Что значит "Поговорка",что значит "Пословица"? Пословицы и поговорки: значение и смысл Ниже среднего поговорка значение

Пословицы и поговорки - жемчужины народной мудрости, которые передаются из поколения в поколение. В них заключены вся истина и опыт, которые проверены за многовековую историю. Люди, переживая горе и печаль, любовь и счастье, ненависть и гнев, юмор и иронию, составляли пословицы и поговорки. С их помощью мы можем понять историю своего рода, ту действительность, которая окружала наших предков. Кроме того, они добавляют выразительности сказанному, углубляют его содержание.

Зарождение жанра

Трудно назвать точную дату создания первой пословицы и поговорки, ведь ходят они в народе с незапамятных времен. Но неоспоримым является то, что на протяжении всей истории они верно сопутствуют своему создателю. Почему же они настолько стойки и просто необходимы в речи и жизни простого человека? Ответ прост - они передают мнение народа, его оценку жизни и наблюдение всего происходящего. Ведь не каждому изречению удалось стать пословицей. Только те, которые смогли согласоваться с мыслями и жизнями большинства людей, пережили тысячелетия и дошли до нас. Пословицы и поговорки доказывать не нужно, они передают твердую истину, прошедшую многие поколения. В былые времена люди не знали грамоты и не могли оставить свою мудрость на бумаге, поэтому они передавали ее из уст в уста. Пословицы и поговорки пропитаны менталитетом народа, его образом жизни, его моралью. Они являются блистательным проявлением творчества наших предков.

Пословица

Говоря о том, что такое пословица, нужно окунуться во времена первобытного строя, ведь именно тогда она и зародилась. Их не записывали, а просто запоминали, поэтому их главной чертой является краткость и точность выражаемых мыслей. Их структура совсем несложная, они состоят из 2 частей. Первая из них передает описание явления или предмета, а вторая - их оценку. Таким образом, что такое пословица, определить не сложно. Это малая форма поэтического творчества народа, краткое изречение, которое имеет поучительный смысл. Это также жанр фольклора, который встречается почти у всех национальностей по всему миру. Интересным является и то, что они имеют похожие по значению пословицы, хотя и живут на противоположных концах нашей планеты. Это показывает, что жизнь людей, даже в непохожих природных условиях и за миллионы километров друг от друга, не такая уж и разная.

Поговорка

Малый жанр народного творчества, который отражает одно из явлений жизни через словосочетание или оборот речи, называется поговоркой. Часто для нее характерен юмористический оттенок. Поговорка метко определяет и оценивает разнообразные жизненные явления. Ее основой являются сравнение, метафора, парадокс и гипербола. Она передает значение того, что хочет сказать человек, не напрямую, а окольно, награждая высказывание некой изюминкой. Она не несет в себе поучительный смысл, а лишь отображает происходящее.

Разница между поговорками и пословицами

Пословицы и поговорки часто путают, ведь они очень похожи между собой. И то, и другое является устойчивым выражением, которое употребляется для усиления смысла сказанного. Поэтому очень часто люди считают, что это одно и то же явление, имеющее разные названия. Конечно же, общие признаки они имеют (краткость, народность, афористичность, меткость), но между ними есть огромная разница. Например, что такое пословица? Это выражение, которое имеет логическое завершение. Оно побуждает к какому-либо действию. Обязательным компонентом также является мораль или поучение, заключенное в это высказывание. Пословицы бывают не только народными, но и часто имеют автора (А. Грибоедов, И. Крылов и т.д.). Поговорка же является кратким народным выражением, которое точно описывает какую-либо закономерность или явление. Она также может быть авторской. В ней нет никакого нравоучения и призыва к действиям. Она просто говорит о случившемся событии. Но есть в народе такие пословицы и поговорки, что определить жанр, к которому они относятся, очень трудно.

Славянские поговорки и пословицы

Русский народ, как один из представителей славян, очень трепетно относится к своим пословицам и поговоркам. Одни из них создавались на протяжении веков, иные были в заимствованы у других народов, но так прижились у нас, что отличить их практически невозможно. Очень часто русские пословицы имеют рифму и состоят из 2 частей. Мораль является обязательной составляющей, и иногда к одному и тому же поучению подходят несколько пословиц. Самыми древними из них считаются те, которые дошли до нас из XII века. Смысл пословиц более высокий и обобщающий, чем в поговорках. Они встречаются уже в «Слове о полку Игореве» и других древнерусских рукописях. С XVII века начали создавать сборники этих народных высказываний. Русские пословицы имеют разное происхождение: часть - творчество простого люда, часть взята из религиозных книг, часть создавали писатели и поэты.

