свое время Вазари утверждал, что «Мона Лиза» (сокращение от «Мадонна Лиза») была написана с третьей жены флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо, откуда и пошло второе название картины — «Джоконда».

Типичное для живописной манеры Леонардо да Винчи «сфумато» здесь подчеркивает таинственную силу природы, которую человек может только видеть, но постичь разумом не способен.

Этот конфликт между зримым и сущим порождает смутное ощущение беспокойства, усиливающееся беспомощностью перед природой и временем: человек не знает, куда ему идти, ибо его жизнь — как та извилистая дорога из мрачного пейзажа за спиной у Джоконды — выходит из ниоткуда и устремляется в никуда…

Леонардо волнует вопрос о месте человека в этом мире, и, похоже, один из возможных ответов он выражает в улыбке несравненной Моны Лизы: эта ироничная улыбка является знаком полного осознания кратковременности человеческого существования на земле и покорность Вечному порядку природы. В этом — мудрость Джоконды.

Как отмечал немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969), «Джоконда» «снимает напряжение между личностью и природой, а также стирает грани между жизнью и смертью».

Написанная в Италии, «Джоконда» навсегда осталась во Франции — наверное, в качестве своеобразного бонуса за проявленное по отношению к ее автору гостеприимство.

Леонардо да Винчи: Мадонна Литта

Литта - миланская аристократическая фамилия XVII-XIX вв. В частном собрании этого семейства картина находилась несколько столетий - отсюда её название. Первоначальное название картины - «Мадонна с младенцем». «Мадонна» была приобретена Эрмитажем в 1864 г.
Предполагают, что картина была написана в Милане, куда художник переехал в 1482 г.
Её появление ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве - утверждение стиля Высокого Возрождения.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре.

«Мадонна в скалах» (1483-1486) Дерево, переведённое на холст, масло. 199х122 см. Лувр (Париж)

Мадонна в гроте

«Мадонна в гроте» — первая из работ Леонардо да Винчи, относящихся к миланскому периоду его творчества. Изначально эта картина должна была украшать алтарь часовни братства Непорочного Зачатия в миланском соборе Сан Франческо Гранде и является прекрасным свидетельством непревзойденного мастерства Леонардо да Винчи в области светотеневой моделировки фигур и пространства.

Леонардо да Винчи: Дама с горностаем

Леонардо да Винчи: Мадонна Бенуа

Леонардо да Винчи: Джиневра де Бенчи

«Прекрасная Ферроньера» — женский портрет в Лувре, считающийся работой Леонардо да Винчи или его учеников.

«Мадонна с гвоздикой» — картина, которую многие искусствоведы приписывают молодому Леонардо да Винчи. Предположительно, создана Леонардо в бытность его учеником в мастерской Верроккьо. 1478-1480 гг.

В этой подборке собраны самые известные картины Рафаэля , посвященные образу Богоматери (Мадонны).

Вслед за своим учителем Перуджино художник Рафаэль Санти (1483-1520) создал развёрнутую галерею образов Марии с младенцем , которые отличаются большим разнообразием композиционных приёмов и психологических трактовок.

Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто . Идиллические образы не лишены скованности, суховатости, иератичности. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. На первый план выступают универсальные переживания материнства — чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу сына. Эта прелесть материнства — основной эмоциональный акцент в мадоннах, выполненных после переезда художника в Рим. Абсолютной вершиной считается « Сикстинская мадонна » (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.

Мадонна с младенцем" (Madonna di Casa Santi) - первое обращение Рафаэля к образу, который станет главным в творчестве художника. Картина датируется 1498 годом. Художнику на момент написания картины было всего 15 лет. Сейчас картина находися в музее Рафаэля итальянского города Урбино.

"Мадонна Конестабиле" (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас "Мадонна Конестабиле" находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). "
Мадонна Конестабиле" считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

"Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском" (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Малая Мадонна Коупера" (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).


"Мадонна Терранува" (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев - итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

Картина Рафаэля "Святое семейство под пальмой" (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

"Мадонна в зелени" (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

"Мадонна Альдобрандини" (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев - семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

"Мадонна с канделябрами" (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

"Сикстинская Мадонна" (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа - святая Варвара. "Сикстинская Мадонна" находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

"Мадонна в кресле" (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессанского реализма, существенно отличавшегося от того "реализма деталей", который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто. Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. Они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности.

В своей борьбе с традицией готики художники раннего Возрождения искали опору в античности и искусстве Проторенессанса. То, что только интуитивно, на ощупь искали мастера Проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.

Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой. Различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. Новое искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. В то время как во Флоренции работали Брунелесски, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.

Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция. Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата. С 1439 года, со времени состоявшегося во Флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения Византии в 1453 году, когда многие бежавшие с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции, город этот становится одним из главных в Италии центров изучения греческого языка, а также литературы и философии Древней Греции. И все же ведущая роль в культурной жизни

Флоренции первой половины и середины XV века, бесспорно, принадлежала искусству.

Период Высокого Ренессанса

Этот отрезок времени представляет собой апогей эпохи Возрождения. Это был небольшой период, продожавшийся около 30 лет, но в количественном и качественном уровне, этот отрезок времени подобен векам. Искусство Высокого Возрождения является суммированием достижений 15 века, но в то же время это новый качественный скачок, как в теории искусства, так и в его воплощении. Необычайную «уплотненность» этого периода можно объяснить тем, что количество одновременно (в один исторический период) работающих гениальных художников является неким рекордом даже для всей истории искусства. Достаточно назвать такие имена как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

Сандро Боттичелли

Имя Сандро Боттичелли известно всему миру, как и имя одного из самых замечательных художников итальянского Возрождения.

