Культурная дипломатия. Оттепель: лицом к будущему Фестиваль оттепель лицом к будущему программа

Капроновые кофты и нейлоновые чулки, "Доктор Живаго" и самиздат, поэтические чтения в "Политехе" и первый человек в космосе — в Москву пришла оттепель.

На фестивале, посвященном этому периоду советской истории, "Оттепель: лицом к будущему" впервые объединились ГМИИ им. Пушкина, Музей Москвы, Парк Горького и Третьяковская галерея. В последней на этой неделе открывается масштабная выставка, посвященная, пожалуй, самому креативному периоду советской истории. Стихийная ностальгия по 1960-м отражается и в кино, и в моде, и на книжных полках.

Кажется, "таинственная страсть" к тому периоду неслучайно охватила общество именно сегодня. Оттепель, формально продлившаяся совсем недолго, с 1954 по 1968 год, была временем почти ренессансного расцвета во всем — от архитектуры и поэзии до науки и техники.

Люди искренне гордились своей страной и ее достижениями. Высоцкий, Любимов, Вознесенский, Евтушенко, Гагарин, Ландау, Калатозов, Данелия — оттепель подарила десятки имен, которые стали частью истории. Их заслуги никто не может оспорить, как это часто происходит с героями дня сегодняшнего.

1960-е сегодня помнят многие, для них эти годы — детство и молодость. То счастливое время, когда деревья были большими, будущее — светлым, фильмы — интересными, стихи — хорошими, проза — современной.

Даже те, кто не застали те годы, знают их по комедиям Рязанова или песням Окуджавы. Выставка об оттепели — место, где могут встретиться бабушка и внук, уверена директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

"Наша аудитория — все. Это те люди, которые помнят оттепель, те, у кого на этот период пришлась юность их родителей. Это те люди, которых заинтересует эта тема, и, конечно, молодые зрители. Мы рассчитываем на все возрасты и социальные категории, потому что это была эпоха демократической культуры и устранения иерархии между высоким и низким".

Моду на оттепель задало телевидение. В 2013 году на экраны вышел одноименный сериал Валерия Тодоровского — по его словам, "дань памяти тому яркому поколению", к которому принадлежал и его отец, режиссер Петр Тодоровский. Несмотря на претензии к исторической точности, сериал завоевал любовь зрителей и получил премию "Ника".

© Мармот-фильм (2013) Кадр из телевизионного сериала "Оттепель"


© Мармот-фильм (2013)

В прошлом октябре на Первом канале с успехом показали другой тематический ретросериал — "Таинственная страсть" по роману Василия Аксенова. За вымышленными именами его героев были выведены яркие представители поколения шестидесятников: Владимир Высоцкий и Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадуллина, Эрнст Неизвестный и Булат Окуджава.

© Студия Русский проект (2015) Кадр из телевизионного сериала "Таинственная страсть"


© Студия Русский проект (2015)

В 2017-м на телеканале "Россия" выйдет еще один сериал - "Оптимисты" режиссера Алексея Попогребского - о молодых дипломатах, которые пришли в МИД в шестидесятые менять мир.

Таинственная страсть, обрушившая советскую империю Герои фильма "Таинственная страсть" и еще тысячи и тысячи их коллег, разных и непохожих, создавали, в спорах и драках, великую страну – потому что все мысли о том, как и зачем жить, высказывали они, замечает Дмитрий Косырев.

Интерес к сериалам об оттепели напрямую связан с ностальгией по кино того времени. Фильмы шестидесятых привлекают современного зрителя прежде всего своей искренностью, желанием говорить о темах, которые долгое время были под запретом, считает куратор выставки "Оттепель" в Третьяковской галерее Кирилл Светляков.

"Не все понимают, что говорить правду о вещах и ситуациях, связанных с войной, о лагерях - чрезвычайно трудно. Как рассказать, как ты убивал людей на фронте? Шестидесятые вызывают симпатии у зрителей, потому что, в первую очередь, идут ассоциации с кино. Это желание говорить правду было очень важным, но где взять этот язык, как его придумать? Вот это проблематика фильмов оттепели".

