Литературно-исторические заметки юного техника. Александр Бенуа: краткая биография и творчество Александр Бенуа в комиссии Горького

Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ (фр. Alexandre Benois; 21 апреля 1870, Санкт-Петербург - 9 февраля 1960, Париж) - русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».

Родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А. К. Кавоса. Начальное образование получил в гимназии Человеколюбивого общества. С 1885 по 1890 года учился в частной гимназии К. И. Мая, где познакомился с будущими соратниками по «Миру искусства» Дмитрием Философовым, Вальтером Нувелем и Константином Сомовым .

Некоторое время учился в Академии художеств, но не закончил её, считая, что художником можно стать, только непрерывно работая. Также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Впервые представил свои работы на выставке и привлёк к себе внимание специалистов в 1893 году. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии» - картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. В 1896-1898 и 1905-1907 годах работал во Франции.

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Бенуа - один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм.

В 1903 году Бенуа создал серию иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» - один из шедевров отечественной книжной графики. Впоследствии художник неоднократно возвращался к этому сюжету, в общей сложности его работа с иллюстрациями к последней поэме Пушкина продолжалась 19 лет - с 1903 по 1922 года. В этот период Бенуа много работал для театра, занимался созданием декораций и режиссурой. В 1908-1911 годах - художественный руководитель «Русских сезонов» Сергея Дягилева, прославивших за рубежом российское балетное искусства.

В 1919 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности, работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. Последней работой Бенуа в СССР стало оформление спектакля «Свадьба Фигаро» в БДТ. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. В эмиграции много работал в Милане в оперном театре Ла Скала.

В последние годы работал над обстоятельными мемуарами. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.

Происходил из художественной династии Бенуа: сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа и А. Н. Бенуа и двоюродный брат Ю. Ю. Бенуа.

Женился в 1894 году на дочери музыканта и капельмейстера Карла Ивановича Кинда, Анне Карловне (1869-1952), с которой был знаком с 1876 года (с момента бракосочетания старшего брата Александра - Альберта Бенуа со старшей сестрой Анны - Марией Кинд). У них родились дети:

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

"Академик Александр Бенуа - тончайший эстет, замечательный художник, очаровательный человек". А.В. Луначарский

Всемирную известность Александр Николаевич Бенуа приобрел как декоратор и постановщик русских балетов в Париже, но это лишь часть деятельности вечно ищущей, увлекающейся натуры, обладавшей неотразимым обаянием и умением зажигать своими шеями окружающих. Историк искусства, художественный критик, редактор двух крупнейших художественных журналов «Мир искусства » и «Аполлон», заведующий живописным отделом Эрмитажа и, наконец, просто живописец.

Сам же Бенуа Александр Николаевич писал сыну из Парижа в 1953 году, что «...единственной из всех работ, достойных пережить меня... будет, пожалуй» многотомная книга «А. Бенуа вспоминает », ибо «этот рассказ про Шуреньку является в то же время довольно обстоятельным о целой культуре».

В своих воспоминаниях Бенуа называет себя «продуктом художественной семьи». Действительно, отец его - Николай Бенуа был известным архитектором, дед по линии матери А.К. Кавос - не менее значительным зодчим, создателем петербургских театров. Старший брат А.Н. Бенуа - Альберт - популярный акварелист. С не меньшим успехом можно сказать, что он был «продуктом» семьи интернациональной. По линии отца - француз, по линии матери - итальянец, точнее венецианец. Свою родственную связь с Венецией - городом прекрасного тления могущественных некогда муз - Александр Николаевич Бенуа ощущал особенно остро. Была в нем и русская кровь. Католическое вероисповедание не мешало удивительной почтительности семьи к православной церкви. Одно из самых сильных детских впечатлений А. Бенуа - Никольский морской собор (Николы Морского), произведение эпохи барокко, вид на который открывался из окон фамильного дома Бенуа. При всем вполне объяснимом космополитизме Бенуа было единственное место в мире, которое он любил всей душой и считал своей Родиной - Петербург. В этом творении Петра, скрестившем Россию и Европу, он чувствовал «какую - то большую, строгую силу, великую предопределенность».