Сандро Боттичелли родился в 1444 (или в 1445) году в семье кожевника, флорентийского гражданина Мариано Филиппепи. Сандро был самым младшим, четвертым сыном Филиппепи. В 1458 году отец, давая для налоговых записей сведения о своих детях, сообщает, что его сын Сандро, тринадцати лет, учится читать и что он слаб здоровьем. К сожалению, почти ничего не известно о том, где и когда Сандро прошел художественную выучку и действительно ли, как сообщают старые источники, он сначала обучался ювелирному ремеслу, а затем уже стал заниматься живописью. По-видимому, он был учеником известного живописца Филиппе Липпи, в мастерской которого он мог работать между 1465-1467 годами. Не исключена также возможность, что Боттичелли некоторое время, в 1468 и 1469 годах, работал у другого известного флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио. В 1470 году он уже имел собственную мастерскую и самостоятельно выполнял полученные заказы.

Обаяние искусства Боттичелли всегда остается немного загадочным. Его произведения вызывают чувство, какое не вызывают произведения других мастеров. Искусство Боттичелли за последние сто лет после его «открытия» оказалось слишком перегруженным всевозможными литературными, философскими и религиозными ассоциациями и комментариями, какими его наделили художественные критики и историки искусства. Каждое новое поколение исследователей и почитателей пыталось найти в картинах Боттичелли оправдание своих собственных воззрений на жизнь и искусство. Одним Боттичелли представлялся жизнерадостным эпикурейцем, другим-экзальтированным мистиком, то его искусство рассматривалось как наивный примитив, то в нем видели буквальную иллюстрацию самых изощренных философских идей, одни изыскивали невероятно головоломные истолкования сюжетов его произведений, другие интересовались только особенностями их формального строя. Все находили образам Боттичелли разное объяснение, но никого они не оставляли равнодушным.

Боттичелли уступал многим художникам XV века, одним - в мужественной энергии, другим - в правдивой достоверности деталей. Его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма, их преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны. Но как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья - щемящей тоской, спокойная созерцательность - неудержимой страстностью.

Необычайно остро для своего времени почувствовал Боттичелли непримиримые противоречия жизни - противоречия социальные и противоречия своей собственной творческой личности, - и это наложило яркий отпечаток на его произведения. Беспокойное, эмоционально утонченное и субъективное, но вместе с тем бесконечно человеческое, искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обновил и обогатил своими поэтическими образами.

Два момента сыграли решающую роль в идейном формировании художника - его тесная близость с гуманистическим кружком Лоренцо Медичи «Великолепного», фактического правителя Флоренции и его увлечение религиозными проповедями доминиканского монаха Савонаролы, после изгнания Медичи ставшего на некоторое время духовным и политическим руководителем Флорентийской республики. Рафинированное наслаждение жизнью и искусством при дворе Медичи и суровый аскетизм Савонаролы - вот два полюса, между которыми пролегал творческий путь Боттичелли.

Боттичелли на протяжении многих лет поддерживал дружественные отношения с семьей Медичи; он неоднократно работал по заказам Лоренцо «Великолепного» Особенно близок он был с двоюродным братом флорентийского правителя - Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры», а также сделал иллюстрации к «Божественной комедии».

Новое направление искусства Боттичелли получает свое крайнее выражение в последний период его деятельности, в произведениях 1490-х-начала 1500-х годов. Здесь приемы преувеличения и диссонанса становятся почти нестерпимыми (например, «Чудо св. Зиновия»). Художник то погружается в пучину безысходной скорби («Пьета»), то отдается просветленной экзальтации («Причащение св. Иеронима»). Его живописная манера упрощается почти до иконописной условности, отличаясь какой-то наивной косноязычностью. Плоскостному линейному ритму полностью подчиняется и рисунок, доведенный в своей простоте до предела, и цвет с его резкими контрастами локальных красок. Образы как бы утрачивают свою реальную, земную оболочку, выступая как мистические символы. И все же в этом, насквозь религиозном искусстве с огромной силой пробивает себе дорогу человеческое начало. Никогда еще художник не вкладывал в свои произведения столько личного чувства, никогда еще его образы не имели такого высокого нравственного значения.

Последние пять лет своей жизни Боттичелли совсем не работал. В произведениях 1500-1505 годов его искусство достигло критического рубежа. Упадок реалистического мастерства и вместе с ним огрубление стиля неумолимо свидетельствовали о том, что художник зашел в тупик, из которого для него уже не было выхода. В разладе с самим собой он исчерпал свои творческие возможности. Всеми забытый, он прожил в бедности еще несколько лет, вероятно, с горьким недоумением наблюдая вокруг себя новую жизнь, новое искусство.

Со смертью Боттичелли завершается история флорентийской живописи Раннего Возрождения - этой подлинной весны итальянской художественной культуры. Современник Леонардо, Микельанджело и молодого Рафаэля, Боттичелли остался чужд их классических идеалов. Как художник он полностью принадлежал XV столетию и не имел прямых преемников в живописи Высокого Возрождения. Однако его искусство не умерло вместе с ним. То была первая попытка раскрыть душевный мир человека, попытка робкая и закончившаяся трагически, но получившая через поколения и столетия свое бесконечно многогранное отражение в творчестве других мастеров.

Искусство Боттичелли - поэтическая исповедь великого художника, которая волнует и всегда будет волновать сердца людей.