© Киностудия "Мосфильм", 1957 Кадр из фильма "Летят журавли"


© Киностудия "Мосфильм", 1957

В 1960-е впервые проговаривается больное и сложное о войне в "Летят журавли" Калатозова и "Балладе о солдате" Чухрая, о плене и концлагерях в "Судьбе человека" Бондарчука, о попытках молодежи найти себя в послевоенной жизни в "Заставе Ильича" Хуциева.

"Хорошо жить еще лучше": крылатые фразы героев Никулина 95 лет назад родился культовый комедийный и драматический актер, артист цирка Юрий Никулин. Еще при жизни актёр стал легендой для многих советских и российских граждан. Реплики его героев стали крылатыми. Мы предлагаем вспомнить творческий путь Юрия Никулина по самым ярким кадрам из фильмов с его участием.

При этом фильмы оттепели были наполнены удивительным ощущением надежды. Этот невероятный оптимизм проявился в расцвете жанра комедии. Один за другим на экраны выходили хиты Данелии, Климова и Рязанова: "Я шагаю по Москве", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Берегись автомобиля" и "Гусарская баллада".

Оттепель - это абсурдистские комедии Леонида Гайдая о приключениях неунывающего Шурика и первые новаторские фильмы Андрея Тарковского - "Иваново детство" и "Андрей Рублев". И, конечно, это лица.

Типажи шестидесятых встретить в современном кино практически невозможно, считает кинорежиссер Алексей Попогребский, автор проморолика для выставки "Оттепель".

"Для меня оттепель - это даже не столько материальная культура и стиль, сколько глаза и улыбки, которые каждый из нас помнит: глаза Самойловой, глаза Малявиной, глаза Варлей, улыбка Михалкова в "Я шагаю по Москве". Те вещи, которые нельзя в качестве костюма примерить на актера и выпустить его в кадр. Такие глаза, такие улыбки сегодня найти сложно. Мы не смотрим уже такими глазами в будущее и на сегодняшний день".

Не меньшую роль в те годы играл театр. Флагманами оттепели становятся молодые площадки - "Современник" под руководством Олега Ефремова и "Таганка" Юрия Любимова. Начинающие режиссеры и актеры, трудности с цензурой и помещениями - все это компенсировалось горящими глазами и бешеной энергией.

Самые смелые спектакли ставились по пьесам современных драматургов - Розова, Володина, Гельмана. По-новому зазвучали произведения Шварца, Брехта и даже Мольера. Культовыми постановками тех лет были "Добрый человек из Сезуана" с Высоцким и Золотухиным и "Голый король" с Евстигнеевым.

Имена режиссеров, актеров и драматургов знали не хуже звезд кино. На спектакли ломились — как на Западе на концерты "Битлз". Театр превратился в культ, сравниться с которым могло лишь преклонение перед литераторами.

Сегодня сложно представить, что поэты, как рок-звезды, собирали стадионы. "Поэт в России больше, чем поэт" - эта фраза из стихотворения Евгения Евтушенко как нельзя лучше описывала атмосферу оттепели.

"Местом силы", как это модно теперь называть, был Политехнический музей. Послушать Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Окуджаву, Ахмадуллину собирались и рабочие, и интеллигенты. Поэты с энтузиазмом читали стихи в домах культуры при заводах и сочиняли стихи о строительстве ГЭС.

Казалось, исчезла иерархия жанров, культура перестала быть элитарной. Даже андерграундные художественные объединения — типа "Лианозовской школы" или московских нонконформистов — на короткое время смогли выйти за пределы квартирников и выставляться для более широкой публики.

Оттепель вообще была уникальным моментом слияния всех и вся, что в очередной раз объясняет ее актуальность сегодня, когда общество ищет точки соприкосновения.

Еще один остросовременный феномен тех лет — улучшение отношений с Западом. Начался он с культуры - выставка Пабло Пикассо в ГМИИ им. Пушкина. В 1956 году советские граждане впервые увидели такое современное искусство, и оно произвело ошеломляющий эффект.