Тот удивительный заряд гармонии и красоты, который А. Бенуа получил в детстве, помог сделать его жизнь чем - то подобным произведению искусства, поразительному по своей цельности. Особенно ярко это проявилось в его романе жизни. На пороге девятого десятилетия Бенуа признается, что ощущает себя совсем молодым, и объясняет этот «курьез» тем, что отношение к нему его обожаемой супруги не изменилось со временем. И «Воспоминания » свои он посвятил ей, «Дорогой Ате » - Анне Карловне Бенуа (урожденной Кинд). Их жизни связаны с 16 лет. Атя была первой, кто разделил его художественные восторги, первые творческие пробы. Она была его музой, чуткой, очень жизнерадостной, художественно одаренной. Не будучи красавицей, она казалась Бенуа неотразимой своим прелестным обликом, грацией, живым умом. Но безмятежному счастью влюбленных детей предстояли испытания. Утомленные неодобрением родственников, они расстались, но ощущение пустоты не покидало их в годы разлуки. И, наконец, с какой радостью они встретились вновь и поженились в 1893 году.

У четы Бенуа было трое детей - две дочери: Анна и Елена, и сын Николай, который стал достойным преемником дела отца, театральным художником, много работавшим в Риме и в Миланском театре...

А. Бенуа часто называют «художником Версаля ». Версаль символизирует в его творчестве торжество искусства над хаотичностью мироздания.
Эта тема определяет своеобразие исторического ретроспективизма Бенуа, изысканность его стилизации. Первая Версальская серия появляется в 1896 - 1898 гг. Она получила название «Последние прогулки Людовика XIV ». В нее входят такие известные произведения, как «Король прогуливался в любую погоду », «Кормление рыб ». Версаль Бенуа начинается в Петергофе и Ораниенбауме, где он провел свои детские годы.

Из цикла "Смерть".

Бумага, акварель, гуашь. 29х36

1907. Лист из серии "Смерть".

Акварель, тушь.

Бумага, акварель, гуашь, итальянский карандаш.

Тем не менее первое впечатление от Версаля, куда он попал впервые во время свадебного путешествия, было ошеломляющим. Художника охватило чувство, что он «уже когда - то это пережил». Повсюду в версальских работах встречается чуть удрученная, но все же выдающаяся личность Людовика XIV, Короля - Солнце. Ощущение заката некогда величественной культуры было чрезвычайно созвучно эпохе конца века, когда жил Бенуа .

В более отточенной форме эти идеи воплотились во второй Версальской серии 1906 года, в самых известных произведениях художника: «», «», «Китайский павильон », «Ревнивец », «Фантазия на версальскую тему ». Грандиозное в них соседствует с курьезным и изысканно хрупким.

Бумага, акварель, золотой порошок. 25,8х33,7

Картон, акварель, пастель, бронза, графитный карандаш.

1905 - 1918. Бумага, тушь, акварель, белила, графитный карандаш, кисть.

Наконец, обратимся к самому значительному, что было создано художником в театре. Это прежде всего постановка балета «» на музыку Н. Черепнина 1909 года и балет «Петрушка » на музыку И. Стравинского 1911 года.

Бенуа в этих постановках проявил себя не только как яркий театральный художник, но и как талантливый автор либретто. Эти балеты как бы олицетворяют два идеала, которые жили в его душе. «» - воплощение европейской культуры, стиля барокко, его пышности и грандиозности, соединяющихся с перезрелостью и увяданием. В либретто, которое является вольным переложением знаменитого произведения Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим », рассказывается о некоем юноше, виконте Рене де Божанси, который попадает во время охоты в затерянный павильон старого парка, где чудесно переносится в мир ожившего гобелена - прекрасные сады Армиды. Но чары развеиваются, и он, увидев высшую красоту, возвращается в реальную действительность. Остается жуткое впечатление жизни, навсегда отравленной смертною тоской по вымершей красоте, по фантастической действительности. В этом великолепном спектакле словно оживает мир ретроспективных картин Бенуа .