Исследования русских пословиц

В 30-е года прошлого века филолог М. Шахнович занимался исследованием русских пословиц и поговорок. Им было написано две диссертации, которые значительно расширили круг знаний по данному вопросу. Его работа состояла в изучении библиографии по паремиографии (собранию пословиц) и составлении списка источников, который насчитывал 1435 ссылок. Собранные материалы он сгруппировал в 20 разделов в историческом порядке. Он считал, что его работа может быть полезна для изучения истории славянских народов, их семейных отношений и отношений в их обществе. Также он выпустил три сборника пословиц, которые служат хорошим пособием для их изучения.

Таким образом, говоря о том, что такое пословица и поговорка, нужно понимать, что это не одно и то же явление. Они имеют общие черты, но и существуют и кардинальные отличия. Значение пословиц и поговорок глубокое, оно придает речи особый оттенок.

II. Цели и задачи.

Сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе и о товариществе. Попытаемся
ответить на вопросы:

1. Что такое настоящая дружба?

2. Как проверяется она?

3. Кого человек вправе называть своим другом?

4. какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? (проблема)

Во все времена, у всех народов очень высоко ценились дружба, верность,
преданность.

В XII веке Шота Руставели писал: «кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг». В дружной работе, в общем отдыхе, во взаимовыручке народ усматривает силу.

Игра: Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжите.

· Один за всех, все … (за одного).

· Один в поле … (не воин).

· Старый друг, лучше … (новых двух).

· Без беды друга … (не узнаешь).

· Нет друга, ищи, а нашел … (береги).

Народ сложил много пословиц о дружбе. Послушаем объяснение их смысла.

1. Трусливый друг опаснее врага, (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

2. Доброму коню найдется много хозяев, а хорошему человеку – много друзей, (хорошего коня многие хотят купить, а с хорошим человеком многие хотят подружиться).

3. Неверный друг, что дырявая шуба, (в дырявой шубе в мороз холодно, а неверный друг подведет в трудную минуту).

4. Не тот друг кто потакает, а тот, кто помогает, (когда человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле, лучший друг – это тот, кто поможет тебе исправиться и стать лучше).

5. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг, (без надежных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надежным другом).

6. За что друг побранит, за то враг похвалит, (твой враг хорошо видит, что для тебя на самом деле плохо совершать какие-либо недостойные поступки, потому за них он будет тебя лицемерно хвалить, а настоящий друг скажет правду, даже если она неприятная).

7. И много друзей – мало, и мало врагов – много, (много друзей всегда хорошо, а хорошо много не бывает, враг – это всегда зло, а даже маленькое зло – это всегда плохо).

8.Дерево крепко корнями, а человек – друзьями, (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).

9. Дружба, что стекло, расколешь – не соберешь, (разбитое стекло уже не вставишь в окно, если обидишь друга, то можешь потерять навсегда).

10. дружба дружбе рознь – иную хоть брось, (когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют друг на друга, то такая дружба приносит только вред).

11. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью, (надо помнить, что настоящий друг может указать тебе на твои недостатки и недостойные поступки, именно такой дружбой следует дорожить).

12. Горы и камни разрушаются ветром, а людская дружба словом, (обидные и неприятные слова могут разрушить дружбу, поэтому нужно осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).

13. Хочешь дружбы – будь другом, (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся, каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).

"Поговорка " и "Пословица " - это образно и кратко высказанная народная мудрость.

Например :"Волков бояться - в лес не ходить","Какой покров,такая и осень","В ногах правды нет".

По сути для большинства граждан посещающих интернет Пословица и Поговорка - это одно и то же. Однако ученые мужи находят в них множество различий.Если мы откроем краткий словарь литературоведческих терминов,то обнаружим,что "Поговоркой " называют один из видов народного устного творчества,выражение,которое определяет одно из жизненных явлений.
"Пословица " же является кратким изречением по поводу разных жизненных ситуаций,а так же одним из типов устного народного творчества.
Как говорят в народе,найдите в вышеописанных определениях десять отличий(шутка).
Некоторые исследователи склонны считать,что Поговорки не несут поучительного смысла,а Пословицы скорее наоборот.

Примеры пословиц:

  • "На воре и шапка горит "(и что здесь такого поучительного?)
  • "Своя рубашка ближе к телу"
  • "Слезами горю не поможешь"

Примеры поговорок:

  • "Нашла коса на камень"
  • "От сумы и от тюрьмы не зарекайся" . Если эта пословица не несет поучительный характер,то что вообще несет?
  • "Назвался груздём - полезай в кузов"
Поговорками и Пословицами стали не только безродные национальные высказывания,но так же и цитаты из самых известных классических произведений,а в наше время - высказывания популярных актеров из всенародно любимых кинофильмов.

Наиболее цитируемыми произведениями являются:"12 стульев ", "Золотой теленок " Ильфа и Петрова, "Евгений Онегин " Пушкина, басни Крылова,а так же весьма популярные кинокомедии режиссера Гайдая "Операция Ы ", "Кавказская пленница ", "Бриллиантовая рука ".

Если взять такое произведение,как Горе от ума,то тут мы найдем просто кладезь умных Поговорок

  • "Учились бы на старших глядя"
  • "с чувством, с толком, с расстановкой"
  • "Где же лучше? Где нас нет"
  • "Подписано,так с плеч долой"
  • "Счастливые часов не наблюдают"
  • "Чуть свет и я у ваших"
  • "Служить бы рад,прислуживаться тошно"
  • "Ведь нынче любят бессловесных"

Пьеса "Горе от ума" была закончена в 1824 году,но не издать,не тем более увидеть ее на театральных подмостках так и не смог.Цензура была категорически против,поскольку Грибоедов достоверно и подробно раскрывает всю низость бытующих нравов.Однако эту пьесу распространяли сами граждане и это произведение имело огромный успех.Даже Пушкин высказался в том ключе,что мол около половины всех стихов этой замечательной пьесы должно быть раздергано на Пословицы .
Впервые "Горе от ума" увидело свет лишь в 1831 году,да и то изрядно порезанной цензорами.

Все трын-трава

Таинственная "трын-трава" - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава", а тын - это забор. Получалась "трава подзаборная", то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Всыпать по первое число

Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если "наставник" переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Гол как сокол

Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская

Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно "казанская"? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Непутевый человек

В старину на Руси "путем" называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

Шиворот-навыворот

Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Водить за нос

Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Козел отпущения

Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

Точить лясы

Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Тертый калач

В старину действительно был такой сорт хлеба - "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.

Зарубить на носу

Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким - согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера

Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!" На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: "К черту!". И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

Бить баклуши

Что такое "баклуши", кто и когда их "бьет"? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - "баклушечниками", и пошла наша поговорка.

Втирать очки

Как очки можно "втирать"? Куда и зачем? Очень нелепо выглядела бы такая картина. А нелепость происходит потому, что речь тут идет вовсе не об очках, которые служат для исправления зрения. Есть и другое значение слова "очки": красные и черные знаки на игральных картах. Есть даже азартная картежная игра, так и называемая - "очко". С тех пор, как существуют карты, были на свете и нечестные игроки, шулера. Они, чтобы обмануть партнера, пускались на всякие фокусы. Умели они, между прочим, незаметно "втирать очки" - превращать семерку в шестерку или четверку в пятерку, на ходу, во время игры, вклеивая "очко" или замазывая его особым белым порошком. И выражение "втирать очки" стало означать "обжуливать", отсюда родились и другие слова: "очковтирательство", "очковтиратель" - ловкач, который умеет приукрасить свою работу, плохое выдать за очень хорошее.

После дождичка в четверг

Русичи - древнейшие предки русских - чтили среди своих богов главного бога - бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели - четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну - Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" - четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.


Всыпать по первое число
Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если "наставник" переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Все трын-трава
Таинственная "трын-трава" - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава", а тын - это забор. Получалась "трава подзаборная", то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно "казанская"? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Непутевый человек
В старину на Руси "путем" называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Водить за нос
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Козел отпущения
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

Точить лясы
Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Тертый калач
В старину действительно был такой сорт хлеба - "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.

Зарубить на носу
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким - согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!" На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: "К черту!". И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

Бить баклуши
Что такое "баклуши", кто и когда их "бьет"? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - "баклушечниками", и пошла наша поговорка.?