Последующие привозные выставки зарубежных мастеров и ответные путешествия советских художников за рубеж только закрепили творческий обмен.

Уже через год в Москве прошел грандиозный фестиваль молодежи и студентов, символом которого стала "Голубка мира" Пикассо. Вместе с иностранной молодежью по эту сторону железного занавеса хлынула "запрещенка": джаз, книги, кино, живопись, мода.

На улицах царила атмосфера свободы и открытости. Пусть ненадолго, но оттепель показала, что взаимопонимание строится на очень простых вещах.

Для проведения совместного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему» впервые объединились Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей Москвы и Парк Горького. Центральной темой стали размышления о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе. В рамках фестиваля Центр документального кино в Музее Москвы подготовил специальную программу документального кино.

В отечественной и мировой истории «хрущевская оттепель» считается одним из наиболее ярких примеров идеологического раскрепощения, повлекшего за собой не только реорганизацию общественного устройства, но и давшего толчок новым течениям в искусстве, архитектуре и кинематографе: художники начинают активные поиски в области нефигуративной изобразительности, двигаясь в направлении абстрактного искусства, архитекторы занимаются разработкой новых функциональных форм, а режиссеры переводят свой взгляд на внутренний мир человека.


Преобразования, произошедшие в эпоху «оттепели» в документальном кино, соответствовали всеобщему развороту мировой культуры в сторону поиска релевантных своему времени художественных методов, средств выразительности, сюжетов и героев.


Либерализация политического курса, демократические преобразования и неизбежно последовавшее за ними развенчание культа личности Сталина позволили посмотреть на мир с позиции простого человека, постепенно отодвигая на второй план формат торжественного парадного портрета, свойственного документалистике предшествующих десятилетий и призванного подчеркнуть величие страны, ее вождей и рядовых героев. В эти годы документальное кино впервые начинает рассматривать человека с близкого расстояния, переводя фокус с общественного на приватное.


Принципиально меняется контакт с действительностью. Появляются новые методы работы, в том числе скрытая камера, позволяющие снимать «жизнь врасплох». Для исследования человеческих характеров используются репортажи, интервью, опросы, провоцирующие ситуации.


Эта программа даст представление о том, что происходило в документальном кино в период «оттепели». Зрителям будут представлены главные документальные картины эпохи.


Фильмы объединены в четыре тематических блока. В первом представлены ранние работы режиссера Герца Франка, одного из крупнейших документалистов советского периода. Второй блок составлен из научно-популярного кино, в фокусе которого оказались самые важные научные достижения 60-х. Фильмы, вошедшие в третий блок, рассказывают о жизни города и о восприятии человеком искусства. Четвертый включает в себя две главные картины «оттепели», посвященные военному времени.

Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» откроется 19 января в лектории Музея Москвы. Для его проведения объединились Музей Москвы, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Парк Горького. Мероприятия фестиваля пройдут на разных площадках и продлятся до июня.

Начнёт образовательную программу лекционный цикл из пяти междисциплинарных блоков: «Город», «Квартира», «НИИ», «Физики и лирики» и «Фестиваль». Профессионалы расскажут, как повлияла оттепель на архитектуру, быт и жизнь страны в целом.

«Город»

Время: 19:00–20:00

Как менялось городское пространство во время оттепели, какие появились архитектурные планы, что такое массовое индустриальное строительство, как развивался транспорт, какой показывали Москву в отечественном кино - об этом и многом другом расскажут на лекции, открывающей фестиваль. Её прочтут историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, один из авторов книги «Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991», доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Роман Абрамов и кинокритик, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства Андрей Шемякин.

«Квартира»

Время: 19:00–20:00

Легендарные шестидесятники, их быт, будни, квартирный вопрос, семейные отношения, личное пространство, выставки неофициального искусства - обо всём этом поговорят на лекции «Квартира». Её прочтут историк искусства и дизайна, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Артём Дежурко, кандидат филологических наук доцент Высшей школы европейских культур РГГУ Татьяна Дашкова, искусствовед, заместитель заведующего отделом искусства XIX–XX веков Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Александра Данилова.