В «Петрушке » же воплотилась русская тема, поиск идеала народной души. Эта постановка прозвучала тем более пронзительно и ностальгично, что балаганы и их герой Петрушка, столь любимый Бенуа, уже становились прошлым. В спектакле действуют оживленные злой волей старика - кудесника куклы: Петрушка - неодушевленный персонаж, наделенный всеми живыми качествами, которые есть в человеке страдающего и одухотворенного; его дама Коломбина - символ вечной женственности и «арап» - грубый и незаслуженно торжествующий. Но конец этой кукольной драмы Бенуа видит не таким, как в обычном балаганном театре.

В 1918 году Бенуа становится заведующим картинной галереей Эрмитажа и многое делает для того, чтобы музей стал крупнейшим в мире. В конце 20-х годов художник покидает Россию и живет в Париже почти полвека. Он умер в 1960 году в возрасте 90 лет. За несколько лет до смерти Бенуа пишет своему другу И.Э. Грабарю , в Россию: «И как хотелось бы быть там, где у меня открылись глаза на красоту жизни и природу, где я впервые вкусил любви. Почему я не дома?! Все вспоминаются какие - то кусочки самого скромного, но столь милого пейзажа».

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.

Версаль (Versailles).

В нашем сообществе уже публиковался пост о творчестве Александра Бенуа:

Вашему вниманию предлагается ещё несколько акварелей этого замечательного художника.

Версаль.(Versailles).

Paris. Karruzel.

Версаль. Versailles.

Версаль. Versailles.

Фонтан "Нептун" в Версале. Versailles.

Фонтенбло.

Villa Maurel, Cassis.

Pont Marie, Paris.

Капитолий, Рим. Le Capitole, Rome.

Ufficio Scavi, Rome.

Павловск.

Венеция. Venice.

Дворец при лунном свете. (Гуашь, бумага)

Кассис. Cassis.

Кассис. (Grove in Cassis).

Прогулка короля.

Китайский павильон в Царском Селе. (watercolor on paper. 23 x 25.5 cm).

Источник картинок:

Из комментариев к посту:

".....Бенуа давно меня держит в плену своей изысканности. Не могу оставить без внимания не только пост о нём, но и какую-нибудь второстепенную его акварельку, выставленную для поддержания престижа и статусности выставки. Притягивает глаз, притягивает ум, притягивает сущность. Что за напасть такая: пожизненно цепляться за Бенуа! Уже ХХ1 век, да он и сам даром, что основатель сообщества, как сказали бы мы сейчас, ужас до чего формализованного по содержанию, и бурного (с битьем лиц, романами, скандалами и разругамшами) по сути. Что меня так цепляет? Каллиграфическая точность деталей? Цветовая гамма, приглушенная и аристократичная? Отсутствие суеты и мельтешения в мастерстве, в руке? Видимая, висящая за границами работ, образованность? Тоска по невиданной и не пробованной эпохе? Образцы французских парков, разлинованные и обстриженные, живущие фантомами в его акварелях? С детства усвоенная -аксиома: он мог увидеть частично сохранившееся, а ты даже не додумаешь, потому что не увидишь никогда? Зависть к его декорациям и костюмам, сделанных для Дягилева, сколько ни листай элитное издание по дягилевским сезонам - не потрогаешь, не поймешь деликатного, но оглушительного эффекта? Что заставляет меня всю жизнь, в задумчивости останавливаться около этих холодноватых листов качественной бумаги, спрятанных под стекло, отмечать, что там его выставили, а там нет и нечего было? Может быть пейзаж без человека? А как хорош пейзаж без человека, от которого одни только неприятности и разрушение выверенной классическими стандардами гармонии? Не знаю, не знаю. Но смотрю, смотрю...."


А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.

Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина "Петр I на прогулке в Летнем саду", где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым С.П. в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты.

Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.

Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

С 1926 жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906), "Фантазия на Версальскую тему" (1906), "Итальянская комедия" (1906), иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А.С. (1903) и другие.

Александр Николаевич Бенуа. Портрет работы Леона Бакста

Александр Николаевич Бенуа – крупнейший искусствовед, живописец, издатель и автор великолепных иллюстраций, литератор и театральный художник, один из основоположников русского модерна.

Биография художника Александра Бенуа

Художник Александр Николаевич Бенуа родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В семье будущего художника просто почитали искусство, однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.

Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств, занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.

И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления о развитии русского искусства.

В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Публика была в полном восторге, а критики заговорили о появлении нового талантливого самобытного художника.


Прогулка короля Купальня маркизы
Фантазия на Версальскую тему Представление султанше
Людовик XIV кормит рыб Король прогуливается в любую погоду
Прогулка короля
Прогулка короля

В 1893 году Бенуа пишет серию акварельных пейзажей окрестностей Петербурга. Нужно сказать, что его пейзажи – это скорее дань истории, чем природе. Художника в большей мере увлекают исторические персоны, архитектура, костюм. А природа служит лишь великолепной декорацией изображенных живописцем событий.


Ораниенбаум Аллея
Картины Петербурга
Парад при Павле I
Карнавал на Фонтанке
Ораниенбаум. Японский сад
Китайский павильон. Ревнивец

С 1897 по 1898 годы Бенуа пишет серию акварельных картин о Версальских парках. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе ушедших времен, атмосфере красивого великолепного былого.


Водный партер в Версале
Пруд в Версале
Фонтаны Версаля
Версаль
Версаль под дождём
Версаль. У Курция
Каштаны весной. Версаль

Следующей большой темой в творчестве художника становится Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтаны, парки и история.


Беседка в парке. Павловск
Петергоф
Петергоф Большой дворец. Петергоф

В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь».

Не забывает Бенуа и о истории искусства – в 1901 и 1902 годах на свет появляется широко известная книга «Русская живопись в XIX веке». Издатель Бенуа начинает публиковать серии «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Выпуск этих серий прекращается, по вполне понятным причинам, в 1917 году.

Был ещё журнал «Художественные сокровища России» и великолепный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.

А ещё было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций для целого ряда произведениям А.С. Пушкина. И труды великолепного театрально художника Бенуа. Он создавал эскизы костюмов и декораций к театральным спектаклям, балетам и операм. Я не буду утомлять вас перечислением всего сделанного на этом поприще – иному художнику только театрального творчества хватило бы на всю жизнь с избытком. Чего стоит одно участие в управлении театром МХТ совместно с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!

Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Декорация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы»
Эскиз декорации к «Соловью» Стравинского
Итальянская комедия
Итальянская комедия

Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.

С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план общей экспозиции музея, который был замечен и отмечен ещё оставшимися в России любителями живописи.

С 1926 года художник живет и работает в Париже. Он уже практически не пишет картин – его просто съедает тоска по Родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок…

И мемуары. Просто ценнейшие воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.

Умер художник в феврале 1960 года. Похоронен в Париже.

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу — серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", — показав себя в ней самобытным художником.


Последние прогулки Людовика XIV


Маскарад при Людовике 14. 1898


Прогулка короля. 1906


из серии «Последние прогулки Людовика 14». 1898

Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре — явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

Версаль. 1906


Версаль. Сад Трианона. 1906


Версаль. Аллея. 1906


Название картины: Кладбище. 1896-97

Название картины: Карнавал на Фонтанке


Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

Петергоф. Большой каскад. 1901-17

Набережная Рей в Базеле в дождь. 1902

Летний сад при Петре Великом. 1902


Ораниенбаум. Японский сад. 1902


Из мира фантастичного. 1904

Павильон. 1906

Купальня маркизы. 1906

Свадебная прогулка. 1906


В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII — начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907)

Парад при Павле 1. 1907


Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

Итальянская комедия. «Любовная записка». 1907


Берта (эскиз костюма В. Комиссаржевской). 1907

Вечер. 1905-06


После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом — стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди.

Герман перед окнами графини (заставка к «Пиковой даме» Пушкина). 1911


В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник». 1904


Эскиз фронтисписа к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".

Петергоф . Цветники под Большим Дворцом. 1918


Петергоф. Нижний фонтан у Каскада. 1942


Петергоф . Главный фонтан. 1942


С 1926 жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906), "Фантазия на Версальскую тему" (1906), "Итальянская комедия" (1906), иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А.С. (1903) и другие.