«НИИ»

Время: 19:00–20:00

На этой лекции слушатели узнают о развитии научных исследований, создании Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, достижениях в атомной энергетике, ракетостроении, освоении космоса и других сферах.

Лекторами выступят кандидат искусствоведения, историк архитектуры, директор Института модернизма Ольга Казакова, кандидат исторических наук научный сотрудник Политехнического музея Анна Котомина и дизайнер, директор Московского музея дизайна Александра Санькова.

«Физики и лирики»

Время: 19:00–20:00

Оттепель дала колоссальный скачок развитию культуры: поэзия в Политехническом музее, бардовская песня, самиздат, андеграунд… Об этих и других феноменах 60-х расскажут социолог, заместитель директора Центра современной философии и социальных наук философского факультета МГУ, редактор журнала «Логос» Александр Бикбов, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник кафедры отечественной истории XX–XXI веков исторического факультета МГУ Ольга Герасимова и литературовед, доцент отделения культурологии философского факультета НИУ ВШЭ Илья Кукулин.

«Фестиваль»

Время: 19:00–20:00

Международные мероприятия, фестивали и выставки времён оттепели превратили столицу в центр культурной жизни. Московский кинофестиваль, VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, американская промышленная выставка в Сокольниках, открытие театра «Современник» стали знаковыми событиями. О них и пойдёт речь на лекции «Фестиваль».

Вход на лекции платный - 200 рублей (100 рублей - льготный). Абонемент на весь цикл - 800 рублей.

Фернан Леже. Строители (Строители с алоэ). 1951 © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ), Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), Музей Москвы и Парк Горького проведут совместный фестиваль «Оттепель: лицом к будущему».

Центральной темой фестиваля станут размышления о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в СССР и Европе.

В 2017 году выставки, посвященные послевоенной эпохе, представят ГТГ («Оттепель» , 14 февраля - 11 июня), «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» (ГМИИ, 7 марта - 21 мая) и «Московская оттепель» (Музей Москвы, 16 декабря - 31 марта). Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» станет продолжением выставочной программы музеев и станет площадкой для открытой дискуссии.

В программе фестиваля лекции «Город», «Квартира», «НИИ», «Физики и лирики» и «Парк» (Музей Москвы, январь), в конце февраля в Третьяковской галерее на Крымском Валу начнется цикл лекций «Преодолевая границы. Искусство после Второй мировой войны / Европа и СССР», на весну в Парке Горького запланирован подготовленный совместно с журналом «Теория моды» курс лекций о связи стиля горожанина с образом города эпохи Оттепели.

Центр документального кино в Музее Москвы покажет программу документальных фильмов, созданных в «оттепельные» годы, в ГТГ будет представлена программа художественных фильмов «Война окончена». В ГМИИ пройдут шесть круглых столов, посвященных важнейшим темам, которые определяли общественную жизнь Европы в период с 1945 по 1968 годы.

В Музее Москвы пройдут поэтические вечера с участием артистов театров «Практика», «Театра.doc», «Театра Наций» и Центра имени Вс. Мейерхольда. Весной в партнерстве с театром «Современник» ГТГ представит цикл поэтических вечеров «Площадь Маяковского» - стихи поэтов-щестидесятников будут читать Чулпан Хаматова, Артур Смольянинов, Дарья Белоусова, Полина Пахомова и другие актеры. Специальным событием проекта станет вечер «Современница. Галина Волчек о времени и театре» в формате встречи с художественным руководителем театра «Современник». В ГМИИ состоятся концерты «Пейзаж после битвы» и «Рождение европейского послевоенного авангарда», специально подготовленные к выставке Студией новой музыки под руководством Владимира Тарнопольского.

С конца февраля к фестивалю присоединится Парк Горького. Там пройдет костюмированная танцевальная вечеринка на катке, а в Музее Парка Горького откроется выставка «Шестидесятники в парке» о культуре досуга того времени, на которой будут представлены оригинальные предметы быта 1960-х - одежда, аксессуары, посуда, спортинвентарь - и их современные аналоги. Также в фестивальной программе Парка Горького кинопоказы и концерт с учатсием артистов «Современника».

Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» завершится в июне финальной открытой дискуссией в формате пикника.

Впервые ведущие культурные институции города – Музей Москвы, Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина и Парк Горького объединились для проведения совместного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему », который начался открытием в Музее Москвы в декабре выставки « » и продолжится до июня на разных площадках города.

Образовательная программа Фестиваля начнется в Музее Москвы лекционным циклом, состоящим из 5 междисциплинарных блоков: «Город», «Квартира», «НИИ», «Физики и лирики» и «Фестиваль» . На открытых лекциях приглашенные эксперты рассмотрят, как менялась московская архитектура, быт, культура и наука в период Оттепели. Основной фокус программы в Лектории Музея Москвы будет сделан на московском контексте и социально-городской тематике.

Программа лекционного цикла:

/ 19 января / 19:00

Трансформация городского пространства в период Оттепели: новые архитектурные планы и их реализация, массовое индустриальное строительство, развитие транспорта, масштабное озеленение и новая социально-культурная жизнь Москвы, нашедшая отражение в советском кинематографе.

Лекторы: Анна Броновицкая , историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, автор (совместно с Николаем Малининым) книги “Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991” ; Роман Абрамов , доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ; Андрей Шемякин , кинокритик, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства.

/ 26 января / 19:00

Быт и повседневность «шестидесятников»: переосмысление личного пространства, смена модели брачно-семейных отношений, революция в мебельном дизайне, а также «квартирные выставки» неофициального искусства.

Лекторы: Артем Дежурко , историк искусства и дизайна, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ; Татьяна Дашкова , кандидат филологических наук доцент Высшей школы европейских культур РГГУ, Александра Данилова , искусствовед, заместитель заведующего отделом искусства 19-20 веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.

/ 2 февраля / 19:00

Развитие научно-исследовательских институтов как нового социально-культурного феномена: создание Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, достижения в атомной энергетике, ракетостроении, освоении космоса, радиофизики и других областях знания.

Лекторы: Ольга Казакова , кандидат искусствоведения, историк архитектуры, директор Института модернизма; Анна Котомина , кандидат исторических наук, научный сотрудник Политехнического музея; Александра Санькова , дизайнер, директор Московского музея дизайна.

/ 9 февраля / 19:00

Наука и искусство периода Оттепели, взаимосвязь и отличие этих двух культур: бардовская песня, собиравшие стадионы поэтические чтения, развитие андеграундной культуры, самиздата и другие знаковые социокультурные феномены 1960-х.

Лекторы: Александр Бикбов , социолог, заместитель директора Центра современной философии и социальных наук Философского факультета МГУ, редактор журнала «Логос»; Ольга Герасимова , кандидат исторических наук, младший научный сотрудник кафедры Отечественной истории XX-XXI вв. исторического факультета МГУ; Светлана Бойко , доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы новейшего времени Института филологии и истории РГГУ.

Фестиваль / 28 февраля / 19:00

Москва как арена самых ярких международных культурных событий, фестивалей и выставок: Московский кинофестиваль, Всемирный VI фестиваль молодежи и студентов, Американская промышленная выставка в Сокольниках, открытие театра «Современник» и др.

Лекторы: Анатолий Голубовский, искусствовед, социолог, теле- и радиопродюсер; Юлия Лебедева , искусствовед, куратор музея «Другое искусство», РГГУ; Ирина Чепкунова , историк архитектуры, и.о. руководителя Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева.

*Билеты приобретенные на 16 февраля будут действительны 28 февраля. Если вы не сможете 28 февраля посетить лекцию, то ваш билет будет действителен на любую другую лекцию в течение года.

В 2017 году ведущие московские музеи представят выставки, посвященные послевоенной эпохе: открывшаяся в Музее Москвы «Московская оттепель: 1953-1968», «Оттепель» в Третьяковской галере на Крымском Валу, «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Масштабная образовательная программа фестиваля станет продолжением выставочных проектов музеев и превратится в площадку для открытой дискуссии. Центральная тема Фестиваля, объединившего крупнейшие музее Москвы и Парк Горького — размышление о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе.